Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава седьмая.

Защита внешних сообщений

Летом 1942 г. фашистская Германия и ее союзники стянули резервы на восток и начали новое мощное наступление. Они овладели Северным Кавказом, продвинулись к Волге. Разгоралась битва за Сталинград, от исхода которой, возможно, зависел исход всей войны. Краснофлотцы, старшины и командиры засыпали своих начальников, а те в свою очередь Военный совет флота рапортами с требованиями послать их оборонять Сталинград. С разрешения Ставки Верховного Главнокомандования Северный флот сформировал несколько войсковых подразделений и отправил их в помощь защитникам волжской твердыни.

В условиях когда страна напрягала все силы, готовясь от обороны перейти к решительному наступлению, охрана коммуникаций, но которым поступали в северные порты военные и народнохозяйственные грузы, составляла одну из главных задач Северного флота. Мурманск и Архангельск оказались океанскими воротами Советского Союза, через которые шла почти четвертая часть всех грузов, поставляемых союзниками. Поток отечественных и союзных судов, следующих к нам, все время возрастал. Так, если в конвой «PQ-12» входили 14 транспортов, а в следующий за ним -19, то конвои «PQ-16» и «PQ-17» уже состояли соответственно из 35 и 36 единиц.

Конвои в Советский Союз и обратно на запад шли, прижимаясь к кромке полярных льдов. От нападения подводных лодок и самолетов-торпедоносцев транспорты защищали корабли охранения, идущие с ними в одном ордере, а от нападения крупных надводных кораблей — силы прикрытия, которые держались между норвежским побережьем и конвоем. Наши подлодки занимали позиции на выходах из норвежских фьордов, карауля немецкие рейдеры; морская авиация вела наблюдение за их передвижением, наносила бомбовые удары по фашистским аэродромам. На меридиане острова Кильдин конвой, следующий в Советский Союз, разделялся: одна группа судов, уже под эскортом наших эсминцев и тральщиков, следовала в Архангельск, остальные транспорты и боевые корабли втягивались в Кольский залив. ОВР отвечал за минную и противолодочную безопасность Плавания конвоев в операционной зоне главной базы, а также за оборону их от подводных лодок и торпедных катеров в период стоянки на рейдах, в гаванях и у причалов. Средства ПВО прикрывали конвои с воздуха при стоянке их в [214] базе и плавании в пределах радиуса действия нашей истребительной авиации. Известно, что провести транспорты в сохранности через океан — это только полдела. Вторая же, не менее трудная, половина заключалась в том, чтобы уберечь их от мин, подводных лодок и вражеских самолетов уже в базах и на подходах к ним, снабдить всем необходимым, произвести ремонт, дать отдых утомленным экипажам. Эти нелегкие задачи возлагались на Северный флот и с честью выполнялись. Недаром союзники благодарили нас спокойную, безопасную стоянку и часто заявляли, что без нашего участия и помощи они не смогли бы так уверенно проводить океанские конвои.

Несоответствие сил флота задачам, которые ставила перед нами война, недостаток кораблей и самолетов на Северном морском театре чувствовались тем острей, чем больше возрастал объем перевозок. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в своих воспоминаниях справедливо упрекал моряков в том, что в свое время «серьезным просчетом Наркомата Военно-Морского Флота явилась недооценка роли Северного флота, которому суждено было в войне сыграть крупнейшую роль»{6}. Но это были, так сказать, издержки роста флота. Теперь Ставка Верховного Главнокомандования принимала все меры для усиления нашего флота. По ее специальному решению нам передали 122-ю авиадивизию ПВО страны и 36-ю авиадивизию резерва Ставки ВГК{7}. На время операций по обеспечению плавания внешних конвоев разгрузки транспортов военно-воздушные силы Карельского фронта и Архангельского военного округа передавались оперативное подчинение флота. Наш самолетный парк пополнился новыми скоростными машинами, которые были сведены в 6-ю истребительную авиадивизию. Северным морским путем в Полярный перешли с Тихоокеанского флота два эскадренных миноносца и один лидер.

Конечно, мы были рады пополнению, но оно было явно недостаточным, особенно для решения одной из важных задач — защиты союзных конвоев. Кстати, англичане использовали классическую схему построения боевых порядков верных конвоев. Они умели составлять их с размахом. Тут были и корабли непосредственного охранения транспортов, и крейсерская эскадра прикрытия, и оперативный отряд линейных кораблей. Таким образом, фашистскому флоту вся [215] кий раз противопоставлялись превосходящие в несколько раз и по мощи огня силы. При отправлении каждого нового конвоя обязательно придумывался очередной план потопления немецкого линкора «Тирпиц»: то предполагалось заманить его в море, повернув на обратный курс транспорты и превратив их в своеобразную приманку, то, спрятавшись в тумане, подкараулить линкор и перехватить, когда он увлечется преследованием легкой добычи. Но все эти тактические «нагромождения» моментально рушились, стоило только фашистам показать свой флаг в море. Между тем во флоте Великобритании было немало настоящих моряков, с которыми мы вместе плавали и сражались против общего врага. Это были мужественные, решительные люди и прекрасные мореходы. Они смело шли в бой и, если надо, не раздумывая, рисковали жизнью. Истинные наши друзья, они честно относились к боевому товариществу, не стремясь извлечь из войны ни политических, ни каких-либо других выгод. В отличие от своего премьер-министра У. Черчилля они не придерживались границ операционных зон, в пределах которых надлежало действовать кораблям английского флота. Они знали, что враг есть враг и его надо истреблять повсюду, независимо от того, в чьих водах он обнаружен.

К сожалению, в июле 1942 г. Английское адмиралтейство нарушило установившийся порядок проводки конвоев, отдав приказ кораблям ближнего прикрытия и эсминцам охранения возвратиться, а транспортам рассеяться и самостоятельно следовать в советские порты. Это привело к тяжелейшим последствиям: транспорты конвоя «PQ-17» были брошены на произвол судьбы. «Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым»{8}, — писал И. В. Сталин У. Черчиллю в послании от 23 июля 1942 г.

Северный флот, не зная о странном поведении союзников, действовал согласно принятым ранее совместным инструкциям по обеспечению встречи и проводки конвоев. У выходов из фьордов были развернуты подводные лодки, авиацию послали вести разведку и бомбить немецкие аэродромы. Корабли ОВРа тралили мины на ходовых фарватерах и производили поиск подводных лодок. На встречу с английскими [216] кораблями охранения вышли наши эсминцы, но в назначенной точке в установленный час она не состоялась.

Трагическая история с конвоем «PQ-17» достаточно подробно описана во многих источниках. Мне остается лишь рассказать о том, как мы спасали невооруженные транспорты, брошенные английским охранением на растерзание немецким подводным лодкам и авиации.

Узнав о позорном бегстве союзной эскадры с поля боя, командующий флотом немедленно созвал флагманов. Как моряк, он тяжело переживал случившееся, был угрюм в резок в выражениях. А. Г. Головко проинформировал нас, что Английское адмиралтейство, по-видимому испугавшись выхода в море линкора «Тирпиц», отозвало из состава конвоя «PQ-17» не только отряд оперативного прикрытия, но и корабли непосредственного охранения транспортов, и квалифицировал это как трусость. Перед нами ставилась задача — вырвать из лап врага, спасти как можно больше транспортов. Командующий приказал, не теряя времени, определить, какие корабли можно снять со второстепенных направлений и выслать в море для поиска и охранения того, что еще осталось от «PQ-17».

К сожалению, по понятным причинам рассыпавшиеся по морю транспорты хранили радиомолчание, поэтому ни мест их, ни курсов мы не знали. Успех зависел только от сообразительности, опыта и навыков командиров поисковых кораблей. Кое-чем могла помочь и разведывательная авиация.

Первым выслал в море пять кораблей командир бригады эскадренных миноносцев. Бригада охраны водного района смогла выделить три тральщика, два сторожевика и минный заградитель «Мурман». Все эти корабли обладали большой дальностью плавания и автономностью. Штаб ОВРа вручил командирам координаты того места в море, от которого транспорты конвоя начали самостоятельное движение, снабдил последними данными авиационной и радиоразведок, и поиск начался.

Минный заградитель «Мурман», которым командовал капитан-лейтенант В. В. Похмельнов, обнаружил в Русской Гавани у острова Новая Земля танкер «Азербайджан» (капитан В. Н. Изотов). Судно было торпедировано вражеским самолетом-торпедоносцем. Однако усилиями моряков танкера и минного заградителя под пробоину в подводной части «Азербайджана» был заведен аварийный пластырь, полученные в бою повреждения устранены, и судно благополучно прибыло в порт. Поход минного заградителя длился свыше [217] семи суток, был насыщен и столкновениями с противником, и борьбой со стихией.

Больше всех при спасении транспортов конвоя отличился тральщик «Т-884» под командованием старшего лейтенанта А. И. Стрельбицкого. У берегов Новой Земли он отыскал и довел до порта целыми и невредимыми четыре американских транспорта с военными грузами.

Вся операция по поиску и спасению транспортов конвоя «PQ-17» длилась двадцать дней. Но найти и довести до баз нам удалось лишь одиннадцать судов, пять из них привели корабли ОВРа.

— Как же вам удалось отыскать столько транспортов? — спросил я А. И. Стрельбицкого, когда тот явился ко мне с докладом о результатах похода.

— А я поставил себя на место капитанов судов, брошенных без охранения и предоставленных воле случая, — ответил он, — и стал думать, как бы поступил, оказавшись в их положении. Я рассуждал так. Враг развернул свои лодки и авиацию ближе к портам Мурманск и Архангельск, где неизбежно сходятся все пути следования. Значит, там главная опасность, значит, от нее надо держаться подальше, лучше где-то укрыться, чтобы переждать время, пока противник выдохнется, ослабит напряжение или вовсе свернет свои силы. Вот тогда-то и можно будет пройти незамеченным опасные районы. Самое удобное место для укрытия и стоянки в этой обстановке — Новая Земля со множеством островков, проливов, заливов и хороших якорных стоянок. Вот туда я и проложил бы свой курс.

Андрей Иосифович не ошибся. Рассуждая логически, он разгадал намерения капитанов, хотя и говоривших на чужом языке, но одинаково с нами понимающих неумолимые законы моря и войны.

Трудным был для тральщика этот поход, но его команда была хорошо обстреляна и давно приучена к тяготам морской службы, к капризам Северного Ледовитого океана. В этом походе отличились лейтенант Бабуркин и воентехник 2 ранга Осташкин, отлично работали командир отделения минеров Шуляк, командир отделения сигнальщиков Макиров и краснофлотцы Махов и Хабаров. Всех их парторганизация корабля приняла кандидатами в члены ВКП(б).

Сам А. И. Стрельбицкий до войны плавал капитаном рыболовного траулера. Он отличался высоким уровнем общей подготовки, морской культурой и обширными знаниями условий плавания на Северном морском театре. В короткие сроки он постиг правила боевого использования оружия вверенного [218] ему корабля, без особого труда усвоил уставы, определяющие основные положения тактики морского боя. Его команда всегда отличалась дисциплинированностью. Молодой, стройный и подтянутый, А. И. Стрельбицкий всегда был бодр, весел и дружелюбен. Приказания и распоряжения он выслушивал внимательно, часто понимая их с полуслова отвечал «Есть!», правда, по-граждански добавлял «Ясно!», зато исполнял все в точности.

После окончания Великой Отечественной войны капитал лейтенант А. И. Стрельбицкий вернулся в рыболовный флот, командовал судами, а затем был выдвинут на крупную руководящую должность в тресте «Мурманрыба». Последние годы он работал в Министерстве рыбной промышленности в Москве.

После катастрофы с конвоем «PQ-17» союзники до осени 1942 г. прервали перевозки в Советский Союз. Но работы ОВРу всегда хватало. Успехи этого соединения в военных действиях во многом определялись высокой квалификацией сотрудников штаба. К сожалению, в это трудное время начальника штаба ОВРа Б. Н. Мещерякова перевели в штаб флота, присвоив очередное воинское звание капитан 2 ранга и поручив возглавить управление боевой подготовки. В ОВРе он появился перед самой войной и принимал деятельное участие в формировании дивизионов нашего соединения. На смену Мещерякову пришел бывший балтийский подводник капитан 2 ранга Н. А. Пьявченко. С ним я воевал до своего перехода в штаб флота в 1944 г.

Штаб ОВРа включал в себя оперативный отдел, состоявший из операторов и разведчиков, отдел боевой подготовки, в который входили все флагманские специалисты, и отдел обслуживания, где работали специалисты, ведавшие комплектованием и кораблей, и органов управления дивизионов командными кадрами, рядовым и старшинским составом. Наш штаб исправно нес нелегкую повседневную службу по планированию боевой деятельности соединения и подготовке кораблей к решению самых разнообразных задач. Его сотрудники принимали непосредственное участие в боевых операциях как в составе походного штаба, так и в роли наставников и консультантов по использованию оружия и применению новых тактических приемов на выходах кораблей в море. За смелость и отвагу все они не раз были награждены орденами и медалями.

Мне хотелось бы вспомнить заслуги оператора штаба ОВРа капитана 3 ранга В. И. Ануфриева, разведчика капитан-лейтенанта Бабкина, ответственного за боевую подготовку [219] капитан-лейтенанта М. Н. Моля, флагманских специалистов — штурмана капитан-лейтенанта Н. Т. Калмыкова, артиллериста капитан-лейтенанта А. Хмелева, минера капитан-лейтенанта Вишнякова, связиста капитан-лейтенанта В. Журавлева, шифровальщика старшего лейтенанта П. М. Кобзева, его помощника старшину 1-й статьи Н. В. Шемелина, инженера-механика инженер-капитана 3 ранга М. П. Захаровича, врача капитана медицинской службы М. Н. Богданова, его помощницу лейтенанта медицинской службы В. П. Журавлеву, кадровика старшего лейтенанта И. И. Степанова.

* * *

Осенью 1942 г. на катера МО начала поступать новая гидроакустическая аппаратура. Теперь уже, чтобы прослушивать немецкие подводные лодки, катерам не нужно было стопорить ход и останавливать движение поисковой группы кораблей. Обследование фарватеров производилось на ходу и занимало не так много времени, отчего корабли меньше находились под ударами с воздуха и у них не так быстро изнашивались моторы. Подводные лодки противника стали попадаться чаще, но устарела прежняя тактика поиска, преследования и атаки обнаруженной цели.

Комдив А. М. Спиридонов засадил за работу командиров отрядов и катеров в кают-компании плавбазы. Те думали, писали, чертили, совещались, спорили. Командир дивизиона подытоживал результаты обсуждения, разрешал споры, диктовал новые статьи будущего руководства и корректировал уже написанное. Так был создан проект Тактического наставления. Для проверки его положений на практике несколько звеньев катеров вышли в море. «Щуку», выполнявшую роль вражеской подводной лодки, искали на различных дубинах, преследовали, а вместо бомб забрасывали ручными гранатами. Потом долго сверяли время, координаты и проложенные на кальках курсы маневрирования катеров и лодки, радовались их совпадению и пересечению. Если что-то не получалось, исправляли параграфы документа и снова выходили в море. В результате длительной и напряженной работы родилось Наставление по боевой деятельности катеров МО Северного флота. После того как оно получило положительные отзывы, будучи проверенным в боевых условиях, Главный морской штаб не только одобрил его, но и распространил для руководства всем флотам, издав под литером «НОПЛ-43».

1942 год не только для ОВРа, но и для всего Северного [220] флота завершился знаменательным событием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября дивизион истребителей подводных лодок был награжден орденом Красного Знамени. Командир дивизиона капитан 1 ранга А. М. Спиридонов и все командиры кораблей этого соединения также были награждены.

Подъем Краснознаменного Военно-морского флага на катерах сопровождался принятыми на флоте традиционными торжествами. С утра корабли мыли и прибирали, затем одетые в парадное обмундирование команды катеров выстраивались на верхних палубах для встречи высокого начальства. Командующий флотом и член Военного совета по очереди обходили катера, здоровались с отважными моряками, вручали им ордена, медали и новый флаг с изображением ордена Красного Знамени и поздравляли всех с высокой наградой Родины. После этого торжественно поднимался Краснознаменный Военно-морской флаг. Руководители флота выступили на митинге личного состава дивизиона. В их речах звучала благодарность катерникам за успешные боевые действия и выражалась надежда, что моряки приложат все силы для скорейшего и окончательного разгрома врага. От имени награжденных выступил старшина 1-й статьи А. Соколов. Он поблагодарил партию и Советское правительство за оказанное катерникам высокое доверие и от имени всего личного состава поклялся, что моряки дивизиона с честью пронесут Краснознаменный флаг через все бои и сражения, не пожалеют крови и самой жизни для борьбы за освобождение Родины от захватчиков.

ОВР был активным соединением Северного флота. Его корабли топили немецкие транспорты, ставили минные заграждения и уничтожали их у своего побережья, стояли в дозорах, охраняли коммуникации, высаживали морские десанты, сбивали вражеские самолеты, топили подводные лодки, но гибли и сами. Боевой опыт, добытый ценой таких жертв, следует хранить, а о потерях помнить всегда. Забвение недопустимо, потому что это не только неуважение к памяти павших в боях товарищей, но и причина возможного повторения ошибок. [221]

Дальше