Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

На подаренных самолетах

Каких только подарков во время войны не получал личный состав действующей армии и флота от тружеников Советской страны! Любовно вышитые женскими руками полотенца и кисеты, теплые носки и перчатки, украшенные затейливой резьбой портсигары и зажигалки, опасные и безопасные бритвы... Эти простые подарки для советских воинов были дороже самых ценных сувениров. [83] Каждый боец и командир видел в них любовь и заботу великого народа, благословившего своих сынов на ратный труд во имя Родины, во имя победы над черными силами фашизма. Много таких подарков получила и 2-я эскадрилья.

Как-то на аэродром прибыл продолговатой формы довольно увесистый ящик. В нем оказались миниатюрные, отлитые из алюминия модели штурмовиков. Моделей было ровно столько, сколько эскадрилье положено иметь боевых самолетов. Подарок пришел от комсомольцев самолетостроительного завода, который строил Ил-2. Радовались комсомольскому подарку все командиры подразделений, но особенно майор Красночубенко.

— Теперь уже не придется показывать на пальцах, как нужно правильно строить тот или иной боевой порядок, производить перестроения в воздухе, соблюдать свое место в составе группы, — говорил командир полка, поглаживая модели. — Ведь эти игрушки — замечательное учебное пособие.

Так «вошла в строй» «алюминиевая» эскадрилья. А вскоре личный состав полка узнал о большой новости. Командир дивизии полковник Иванов позвонил на аэродром и многозначительно произнес: — К вам летят еще подарки. Встречайте!..

— Что это за «летающие подарки»? — спрашивали друг друга летчики. — Таких еще не приходилось видеть.

Без специального оповещения весь личный состав полка, свободный от нарядов в помещениях, высыпал на аэродром. Зоркие глаза авиаторов пытливо всматривались в серое сумеречное небо, ожидая увидеть транспортный самолет. Но вместо него из-за холмов появилась группа Ил-2 и пошла на посадку. На фюзеляже каждой машины четко выделялась надпись: «Колхозник Ошской области».

— Вот это подарок так подарок! — радостно ахнули летчики, стрелки, техники, механики.

Самолеты были новенькие, только что с завода. Их построили на деньги, собранные тружениками сельского хозяйства Советской Киргизии. Командование решило вручить эти самолеты 2-й эскадрилье. Чтобы никто не помешал торжеству — на войне всякое бывает, — в воздухе над аэродромом барражировали истребители. [84] Начальник штаба дивизии зачитал приказ командира корпуса о вручении лучшей эскадрилье боевых самолетов-штурмовиков — подарка членов сельскохозяйственных артелей Ошской области Киргизской ССР. Затем начальник политотдела корпуса прочитал личному составу письмо, в котором рассказывалось об успехах, одержанных колхозниками области на трудовом фронте, и давался наказ нам, летчикам, еще крепче бить врага. С вручением дорогого подарка эскадрилью поздравили и пожелали ей новых боевых успехов командир корпуса генерал-лейтенант авиации О. В. Толстяков, командир дивизии полковник А. В. Иванов.

Личный состав 2-й эскадрильи передал самую горячую, самую искреннюю благодарность колхозникам Ошской области за их бесценный дар. В переданных самолетах авиаторы видели одно из ярких проявлений заботы советского народа о своих Вооруженных Силах. Летчики заверили представителей колхозников Ошской области и командование в том, что с честью оправдают доверие народа, будут с новой силой громить гитлеровских захватчиков.

После митинга в подразделении состоялось партийное собрание. На повестке стоял один вопрос: прием в партию. Коммунисты рассмотрели заявления лейтенанта Гладких, младшего лейтенанта Самойлова, старшины Минькова и сержанта Павлищева о приеме их в ряды Коммунистической партии. Выступавшие подчеркивали, что все четверо заслужили в эскадрилье славу передовых воинов, показали себя в боевой обстановке верными, бесстрашными сынами социалистической Родины. Собрание единодушно решило принять боевых товарищей в ряды ленинской партии.

Едва коммунисты успели дойти после собрания до самолетных стоянок, как эскадрилья получила срочное задание: вылететь на штурмовку вражеских войск, перебрасываемых по шоссе Комарно — Секешфехервар с северного участка фронта на южный. Прошло немного времени, и сверкающие свежей краской штурмовики с надписью вдоль фюзеляжа «Колхозник Ошской области» начали выруливать на старт. Истребители прикрытия уже были в воздухе и пристроились к боевому порядку «илов» во время полета к цели.

До шоссе Комарно — Секешфехервар было недалеко. Группа покрыла это расстояние менее чем за полчаса. [85] В районе цели ведущий заметил в воздухе самолеты противника. Одновременно о них предупредил командира Николай Скоморохов, ведущий группы истребителей прикрытия: — «Орлы», — передавал он по радио, — будьте внимательны. В воздухе «мессершмитты».

Группа Скоморохова связала боем истребителей врага, а штурмовики пошли в это время в атаку на фашистскую колонну. Поскольку воздушный бой развернулся несколько в стороне, зенитки противника открыли заградительный огонь. Ведущий приказал звену Примакина — мастерам удара по средствам ПВО — подавить зенитную артиллерию, а основные силы повел в атаку на колонну.

С земли по штурмовикам вели огонь «эрликоны» и счетверенные зенитные пулеметы, несколько орудий среднего и даже крупного калибра. Для того чтобы лучше выполнить поставленную задачу и в то же время избежать излишних потерь, ударная группа оттянулась несколько к северу. Здесь насыщенность средствами противовоздушной обороны была меньшей, а рельеф местности облегчал достижение внезапного выхода на цель. Перехватывая противника на горных дорогах, в узких дефиле, создавая здесь пробки и заторы, можно было нанести гитлеровцам наибольший урон.

Этот план, осуществленный энергично и решительно, полностью оправдался. После первых же атак на дорогах появились очаги пожаров, разбитая техника создала заторы. Летчики смело штурмовали автомашины, орудия, бронетранспортеры и танки. Особенно храбро действовал Герман Одноценов, вылетевший на задание второй раз после того, как вернулся с «ничейной земли», где сгорел его самолет. Несмотря на ураганный огонь с земли, он делал один заход за другим.

Враг вызвал на помощь дополнительное воздушное прикрытие. Четверке «фокке-вульфов» удалось проскочить мимо наших истребителей, которые вели жаркий бой с основными силами противника. Экипажи штурмовиков видели огненную «карусель», образовавшуюся несколько в стороне от шоссе, были свидетелями, как из нее вывалились два горящих самолета. Как потом стало известно, они были сбиты Героями Советского Союза Долгаревым и Кирилюком. [86] Однако «скорая помощь» фашистов опоздала. Штурмовики уже завершали разгром обнаруженных колонн и, маскируясь складками местности, стали отходить в сторону своих войск. Именно в этот момент их и атаковала четверка «Фокке-Вульф-190».

Фашистские летчики попытались одним ударом расстроить боевой порядок штурмовиков. Но дружный огонь стрелков сорвал этот план. Тогда «фокке-вульфы» ринулись в атаку на самолет Павленко, несколько отставший от общего строя. И дорого бы поплатился за свою оплошность молодой летчик, если бы к нему в трудный момент на помощь не пришел младший лейтенант Логвиненко. Огнем своих пушек он отогнал фашистов и тем спас Павленко.

Вторично потерпев неудачу, гитлеровцы стали действовать более осторожно, но по-прежнему довольно настойчиво. Они упорно искали лазейки, чтобы проникнуть внутрь боевого порядка штурмовиков. Но летчики эскадрильи хорошо выдерживали боевой порядок «круг». Еще более сократив дистанцию между самолетами, группа оттягивалась на свою территорию. Фашисты поняли этот замысел и усилили атаки. Им удалось ранить двух воздушных стрелков, пробить правую плоскость, вывести из строя несколько патрубков двигателя и повредить винт на самолете Логвиненко. Много пробоин было и в машине Павленко. За этот частичный урон экипажи эскадрильи сторицею отомстили противнику. Младший лейтенант Алексей Логвиненко огнем своих пушек сбил фашистский истребитель. Второй вражеский самолет был поврежден групповым огнем. После того как он вышел из боя, прекратила атаки и оставшаяся пара «фокке-вульфов».

Недалеко от Дуная к штурмовикам пристроились наши истребители прикрытия. Пробоины в их крыльях и фюзеляжах свидетельствовали об ожесточенности только что закончившейся схватки. Истребители первыми пошли на посадку, так как горючего оставалось буквально капли. Для прикрытия посадки штурмовиков пришлось поднять в воздух резервное звено истребителей.

Летчики не успели еще «остыть» от недавнего боя, поделиться о нем впечатлениями, как Одноценова и Примакина вызвали на командный пункт полка. [87] Новая задача, которую предстояло выполнить звеньям лейтенантов Одноценова и Примакина, была очень сложной и несколько необычной. Советское командование получило сведения, что в лесу севернее города Веспрем фашисты создали большой склад боеприпасов. Этот склад уже искали штурмовики других частей, но обнаружить не смогли. Теперь эту задачу возложили на 2-ю эскадрилью.

— Прикрывать звенья с воздуха будут восемь Ла-5 во главе со знакомым вам летчиком — Героем Советского Союза Долгаревым, — сообщил командир полка.

Экипажи обоих звеньев тщательно изучили данные о наземной и воздушной обстановке, разработали план выполнения задания. Взлетев звеньями, штурмовики сразу же взяли курс к Веспрему. Истребители прикрытия пристроились к штурмовикам на маршруте. Полет осуществлялся на вьгсоте 500-600 метров. Линию фронта пересекли благополучно и вскоре были в районе цели. Слева находился город Веспрем, справа — железная дорога. Недалеко от нее, где-то в лесу, находился фашистский склад боеприпасов.

Где он?

Сколько ни всматривались экипажи, никаких признаков склада не обнаруживали. Группа сделала второй круг, третий, а цели все не видно. Но вот внимание ведущего группы привлекли пять порожних грузовиков, остановившихся под деревьями на обочине шоссе, круто сворачивавшего в лес. Шоферы, очевидно, ждали, когда пролетят советские самолеты. Ведущий не стал сразу менять маневр. Группа завершила очередной круг и снова появилась над пустынным шоссе. Грузовиков на обочине уже не было. Стало ясно, что они ушли по лесной дороге дальше. Одноценов повел группу над лесной дорогой и вскоре увидел грузовые машины. Они стояли около каких-то ворот. Ведущий снизился до бреющего и сквозь кроны деревьев рассмотрел несколько невысоких, складского типа зданий, стоявших на расстоянии 20-30 метров одно от другого.

Цель найдена! Фашисты выдали себя, решив, что группа ушла в другую сторону. Штурмовики вновь набрали высоту и начали маневр для захода на бомбометание. В эту же минуту несколько зенитных батарей открыли интенсивный огонь. Но он, как всегда, не остановил советских летчиков. [88] Лейтенант Одноценов первым перевел штурмовик в крутое планирование. Через несколько секунд четыре бомбы пошли к земле, туда, где, возможно, лежали такие же бомбы врага. По команде ведущего отбомбилась вся группа. Когда штурмовики выполняли второй заход, над складом уже стоял непрекращающийся, слышный даже в кабинах самолетов грохот рвущихся боеприпасов. Сквозь дым, закрывший половину леса, прорывались рыжие изыми пламени.

Завершив вторую атаку, Одноценов стал искать истребители прикрытия. Ла-5 были недалеко. В нескольких километрах от склада они вели бой с вражескими истребителями, не допуская их к району действий штурмовиков.

Лейтенант Долгарев, ведущий группы прикрытия, увидел, что штурмовики завершили разгром склада и взяли курс к аэродрому. Тогда истребители искусным маневром вышли из боя и плотно прикрыли «илы».

Так уничтожением вражеского склада фронтового значения закончился первый боевой день летчиков эскадрильи, действовавших на новых самолетах, подаренных колхозниками Ошской области. На этих самолетах экипажи 2-й эскадрильи совершили до конца войны еще много десятков боевых вылетов, уничтожили большое количество вражеских танков, автомашин и другой боевой техники, истребили не одну сотню гитлеровских солдат и офицеров.

Особенно интенсивно эскадрилье пришлось поработать в период наступления наших наземных войск в Западной Венгрии. На австро-венгерской границе, на участке между озером Найзидлер и отрогами Восточных Альп, гитлеровцы сконцентрировали крупные силы. За укрепленный пограничный венгерский город Шапрон развернулись ожесточенные бои. Приняв в них участие, экипажи эскадрильи пересекли еще одну, теперь венгерско-австрийскую, границу. На ее рубеже летчики уничтожили немало танков и автомашин фашистов. Только при ударе по фашистской танковой колонне, двигавшейся в контратаку на советские войска по юго-восточной окраине города Шапрон, было уничтожено и повреждено около десятка танков противника. Контратака врага была сорвана. Наземное командование объявило всем летчикам эскадрильи благодарность за умелые и отважные действия.

Дальше