Улетая из Москвы, вы, вероятно, посетите Центральный аэровокзал, что на Ленинградском проспекте, против старинного Петровского дворца.
Если у вас после регистрации билета останется несколько минут свободного времени, поднимитесь по наружной лестнице у боковой стены здания на галерею. Перед вами раскинется Ходынка. Тихий, пустынный, ухоженный аэродром, погруженный в воспоминания.
А вспомнить Ходынке есть что: здесь был Центральный аэродром.
Бурный расцвет Ходынки, а с ней и советской авиации начался сразу же после гражданской войны, когда было признано «исключительное значение Ходынки для нужд авиации в главном центре Республики»... «Тесное соседство Ходынского поля со столицей и удобство развития на нем большой станции воздушных сообщений побудило признать его весьма подходящим для создания Главного аэродрома Воздушного Флота».
В 1920 году официальная хроника известила, что «местом для создания опытного аэродрома страны опять же избрана Ходынка ».
«По существу своему, говорилось в комментариях к приказу Реввоенсовета республики от 21 сентября 1920 года, Опытный аэродром имеет назначение производить научно-технические исследования в полете над самолетами новых систем, их частями, над аэронавигационными приборами, предметами вооружения самолетов и для проверки различных предложений по авиации».
Мы чтим памятники истории и культуры. Заботливо золотим купола крошечной церквушки рядом с грандиозным зданием из алюминия и стекла. И это хорошо. Это говорит о величии души. Но предложи причислить ныне дремлющий Ходынский Центральный аэродром к памятникам старины, и это может вызвать улыбку... Будь ему лет триста, лучше пятьсот, тогда другое дело!
Если же проникнуть сознанием в стремительную суть авиационной жизни, вспомнить, что авиации нет еще и ста лет и в этот отрезок времени втиснулась вся многогранная история человеческого летания от бамбуковых крыльев до фантастического еще в недавнем прошлом, а ныне не слишком удивляющего уже полета на Луну, если представить, что из [4] этого сгустка отечественной и мировой авиационной истории добрая половина связана с именем Ходынки, особенно результативнейшие годы первых пятилеток, создавшие основу советской авиации, которой мы гордились и не без помощи которой смогли одолеть чудовищной силы врага, если, наконец, признать Ходынку прародительницей всех наших опытных аэродромов, аэропортов, летных центров, испытательных и доводочных баз, внутренних и международных линий, то мы должны поклониться Ходынке, почитать ее как святыню, как памятник нашей замечательной советской старины.
Лично я обязан Ходынке тем, что полюбил летание. Мальчишкой-школьником бегал из Марьиной рощи сюда, в Петровский парк, поглядеть на просматриваемые в щели забора взлетающие аэропланы , на летчиков с серебряными крылышками на рукавах.
Сам по себе этот факт не стоил бы упоминания, коснись он лишь меня: мало ли кто чем увлекался в юности!..
Но мальчишек, обязанных Ходынке романтической увлеченностью, благородным авиационным фанатизмом, оказалось сотни тысяч, и в годы мира и войны Родина имела возможность убедиться в их преданности и силе.
Ходынка ныне дремлет, ухоженная, тихая, безлюдная. Давайте же поклонимся ей перед отлетом, и пусть она, как прежде, навеет нам чарующие грезы дерзновений. [5]