Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Хроника

4 июня вечером на «Илье Муромце» был установлен всемирный рекорд полета на высоту с несколькими пассажирами. Сикорский с десятью пассажирами поднялся выше 2000 метров. Весь полет продолжался 1 час 29 минут. Управляли попеременно аппаратом Сикорский и лейтенант Лавров. По общему отзыву всех авиаторов, которым пришлось управлять «Ильей Муромцем», аппарат очень послушен рулям и управление им легче, чем даже маленькими аэропланами.

5 июня «Ильей Муромцем» установлен новый мировой рекорд продолжительности с шестью пассажирами: «Илья Муромец» продержался в воздухе 6 часов 33 минуты. Общий вес полезного груза — запас горючего материала и пассажиров — 96 пудов. «Ильей Муромцем» управляли по очереди: сам Сикорский, Алехнович, Янковский и лейтенант Лавров, каждый по получасу.

* * *

По всеподданнейшему докладу военного министра Государь Император 29 июня 1914 года всемилостивейше соизволил пожаловать пилоту-авиатору, сыну действительного статского советника, из дворян, Игорю Сикорскому орден Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени за особо выдающиеся его заслуги, оказанные в деле военной авиации.

* * *

11 июля на Корпусной аэродром спустился штабс-капитан Нестеров, вылетевший в 4 часа утра того же дня из Москвы, которого никто не ждал. Без десяти минут одиннадцать на высоте 1000 метров показался «Моран», тот самый «Моран», который отважный летчик получил от военного ведомства после замечательного перелета Киев — Гатчина. Петр Нестеров рассказал, что в четыре часа утра он, имея полные баки бензина и масла, решился лететь в Петербург. Все трудности пути перелета из-за Валдайской возвышенности были ему хорошо известны благодаря попыткам других авиаторов, оспаривавших Романовский приз. Над Валдаем его неимоверно трепало. Вылетев из Москвы, Нестеров сделал одну остановку в Тосно для осмотра аппарата. Убедившись в полной исправности машины и [263] мотора, без посторонней помощи пустился в путь и прибыл в Петербург благополучно. Он первый из русских летчиков поборол все трудности воздушного пути между Москвой и Петербургом за семь часов.

Важнейшие события в развитии авиации

17 декабря 1903 г. Первый управляемый полет на аэроплане Орвилла Райта (12 секунд) и Уилбера Райта (59 секунд) в Китти-Хавк (Северная Каролина, Америка).

15 сентября 1904 г. Первый вираж и первый полет по замкнутой кривой Орвилла Райта в Дайтоне (Огайо, Америка).

13 сентября 1906 г. Первый публичный полет Сантос Дюмона в Богатель (Франция) на собственном биплане «XIV бис», покрыто 220 метров в 21 секунду.

13 ноября 1907 г. Первый удачный опыт полета на геликоптере Поля Корню в Лизье (Франция).

13 января 1908 г. Первый официально зарегистрированный полет по кругу в 1 километр, выполненный Анри Фарманом на самолете «Вуазен» в Исси-ле-Мулино (Франция).

22 марта 1908 г. Первый полет с пассажиром Леона Делагранжа на биплане «Вуазен», продолжавшийся несколько секунд, в Исси (Франция).

30 октября 1908 г. Первый перелет из города в город: Буи — Реймс (27 километров в 17 минут), Анри Фарман на биплане «Вуазен» (Франция ).

21 октября (14 августа) 1908 г. Первый полет по маршруту, с посадками, выполненный Луи Блерио на моноплане «Блерио»: Тури — Артеней — Тури.

25 июля 1909 г. Первый перелет из Франции в Англию (из Кале в Дувр) через пролив Ла-Манш: Луи Блерио на моноплане «Блерио-ХI» (38 километров в 37 минут).

Август 1909 г. Первые международные авиационные состязания в Реймсе (Франция).

18 октября 1909 г. Первый полет над Парижем Шарля де Ламбера на биплане «Райт», 26 лошадиных сил (с аэродрома в Жювизи).

7 января 1910 г. Латам на моноплане «Антуанетт» поднялся на высоту 1000 метров. [264]

28 марта 1910 г. Первый полет на гидросамолете: Генрих Фабр на поплавковом моноплане «Фабр».

Весна 1910 г. Первый ночной полет, выполненный на аэродроме в Шелони А. Фарманом на биплане «Фарман».

10 июля 1910 г. Леон Моран на моноплане «Блерио» в первый раз показал скорость свыше 100 километров. Несколько позже Эдуард Ньюпор побил этот рекорд на своем моноплане с мотором в 28 лошадиных сил. Этот самолет по своей конструкции явился прототипом будущих быстроходных самолетов.

25 сентября 1910 г. Гео Шевез первый раз перелетел через Альпы из Брига в Домодоссола, разбившись насмерть при посадке.

7 марта 1911 г. Первый перелет без посадки Рено на биплане «Морис Фарман» на приз Мишелена из г. Бюка в Пюи-де-Дом (Франция).

3 августа 1911 г. Первый полет на самолете «Амфибия» (земноводный). Летчик Колье на самолете «Вуазен-Канар» перелетел с аэродрома Исси в Париж и обратно, с посадкой на реке Сене.

23 октября 1911 г. Первое применение самолета для военных целей. Разведка на расстояние в 150 километров, выполненная около Триполи капитаном Пьяцо и лейтенантом Моизо.

1 марта 1912 г. Первый прыжок с самолета на парашюте, сделанный пассажиром Берри в Сан-Луи (США).

6 мая 1913 г. Удачный полет в течение получаса самолета-гиганта «Витязь» конструктора Сикорского с 15 пассажирами (120 квадратных метров; 4 мотора «Аргус» по 100 лошадиных сил; вес без нагрузки 2900 килограммов).

19 августа 1913 г. Прыжок летчика Пегу на парашюте со своего самолета.

9 сентября (27 августа ст. ст.) 1913 г. Первая в мире «мертвая петля», выполненная на самолете «Ньюпор» летчиком П. Н. Нестеровым. Этим опытом дано начало современному высшему пилотажу.

1 сентября 1913 г. Пегу на самолете «Блерио» впервые выполнил полет вверх колесами.

23 сентября 1913 г. Летчик Гарро на моноплане «Моран-Сольнье» перелетел без посадки через Средиземное море из Сан-Рафаэля в Бизерту (790 километров — около 8 часов).

29 сентября 1913 г. Летчик Прево на моноплане «Депердюссен» с «Гномом» в 160 лошадиных сил поставил рекорд скорости — 203 километра в час. [265]

11 ноября 1913 г. А. А. Васильев перелетел на приз Абамелек-Лазарева по маршруту Петербург — Москва — Петербург в 51 час 6 минут; время полета — 10 часов 52 минуты.

10 июля 1914 г. Бем на самолете «Альбатрос» с мотором «Мерседес» в 75 лошадиных сил продержался в воздухе без посадки свыше 24 часов (Иоганнисталь, Германия).

Довоенные русские рекорды

ВЫСОТЫ

30 сентября 1911 г. Д. Г. Андреади («Блерио») — 1250 м

Август 1911 г, Б. В. Макеев (с 1 пассажиром) — 1570 м

13 мая 1912 г. Г. В. Алехнович («Гаккель») — 1350 м

13 мая 1912 г. Г. А. Янковский («Лям») — 1700 м

16 апреля 1913 г. A. M. Габер-Влынский — 3000 м

20 апреля 1913 г. A. M. Габер-Влынский с 1 пассажиром («Ньюпор», «Гном» 80 л. с.) — 1550 м

Апрель 1913 г. Алехнович («Сикорский-10») — 3400 м

31 мая 1913 г. A. M. Габер-Влынский (с 1 пассажиром) — 2200 м

Май 1913 г. Г. А. Янковский («Сикорский-11») — 3800 м

27 мая 1913 г. Земитан с 1 пассажиром («Моран», «Гном» 80 л. с. Севастополь) — 3000 м

12 февраля 1914 г. И. И. Сикорский с 15 пассажирами («Илья Муромец») — 2000 м

4 июня 1914 г. И. И. Сикорский с 10 пассажирами («Илья Муромец») в течение 1 ч. 27 мин. — 2000 м

ПОКРЫТЫЕ РАССТОЯНИЯ

22 мая 1911 г. И. Ефимов — 230 км

10 июля 1911 г. А. Васильев — 667 км

1 августа 1911 г. Д. Андреади с 1 пассажиром — 200 км

5 июня 1914 г. И. Сикорский с 5 пассажирами продержался 6 ч. 33 мин. 10 сек. — 696,5 км

29 июня 1914 г, И. Сикорский с 3 пассажирами — 750 км

22 июля 1914 г. П. Нестеров — 750 км [266]

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

  часы мин. сек.
22 мая 1911 г. А. Васильев 2 29 13
1 августа 1911 г. Д. Андреади с 1 пассажиром  — 35  —
9 мая 1913 г. А. Габер-Влынский с 1 пассажиром («Фарман-16», «Рон» 80 л. с.) 3 15  —
12 февраля 1914 г. И. Сикорский (Янковский, Алехович с 16 пассажирами («Илья Муромец») 2 17  —
25 февраля 1914 г. И. Сикорский с 15 пассажирами 2 20  —
5 июня 1914 г. И. Сикорский с 5 пассажирами 6 33 10
Воздухоплаватель. 1914. № 8.

Русский спорт. 1914. № 28.

[267]
Дальше