Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Смена командиров

В связи с новыми задачами флота произошла реорганизация на эскадре. В частности, все оставшиеся новые эсминцы типа «Семь-У» и лидер «Харьков» вошли в 1-й дивизион эскадренных миноносцев, командиром которого был назначен Пантелеймон Александрович Мельников. Пришлось расстаться с нашим «батей».

С именем Пантелеймона Александровича связана вся боевая жизнь лидера, и ему тоже было не просто в один день распрощаться со своим кораблем. Получив назначение командиром «Харькова» сразу после вступления корабля в строй, то есть с августа 1939 года, Мельников упорно повышал боевую подготовку лидера в предвоенные годы и достиг значительных успехов. Потому «Харькову» доверено было выйти в первый боевой поход под Констанцу уже 25 июня сорок первого года. А сколько потом совершил он таких походов в Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск, вдоль всего Кавказского побережья в период обороны Кавказа! И всегда на мостике стоял наш командир — подтянутый, строгий, собранный, готовый принять мгновенное решение. Иногда мне казалось, что Мельников обладает удивительным свойством: наблюдая за горизонтом, где каждую минуту мог появиться противник, он одновременно видел все, что делается на корабле. Наверное, потому не было случая, чтобы враг застал нас врасплох. За время нашей совместной службы я хорошо узнал своего командира и оценил его волевые качества, органически сочетавшиеся с дисциплинированностью, партийной принципиальностью и здоровой инициативой. Он удивительно хорошо знал корабль, его людей, вооружение и устройство, помнил все без исключения наставления и документы, действующие на флоте. А в сложные моменты, когда речь шла о жизни корабля или успехе боевой операции, никогда не боялся взять на себя всю ответственность.

Находясь рядом с Мельниковым на мостике во время боя, я мысленно принимал решения за командира, и, не скрою, они не всегда совпадали с тем, что делал Мельников. Анализируя потом, почему командиром было принято «не мое» решение, я должен был признать, что в подавляющем большинстве случаев правым оказывался все же он. В этом не было ничего обидного, зато приносило немалую пользу в повседневных уроках [203] командирского искусства, воли, мгновенной реакции и выдержки.

Личный состав души не чаял в своем командире. На корабле жила вера, что он сумеет найти выход из самой сложной ситуации, что экипажу по плечу самые дерзкие боевые операции. Мельников относился к команде с таким же доверием и отцовской заботливостью. Наш старший писарь Дмитрий Руднев как-то рассказал мне довольно характерный случай. Произошло это в марте сорокового года, сразу после заключения мирного договора с Финляндией, когда с кораблей стали более свободно увольнять матросов на берег. Строевой, как называли краснофлотцев из боцманской команды, Володя Смирнов вернулся с берега чем-то расстроенный. У друзей возникали различные догадки о причине его плохого настроения, но Володя упорно отмалчивался. Все же на следующий день, во время построения, когда бывший комиссар лидера Герман Фомин спросил: «Вопросы есть?», все еще хмурый Смирнов откликнулся: «Есть!» И продолжал: «Почему в прошлом году нам выдавали хорошие ботинки, а сейчас выдали со свиным верхом? В таких по городу стыдно ходить». Комиссару ничего не оставалось, как объяснить, что какие есть, такие и выдали. Однако Мельников сразу после построения затребовал к себе начальника службы снабжения и запретил выдавать «стыдные» ботинки. И тут же написал письмо на имя командира военно-морской базы о своем решении. В ответе командира базы значилось: «Приказываю выдавать». Тогда Мельников написал рапорт начальнику штаба флота, но ответ пришел прежний — выдавать. Мельников пишет рапорта все выше и выше по команде и отовсюду получает один и тот же ответ: выдавать. Такой же ответ он получил и из главного штаба Военно-Морского Флота СССР. Несколько суток Мельников раздумывал, затем изложил всю «эпопею» со смирновскими ботинками и направил письмо на имя И. В. Сталина. Ничего не было около месяца. Наконец пришло типографским способом изданное циркулярное письмо, в котором содержалось строчек двадцать с выводами: «1. Командир Мельников — единственно до конца требовательный командир, прошедший все нижестоящие инстанции. 2. Приказываю: ботинки со свиным верхом с довольствия снять. 3. Объявить Мельникову благодарность. 4. Приказ объявить на всех кораблях ЧФ, отдельных частях и т. д.». [204]

Почему же иногда можно было услышать, что с Мельниковым якобы тяжело служить, что он во все вмешивается? Пантелеймон Александрович был весьма пунктуален и организован, того же требовал он и от подчиненных. Неисполнительности не переносил, понимая, что не выполненный приказ командира в бою может поставить под удар весь экипаж. Однажды на совещании командного состава корабля один из командиров пытался объяснить невыполнение распоряжения тем, что якобы впервые о нем слышит. Мельников тут же сам закупил в корабельном ларьке записные книжки и собственноручно раздал их офицерам. На все последующие совещания в командирскую каюту следовало являться с этими книжками. Что и говорить, неприятно было оказаться уличенным в забывчивости... Действительно, где нужно было, Мельников вмешивался, строго контролировал и спуску никому не давал. Тех же, кто любил корабль, кто ревностно исполнял служебный долг, командир всегда готов был поддержать. Не раз штурман Телятников признавался мне, что в любом районе плавания при любой навигационной и метеообстановке он чувствует себя уверенно.

— Потому, что знаешь: в тяжелую минуту всегда получишь от Мельникова грамотную и квалифицированную помощь.

Мельников хорошо понимал значение боевой и политической подготовки в военное время и систематически, самым серьезным образом занимался ею, требуя и от нас — командного состава — изыскивать малейшие возможности для боевой учебы: будь то в базе или на переходе морем. Учеба давалась, конечно, нелегко, но другого пути для совершенствования боевого мастерства не было. В этом сказывались качества Мельникова как коммуниста и вдумчивого воспитателя. Весьма важно было то, что у командира и военкома Е. Ф. Алексеенко сложились теплые товарищеские отношения. Мельников хорошо понимал роль и значение партийной и комсомольской организаций на корабле, лично принимал самое активное участие в их работе, поддерживал постоянный контакт, нацеливал на решение задач и сам получал от коммунистов и комсомольцев большую помощь. С полным правом можно сказать, что П. А. Мельников был передовым командиром на эскадре, и потому лидер «Харьков» пользовался заслуженной репутацией боевого корабля, способного выполнить любую боевую задачу. [205]

Таким Пантелеймон Александрович остался на всю жизнь. С должности командира дивизиона миноносцев он ушел командовать на крейсер «Красный Крым», закончил Военно-Морскую академию, был начальником одного из отделов штаба Балтийского флота, начальником штаба Тихоокеанского флота, занимал ряд других ответственных постов. Сейчас вице-адмирал в отставке Пантелеймон Александрович Мельников живет в Москве и продолжает трудиться в народном хозяйстве. Работа его по-прежнему связана с морем. Да и характер мало в чем изменился.

...После ухода Мельникова с корабля мы не без волнения гадали, с кем нам придется служить. Хотелось, чтобы корабль перешел под начало, достойное прежнего командира. Вскоре стало известно: командиром к нам назначается капитан 3-го ранга Петр Ильич Шевченко. Меня уже сводила судьба с этим человеком — мы одновременно учились на СКУКСе в 1936–1937 годах, только Шевченко специализировался как минер. Сразу же после курсов он был направлен на Черноморский флот, где, благодаря незаурядным способностям, через три года стал командовать эсминцем «Дзержинский». На нем Шевченко встретил войну, участвовал в обороне Одессы и Севастополя. На заключительном этапе обороны Севастополя Шевченко был переведен командиром на эсминец «Свободный», который достраивался во время войны и вступил в строй весной 1942 года. Как я уже упоминал, «Свободный» героически погиб в Севастополе. Погибло на нем пятьдесят шесть человек, многие из членов экипажа были ранены, в том числе и сам командир. Однако Шевченко не покинул корабль до тех пор, пока не сняли команду.

И вот теперь, после продолжительного лечения, прямо из госпиталя Петр Ильич прибыл к нам на лидер. Что ж, замена достойная. Это был хотя и молодой, но уже опытный командир, уверенно державший себя на мостике, четко отдававший команды при швартовке. И швартовался он отменно. А лидеры этого типа довольно капризные корабли: из-за высокого ходового мостика и палубных надстроек во время непогоды их быстро сносит ветром, что затрудняет маневры. Мельников всего лишь раз сходил с нами в море и остался доволен новым командиром «Харькова».

Новый командир пришел на корабль в самый разгар [206] битвы за Кавказ. В ходе наступления на Новороссийск и Туапсе немцы захватили Анапу. Шли упорные бои в Тамани. В эти дни лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный» дважды привлекались для огневой поддержки защитников Новороссийска. В ночь с 1 на 2 сентября «Харьков» обстреливал скопление войск и боевой техники противника у станции Наберджаевская, а «Сообразительный» вел огонь по станице Нижняя Баканская. В следующую ночь «Харьков» обстрелял станицу Красно-Медведковскую (Раевская), а «Сообразительный» — Верхнюю Баканскую. В первую ночь обстрел вели с ходу, во вторую — стоя на якоре, по площадям. За две ночи мы выпустили по противнику 374, «Сообразительный» — 222 снаряда. Выходы в море прошли без особых помех со стороны фашистов, хотя в небе и появлялись самолеты-разведчики. Экипаж лидера действовал, как всегда, четко, грамотно и решительно.

Судя по данным, опубликованным в сводках Советского Информбюро 4 сентября 1942 года, стрельбы обоих кораблей прошли успешно. Противнику был нанесен существенный урон в живой силе и технике. Об этом же писал в своей книге воспоминаний «Битва за Кавказ» Маршал Советского Союза А. А. Гречко: «Гитлеровцы, обходя укрепленные узлы, с утра 4-го сентября при помощи авиации и танков пытались прорваться в Новороссийск со стороны Наберджаевской. В контратаку совместно с 1-й сводной бригадой был брошен полк морской пехоты. Их активно поддерживала береговая и корабельная артиллерия. Лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный» произвели огневой налет, выпустив сотни снарядов по скоплениям вражеских войск. Об эффективности этого артиллерийского налета говорит запись в журнале боевых действий группы армий «А» от 4-го сентября: «Противник вел концентрированный огонь тяжелой артиллерией с военных кораблей и причинил нашим частям большие потери»{7}.

Выполняя задание командования, «Харьков» и «Сообразительный» с 7 по 8 сентября перебрасывали из Поти в Геленджик 327-й полк морской пехоты и боеприпасы. Затем возвратились в Батуми.

За время этих походов и боевых выходов экипаж привык к новому командиру. Шевченко уверенно стоял на [207] мостике, покуривая трубку, и вел себя так, будто проходил на лидере всю свою жизнь.

Перед боевыми походами на «Харькове» проводилась большая партийно-политическая работа. С нами в море шел старший инструктор политуправления флота по комсомолу товарищ Шкадиев, оказывавший практическую помощь и военкому лидера Е. Ф. Алексеенко, и секретарю комсомольского бюро старшему краснофлотцу Д. А. Кулешову. Только за первую неделю сентября было подано двадцать девять заявлений о приеме в партию. Комсомолец Лещенко в своем заявлении писал: «Идя в бой против коричневой чумы, хочу достойно выполнить свой долг перед Родиной, перед партией Ленина и, если погибну, прошу считать меня коммунистом».

Подали заявление в партию отец и сын Щербины.

Об этих двух моряках скажу подробнее. Родом они были из Днепропетровска, работали на заводе имени Петровского. Когда сыну Ивану пришло время выполнить священный долг перед Родиной — стать на защиту ее рубежей, попросился во флот: и дед, и дядя, и отец были моряками. Максим Гаврилович Щербина служил еще на «Авроре» комендором, участвовал в аресте старого командования крейсера, стрелял по Зимнему. Позже находился в охране Смольного, видел Ленина, был свидетелем рождения первого пролетарского государства. Демобилизовавшись в двадцатых годах, вернулся в родное Приднепровье, стал металлургом, вальцовщиком. С гордостью проводил сына на флот. А через год грянула война. Не дожидаясь повестки из военкомата, старый моряк сел в поезд и добрался до Севастополя. Здесь сына он не застал: «Харьков» был тогда в походе под Констанцей, но Максим Гаврилович не стал терять зря времени и обратился к командованию флота с просьбой назначить его на тот же корабль, где плавал сын. Так бывший комендор с «Авроры» Максим Щербина оказался на лидере «Харьков» и стал воевать плечом к плечу с сыном. Оба они были расписаны на одном посту — наводчиками у 37-мм автомата. Служили образцово, автомат всегда отличался высокой боеготовностью, и экипаж лидера весьма уважал и сына, и отца.

Вскоре после прихода на лидер я обратил внимание на пожилого комендора и, узнав, кто он, постарался несколько облегчить его бытовые условия — предложил перейти из общего кубрика в кубрик старшин-сверхсрочников. [208] Максим Гаврилович поблагодарил, но пожелал остаться со своим сыном. Зато какой гордостью светилось лицо этого скромного и трудолюбивого человека, когда командир перед строем вручил Максиму Щербине орден Красного Знамени, а Ивану — медаль «За боевые заслуги»...

А вот еще пример боевого духа, каким пылали в напряженные месяцы обороны Кавказа наши краснофлотцы. Перед боевым выходом артиллерийский электрик Николай Набока подал докладную на имя военкома лидера. «Прошу вас, — писал Набока, — разрешить мне послать в канал ствола орудия хотя бы 3 снаряда, чтобы они рвали фашистов на куски, чтобы они знали, что бьет их черноморец за свой родной город Новороссийск, за издевательства над советскими людьми в захваченных районах, за людей, проданных в рабство. Моя боевая техника еще ни разу не выходила из строя и сейчас не требует ремонта, готовая в любую минуту работать безотказно. Я ее берегу и держу в полной боевой готовности, ибо она бьет врага. Прошу не отказать в моей просьбе послать в канал ствола хотя бы три снаряда для зверя-фашиста».

Подобными настроениями жил весь флот. Потому в течение всего периода обороны Кавказа противнику так и не удалось использовать Новороссийск в качестве своей военно-морской базы, хотя он и захватил город после ожесточенных боев 10 сентября. Восточная часть Цемесской бухты удерживалась нашими войсками, и это позволило полностью контролировать вход в бухту и порт, поскольку весь этот район был в зоне действия нашей береговой артиллерии. Дальше мы не отступили ни на шаг, не отдали ни одного порта, ни пяди прибрежной полосы. Наступили дни перелома в битве на Черном море.

Однако в середине октября, накопив силы, фашисты предприняли второе наступление на Туапсе. Над этим важным для флота портом снова нависла угроза.

Как-то в Поти, улучив свободную минуту, я зашел навестить своего старого друга Славу Тлиапа, руководителя одного из промышленных предприятий города, старого коммуниста, участника гражданской войны, заслуженного труженика. Это был смелый, прямой и душевный человек. После взаимных приветствий он спросил напрямик:

— Как флот оценивает сложившуюся обстановку?

Попробовал отшутиться: [209]

— Ветер крепчает, над аулами пахнет грозой!

Но когда увидел из-под густых черных бровей пронзительный серьезный взгляд, в котором читались боль и тревога, понял: сейчас ему не до шуток. Я рассказал о тревожном положении на туапсинском направлений.

— Значит, не зря мы тут с бывшими фронтовиками гражданской войны собираемся создать горный партизанский отряд. Будем бороться с захватчиками.

Я согласился — ведь неплохо, что они заблаговременно готовятся ко всякого рода неожиданностям. К счастью, до этого дело не дошло.

Чтобы поддержать наши войска, корабли эскадры интенсивно перебрасывали из Поти подкрепление в Туапсе. Доставленные части прямо с причалов уходили в бой и смелыми атаками заставили противника по всему фронту перейти к обороне. Только за три похода из Поти в Туапсе мы доставили 10-ю стрелковую бригаду — 3500 человек, 24 орудия и 40 тонн боеприпасов; горно-стрелковую дивизию; 9-ю гвардейскую стрелковую бригаду — 3180 человек, И орудий, 18 минометов, 40 тонн боеприпасов и 20 тонн продовольствия. Насколько важными были бои за Туапсе, можно судить хотя бы по тому, что каждый день сводки Совинформбюро начинались известиями о Сталинградской битве, а вслед сразу шли сообщения о боях под Туапсе. Образованный еще в августе Туапсинский оборонительный район, которым командовал контр-адмирал Г. В. Жуков, стойко защищался: три попытки противника захватить Туапсе провалились одна за другой. Черноморская группа войск Закавказского фронта начала наносить такие сокрушительные контрудары, что уже к началу декабря стало ясно: враг в Туапсе не прорвется. [210]

Дальше