Третья любовь
В начале была первая любовь. Она не могла не прийти все вокруг дышало ею. И называлась она авиация.
Ошеломляющие, дерзкие полеты Валерия Чкалова. Разве могли они не взбудоражить нас, подростков?! Или сверхдальние рейды могучих крылатых кораблей через Сибирь и Атлантику? И Северный полюс?
Авиация!.. Все мы в детстве были летчиками. По крайней мере, в мечтах. Каждый мысленно взлетал в голубую высь, видя себя в летных доспехах.
И я, выражаясь морской терминологией, был не то что в одной мили, а в одном кабельтовом от свершения мечты.
Судите сами. В школе я увлекался авиамоделизмом. Нам предоставили помещение для мастерских целый дом. И ключи от него доверили мне. И не только ключи, но и право вести кружок. Я получил справку инструктора авиамоделизма. Конечно, не за красивые, как говорится, глаза выдали мне ее, а за мозоли. В Глухове мы были на виду у своих сверстников. Да и не только у них. Ведь мы не просто строили модели, но и пытались испытывать их. А чтобы эту самую модель смастерить, надо не только соображение иметь, но и мозоли заработать. За эти мозоли, наверное, и выдвинули меня в инструкторы. Пятнадцатилетний авиационный инструктор разве это не шаг к мечте?!
А дальше... Райком комсомола предложил нашей школе определить пять кандидатов для поступления в летное училище. Тогда-то как раз гремел по всей стране призыв: «Комсомолец, на самолет!» Я тут как тут первой грудью. Меня включили.
Вначале, товарищи, необходимо пройти медицинскую комиссию, сказали нам, когда мы все пятеро явились в райком.
Тут же пошли к врачам.
Что тут откладывать?! Давай сразу! решили. [247]
Но к концу комиссии этот энтузиазм остался только у одного из пяти. Кстати, у самого младшего по возрасту. Четверых забраковали, а пятым оказался я.
Почему-то запомнился терапевт. Когда я вошел к нему в кабинет, он надо же! насвистывал мелодию популярного «Марша авиаторов».
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,повторял я мысленно слова марша. Доктор прекратил свист и начал прослушивать меня. Осмотром остался доволен. Улыбаясь, сказал:
Вот ты-то и рожден, чтоб сказку сделать былью. Именно у тебя вместо сердца пламенный мотор. Заводи его и на взлет!
Готовься! Поедешь в летную школу, похлопав меня по плечу, сказал и представитель райкома комсомола.
Я не мог сдержать радости. Растрезвонил об этом на весь райцентр:
Ухожу в летчики!
Говорил об этом везде и всюду, но только не дома. Все не решался сказать матери. Не было уверенности, что она поддержит меня, согласится. Но слухи дошли и до нее. Прихожу как-то из школы, смотрю, мать сидит темнее ночи, слезы вытирает.
Что с вами, мама? спрашиваю.
Что, что, она мне, поди, сам знаешь что... Что же это ты, мать не спросив, в летчики записываешься?
Да я...
Знаю, что ты, не я же... Обо мне-то и не подумал, о сестренках. Две их у тебя. Младшая-то совсем маленькая. А ты в летчики. Разбиться хочешь?! Погибель ищешь?! Отца похоронили, а теперь ты?! зарыдала мать.
Я как умел успокаивал ее. А потом и сам слезу пустил. То ли от жалости по разрушающейся мечте, то ли от сочувствия к матери. Хотя плаксивым я не был измальства. Жизнь не баловала.
Отец мой Алексей Трофимович был из многодетной семьи плотника. С пятнадцати лет работал мальчиком на побегушках в лавке, затем слесарничал, был помощником [248] машиниста паровоза. Участвовал он в первой мировой, был награжден георгиевским крестом. Мать Мария Федоровна тоже из семьи многодетной, но крестьянской. В шестнадцать лет вышла замуж. Первым на свет появился я 5 мая 1920 года. В селе Лесном, Середино-Будского района, тогда Черниговской, а ныне Сумской области. А затем еще две сестренки. Сперва Валентина. (Сколько ее качать пришлось не сосчитать и суток! Сюда-туда эту колыбель, что шлюпку по волнам монотонно и нудно! Сестренка часто болела вот и приучили). Когда мне было 9 лет, появилась Галя. Ну с этой полегче. Няньчила ее Валентина. Я свое уже откачал... Хотя и это занятие препротивнейшее! переносил с должным терпением. Семейная закалка. Характер, как теперь бы сказали, в генах.
В 1922 году наша семья переехала в город Глухов, где отец работал в сельхозкоммуне «Свеклопосевщик». Жили коммунары в доме бывшей помещицы Шпаковской. Две семьи наша и тети Юли, сестры отца, занимали одну комнату. Спали все вместе на полу. И так почти два года. Мне рассказывали, что когда я был совсем маленький, какой-то коммуновский шутник отколол номер: взял да и посадил меня в пустую бочку. Нетрудно представить, что я видел оттуда: округлый кусок своей будущей мечты неба. И еще сказывают, что проявлял характер. Молчал. А мать и все соседи с ног сбились в поисках, как оказалось, маловозрастного Диогена. Пока мать по чистой случайности не заглянула в эту кадушку навырост...
В пять лет я уже умел читать. И прочитал первый рассказ о лошади. Трудилась она у хозяина всю свою жизнь, а когда стала старой и немощной, выгнал ее хозяин. Пошла она по деревне никому не нужная. И подошла она к пожарному колоколу, стала жевать веревку, и колокол жалобно-жалобно начал позванивать. Трудно передать, как мне было жаль лошади тогда. И даже до сих пор осталась в душе та первая детская жалость...
Впертый, говоря по-нашему, а, поди ж ты, сентиментальный, чувствительный.
Потому-то, наверное, и не выдержал, когда мать меня увещевала, просила не ходить в летчики. [249]
Ну как же, мам, я же согласие дал, цеплялся я за последнее.
Согласие? А мать спросил?! Мал еще согласия сам давать. Я вот такое согласие им дам!
И как ее ни удерживал, ни умолял, она тут же побежала в райком.
Я прямо-таки сгорал со стыда. Как завтра в глаза друзьям смотреть-то?! Успокоил, как мог, ревущих сестренок и вслед за матерью побежал в райком. А она там уже все устроила по-своему.
Успокойся, Георгий, сказали мне. Мать права. Трудно ведь ей одной. А ты помощник.
Так ведь все равно год-два и уеду учиться!
Ну это год-два, а там будет видно...
Вот тебе и «рожден, чтоб сказку сделать былью». Вот тебе и «пламенный мотор»! В общем, сказка былью не стала, а вот быль-то и стала сказкой...
Как я переживал эту первую свою неудачу! Даже в авиамастерские шел, как на эшафот. А потом все как-то улеглось, успокоилось.
В школе дел невпроворот! В младших классах я был в составе известной тогда легкой кавалерии. Какие «наскоки» она совершала! Меня определили в «кавалеристы», выявляющие учащихся, которые посещают церковь. И вот первое серьезное задание. Собрались, решили обсудить сообща план своих действий.
А что обсуждать?! недоумевали одни. Давай напрямую в церковь, там все и увидим.
А чего сегодня? резонно возражали другие. Если и есть там эта их служба, так наших, школьников, там нету, они ведь только с занятий домой пошли.
Да и не звонили в церкви...
Все умолкли. Затем кто-то предложил:
Завтра ведь воскресенье. Вот и пойдем утром на это их богомолие...
Или на обедню, а?
Правильно! поддержали все хором. Как колокола отзвонят так и туда!
На второй день все мы, «кавалеристы», с важным видом зашли в церковь. Народу много. А мы напролом, вперед проталкиваемся. Туда, где, судя по голосу, поп расхаживает. Пробиваемся, по сторонам поглядываем.
Вон, вскрикнул один. Васька за мать прячется!
И Машка тоже здесь! громко сообщает другой. [250]
На нас вначале зашикали. А потом, как увидели, что мы в шапках, верующие взбеленились. Как навалились на нас, шапки с голов посрывали и в дверь церкви выкинули. Мы уж и сами за шапками хотели деру дать да не тут то было. За уши нас, да что есть силы за уши да и вон из церкви. Еще и: «Вот бог, а вот порог!» приговаривают. Так нас и выкинули наши местные фанаты. Больно было, уши горели, места прикосновений обуви верующих почесывали, но не плакали.
Темнота нещасная! грозились мы кулаками в сторону церкви.
Но стратегию потом изменили. Да и учителя, узнав обо всем, посоветовали иначе дело строить:
Что ж это вы сами? говорили они нам. Надо со старшими советоваться.
А разве мы не правы? Чего они детей в церковь волокут?
Правы-то правы, но во всяком деле свой подход нужен. Разумный. Оправданный подход.
Безусловно, старших мы слушали. Но и самостоятельность у нас в те годы очень развита была. Этому учила и сама школа. Весь уклад ее жизни.
Тогда еще не было Дворцов пионеров. А работа пионерская велась так, что некоторым нынешним дворцам со многочисленными штатами позавидовать бы да позаимствовать. У пионерской организации нашего города Глухова была далеко не дворцовая, но родная своя база. Здесь проводились общие сборы. Были стенды достижений отрядов. Мы ходили в походы, организовывали военные игры, проводили спортивные состязания. Причем, соревнования в самих отрядах.
Тогда много внимания уделялось школьному самоуправлению. Работали самые различные секторы, заведующих и членов которых мы выбирали на общих собраниях. Это поднимало и чувство ответственности каждого перед коллективом и воспитывало гражданственность. Меня, кроме того, что я был бессменным старостой класса, выдвинули пионервожатым в пятый класс. Помню такой случай. Идет урок. И тут появляется завуч и вызывает меня в коридор.
Иди, говорит, приведи свой пятый в порядок.
Иду. Захожу в класс. Сидят, не шелохнутся. Кого же тут к порядку приводить? Замечаю, что нет учителя.
Что случилось? спрашиваю. [251]
Поднимается председатель совета отряда.
Шлемка на уроке по партам бегал. Вот учитель и вышел из класса.
Что делать будем? спрашиваю. Молчат.
Ну что ж, обсудим...
И начинаем обсуждение. Вначале приходим к выводу, что это нехорошо. Понятное дело, виноват наш общий товарищ Шлемка. Но ведь все видели, как он по партам бегал. И никто не одернул. Значит, извиняться перед учителем будем все.
А Шлемку?
За срыв урока наказать! предлагают.
Сообща определяем наказание. И выбираем самое строгое: лишить права играть в футбол на пять игр!
Самое суровое наказание отлучение от коллектива. Страшнее тогда для нас не было ничего. Всех нас, детей рабочих и крестьян, сама жизнь убеждала в том, что именно в коллективе для нас все: наука, работа, отдых жизнь.
В десять лет я лишился отца. Без него, конечно, был не мед. После похорон тетя Юля сестра отца забрала нас всех в Глухов. Мама пошла работать учеником печатника в типографию. Получала она 35 рублей. Да еще небольшая пенсия за отца. Чтобы понять, много это или мало, приведу такой пример. Хлеб выдавался по карточкам. Продавался и так называемый коммерческий. Очередь за ним нужно было занимать с вечера. Но это еще не беда. Вся загвоздка в том, что стоил он 1 рубль за килограмм. Такой хлеб нам, конечно, был не по карману.
Мать еле-еле сводила концы с концами. Часто я наблюдал такую картину. Сидит мама и раскладывает деньги на кучки: за квартиру, за воду, на керосин, на ремонт обуви. За счет экономии на протяжении двух, трех месяцев на покупку одежонки кому-нибудь из нас. А вот это на непредвиденные расходы. Остаток на питание. Он делится ровно на тридцать или тридцать один, в зависимости от количества дней в месяце.
И вот эта сверхэкономия, даже полунужда, учили нас еще больше уважать коллектив, ценить Советскую власть, дорожить ею. Разве выдержали бы мы тогда в одиночку? Конечно, нет. Я, а затем и Валя, получали в школе бесплатные обеды. О нас постоянно заботился [252] профсоюз полиграфистов. Типография арендовала поле на котором выращивался картофель. Осенью урожай делили и развозили рабочим по домам. Летом семьи печатников проводили выходные в однодневном доме отдыха. Мама часто ездила в дома отдыха, я и Валя в пионерские лагеря, Галя росла в детских яслях.
Разве не будешь после этого коллективистом?! Потому-то с таким энтузиазмом мы, школьники, брались за любое дело, которое доверяли нам старшие. Очищали сады от гусеницы, подвязывали хмель, дергали коноплю все делали с большим удовольствием, соревнуясь между собой в ловкости, стремясь сделать побольше и получше.
А вообще-то мы были обыкновенные мальчишки, как и все, как в любые времена озорные, непоседливые. Большая страсть была у нас, мальчишек, походы. Летом ребята с утра уходили в лес. Я к этому времени выбраться из дому не успевал: надо было управиться по хозяйству. Но что мне стоило пробежать пять километров, чтобы догнать друзей?! Зимой мы ходили на лыжах. После этих лесных пробегов я в девятом классе принял участие в соревнованиях и победил. А потом занял первое место и в районе.
В этих походах как-то незаметно рождалась и приходила ко мне моя вторая любовь. Однажды в одном из походов заметил: песок какой-то необычный.
Хлопцы, глядите, какой песок!
Песок как песок, недоуменно пожали плечами мои приятели. Разве что пожелтее.
То-то и оно! А может, золото?
Хе, золото. Его давно бы выскребли, еще до революции.
Мы пошли дальше, но мысль о необычном песке не давала мне покоя. Я побывал на этом месте несколько раз, потому что заметил в песке более крупные золотистые пластинки. Их-то я и добыл. Собрал, завернул в бумажку. Долго носил с собой, не решаясь кому-либо показать. А потом отважился и подошел к учителю.
Скажите, пожалуйста, что это? обратился к нему, разворачивая бумажку. Не золото?
А ну-ка, ну-ка, взял в свои руки мои личные сокровища учитель. Точно золото!
Да ну! ахнул я.
Да, это золото. Но кошачье. [253]
Как кошачье? еще больше удивился я.
Так его назвали геологи. А на самом деле это кусочки слюды в песчанике, подвел итог моим многодневным сомнениям учитель. А потом предложил: Слушай, Рогачевский, если ты к геологии имеешь такой интерес, сделай-ка доклад на тему: «Происхождение нефти на земле». И тебе польза будет и школе. Договорились?
Смогу ли?
Постарайся.
Я с радостью и, конечно же, с большим волнением взялся за подготовку доклада, даже не подозревая, как много будет значить в моей жизни геология, что она и станет моей второй любовью. Верность, которой я пронесу сквозь тысячи штормовых военных и невоенных морских милей, а на старости лет все мои дни и даже ночи будут заполнены ею, геологией...
А в школе все шло, как говорится, по расписанию. Занятия. Общественная работа. И дружба.
И вот что интересно. Уже не годы, а десятилетия прошли от тех школьных лет, а вот дружба первая, юношеская живет и сегодня. С одноклассниками (кто остался в живых ведь прошли войну!) я до сих пор поддерживаю связь. Встречаемся при первой же возможности, как родные. Те из нас, которые работали учителями, сейчас уже на пенсии. А мы, надо же, как встретимся своих учителей вспоминаем.
Я чаще всего двух. Анастасию Владимировну и Пелагею Ивановну. Анастасия Владимировна, я тогда считал, прямо-таки замучила нас Пушкиным, поэзию которого она боготворила. Честно скажу, что ее отношение к поэту мы не разделяли. И в первую очередь потому, что, как нам казалось, он был далек от нашей эпохи, от наших пролетарских задач. Но учитель вправе требовать, чтобы его предмет изучали. Вот Анастасия Владимировна и требовала, чтобы мы знали наизусть двадцать стихотворений Пушкина. Среди них «Деревню». А стихи-то по размеру длинные. Я и схитрил. Думаю, выучу половину, если вызовет, не будет же до конца такое длиннющее стихотворение слушать. Так и сделал. И точно вызвала. Начал я бойко. Анастасия Владимировна даже глаза закрыла слушает, блаженствует. «Неужели не остановит», мелькнула тревожная мысль. Остановился сам на том месте, до которого [254] выучил. Стою, молчу. Анастасия Владимировна, не открывая глаз, полушепотом мне:
Читайте, читайте, Георгий, очень хорошо!.. Молчу.
В чем дело, Рогачевский? открыла глаза Анастасия Владимировна.
Дальше не знаю.
Как?!
Не учил.
Не учил?! Двойка вам, Рогачевский! А я возьми да и скажи в ответ:
Носитесь со своим Пушкиным, как с писаной торбой!
Анастасия Владимировна никак не ожидала такого. Расплакалась и вышла из класса.
После уроков собрание. Кончилось все тем, что мне пришлось извиниться перед Анастасией Владимировной. А, значит, и перед Пушкиным.
Я думал, учительница затаит на меня обиду. Но, нет. Более того, по ее отношению ко мне я понял, что она даже довольна. Да и учить литературу я стал прилежнее.
Много лет спустя после войны в Глуховском педагогическом институте был вечер встречи. Выступала здесь и Анастасия Владимировна совсем уже глубокая старушка и представила меня так: «Мой лучший ученик». Эти слова для меня были приятнее командирской похвалы.
А вторая учительница, Пелагея Ивановна, преподавала математику. Мой любимый предмет, но, как я считал тогда, не давала мне учительница жизни. Станет у парты и весь урок смотрит, что и как я делаю.
Ну, Рогачевский опять вылез через окно, хотя и знал, где дверь надо открывать.
Это означало, что я решил задачу окольными путями. Своеобразный турнир с Пелагеей Ивановной так меня натренировал, что на конкурсах я успевал решать задачи двумя и тремя способами. И это все заслуга моего терпеливого и настойчивого преподавателя. Всю жизнь благодарил я ей за науку.
А выпускной вечер все ближе и ближе. Куда же ты подашься-то? первой поинтересовалась мать. Может, здесь останешься? [255]
В Москву поеду.
За песнями, что ли?
Не за песнями, а за профессией.
А может, здесь, а? В Глухове? Пединститут есть.
Из меня учитель, как из камня подушка, буркнул я.
Так оно и будет: камень вместо подушки, ответила мать, догадываясь, куда и зачем я собираюсь податься в столицу. Будешь мыкаться по белу свету. Места не согреешь. Всю жизнь загубишь...
Вам так: в небе для меня тесно еще разобьюсь, а на земле слишком просторно, гляди, затеряюсь, намекнул я матери на то, как отбила она меня от летного дела. Мне-то надо определяться не в небе, так на земле.
Да, надо... В Москве, может, и полегче. Если что, тетя Юля там... Да вот мы тебе не помощники, сокрушалась мать. Учиться-то ведь не просто. И одеться надо, и поесть. А чем мы поможем?
Да что я один такой?! остановил я мать, видя, что у нее и слезы вот-вот закапают.
На том и завершился наш семейный совет. Вскоре уже был в Москве у тети Юли.
Ну и куда? спросила первым делом тетя Юля, разбирая небогатые глуховские гостинцы. Дай-ка аттестат.
В горный институт. На инженера, на геолога учиться думаю...
На инженера можно. У тебя по нужным предметам одни пятерки. Но этот самый горный нам не подходит!
Почему?
Хочешь инженером? Пожалуйста! Тебя выучат. Государство выучит не мы с матерью. Мы не осилим... Я уж тут тобой занималась. В общем, завтра поведу тебя в военкомат. Ничего, ничего, махнула на меня рукой, заметив, что я собираюсь ей возразить. Если зрячий увидишь, если умный поймешь...
И вот я во Фрунзенском районном военном комиссариате города Москвы. При мне документы и заявление с просьбой направить для поступления в инженерное военное училище.
Снова медицинская комиссия. Суровый на вид военный мне говорит:
Будете служить на флоте. [256]
Как?!
Вы направляетесь в Севастополь, в военно-морское учебное заведение.
Прощай, любимый город!Есть такая песня. А я вот, можно сказать, точно уходил в море. Еще не ведая того, что надо мной берет власть самая главная любовь моей жизни, флотская любовь, которой отдал 38 лет.