Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Слагаемые успеха

Если графически изобразить на карте боевой путь 2-й эскадрильи, входившей в состав Нижнеднестровского ордена Красного Знамени и ордена Суворова III степени 951-го штурмового авиационного полка, то исходная точка придется на село Погорелово, Каменск-Шахтинского района. Здесь, на Дону, весной 1944 года фактически заново начало формироваться это подразделение штурмовиков. Над степными просторами получили свое первое боевое крещение многие летчики эскадрильи.

Вместе с войсками победоносных 2-го и 3-го Украинских фронтов полк и эскадрилья с боями продвигались на запад. Пришли в Румынию, пересекли лесистые отроги Трансильванских Альп, миновали островерхие Карпаты, за которыми лежала Болгария, затем эскадрилья перебазировалась вверх по Дунаю в Югославию, в Венгрию и Австрию.

На крыльях своих самолетов советские летчики, преисполненные чувства братской интернациональной солидарности, несли народам порабощенный фашизмом стран радость освобождения от гитлеровской тирании.

Мужественно и умело сражались воины. Выполняя историческую миссию, возложенную на Советскую Армию как на армию-освободительницу, личный состав эскадрильи наносил врагу тяжелые потери. Даже по неполным данным, штурмовики 2-й эскадрильи истребили за время боевых действий около 2000 гитлеровских солдат и офицеров, сожгли на аэродромах и сбили в воздушных боях 17 самолетов, уничтожили свыше 70 танков и бронетранспортеров, десятки орудий и минометов и много другой техники фашистов. Весь личный состав 2-й эскадрильи удостоился правительственных наград, а шести летчикам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. [4] В жестоких боях с врагом солдаты, сержанты и офицеры эскадрильи, как и всех Советских Вооруженных Сил, доказали свою беспредельную преданность Родине, готовность на ратный подвиг, на любые жертвы во имя любимой Отчизны.

Летчики эскадрильи сражались с врагом на самолетах Ил-2, созданных творческим коллективом конструкторов, возглавляемых С. В. Ильюшиным. Есть самолеты, представляющие собой удивительные творения человеческого разума, самолеты-находки, воплотившие в своей конструкции все то, что требует от них современный бой; самолеты-универсалы, на которых можно выполнять самые разнохарактерные задания; самолеты, обладающие высокими боевыми качествами. Именно к таким самолетам-находкам можно в первую очередь отнести Ил-2. Самолет прекрасно оправдал свое основное назначение — штурмовика. Не только равных, но даже сколько-нибудь подобных ему не было ни в одной армии воевавших государств. «Ил» оказался лучшим для действий над полем боя и в наступательных, и в оборонительных операциях. На нем летчики добивались наилучших результатов в борьбе с танками, при подавлении всякого рода точечных и узких целей, таких, как переправы, разрушение которых с воздуха всегда было сложнейшей задачей для авиации. На Ил-2 летчики эскадрильи выполняли полеты на разведку и поддерживали наши наземные войска даже в уличных боях. Все виды боевого использования на фронте знаменитого Ил-2 даже трудно перечислить. «Горбатые» — любовно называли наши летчики ильюшинские штурмовики за своеобразную конфигурацию их фюзеляжей. «Шварцер тод» («Черная смерть») — окрестили их гитлеровцы за сокрушительную мощь ударов.

Главную силу эскадрильи, как и всех Военно-воздушных сил Советской Армии, составляли люди. Летчики и воздушные стрелки, техники и механики хорошо освоили самолет Ил-2, что позволило им использовать боевую технику с наибольшей эффективностью. Высокое сознание долга перед Отчизной, верность присяге, любовь к Родине умножали силы личного состава и были источником ратных подвигов.

В ходе боев люди эскадрильи много раз совершали, казалось, невозможное. Стремясь нанести гитлеровским [5] захватчикам наибольший урон, летчики совершали порой по 6-7 вылетов в сутки, перекрывая границы человеческой выносливости. Они брали иногда в полет боевую загрузку, превышающую установленные нормы, прорывались сквозь стены зенитного огня, взлетали и совершали посадки на аэродромах-«пятачках». Технический состав, добиваясь высокой боевой готовности эскадрильи, сутками не уходил с аэродрома, в полевых условиях выполнял такие работы, которые считались под силу только стационарным мастерским. Штурмовики, возвращавшиеся из полета с пробитыми центропланами, фюзеляжами и плоскостями, ремонтировались в кратчайшие сроки и уже на второй день снова шли в бой.

Сплоченный коллектив 2-й эскадрильи вместе со всем личным составом 951-го штурмового авиационного полка прошел большой боевой путь. Выполняя свой воинский долг перед Родиной, летчики и техники, воздушные стрелки и механики внесли и свою лепту в историческую победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками{1}.

Дальше