Предисловие
Даже к концу войны, когда девушке-солдату попасть из тыла на фронт стало практически невозможно (появилось, по-видимому, указание не пускать нашего брата, вернее, сестру, на передний край, беречь), это указание не коснулось медичек. Их вечно не хватало на передовой, потому что гибли они в первую очередь. Я говорю о санитарах и санинструкторах, то есть о тех, кто обязан и тогда, когда другие залегли под огнем, доползти до раненого, оказать ему первую помощь и дотащить его до какого-нибудь укрытия. Под словом обязан я подразумеваю не только жесткое требование воинского устава, но и то, что именуется велением сердца.
Побелев, стиснув зубы до хруста,«Сестрица» на переднем крае была, может быть, самым необходимым человеком. Больше всего солдат боялся, что про него, раненого, беспомощного, в горячке боя могут и забыть, могут бросить.
Но если бойцы видели, что санинструктор никогда не оставит их в беде, то платили ему братской любовью и бесконечным уважением.
«Сестра» для молодых, «дочка» для пожилых, она была и лучиком надежды, и верным «спасательным кругом».
Такая трудная и завидная судьба выпала и на долю юной Лены Таракановой. [6]
Тяжело, ох как тяжело было девчонкам на войне! Даже в минуты затишья. И главное, конечно, кровь и смерть вокруг. И ты, совсем юная, в эпицентре этого ужаса. Как правило, безымянная: не до того было истекающему кровью человеку, чтобы любопытствовать, кто его выносит из боя. Не спрашивал он тогда, как зовут сестру, да и она не интересовалась именами-фамилиями раненых.
И не может помнить сестра, скольких ей удалось спасти. До счету ли было?..
Почему же в записках санинструктора Елены Таракановой звучат нотки окопной ностальгии о чем бы, казалось, грустить?
Да потому что война освободительная война! это не только кровь и смерть, но и высшие взлеты человеческого духа: мужества, верности, самоотверженности. И самое, может быть, прекрасное фронтовое братство. К тому же для Таракановой слово «война» равнозначно слову «юность»...
Мое поколение росло, овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом «Чапаев», любимой книгой «Как закалялась сталь». Не они ли девушка в солдатской шинели, отчаянный легендарный комдив, неистовый Павел Корчагин привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт? Не они ли вели нас в бой?
Безвестные героини... Сколько их осталось на полях сражений, до конца исполнивших свой долг солдат армии милосердия...
Юлия Друнина [7]