Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Вести с Большой земли

В середине мая, возвращаясь с задания, несколько партизан Ливенцева и двое наших встретились с девушками-десантницами. О себе десантницы ничего толком не сказали, но настаивали на встрече с партизанским командованием.

Мы пошли на эту встречу. От каждого отряда было выделено по группе.

...Ярко светило полуденное солнце, когда мы остановились среди леса. Павел Иванович Кожушко, командир диверсионной группы Ливенцева, был за проводника. По его знаку мы привязали лошадей к деревьям и пошли за ним к просеке.

Вдруг на просеку вышла девушка в красноармейской форме — в аккуратно подогнанной гимнастерке, галифе, сапогах и кубанке, из-под которой выбивались кудряшки цвета сосновых стружек.

— Елена Колесова! — попросту представилась девушка и повела нас по лесу.

Вскоре мы остановились возле зеленой палатки. И сразу же, словно сухой хворост в костре, вспыхнул разговор. Лена Колесова рассказала о том, какая трагедия произошла с их группой при выброске из самолетов. [193] Две девушки повисли на запутавшихся в деревьях парашютах. Одна обрезала стропы и при падении разбилась насмерть. Вторая повредила позвоночник. Троих еще в небе отнесло ветром в расположение немецкого гарнизона. Ночь и следующий день разведчицы провели в поисках друг друга. Зину нашли только к вечеру, умирающей. Оказать медицинскую помощь было нечем и некому — медсестра и врач приземлились неизвестно где. Ее похоронили здесь же, в лесу.

Чувствовалось, что эту трагедию девчата переживают очень тяжело. Пока Лена рассказывала, лица ее подруг помрачнели, у некоторых появились слезы на глазах.

— Как плохо, что о нас там не знают. Была бы связь с Большой землей, мы бы вас встретили, — сказал я девчатам. — Не пришлось бы вам спускаться на головы фашистам.

— У нас есть связь с Центром, — быстро сказала Лена, — мы вам поможем с ним связаться. И минами снабдим, у нас этого «имущества», — она так и сказала: «имущества», — в достатке...

Ох и обрадовались же мы! И тут же попросили передать в Центр наше первое сообщение.

Мы, конечно, понимали, что ответ придет к нам не сразу, а поэтому, получив от девушек две мины, решили отправиться на железную дорогу — организовать фашистам наш новый «большой подарок». Пошло со мною двенадцать человек.

Вышли к железной дороге близ станции Красная Горка. Остановились в лесочке на небольшой возвышенности. Отсюда была видна железная дорога и светящийся красным огнем светофор. В сторону от станции дорога делала плавный поворот и уходила в лес. Кругом тишина, только слышны гудки и шипение паровозов на станции. С замиранием сердца я осматривал все вокруг. Вот она, безотказная река, по которой плывут на фронт потоки смертоносных грузов. Железная дорога показалась мне ползучей черной гадюкой, которую надо немедленно уничтожить, изрубить на куски.

Подзываю Володю Градунова, Толика Галкина и Ванюшку Колоскова.

— Вон там, — указываю на низинку, — поезд пойдет под уклон. Видите, как хорошо, что мы выбрали место возле станции, немцы здесь даже патруля не выставили: уверены, что так близко партизаны не подойдут. [194]

Бойцы взяли мину и мешок с толом. Влево я выслал охрану во главе с пулеметчиком Гришей Бойко, вправо — пулеметчика Леонида Горбачевского. Со мной — остальные. И вот минеры поползли к железнодорожному полотну. Мы затаили дыхание. Нам хорошо с высоты было видно продвижение и минеров, и групп защиты. Наконец Градунов и его товарищи достигли дороги. Залегли. А тут на семафоре загорелся зеленый свет — скоро пойдет поезд. Успеют ли заложить мину и отойти? Уже послышался шум паровоза, с тяжелым пыхтением набиравшего скорость, а Володя Градунов с миной только вылезал на насыпь. Толя Галкин и Ванюшка Колосков лежали в кювете и охраняли Володю.

— Не успеет! — шепчу я в досаде. Но Володя очень быстро подкопался под рельс, поставил мину и засыпал песком. Паровоз набрал полную скорость и быстро катил под уклон. Но минеры уже были у опушки леса.

Я с тревогой посматривал на удалявшихся от дороги минеров. И в то же время радовался, видя, как мчится навстречу своей гибели фашистский эшелон. А мои товарищи вслух высказывали свой восторг:

— Семь вагонов с танками и еще какой-то чертовщиной под чехлами!

— Два зеленых вагона, с офицерьем!

— А в трех задних, наверное, боеприпасы. Вот рванет!

И вдруг мы все словно онемели — паровоз промчался по нашей мине как ни в чем не бывало, да еще и прогудел этак победно, словно бросил нам в лицо: «Плевал я на вашу мину!»

Протарахтел последний вагон, мы остались пристыженные и опустошенные. Володя Градунов встал передо мною навытяжку, как провинившийся, и сбивчиво стал объяснять, как ставил мину, как ее маскировал. По его словам, все было сделано как надо.

— Товарищ комиссар, я заберу мину, пока не пошел путевой обходчик! — предложил Градунов. — В лесу посмотрим, что случилось.

Это было слишком рискованно, и я не разрешил.

Но тут все вступились за Володю, стали меня уговаривать пойти на риск. Пришлось уступить. И вот Володя, Толик и Иван снова поползли к железнодорожному полотну, сияли мину и вернулись. Мы с Градуновым и Галкиным стали рассматривать ее, искать неисправность. [195]

— Ах ты, черт! — вдруг, хлопнув себя по лбу, воскликнул Градунов. — Глубоко мы ее засадили, вот рельс и не прогнулся до чеки. Идемте, теперь я не ошибусь!

— Стой, торопыга! — остановил я. — Надо разобраться, так ли это.

— Так, так, товарищ комиссар! — подтвердил Горбачевский.

Бойко присоединился:

— Правы ребята: мина должна быть на сантиметр от рельса, не дальше. Тогда рельс под первым колесом паровоза прогнется — и замкнет контакт!

— Все стали инженерами! — еще раздумывая, заметил я.

Но согласиться еще раз попробовать мину пришлось.

Опять Градунов, Галкин и Колосков на железной дороге.

И опять на семафоре загорелся зеленый свет, а вскоре послышался шум отходившего от станции эшелона. Градунов с миной выполз на железнодорожное полотно. Галкин и Колосков охраняли его по бокам. В готовую ямку Владимир быстро заложил мину и засыпал землей. Поезд только поднялся на взгорок, а минеры уже вошли в лес.

Мы все замерли, глядя на приближавшийся эшелон.

В этом составе было несколько платформ с военной техникой и две цистерны. Мы считали минуты, секунды, мгновения. Вот паровоз, как и первый, проскочил передними колесами нашу мину. Но тут же воздух потряс оглушительный взрыв. Паровоз сошел с рельсов и завалился. Зеленые вагоны, платформы и цистерны полетели друг на друга. Горбачевский и Бойко ударили из своих пулеметов. Цистерны загорелись и начали рваться. Поднялось огромное красное пламя, закрывшее небо. Оно охватывало все вокруг, и жар его чувствовался даже здесь, в лесу. По крикам, которые доносились с места крушения, мы поняли, что в зеленых вагонах ехали немцы, видимо, пополнение фронту.

От станции тут же отошел поезд с солдатами, которые стали обстреливать лес еще издали. Но мы, не отстреливаясь, чтобы не обнаруживать себя, ушли.

В отряде нас встретили радостной вестью — получен ответ на радиограмму, которая через штаб фронта была доставлена в штаб партизанского движения. Центральный штаб партизанского движения поздравлял нас с [197] достигнутыми успехами и предлагал усилить удары по железнодорожным и шоссейным коммуникациям врага. Штаб обещал выслать самолеты с оружием, боеприпасами и радиостанцией, запрашивал наши координаты и возможность посадки.

Таким образом решался один из важнейших вопросов нашей боевой деятельности — постоянная связь с Большой землей.

Встала очень серьезная проблема — где принимать самолеты? Там, где сейчас мы находились, самолетам не только нельзя совершать посадку, но и сбрасывать грузы опасно — они могут попасть в стан врага. Решено было возвратиться в Кличевские леса, оттуда же и посылать во все стороны диверсионные группы на дороги.

Дальше