Героическая стретта
Как-то разговорилась о всяких всячинах с Виктором Жмулиным. Случайно коснулись и живучести машин. Я вспомнил случай с ИЛом, когда так повезло Адамовичу. Виктор не удивился и, в свою очередь, рассказал, как ему угодило снарядом в крыло и сквозь дыру в плоскости он увидел немецкие окопы.
Жмулин демобилизовался и работает у нас на локаторе. Нет-нет да и забежит ко мне. Шевелюра еще держится, но изрядно седая.
В тридцатые годы мы очень дружили было много общего... вернее все общее, своего почти ничего. Летную жизнь начинали мальчишками и уже учили парней и девчонок подлетывать на планерах. Это было тут, под Москвой, на «трикотажке».
Многие годы не виделись: и перед войной, и в войну, и после словом, пока он служил в армии. Когда долго не видишь человека, особенно заметно, как время потискало его в своих объятиях.
Недавно был участником такой сценки. Встретились втроем на концерте. Двое из нас не виделись лет двадцать, а то и больше. Не без удовольствия я представил их друг другу, но не назвал фамилий. Один действительно не узнал, щелкнул каблуком и пробасил:
Очень рад... Вячеслав Чубуков, сам церемонно протягивает руку.
Другой, наоборот, узнал, но схитрил: лицо мраморное, круглые немигающие глаза, только чуть с иронией. Пожимает неряшливо руку и цедит ледяным голосом: [380]
Виктор Жмулин.
Чубук замер. Нужно было видеть, что творилось с его физиономией как она преображалась на глазах (было время, когда друзья спали в одной палатке). Не могу удержаться от улыбки, вспоминая их встречу.
Так вот, недавно зашел Виктор ко мне. Молчаливый всегда молчит и тут. Я тоже молчу так лучше. Сам думаю: «Погоди, я тебя сейчас расшевелю».
У меня была припасена пластинка. Отличнейшая запись. Не то что граммофонная, заезженная когда-то в нашей землянке. А музыка та же. Мы ее очень любили все инструкторы: Виктор, Колька Зоткин, Славка Чубук, Глеб Путилин, Клавдий Егоров, да что там все наши. Знаменитая стретта из вердиевского «Трубадура».
На ощупь подношу иглу к первой бороздке, а сам кошусь на Виктора.
Взвивается феерический каскад на два форте всем оркестром: будто воины вверх по лестнице со знаменем в руках и... замирают вдруг в торжественном оцепенении.
Черт возьми! Каждый раз ловлю себя на ощущении: какой-то трепет пронесется по лопаткам, грудь будто зальет вином.
Большая пауза... сдается, и она звучит. И вот первый такт. Аллегро (на три четверти) ум... та... ра... та... тата... ум... та. И с ним голос:
«Нет, не удастся, в том я клянуся, дерзким злодеям...» Вот силища музыки! Можно поверить, в такой момент человек готов даже на подвиг.
Мы слушаем, застыли. Благодарение гению. Несколько поколений, внимая этой клятве, трепетали!
Пластинка кончилась. Я снял иглу. Хватит так острей.
Запомнил, буркнул Виктор и взглянул из-под ладони, как из теплой ванны.
Еще бы, говорю, твоя любимая. Ту процарапали насквозь.
Шипела змеючкой, а тенор героический Франческо Таманьо. [381]
Мы сидим молча. В ушах еще долго серебряный звон. Виктор щурится:
Ты и сам-то... Мы квиты... Да, вот что: Кольку Зоткина встретил.
Что ты? Жив, значит! Как он? спрашиваю.
На эскалаторе, он вверх, я вниз. Орет: «Подожди, я сейчас!» так, будто вчера расстались. Оказывается, он инструктором и пролетал всю войну учил на ИЛ-вторых, готовил штурмовиков. Просился на фронт, скандалил не отпустили. Сразу после войны, в сорок шестом, ушел из армии. Куда-то нанялся на стройку механиком, а по вечерам бегал в строительный институт. Представь окончил.
Молодчина; студент-ветеран; ему было под тридцать. А дальше? спросил я.
Сперва строил Волго-Дон. Потом работал на Куйбышевской ГЭС. Но это еще не все, Виктор сощурился в улыбке, в колхозе был три года председателем.
Николай? Председателем колхоза? Да ведь он москвич и в сельском хозяйстве, по-моему...
И я ему это заметил: «Ты ведь не бельмеса», а он в ответ: «Поднатаскали немного на курсах. Да не это главное». «Что ж, по-твоему?» «Главное быть смелым и честным. Любить людей вот это главное», говорит он.
Как же это, направили, что ли?
Был на стройке парторгом. В том году набирали «тридцатитысячников»; ну, понятно, и он призывал поехать своих. А ему один, возьми и скажи: «Я бы поехал, если ты пример покажешь».
Представляю, как его заело, заметил я.
Вмиг вспыхнул прямо на собрании говорит: «Идет!»
И куда же он угодил?
В глушь, километров восемьдесят от железной дороги, в Белевский район. Ни кола ни двора несколько полуразвалившихся хибар, многие в землянках; там и бои были и немцы... Тридцать копеек на трудодень. Страшный разор и нищета.
Понятно... С чего пришлось начать? [382]
С пилорамы. Николай ее достал еще здесь, в Москве. Лесу там сколько угодно начали строиться. Всем дома построили. Пилорама это вещь! А то было так, рассказывал: «Старуха померла похоронить не в чем, пришлось потолок разобрать, чтоб гроб сколотить».
А в поле как было?
Поначалу ему повезло приехал, когда посев был закончен. Подошла уборка на беду дожди, зерно сушить негде. Решил первый сбор раздать колхозникам, чтобы на печах сушили, иначе все к черту сгорит горькое и скотина жрать не станет. Роздал по ведомости с возвратом. Рассудил по делу. Бывалые люди говорили: «Ой, полетит твоя голова с плеч! Не ты первый, не ты и последний: сгорит зерно так сгорит, не ты в ответе!»
Но Колька, ты его знаешь, не из робких: накормил людей, дал им по три килограмма на трудодень и поставки выполнил... «Выговорешник», как говорится, для порядка схлопотал.
Через три года деревню построили, спать стали на простынях, электричество зажгли, провели радио жизнь нельзя узнать. Стал Николай собираться уезжать не отпускают. Пять часов шло собрание, еле уговорил. В Москве поработал немного на строительстве, и послали в Египет, на Асуан. Еще три года. Только недавно вернулся. Говорит: «До сих пор египтяне не могут понять, чем их предки в скалах высекали храмы». Очень интересно... Надо бы с Николаем повидаться. Ты как?
Я за, как любил говорить один человек. Давай на воскресенье. Как Николай выглядит?
Преотлично!
«Он всегда был хорош, Колька», подумал я и тут вспомнил его противоположность Глеба Путилина.
А Глеб, бедняга, погиб, говорю.
Знаю, пробурчал Виктор, и надо же, после Победы, на пути с войны, при крушении эшелона.
Я представил Глеба Путилина... Глеб был обаятелен и некрасив. Природа словно специально наделила Глеба комической внешностью и дала ему талант актера-комика. [383] Даже когда Глеб хотел быть серьезным, это у него не получалось: слишком вокруг все улыбалось. Но это был комик с трогательной грустью.
Он любил летать и хорошо учил летать. Не единственный случай, когда авиация похищала у муз нужного человека.
Да? я не расслышал, что сказал Виктор.
Тоже, говорю, на ИЛе воевал Глеб, повторил Виктор.
Многие на ИЛе выносливый был самолет-солдат, сказал я. В сорок третьем у нашего парня на ИЛе с крыла обшивку сорвало... метра два-три в квадрате. Он как «Очарованный странник» Лескова, все погибал, погибал, да никак не мог погибнуть. Так и пришел к себе домой. Живучи были эти ИЛы. Самому как-то пришлось садиться с половинкой элерона... На фронтах, говорят, привозили по двести пробоин...
Я тоже видел пробоину в крыле, улыбнулся Виктор, под Лоевом. В том же сорок третьем, осенью. Правда, не на ИЛе на ЛА-пятом...
Я присел, не отводя глаз от Виктора. Ничего не спрашиваю. Спросишь замолкнет, отшутится. Не часто он раскрывается.
Он продолжал:
Четверкой на ЛА-5 ФН мы сопровождали шесть ИЛов. Небо серенькое, а видимость хорошая. Рейх уже тогда топал обратным курсом. ИЛы заходят один за другим, бьют по колонне вдоль шоссе, а мы сверху смотрим, тысяч с полутора. Опушка леса вся изрыта окопами часть немцев закопалась, а на шоссе всяческая техника: машины, пушки, бронетранспортеры. Седоки, конечно, по кюветам рассыпались: кто как успел загорают. «Горбатые» заходят кругалем да по ним очередями из пушек, бомбами мелкими, осколочными.
А мы по двое. Я ведущий второй пары. В таких сюжетах, естественно, голова не должна давать шее покоя: смотри вперед-назад, восьмерками налево, направо... Надерешь шею воротником. Башка словно на резьбе. Жить хочешь смотри! [384]
Так вот. Вертел, и не зря вроде. Увидел четверку «фокке». Идут с запада плотным строем, чуть выше, похоже, нас не видят. Куда лучше! Оглянулся напарник подотстал; как у нас говорили: «поднял воротник». Все равно, думаю, тут важен момент. Беру чуть ниже и наперерез так, чтобы с подъемом выйти им в хвост. Так оно и было бы... кабы было так. Я не видел еще двух «фокке» они шли ниже.
Поставил машину круто вверх в боевом развороте и прикидываю: «Вот сейчас резану по заднему». Только нажал кнопку передатчика: «Атакую», как вдруг шасть! Встряхнуло так, будто вынимают из комбинезона. В мгновение не понял что? Только машина как лежала на крыле, задрав нос, так и замерла на долю секунды...
Влепил-таки! Вот гад! Откуда он взялся, этот «фокке»? Прямо по левой звезде саданул. Вместо звезды рваная дыра, словно скорлупа выеденного яйца. Только навылет и в поперечнике с метр будет. Куски фанеры прыснули назад, как воробьи с рельсов.
Затрясся мой ЛА не попади язык на зубы. Повалился влево и вниз. Держу его педалью, элеронами не даю штопорить. Он припадает набок, переваливается из стороны в сторону, мечется, как безголовая курица...
Газ убран, пытаюсь выводить не тут-то было: шпарит к земле! Чуть трону ручку на себя только задрожит сильней, а нос не поднимает.
Вижу, пора. А то, как говорил Яша Мошковский, помнишь, придется дергать кольцо, когда волосами земли коснешься.
Отстегнул пряжку, поясные ремни аккуратно опускаю по бортам. Затем плечевые, чтобы не зацепились, снял с лямок парашюта (были такие случаи: летчик за борг парашют за стабилизатор).
«Вот так, думаю, теперь пора!»
Заглянул вниз: «Куда прыгать?» Мать моя родная! Как раз окоп подо мной. Кишмя кишат, подлые. Даже съежился словно они по спине забегали. Бррр... И вроде слышу позади себя: «Схвачен, друг! Так... Ваши действия, товарищ Жмулин?»
Взвоешь тут... Озверел. Дошло: «На кой кляп прыгать? [385] Все равно подстрелят суслика, еще на парашюте... А то живьем возьмут... Ни черта не дамся!»
Сунул я полный газ так, что сектор согнул рукой. «Только бы вдоль траншеи ляпнуться, ковырнуть их покрепче». ФН{15} взревел, и не успел я представить себя влетающим в ад, как свершилось чудо!
Не верю сам машина поднимает нос. Я попробовал ей слегка помочь, а она, пошатываясь, стала выходить из угла.
В другой раз можно бы разглядеть их рожи, но я «просмолил» над окопами метрах на семидесяти и полегонечку, не дыша, стал набирать высоту. Был бы я верующий пудовую свечу поставил бы за упокой души конструктора Швецова таки вызволил грешника из ада, секундный переход оставался!
Когда я дал форсированный газ, винт дунул огромный поток на центральный отсек крыла, на хвост, и машина снова стала летучей.
Припадая, полегоньку тащусь, разворачиваясь к себе на восток. Внизу обзор превосходный стоит посмотреть налево землю видно сквозь дыру в крыле.
Висит-держится. Тысячи две набрал и топаю к себе. Спасибо, наши затеяли драку и «осадили» двух «фокке», так что им было не до меня. Словом, иду скучаю... И вдруг так себя жалко стало: прямо глаза застилает...
Приковылял на свой аэродром. Зашел по чести, выпустил шасси и сел. Там у нас и не ждали. Уже успели доложить: Жмулин был солдатом... Да что обижаться! Когда я загремел вниз, их трое оставалось против шести. [386]