Мы специалисты:
В марте нас перевели на практические работы. Стало куда интереснее. Мы получили в руки настоящие напильники, настоящие зубила и настоящие молотки. Теперь мы пилили, резали, рубили самое настоящее железо.
Сначала нам была дана задача: из кусочка полосового железа сделать прямоугольник и обработать обе его стороны «под плиту». Инструктор показал плиту. Ее отполированная, как зеркало, поверхность покрывалась слоем разведенной синьки. Готовую пластинку нужно положить на эту плиту и несколько раз кругообразно потереть. Если пластинка обработана правильно синька, покроет всю ее поверхность, если же нет то будут окрашены только выпуклости.
Ну, это ерунда! загалдели ребята. Сделаем! Я был такого же мнения.
Заскрипели напильники, запахло паленым железом. Хорошо!
На зависть товарища у меня раньше всех определились контуры пластинки.
Справа от меня трудился Сафаров Ахмет. По тому, как он работал, было видно, что человек никогда не держал в руках напильника. У меня уже почти вся пластинка [55] опилена, а он еще только вторую грань обрабатывает.
Я показал ему свою работу:
Ахмет, смотри, а у меня уже почти готово!
Ахмет широко улыбнулся. У него были ровные белые зубы и добрые добрые глаза, и когда он улыбался, то казалось, что все вокруг словно позолотой покрывается.
А-а-а, Карашо, карашо, сказал он. Твоя бистра работаешь, я так не умей.
Я снова зажал пластинку в тиски и несколькими взмахами напильника выровнял четвертую грань. Кажется, все. Теперь надо обрабатывать плоскость. Под плиту. Ах, да забыл! Надо же, проверить углы:
Ахмет, подай, пожалуйста, угольник. Рахмат. Спасибо.
Я оглянулся: нет ли где поблизости Николая Степановича. Нет? Жаль. Он бы непременно похвалил.
Приложил угольник к пластинке и тут же, как бы для того, чтобы лучше разглядеть ее, повернулся к Ахмету спиной. Стыд ожег мне щеки огнем: угол получился тупой! Приложил к другой стороне острый! Вот тебе раз! Не так-то, оказывается, просто сделать под угольник, а как же тогда под плиту?..
Три дня провозился я со своей пластинкой, добиваясь ровной поверхности. Принес ее домой, показал отцу. Тот надел очки, взял металлический угольники, держа пластинку на уровне глаз, провел им по поверхности. Лицо его выразило удивление. Я зарделся от удовольствия: сейчас он меня похвалит! Отец провел еще раз, задумчиво снял очки:
Да, сынок, работа редкостная. И как это ты умудрился вынуть середину и не тронуть края?
Я торопливо засунул плитку в карман.
Эти дни, работая у тисков, многие, как бы невзначай, становились спиной к инструктору, когда он проходил по рядам. Но у того глаз острый:
А ну, покажи!
Курсант краснел и готов был провалиться сквозь землю.
То-то! А вы говорили ерунда.
Плитку я все-таки сделал. Другую. И взялся за рейсмус. А медлительный Сафаров, между прочим; сделал, уже рейсмус и взялся за плоскогубцы. Поделки его были самые лучшие и пошли на выставку. [56]
Ювелирная работа! Так отозвался о поделках Ахмета Николай Степаныч. Золотые руки!
Апрель. Припекает солнце. С могучих тополей падают лохматые сережки. Шумит молодая листва, покрытая клейким глянцем. Из густой травы тянет горячей влагой и волнующе-вкусно пахнет грибами.
Учеба наша кончилась. Завтра на работу. Уже объявлен приказ о присвоении нам звания «младший авиаспециалист» и о распределении по бригадам и цехам. Все разбились по группам. Вон там, в тени акаций, лежат будущие клепальщики, у кузницы расселись завтрашние мотористы. Мастера паяльного дела ушли в медницкий цех. Ахмет Сафаров один из всех! пошел в техническую лабораторию. Парень, пришедший из кишлака, откуда-то из-под Ангрена, оказался настоящим мастером. С ним начальство носится. Говорят: «Подает большие надежды» и послали на выучку к мастеру-лекальщику.
Я сборщик. Сборщики самолетов, пренебрегая скамейками, стоящими в тени тополей, разлеглись на траве. Вон они самолеты! Разных конструкций и назначений. Поцарапанные, грязные, кое-как укрытые рваными чехлами. Все они пройдут через наши руки. Мы их разберем, рассортируем по частям, и каждый из нас будет делать свое дело. Георгий Дубынин, на пример, клепальщик. Он «разошьет» самолет, сняв с него старую алюминиевую обшивку, и когда обнаженный скелет фюзеляжа, его стальные узлы и рамы побывают в руках слесарей, снова обошьет его серебристым алюминием. Остальное сделают сборщики. Они соберут из разных цехов все «кишочки» самолета и начнут их собирать воедино. Да! Еще мотор! Это самая важная часть самолета его сердце. Тут нужно особое мастерство. Кирилл пошел в моторный цех. У него хватка моториста и, кроме того (а это было, пожалуй, для него самым главным), там выдают красивую спецовку: кожаное пальто-реглан на меховой подстежке, а тем, кто работает на стенде, шлем с очками и перчатки с крагами.
Появился Николай Степанович. Одет по-летнему, во всем белом: белые брезентовые туфли, белые брюки, рубашка-косоворотка, вышитая украинским орнаментом, шелковый витой поясок с кисточками; на голове непривычная для нас белая фуражка. Глаза веселые, добрые.
Сбежались ребята, окружили, радуются: [57]
Здравствуйте Николай Степаныч!
Здравствуйте, ребята! Попрощаться пришли?
Попрощаться. Спасибо вам за все!..
Сорокин растроган, взволнован не меньше нашего.
Ну, что вы, что вы! Это вам спасибо, что хорошо учились.
Он сел на скамью, широким жестом пригласил нас. Мы уселись вокруг. Густо пахла примятая трава, шелестели, листвой тополя, лучики солнца пучками игл пронизывали ветви, все сияло, искрилось, радовалось с нами: мы специалисты!
Я и наш секретарь комсомольской организации Сазонов попали в бригаду Александра Овчинникова. Не очень-то мы обрадовались такому назначению: никто так не смеялся над нами, как он, но, вспомнив про его падение тогда в ангаре со стремянки, мы утешились: в случае чего можно будет и напомнить ему.
Все, конечно, было непривычно для нас, когда мы пришли на работу. Битый час искали бригадира. Наконец нашли в курилке. Увидев нас, он криво ухмыльнулся, бросил окурок в бочку с водой и нехотя поднялся. Он был еще молодой, но как-то по-стариковски развинчен. Высокий, костистый, с рябым квадратным лицом и невыразительным взглядом зеленоватых глаз.
Пришли, работнички? сказал они, сплюнув в бочку, полез пятерней себе под кепку. Всем своим видом он так и старался показать, что мы ему вовсе не нужны и в общем-то даже в тягость. Ну, ладно, пошли уж... получать инструмент.
И тут я вспомнил другого бригадира богатыря Сергея Одинцова, и как он встретил меня, и как выдавал мне «струмент», первый в моей жизни. Сейчас я буду получать уже «инструмент», и уже в другие руки. Николай Степаныч научил нас владеть атрибутами слесарного дела. Молоток, зубило, напильник, гаечный ключ, ножовка, дрель все ловко вливалось в ладонь.
Овчинников подвел нас к инструментальной, заполнил бланк требования на два комплекта инструмента. Пожилой кладовщик с длинным морщинистым лицом, в черном халате и в очках, едва державшихся на кончике острого носа, брякнул на стойку две новеньких запломбированных брезентовых сумки:
Получайте, молодые люди!
Спасибо.
Я не без трепета взял в руки тяжелую сумку. От нее, [58] остро пахло брезентом, железом, маслом и чуточку грушевой эссенцией. Как мне хотелось поскорее посмотреть, что там? А. бригадир скребет пятерней в затылке. Наконец он полез в карман потертых штанов и вынул связку ключей. Выбрал один, с погнутым колечком, отцепил, протянул не глядя неизвестно кому:
Это вам.
Алексей взял ключ.
Наша кладовая номер два... Гм... Отоприте ее, и там... Э-э... переберете инструмент.
Говорил он медленно, тягуче, с паузами и раздражающе гмыкал, а мы стояли, как на раскаленных углях: нам бы работать поскорее!
На комсомольском собрании мы. постановили: утереть нос (это, конечно, в протоколе не было записано: «утереть», но смысл остается), утереть нос тем, кто над нами смеялся, когда мы упражнялись с деревяшками, и, работать так, как нас учил Константин Петрович: не швырять детали на пол, как это, мы видели, делают некоторые работнички, бережно относиться к горючему и смазочному (а то мы сами видели, как они бензином сурков из нор вымывают и масло льют направо и налево), поддерживать в кладовых и возле стоянок идеальный порядок и чистоту, строго соблюдать противопожарные правила и, составив график работ, выпускать самолеты из ремонта не через три-четыре месяца, как они делают это сейчас, а по крайней мерев два раза быстрее.
Настрой у нас был самый боевой, а тут вот стой и смотри, как бригадир скребет себе затылок.
Наконец он что-то придумал:
Ну вот, э-э-э... Гм... На сегодня все. А сейчас я. Гм... Поеду... Э-э-э... Вулканизировать камеры.
Мы с Сазоновым оторопело переглянулись.
И это все? удивленно переспросил Алексей.
Все, равнодушно ответил бригадир. А тебе что, мало? Гм Завтра начнем разбирать во-он ту... калошу, Ю-21. Пока! И, повернувшись, зашагал прочь. Да! вдруг обернулся он. Инструмент числится за вами, так что-о... смотрите за ним в оба.
Как это «в оба»? торопливо спросил я. Воруют, значит?
Ну, зачем воруют! ухмыльнулся бригадир. Берут. У раззяв. Ясно? [59]
Куда уж ясней, согласился Сазонов. Ну и ну-у-у.
Длинная пристройка у высокой кирпичной стены ангара разделена на секции это и были кладовые бригад, где уже копошились наши ребята.
Ржавый висячий замок долго не поддавался нам, пока мы не догадались окунуть ключ в стоявшую возле порога баночку с маслом.
Кладовая нас разочаровала. Замусоренный стружками земляной пол, поросший вдоль стен свинороем. Верстак с тисками завален разным металлическим хламом, по стенам стеллажи, тоже с хламом. (А Знаменский нам говорил о культуре рабочего места!) Прямо у входа опрокинутое вверх дном ведро, наверняка заменяющее скамью, потому что тут же лежал противень с разными болтами, болтиками, шайбами, шплинтами, а рядом втоптанный в землю окурок, который немало нас удивил: значит, здесь, в нарушение правил противопожарной безопасности, еще и курят?!
Мы с Сазоновым молча переглянулись и без слов поняли друг друга. Нам нужна была работа? Вот она!
Изрядно устав, управились только к концу рабочего дня, зато кладовая стала любо посмотреть!
Бригадира мы я этот день так и не видели, о чем, впрочем, и не сожалели.
Молодой, человек, вам надо летать!
Утром, словно сговорившись, мы пришли на работу почти одновременно. Бригадир чуть-чуть нас опередил. Он подошел к кладовой, отпер замок, открыл дверь. И тут же, отпрянув, закрыл. Лицо его выражало удивление. Посмотрел на ключ, на замок, отошел шага на три, отсчитал двери: все правильно вторая! Снова открыл и несмело, как в чужую, перешагнул через порог.
Буркнув что-то нечленораздельное в ответ на наше «Здравствуйте, Александр Васильевич!», он переоделся и, рассовав по карманам инструмент, молча вышел из кладовой.
У меня защекотало под ложечкой от обиды, а у Сазонова задергались щеки. Мы ждали похвалы, а вместо этого такое безразличие!
Мы взяли свои сумки.
Пошли уж...
Пошли. [60]
Овчинников лениво сдергивал с самолета чехлы.
Прикатите бочку, сказал он в пространство. Бензин слить..
Я кивнул Алексею и побежал за бочкой. Прикатил, подогнал ее под самолет, отвинтил пробку и вспомнил: шланг с воронкой лежат в кладовой. Сбегал, принес. Один конец шланга сунул в отверстие бочки, другой, с воронкой, прилепил к сливной трубке.
Овчинников с Алексеем, стоя на стремянках, выдергивали шпильки из моторного капота.
Можно сливать, Александр Васильевич? спросил я.
Сливай, глухо ответил тот. Знаешь как?
-Знаю.
Удивительно!
«Ладно, ладно, куражься,. куражься, будет и на нашей улице праздник», подумал я, забираясь в пилотскую кабину.
Пока мы учились, я много раз побывал в этом святилище. И всегда меня охватывало глубокое волнение. вот и сейчас пилотское кресло с привязными ремнями, ручка управления, педали, сектор газа и опережения, приборная доска с поникшими стрелками и запах, свойственный только самолету, все это такое желанное!.. Я зажмурил глаза и представил себя в полете. Реально представил, без сомнений: а, смогу ли я управлять самолетом? Смогу! Мне бы только в школу попасть...
Открыл кран, прислушался: бензин, журча и хлюпая, полился в бочку. Все в порядке!
Раскапоченный Ю-21, высоко стоящий на несуразно голенастых шасси, стал похож на насекомое богомола, а мы на хирургов, копошащихся в его «кишочках». «Кишочек» было много, и все их надо было аккуратно отсоединить.
Мы подготавливали к съемке мотор и сейчас делали каждый свое дело. Овчинников обмяк. Сначала он со скептическим недоверием смотрел, как мы работаем ключом и отверткой, и лишь часа через полтора, хмыкнув, сказал одобрительно: «Ничего пойдет». И потом только изредка давал короткие команды: «Поддержите снизу! Гм. Так, хорошо! А теперь осторожно бородком!..»
Сам он работал быстро и красиво. Движения его рук были точны. Уж если он накладывал ключ на головку [61] болта, то сразу без примерки, а отвертка так и мелькала у него в пальцах, словно сверло в головке дрели.
Уже к обеду у нас наладились молчаливо-добрые отношения, и, когда прозвучал гонг, бригадир, словно бы нехотя, слез со стремянки и, вытирая ветошью руки, сказал с ноткой удивления в голосе:
Ну и ну-у-у! Гм. Что-то мы сегодня много сделали.
Самолет мы разобрали за четыре дня и все его «кишочки» в укомплектованном виде разнесли по цехам. И во всех цехах уже трудились наши парни. И было так приятно, когда подходит к тебе мастер, какой-нибудь твой дружок по курсам; в фартуке и рукавицах, И этаким солидным баском: «Здорово, браток! Ну, что туту тебя? Ага бензомасляная проводка! Бирку прицепил? Хорошо: отожжем, припаяем, сделаем новую. Будь спокоен выйдет первый сорт!»
Мы приступили к разборке второго самолета, когда к исходу дня в воздухе появился какой-то невиданный мною пассажирский самолет. Сделав над аэродромом круг, он плавно приземлился и, подрулив к нам на стоянку, выключил мотор. Четырехлопастный воздушный винт, покрутившись с тихим шуршанием, остановился. Открылась дверь. Надтреснуто звякнув, опустилась на землю алюминиевая лесенка, по которой солидно сошел невысокого роста, лысый, с одутловатым лицом и заметным брюшком пожилой человек.
Летчик, сказал Овчинников. Семенов. Гм! Интересно не набрался! Трезвый, как стеклышко. Удиви-тельно!..
Семенов, не оглядываясь, направился в мастерские, а в проеме двери появился второй человек, сухопарый, высокий, в пенсне. Белая рубашка аккуратно заправлена в брюки, черный галстук, фуражка с эмблемой.
Бортмеханик, с почтением в голосе сказал Овчинников. Петровский. Умница и летает хорошо.
Как летает?! удивился я. Водит самолет?
Да, а что же? Нужда научит.
Какая нужда? не понял я.
Выпивоха этот Семенов. Пьет прямо в полете. Наберется до беспамятства и укладывается спать, а Петровский ведет самолет. Сам взлетит, сам и посадит. Умница, одним словом.
Петровский, легко сойдя на землю, принялся засучивать рукава. Увидел нас, махнул рукой:
Ребята, помогите зачехлить машину! [62]
Мы с Алексеем кинулись наперегонки.
Самолет носил красивое название: «Дорнье Меркурий». Он и сам-то был красив. Толстое гладкое крыло с округлыми мягкими формами несло под собой объемистый и тоже гладкий фюзеляж с квадратными окнами иллюминаторами. Эта гладкость придавала самолету ощутимую легкость, изящество, и стоявший рядом с ним весь гофрированный Ю-21 казался грубой, неотесанной железкой, которую если и можно было как-то сравнить с «Дорнье», то лишь только для того, чтобы удивиться и как это такой кусок гофрированного металла может подняться в воздух?!
Петровский, и сам изящный, сверкая стеклами пенсне, помогал нам разобраться в аккуратно сложенных чехлах. Сам подтаскивал стремянку, взбирался на нее и ставил струбцинки на элероны, на руль поворота и рули высоты. Все это он делал легко, красиво, привычно, разговаривая при этом с самолетом, как с живым:
Ну вот, мой хоро-оший, сейчас мы тебя при-и-вя-ажем, закрепим рули...
Я смотрел на Петровского, как на чудо, спустившееся с неба. Он заметил это, пытливо взглянул на меня и, ткнув мне пальцем в грудь, вполне серьезно сказал:
Молодой человек! У вас много восторженности. Это хорошо. Вам надо летать! И, отвернувшись, засвистел веселый мотивчик. А потом ушел, вежливо распрощавшись и оставив в моей душе бурю неосознанных чувств.
Теперь каждый день, работая, я то и дело посматривал на «Дорнье». Он стоял рядом с нами и был мне почему-то близким, волнующим, родным. То ли меня покорял его необычный четырехлопастный винт, то ли оттого, что в ушах моих все еще звучали слова бортмеханика Петровского: «Молодой человек, вам надо летать!»
Мне очень хотелось побывать в кабине «Дорнье», посидеть в кресле пилота, потрогать рули управления, посмотреть на приборы, вдохнуть в себя запахи кабины, от чего так сладко кружится голова.
Мы с Овчинниковым отвинчивали систему бензопровода. Бригадир лежал в фюзеляже Ю-21 и плоскогубцами придерживал гаечки, а я снаружи орудовал отверткой.
Слушай, прогудел из фюзеляжа бригадир. Чуть не забыл! Завтра мы будем снимать мотор с «Дорнье», вот тебе... Гм... ключ от него. Там в багажнике [63] лежат компрессии, сходи и принеси парочку. Гм!.. Гм!..
И просунул мне ключ в щелочку.
Забыв обо всем на свете, я жадно схватил маленький плоский ключик.
Да быстрей поворачивайся! кричит бригадир.
Я хотел побежать, да спохватился: «Стоп!.. Компрессия... Две компрессии... Чего он городит?! Компрессия, это когда оба клапана в цилиндре мотора закрыты и поршень сжимает засосанную смесь. Вот что такое компрессия! Ее нельзя принести, и она не измеряется штуками. Ясно он меня разыгрывает!»
Александр Васильевич! жалобным тоном взмолился я. Пойдемте вдвоем, а то я один не донесу...
А ты по одной! кричит бригадир.
Все равно не донесу, они тяжелые...
Овчинников смеется:
Ну, тогда иди просто так, посмотри самолет, а я пойду перекурю.
Мы пошли вдвоем с Алексеем. Я отпер дверь. На нас пахнуло жаром нагревшегося от солнца пассажирского салона и целым букетом прочных авиационных запахов.
Лесенка лежала тут же. Я приставил ее и первым шагнул в салон. Ноги мягко ступили на широкую ковровую дорожку, устилавшую пол между двумя рядами пассажирских кресел, искусно сплетенных из тонких ивовых прутьев. Квадратные иллюминаторы задернуты шелковыми занавесками, что создавало в салоне таинственный полумрак. Впереди виднелась полуоткрытая дверь пилотской кабины. Чуть поскрипывал под ногами пол. С бьющимся от волнения сердцем я вошел в кабину пилота. От наброшенных снаружи чехлов здесь было почти темно, но я хорошо разглядел большую приборную доску с круглыми циферблатами термометров, манометров, высотомеров. Два сиденья, два штурвала. Под сиденьями бензиновые баки, выкрашенные ярко-желтой краской.
Осторожно, как святыню, тронул штурвал, погладил кожаную спинку сиденья, подушку, привязные ремни, секторы управления мотором. Здесь сидел летчик. Он пользовался этими ручками, держал штурвал, смотрел на эти приборы. Через эти стекла он видел сверху города, села, реки. Смотрел на горы и пустыни...
Осмелев, я забрался в кресло пилота, поставил ноги на педали ножного управления, обеими руками, чуть [64] только, слегка, взялся за штурвал. Вот она моя, мечта!..
Меня привел в чувство будничный голос Сазонова:
Ничего машина! Пойдем отсюда, жарко тут.
Заусенцы в работе
У Сазонова украли разводной ключ и плоскогубцы. Ну, только что вот положил на стремянку и нету! Стали вспоминать, кто здесь был, кто проходил. Многие были, многие проходили, разве всех упомнишь?
Ребята всполошились неприятно. Старые работники, у которых тоже стал часто пропадать инструмент, обвиняли цитовцев: «Ваши воруют!» «А что, до нас все гладко было? огрызались ребята. Тоже воровали!» «Воровали, да не так. Редко, по мелочам. А тут уж вон какой размах»
В обеденный перерыв собрались в курилке. Сидим, гадаем кто? Дубынин хмурится, ворчит: «Заусеницы в работе. Наш, не наш надо поймать. Кто возьмется за это дело?»
Решили, что комсомольцы все в ответе за это воровство. Всем и надо проявлять бдительность.
А мы с Сазоновым вспомнили одну историю и, поразмыслив, сошлись во мнении, что вором может быть цитовец из четвертой сборочной бригады Колька Жиганов, по прозвищу Хорь. Препротивная личность! Лодырь несусветный, балаболка и циник. Сидим мы, например, в кладовой, сортируем ролики и болты, а он тут как тут! Сядет на ведро, как на горшок, и пошел трепать. И намекали ему, и прямо говорили: «Иди, не мешай, надоел!», а с него как с гуся вода. Однажды сел так, провалился в ведро и застрял. Противно.
Решили мы тогда проучить болтуна. Подсоединили к ведру длинный провод, замаскировали его и на другом конце, за углом сарая, пристроили пусковое магнето: покрутишь ручку возбуждается ток, слабый слабый, лампочку от карманного фонарика не зажжет, а по напряжению высокий, до 12 тысяч вольт. Бьет сильно, но совершенно безопасно.
Сидим, перебираем болты. Ведро рядом стоит, ждет своей жертвы. Приходит Кирилл и на ведро! Мы с Алексеем прыснули смехом.
Кирилл насторожился: [65]
Чего вы?
Пришлось открыть секрет. Кирилл расхохотался и пересел на ящик.
На наш веселый шум появляется фигура. Он! Рыжий, волосы сосульками, глаза зеленые, быстрые.
Чего смеетесь? и тут же на ведро. Уселся плотно, заулыбался. Хо-орошее кресло! Гы-гы!.. Хотите, новый анекдот расскажу? В некотором царстве, в некотором государстве...
Знаешь что? перебил я его. Катись-ка ты отсюда со своими анекдотами! Что тебе работы нет?
Жиганов живо повернулся вместе с ведром.
А работа дураков любит! нагло отозвался он.
И еще от работы лошади дохнут. Гы!
Ну, как хочешь, сказал я. Мое дело тебя предупредить. И кивнул Сазонову. Тот поднялся, перешагнул через порог.
Жиганов проводил его взглядом сожаления: уходит слушатель, а ему так хотелось поскорее рассказать анекдот!
Ты скоро?
Сейчас, обернувшись, хохотнул Алексей. Ну, прямо вот только за угол зайду.
А-а-а, понимающе закивал Жиганов. Валяй.
Валяю! уже издали отозвался Алексей.
Кирилл помирал со смеху:
Ну, Колька, так, значит: «Жили-были...»
Жиганов, поблагодарив Кирилла взглядом, положил ногу на ногу и, еще плотнее утвердившись в ведре, привалился спиной к полке.
Ну, так вот, слушайте: «В некотором царстве, в некото...»
В ту же секунду, дико заорав, он неистово дрыгнул ногами, вместе с ведром взлетел вверх, упал и, продолжая вопить, на четвереньках вылетел за дверь. Потом, уже издали, он поносил нас разными словами и обещал, что мы попомним этот случай.
Больше он к нам не показывал носа. И вот эта досадная пропажа! Мы с Сазоновым догадывались, что это была месть Жиганова. Пока пострадал Сазонов, значит, теперь очередь будет за мной? А нельзя ли как-то эту версию использовать? Пойти ему навстречу? Положить на виду инструмент и откуда-нибудь подкарауливать?
Надо опять магнето применить, предложил [66] Алексей Чтобы схватил и заорал, а то так-то рискованно слизнет, и будь здоров!
Так и решили. Раздобыли длинный провод, один конец присоединили к фюзеляжу своего самолета, который распластав крылья, лежал без шасси на козелках, другой протянули к стене ангара, где в стеллажах стояли старые крылья от самолетов К-5. За крыльями и сделали наблюдательный пункт.
Разложив инструмент на крыле, Алексей залез в фюзеляж, а я с магнето примостился за крыльями. Отсюда мне все было видно хорошо: и крыло, и лежащий на нем инструмент, и людей, которые проходят мимо. Раза два прошмыгнул Жиганов, но вида не подал, даже и не посмотрел. И мне уже неловко стало, может, зря подозреваем человека? И уже сидеть мне надоело, и интерес пропал. Вдруг вижу из-за соседнего самолета рыжий клок выглядывает. Пригляделся Жиганов! Ну, погоди ж ты у меня!
Рыжий клок ближе. Сделал перебежку, нырнул под стабилизатор и притаился. Мне он виден сейчас весь: сидит на корточках, выглядывает, как хорь из норы, стремительно и хищно. Алексей в фюзеляже гремит инструментом. Вот он появился в проеме двери пассажирской кабины, держа в руках снятое сиденье, вылез на крыло с другой стороны, спрыгнул на цементный пол. Жиганов выпрямился, одним прыжком подскочил к инструменту, оглянулся не видит ли кто. Я, озлившись, бешено закрутил ручку магнето. Жиганов, еще раз оглянувшись, потянулся рукой к инструменту...
Дикий вопль, звон выпавшего из рук разводного ключа, рык Алексея, все слилось в единый звук. Сбежались люди. Вор пойман, все ясно. Сазонов разжимает пальцы, державшие за ворот Жиганова.
Гул голосов:
У-у-у, в-ворюга!
Набить ему морду!..
Прибежал Дубынин.
Зачем? Пусть скажет, куда девал ворованное.
Так он и сказал!
Скажет. Ведите его в кладовую четвертой бригады, надо там поискать.
Повели. Жиганов показал, где искать. В углу, под хламом, в ящике лежали ключи, отвертки, дрели, плоскогубцы. Алексей тотчас же нашел свой инструмент, помеченный керном, обрадовался и обмяк: [67]
Зачем же ты таскал, дурак? Жиганов судорожно шмыгнул носом:
Да так, по привычке. Хотел бы нажиться, давно уж продал бы.
И по поводу истории с Жигановым был у нас на комсомольском собрании хороший разговор, потому что, как-никак, хоть Жиганов и не был комсомольцем, но был цитовцем, и мы за него перед всем коллективом были в ответе. Многие кричали тогда: «Выгнать!», а потом решили все-таки оставить: сам взмолился и попросился в медницкий цех. Ну что ж, может быть, там он найдет себя?
Пожар
Моего напарника Алексея Сазонова вдруг взяли учиться на комсомольские курсы, и я остался один. Овчинников сказал:
Сегодня... Гм! Будем на «Дорнье» мотор снимать. Надо кого-то на помощь взять. Из моторного цеха. У тебя там есть дружки? Сбегай.
Ну как же, конечно, Виноградов Кирилл! обрадовался я. Толковый парень!
Ну вот и валяй.
Откровенно говоря, я в моторный цех давно не заглядывал. Этот цех для меня был святая святых, и ходить туда зря я считал неуместным. Только у Кирилла спрашивал: «Ну, как?» «Ничего, говорит, собираем моторы». И вот сейчас был предлог, и я побежал.
Заглянул в сборочный:
Виноградов здесь?
Нету такого!
Как это «нету»? Виноградов, Кирилл!
Да так. Нету и все тут!
В ремонтном тоже не оказалось. Я почесал в затылке: где же его искать? И тут меня кольнула догадка, и стало как-то больно за товарища: такой способный парень!..
Заглянул в моечный, увидел его и все понял!.. Понуро опустив голову, он стоял перед ванной, до половины наполненной керосином, и неприязненно смотрел на картер, с которого ему предстояло смыть застарелую грязь.
Все мечты его рушились прахом. Определяясь на курсы мотористов, он думал, что сразу же после их окончания ему поручат испытывать на стенде отремонтированные [68] моторы, а его послали на промывку! Возись вот тут с этими картерами, цилиндрами, шатунами, коленчатыми валами, отмывай грязь... Как все это скучно и неинтересно.
Кирилл вздохнул и, почувствовав на себе мой взгляд, поднял голову, смутился, покраснел, а потом махнул рукой:
Все равно уж... Заходи. Помоги мне картер поднять.
А я за тобой, Кирилл, смущенно сказал я, помогая ему положить в ванную картер. Нам нужен моторист на помощь, попросись к Овчинникову.
Кирилл ответил не сразу. Он поднял было глаза на меня, но, встретившись с моим настороженным взглядом, отвернулся.
Что, не хочешь? спросил я. Ты не хочешь помочь нам снять мотор?!
Да нет, растерянно пробормотал Кирилл. Не в этом дело. Понимаешь... Я подумал сейчас, что, может быть, мне вообще попроситься к вам в бригаду самолеты собирать?..
Как самолеты? удивился я. А моторный цех? Разве ты не хочешь изучить мотор?
А что его изучать-то? ответил Кирилл. Я его уже весь изучил. Каждый болтик, каждую гаечку знаю. Хочешь, расскажу систему смазки или как зажигание отрегулировать?
Я промолчал. Мне была известна его способность схватывать все на лету, и втайне я завидовал ему в этом. Но мне известна была также и его слабость забывать схваченное, скоро охладевать ко всему и самое обидное не ставить перед собой никаких целей, никаких задач. Он всегда смотрел с благоговением на летчиков и бортмехаников, старался подражать им во всем: в манерах разговаривать, в походке. Считая их сверхчеловеками, не допускал даже и мысли о том, что при желании он и сам мог бы быть и летчиком, и бортмехаником.
Понимаешь, продолжал Кирилл, нервно теребя в руках тряпку. Я вот... завидую тебе: ты хочешь быть летчиком, а я... я тоже хочу, но... ты будешь им, а я... Я нет! Он снова вздохнул и, намочив в керосине тряпку, принялся ожесточенно тереть ею картер.
Я не знал, что сказать ему на это, но решил попробовать воздействовать на его самолюбие.
По-моему, Кирилл, ты не хочешь быть летчиком, [69] деланно усмехнулся я. Надо хотеть сильно и каждый день, каждую минуту, тогда...
Ах, оставь ты свою философию! перебил он меня. Слышал, знаю, что ты хочешь сказать! Но... Ты пойми, он болезненно поморщился. Я скажу тебе как другу: я боюсь летать. Да-да, боюсь! Чего уставился? Страх, понимаешь? Он всегда со мной. Ты, например, вечером ходишь с работы через кладбище, а я... я боюсь там ходить даже днем. Нет, нет, не спорь. У нас с тобой разное воспитание. В детстве меня пугали «буками», приучали к перинке, к теплу. По утрам умывали теплой водичкой, пичкали булками, сладостями. Вот и... напичкали! Нет, куда уж там быть мне летчиком!..
Мне стало жаль своего друга. Я давно замечал за ним непонятные вспышки раздражительности и хандры, но догадаться о причинах не мог. И наверное, очень уж наболело у него на душе, если он решился признаться в этом вслух.
А кем же ты тогда думаешь быть? растерянно спросил я его.
Не знаю, с грустью ответил Кирилл. У меня такая неразбериха в голове. Вот, может быть, еще сборщиком поработать? Только не пустят, я уже знаю. Просился.
Ну, а сейчас-то придешь?
Приду. На один-то день отпустят.
Когда мотор был поднят на талях и «Дорнье» откатили в сторону, я, подставив высокую стремянку, с ведром в руке полез на подмоторную раму. Из пилотской кабины до меня доносился невнятный разговор между Овчинниковым и Кириллом.
Моторама вся в паутине отсоединенных проводов и трубочек: масляных, бензиновых, воздушных. В узлах промасленная грязь, песок. Все это надо было тщательно прочистить и промыть. Работа кропотливая и долгая. Сейчас я наберу в ведро бензина, и мы с Кириллом примемся за дело. Разыскав конец толстой бензиновой трубки, я подставил под нее ведро.
Эй, в кабине! Откройте бензиновый кран!
Есть открыть! послышалось в ответ.
Скрипнул кран, и толстая струя бензина полилась в ведро. Прозрачная, голубоватого цвета жидкость, распространяя сладковатый запах первосортного авиационного бензина, булькая и разбрасывая брызги, наполняла посуду. [70] Вот уже три четверти ведра. «Пожалуй, хватит», подумал я и только хотел кран, как под ведром с легким треском проскочили синие электрические искры, и вввах! передо мной заплясали языки пламени...
Я в ужасе отпрянул.
«Что это?!. Откуда?!. Чудовищно! Невероятно!.. Страшный сон?!.»
Доли секунды я смотрел на колеблющиеся языки пламени, еще вялые и робкие, готовые угаснуть, так как они уже съели разбрызганную порцию бензина, но в следующую долю мой взгляд переместился на застывшую, как мне показалось, струю горючего, и уж потом я начал осознавать трагичность положения и верить тому, что это не сон... И тут же мысль: «Пламя надо накрыть брезентом! Чехлы! Они на земле... Долго, не успею...» А бензин льется!..
Вввах! вспыхнуло ведро. В кабине вскрик, топот ног, и я, отрезвев, спрыгнул вниз, за чехлами...
Пожа-а-ар!! раздался чей-то дикий голос.
Словно во сне, я схватил чехлы, влетел на стремянку, набросил брезент на ведро, и пламя почти погасло, остались маленькие язычки, а бензин льется, льется струей, брызжет горючими искрами мне на куртку, на руки...
Дзинь-дзинъ-дзинь-дзинь!.. бьет набат.
Кто-то сдернул меня со стремянки. Падая, я видел бегущих людей. С меня сорвали блузу, затушили огонь.
Дзинь-дзинь-дзинь-дзинь!..
Пожа-а-а-ар!!
Топот ног, тяжелое дыхание. Как на экране в кино, замелькали в ускоренном темпе фигуры людей.
Огнетушители!
Давай, давай скорей!
Песок!.. Скорей песок!..
Туши!..
Меня оттолкнули в сторону. Я видел, как в самолет вбежали двое, В открытую форточку пилотской кабины выглянул бортмеханик Петровский.
Огнетушитель!
Кто-то стукнул огнетушителем о землю и потянулся, чтобы передать. Пенная струя ударила Петровскому в лицо, сбила пенсне.
Давай! Давай! отплевываясь, кричит Петровский. [71]
Ох! Да они же сидят на баках с бензином! Взорвутся!
В форточке опять лицо Петровского:
Заткнись!.. Огнетушитель!
Примчалась пожарная машина. Быстро размотав короткий шланг, пожарники выпустили из широкого раструба поток густой розоватой пены. Пламя сразу же пошло на убыль и погасло.
Пожар ликвидирован. Расходился народ. Укоризненно взглянув на меня, мимо прошел мокрый и оборванный Дубынин. Петровскому поливали водой на грязные, в кровь израненные руки. Он промывал глаза.
Щенки! буркнул, проходя, усатый мастер из клепального цеха.
Все разошлись. Голый по пояс, я стоял, прислонившись к столбу и чувствовал себя маленьким и ничтожным. Перед глазами все еще маячили оранжевые языки пламени, мелькали фигуры людей, в ушах пронзительно звенели удары в рельсу.
Пожар. Как это могло случиться? Моей вины здесь нет, действовал я правильно, но... стыд-то какой! Как после этого мы будем показываться людям в глаза? Теперь вот старые мастера будут смеяться над нами, «салагами», вспоминать деревяшки...
«А где же Кирилл и бригадир? вдруг вспомнил я. Что-то их не было видно...»
Звякнул рельс. Я вздрогнул. «Что это?! Ах, да конец рабочего дня. Пора домой».