Из пережитого
В канун Великой Отечественной войны инженер авиазавода.
21 июня 1941 года, возвращаясь из командировки, оказался на Брестском вокзале.
В конце июля вышел за линию фронта. В годы войны работал в Саратове.
Член КПСС.
Ныне работает на станкостроительном заводе Воронежа.
Май 1941 года. Штаб 123-го истребительного авиационного полка. Представляюсь военному инженеру второго ранга Н. И. Толманову.
Руководитель бригады по сборке самолетов ЯК-1.
Тут же представил членов бригады мастера М. Д. Григорьева, авиационных мотористов Касаткина, Колоскова и других.
Вечером у нашей палатки собрались летчики [109] и авиатехники. Они интересовались новой машиной, просили рассказать о ней. Особенно настойчивым был младший политрук Корчагин, замполит 1-й авиаэскадрильи. Невысокого роста, плотно сбитый, подвижной, он хотел знать каждую мелочь. Лейтенант Шунайлов, скромный, с умными пытливыми глазами, старший техник звена Чернышев и Корчагин ушли от нас уже после отбоя, когда все вокруг спало.
Утром нас представили майору Сурину Борису Николаевичу. Ему было не более тридцати. Чуть ниже среднего роста, с серыми быстрыми глазами, волевыми чертами лица, светловолосый, командир полка сразу же понравился нам. Чувствовалось, что это человек большой силы воли и кипучей энергии.
Как долго будете собирать самолеты? спросил майор.
С вашей помощью управимся быстро.
Учтите граница! Самолеты нам нужны, как воздух!
Секретарь полкового партбюро воентехник первого ранга Голицын собрал партсобрание с повесткой: «В сжатые сроки ввести в строй новые самолеты».
Комсомольцы-авиатехники под руководством комсорга Белобородова живо откликнулись на призыв парторганизации, быстро включились в работу. Особенно активно помогал старший техник звена управления Зотов, руководивший техсоставом.
Майор Сурин, обеспокоенный тем, что нарушение воздушных границ продолжается, требовал от капитана Савченко, командира дежурной эскадрильи, повышенной бдительности. Авиаэскадрилья располагалась на самой границе, около Бреста.
Авиаэскадрильи на аэродроме менялись ежемесячно. И на основном аэродроме полка днем и ночью дежурило звено истребителей, готовых в любой момент подняться в воздух.
В те дни заместитель командира полка по боевой подготовке капитан Можаев находился в засаде со звеном самолетов на площадке в 4–5 километрах севернее Бреста. Во время полетов он много раз наблюдал, как на западном берегу Буга появлялись группы немецких офицеров, которые проводили какие-то работы. [110]
19 июня прибыл инспектор ВВС округа. К этому времени уже весь личный состав части прошел теоретическую подготовку и неплохо разбирался в новой машине. Все двадцать ЯК-1 выстроились на запасном аэродроме и были готовы к полетам.
Когда же мы будем вводить в строй новые машины? спросил Сурин у инспектора. Ведь война на носу. А горючего и снарядов к ним нет.
Вместе с командиром полка и инспектором мы подошли к командиру дежурного звена. Техник-лейтенант Егоров, опытный, знающий свое дело, обсуждал с товарищами последние тревожные события на границе.
21 июня я доложил майору Сурину об окончании работ и о том, что получил приказ срочно выехать к месту службы.
Из штаба с инженером Толмановым мы пошли на авиабазу. Тут инженеры Патрикеев, Свириденко, Бугров получали запасные части, авиатехники забирали их и уходили для подготовки матчасти к техосмотру, назначенному на 22 июня.
Вечером на автомашине выехал в Брест.
Поезд Брест Москва отходил в 6 утра. В гостинице попросил разбудить меня в пять часов.
О страшном пробуждении 22 июня писали многие. Мне врезалось в память, что люди, держась как можно ближе к домам, бегут, обгоняя друг друга.
Добрался до вокзала. Здесь такая же паника, как и в городе. Нигде ничего не добьется. Связи нет. В комендатуре раздают оружие военизированной железнодорожной охраны. Взял винтовку и патроны. Гранат мне не досталось.
На вокзале полно людей. За ранеными ухаживают добровольные санитары. Пожилой мужчина по фамилии Домбровский по своей инициативе вывозит на подводе раненых на окраину города. Там местные жители оказывают им первую помощь.
Военный комендант станции Брест подполковник Казбеков приказал воинской команде во главе со старшиной Басневым занять оборону на дальних подступах к вокзалу. [111]
Туда же были посланы бойцы железнодорожной милиции и группа пограничников.
В 1962 году мне посчастливилось побывать в Бресте. Там я встретился с Ярошиком Никитой Сергеевичем, и он рассказал, что обороной на подступах к вокзалу руководил начальник милиции станции Брест Воробьев. Сам Ярошик тогда был командиром отделения железнодорожной милиции.
Командир взвода милиции Филимоненко собрал бойцов и организовал оборону западной и южной стороны вокзала. Через некоторое время они были обстреляны пулеметным огнем из депо, где засели диверсанты. Гитлеровские автоматчики двигались по железнодорожным путям со стороны шоссейного моста. Наши открыли огонь из винтовок, подтянули пулеметы к московской стороне вокзала. Через некоторое время группа Баснева вынуждена была отойти к вокзалу, а пограничники и бойцы железнодорожной милиции к товарной станции и форту № 3. Оттуда на Жабинку. Сюда же, в Жабинку, к 9 часам утра приехали на паровозе подполковник Казбеков и его помощники капитан Теслюк и младший лейтенант Цвыр.
Начальник станции Брест Удовиченко, начальник политотдела Брестского отделения дороги А. Н. Жуков и некоторые другие работники отделения руководили эвакуацией подвижного состава и имущества и, когда появились фашисты, выехали с товарной станции на Жабинку последним паровозом. В этом районе завязались сильные бои, и паровоз был захвачен противником. Всех, кто ехал на нем, гитлеровцы расстреляли.
А на вокзале военные и гражданские люди, прибежавшие во время артиллерийского обстрела и бомбежки, укрылись в подвалах. В одном из боковых отсеков подвала собралось уже много военных. Не теряя времени, начали устраивать завалы из оказавшихся под рукой ящиков, бочек, мешков с мукой и солью. Минут через двадцать группа немцев опускается в подвал, освещая дорогу ручным фонарем. Подпустив их поближе, открыли огонь. Фашисты ответили стрельбой из автоматов.
Так началась оборона вокзала... [112]