Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Путевка в небо

В детстве я любил подолгу глядеть в бездонную голубую высь. С интересом наблюдал, как под облаками парит коршун, выискивая очередную добычу, с писком снуют неугомонные стрижи, носятся быстрокрылые ласточки, в акробатических трюках кувыркаются голуби.

— Почему птицы летают, а мы не можем? — спросил я как-то своего товарища Ванюшку Копчана.

Тот, подумав немного, ответил:

— Потому, что у птиц есть крылья, а у нас их нет. — Помолчав, добавил: — Птицы и едят меньше, они легче. А мы [7] с тобой вон сколько весим. Разве при такой тяжести можем подняться в воздух?..

Однажды над нашей деревней Буденновка промчался самолет. Долго думал, как эта диковина летает и кто ею управляет. Потом они стали часто появляться здесь. При звуках каждого самолета запрокидывал голову кверху, всматриваясь в синеву небес. Я мог так целыми часами простаивать. Как завидовал тем, кто парил в вышине! Мне думалось, что это могут только люди особые.

Сколько было неуемной радости, когда, увидев самолет, ватага ребят бежала по полю и кричала: «Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман!» Изредка летчики снижались и покачивали крыльями. После этого я долго не мог заснуть. Пробовал сам мастерить крылья из тряпья, палок, [8] бумаги и прыгать с крыши сарая. Но, кроме синяков и шишек, ничего не получал.

Когда я окончил семилетку, отец сказал:

— Ну, Николай, пора тебе за дело браться.

Учился я средне, поэтому в техникум поступать побоялся. Пошел в двухгодичную школу фабрично-заводского ученичества при Бобруйском деревообделочном комбинате. В ФЗУ мы проходили не только общеобразовательные и специальные предметы, но и практику на предприятии, были среди рабочих. Я чувствовал себя полноправным членом большого и дружного коллектива.

В один из осенних дней к нам в ФЗУ пришли мужчина и женщина в летном обмундировании. Это были инструкторы Бобруйского аэроклуба Виктор Дронин и Дора Слесарева.

— Ребята, кто хочет стать летчиком? — спросили инструкторы.

Я, признаться, сразу даже опешил: разве это так просто?

— Да вы не бойтесь, — подбадривали гости. — Главное, чтобы здоровье крепкое было, а остальному мы вас научим.

Вместе с несколькими учащимися я тоже изъявил желание поступить в аэроклуб. На здоровье не жаловался и медицинскую комиссию прошел, как говорится, без сучка, без задоринки. Меня зачислили курсантом.

С девяти утра и до четырех часов дня я занимался в ФЗУ, а вечером — в аэроклубе. Возвращался в общежитие в двенадцатом часу ночи усталый, но довольный. Многие мои сверстники мечтали о небе, но не всем повезло так, как мне.

В аэроклубе до весны 1939 года занимались теорией. Изучали основы аэродинамики, конструкцию самолета У-2 и мотора М-11, овладевали штурманскими навыками. Потом сдали зачеты по теоретическим предметам и приступили к полетам.

Первыми моими воздушными наставниками были опытные инструкторы Дмитрий Мотькин, Виктор Дронин и Михаил Самусев. Вначале дело не клеилось. Многие курсанты уже летали самостоятельно, а меня все еще возили, я никак не мог своевременно и точно определить расстояние самолета до земли при посадке. Получалось то высокое, то слишком низкое выравнивание с последующей серией [9] «козлов» {1} при приземлении. В аэроклубе уже начали было поговаривать о моем отчислении. Я приуныл. Но начальник аэроклуба Борис Владиславович Нартыш-Блук решил найти причину ошибок, что вскоре ему удалось. Оказывается, я неправильно распределял внимание, переносил взгляд на землю с высоты 20–25 метров, очень близко к плоскости самолета, поэтому и не мог точно определить расстояние до земли.

От полетов меня временно отстранили, заставили заниматься наземным тренажом. Я часами сидел в кабине и отрабатывал правильный «взгляд на землю». Наконец начальник учебной части выпустил меня в самостоятельный полет.

Незаметно пролетел год учебы в ФЗУ и аэроклубе. Осенью 1939 года к нам прибыла комиссия для отбора курсантов в Одесскую авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. Члены комиссии придирчиво проверяли технику пилотирования. Зачетный полет в зону и по кругу я выполнил отлично. В апреле 1940 года меня вместе с другими выпускниками аэроклуба направили в Одессу. В школе пилотов мы прошли теоретическую подготовку и были направлены в Конотопское училище для прохождения летной практики на самолетах У-2. А в конце 1940 года нашу учебную эскадрилью перевели в Армавирское авиационное училище.

Вставай, страна огромная!..

22 июня 1941 года я был начальником караула. Произвел очередную смену часовых. По дороге встретилась пожилая женщина, вся в слезах.

— Что случилось, мамаша? — спросил я. Она вытерла слезы и тихо проговорила:

— Сынок, война началась... По радио сейчас передавали...

Вскоре в училище объявили боевую тревогу. Личный состав начал рассредоточивать самолеты и готовить укрытия. Тогда я услышал по радио повторную передачу сообщения о бандитском нападении фашистской Германии на нашу страну. [10]

Всю ночь не мог уснуть. В ушах стояли слова: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Не спали и мои товарищи. Мы тихо переговаривались, решив завтра же пойти к командиру эскадрильи и попроситься на фронт. Но командир нас и слушать не захотел.

— Ваше дело изучать технику, овладевать мастерством пилотажа. Врага бить успеете, и на вашу долю достанется, а неучи на войне никому не нужны, — сказал он.

В памяти осталось 3 июля 1941 года. Мы работали на своих самолетах. Вдруг из динамика аэродромной радиостанции донеслись позывные московского радио и диктор объявил, что через несколько минут перед микрофоном выступит И. В. Сталин. Все сбежались к радиостанции. Из выступления руководителя Советского государства мы узнали правду о войне. Враг хитер, силен и коварен. Он рвется к сердцу страны — Москве. Для разгрома противника и спасения Родины нужно драться до последней капли крови, отстаивать каждую пядь своей земли, проявлять отвагу, храбрость.

После этого на аэродроме состоялся митинг, на котором личный состав поклялся беспощадно бить врага.

Учебную программу стали понемногу уплотнять. За короткое время мы освоили самолет И-15 бис, затем более скоростной истребитель И-16. Только с этим справились, как пришлось в третий раз переучиваться на новейший в то время истребитель Як-1.

Все без устали днями и ночами возились у своих машин. Армавир был в глубоком тылу, поэтому войну пока мы не видели, а только чувствовали. Она сказывалась во всем. Люди стали подтянуты и строги. По городу патрулировали вооруженные военные, многие учреждения и предприятия стали охраняться. Заметно убавилось мужское население. Город наводнили беженцы — женщины, дети, старики. С фронта прибывали эшелоны с ранеными.

В мае 1942 года я, получив звание сержанта, расстался с Армавирским авиаучилищем, со своими добрыми наставниками — майором Л. Богдановым, лейтенантами А. Дубосарским и А. Фурса, старшим лейтенантом Константином Васильевичем Луговцевым, ныне генерал-майором в отставке, с которым и по сегодняшний день поддерживаю связь.

— Теперь, Пинчук, ты обрел свои крылья. Чистого неба тебе и успехов в ратных делах! Уверен, сумеешь показать, [11] на что способен. Не забывай, чему мы тебя учили, — сказал на прощание командир отряда старший лейтенант В. В. Гавриш.

Под звуки широко известной в то время песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» поезд увозил меня с товарищами в Поволжье, в Багай-Барановку, в запасный авиаполк. А вскоре сюда прибыл с фронта 32-й истребительный авиаполк, которым командовал майор Колбосовский. У него на гимнастерке сияли два ордена Красного Знамени за Хасан и Халхин-Гол, значок депутата Верховного Совета СССР. Это был заслуженный авиатор. Мы с сержантом Евгением Голиковым решили попроситься в его полк. Колбосовский придирчиво оглядел нас с ног до головы, внимательно выслушал и строго сказал: «Таких птенцов не возьму. На войне убивают, а вам еще жить да жить надо».

Так ни с чем мы и ушли.

— Не унывай, Коля, смелость города берет! — весело сказал Женя. — Думаю, что мы еще уговорим майора. Он же депутат Верховного Совета, вот на этот клавиш и нажмем.

Но и во второй раз мы получили отказ. И только после третьей попытки майор наконец дал согласие.

— Ваше счастье, что можете летать на Яках, которыми вооружается полк, — улыбнулся он и приказал зачислить нас в 1-го авиаэскадрилью.

Командир эскадрильи лейтенант Николай Шаранда, несмотря на молодость, уже имел боевой опыт. У него на груди сверкали награды. «Такой молодой, а уже с орденами», — с затаенной завистью подумал я, а Шаранда, словно отгадав мои мысли, весело сказал:

— Не горюйте, и до вас очередь дойдет, и вас невесты с орденами увидят...

Начались тренировочные полеты на самолетах Як-1. Меня назначили ведомым к командиру звена лейтенанту А. Бухтаревичу, опытному летчику, доброй души человеку. Он учил меня тактике боевых действий, ведению воздушного боя с бомбардировщиками и истребителями врага. Все это для необстрелянного летчика было большой наукой.

После выполнения программы полетов на новых машинах комиссия проверила выучку летного состава и вынесла заключение, что полк готов к ведению боевых действий. [12]

В августе 1942 года мы вошли в состав 1-й воздушной армии и перебазировались на прифронтовой аэродром Ватулино, неподалеку от Можайска. Отсюда мы стали наносить удары по врагу.

Как-то наша восьмерка вылетела в заданный район. Ведущим группы был штурман полка майор А. С. Романенко. Неожиданно в районе прикрытия наземных войск мы встретили большую группу фашистских бомбардировщиков и истребителей Ме-109, или, как мы их называли, «мессеров» (самолеты немецкого конструктора Мессершмитта).

Хотя я рвался в бой, однако, когда впервые встретился с немцами, признаться, немного оробел. Не то, чтобы струсил, а как-то растерялся. На мгновение меня охватило сомнение, сумею ли дать отпор, если фашистский летчик зайдет в хвост или нырнет под меня или моего ведущего, которого я, ведомый, должен всячески оберегать. А как поведет себя самолет, будет ли послушен моей воле?

И вот завязался бой. Я уж и не помню, как все началось. На огромной скорости носились самолеты. Они то круто взмывали вверх, то отваливали в сторону или ныряли вниз. Попробуй тут поймай в прицел противника, когда не разберешь, где свой, а где чужой. Не знаю, как произошло, но майор Романенко сумел сбить два вражеских самолета, а мой ведущий, лейтенант Бухтаревич, — один. Но и его машина была повреждена.

После боя мы не смогли собраться все вместе и возвращались на аэродром попарно. В пути мне пришлось несколько раз пушечно-пулеметным огнем отбивать атаки «мессершмиттов», которые пытались добить Бухтаревича. Но, к счастью, это им не удалось.

Это был мой первый воздушный бой. Я его помню весьма смутно. Честно говоря, вначале я даже не видел вражеских самолетов, а о том, что идет бой, догадался по воздушной карусели, которая длилась около десяти минут. Все мое внимание и все мысли были направлены на то, чтобы не отстать от своего ведущего, не потерять его из виду. Самолеты противника я увидел лишь тогда, когда они начали атаки на поврежденный истребитель моего командира.

Настроение у меня было неважное. В разгоряченной голове сумбурно всплывали отдельные моменты боя. Видимо, я действовал не так, как требовалось. Правда, огнем [13] я отсек вражеские самолеты от своего ведущего, но это не в счет, «ястребок»-то его немцы все же подбили...

Я докуривал папиросу, когда ко мне подошел командир звена. Сейчас, думаю, спросит, почему допустил, чтобы фашист влепил очередь в его самолет. Чувствуя себя виноватым, я молчал, ковыряя носком сапога мягкую землю. Но, вопреки ожиданию, не услышал от Бухтаревича ни слова упрека. Он крепко пожал мне руку и сказал:

— Для первого боя неплохо, Николай... А за то, что помог мне уйти от фашистов, спасибо, друг! Если бы не ты, они меня доконали бы...

Потом Бухтаревич доложил результаты командиру 201-й дивизии полковнику Анатолию Павловичу Жукову, и тот перед строем летного состава объявил мне благодарность за умелые действия в первом бою. Этого я не ожидал. Мы знали, что получить благодарность от комдива было не так-то просто. Смелый, первоклассный летчик, он в совершенстве владел самолетом, блестяще выполнял фигуры высшего пилотажа и ценил летное мастерство других, но на похвалу был скуп. Впоследствии А. П. Жуков стал генералом и возглавил Высшую офицерскую школу воздушного боя Военно-Воздушных Сил, откуда прибывали на фронт летчики отличной выучки.

В промежутках между боевыми вылетами на аэродроме установили постоянное дежурство. Летчики сидели в кабинах своих машин в полной готовности к немедленным действиям.

Однажды во время моего дежурства с командного пункта в небо взвилась зеленая ракета — сигнал срочного вылета. Я тут же запустил мотор и, экономя секунды, не вырулил на полосу, а взлетел со стоянки самолета. От сильной струи воздуха в разные стороны разлетелись чехлы, стремянка, инструмент. Увидев это, как потом мне рассказали, инженер укоризненно покачал головой:

— Эх, молодежь зеленая! Будто он на телегу сел, а не в самолет...

На следующий день, выруливая на старт, я по неосторожности вскочил правым колесом в плохо засыпанную воронку от бомбы и повредил щиток стойки шасси. Инженер обо всем этом доложил командиру полка, и мне порядком досталось за «мальчишество». [14]

Во второй половине сентября 1942 года наш полк перебазировался с ржевского направления на белевское, где наземные войска вели упорные бои с врагом. Нашим очередным пристанищем стал аэродром Болота, недалеко от Белева.

Утром 22 сентября командир эскадрильи старший лейтенант Шаранда, командир звена лейтенант Бухтаревич и я вылетели на прикрытие переднего края наших войск. На высоте 3000 метров летели клином — ведущий впереди, а мы с Бухтаревичем по бокам и немного сзади. Через некоторое время выше нас метров на 500 внезапно появилась шестерка вражеских истребителей.

Преимущество было явно на стороне немцев — они летели выше и их было вдвое больше. Нам следовало уклониться от боя, так как горючего оставалось мало, но Шаранда решил ударить по врагу. Фашисты, вероятно, думали одним махом покончить с тремя краснозвездными «ястребками». Они, словно коршуны, накинулись парами с разных сторон, стараясь зайти нам в хвост. Мы то становились в вираж, то входили в пике, то свечой взмывали ввысь, не теряя друг друга из виду. Маневрируя, успевали увертываться от пушечно-пулеметного огня и, в свою очередь, смело шли в ответную атаку. Бухтаревичу удалось на выходе из пикирования достать длинной очередью один «мессершмитт». Он задымил и со снижением вышел из боя. За ним, прикрывая подбитый самолет, последовал его напарник. Оставшаяся четверка продолжала вести бой.

Нам стало немного легче, силы почти уравнялись. На вираже Бухтаревич зашел в хвост очередному фашисту, но прицельный огонь открыть не успел. Пришлось резким маневром уходить — сзади наседал другой вражеский самолет.

В бешеной погоне и взаимных атаках прошло более десяти минут. Наконец гитлеровцы пара за парой перешли в пикирование и на бреющем полете ушли на свою территорию.

Мы их преследовать не стали. Наши истребители тогда имели запас горючего на 50–55 минут лету, а в воздушном бою, когда мотор работает на полную мощность, и того меньше. Я то и дело поглядывал на бензиномер, стрелка которого неумолимо приближалась к нулю. И вот мотор чихнул, винт замер. [15]

Раздумывать некогда. Чтобы не потерять скорость, отдаю ручку управления от себя и ухожу вниз. Маневрируя, выбираю площадку для посадки. А земля все ближе и ближе. На малой высоте выпускаю шасси и щитки {2}, хотя это и опасно при посадке в поле. Самолет, подскакивая, бежит по стерне и останавливается на краю глубокого рва. Шаранда и Бухтаревич благополучно вернулись на аэродром, а я оказался километрах в пятнадцати от него без капли горючего.

По привычке сразу же внимательно вглядываюсь в небо. Увидел девятку бомбардировщиков «Хейнкель-111», которые под прикрытием истребителей шли в направлении нашего аэродрома. Меня охватила страшная злоба. Но что я мог сделать? Вскоре послышались отдаленные глухие взрывы.

Через полтора часа меня отыскали, привезли две бочки бензина, техник с механиком осмотрели самолет, заправили его, и вскоре я был на своем аэродроме, где увидел последствия фашистской бомбардировки. Наш полк и два соседних понесли немалые потери от вражеского налета. Пострадали и материальная часть, и личный состав.

Во второй половине дня командир дивизии собрал летчиков трех полков и поставил задачу: оставшимися в наличии исправными самолетами прикрыть наши войска в районе Белева. Восьмерка истребителей поднялась в воздух. Моим ведущим оказался летчик из соседнего полка на самолете ЛаГГ-3. Как по расписанию, через 15–20 минут над нами появилось двенадцать «мессершмиттов». Используя численный перевес и преимущество высоты, они набросились на нас сверху. Атаки следовали одна за другой. Это был трудный бой. Видимо, все же сказалась наша неслетанность. В результате нескольких вражеских атак 2 советских самолета были сбиты. Меня охватила ярость. «Как же так, — подумалось, — в своем небе, над своей землей, мы должны погибать. Нет, этому не бывать!» Стараюсь не отстать от своего ведущего. Вижу, как в хвост ему заходит пара «мессершмиттов». Увеличиваю крен и ловлю в перекрестие прицела силуэт одного из них. Для большей надежности нажимаю сразу на обе гашетки и даю длинные очереди из пушки и двух пулеметов. «Мессер» неуклюже перевернулся [16] и, загоревшись, пошел к земле. От удачи я даже закричал:

— Есть!.. Сбил!..

Это был первый сбитый мною фашистский самолет. От нахлынувших чувств во мне все ликовало. Но в бою некогда предаваться эмоциям, надо смотреть в оба. И в этом я тотчас же убедился: ощутил сильный удар по своему «ястребку». В кабине потемнело, пары воды и масла закрыли разбитые приборы, резко ослабла тяга мотора. Я вышел из боя, осмотрелся и стал подыскивать место для посадки. Наконец увидел поле с копнами сжатой ржи. Открыл фонарь кабины и почти одновременно в 3–5 метрах от земли выпустил шасси и щитки. Я удачно приземлился.

В поле работали женщины. Они подбежали, помогли мне вылезть из кабины и быстренько замаскировали самолет снопами. Только теперь я почувствовал, что ранен. Снаряд, угодивший в кабину, осколками изрешетил левую руку и бедро, обмундирование пропиталось кровью.

К концу дня на автомашине меня доставили на аэродром, а затем в полевой госпиталь, который находился неподалеку.

Хотя за сбитый фашистский самолет и пришлось поплатиться своей кровью, я понял, что даже при численном превосходстве немцев в воздухе их можно бить. И обязательно нужно это делать! Следует только быть внимательнее, собраннее, стараться перехитрить врага в маневре и атаке. Воздушный бой, как и наземный, — это не столько соперничество техники, сколько состязание умов.

Позднее я узнал, что из нашей группы с задания вернулись три летчика и я четвертый — раненый. На этом участке фронта у немцев действовала отборная воздушная эскадра «Мельдерс», укомплектованная летчиками-асами. Впоследствии нам не раз приходилось встречаться с фашистскими воздушными пиратами из «Мельдерса» и мы научились разгадывать их коварную тактику.

В начале октября наш полк возвратился на Ватулинский аэродром для пополнения самолетами и личным составом. В лазарете при батальоне аэродромного обслуживания меня подлечили, и я снова приступил к выполнению боевых заданий. Фронтовая жизнь входила в прежнюю колею. [17]

Гвардейцы поднебесья

В один из осенних дней 1942 года к нам прилетел заместитель командующего 1-й воздушной армией полковник А. Б. Юмашев, тот самый Юмашев, который вместе с М. М. Громовым и С. А. Данилиным в 1937 году совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Имена этих легендарных героев мы все знали со школьной скамьи, но встречаться с ними не приходилось. В полку терялись в догадках: «Зачем пожаловал заместитель командарма именно к нам?»

После короткого совещания с руководящим составом 201-й дивизии в штаб вызвали несколько летчиков, в том числе и меня.

— Заместитель командующего хочет посмотреть, как вы летаете, покажите, на что способны, — сказал командир дивизии.

Была поставлена задача: выполнить пилотаж над аэродромом в определенной последовательности на высоте 1500–2000 метров. Я, как и мои товарищи, выполнил все, что было положено, и нормально приземлился. Нам ничего не сказали. Полковник Юмашев улетел. А через несколько дней пришел приказ из штаба армии об откомандировании меня и еще нескольких человек в 18-й гвардейский истребительный авиаполк.

К тому времени я уже считался обстрелянным летчиком. За два с лишним фронтовых месяца сделал более 40 боевых вылетов, сбил вражеский самолет. Я сжился с коллективом, узнал характеры и привычки своих товарищей как в бою, так и в часы затишья, испытал радость побед и горечь неудач, вместе со всеми оплакивал погибших. Мне не хотелось покидать родной полк, эскадрилью, жаль было расставаться с такими боевыми друзьями, как старший лейтенант А. Бухтаревич, сержанты Е. Голиков, В. Денисенко и другие. Но ничего не поделаешь — приказ есть приказ, и его нужно безоговорочно выполнять.

В конце октября я прибыл в 18-й гвардейский истребительный авиаполк. Узнал, что у него богатые боевые традиции. Эта часть сформирована в 1938 году в Хабаровске и базировалась там до июля 1941 года. Еще в мирное время полк по праву считался одним из лучших в истребительной авиации ВВС. Его летчики отлично владели техникой пилотирования, метко стреляли по воздушным целям. На [18] всеармейских соревнованиях в 1940 году полк занял первое место и получил от наркома обороны переходящий приз и денежную премию.

Через месяц после начала Великой Отечественной войны полк прибыл на фронт под Новгород. Отсюда и начался его боевой путь. В первый же день летчики сбили 5 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Особенно отличился бравый, молодцеватый лейтенант Владимир Запаскин. Он первым открыл счет сбитым самолетам.

В последующем полк вел напряженные боевые действия, делая по 6–8 вылетов в день. Нелегко было на самолетах И-16 вести воздушный бой с более скоростными немецкими истребителями Ме-109. И все же дальневосточники, проявляя большое мастерство и смекалку, отвагу и героизм, из большинства боев выходили победителями.

Когда я прибыл в полк, со мной произошел небольшой курьез. Пришел в штаб и по всей форме доложил, что летчик-сержант Пинчук прибыл для дальнейшего прохождения службы. У начальника штаба почему-то сразу поднялись вверх брови и округлились глаза:

— Как фамилия? Повтори-ка!

— Пинчук, — ответил я.

— А звать?

— Николай. Точнее — Николай Григорьевич.

— Да вы что, хотите весь полк из Пинчуков укомплектовать! — рассмеялся он. — У нас уже есть один Пинчук, техник-лейтенант, тоже Николай. Он из Белоруссии. А ты откуда будешь?

— Из Белоруссии.

Тут уже все, кто был в штабе, рассмеялись.

— У вас в Белоруссии все Пинчуки, что ли?

— Нет, не все, — поясняю, — но есть деревни, где у многих одинаковые фамилии.

— Эдак запутаться можно, — сквозь смех проговорил начальник штаба. — Давай так условимся: тот Пинчук будет Николай первый, а ты — Николай второй.

Однако это предложение не нашло понимания и поддержки среди летчиков. Ребята решили по-своему: техника-лейтенанта стали называть полностью по фамилии, а меня сокращенно — Пиня.

В тот же день я познакомился со своим однофамильцем. Николай Яковлевич Пинчук, плотный блондин с голубыми глазами, был техником звена. Родом из Гомельской области, [19] перед войной призван в авиацию, начал службу на Дальнем Востоке. Когда он узнал, что я из Белоруссии, очень обрадовался.

— Ну, земляк, хорошо, что ты к нам попал. Кроме меня в полку есть еще несколько белорусов. Так что мы скоро тут свое землячество организуем, — пошутил Николай Яковлевич.

Опережая события, скажу, что у нас с техником были не только одинаковые имена и фамилии, но и по службе мы не отставали один от другого. Я — командир звена, он — техник звена, я — командир эскадрильи, он — техник эскадрильи, когда я стал командовать полком, его назначили инженером полка. Вот ведь как в жизни бывает!

Командиром нашей эскадрильи был двадцативосьмилетний капитан Семен Алексеевич Сибирин. Он прослыл не только хорошим летчиком, но и умелым, инициативным организатором. За короткий срок Сибирин с помощью комиссара Цивашова и адъютанта эскадрильи Печковского сумел так сплотить разных по характеру, возрасту, опыту и национальности людей, что мы чувствовали себя единой, дружной семьей. Молодые пилоты старались во всем подражать опытным командирам.

В полку много говорили про находчивость, выдержку и летное мастерство заместителя командира эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Ивана Александровича Заморина. Вскоре мы познакомились и крепко подружились. Узнав, что я родом из Белоруссии, он пришел ко мне.

— Земляк, а ведь я тоже с Могилевщины, — радостно сообщил он. — Стало быть, правильно говорят: гора с горой не сходится, а земляк с земляком сойдутся...

Заморин рассказал мне про своих родителей, братьев и сестер, которые остались на оккупированной территории, посетовал на то, что не имеет от них вестей. О себе много не распространялся.

— Летчика лучше всего характеризуют не слова, а боевые дела, — скромно заметил Иван.

Долго мы тогда с ним просидели в землянке у раскаленной печурки. Уходя, он весело сказал:

— Уверен, браток, мы еще полетаем в родном белорусском небе. Дай только срок.

Стройный, русоволосый, со следами сильных ожогов на лице и руках, Заморин отличался отвагой и смелостью. Расстояния он измерял не километрами, а временем полета [20] от пункта до пункта. Про погоду не говорил хорошая или плохая, а делил ее на летную и нелетную, мог безошибочно определить высоту и характер облачности, силу и направление ветра. По «почерку» узнавал новичков в небе. Иной раз, прищурившись, посмотрит внимательно на взмывающий ввысь «ястребок» и тут же скажет:

— У этого хлопца хороший почерк, с ним можно летать.

А другому прямо в глаза рубанет:

— Не чувствуешь ты, браток, машины, так же, как и она тебя. Это плохо!

В бою Иван действовал расчетливо, не суетясь. Каждому было приятно летать с ним в паре.

Пара самолетов в истребительной авиации считалась основной тактической единицей. Она позволяла осуществлять надежное взаимодействие в воздухе, добиваться хорошего боевого эффекта. Вот почему ведущий и ведомый должны, как говорили летчики, хорошо слетаться, с первого взгляда, сигнала, с первых слов команды понимать друг друга. От этого во многом зависел исход воздушного поединка.

Однажды в разгар боя наземных войск большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей пересекла линию фронта. «Юнкерсы» направлялись бомбить позиции нашей тяжелой артиллерии, которая вела обстрел объектов врага в глубине его обороны. Артиллеристов с воздуха прикрывала четверка Яков во главе с Иваном Замориным. На высоте 1000 метров «юнкерсы» построились каруселью и приготовились к бомбометанию. При таком построении каждый последующий самолет страхует впереди летящий. Получается огромный замкнутый круг, к которому с боков не подойдешь, а сверху, словно крыша, его прикрывают истребители.

«Бомбежка с такой небольшой высоты может принести непоправимый урон нашим войскам. Этого допустить нельзя», — подумал Заморин и своей четверкой снизился до трехсот метров. Командир зная, что враг силен до тех пор, пока он в четком строю. Поэтому Иван решил как можно эффективнее провести первую атаку. Четверка, разделившись попарно, на большой скорости врезалась в боевой порядок фашистов. От неожиданности немцы шарахнулись в разные стороны. У них началась какая-то неразбериха. Они уже не могли вести организованного огня, а «мессершмитты», [21] которые находились намного выше, слишком поздно разгадали маневр наших летчиков.

Воспользовавшись этим, Иван зашел в хвост одному «юнкерсу» и, когда тот выходил из пике, с короткой дистанции выпустил по нему очередь из пушки и пулеметов. Бомбардировщик клюнул носом и упал в болото неподалеку от наших позиций. Такая же участь постигла еще один «юнкерс». Остальные начали беспорядочно сбрасывать бомбы и удирать.

В бой вступили «мессеры», которых было втрое больше наших. Ведомый Николай Качанов следовал за Замориным, как нитка за челноком. Три фашистских самолета набросились на «ястребок» Качанова. Иван вовремя заметил это и поспешил на выручку товарищу, приняв на себя всю тяжесть неравного поединка. Он успел поджечь один «мессер», но в пылу боя не заметил, как загорелся и его самолет. Сначала пламя появилось на крыле, а затем перекинулось в кабину. Скопившиеся пары горючего моментально вспыхнули перед глазами. Загорелся комбинезон, язычки пламени заплясали на мокрых от бензина руках. Чтобы заживо не сгореть, нужно было выброситься с парашютом. Заморин попытался перевернуть самолет вверх колесами, чтобы выпасть из кабины, но ручка управления уже не слушалась его — где-то что-то заклинило или перебило какой-то трос. Летчик по пояс высунулся из кабины, но бешеная струя воздуха усадила его на место. Наконец с большим трудом Заморин отделился от горящего «ястребка» и в затяжном прыжке приземлился в расположении стрелковой роты, метрах в трехстах от передовой. Медсестра перевязала его кровоточащие кисти рук, с которых слезла почерневшая, обуглившаяся кожа.

Долгие месяцы Иван лежал в госпитале с забинтованными руками и лицом. Его, как ребенка, кормили из ложечки. В коротких неспокойных снах ему снова виделся этот бой, яростные атаки «мессеров» с ненавистной свастикой. Тогда он изо всех сил нажимал пальцами на гашетки, но тут же просыпался от ужасной боли и долго мерил шагами палату.

Во время очередного обхода начальник госпиталя сказал:

— Заморин, утешать вас не будем, вы свое отлетали...

— Я должен, я буду летать! — выдохнул Иван. [22]

Врач Анна Петровна Стеценко — человек очень доброй души — принесла ему резиновую грушу.

— Жмите ежедневно, а там посмотрим. Если захотите, будете летать.

Заморин жал непослушными пальцами эту грушу и днем, и ночью, когда не спалось. Постепенно кисти рук оживали, пальцы обретали чувствительность.

Наконец настал день расставания с госпиталем. Заморин попросил:

— Направьте в мой полк. Товарищи найдут мне подходящую работу. Родители мои в Белоруссии, где сейчас враг, и дальше родного полка мне ехать некуда.

Просьбу летчика удовлетворили. Командир полка Анатолий Емелъянович Голубев сначала не узнал его:

— Заморин, ты ли это?

— Я, товарищ гвардии майор!

— А выглядишь молодцом, — подбадривая своего ученика, сказал командир.

Голубев знал Ивана еще по Могилевскому аэроклубу. Это он, бывший инструктор Борисоглебской авиашколы, перед войной рекомендовал Заморина в военные летчики. И надежды его оправдались.

— Ты дрался по-гвардейски, — продолжал Голубов, — а пока присматривайся, набирайся сил, «нюхай» землю.

Заморин и сам понимал, что не так-то просто после шестимесячного перерыва на истребителе подняться в воздух, тем более что в обгоревших руках еще не было достаточной силы. И он тайком от всех продолжал до потемнения в глазах выжимать пружинным силомер и резиновую грушу. Постепенно тренировки сказались: пальцы обрели чувствительность и руки окрепли настолько, что могли удерживать его на перекладине. А через месяц командир эскадрильи Иван Александрович Заморин, словно ласточка, снова взмыл в небо.

В 1-й эскадрилье, куда меня определили летчиком-истребителем, из «стариков» остались только командир звена старший лейтенант Иван Молчанов, старшие летчики лейтенант Иван Соболев и старшина Дмитрий Лобашов. Вскоре к ветеранам полка прибавился еще один мой земляк — Владимир Запаскин. В воздушном бою ему раздробило коленный сустав. Истекая кровью и превозмогая адскую боль, он все же сумел посадить поврежденный самолет на свой аэродром. После госпиталя Володя вернулся [23] в родную часть. Его назначили заместителем командира эскадрильи.

На новое место службы до меня долетели печальные новости из 201-й дивизии: во время воздушной схватки, преследуя врага, не возвратился на базу мой хороший товарищ по Армавирскому авиаучилищу сержант Евгений Голиков. В другом бою погиб старший лейтенант А. Бухтаревич. Я тяжело переживал утрату боевых друзей.

В ноябре 1942 года полк пополнился летным составом, и после изучения района полетов, сдачи зачетов по материальной части мы приступили к отработке техники пилотирования и групповой слетанности. Моим ведущим стал лейтенант Иван Жук, который, как и я, прибыл в полк из другой части. Небольшого роста, смуглый, с вихрастыми черными волосами, он был парнем спокойным, но разговаривал быстро-быстро. Иной раз начнет рассказывать какую-нибудь историю и кто-либо из слушателей не выдержит:

— Ну что ты строчишь, как скорострельный пулемет, говори пореже! А то хоть переводчика к тебе приставляй.

До прихода в 18-й полк Иван Жук летал на По-2. Доставлял почту, небольшие грузы, срочные пакеты, боевые донесения. Фамилия лейтенанта не упоминалась в политдонесениях. Даже в своем полку его не все знали. Но вот однажды по всей дивизии разнеслась весть: лейтенант Жук отличился в схватке с «мессершмиттом».

...Иван возвращался с очередного задания. Казалось, ничто не предвещало беды. Впереди показался знакомый лес, а там и до аэродрома недалеко. Ему уже мерещился вкусный обед. Вдруг его атаковал «мессершмитт». Вовремя увидев маневр фашиста, Жук сумел уклониться от прицельного огня. Огненная очередь сверкнула сбоку. Летчик прибавил газ. Но разве может тихоходный По-2 оторваться от скоростного истребителя? Вступать с немцем в бой — то же самое, что голыми кулаками бросаться на танк. Иван решил снизиться до бреющего полета и маневрировать в складках местности.

Фашист, уверенный в обреченности беззащитного По-2, не спешил, выбирал выгодное положение для новой атаки. Но и на этот раз Иван увернулся, пушечная трасса промелькнула перед носом его машины. Он то прижимался к самой земле, то нырял в балку или овраг, приподнимался над лесом, едва не задевая колесами за сосны и ели, снова [24] падал вниз, словно дразня немца. Так прошло минут пятнадцать. Фашист, видимо, пришел в ярость оттого, что никак не может расправиться с такой «букашкой». Набрав высоту, он кинулся в атаку, но, увлекшись, не рассчитал расстояния до земли и при выходе из пикирования врезался в лес.

— Что, гад, доигрался! — радостно закричал Жук и пошел в сторону своего аэродрома.

Его встретили как героя. Командир при всех похвалил и поблагодарил лейтенанта, пообещав представить его к награде.

Мне пришлось с Иваном Жуком раз десять вылетать на боевые задания. Однажды мы поднялись на перехват фашистского самолета-разведчика, который корректировал огонь своей артиллерии. Эти самолеты причиняли немало неприятностей нашим наземным войскам. На фронте их называли «рамами». Действительно, «Фокке-Вулъф-189» был похож на раму — имея два мотора, два фюзеляжа и два киля на одном стабилизаторе. Его экипаж состоял из трех человек — летчика, штурмана-корректировщика огня и бортстрелка. «Рама» была основательно бронирована и вооружена. Она появлялась над расположением наших войск и по радио корректировала огонь своей артиллерии, засекала цели, производила аэрофотосъемку.

Набрав высоту, мы вышли в заданный район и вскоре обнаружили вражеский самолет. Фашисты, увидев нас, скрылись в облаках. Поединок не состоялся, враг спасся бегством.

Помню, мы как-то вылетели парой на разведку аэродромов противника в район Брянск, Орел. Выполнили задание и, возвращаясь на свою базу, обнаружили на дороге немецкую автоколонну.

— Как, Николай, дадим огонька? — спросил меня по радио Иван Жук.

— Можно, командир.

Штурмовку произвели с одного захода. Гитлеровцы не ждали нас, поэтому зенитный огонь открыли с опозданием.

Через некоторое время лейтенант Жук получил назначение в одну из частей противовоздушной обороны, которая дислоцировалась под Москвой. Мне поручили на самолете По-2 доставить его в Калугу. Там тепло распрощались, [25] и он уехал к новому месту службы. Мы долго переписывались, но потом писем от него не стало. Позже я узнал, что Иван Жук погиб при выполнении боевого задания.

Белые молнии

Это декабрьское утро второго военного года выдалось хмурым, неприветливым. Нелетная погода угнетала. Но пришла новость, которая приподняла настроение. Мы прочли в «Правде» от 1 декабря 1942 года следующую заметку: «В СССР прибыла группа летчиков Сражающейся Франции, изъявивших желание бороться бок о бок с советскими летчиками против общего ненавистного врага — итало-германских фашистов. В составе группы — около 20 офицеров и 40 младших командиров и рядовых. Среди участников группы — ряд выдающихся французских летчиков, уже отличившихся в войне против немецко-фашистских сил. Один из летчиков — уроженец Лотарингии, капитан, известный своим мастерством высшего пилотажа, — сбил 6 и подбил 5 вражеских самолетов. Многие другие участники группы показали высокие образцы отваги и героизма в схватках с итало-германской авиацией».

— Нашего полку прибыло! — заметил кто-то из летчиков. — Хорошо бы вместе с французами полетать, посмотреть, на что они способны.

Пришел командир эскадрильи Сибирин.

— Могу вас обрадовать, орлы, — с ходу заявил капитан, широко улыбаясь, — полк летит к самой матушке-Москве за новой техникой.

Все оживились, повеселели, заговорили, перебивая друг друга.

— Это нам к Новому году подарок от Верховного...

— Ну, прямо так и от Верховного. Как будто он знает, что мы на старых машинах летаем.

— А ты думал, как? — отозвалось сразу несколько человек. — Ему, брат, все известно.

Командира начали расспрашивать, какие машины получим — американские, английские или наши, новые или из другой части передают, сколько.

— Я же сказал, техника новая, а какая и сколько — на месте увидим, — пояснил капитан Сибирин и велел всем подготовиться к перелету. [26]

Через два часа в меховых куртках, унтах, с парашютами за плечами мы по трапу поднялись на борт транспортного корабля. Перелет проходил в спокойной обстановке. Вскоре под нами показалась Москва. В то время она не сверкала рубиновыми звездами башен Кремля, неоновыми рекламами, зеркальными витринами магазинов. Наша столица была закамуфлирована, защищена мешками с песком, затянута маскировочными сетями, имела серый и строгий вид. Хотя год назад враг был отброшен от стен Москвы, на ее окраинах остались противотанковые ежи и рвы, траншеи, доты. Даже в самом городе то тут, то там стояли зенитные пушки, спаренные и счетверенные пулеметы — на случай вражеских воздушных налетов.

Самолет приземлился в Химках. Нас встретили старший техник эскадрильи А. Веселов, техники звеньев Л. Давыденков и мой однофамилец Николай Яковлевич Пинчук.

— Двенадцать «ястребков» в полной готовности, — доложили они командиру эскадрильи.

Новые машины требовалось облетать, испытать в воздухе, чтобы узнать все их достоинства и недостатки. Сразу же и провели испытательные полеты. Лобашов пробовал свой самолет на максимальной скорости. Соболев бросал машину в вертикальном маневре. Командир полка майор Голубов проверял пилотажные качества нового «ястребка».

Анатолий Емельянович Голубов прибыл в полк недавно. До этого он командовал соседним истребительным полком нашей же дивизии. Личный состав был рад такому назначению. О Голубове рассказывали, как об опытном командире, бесстрашном летчике и умелом воспитателе, в чем вскоре мы и сами убедились. Мне не раз приходилось летать с ним в паре на боевые задания. И всегда поражался его смелости, хладнокровию, отличному знанию возможностей самолета, мастерству пилотажа и маневра. В воздушном бою я с ним чувствовал себя очень уверенно, хотя приходилось вдвоем драться и с превосходящими силами врага. При полетах в паре с командиром полка старался глядеть во все глаза, чтобы не упустить его из виду. Ведомому весьма неприятно возвращаться домой, потеряв своего ведущего. Это правило я усвоил твердо и придерживался его всегда. К счастью, за всю войну не потерял ни одного ведущего и ведомого. [27]

К концу дня мы облетали все самолеты своей эскадрильи. То же самое сделали во 2-й и 3-й эскадрильях. На четвертый день полк приготовился к вылету на фронт. Но пришло указание из Управления комплектования ВВС все собранные и облетанные истребители немедленно переправить на Донской фронт. За два дня мы перегнали туда 34 боевые машины.

Техникам и летчикам снова пришлось браться за нелегкую работу. Когда подготовили вторую партию самолетов, нам приказали перегнать ее на Ленинградский фронт. И только на третий раз машины остались в наших руках.

В начале февраля 1943 года мы получили новенькие «ястребки» Як-7б. Десять из них были построены на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии, находившимися в эвакуации, а также воинами Латышской стрелковой дивизии, которые сражались с врагом на фронте.

Як-7б отличался от Як-1 более мощным вооружением: на нем имелись крупнокалиберные (12,7-мм) пулеметы и 20-миллиметровая пушка. По летным качествам он был надежнее своего предшественника.

На фюзеляже каждого самолета алела надпись на русском и латышском языках «Латышский стрелок» и была нарисована белая молния, острие которой как бы указывало нам победный путь вперед, на Берлин.

Для вручения самолетов в полк приехали Председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР А. Кирхинштейн и секретарь ЦК Компартии Латвии Я. Калнберзин. На аэродроме под гвардейским знаменем был построен весь личный состав. Летчики, которым должны были вручить самолеты-подарки, стояли на правом фланге. В нашей эскадрилье этой чести были удостоены капитан Сибирин, старший лейтенант Запаскин, старшина Лобашов, сержант Баландин и я. Гвардии старшина Борис Ляпунов от имени всего летного состава заверил руководителей партии и правительства Латвийской ССР в том, что полк будет следовать славным боевым традициям революционных латышских стрелков. На митинге мы дали клятву отомстить ненавистным фашистам за муки, которые они принесли нашему народу.

Борис Ляпунов — один из тех, кто приумножил славу полка. Этот двадцатитрехлетний широкоплечий парень с голубыми глазами был застенчивым тихоней на [28] земле и отчаянным смельчаком в небе. Если Ляпунов встречался с врагом, то же выходил из боя до тех пор, пока не израсходует весь боезапас. Борис всегда оказывался там, где жарко, часто попадал в смертельно опасные ситуации. Как-то он вернулся на своем Яке с обрубленной левой консолью и огромной дыркой от вражеского снаряда в стабилизаторе. Все удивлялись, как только дотянул до аэродрома. Ляпунов дрался отчаянно. И успех сопутствовал ему. Это по его примеру в эскадрилье стало традицией, возвращаясь с победой, крутить над аэродромом на бреющем полете «бочку» — одну из фигур сложного пилотажа. Однажды Борис сделал «бочку» дважды — это значило, что в бою сбито два фашистских самолета. О бесстрашном истребителе писали газеты, печатали его портрет. Он и погиб геройски. В воздушном бою над Ельней Ляпунов пожертвовал своей жизнью во имя спасения других: пошел на смертельный таран, но не дал возможности фашистскому «Юнкерсу» сбросить бомбы на головы наших войск. Таков был этот простой русский парень.

Вскоре мы перелетели на один из прифронтовых аэродромов в Калужской области и вошли в состав 303-й авиационной дивизии Западного фронта, которой командовал генерал-майор авиации Георгий Нефедович Захаров, опытный летчик, требовательный и справедливый командир.

— У меня с фашистами давние счеты, — часто говорил генерал.

Георгий Нефедович сражался с немецкими и итальянскими пиратами еще в небе Испании, а в 1938 году бил японских самураев. За летное мастерство, отвагу и мужество он был впоследствии удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Через несколько дней полк перебазировался в Хатенки, близ Козельска. Аэродром находился в 30 километрах от линии фронта и располагался вдоль березовой рощи, что обеспечивало хорошую маскировку как самолетов, так и командного пункта. Летный состав разместился в ближайшей деревушке, а технический состав и батальон аэродромного обслуживания — в землянках неподалеку от аэродрома. Поскольку тогда в этом районе авиация противника особой активности не проявляла, наша эскадрилья перебазировалась в район Увертное, в 10–12 километрах от линии фронта, для перехвата вражеских самолетов, [29] прикрытия железнодорожной станции Сухиничи и ведения разведки.

После отъезда из части Ивана Жука моим ведущим был командир звена младший лейтенант Дмитрий Лобашов. К тому времени и я получил первое офицерское звание — стал младшим лейтенантом. Это событие было приурочено к 25-й годовщине Красной Армии, гак что мы, вчерашние сержанты, отмечали двойной праздник.

Вечером летному составу приготовили торжественный ужин. Каждый разглядывал свои новенькие погоны со звездочками. К нам подсел замполит, поздравил и, как бы между прочим, спросил:

— А знаете ли вы, когда на Руси было введено ношение погон и учреждены первые офицерские звания? Кто-то выпалил:

— При царе Николашке...

— Ну, друзья, с такими знаниями из вас историков не получится, — рассмеялся замполит. — Офицерские звания были введены еще в стрелецких полках, в 1680 году. Впервые в русской армии погоны ввели в 1732 году. Сперва их носили на одном левом плече, а с 1802 года — на обоих плечах мундира. У офицеров погоны были из галуна, а у нижних чинов — из сукна. При Петре I разработана табель о рангах, введен чин поручика, а затем майора и подполковника... Надеюсь увидеть вас и в этих званиях.

— Куда нам, — сказал я. — Разве до таких чинов дослужишься?

— Э, брат, плох тот солдат, который не мечтает быть генералом, — улыбнулся замполит и поднял тост за молодых офицеров.

Мы пели, танцевали, любовались новенькими погонами. Из столовой вывалили веселой, шумной компанией и разошлись по домам. Нужно было выспаться, чтобы завтра быть работоспособными. Праздник — праздником, а служба — службой. Война не позволяет много торжествовать. Она постоянно тебя куда-то торопит, и из-за этого всегда не хватает времени. В училище, бывало, день годом казался, а здесь не успеешь оглянуться, как он проскочит.

В один из погожих дней мы выполнили полеты на групповую слетанность и провели свободный учебный бой. У меня уже был опыт ведомого, поэтому мы с Лобашовым [30] быстро поняли друг друга. Я строго выдерживал свое место в строю. В учебном бою успехи у нас были переменные, однако зайти в хвост для прицельного огня ни мне, ни ведущему не удалось. Наши самолеты имели одинаковые летно-тактические качества. Все зависело от мастерства и опыта летчика, от его умения выжать из машины все возможное, выполнить такой маневр, чтобы он был неожиданным и непонятным для соперника, от смекалки. Все маневры, каше мы применяли, быстро разгадывались. Поэтому наш «поединок» закончился, выражаясь спортивной терминологией, вничью.

Командир и летчики эскадрильи, наблюдавшие с земли за ходом учебного боя, высказали свои замечания. В моей летной книжке была сделана запись с оценкой всех элементов полета на «отлично». Командир пожал руку и сказал:

— Если мы будем так же драться в настоящем бою, то победа будет за нами.

В воздушном бою одним из главных условий успеха является осмотрительность. Если ты обнаружил противника раньше, то половина победы обеспечена. В основном немцы сбивали наших летчиков, как мы образно говорили, из-за угла. Они, как правило, выбирали наиболее выгодное положение со стороны солнца или держались на значительном расстоянии и выжидали удобного момента для внезапного удара. Если кто-то из наших отставал от группы и оказывался один, то неизбежно становился жертвой врага. В открытый бой при равных силах гитлеровцы вступали редко.

Из-за весенней распутицы наша эскадрилья с прифронтового аэродрома вернулась на основной, в Хатенки. Теперь одновременно с выполнением боевых заданий мы парами или звеньями, в зависимости от обстановки, дежурили на аэродроме. Летчики находились в кабинах самолетов в полной экипировке. Вылетали по сигналу ракеты с командного пункта полка, а задача ставилась в воздухе, по радио. В нашем экипаже за сигналами наблюдали все, обязанности были четко распределены. Оружейник Василий Мусат и моторист Антон Суховаров по сигналу ракеты быстро снимали маскировку с самолета, механик Василий Сироткин помогал мне запускать мотор. Экипаж был молодой и дружный. Мы понимали друг друга с полуслова. «Ястребок» наш всегда находился в [31] хорошем состоянии. В свободные от вылетов часы мы брали в руки войлок, суконку и драили плоскости, фюзеляж до ослепительного блеска. Во время бритья ребята часто гляделись в плоскость или стабилизатор вместо зеркала. Все это делалось не ради показухи. У гладкой, отполированной поверхности уменьшается трение с воздушной средой, значит, самолет сможет быстрее летать.

15 марта лейтенант Иван Соболев и я после завтрака, заняли места в кабинах самолетов. Через некоторое время в воздух взвилась зеленая ракета, рассыпавшись изумрудными осколочками в синеве неба. Мы пошли на взлет. По радио с КП приказали уничтожить немецкий разведчик, который проник на нашу территорию. Нам удалось его обнаружить по белому следу. Инверсионная полоса от самолета образуется только на большой высоте. И действительно, немец находился намного выше нас. На максимальных оборотах я набрал высоту. После 5 тысяч метров дышать стало труднее — сказывалась нехватка кислорода. В то время, как правило, высота полетов не превышала 4 тысяч метров, поэтому кислородом пользоваться не приходилось. На истребителях имелось кислородное оборудование, но маски не было. Вместо нее техники смастерили из плексигласа нечто вроде соска на конце шланга, который при необходимости летчик брал в рот, зажимал зубами и дышал. Но шланг с соском и кислородный баллон находились за бронеспинкой, и достать их в полете было не просто. Я зажал ручку управления между колен, изогнулся в каком-то акробатическом трюке, открыл баллон и вытащил шланг. Ведущий, вероятно, не сумел этого сделать, стал заметно отставать и вскоре вернулся на аэродром.

Не теряя из поля зрения фашиста, я продолжал подниматься. На высоте около 8 тысяч метров мне удалось сблизиться с вражеским самолетом. Это был Ю-88. Увидев краснозвездный Як, он начал маневрировать и отстреливаться. Первую очередь я дал издалека и промазал. В пылу боя хочется побыстрее разделаться с противником, но это не всегда получается. Я продолжал сближение, а немецкий стрелок в это время вел непрерывный огонь по моему самолету, правда, безрезультатно. После второй моей очереди он умолк. С дистанции в 250–300 метров я дал третью очередь по фашистскому разведчику, тот задымил и круто [32] пошел вниз. На пикировании выпустил в него остаток боеприпасов. Посмотрел на прибор — горючего остается в обрез. Немедля разворачиваюсь в сторону своего аэродрома. Детальной ориентировки я не вел. Не до этого было. Но курс, по которому преследовал «юнкерс», запомнил. Это и помогло. После приземления еле успел освободить посадочную полосу, как винт остановился. О выполнении задания доложил командиру эскадрильи.

Для того чтобы летчику засчитали сбитый самолет, необходимы были подтверждения наземных войск, постов наблюдения или показания не менее двух летчиков, участвовавших в этом бою. Прошло несколько дней, а подтверждений о сбитом разведчике ни от кого не поступало. Тогда мы с командиром эскадрильи на По-2 вылетели в район Тулы, где проходил воздушный бой. Из рассказов местных жителей и работников Тульского аэродрома выяснилось, что действительно 15 марта немецкий разведчик был сбит нашим истребителем и упал километрах в двадцати пяти на юго-запад от Тулы. Сбитый «юнкерс» отнесли на мой боевой счет. Это была моя третья победа в воздухе.

На другой день летчики эскадрильи отдыхали. Начался обед. Часть ребят ушла в столовую. В это время в нашу землянку зашел начальник штаба полка подполковник Вышинский.

— Надо поднять в воздух пару самолетов для прикрытия войск в районе Козельска. Есть добровольцы?

Вызвались Баландин и я. Быстро взлетели и южнее Козельска на высоте 4 тысячи метров впереди по курсу заметили еле видимую точку. Через несколько минут она выросла в силуэт самолета. Начали сближаться. Но прежде чем вступить в бой, необходимо было убедиться, чей это самолет: вражеский или свой. Мы пронеслись мимо и увидели, что это — «рама». Тут же разворачиваемся и строим маневр для атаки. Немец, заметив нас, начал уходить. После второй атаки задымил мотор вражеского самолета, а после третьей он загорелся и, теряя скорость, ринулся к земле.

Мы снизились до бреющего полета и увидели, как пехотинцы радостно приветствовали нас. Они махали руками, подбрасывали вверх шапки. Выполнив несколько фигур пилотажа, мы возвратились на аэродром и доложили о сбитом самолете.

Командир эскадрильи капитан Сибирин был требовательным и принципиальным офицером, всегда хотел сам во [33] всем убедиться. Уточнив по карте место падения «рамы», он в паре с Баландиным и мы с Лобашовым поднялись в воздух. Ведущим этой поисковой группы был я. Не сразу нам удалось найти сбитый корректировщик, пришлось сделать добрый десяток кругов. Наконец увидели на снегу еще дымившийся самолет. Только после этого возвратились на свой аэродром.

Комэск обо всем доложил командиру полка. Через полчаса замполит, два механика и оружейник выехали на машине к месту падения немецкого самолета. Утром следующего дня они привезли его фюзеляж, из которого техники смастерили огромную сирену, служившую для сбора личного состава. Меня и Володю Баландина на память сфотографировали у фюзеляжа.

Весенняя распутица коснулась и нашего аэродрома. Он стал ограниченно пригоден для полетов. Личный состав батальона аэродромного обслуживания каждый день отводил талые воды, убирал посеревший снег. Но, несмотря на все старания, летное поле раскисало все больше и больше. Однако мы ухитрялись взлетать с него и продолжали сопровождать пикирующие бомбардировщики «Петляков-2» (Пе-2) и штурмовики «Ильюшин-2» (Ил-2) в район Спас-Деменска. Они там наносили удары по скоплениям живой силы и техники врага. Нам приходилось делать в день по два-три вылета.

19 марта мы сделали три боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. Все порядком устали. День был на исходе, и мы рассчитывали отдохнуть. Вдруг по приказу командира полка срочно собрали летный состав 1-й и 2-й эскадрилий. Голубов сообщил, что он получил из штаба дивизии депешу, в которой поставлена задача: силами двух эскадрилий немедленно вылететь в район Ласки, Стрельное, Буда для уничтожения авиации противника.

Наша эскадрилья составила ударную группу, а 2-я — группу прикрытия, которая должна связать боем вражеские истребители, обеспечивая свободу действий ударной группе. Ведущим решил пойти сам командир полка.

Обе эскадрильи уже взлетели, а командира полка почему-то все не было. (Потом мы узнали, что на его самолете забарахлил мотор). Тогда общее командование принял на себя капитан Сибирин. Мы летели уже более 30 минут, [34] пересекли линию фронта, а самолетов врага нигде не видно. Солнце закатилось за горизонт. Расчетное время нашего полета истекало, но команды на возвращение нет. А тут еще прервалась связь с командным пунктом. В сумерках мы стали терять ориентировку. Я подошел ближе к своему ведущему. Наконец по сигналу старшего обе группы легли на обратный курс.

Горючее вырабатывалось с ужасающей быстротой. Неожиданно в вечернем небе вспыхнули зеленые ракеты. Их пускали с какого-то аэродрома, обозначая его границы. «Ну, раз ракеты зеленые, значит, аэродром свой», — обрадовались мы и начали заходить на посадку. Бензина в баках оставались считанные литры, поэтому садились впритык, один за другим. Не обошлось без неприятностей — при посадке один самолет был немного поврежден. Как оказалось, мы сели на аэродроме Фатьяново, где базировался бомбардировочный полк. Хозяева помогли нам расставить самолеты, заправить их горючим. Но во время ужина мы не знали, куда деваться от их насмешек и ехидных реплик.

— А я смотрю, летят наши «ястребки». Ну, думаю, не иначе, как на Берлин двинули, — подтрунивал низкорослый штурман.

— Они отрабатывали элементы ночного боя, — вставил реплику молоденький белобрысый лейтенант. За столами то и дело слышался смех.

— Братцы, а может, вас леший попутал? — снова начал штурман.

Мы угрюмо молчали, уткнувшись в тарелки. Что могли ответить? Сами виноваты. До сих пор в такое позднее время еще не летали, не имели навыков, вот и потеряли ориентировку. Позднее мы освоили полеты в вечернее время и больше не блуждали в небе.

На другой день то главе с лидером-бомбардировщиком наша группа покинула Фатьяновский аэродром, поблагодарив коллег за помощь, гостеприимство, и благополучно возвратилась в свою часть.

Весна все смелее вступала в свои права. В конце марта аэродром Хатенки совсем раскис. Пришлось перебазироваться на новое место — в Песочное. Взлетать было трудно — куски льда и слежавшегося снега забивали купола шасси, мириады водяных брызг заливали фонарь кабины. На этом аэродроме базировались штурмовики. Там была [35] щебеночная взлетно-посадочная полоса. Техники быстро привели в порядок самолеты, и мы на протяжении двух недель обеспечивали боевую работу штурмового авиаполка. За это время наши подопечные не имели потерь от фашистских истребителей, за что полк получил благодарность от командования и заслужил большое признание летчиков-штурмовиков. Когда возвращались на свой прежний аэродром, который к середине апреля подсох, они тепло нас провожали. На войне люди очень быстро сближаются, фронтовая дружба длится многие и многие годы. В дальнейшем мы неоднократно встречались в воздухе со штурмовиками того полка, и каждый раз они в знак уважения покачивали крыльями. Мы им отвечали тем же.

В апреле и мае полк выполнял задание по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили удары по Брянскому аэродрому, где базировалась немецкая авиация. Этот аэродром находился в тылу врага, в 80 километрах от линии фронта. Штурмовики летали обычно на высоте 100–400 метров, мы же — истребители прикрытия — на 300–600 метров выше их. Сложность состояла в том, что у нас горючего хватало только до объекта и на обратный путь. В случае даже пятиминутного воздушного боя мы не смогли бы перетянуть через линию фронта. Поэтому приходилось всячески экономить бензин: избегать различных маневров, держать наивыгоднейшую скорость и, по возможности, минимальные обороты мотора. Для большей маскировки вылетали в предрассветные часы, когда видимость была еще ограниченной. Встреча со штурмовиками в воздухе заранее проигрывалась, и сбор проходил над характерными ориентирами в расчетное время.

Самым опасным было перелетать линию фронта. Немцы открывали ураганный огонь из всех видов оружия. Небо сплошь усеивалось белыми шапками разрывов, вычерчивалось пунктирными линиями трассирующих пуль. Но мы вырывались из этого огненного ада.

В нашу задачу входила штурмовка зенитных точек противника, а Илы свой удар сосредоточивали по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. Если в воздухе появлялись немецкие истребители, то штурмовыми действиями мы не занимались.

В один из таких вылетов «Фокке-Вульфы-190» (мы сокращенно называли их «фоккеры») навязали нам бой. Но [36] ни одна сторона успехов не имела. Нам пришлось просто огрызаться и не терять из виду штурмовики. На войне действуют свои суровые законы: мы не могли без прикрытия оставить Илы и по-настоящему ввязаться в бой.

5 мая шестерка истребителей под командованием капитана С. А. Сибирина сопровождала восемь штурмовиков, которые наносили удар по аэродрому Алсуфьево, в 60 километрах за линией фронта. Илы во главе с капитаном А. Я. Суворовым летели на предельно малой высоте. При подходе к цели они сделали горку, сбросили бомбы на стоянки самолетов и склады горючего, одновременно обстреляв их из пушек и пулеметов. Налет был для врага настолько внезапным, что он даже не успел открыть огонь. Все наши машины благополучно вернулись на свой аэродром. В результате этого налета, как потом сообщили, было сожжено около десятка немецких самолетов и склад горюче-смазочных материалов.

Так верой и правдой служили нам «Латышские стрелки» с белыми молниями на борту. Мы на этих машинах сделали более 300 боевых вылетов и сбили 52 фашистских стервятника, потеряв только два своих истребителя.

Кстати, с тех пор белые молнии на фюзеляжах стали отличительным знаком всего нашего авиаполка. Он был хорошо известен гитлеровским летчикам. При встречах в воздухе враг относился к нам с боязливой предосторожностью. В стане противника распространялся слух, будто на таких истребителях летают исключительно Герои Советского Союза и гвардейцы, прошедшие специальную подготовку. Частенько, когда мы появлялись над немецкими позициями и объектами, в эфире звучало предупреждение:

— Внимание! Внимание! В воздухе «белые молнии»!

Немецкая боязливость вызывала у нас улыбку. Ведь летали-то на этих самолетах обыкновенные, простые парни. Правда, многие по заслугам были награждены, но тогда в нашем полку еще не было ни одного Героя Советского Союза.

В соседних полках нас уважительно-ласково называли «голубями» (по фамилии командира А. Е. Голубова). Нередко это слово было позывным при выполнении боевых задач. А если к кому-нибудь из наших летчиков посторонние обращались: «А ну-ка, голубь...», то это означало, что в нем признали воина из 18-го гвардейского истребительного авиационного полка. И мы гордились этим. [37]

Это было под Гродно

Война застала комиссара эскадрильи старшего политрука Андрея Степановича Данилова на западных рубежах Родины. Полк истребителей И-153 («чайка»), в котором он служил, стоял на одном из приграничных аэродромов под Гродно.

На рассвете 22 июня 1941 года личный состав был поднят по боевой тревоге. Командир полка А. В. Гордиенко сообщил, что, по сведениям приграничных постов ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), немецкие самолеты нарушили государственную границу СССР и углубились в направлении Гродно и Минска. Он приказал дежурной пятерке истребителей во главе с Даниловым вылететь на перехват нарушителей границы и постараться посадить их на нашей территории.

Через считанные минуты пять «чаек» уже были в воздухе. В направлении советско-польской границы летчики увидели огни пожарищ, столбы густого черного дыма. По дорогам двигались повозки, орудия, танки. У Данилова сразу мелькнула мысль: «Война!» Он дал команду товарищам перезарядить бортовое оружие и опробовать его.

Севернее Гродно в синеве неба показались одуванчики зенитного огня. Комиссар повернул группу в сторону и вскоре увидел три немецких «юнкерса». Они летели на мирно спящий город. Заметив краснозвездные «ястребки», два бомбардировщика нырнули вниз, а третий продолжал лететь по прямой. Данилов стремительно проскочил немного левее его. С «юнкерсов» открыли огонь по нашим самолетам.

— Ах сволочи! — вскипел комиссар. — Ну погодите!

С большим креном развернув свой «ястребок», он оказался в хвосте у ведущего немца и полоснул его сразу из всех четырех пулеметов. Ю-88 задымил и потянул книзу. Андрей Данилов послал ему вдогонку еще одну очередь, после которой тот взорвался в воздухе. Остальные «чайки» расправились с двумя другими «юнкерсами». Вся группа благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Когда Данилов докладывал командиру полка о результатах боя, прибежал дежурный и вручил А. В. Гордиенко телеграмму, в которой сообщалось, что немцы бомбят Гродно и что необходимо принять экстренные меры для прикрытия города с воздуха. [38]

— Твой комэск еще не вернулся из отпуска. Придется тебе его заменить. Иди со своей девяткой на прикрытие города, а мы вслед поднимемся, — сказал Данилову командир полка.

На подступах к Гродно встретились три пары немецких истребителей. Один сразу же был сбит, остальные боя не приняли. Комиссар решил преследовать врага. Но так получилось, что его группа распалась, и он оказался один в этом грозном небе.

Набрав высоту в полторы тысячи метров, Данилов пошел на Гродно. Над городом он увидел девятку вражеских бомбардировщиков. Комиссар вступает в бой. Иначе поступить он не мог. Внизу полыхали пожары, рвались бомбы. Ему будто бы послышалось, как стонет родная земля. Белокрылая «чайка» стремительно врезалась в строй фашистских самолетов. Атака была настолько дерзкой и неожиданной, что немцы опешили и рассыпались в разные стороны. Данилов успел сбить ведущего. Затем развернулся, и огненные трассы его пулеметов впились в другой бомбардировщик. Тот завалился на бок.

При выходе из атаки комиссар заметил позади себя большую группу двухмоторных истребителей-бомбардировщиков Ме-110. Их было, вероятно, более трех десятков. Немцы, увидев, что наша «чайка» одна-одинешенька, накинулись на нее со всех сторон. Но не дрогнул перед армадой врагов комиссар Данилов, смело вступил в неравный бой. Выбрав момент, он пошел в лобовую атаку на ведущий «мессершмитт». Гитлеровец не выдержал и отвернул в сторону. Сделав энергичный доворот, Данилов оказался в хвосте у другого «мессера», поймал его в прицел, нажал гашетки. Но выстрелов не последовало — кончился боезапас.

Фашисты, видимо, поняли, в чем дело, и плотным кольцом окружили безоружную «чайку». Пушечно-пулеметные очереди насквозь прошивали беззащитный истребитель. Очередной снаряд разнес обшивку крыла. «Чайка» вздрогнула, перевернулась и перешла в штопор. С ужасающей быстротой приближалась вемля. Это единственный случай, когда летчик не бывает ей рад. В такой момент хочется, чтобы земля была как можно дальше от падающего самолета, от тебя. В этом может быть спасение. Андрей Данилов до боли в скулах стиснул зубы, напряг все силы, пытаясь вывести машину из смертельного штопора. В 600 метрах [39] от земли неимоверными усилиями ему это удалось сделать.

— Молодец, «чайка»! — всей грудью вздохнул комиссар и ойкнул.

По животу словно ударили молотком. Из-под шлема по лицу струилась кровь, застилая глаза. Она сочилась и из плеча, и из левой ноги. Кровью наполнилась перчатка левой руки. Стало трудно управлять сектором газа. Голова, словно свинцовая, отяжелела. Летчик временами терял сознание, а когда протирал глаза, то вновь видел рой немецких самолетов.

«Не отстанут, гады, будут добивать», — подумал Андрей.

И действительно, один фашист вплотную притерся к крылу «чайки» н, нахально ухмыляясь, показал пальцем на землю. Сомнений не оставалось — его вели в плен. Эта мысль будто огнем обожгла Данилова.

— Коммунисты не сдаются! — крикнул комиссар.

Медное лицо немца расплылось в улыбке, когда он увидел, что советский летчик вытянул за борт руку. Этот жест фашист принял за знак согласия. Но присмотревшись получше, очевидно, разглядел кукиш, и его лицо исказилось в злобной гримасе.

— Накось, выкуси! — выдавил Данилов и, довернув свой израненный «ястребок», рубанул винтом по плоскости вражеской машины.

Оба самолета в беспорядочном падении понеслись к земле. Это был один из воздушных таранов, проведенных в первые часы войны.

Бой проходил поблизости от аэродрома. С земли видели, как падали оба самолета, и решили, что наш летчик погиб. Уточнить же было невозможно, так как рядом высадился вражеский десант, и наши войска с боем отходили. Весть о гибели комиссара Данилова в боевых донесениях пошла по инстанциям и таким образом дошла до штаба и политуправления Военно-Воздушных Сил.

О беспримерном подвиге и геройской гибели старшего политрука написали армейские газеты, были выпущены специальные плакаты, листовки. Так, на плакате из серии «В бой за Родину» фотография Андрея Данилова была помещена рядом с портретом легендарного Николая Гастелло. 8 июля 1941 года газеты опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о посмертном награждении [40] орденом Ленина летчика-истребителя А. С. Данилова. Но комиссар оказался жив. Истекая кровью, он сумел каким-то чудом посадить на брюхо истерзанную «чайку» и потерял сознание. Подбежавшая девушка с трудом вытащила его почти бездыханное тело из кабины самолета. Это была фельдшер понтонного батальона Нина Горюнова. Подоспевшие жители деревни Черлены укрыли летчика в ближнем лесу. Но, когда Данилов пришел в себя, он попросил перенести его к самолету.

— Если суждено умереть, то хочу около своей верной «чайки», — тихо сказал комиссар.

Его желание было исполнено. Любопытные мальчишки насчитали в изрешеченном «ястребке» 136 пробоин. Вскоре снова пришла военфельдшер Горюнова. Она перевязала летчику раны. Когда снимала левый сапог, оттуда выпала пулеметная пуля. Данилов попросил фельдшера достать из брюк часы — отцовский подарок. Но они оказались разбитыми вдребезги. Нина завернула все, что осталось от часов, в носовой платок, положила туда пулю и протянула Андрею Степановичу:

— Держите, комиссар, свои боевые реликвии!

Разбитые часы А. С. Данилова и пуля сейчас хранятся в Минске, в музее истории Великой Отечественной войны.

После перевязки Горюнова попросила отнести носилки с летчиком в хату Степаниды Степановны Вишняковой, у которой она квартировала. Уложив комиссара в постель, военфельдшер попрощалась и побежала догонять свой батальон. А перед Андреем прошла вся его жизнь.

Данилов вспоминал, как он, крестьянский парень с Поволжья, по комсомольской путевке пришел в авиацию. Ему тогда минуло 20 лет. В 1932 году вступил в Коммунистическую партию, а через год успешно окончил Оренбургскую школу пилотов. Затем служба в гомельской штурмовой бригаде «Ультиматум», Бобруйск, Скидель... Военная служба накрепко связала летчика с Белоруссией. И вот он лежит израненный. Где сейчас жена, детишки? «Если выживу, а выжить я должен, — думал Андрей, — то обязательно сведу счеты с фашистами».

Он забывался и проваливался в короткий беспокойный сон. Во сне ему чудился смертельный штопор, нагло ухмыляющееся лицо фашистского аса. Данилов со стоном вздрагивал и просыпался. В горле пересыхало, и он тихо просил пить. [41]

Хозяйка дома старательно ухаживала за раненым. Через несколько дней пришли военные санитары и увезли Данилова в санчасть понтонного батальона. Военврач Лизогуб, наблюдавший за воздушным поединком, подошел к комиссару и сказал, что его хочет видеть немецкий летчик, которого он таранил. Оказывается, гитлеровец выбросился с парашютом и остался жив, только повредил ногу. Данилов, хотя и чувствовал себя плохо, дал согласие на такую непредвиденную аудиенцию. Он сразу узнал вражеского летчика. Спесивость и самоуверенность и тут не сходила с лица немецкого майора.

— Я есть ас. — Гитлеровец показал на железные кресты. — Это за Бельгию и Грецию. А кто ты? Данилов зло сверкнул глазами:

— Я советский человек, а ты обыкновенная фашистская сволочь!

На этом аудиенция закончилась.

...Поезд увез израненного комиссара на восток, в тыловой госпиталь. Потянулись долгие недели лечения. Не успели еще раны полностью зажить, а Данилов уже выписался из госпиталя. Прибыв в Москву, позвонил в отдел кадров политуправления ВВС.

— Как? Как, вы сказали, ваша фамилия? — раздалось в трубке.

— Старший политрук Данилов. Андрей Степанович Данилов, — повторил он.

— Сейчас не время шутить, — послышался строгий голос. — Комиссар Данилов погиб в неравной схватке в первый день войны...

А когда Андрей Степанович зашел к кадровикам, они долго беседовали с «погибшим» летчиком, прежде чем дали ему направление в часть.

Потом был вызов в Кремль, где Михаил Иванович Калинин, вручая Данилову высшую награду Родины — орден Ленина, сказал, что хорошо бы вот так всем посмертно награжденным оказаться живыми.

Немного времени спустя Андрей Степанович во главе эскадрильи новеньких истребителей на одном из промежуточных полевых аэродромов нашел свой полк, в списках которого он значился погибшим.

Так коммунист А. С. Данилов вернулся в боевой строй. Он сражался с гитлеровскими захватчиками на Волховском фронте, защищал колыбель революции — Ленинград. [42]

И только после очередного ранения, когда врачи категорически запретили ему летать, Данилов в звании подполковника прибыл к нам в полк замполитом. Вот тогда-то мы и узнали о его удивительной судьбе.

Выше среднего роста, спокойный, подтянутый, слегка припадающий на левую ногу, он ничем не выделялся среди командного состава полка. Только на левой стороне его гимнастерки поблескивали ордена Ленина и Красного Знамени, а на правой были нашиты полоски за ранения. Все прониклись к нему чувством большого уважения, продолжали называть комиссаром.

Но недолго Андрей Степанович пробыл у нас. Через полгода, преодолев недуг, снова поднялся в небо. Ничто не могло удержать его на земле. Уж такой у него характер — характер советского патриота, коммуниста. Он отлетал всю войну, на его счету 134 боевых вылета и 9 сбитых фашистских самолетов. После победы над гитлеровской Германией А. С. Данилов принижал участие в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. Командовал истребительным полком, был помощником командира авиадивизии, получил еще одно ранение и опять остался в строю крылатых соколов.

Родина по заслугам отметила его ратные подвиги. К орденам Ленина и Красного Знамени прибавились ордена Отечественной войны, Красной Звезды и девять боевых медалей.

О подвигах Андрея Степановича Данилова помнят в Белоруссии. Он — почетный гражданин города Гродно. Его имя носит пионерская дружина Черленской восьмилетней школы. На здании этой школы прикреплена мраморная доска со словами: «В районе Гродно — Черлены 22 июня 1941 года вел неравный бой с фашистскими стервятниками летчик А. Данилов. Сбив два вражеских самолета, он таранил третий и, будучи ранен, посадил самолет на месте Черленской школы».

Когда мимо мемориальной доски проходят пионеры, они салютуют ей. Мужчины почтительно снимают фуражки, а женщины — свидетельницы тех далеких, грозных событий, — вспомнив минувшее, тихонько смахнут набежавшую слезу. Приезжающие сюда туристы постоят минуту в молчании.

Спасительница Данилова бывший военфельдшер Нина Николаевна Горюнова сейчас живет и работает в Кустанайской [43] области. Она часто рассказывает детям о подвиге бесстрашного комиссара. Данилов с ней переписывается, они навещают друг друга.

После войны Андрей Степанович по состоянию здоровья был уволен из армии в запас в звании подполковника. Некоторое время он летал на гражданских самолетах, обслуживал геологоразведочные партии в Карелии и Поволжье, готовил в учебном центре ДОСААФ будущих летчиков.

В настоящее время А. С. Данилов трудится в городе Аткарске Саратовской области. Он возглавляет районное отделение Общества охраны природы. В родном городе его многие знают и гордятся своим земляком-коммунистом.

Дальше