Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1}Весной 1949 года М. И. Родионов был арестован по так называемому «ленинградскому делу» и погиб в результате беззакония и произвола.— Прим. ред.
{2}В августе 1940 года Я. В. Смушкевича перевели на должность генерал-инспектора ВВС, а затем помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации. Причины перемещений не объяснены. В начале июня 1941 года он был арестован, а 28 октября вместе с 19 другими военачальниками расстрелян по приказу Берии в поселке Барбыш под Куйбышевом.— Прим. ред.
{3}Приемная мать В. П. Чкалова.— Прим. ред. [Это по-русски "мачеха". — Hoaxer ]
{4}Полный эскизный проект скоростного истребителя И-200 (будущего МиГ-1 и МиГ-3) был разработан под руководством Н. Н. Поликарпова.
{5}Как свидетельствует В. Б. Шавров в книге «История конструкций самолетов в СССР. 1938—1955 гг.», вышедшей в 1978 году, спроектированный Н. Н. Поликарповым в начале 1940 года самолет И-185 с двигателем воздушного охлаждения, имевший исключительно сильное пушечное вооружение и впоследствии модернизированный, успешно прошел госиспытания в октябре 1942 года. По оценке НИИ ВВС, это был истребитель, превосходивший все истребители мира 1942 года, притом перспективный. Самолет был дополнительно испытан на Калининском фронте в конце 1942 года. Он показал свое превосходство над немецкими истребителями. «Самолет был и скоростным и маневренным,— пишет В. Б. Шавров.— Шла подготовка его серийного производства. Однако при подготовке испытаний на дальность произошла катастрофа от совершенно случайной причины, не зависевшей от конструкции и летных качеств самолета (засорился жиклер карбюратора). Из-за остановки двигателя на малой высоте погиб летчик-испытатель В. А. Степанченок. Внедрение в серию самолета затормозилось...», несмотря на рекомендации и ходатайство ВВС Красной Армии о принятии самолета И-185 с двигателем М-71 на вооружение и о запуске его в крупное серийное производство.— Прим. ред.
{6}В эти дни А. И. Шахурину, а также его заместителям П. В. Дементьеву, П. А. Воронину и директору завода А. Т. Третьякову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В архиве А. И. Шахурина осталась в связи с этим награждением такая любопытная запись: «В день получения Звезды Героя Социалистического Труда, а дело было в сентябре 1941 года, меня вызвали к Сталину. Награды снять не успел, а вернее, даже не подумал об этом. Время напряженное, поэтому настроение было вполне рабочее. Но Сталин, увидев меня и не имея особых причин для раздражения, моментально вспылил. Этот пыл вылился в такие выражения: «Нацепили всего на себя, может, вам только праздновать, а работать некогда». Я объяснил, что только час назад получил награду и потому так пришел. Сам Сталин никогда не носил орденов, и все, кто работал с ним близко,— секретари ЦК и наркоматы — тоже. Исключение представляли военные. Они придерживались устава».— Прим. ред
{7}Работникам современного авиапроизводства и читателям это может показаться невероятным. Но так было. В «Бюллетене авиационной промышленности» № 6 за 1942 год в статье «Изготовление деревянных бензобаков» говорится: «В настоящее время деревянные бензобаки проверены в эксплуатационных условиях, завод перешел на их серийное изготовление для машин одного типа». Статья написана инженером Е. В. Нейфаком — работником саратовского завода.
{8}Летчик-испытатель А. Н. Екатов погиб 13 марта 1941 года.
{9}Конструктор самолета ДБ-240, переименованного в Ер-2, Р. Бартини был незаконно арестован и все годы войны работал в особом конструкторском бюро (спецтюрьма НКВД). Полностью реабилитирован в 1956 году.— Прим. ред.
{10}К январю 1945 года у нас в действующей армии находилось 14 500 самолетов.
Содержание