Содержание
«Военная Литература»
Мемуары
А. А. Черный, полковник в отставке

По военным дорогам (Из записной книжки офицера)

В главной базе флота

Летом 1941 года я командовал 202-м отдельным зенитно-артиллерийским дивизионом противовоздушной обороны Краснознаменного Балтийского флота. Наши батареи располагались в Эстонии на островах Суур и Вяйке Пакри, прикрывая с воздуха город Палдиски с северного направления. До войны с белофиннами дивизион находился в резерве Главного командования Красной Армии и дислоцировался в городе Невель. В 1939 году его передали в состав Краснознаменного Балтийского Флота. Дивизион состоял из трех артиллерийских батарей 76-мм орудий, прожекторной и пулеметной рот, батареи обслуживания и взвода управления.

Военкомом дивизиона был батальонный комиссар [243] Григорий Федорович Гош, начальником штаба — Петр Лаврентьевич Мельниченко.

На Балтике дивизион вошел в состав 5-го зенитно-артиллерийского полка, которым командовал подполковник Михаил Петрович Барямов, старый член партии. Я его знал еще в 1932–1933 годах командиром зенитно-артиллерийского дивизиона Черноморского флота в Севастополе. Михаил Петрович был среднего роста, всегда подтянутый, требовательный к себе и подчиненным, человеком большой воли, опытным зенитчиком, высококультурным и грамотным офицером.

18 июня 1941 года в дивизион прибыл командующий Краснознаменным Балтийским Флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц и провел совещание, на котором присутствовали автор этих строк, комиссар Гош, командир берегового артдивизиона майор Шевченко и его комиссар, фамилию которого, к сожалению, не помню. Мне впервые довелось присутствовать на совещании в таком узком кругу.

Командующий флотом заслушал каждого из нас о ходе боевой подготовки, хозяйственной деятельности, политико-моральном состоянии личного состава и боевой готовности частей. Он сообщил, что в финских портах Або и Турку высадились немецко-фашистские войска численностью свыше 300 тысяч штыков с боевой техникой. Командующий сообщил также, что в районе Либавской военно-морской базы немецкая авиация нарушает воздушные границы, производит разведку наших военных объектов. В Восточной Пруссии и Мемельской области сосредоточены крупные силы наземных войск и авиации, а главные силы немецкого флота находятся в Пиллау и Данциге. Командующий приказал быть готовыми ко всяким неожиданностям.

Мы с батальонным комиссаром Г. Ф. Гош собрали командный, политический и хозяйственный состав дивизиона, разъяснили им создавшуюся обстановку.

19 июня 1941 года по приказанию из штаба флота мы перешли на оперативную готовность № 2, а поздно ночью 21 июня — на оперативную готовность № 1. 22 июня в 12 часов 10 минут по радио узнали о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну.

Первые залпы наших батарей прозвучали ночью с 22 на 23 июня.

Большая группа «юнкерсов» пыталась бомбить порт [244] Палдиски. Зенитчики 224-й (командир старший лейтенант И. Р. Погорелов), 225-й (командир лейтенант А. А. Белоусов) и 226-й батарей (командир старший лейтенант А. А. Бушуев) поставили плотную завесу заградительного огня, которая не позволила прорваться вражеской авиации к порту.

27 июня эскадрилья «юнкерсов» пыталась бомбардировать железнодорожную станцию Палдиски. Наши батареи и пулеметная рота открыли массированный огонь, сбили два самолета, а один подбили. Разорвавшаяся бомба повредила левое крыло вокзала и платформу.

1 июля 1941 года наш дивизион с островов передислоцировался на материк. По распоряжению штаба ПВО флота мы совершили своим ходом марш в Таллин и в 17 часов 4 июля развернулись в боевой порядок для обороны аэродрома Лаксберг (Юлемисте).

На рассвете 14 июля восемнадцать «МЕ-110» с высоты 3600 метров произвели налет на аэродром.

20 июля шестнадцать «юнкерсов» вновь пытались прорваться к аэродрому.

Как в первом, так и во втором налетах вражеская авиация, встретив мощный огонь зенитной артиллерии и пулеметов, сбросила бомбы беспорядочно, стремясь быстрее выйти из зоны огня. Наши зенитчики сбили два «МЕ-110» и один «Ю-87», подбили два «Ю-87». Наша истребительная авиация уничтожила семь фашистских самолетов.

Враг стал применять новый тактический прием — бомбометание с пикирования из строя круга («карусели»). Это затрудняло стрельбу зенитчиков. Но энтузиасты-рационализаторы полковник Максим Парфенович Сиводедов и майор Илья Федорович Рыженко разработали специальный способ стрельбы по пикирующим самолетам, и эффективность огня резко возросла.

22 августа 1941 года фашистская авиация совершила крупный воздушный налет на корабли главной базы флота. В нем участвовало около 70 самолетов. Вначале у Таллина появились 12 самолетов «МЕ-109», которых встретили наши истребители. На высоте 3500 метров завязался воздушный бой. Вражеская авиация незамедлительно перешла в замкнутый круг, образовав «карусель».

В это же время на высоте 4000 метров с юго-запада [245] появились 36 «Ю-88» и 18 «МЕ-110». С аэродрома Лаксберг в воздух поднялось еще около эскадрильи наших истребителей. Набрав высоту, они устремились навстречу бомбардировщикам. Все батареи Таллина и корабельная зенитная артиллерия открыли огонь.

Такую массу артиллерии, включенную в бой с авиацией врага, я видел впервые. Огонь зенитной артиллерии был настолько массированным и плотным, что преградил путь вражеской авиации и не позволил ей прорваться к кораблям, стоявшим на Таллинском рейде. От разрывов зенитных снарядов над городом образовалось облако.

На Моонзундских островах

С приближением фронта к Таллину нашу 225-ю батарею под командованием лейтенанта А. Белоусова и военкома А. Зименкова командование приказало передислоцировать на остров Муху. 22 августа 1941 г. батарея совершила марш в порт Рохукюла и погрузилась на два небольших транспорта «Куйвасто» и «Рудольф». Транспорты ночью отошли от пирса и утром 23 августа прибыли в порт Куйвасту. Быстро разгрузившись, батарея получила от начальника артиллерии острова Муху капитана Н. Шитикова боевую задачу — оборонять от нападения с воздуха легкие силы флота в Куйвасту.

Батарее сразу же пришлось вступить в бой. Около 7 часов утра 18 «юнкерсов» пытались бомбить наши корабли. Батарея и корабельные зенитчики первыми залпами сбили ведущий самолет фашистов. Остальные, поспешно сбросив бомбы, ушли на запад, преследуемые нашими истребителями.

Враг потерял во время этого налета два «юнкерса». Поврежденным оказался наш сторожевой корабль.

Второй налет на корабли фашисты произвели в полдень при ясной погоде 38 бомбардировщиками под прикрытием 18 «мессершмиттов» с высоты 4000 метров. Самолеты, как правило, заходили со стороны солнца, но, несмотря на это, огонь батареи и кораблей был точным, организованным. Враг потерял четыре «юнкерса».

Наши потери: от прямого попадания бомбы затонул один катер, а два получили повреждения. [246]

В районе огневой позиции батареи было обнаружено 16 воронок от авиабомб. От осколков погиб краснофлотец Н. Бородин, шесть бойцов получили ранения. После налета фашистской авиации был проведен тщательный разбор прошедшего боя, выступавшие предъявили особенно много претензий к наводчикам, которые плохо использовали светофильтры при боевой работе в солнечную погоду.

4 сентября 1941 года фашистские войска заняли побережье Эстонии. Из района Виртсу батарея врага открыла огонь по порту Куйвасту, где стояла 225-я батарея. Командир батареи А. Белоусов и командир взвода управления Г. Коробицын определили местонахождение вражеской 120-мм батареи.

В 16 часов первое орудие сержанта Е. Емолдинова произвело пристрелку, а затем батарея перешла к стрельбе на поражение. В результате огонь фашистских орудий был подавлен. После этого 18 «юнкерсов» произвели новый налет на батарею. Зенитчики подбили один самолет врага.

Но батарея тоже понесла потери: вышли из строя два орудия, трактор и две автомашины. На первом орудии были убиты комендор Н. Чалкин и заряжающий К. Югренев. Тяжело раненными оказались командир орудия сержант Е. Емолдинов, а на втором орудии — краснофлотец С. Судариков. Однако через несколько часов зенитчики своими силами восстановили оба орудия.

Рано утром 13 сентября до 40 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 18 истребителей с высоты 4500 метров вновь произвели налет на Куйвасту с двух направлений.

225-я батарея и зенитная артиллерия кораблей открыли огонь, сбили три «юнкерса» и один подбили. Мы потеряли катер, а другой получил повреждения. Бомба разрушила портовое здание. Одно орудие было полностью выведено из строя, у другого повреждено противооткатное устройство. Поврежденными оказались три автомашины и два трактора. Командир батареи лейтенант А. Белоусов получил два ранения — в ногу и грудь. Ранеными оказались также заряжающие краснофлотцы Н. Самров и З. Заринов. Погиб краснофлотец Н. Комаров.

В ночь с 13 на 14 сентября 1941 года фашисты высадили десант на остров Муху, заняли порт Куйвасту. [247]

Около 8 часов девять самолетов «МЕ-109» на малой высоте произвели налет на 225-ю батарею. Пулеметный расчет сержанта Желтовского, уроженца Одессы, сбил один вражеский самолет.

Прибывший на батарею начальник артиллерии острова Муху капитан Н. Шитиков приказал исполняющему обязанности командира батареи лейтенанту А. Малофееву срочно сняться с позиции и следовать через дамбу на остров Сааремаа.

На батарее оставалось лишь два орудия, прибор ПУАЗО и дальномер, три трактора, пулеметная установка на автомашине и два автомобиля ЗИС-5.

Лейтенант А. Малофеев, политрук Н. Зименков и старшина комендоров Г. Гершкович организовали выход батареи к дамбе. В это время пять наших истребителей вели бой с «мессершмиттами». Один наш истребитель пошел на таран вражеского бомбардировщика. Оба самолета, объятые пламенем, рухнули вблизи дамбы. С нашего самолета летчик выбросился на парашюте. Краснофлотцы Н. Красношлыков и Н. Березин обнаружили летчика в бессознательном состоянии, лежавшем в пятидесяти метрах от горевших самолетов. Фельдшер Б. Закржевский оказал летчику первую медицинскую помощь. Это был лейтенант П. А. Гузов.

Батарея продолжала двигаться к дамбе, но враг уже перерезал дорогу. Тогда зенитчики решили прорываться по проселочной дороге, но всюду натыкались на фашистские войска. В непрерывных боях батарея потеряла все автомашины, тракторы и последние два зенитных орудия. Личный состав действовал уже как стрелковое подразделение. Только ночью удалось переправиться на остров Сааремаа. Раненых несли с собой, в том числе и летчика П. Гузова. Позже вместе с другими ранеными его отправили в госпиталь.

П. Гузов — ленинградец. Прощаясь, он благодарил краснофлотцев-зенитчиков Н. Красношлыкова, Н. Березина и лейтенанта А. Малофеева за спасение и проявленную заботу о нем и сказал:

— Может быть нам придется еще встретиться.

На 225-й батарее мало кто остался в живых. Многие погибли в боях на острове Муху. Особенно большие потери батарея понесла при прорыве через дамбу на остров Сааремаа.

4 октября 1941 года оставшиеся от батареи 35 бойцов, [248] большинство в бинтах во главе с А. Малофеевым вошли в состав подразделения морской пехоты.

Наши войска с боями отходили на северо-запад острова. Сплошного фронта не существовало. Часто приходилось действовать разрозненными группами. Боезапас был на исходе. Росли потери в людях. Лейтенант А. Малофеев встретился с командиром огневого взвода 512-й зенитной батареи лейтенантом Н. Чураковым, которая действовала на Сааремаа. Это произошло в районе 180-мм береговой батареи. Орудия были взорваны, от батареи остались груды бетона и куски металла. Тут же в траншее находился краснофлотец Жуков и моторист, фамилия которого не запомнилась. Обнаружив на берегу рыбацкую шлюпку, имея морскую карту и буссоль, вчетвером ночью на веслах ушли в море. Обогнув остров Хийумаа, они взяли курс на Ханко.

Прорыв на восток

В ночь на 28 августа 1941 г. 202-й зенитно-артиллерийский дивизион снялся с позиций, прибыл в Беккеровскую гавань и погрузился на транспорт «Казахстан». Погрузкой руководил командующий ПВО флота генерал-майор Гавриил Савельевич Зашихин. Ему помогали полковник М. П. Сиводедов и командир 4-го зенитно-артиллерийского полка майор И. Ф. Рыженко. Вся материальная часть была погружена в трюмы, а на палубе разместились люди 17-го, 19-го, 83-го и 202-го отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, подразделения 10-й стрелковой дивизии, бригады морской пехоты, пограничных войск — всего более двух тысяч человек.

На рассвете транспорт «Казахстан» отошел от пирса и встал на Таллинском рейде. Только к исходу дня боевые корабли и транспорты взяли курс на Кронштадт.

Командующий ПВО флота генерал-майор Г. С. Зашихин вызвал в кают-кампанию командира 17-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона капитана Т. Л. Горохова и меня. В присутствии полковников И. А. Дралова, М. П. Сиводедова, В. И. Зыкова и майора И. Ф. Рыженко он разъяснил цель нашего перехода и поставил задачу: командиру 17-го зенитного дивизиона капитану Т. Л. Горохову привести в боевое положение два орудия для отражения налетов вражеской авиации [249] на транспорт «Казахстан»; мне поручалось обеспечить безопасность проводки транспорта, организовать наблюдение за морской обстановкой и минной опасностью, непрерывно докладывать майору Рыженко, батальонному комиссару Гош и на капитанский мостик о всем замеченном.

Много раз мне пришлось докладывать на капитанский мостик о появлении плавающих мин то впереди по курсу, то справа, то слева по борту.

Надо отдать должное команде транспорта «Казахстан», ее мужеству и стойкости, благодаря чему судно продвигалось вперед.

Почти двести боевых кораблей, вспомогательных судов и транспортов, разных по своим размерам и тоннажу, растянулись в кильватерном строю примерно на 25 километров. Шли по минированному южному фарватеру и минным полям, установленным врагом, при незначительном боевом охранении и без прикрытия авиации.

На переходе морем караван нес потери от плавающих мин и от авиационных ударов. Вражеские торпедные катера неоднократно пытались прорваться к отряду наших боевых кораблей и нанести удар, но отражались метким артогнем наших кораблей и находили могилу в морской пучине. Только единицам удавалось скрыться.

Фашистская артиллерия с берега пыталась обстреливать наши транспорты. Артиллеристы крейсера «Киров» меткими залпами накрыли батареи гитлеровцев. Подводная лодка врага выпустила торпеду в крейсер, но эсминец «Яков Свердлов» преградил своим корпусом путь торпеде, приняв удар на себя. Именно это спасло от гибели крейсер «Киров».

Этот героический подвиг был совершен у нас на глазах, так как наш транспорт шел параллельным курсом.

Примерно на траверзе Кунды два «юнкерса» сбросили бомбы на транспорт «Казахстан». Они взорвались недалеко от капитанского мостика. Взрывной волной меня выбросило за левый борт и через несколько мгновений глубоко в воде я увидел медленно вращавшийся винт. Я всплыл и увидел на поверхности воды много плавающих людей. Этот день для нас был ужасным и тяжелым. Отплыв подальше, увидел, что транспорт «Казахстан» горит. Пламя и дым подымались ввысь. Я решил [250] отплыть мористее с расчетом, что меня заметят и подберут боевые корабли.

Плыть было очень тяжело, так как я находился в воде в шинели при полном снаряжении. Все намокло и сильно стесняло плавание. Вскоре меня подобрал катер.

Дальномерщик матрос Николай Васильевич Петров из 17-го зенитного дивизиона продержался на поверхности воды около двух часов, совершенно выбившись из сил, но недалеко от маяка Лайма его тоже подобрали. Потом он защищал Невско-Дубровский «пятачок», активно участвовал в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом.

Бойцы и командиры при переходе в Кронштадт проявили большое мужество и выдержку.

После прибытия в Кронштадт всех направили в учебный отряд, где прошли санитарную обработку и регистрацию.

В Кронштадте меня вызвал командующий ПВО КБФ генерал-майор Г. С. Зашихин и вручил письменное распоряжение Военного совета флота. Мне надлежало отобрать рядовой, сержантский и офицерский состав, ранее служивший в частях ПВО КБФ на территории Прибалтийских республик, для формирования сводного полка ПВО. В течение сентября — октября 1941 года эти люди были расписаны на пополнение действовавших частей ПВО флота, а также направлены в бригады морской пехоты и в другие новые формирования.

Обороняя Ленинград...

29 сентября 1941 года меня назначили командиром 13-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона.

Наши батареи занимали боевой порядок в восточной части острова Котлин. Военкомом дивизиона был капитан Семен Михайлович Килин, начальником штаба старший лейтенант Федор Иванович Мамонтов. В состав дивизиона входили пять батарей орудий среднего калибра.

В конце 1941 года крупные боевые корабли Краснознаменного Балтийского флота — линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров», «Максим Горький», лидер «Ленинград» — находились в устье реки Невы. Их необходимо было надежно прикрыть от нападения с [251] воздуха. В Ленинграде был сформирован 9-й зенитно-артиллерийский полк ПВО флота, в который входили 80-й, 82-й и 9-й отдельные зенитные дивизионы и 312-й пулеметный батальон.

В 9-й полк из состава 6-го зенитного полка включили также 821-ю, 822-ю и 433-ю батареи, которые перебазировались из Кронштадта в Ленинград. Материальную часть и боезапас доставили на баржах. Личный же состав этих батарей направился пешком по ледовой трассе из Кронштадта на Лисий Нос. Когда стало рассветать, фашисты заметили движение колонны по льду, открыли артогонь из Нового Петергофа, но потерь не причинили.

В состав полка также вошли 278-я и 377-я батареи на железнодорожных платформах.

С приближением весны 1942 года участились налеты вражеской авиации и артобстрел кораблей.

Командование приняло решение 822-ю зенитную батарею передислоцировать ближе к кораблям. Ее поставили у моста лейтенанта Шмидта на Васильевском острове, а 278-ю батарею — на заводе им. Ворошилова.

Линкор «Октябрьская революция» находился у Горного института, крейсер «Киров» — у завода «Судомех», лидер «Ленинград» — у завода им. Ворошилова и крейсер «Максим Горький» — недалеко от «Медного всадника».

4 апреля 1942 года вражеская авиация нанесла бомбовый удар по кораблям, стоявшим в устье Невы. В налете участвовало до двухсот бомбардировщиков и истребителей.

Зенитная артиллерия Ленинградской армии ПВО, 9-й полк ПВО КБФ и корабли открыли огонь. Зенитчики действовали эффективно — ни один наш боевой корабль не пострадал. Зато зенитные батареи только одного 9-го дивизиона сбили пять «юнкерсов».

Около 18 часов 27 апреля 1942 года вражеская авиация, насчитывавшая около 200 самолетов, повторила массированный налет. Они эшелонами, с разных направлений летели на Ленинград для атаки кораблей в устье Большой Невки. Чтобы сковать действия наших зенитных батарей враг начал бомбардировку и артиллерийский обстрел их огневых позиций. На 821-ю, 822-ю, 278-ю батареи было сброшено свыше двадцати бомб. Большинство из них упало в Неву. [252]

Особенно ожесточенному обстрелу подверглась 822-я батарея. Невзирая на это, ее личный состав действовал самоотверженно. От вражеского снаряда погиб помощник командира батареи лейтенант Борис Григорьевич Власенко, ему за несколько часов до боя был выдан партбилет.

Вражеский артиллерийский огонь повредил два орудия, был убит их личный состав. В живых остался только командир одного из орудий сержант Василий Николаевич Иванов. Были убитые и раненые и в других расчетах. Краснофлотцы приборного отделения первыми пришли на помощь раненым.

Командир орудия сержант Саечкин получил смертельное ранение. Когда к нему подошел санитар, он сказал:

— Не возитесь со мной, мне уже ничем не поможете, помогите тяжело раненному командиру Кондрашкину.

Услышав это, Кондрашкин простонал:

— Прощайте! Умираю. Помогите другим...

377-я зенитно-артиллерийская батарея стояла в Торговом порту и прикрывала линкор «Октябрьская революция». Командир батареи капитан Б. В. Лапаев и его помощник старший лейтенант А. И. Воронин умело управляли боем. Зенитчики линкора и 377-й батареи сбили три вражеских бомбардировщика.

Потом 377-я батарея по приказанию командира Ленинградской военно-морской базы контр-адмирала И. Д. Кулешова и начальника артиллерии флота контрадмирала И. И. Грена помогала наземным войскам отражать атаки фашистов в районе Пулково и Стрельны, выходила в район Морского канала для стрельбы по самолетам врага, которые пытались ставить магнитные мины с воздуха на фарватере в устье Невы.

За два крупных налета (4 и 27 апреля) зенитчики и летчики истребительной авиации уничтожили в небе Ленинграда свыше 60 вражеских самолетов.

Мы идем на запад

14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активном участии Краснознаменного Балтийского флота разгромили немецко-фашистские войска и 27 января полностью освободили Ленинград [253] от вражеской блокады. 11 февраля советские войска с боями форсировали реку Нарва и захватили плацдарм на ее западном берегу.

Содействуя сухопутным войскам, легкие силы КБФ и авиация прикрывали фланги в прибрежном районе.

Наши надводные легкие силы выдвинулись в район Лужской губы и Нарвского залива, а авиация — на полевые аэродромы ближе к линии фронта.

Была создана Лужская военно-морская база, которой командовал контр-адмирал И. Д. Кулешов.

Для прикрытия с воздуха надводных сил флота и авиации командование сформировало 140-ю бригаду ПВО флота. Бригадой в разное время командовали подполковник А. С. Бородин и майор А. А. Гужков.

В состав бригады входил 9-й отдельный зенитно-артиллерийский полк под командованием майора И. К. Трегубенко, военкома Л. Б. Волкова. Меня назначили заместителем командира полка.

12-му зенитному дивизиону под командованием капитана М. И. Ивашина и военкома капитана Киринченко, прикрывавшему поселок Усть-Луга, пришлось неоднократно вступать в бой с фашистской авиацией.

Запомнился бой 7 мая 1944 года. Около 14 часов 30 минут 56 вражеских бомбардировщиков под прикрытием «фокке-вульфов» произвели бомбовый удар по кораблям в Усть-Луге и бензоскладу. Батареи 12-го дивизиона и зенитная артиллерия кораблей сразу сбили головные самолеты. В атаку на врага устремилась наша истребительная авиация. Зенитчики в этом бою уничтожили шесть самолетов фашистов.

Врагу все же удалось повредить два бензобака и один катер, три матроса получили легкие ранения.

В течение лета советские войска с боями продвигались на запад, освобождая от врага территорию Эстонской ССР. Вместе с ними следовали и балтийские зенитчики, которым часто приходилось отражать воздушные налеты врага.

22 сентября 1944 года наши войска освободили столицу Советской Эстонии — Таллин и через два дня — Палдиски.

В начале октября 1944 года был сформирован 49-й зенитно-артиллерийский полк ПВО флота. Он сначала находился в Палдиски. В его состав вошли пять дивизионов: 8-й, 12-й, 125-й, 132-й и 312-й. [254]

В последних числах ноября 1944 года наш полк передислоцировался в район Паланги и Швентоя.

Здесь стали базироваться отряд торпедных катеров КБФ, а также несколько полков флотской авиации.

В Швентое был развернут выносной пункт управления командующего противовоздушной обороной флота генерал-майора П. А. Федорова. Генерал лично осуществлял руководство происходившими боями.

Например, 19 февраля 1945 года 18 «юнкерсов» и 10 «мессершмиттов» произвели налет на торпедные катера в базе Швентой. В отражении налета участвовали 278-я, 821-я и 822-я зенитные батареи 9-го дивизиона и подразделения армейского полка 37-мм автоматических пушек. Они поставили огневую завесу перед фашистскими самолетами, заставив их беспорядочно сбрасывать бомбы, чтобы быстрее выйти из зоны огня зенитной артиллерии. Одновременно гитлеровцев атаковала наша истребительная авиация.

В этом бою враг потерял от огня зенитной артиллерии четыре самолета, а наши летчики сбили шесть «юнкерсов» и три «мессера».

Фашистам удалось повредить наш торпедный катер и орудие. Пять человек оказались ранеными.

Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов в середине января 1945 года в жестоких боях оттеснили восточную группировку немецко-фашистских войск от основных сил в районе северо-западнее Гдыни и продвинулись вперед по южному побережью Балтийского моря.

26 марта 1945 года в Кольберг (Колобжег) перебазировались наши легкие надводные силы флота. На аэродроме сосредоточилась штурмовая авиадивизия дважды Героя Советского Союза полковника Н. В. Челнокова и два полка флотской истребительной авиации. Для их прикрытия прибыл наш 49-й отдельный зенитно-артиллерийский полк ПВО флота в составе пяти дивизионов.

5 мая 1945 года наши войска вошли в Свинемюнде. Туда же были переведены военно-морская база из Кольберга, 8-й и 125-й дивизионы нашего 49-го зенитно-артиллерийского полка.

Командный пункт полка расположился в Свинемюнде, в казармах бывшего немецкого военно-морского училища.

8 мая 1945 года был сформирован морской десант, который возглавил начальник штаба базы капитан [255] 2 ранга Д. С. Шавцов. Цель десанта — разгром немецко-фашистских войск на датском острове Борнхольм. В состав десанта включили также стрелковую роту, сформированную из бойцов одной батареи 125-го зенитного дивизиона. Десантную операцию провели успешно с 9 по 11 мая 1945 года. Это была последняя боевая операция, в которой участвовали балтийские зенитчики.

8 мая стало известно, что подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

9 мая мы получили приказание командира военно-морской базы КБФ в Свинемюнде капитана 1 ранга Е. В. Гуськова о том, что с этого числа прекращаются все боевые действия.

Смолкли орудия. Наступил мир.

Мы склоняем головы перед теми, кто отдал свою жизнь во имя победы над врагом. Вечная им слава! Их боевые дела навсегда останутся в наших сердцах.

Список иллюстраций