Штурман
Под самолетом не видно неба, только белое брюхо машины. Неуклюжие, затянутые в лямки парашютов, лезут по гнущейся стремянке люди и исчезают в темном чреве. Их много экипаж человек двенадцать. Командир, летчик-испытатель, пока ждет. Будет садиться последним. Он провожает глазами тех, кто лезет вверх, в испытаниях на борту каждый из них в какой-то момент становится значительней других.
Штурман-испытатель выводит к цели: за облаками, ночью указывает путь. Попали в шторм, обледенели, сорвало антенны тут штурман голова!
А радист... Бог мой, как иногда ждет от него летчик доброго слова, сводки, команды с земли... В эфире треск, разряды, хаос звуков... И если радист молчит, все на борту молчат и думают только о нем. Он центр внимания, все с нетерпением ждут его ответа. И если приносит радость, он чувствует себя героем дня.
Я знал бортрадиста, который, дважды побывал в катастрофах, только один и уцелел. И продолжал летать.
Мы много летали с Иваном Ивановичем Антоновым, он в авиации с начала двадцатых годов; был сперва «летнабом» на разведчике в Военно-Воздушных Силах. Позже пришел к нам в институт штурманом-испытателем. Антонов помнит массу разных историй и приключений в воздухе.
Еще бы! Пролетать тридцать лет. Говорит, что ему [387] везло фатально. Пять раз в силу каких-то обстоятельств его в последний момент подменяли перед взлетом другим. И самолет терпел аварию. И что же? Антонов продолжал летать.
Поздно вечером я вышел из подъезда прогуляться с собакой, глаза еще не привыкли к темноте. Кто-то навстречу. Не сразу узнал Кирилла роста обыкновенного, плотный. Догадался, что он, по маленькому фоксу: страшно оживленный щен, все виснет на поводке.
Мы давно не виделись, решили посидеть ночь чудная. Сидим поодаль из-за собак не дружат. Вижу темный профиль Кирилла. Фокс под скамьей, дергает его за руку, будто попалась рыба. Свет почти везде потушен, только звезды. Там, где-то среди них, гул пролетающего самолета. Ночной полет. Кто-то сейчас летит?..
Мы с Кириллом Борисовичем Макарьевым тоже шарили не раз по этой бескрайней темноте.
Ночные испытания. Вот так же рядом лишь контуры предметов. С моего левого кресла чуть виден впереди силуэт штурмана за приборной доской это Кирилл. Летим на ТУ-4, нас на борту одиннадцать, каждый занят делом. Молчание. Лишь монотонный гул и потрескивание в телефоне.
Таинственный, едва заметный фиолетовый подсвет приборов. Перед глазами, по бокам, на потолке, позади на пульте бортинженера мерцание сотен стрелок, тысяч черточек, точек и мириады звезд через стекло. Все вместе грезится несметным, сказочным богатством скупого рыцаря. Внизу темно: облака под нами.
За бортом еще заметны блики на контурах огромных двигателей. А если вниз-назад, тут просто чудо! Днем этого не увидишь: багрово-красные трубы коллектора ТК; сам турбокомпрессор раскален, дышит фиолетовым отливом; за ним голубоватый шлейф огня. Посмотришь... Заворожит трудно взгляд оторвать. На что похоже? Комета? Ведьма в сочельник на метле?.. [388]
Но лучше не любоваться: потом глаза никак не привыкнут к темноте.
Знаешь, говорю Кириллу, оказывается, можно видеть на кошачий лад. Только нужно чуть ли не сутки проторчать без света.
Кирилл обернулся:
Да?.. О чем ты?
Страшно долго глаза привыкают к темноте... Еще в войну я вычитал: кажется, «Британский союзник» писал, что английские врачи исследовали приспособляемость глаз к темноте. Их летчики перед ночными полетами на Германию отдыхали подолгу в темном помещении.
Спали? спросил Кирилл, зевая.
Ничуть, не было бы смысла.
Чем же они развлекались, в жмурки играли?
В бильярд!
?
Да. Фосфоресцирующие шары, такие же кии и лузы оказалось, можно.
Занятно... Надо бы попробовать. Кирилл беззвучно рассмеялся. А помнишь... наш полет в масляном тумане? До сих пор не уразумею, как приземлились.
Я вспомнил, тоже улыбнулся: со временем пережитый страх становится смешным.
Ремка, как ты надоел! сказал Кирилл щенку.
Привяжи его к забору...
Жалко... Скулить будет «насекомое».
И все же, вернулся я к разговору, тебе прыгать вскоре пришлось.
Кирилл помедлил.
Ну как вскоре?.. Года через три. Тут он вдруг хмыкнул препотешно и сказал: «Папа заболел, высокая температура, шлите консилиум врачей».
Это еще что?
Телеграмма Чесалову из К.
Кто же папа?
Турбовинтовой двигатель, тогда еще опытный. Из четырех двигателей на нашей летающей лаборатории турбовинтовых было два: первый и четвертый. [389]
Чуть оторвались от земли, температурят, подлые, зудят. Мы собрались в К. на пару дней: думали сразу вернуться, но оказался нерасчетный случай... Что объяснишь по телефону? Открытым текстом нельзя. Кто-то бросил мысль: «Давайте телеграммой». Тут и выдумали этого «папу». Понравилось всем экипажем ходили отправлять.
И вас поняли?
Сразу же примчались спецы, стали налаживать, а нам пришлось позагорать. Депешу отправляли каждый вечер о состоянии здоровья «папы». Был даже кризис: «Врачи в недоумении «папу» трясет, давление мало тчк не оставляем больного ни на минуту тчк деньги подошли к концу».
Тут просится и подпись: «Наследники», добавил я.
И без этого на телеграфе косились каждый раз.
«Папа» не скончался, насколько я помню?
Обошлось без траурного текста. Наоборот, «старик» подтянулся, и мы перелетели сюда. Но как-то все думалось о рецидиве. Позднее мы отправились в полет такой «капеллой», продолжал Кирилл. Ковалев командиром, вторым пилотом Нестерюк, штурманом я, бортинженером Котерев, ведущим Вайман, Курицын радист... На высоте четырех тысяч выполняли режим, шли по горизонту. И тут вдруг слышу в наушниках видно, из задней кабины: «Командир, у нас четвертый двигатель дымит!» В ответ голос Ковалева: «Смотреть, докладывать!» И еще через несколько секунд: «Включить огнетушитель, винт во флюгер».
Винт стал замедлять вращение и замер ребрами вперед как крест на кладбище. Мы все уставились двигатель действительно сильно дымил.
Прошло с минуту. Все молчат. Мне показалось, что вижу сквозь щель внизу капота пляску искр, мелькание каких-то зайчиков, багровых, синеньких и желтых.
«Огонь, похоже?» кто-то сказал робко, как бы про себя, и словно выплеснул за шиворот стакан воды. Все съежились. Еще с десяток секунд молчание, и тут... раздался [390] какой-то писк в наушниках странный голос Котерева:
«Командир, горим!..» и таким же нелепым дискантом выпалил еще пару словечек... не стоит повторять их. Это он Котерев! Я и не слыхал, чтоб он ругался на земле.
Тут, кто был в передней кабине, все навалились на Нестерюка, смотрят вправо. Я тоже смотрю из носа. Мне очень хорошо виден мотор. В капоте его, в щели ни дать ни взять электросварка: яркое, как солнце, пламя.
Ковалев проявляет нетерпение, встал со своего кресла: «Ну-ка, вы... дайте взглянуть!..» и, отстранив всех, посмотрел. Сперва издал какой-то рык, за ним зловещую команду: «Всем прыгать! Горим!»
Эти слова хлестнули, как подзатыльник. Будто сердце тоже задымилось. Как пробраться к люку? В меховом и с парашютом даже на земле между приборных досок протискиваться трудно.
И только что подумал, как уже стою позади летчиков, у люка. Когда только успел: отбросить свое сиденье, снять наушники, пролезть в узкий проход даже не заметил.
В руке держу планшет и смотрю на него: «Зачем он мне теперь?» Записи режимов, пеленги, контрольные ориентиры взглянул с тоской и бросил вперед, на свое место. Потом натянул на уши картуз (летал я тогда в картузе), отстегнул с шеи резинку ларингофонов: «Еще задушит».
В это время Карл Вайман стоял уже на люке и дергал за ручку, чтобы открыть его. Люк не поддавался. Он орал: «Давление снимите!» Котерев со своего места развел руками, мол: сброшено давно, открывай!
Карл дергал, люк не открывался. Тут кто-то столкнул его с люка и потянул сбоку за ручку люк открылся. Внизу мы увидели пару колес передней стойки шасси. Их нужно было выпустить. Карл кричит: «Шасси!» и, стоя еще позади центрального пульта, сам нажал на аварийный тумблер.
Карл первым, как было по инструкции, опустился в люк по ступенькам тоннеля. Я видел, как он поставил [391] ноги враскоряку на левую и правую пóлки по бортам и смотрел вниз. Я отметил про себя: «Все правильно».
Взявшись правой рукой за кольцо парашюта, он, как мне показалось, о чем-то размышлял. Под ним квадрат земли, полянки, перелески, домушки... Он все стоял. Кто-то ему крикнул сверху: «Ну!» Он сделал несколько кивков вниз: наклонился и, не решаясь, выпрямился вновь; потом опять делает движение головой вперед и смешно выпячивает зад.
Ему заорали уже несколько голосов: «Давай!» И он, наконец, кивнул последний раз и больше не выпрямился отпустил левую руку и повалился головой вниз.
За Карлом пошел Леня Нестерюк (согласно аварийной карте). Он быстро исчез в люке. Я увидел только его спину с тюком парашюта и ноги, согнутые в коленях. Он ими засеменил вроде как поплыл, и подошвы с каблуками его башмаков быстро исчезли из глаз.
Настал мой черед.
Должно быть, я вел себя у люка так же глупо, как и Карл. Во всяком случае, я услышал позади нетерпеливый окрик и тогда отпустил руку с поручня. Насупившись, вроде как боднул землю. Подо мной поплыли трубы какой-то фабрики. Меня резко двинуло потоком, но полная свобода. От меня что-то оторвалось, и деталь, завертевшись перед глазами подстреленной куропаткой, упорхнула вверх.
«Что это?.. Может, нужное? забеспокоился я. Что могло быть? Не ухо же... Не нос... Ба, вспомнил: Картуз! Фу! Черт с ним... А кольцо? Взглянул на грудь правая рука на кольце, как и была; рванул ее наотмашь... Что? Ничего... Вот так фунт! Дорогой мой!.. И еще раз рванул, видя свободный трос, зная бесполезно!»
Я не мог понять, в чем дело, парашют не раскрывался.
Все это длилось, должно быть, пару-тройку секунд, не больше, но. показалось минутой. Парашют проскользнул у меня между ног, перед лицом мелькнул [392] белый жгут и так резко крутанул меня, что небо и серая земля несколько раз перекувырнулись в глазах.
Все стихло. Вверху квадрат купола, взбитого белой подушкой. Я сплюнул, и слюна повисла в воздухе рядом. «Чудно не хочет падать!»
Тут только вспомнил о других, о самолете повертел головой, увидел: несколько куполов висело повыше. Самолет ушел, его удалось заметить по шлейфу дыма.
Куда приземлюсь? Посмотрел на башмаки: фабричные корпуса, трубы, озеро большой котлован, прямо на него несет. Этого не хватало... Спастить от огня, чтоб угодить в воду! Что делать? Что?.. Скользить! Тяну за стропы и вверх смотрю: парашют кренит один угол. Тяну еще, и он собирается в комок. Мне кажется, сложится совсем. «Нет, не буду, к чертям! Будь что будет!»
Но ветер поближе к земле тащит в другую сторону. Пронесло над трубами и разворачивает к железнодорожным путям. Вижу паутину подвески проводов. «Хрен не слаще редьки!»
Кажется, меня носило из стороны в сторону, и земля сперва не очень торопливо побежала, прицелившись небольшим косогором прямо в меня.
Я не стал себя разворачивать, хотя заметил, что тянет спиной; просто подтянулся на руках и, видно, рановато. Когда расслабил руки оказалось как раз: шмяк!.. Как мешок. Ткнулся больно подбородком в грудь и повалился на спину.
Ко мне подошли, я спросил:
Как другие?
Оказалось, все, кто прыгал, целы. Не прыгнули только Ковалев и Котерев. Позже мы узнали, что, оставаясь на борту, они надеялись потушить огонь. Ждали. Двигатель горел, горел и отгорел совсем клюнул вниз под крыло вместе с полуторатонным винтом. На крыле, там где он крепился, были видны ребра прокопченного лонжерона и рванина гондолы.
Ковалев планировал на болото. Решил сесть, не разворачиваясь, на брюхо. При посадке элерон задел за [393] какой-то столб. Штурвал вырвало из рук Ковалева, крутануло резко, и он ударил по кисти левой руки рука повисла.
Котерев как сидел у пульта спиной к полету, так и не шелохнулся, пока не остановилась машина. Его прижало спиной к перегородке, и он ничего не почувствовал при посадке. Для них, словом, кончилось весьма удачно тоже. Большая канитель была потом с машиной: огромный корабль нужно было разобрать и вывозить с болота по частям на тракторах. [394]