Содержание
«Военная Литература»
Мемуары
Н. Т. Грицай, полковник в отставке. Командир 13-го отдельного электротехнического батальона

В бою — электрозаграждения

На вооружение нашей армии электрозаграждения были приняты задолго до Великой Отечественной войны. Они нашли применение на границах Советского Союза, где создавались особые укрепленные районы. Такой же укрепрайон был создан и под [186] Ленинградом. Здесь впервые электроснабжение долговременных сооружений и электризуемых заграждений осуществлялось от местной энергетической системы.

С первых дней Великой Отечественной началось широкое использование электризуемых заграждений, которые применялись для прикрытия боевых порядков наших войск в обороне и наших флангов в наступлении.

В самом начале войны из состава 12-го отдельного инженерного полка Ленинградского военного округа была сформирована наша отдельная электротехническая рота. Комплектовалась она по штатам военного времени. Бойцы, прибывшие к нам на пополнение, были рабочими и служащими ленинградских предприятий. Многие из них участвовали в боях 1939–1940 годов.

7 июля роту направили на выполнение боевой задачи в район приграничной железнодорожной станции Вяртсиля, где занимала оборону 168-я стрелковая дивизия. Здесь отличился личный состав взвода лейтенанта И. З. Чирейкина, развернувший малозаметные электризуемые заграждения. На них противник потерял более двух десятков солдат. Но общая обстановка складывалась не в нашу пользу. Под натиском превосходящих сил противника дивизия вынуждена была отойти к Ладожскому озеру. Вместе с ней отступали с боями и наши саперы. Бойцы подорвали свою электростанцию и действовали как стрелки. В этой тяжелой обстановке взвод лейтенанта Чирейкина с двумя пулеметами в течение месяца мужественно бился с врагом и вывел из строя около 200 солдат противника. Об участии взвода в этих боях рассказала газета «На страже Родины». Там писалось, что горстка военных электротехников четверо суток сдерживала натиск вражеского батальона...

Тем временем второй и третий взводы устанавливали водные электризуемые заграждения протяженностью 8 километров на реке Тохма-йоки. Затем рота была срочно переброшена на Лужскую оборонительную позицию, где нам поручили установить электризуемые заграждения на участке Жильцы — Толмачево — линии обороны двух стрелковых дивизий. Мы применяли заграждения различных конструкций. Стационарные (электризуемый проволочный забор) устанавливались на кольях, деревьях, эскарпах. Подвижные заграждения [187] (сетки П-5 шириной 4 метра с ячейками 25 на 25 сантиметров) размещались на флангах позиции и хорошо зарекомендовали себя. В числе специальных были почвенные и водные заграждения. В основном применялся «корытный» способ электризации почвы: саперы отрывали ровик шириной не менее шага, дно и стенки которого выстилались изоляционным материалом, затем ровик засыпался землей и маскировался дерном. Под дерн укладывался оголенный кабель к источнику электроэнергии. Солдаты противника, неминуемо ступавшие на дерн, получали сильный удар током.

Так же действуют и водные электрозаграждения (в них только требуются меньшие потенциалы на электроде).

К концу августа задание командования было выполнено. Однако наш рубеж находился под постоянным артиллерийским и минометным огнем противника. Поэтому приходилось регулярно проверять состояние заграждений; группы электриков под обстрелом восстанавливали поврежденные линии. Смело и решительно действовали младший сержант Сергеев, красноармейцы Бакшеев, Бидюк, Сиркин, Грошев, комиссар электророты младший политрук М. В. Кутышев.

...Сентябрь 1941 года. В дни, когда решалась судьба Ленинграда, мы укрепляли оборону 42-й армии. Берег Финского залива, Лигово, мясокомбинат, Рыбацкое — здесь устанавливали заграждения электрики 30-й и 19-й рот. Впервые питание заграждений осуществлялось от станции с низковольтными генераторами. Агрегаты, установленные на двухосных прицепах, были укрыты в убежищах в насыпи внутренней Окружной железной дороги. Полностью установка заграждений была завершена в октябре. Лейтенанты Чирейкин, Ипатов, воентехник Аутко, младший лейтенант Тевеленок изучали с новым пополнением материальную часть, проводили тренировки расчетов, поддерживали заграждения в полной боевой готовности.

В это время на Ленинградском фронте широко развернулось движение истребителей. По инициативе комсомольской организации в него включились и бойцы нашей роты. Каждую ночь уходили бойцы со снайперскими винтовками на нейтральную полосу. Более 300 гитлеровцев [188] уничтожили истребители роты. 13 февраля 1942 года в газете «На страже Родины» мы с гордостью прочли имена наших бойцов, получивших высокие награды. Это были награжденный орденом Красного Знамени красноармеец Сивков, кавалеры Красной Звезды Чирейкин, Денисов, Изонов, Плахин, Семенов, награжденный медалью «За отвагу» красноармеец Фридман.

В декабре 1942 года, когда вновь заработала Ладожская ледовая трасса, мы получили срочное задание — установить на льду Ладожского озера между деревней Ганнибаловкой и маяком Бугровским электризуемые заграждения протяженностью в 10 километров. Диверсионные группы врага не должны были приблизиться к Дороге жизни. Работу поручили третьей роте 13-го электробатальона, которым я командовал в то время.

Нам еще не приходилось устанавливать заграждения на льду. Задача осложнялась тем, что кабель должен был проходить по поверхности льда. Решено было для безопасности эксплуатации установить две передвижные электростанции на западном и восточном берегах озера. Это обеспечивало их надежное укрытие и маскировку, исключало возможность затопления станций.

На льду одного из водоемов провели испытания различных вариантов заграждения. Остановились на комбинации спирали Бруно и сетки П-5. Спираль Бруно изготовили сами. Трассу разбили на шесть участков. Заградительная сетка подвешивалась на колышках, за ней была уложена спираль Бруно, заземленная спущенными в озеро трубами.

Электрозащиту ледовой трассы успешно осуществляли красноармейцы роты старшего лейтенанта Дементьева, политрук роты Дитрих, командиры взводов Курочкин и Астраханский, старшина роты Заернюк.

Командиры стрелковых подразделений связывались с электриками по телефону. Управление заграждениями осуществлялось шифром и действовало безотказно. Врагу не удалось нарушить работу Дороги жизни. В этом заслуга и наших заграждений.

В июне сорок четвертого батальон получил приказ установить электрозаграждения протяженностью 31 километр у переднего края обороны частей 17-го укрепленного района — от Ладожского озера до устья реки [189] Вуоксы. Здесь мы снова разбили заграждения на участки, в нужных местах оставили проходы. На каждый участок напряжение подавалось отдельно, и мы простым переключением могли обеспечивать как непроходимую оборону, так и простор для маневра наших стрелковых подразделений.

В этом отношении электрозаграждения очень удобны, они заслужили признание войсковых командиров. Но, в отличие от других видов инженерных заграждений, электрические цепи требуют постоянного контроля, осмотров. Бойцы электротехнических подразделений проявляли много мужества и отваги, поддерживая заграждения в боевой готовности. При обходах мы несли потери...

Замечательно работали взводы офицеров Христюка, Моторного и погибшего на Вуоксе лейтенанта Денисова. Его заменил другой отважный офицер — лейтенант Гелин.

На Ленинградском фронте электризуемые заграждения сыграли немалую роль, стали мощным средством поражения живой силы противника в обороне и в наступлении, способствовали эффективному инженерному укреплению местности.

Дальше