Воспитание джентльменов
Начал донимать холод. Уже середина ноября. У нас в Союзе войска уже давно перешли на зимнюю форму одежды. Здесь же все время стояла мягкая погода солнечно, тепло, безветренно, днем 16–18 градусов тепла.
Однако Майский, видя, как мы бодро разгуливаем в военной форме, понял, что это у нас пока единственная защита от холодов и ненастья. А впереди поездки по стране, в том числе и на север, а там без верхней одежды не обойтись. Для нас с Людмилой это шинели. Честно [164] говоря, мы об этом как-то и не задумывались в круговерти наших визитов и поездок. А вот Иван Михайлович не только подумал, но и позаботился о нас. Выполняя его распоряжения, как-то к нам в гостиницу привезли образцы шинельного материала на английский манер. Мы долго рассматривали их цвет и фактуру, но ничего похожего на наше русское добротное сукно не находили. Подобрав что-то близкое по цвету, остановились на толстом драпе, который больше подходил для хорошего пальто, чем для шинели, но делать нечего решили шить по обоюдному согласию с Людмилой из отобранного образца.
Шинели сшили быстро. Неожиданные трудности возникли там, где мы их никак не ожидали: не оказалось аксессуаров «мишуры» для шинелей пуговиц, петлиц, шевронов и т. д., без чего шинель не была бы шинелью, а обыкновенным драповым пальто. Понятно, что без этого мы не согласились бы ходить ни под каким видом уж лучше мерзнуть, чем «позорить» воинскую форму. Однако все препятствия были преодолены. Даже пуговицы самое трудное были сделаны из латуни со звездами и тиснеными серпом и молотом, да так, что их невозможно было отличить от настоящих.
Так была завершена «операция» по нашей экипировке в зимнюю форму одежды. Вскоре, столкнувшись с ненастьем, мы сполна оценили заботу Ивана Михайловича.
Сегодня у нас поездка в Кембридж! Кто не слышал об этом старейшем высшем учебном заведении Англии? Он в одном ряду с такими крупнейшими и именитыми университетами мира, как Оксфорд или Гарвард.
Университеты, подобные Кембриджскому, кто-то метко назвал «фабрикой джентльменов»! Последнее понятие достаточно сложное и неоднозначное. Недаром Илья Эренбург писал еще в 1930 году: «...Английский джентльмен достоин изучения: это особая порода с загадочными нравами, с таинственным культом, со множеством мифов и суеверий...» В конце 1942 года нам, конечно, было не до выяснения всех подробностей и тонкостей, связанных с понятием «джентльмен». Однако мы достаточно хорошо знали, что в Кембридже и Оксфорде учится элита английского общества не только те, кто в последующем внесет заметный вклад в науку, но и займет высшие политические и государственные посты, станет, если не определять, то влиять на политический курс своей страны. И при этом они обязательно сохранят верность своему [165] университету и колледжу, дух элитарности и корпоративности. Все это непременный «атрибут» джентльмена, неброский, но вполне осязаемый признак принадлежности к высшему обществу. Об этом нам приходилось помнить при общении со студентами подобных заведений, кстати, в своем поведении более сдержанных, замкнутых и даже иногда чопорных.
...Нас встречали. И не только представители Кембриджского, но и Лондонского университетов. Переговорив коротко с мисс Хуккам, отправились в ее сопровождении в Тринити-колледж. Надо заметить, что особенность университетской системы в Англии такова, что колледжи высшие учебные и научные заведения составляют основу университетов, сохраняя при этом значительную самостоятельность и независимость. Отсюда понятно, почему выпускники старейших университетов обыкновенно на вопрос: «Что вы закончили?» называют не университет, а колледж, как более узкое, привилегированное и самостоятельное учреждение. Так, бывший студент Кембриджа предпочтет сказать, что он выпускник Кингс-колледжа или Тринити-колледжа; выпускник же Оксфорда подчеркнет, что он обучался в Балиол-колледже или же в Крайсчёрч-колледже. Упоминаемые английские колледжи, в том числе и Тринити-колледж, с которого началось наше посещение Кембриджа, наиболее престижные в обществе.
В Тринити-колледже мы осмотрели прекрасные лаборатории, музей, беседовали со студентами. А вечером в Кембриджском союзе студентов состоялся большой митинг. Зная об особом положении университета, мы не ожидали услышать на встрече что-либо из ряда вон выходящее. Поэтому нас удивило выступление президента Лондонской школы «Союза студентов» Джой Рид. Основная ее мысль: «Эта встреча историческая!» Доктор Беиианс, ректор колледжа Сент-Джонс, подчеркнул, что он рад приветствовать советских гостей в своем университете и что ему было приятно узнать, что двое членов советской делегации историки.
От имени кембриджских студентов выступил председатель совета выпускных курсов Ричард Тейлор. Из его небольшой речи мы не без удивления узнали, что многие студенты элитного университета работают в ночную смену на военных заводах. Это их вклад в общее дело борьбы с фашизмом.
С ответным словом первому пришлось выступить мне. [166]
Я не мудрствовал, зная по опыту, что самый простой, но искренний рассказ оказывает на аудиторию не меньшее впечатление, чем «изысканная» речь. Я поведал, как избрал профессию горного инженера, об обстоятельствах, заставивших меня стать снайпером, о поездке в США. Внимательно, в абсолютной тишине слушали все, что рассказывал о Ленинграде, о блокаде, о том, чему сам был свидетелем и очевидцем:
Еще год назад участие снайперов в военных действиях было редким явлением. Когда немцы подошли к Ленинграду и замкнули блокадное кольцо, в войсках фронта появились энтузиасты-стрелки. Их меткий огонь выводил из строя ежедневно десятки и сотни немецких оккупантов. Получив в руки винтовки с оптическим прицелом, ленинградские снайперы стали грозой для гитлеровских захватчиков. Снайперы не только истребляли врагов сами, но и учили меткой стрельбе товарищей. Это были своеобразные университеты военного времени. Другого выбора у нас не было.
«Не зря ли я это все им говорю? подумалось мне. Тем более после утренней «лекции» по английской общеобразовательной системе. К чему это будущим джентльменам, элите английского общества?»
Однако, глядя на своих сверстников, я видел их интерес к моему рассказу. Старался простым бесхитростным языком пояснить суть работы снайпера, привести поучительные примеры из боевой практики. Такой рассказ хорошо воспринимался на слух, да и переводчику легче было. Даже шутка воспринималась с пониманием.
Снайпер своеобразный фронтовой аптекарь. Он всегда готов отпустить дозу свинца десять граммов каждому зарвавшемуся фашисту. Доза эта обычно смертельная. Но свинец, как известно, металл редкий и дорогой. Поэтому наши снайперы начали использовать более экономный «метод лечения», суть которого: одна пуля на двоих фашистов! Мои первые опыты в этой части уже дали положительный результат...
Затем выступила Людмила. Она рассказала о зверствах гитлеровцев на нашей земле. О том, как немцы бомбили Одессу и на ее глазах погибли десятки детей, игравших в городском саду. Слушавших Людмилу студентов особенно взволновал рассказанный ею случай, когда в отбитом у фашистов селе она встретила обезумевшую от горя мать, прижимавшую к своей груди мертвого мальчугана с окровавленной головой. Сквозь слезы [167] мать рассказала, как все это случилось. В избе квартировал фашистский офицер. Ночью расплакался ребенок, и мать никак не могла его успокоить. Вскочивший с постели фашист в ярости вытащил из колыбели плачущего ребенка, схватил его за ножки и, размахнувшись, размозжил голову о дверной косяк...
Рассказ Людмилы потряс студентов. Они долго молчали, осмысливая услышанное. Что ж, это им полезно узнать.
Утро 12 ноября началось с осмотра лабораторий. Знакомство с университетом было интересным и поучительным. Побывали в музеях университета, в картинной галерее.
В полдень на площади был выстроен почетный караул из гвардейских подразделений Королевских вооруженных сил. Прогремел салют. Караул прошел по площади торжественным маршем и отдал честь поднятому на флагштоке государственному флагу СССР. Торжественный церемониал воинских подразделений был нам непонятен, ведь он совершался перед простой студенческой делегацией, но врать не буду: нам был приятен. Мы понимали главное, что была отдана честь нашему государству, нашей армии.
Наша машина медленно тронулась с площади, и сразу же грянул военный оркестр. Так, под звуки военного марша, мы покидали Кембридж. Уже стемнело, когда возвратились в Лондон. В этот же день поздно вечером мы присутствовали на встрече, устроенной обществом дружбы английской и советской молодежи. Более 300 человек представляли свои молодежные организации. Мы изрядно устали и выступать не собирались, но обстановка заставила поступить иначе. Николай попросил меня выступить от имени делегации. Учитывая принадлежность присутствующих к различным молодежным организациям и течениям, выступление мое носило общий характер. Может быть, прямым следствием нашей встречи явилось единодушное решение лидеров молодежи собрать среди членов молодежных организаций 25 тысяч посылок в подарок воинам Красной Армии.