Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Предисловие

Даже к концу войны, когда девушке-солдату попасть из тыла на фронт стало практически невозможно (появилось, по-видимому, указание не пускать нашего брата, вернее, сестру, на передний край, беречь), это указание не коснулось медичек. Их вечно не хватало на передовой, потому что гибли они в первую очередь. Я говорю о санитарах и санинструкторах, то есть о тех, кто обязан и тогда, когда другие залегли под огнем, доползти до раненого, оказать ему первую помощь и дотащить его до какого-нибудь укрытия. Под словом обязан я подразумеваю не только жесткое требование воинского устава, но и то, что именуется велением сердца.

Побелев, стиснув зубы до хруста,
От родного окопа, одна,
Ты должна оторваться и бруствер
Проскочить под обстрелом должна.
Ты должна. Хоть вернешься едва ли,
Хоть «не смей!» повторяет комбат.
Даже танки (они ведь из стали!)
В трех шагах от окопа горят.
Потому что нельзя притвориться
Пред собой, что не слышишь в ночи,
Как уже безнадежно «сестрица!»
Кто-то там, под обстрелом, кричит.

«Сестрица» на переднем крае была, может быть, самым необходимым человеком. Больше всего солдат боялся, что про него, раненого, беспомощного, в горячке боя могут и забыть, могут бросить.

Но если бойцы видели, что санинструктор никогда не оставит их в беде, то платили ему братской любовью и бесконечным уважением.

«Сестра» для молодых, «дочка» для пожилых, она была и лучиком надежды, и верным «спасательным кругом».

Такая трудная и завидная судьба выпала и на долю юной Лены Таракановой. [6]

Тяжело, ох как тяжело было девчонкам на войне! Даже в минуты затишья. И главное, конечно, кровь и смерть вокруг. И ты, совсем юная, в эпицентре этого ужаса. Как правило, безымянная: не до того было истекающему кровью человеку, чтобы любопытствовать, кто его выносит из боя. Не спрашивал он тогда, как зовут сестру, да и она не интересовалась именами-фамилиями раненых.

И не может помнить сестра, скольких ей удалось спасти. До счету ли было?..

Почему же в записках санинструктора Елены Таракановой звучат нотки окопной ностальгии — о чем бы, казалось, грустить?

Да потому что война — освободительная война! — это не только кровь и смерть, но и высшие взлеты человеческого духа: мужества, верности, самоотверженности. И самое, может быть, прекрасное — фронтовое братство. К тому же для Таракановой слово «война» равнозначно слову «юность»...

Мое поколение росло, овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом — «Чапаев», любимой книгой — «Как закалялась сталь». Не они ли — девушка в солдатской шинели, отчаянный легендарный комдив, неистовый Павел Корчагин — привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт? Не они ли вели нас в бой?

Безвестные героини... Сколько их осталось на полях сражений, до конца исполнивших свой долг солдат армии милосердия...

Юлия Друнина [7]

Дальше