Необычная цель
Отступая, немецко-фашистские войска стремились предать огню и разрушению все, что только возможно было сжечь и разрушить. Гитлеровские варвары уничтожали города и деревни, железнодорожные станции и мосты. Чтобы приостановить или хотя бы замедлить наступление Советской Армии и частей Народно-освободительной ярмии Югославии, фашисты разрушали также и пути сообщения. Для этой цели они применили специальный поезд-путеразрушитель, который выводит из строя рельсы, полотно, шпалы, мосты.
Такой путеразрушитель 951-му полку довелось уже встретить в период боев за освобождение Советской Украины. Уничтожить его поручили тогда 2-й эскадрилье. Летчики подразделения успешно выполнили эту задачу. И вот снова в полку получено сообщение о появлении на станции Митровица, [52] расположенной на железнодорожной магистрали Белград Загреб, необычного поезда, состоящего из четырех пульмановских вагонов, оборудованных какими-то сложными техническими приспособлениями, и открытой платформы с зенитными пушками и пулеметами. Это сообщение югославских партизан было проверено и уточнено. По дополнительным данным удалось установить, что необычный поезд и есть путеразрушитель.
Командир полка, учитывая, что 2-я эскадрилья имеет опыт поиска и уничтожения подобных целей, и на этот раз атаку путеразрушителя поручил летчикам подразделения. Можно было предполагать, что днем поезд отстаивается где-либо на глухом полустанке, а с наступлением темноты начинает действовать. После сообщения партизан прошли сутки. Следовательно, станцию Митровица следовало принимать лишь как отправную точку для поиска. Было разработано несколько вариантов поиска путеразрушителя и удара по нему. Заместитель командира эскадрильи Павел Головко побывал у истребителей и договорился с выделенным для прикрытия группы звеном старшего лейтенанта Кирилюка о формах взаимодействия, боевом порядке на маршруте и в районе цели.
Взлетать решили парами, хотя при сыром грунте такой взлет сложнее, чем одиночный. Сбор эскадрильи в боевой порядок «колонна шестерок», как наиболее маневренный для полета по маршруту и удобный для осуществления маневра над целью, производить сразу после взлета над аэродромом на высоте 300 метров, так как такая высота сбора и полета по маршруту дает возможность внезапно «проскочить» линию фронта. Над территорией противника предусматривался переход на бреющий полет всего в 15-20 метрах от земли.
При обсуждении плана действий Михаил Рыбак предложил послать для разведки цели пару истребителей на большой высоте и держать с ними постоянную радиосвязь. Предложение было принято. Истребители получили задание: как только обнаружат цель, немедленно сообщить по радио ее координаты. Звено лейтенанта Примакина было выделено для подавления огня зенитной артиллерии.
Убедившись, что все знают, когда, как и что они будут делать, ведущий подал команду «По самолетам» [53] и в это время заметил, что младший лейтенант Маракулин как-то странно, с большим напряжением поворачивает шею.
Маракулин, что с вами?
Да так, ничего, товарищ командир, небольшой чирий.
А ну, дайте посмотрю.
На шее был не простой чирий, а целый карбункул. Видимо, основательно простудился этот беспокойный, очень трудолюбивый, умный и смелый летчик.
Вам придется остаться на земле.
А как же без меня звено? Разрешите лететь. Ведь я здоров в основном.
Очень не хотелось огорчать младшего лейтенанта отказом.
Пусть доктор посмотрит, обязательно перевязку сделает.
Взлет парами и сбор эскадрильи в боевой порядок прошел быстро и организованно. Все экипажи уверенно преодолели трудности. Кстати говоря, успел вместе со своим звеном взлететь и Маракулин. [54] Лишь нитки от бинта на воротнике куртки свидетельствовали о том, как летчик подгонял врача с перевязкой.
Линию фронта группа проскочила беспрепятственно и вскоре была в районе цели. Высланная вперед пара истребителей обнаружила следы поезда, а вскоре все летчики увидели и результаты деятельности этого фашистского пирата. От станции Митровица и дальше на запад железнодорожное полотно было разрушено: выворочены и сломаны по центру шпалы, выбита середина тавра.
А где же сам поезд?
Впереди, насколько видит глаз, тянется целое железнодорожное полотно. Группа летит вдоль него. По опыту летчики знают, что с наступлением дня фашисты прерывают свою разрушительную «деятельность» и маскируются в каком-нибудь тупике, на тихом полустанке. Действительно, на первом пустынном полустанке поезд был обнаружен. Он стоял в тени деревьев, прикрытый еще и ветками. Ведомым по радио дана команда: Набор высоты, атака с боевого порядка «левый круг»!
Летчики точно выполнили команду и вслед за ведущим набрали необходимую для бомбометания высоту. Одновременно самолеты разомкнулись на пары для занятия места в боевом порядке «левый круг». Все это время зенитная артиллерия и пулеметы путеразрушителя молчали. Фашисты, видимо, думали, что их не заметили, а группа штурмовиков ищет другую цель. Когда же вслед за ведущим и ведомый лейтенант Воронин перевел самолет в пикирование, расчет поезда понял, что дальше маскироваться незачем. Все зенитные средства врага открыли по штурмовикам интенсивный огонь. В эту же минуту начало действовать звено лейтенанта Примакина. Оно стремительно атаковало огневые точки путеразрушителя.
Добиться прямого попадания бомбы в узкую и короткую цель, какой являлся этот пятивагонный поезд, очень трудно. Не удалось и в этот раз с первой атаки поразить путеразрушитель. Дым и пыль от разорвавшихся бомб на миг скрыли поезд, но повреждений он, видимо, не получил. По дыму летчики определили примерную силу и направление ветра и соответственно внесли поправки на относ бомб. [55] Разрывы сбрасываемых бомб сразу окружили состав, а одна угодила прямо в поезд.
Путеразрушитель очень «живучая» цель. Одна бомба может его вывести на какое-то время из строя, а задача состояла в том, чтобы уничтожить весь поезд. Поэтому, хотя противник усилил огонь по самолетам, стараясь помешать летчикам точно прицелиться, группа пошла на второй заход. Хорошо видно, как трассы зенитных снарядов перекрестили самолет Михаила Рыбака. Однако отважный летчик не дрогнул и продолжал выдерживать боевой курс. В этот момент звено лейтенанта Примакина вышло вторично в атаку на зенитки врага. Она была настолько успешной, что зенитный огонь в дальнейшем почти не мешал ударной группе. Прямого попадания в цель добился лейтенант Одноценов. Путеразрушитель получил серьезные повреждения. Добивать его мы начали уже с меньшей высоты, используя и пушечно-пулеметныи огонь, и реактивные снаряды. В результате ряда последовательных атак весь поезд и его механизмы были основательно повреждены. Задача была выполнена.
В ходе боя с зенитными средствами поезда самолет Ивана Примакина получил повреждения. Один из тросов управления был перебит. В правой плоскости штурмовика Германа Одноценова зияла большая пробоина. На запрос, смогут ли они держаться в строю, оба летчика бодро ответили по радио: Долетим, товарищ командир, не беспокойтесь.
И оба, благодаря высокой технике пилотирования, уверенно довели свои израненные штурмовики до аэродрома. Следует отметить, что в воздухе группа получила приказание произвести посадку на новом месте базирования, находившемся в 65 километрах севернее нашего острова на Дунае. И хотя посадку пришлось производить на аэродроме, совершенно незнакомом для летчиков, все успешно выдержали это довольно трудное испытание.
Вскоре на новый аэродром пришла радостная весть о том, что за отличия в боях по освобождению столицы Югославии города Белграда наш полк награжден орденом Красного Знамени. В телеграмме, полученной от командования 10-го штурмового авиационного корпуса, говорилось: «Поздравляем весь личный состав с награждением полка орденом Красного Знамени. [56] Желаем и впредь успешно громить фашистских захватчиков, высоко держать овеянное славой Знамя».
Все летчики нашей эскадрильи и многие техники и механики за успешное выполнение заданий командования по разгрому немецко-фашистских войск в Югославии и освобождение ее столицы удостоились правительственных наград. Лейтенанты Иван Примакин и Герман Одноценов и младший лейтенант Геннадий Погудин были награждены также и югославскими орденами «Партизанская звезда» I и II степени.