В бою электрозаграждения
На вооружение нашей армии электрозаграждения были приняты задолго до Великой Отечественной войны. Они нашли применение на границах Советского Союза, где создавались особые укрепленные районы. Такой же укрепрайон был создан и под [186] Ленинградом. Здесь впервые электроснабжение долговременных сооружений и электризуемых заграждений осуществлялось от местной энергетической системы.
С первых дней Великой Отечественной началось широкое использование электризуемых заграждений, которые применялись для прикрытия боевых порядков наших войск в обороне и наших флангов в наступлении.
В самом начале войны из состава 12-го отдельного инженерного полка Ленинградского военного округа была сформирована наша отдельная электротехническая рота. Комплектовалась она по штатам военного времени. Бойцы, прибывшие к нам на пополнение, были рабочими и служащими ленинградских предприятий. Многие из них участвовали в боях 1939–1940 годов.
7 июля роту направили на выполнение боевой задачи в район приграничной железнодорожной станции Вяртсиля, где занимала оборону 168-я стрелковая дивизия. Здесь отличился личный состав взвода лейтенанта И. З. Чирейкина, развернувший малозаметные электризуемые заграждения. На них противник потерял более двух десятков солдат. Но общая обстановка складывалась не в нашу пользу. Под натиском превосходящих сил противника дивизия вынуждена была отойти к Ладожскому озеру. Вместе с ней отступали с боями и наши саперы. Бойцы подорвали свою электростанцию и действовали как стрелки. В этой тяжелой обстановке взвод лейтенанта Чирейкина с двумя пулеметами в течение месяца мужественно бился с врагом и вывел из строя около 200 солдат противника. Об участии взвода в этих боях рассказала газета «На страже Родины». Там писалось, что горстка военных электротехников четверо суток сдерживала натиск вражеского батальона...
Тем временем второй и третий взводы устанавливали водные электризуемые заграждения протяженностью 8 километров на реке Тохма-йоки. Затем рота была срочно переброшена на Лужскую оборонительную позицию, где нам поручили установить электризуемые заграждения на участке Жильцы Толмачево линии обороны двух стрелковых дивизий. Мы применяли заграждения различных конструкций. Стационарные (электризуемый проволочный забор) устанавливались на кольях, деревьях, эскарпах. Подвижные заграждения [187] (сетки П-5 шириной 4 метра с ячейками 25 на 25 сантиметров) размещались на флангах позиции и хорошо зарекомендовали себя. В числе специальных были почвенные и водные заграждения. В основном применялся «корытный» способ электризации почвы: саперы отрывали ровик шириной не менее шага, дно и стенки которого выстилались изоляционным материалом, затем ровик засыпался землей и маскировался дерном. Под дерн укладывался оголенный кабель к источнику электроэнергии. Солдаты противника, неминуемо ступавшие на дерн, получали сильный удар током.
Так же действуют и водные электрозаграждения (в них только требуются меньшие потенциалы на электроде).
К концу августа задание командования было выполнено. Однако наш рубеж находился под постоянным артиллерийским и минометным огнем противника. Поэтому приходилось регулярно проверять состояние заграждений; группы электриков под обстрелом восстанавливали поврежденные линии. Смело и решительно действовали младший сержант Сергеев, красноармейцы Бакшеев, Бидюк, Сиркин, Грошев, комиссар электророты младший политрук М. В. Кутышев.
...Сентябрь 1941 года. В дни, когда решалась судьба Ленинграда, мы укрепляли оборону 42-й армии. Берег Финского залива, Лигово, мясокомбинат, Рыбацкое здесь устанавливали заграждения электрики 30-й и 19-й рот. Впервые питание заграждений осуществлялось от станции с низковольтными генераторами. Агрегаты, установленные на двухосных прицепах, были укрыты в убежищах в насыпи внутренней Окружной железной дороги. Полностью установка заграждений была завершена в октябре. Лейтенанты Чирейкин, Ипатов, воентехник Аутко, младший лейтенант Тевеленок изучали с новым пополнением материальную часть, проводили тренировки расчетов, поддерживали заграждения в полной боевой готовности.
В это время на Ленинградском фронте широко развернулось движение истребителей. По инициативе комсомольской организации в него включились и бойцы нашей роты. Каждую ночь уходили бойцы со снайперскими винтовками на нейтральную полосу. Более 300 гитлеровцев [188] уничтожили истребители роты. 13 февраля 1942 года в газете «На страже Родины» мы с гордостью прочли имена наших бойцов, получивших высокие награды. Это были награжденный орденом Красного Знамени красноармеец Сивков, кавалеры Красной Звезды Чирейкин, Денисов, Изонов, Плахин, Семенов, награжденный медалью «За отвагу» красноармеец Фридман.
В декабре 1942 года, когда вновь заработала Ладожская ледовая трасса, мы получили срочное задание установить на льду Ладожского озера между деревней Ганнибаловкой и маяком Бугровским электризуемые заграждения протяженностью в 10 километров. Диверсионные группы врага не должны были приблизиться к Дороге жизни. Работу поручили третьей роте 13-го электробатальона, которым я командовал в то время.
Нам еще не приходилось устанавливать заграждения на льду. Задача осложнялась тем, что кабель должен был проходить по поверхности льда. Решено было для безопасности эксплуатации установить две передвижные электростанции на западном и восточном берегах озера. Это обеспечивало их надежное укрытие и маскировку, исключало возможность затопления станций.
На льду одного из водоемов провели испытания различных вариантов заграждения. Остановились на комбинации спирали Бруно и сетки П-5. Спираль Бруно изготовили сами. Трассу разбили на шесть участков. Заградительная сетка подвешивалась на колышках, за ней была уложена спираль Бруно, заземленная спущенными в озеро трубами.
Электрозащиту ледовой трассы успешно осуществляли красноармейцы роты старшего лейтенанта Дементьева, политрук роты Дитрих, командиры взводов Курочкин и Астраханский, старшина роты Заернюк.
Командиры стрелковых подразделений связывались с электриками по телефону. Управление заграждениями осуществлялось шифром и действовало безотказно. Врагу не удалось нарушить работу Дороги жизни. В этом заслуга и наших заграждений.
В июне сорок четвертого батальон получил приказ установить электрозаграждения протяженностью 31 километр у переднего края обороны частей 17-го укрепленного района от Ладожского озера до устья реки [189] Вуоксы. Здесь мы снова разбили заграждения на участки, в нужных местах оставили проходы. На каждый участок напряжение подавалось отдельно, и мы простым переключением могли обеспечивать как непроходимую оборону, так и простор для маневра наших стрелковых подразделений.
В этом отношении электрозаграждения очень удобны, они заслужили признание войсковых командиров. Но, в отличие от других видов инженерных заграждений, электрические цепи требуют постоянного контроля, осмотров. Бойцы электротехнических подразделений проявляли много мужества и отваги, поддерживая заграждения в боевой готовности. При обходах мы несли потери...
Замечательно работали взводы офицеров Христюка, Моторного и погибшего на Вуоксе лейтенанта Денисова. Его заменил другой отважный офицер лейтенант Гелин.
На Ленинградском фронте электризуемые заграждения сыграли немалую роль, стали мощным средством поражения живой силы противника в обороне и в наступлении, способствовали эффективному инженерному укреплению местности.