Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Вопросы, задачи, решения

1

Вот и подошел наш рассказ к концу. Но прежде чем расстаться с читателем, хотелось бы поделиться некоторыми думами о тех вопросах, которые волнуют потребителя и тревожат людей, занятых в сфере обращения.

В экономике страны важное значение имеет хорошо поставленное изучение спроса населения на товары. А между тем этот «сфинкс» как следует не изучен. Нередко при определении спроса допускаются грубые ошибки.

В подтверждение сказанного приведу такой факт. В розничной сети и оптовых складах в 1948 г. запасов мыла оказалось больше, чем это было предусмотрено планом, магазины прекратили принимать его от заводов. Возник вопрос: что делать? Министерство торговли и Министерство пищевой промышленности обратились с просьбой в Госплан уменьшить выработку мыла, мотивируя просьбу наличием сверхнормативных остатков мыла на складах промышленности и торговли. Председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, выслушав наши доводы, взял лист бумаги, сделал несколько вычислений и, обращаясь к нам, сказал:

— А вы знаете, что на душу населения приходится всего 2,4 кг мыла в год, и это при условии, что план производства его будет выполнен и полностью реализован. Этого же мало. Мыло — это культура быта. Видимо, дело упирается не в перепроизводство, а во что-то другое. Может быть, мыло не такое, какое нужно потребителю, возможно, цена его высока. Необходимо обстоятельно изучить причины, сдерживающие продажу. Уменьшать же производство нельзя, это будет ошибкой, — заключил Вознесенский.

Время показало, что он был прав. Когда разобрались поглубже, то убедились, что продажа сдерживалась несоответствием [343] цен между отдельными видами и сортами мыла, однообразным ароматом, непривлекательной упаковкой. С устранением этих упущений и недостатков продажа мыла стала увеличиваться. Потребление его достигло 6 кг на душу, и это с учетом того, что довольно значительно возросла продажа стиральных порошков и других моющих средств. Мы же получили предметный урок — как надо осторожно подходить к вопросу о сокращении изготовления того или иного товара, особенно массового спроса.

Торговые работники допускают и другую, не менее серьезную ошибку, когда требуют снизить или повысить цены на изделия в зависимости от изменения спроса на них, не рассчитав, какие последствия повлечет за собой эта мера. Так в свое время произошло с часами. В магазинах возросли переходящие запасы часов, и это оказалось достаточным основанием для снижения цен на них. Но как только цены были снижены, продажа резко возросла, часовые заводы не могли обеспечить возросшую потребность рынка. Часы стали дефицитным товаром в течение значительного времени.

Ценами, как важнейшим рычагом воздействия на спрос, необходимо пользоваться, соблюдая крайнюю осторожность. Очень важно учитывать не только наличие запасов готовых изделий, но и сырья, материалов, требуемых для изготовления товаров, на которые предполагается снизить или повысить цены. Без учета потенциальных производственных и сырьевых возможностей изменение цен может привести к обратным результатам — к созданию напряжения на рынке, возникновению очередей или образованию сверхнормативных запасов, падению спроса и другим отрицательным явлениям.

Производство должно развиваться с учетом платежеспособного спроса населения. Но кроме потребностей текущей продажи необходимо учитывать потребность в устойчивых запасах товаров. Без них торговля неизбежно будет испытывать трудности в удовлетворении потребностей людей.

Говоря о товарах, мы имеем в виду все, что продается, — от иголки до автомашины. Возникает вопрос: производство каких товаров надо ускорять, а каких — сдерживать? Чтобы дать удовлетворительный ответ по каждому изделию — а их сотни тысяч, — нужно знать конъюнктуру рынка так же хорошо, как музыкант знает [344] ноты. В противном случае на складах промышленности и торговли может накопиться неходовая продукция на миллиарды рублей. Уценка, распродажа залежалых товаров стали у нас применяться все чаще и чаще, и, видимо, в какой-то мере эта практика необходима. Но она не решает затронутой проблемы, а только подтверждает ее остроту.

Когда рынок изучается плохо, это неизбежно приводит к тому, что плановые органы, промышленные предприятия теряют ориентир в определении производства. Не зная подлинной конъюнктуры рынка, они могут свертывать производство предметов, на которые есть спрос, или увеличивать выпуск изделий при ограниченном спросе на них. Как одно, так и другое в условиях развитого товарно-денежного оборота может нанести ущерб народному хозяйству.

В практике сложилось так, что промышленность, работающая на широкий рынок, не изучает спрос и потребности населения в товарах, а свою производственную программу строит на основе заказов торговых организаций. Монополия на изучение рынка предоставлена Минторгу и его организациям. Оправдывает ли себя такое разделение обязанностей? На это можно дать только отрицательный ответ.

Министерство торговли СССР в 1965 г. создало специальный институт по изучению рынка. Прошло 17 лет, срок немалый, но какого-либо заметного сдвига в изучении перспектив спроса на товары и формирования заказов торговли не произошло. Без активного участия промышленности в этом деле не обойтись.

В зарубежной практике, как правило, производственные фирмы тщательно изучают рынок. В Японии на небольшой фабрике игрушек работает около 200 рабочих и 28 конструкторов. В обязанность последних входит создавать такие игрушки, которые пользовались бы спросом у покупателей. Конструкторы посещают школы, детские сады, дворы, площадки и внимательно изучают, как относятся дети к той или иной игре, насколько интересна она им. Созданные конструкторами модели игрушек тщательно отбираются. Сделанные с выдумкой, удобные и красивые принимаются к производству. Имея связи с владельцами магазинов, фабрика получает из различных районов страны письма с отзывами о тех или иных игрушках и данные о размерах их продажи. На основании полученных сведений специалисты фабрики решают, [345] какие игрушки снять с производства, а какие увеличить, что нового предложить маленьким покупателям. Несмотря на то что расходы на оплату труда конструкторов и других лиц, занятых изучением рынка, довольно значительны, фирмы считают, что эти затраты вполне себя оправдывают. Так, промышленники, подгоняемые необходимостью обойти своих конкурентов, вынуждены сами тщательно изучать рынок.

В наших условиях нет нужды в том, чтобы каждый завод содержал штат работников по изучению рынка. У нас нет конкуренции между предприятиями и производственными объединениями, им не нужно скрывать друг от друга подготовленную новинку, с тем чтобы выпустить ее на рынок первым и сорвать крупный куш, как это делается в мире частного предпринимательства. Но промышленные министерства, их главные управления, объединения, поставляющие товары на рынок, должны знать требования покупателей, иметь специальные органы, призванные следить за изменениями моды, учитывать взаимозаменяемость отдельных товаров. Только совместными усилиями торговли и промышленности можно добиться успеха в изучении спроса на каждый вид товара, решить эту насущную проблему. А она стучится в дверь все более настойчиво.

2

Актуальной задачей народного хозяйства по-прежнему является наиболее полное использование сырья и производственных возможностей в каждой республике, области, в каждом районе. Подсобные хозяйства промышленных предприятий, торгов, городских коммунальных учреждений играли и играют немалую роль в создании дополнительных товарных ресурсов. Их деятельность была неоправданно свернута в 1960–1964 гг. Толчком к такому ошибочному шагу послужило неосторожное замечание Н. С. Хрущева на одном авторитетном совещании. Один из ораторов, хорошо знающий экономику, сказал тогда, что наряду с главной задачей — подъемом общественного животноводства — надо решать и другую — развивать подсобные хозяйства предприятий как дополнительный источник поступления мяса, лучше использовать пищевые отходы для откорма животных. В ответ на это Хрущев бросил реплику: [346]

— Это пройденный этап, и незачем сосредоточивать внимание людей на второстепенном.

А это «второстепенное» давало на рынок довольно значительное количество молока, мяса, овощей, картофеля, яиц. Недооценка роли подсобных хозяйств обернулась для страны потерей немалого количества продуктов. И только после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС отношение к подсобным хозяйствам на местах стало меняться. Но как показывает практика, свернуть производство не трудно, а вот восстановить, увеличить его размеры куда сложнее. Там, где использованием местных сырьевых ресурсов занимаются не от случая к случаю, а постоянно, там результат налицо.

Приведу пример. В Архангельской области в 1975 г. было получено от подсобных хозяйств общественного питания и торговых предприятий 3259 т свинины, а, в 1981 г. около 6 тыс. т, или 6 кг в расчете на городского жителя. Неплохо потрудились в Пензенской и Омской областях. Здесь сумели получить из подсобных хозяйств общепита до 3,5–4 кг на душу. А вот в Куйбышевской, Свердловской, Горьковской областях за последние пять лет производство свинины в подсобных хозяйствах почти не увеличилось. А ведь эти области имеют пищевых отходов не меньше, чем Архангельская или Пензенская. Если повсеместно наладить откорм свиней за счет лучшего использования пищевых отходов — хотя бы так, как в Пензенской и Омской областях, то можно получить, по самым скромным подсчетам, 500 тыс. т свинины в год, а это уже неплохой вклад в решение продовольственной проблемы.

Л. И. Брежнев в своей книге «Целина» убедительно рассказал о том значении, какое имели и имеют подсобные хозяйства для стола сельских и городских жителей. Если оказывать этому делу активную и всестороннюю помощь со стороны партийных и советских органов, а также руководителей колхозов и совхозов, то можно значительно увеличить производство продуктов.

Леонид Ильич писал:

«Когда приходилось критиковать иных директоров за то, что они кормят людей одной лапшой да затирухой, то в ответ всегда слышались требования: нет фондов, дайте фонды! Слов нет, на ряд продуктов централизованные фонды надо иметь и для деревни, но какие фонды можно требовать на картошку, капусту, огурцы, арбузы? Все это прекрасно может расти в любом хозяйстве. То же самое [347] можно сказать о яйцах и молоке. Крестьянин испокон веку имел своих кур, торговал яйцами в городе, почему же теперь он должен получать каждое яйцо по нарядам из Москвы?

То, о чем пишу, весьма актуально и поныне. Есть еще немало руководителей, которые только тем и живут, что надеются на всемогущие фонды, не задумываясь, а где ж их государству взять? В нашей стране надо использовать любую возможность, каждый клочок земли, чтобы всюду увеличивать производство сельскохозяйственных продуктов, иметь «приварок» к нашему общему столу»{53}.

А какие богатые возможности имеются для производства предметов хозяйственного обихода на местах! А между тем они почти не используются.

Производство гончарных изделий во многих районах сведено к минимуму или совсем прекращено, несмотря на наличие неограниченных запасов глины и высокого спроса на этот вид посуды. Фарфоровая, эмалированная, чугунная посуда не может заменить гончарную. Не случайно многие хозяйки, а также рестораны готовят жаркое, русские щи в горшочках, придающих пище особый вкус и запах. А такие продукты, как топленое молоко, ряженка, приготовленные в крынках, не сравнимы по вкусу с той же ряженкой или топленым молоком, приготовленными в другой посуде.

Я был очевидцем того, как в универмагах Рима итальянцы, невзирая на довольно высокую цену, раскупали гончарную посуду, завезенную из Скандинавских стран. На мой вопрос, чем вызван такой необычный спрос, получил ответ, что итальянцы любят готовить многие блюда в гончарной посуде и широко используют гончарные изделия в качестве декоративных украшений.

Изделия ряда областей нашей страны, где сохранился гончарный промысел, по прочности, удобству пользования и внешнему виду ничуть не уступают посуде, которую я видел в Италии. Особенно хороша керамика из села Опошня Полтавской области, что по соседству с прославленной Н. В. Гоголем Диканькой. Здесь по сей день чтут и развивают традиции старых мастеров. Гончары Опошни делают из глины великолепную посуду разных [348] форм и размеров. После обжига изделия приобретают жизнь. Они, словно полевые цветы на солнце, радуют яркостью и разнообразием красок. Готовые вещи поступают в художественные салоны, универмаги, магазины, где пользуются неизменным успехом и быстро распродаются. Если бы гончарные изделия Опошни выставить в Париже, Риме или любой другой столице мира, то их мгновенно раскупили бы, как редкие сувениры. При более внимательном отношении к промыслам торговая сеть могла бы получить множество великолепных вещей не только из глины, но и из дерева, лозы, металла. Эти вещи способны по-настоящему украсить наш быт.

Кто не знает дагестанские и туркменские ковры, вологодские кружева, изделия Палеха, оренбургские платки! Они пользуются всемирной славой. Чтобы увеличить производство этих и других уникальных изделий, необходимо не только сохранить, а и умножить число мастеров редких ремесел.

Мне приходилось встречаться с оренбургскими мастерами — самобытными, яркими художниками, чей талант так нужен обществу, изделия которых любят, гордятся ими. А вот оплата их труда не учитывает высокие качества создаваемых ими изделий. Измерять труд таланта по обычным меркам, применять нормы выработки — значит низвести художника-творца до уровня работника невысокой квалификации. Этого нельзя делать, так же как нельзя полностью заменить станками-автоматами руки художника. Как бы ни была машина совершенна, она бессильна вдохнуть в изделие тот огонь, что горит в душе мастера своего дела. Шаблонный подход к уникальным промыслам, переходящим из века в век, из рода в род, способен причинить непоправимый ущерб нашим прославленным ремеслам.

Желание людей видеть, пользоваться красивыми, добротными вещами велико. Спрос на изделия народных умельцев огромен. А раз так, то официальным организациям, общественности надо всемерно поддерживать и развивать художественные промыслы, индивидуальность мастеров, способных творчески импровизировать и достигать совершенства в изготовлении вещи.

3

Из года в год возрастает продажа товаров длительного пользования, свидетельствуя о росте жизненного уровня [349] советских людей. Это обязывает промышленные министерства, Советы народных депутатов создавать благоприятные условия для наиболее эффективной эксплуатации изделий. Ведь с общественной точки зрения далеко не безразлично, как жители того или иного города, поселка, села могут пользоваться купленными вещами. Покупка, скажем, телевизора — радостное событие в семье. Но стоит кинескопу выйти из строя или испортиться какой-либо детали, как начинаются хлопоты, приходится затрачивать много времени и сил в поисках частей и мастерской. А сеть мастерских крайне мала, и ремонт превращается в проблему. В таких случаях нередко ощущение радости от покупки сменяется чувством огорчения. Увеличение выпуска машин и приборов для домашнего обихода, внедрение их в быт облегчают труд людей. Но чтобы продлить срок действия вещи, нужны запасные части, а их купить в ряде городов и особенно на селе очень трудно. Торговая сеть очень мало получает запасных частей от промышленности.

Предприятиям при действующем порядке планирования и учета выпуск запасных частей невыгоден. Труда и времени на них расходуется много, а на оценку выполнения плана их влияние невелико. А это сказывается отрицательно на рынке и на эффективности использования приобретенных вещей.

К тому же организация продажи технически сложных изделий и запасных частей к ним страдает серьезными недостатками. Нередко из-за неопытности или равнодушия работников торговли запасные части распыляются по многочисленным магазинам, что создает покупателю дополнительные трудности в поиске их. Опыт подсказывает, что для продажи таких вещей нужна специализированная сеть магазинов. При них должны быть мастер или небольшая мастерская, которые могли бы устранять простейшие дефекты. Такие магазины, укомплектованные квалифицированными продавцами и располагающие необходимыми запасными частями, окажут большую пользу покупателям. Автору этих строк могут сказать, что создание широкой специализированной сети магазинов повлечет увеличение расходов. Это так, но улучшение обслуживания населения нельзя рассматривать только с точки зрения экономической выгоды. Главное в другом — улучшить быт семьи, сделать ее досуг содержательным, способствовать лучшему удовлетворению потребностей людей. [350]

Первостепенная роль здесь принадлежит Советам народных депутатов. Они распоряжаются помещениями для ремонтных мастерских, магазинов, распределяют сырье и материалы.

Руководители фабрик, заводов, отвечая по закону за качество выпускаемых изделий, обязаны обеспечивать продолжительность их службы не только в течение гарантийного срока, но и стремиться максимально удлинить период их безотказной работы.

Мы нередко слышим восторженные отзывы о холодильнике «ЗИЛ».

— Вот уже 20 лет, как мой «ЗИЛ» безупречно несет свою службу без ремонта, — с гордостью сообщает хозяйка своей соседке.

— Верно, — отвечает та, — у нас тоже много лет прекрасно работает холодильник этой же марки.

Такие же добрые слова можно слышать о наших часах, фотоаппаратах и ряде других технически сложных изделиях.

Однако есть еще, и притом немало, больших и малых предприятий, выпускающих вещи с дефектами, с плохо пригнанными деталями и другими изъянами. Об этом свидетельствует число изделий, поступающих в ремонт в течение гарантийного времени. В практике работы фабрик и заводов срок гарантии представляет собой лишь время, в течение которого производится бесплатный ремонт вещи. А где же рабочая гордость мастера, руководителя предприятия за добротность, красоту сделанной вещи? Равнодушному отношению к качеству вещи, как это ни странно, способствуют нередко ведомственные инструкции и даже некоторые законодательные акты. Так, например, сумму расходов на гарантийный ремонт заводы-изготовители автоматически перечисляют ремонтным мастерским, деньги на эти цели заранее предусматриваются в финансовых планах. Такой узаконенный порядок ослабляет борьбу коллектива завода, фабрики за добротность выпускаемых вещей. В самом деле, несет ли убытки завод, изготовляющий недоброкачественные изделия? Нет, не несет. Он не в ответе за то, что выпускаемые им товары, вскоре после того как будут реализованы, попадут в ремонтные мастерские.

Объяснения руководителей предприятий, изготовляющих продукцию с дефектами, обычно сводятся к тому, что виноваты условия производства: станки устарели, не [351] хватает хорошего сырья, материалов. Возможно, все сказанное имеет место. Но можно ли мириться с выпуском плохих изделий на рынок и причинять материальный и моральный ущерб обществу? Вправе ли директор завода, фабрики проявлять безразличие, заведомо зная, что изделия вверенного ему предприятия вызовут упреки покупателей и дополнительные затраты на устранение дефектов? Конечно нет. Руководитель, болеющий за честь заводской марки, всегда стремится изыскать возможности мобилизовать коллектив на борьбу за улучшение качества продукции.

4

Мне и моим коллегам приходилось неоднократно выслушивать упреки граждан, что они не могут сдать на продажу подержанные вещи. Комиссионных магазинов в городах мало, а в сельской местности нередко один-два на всю область.

Причина этого коренилась в том, что в первые послевоенные годы торговых помещений строилось сравнительно мало. И по преимуществу они отводились под продовольственные магазины и столовые. В 60-х и особенно в 70-х годах удалось увеличить сеть комиссионных магазинов. И все же их не хватает. Рост доходов людей, возвышение их потребностей, улучшение жилищных условий ведут к частому обновлению вещей. А куда девать устаревшие? Вот и возникают «толкучки».

Избавиться от «толкучек» можно только открытием такого числа комиссионных магазинов, которое позволяло бы гражданам без всяких ограничений сдавать свои вещи на комиссии. О том, как велика потребность в комиссионных магазинах, можно судить по динамике продажи. В 1972 г. продажа вещей комиссионными магазинами на территории РСФСР составляла 583 млн. руб., а в 1980 г. — 1600 млн. руб.

Эта форма услуг удобна и необходима жителям городов и сел, к тому же она выгодна и для торговых предприятий. Чем шире сеть комиссионных магазинов, тем больше сумма денег, получаемых ими за услуги по реализации. В такого рода услугах люди нуждаются не меньше, чем в товарах.

Во многих зарубежных странах широко применяется [352] сдача в прокат домашних вещей. Люди берут во временное пользование за определенную плату музыкальные инструменты, хозяйственные предметы и другие вещи. Такая форма особенно удобна для молодоженов. В первые годы их самостоятельной жизни они сталкиваются со множеством трудностей. Скажем, хотелось бы организовать дома встречу с друзьями, но многого для этого у них нет. На помощь приходят прокатные пункты, оказывающие добрые услуги.

У нас в стране таких пунктов в 1981 г. насчитывалось немногим более 2 тыс., но этого явно недостаточно. В целом ряде городов, районов их совсем нет. А что мешает открыть их столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей жителей сел и городов? Только отсутствие заинтересованности и инициативы со стороны предприятий торговли, быта, коммунального хозяйства в организации услуг. Здесь более, чем в любом другом деле, недопустимо ждать указаний сверху.

Нельзя не сказать и о такой форме обслуживания людей, как посылочная торговля. Она особенно нужна жителям отдаленных мест. У нас в стране посылочная торговля возникла в 1949 г., развивалась она медленно и неравномерно. К 70-м годам ее оборот ощутимо вырос. Объединение «Посылторг» при Министерстве торговли РСФСР выполняет в год более 10 млн. заказов граждан на сумму, превышающую 232 млн. руб. Заказы поступают преимущественно от жителей районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Средней Азии, где розничная сеть магазинов слабо развита и купить нужную вещь не всегда можно. Какие же это вещи? В письмах-заказах просят прислать музыкальные инструменты, радиотовары, предметы хозяйственного обихода. Особенно много заказов на запасные части к мотоциклам, телевизорам, домашним машинам и приборам. Читателю легко представить себе, какую радость испытывает семья, когда получает посылку с нужной вещью.

Вот что пишет Н. И. Перепелицын из Алтайского края: «Я мотоциклист, живу в сельской местности. Дороги у нас плохие, ездить трудно, многие детали мотоцикла быстро изнашиваются, а где взять запасные? На сто верст вокруг нет ни одного магазина, продающего запчасти. Написал письмо Тульской базе «Посылторга». Вскоре получил посылку с набором нужных мне частей. На сердце такая радость, что и передать не могу. Праздник для всей семьи». [353]

Заказов поступает много, а «Посылторг» в состоянии удовлетворить лишь небольшую их часть из-за малочисленности посылочных баз и ограниченности фондов на требуемые покупателями изделия. Казалось бы, столь удобную для миллионов граждан форму продажи надо всемерно развивать в каждой республике. К сожалению, интереса к этому делу республиканские, областные органы не проявляют. В оправдание столь странного отношения можно слышать такой довод: при высокой конъюнктуре спроса на товары посылочная торговля неактуальна.

Если брать в расчет лишь выполнение плана товарооборота, то объем посылочной торговли действительно невелик. А как же быть с услугами населению, тем более когда речь идет о жителях отдаленных мест?

Работу торговой сети неправильно сводить только к выполнению плана товарооборота. Прямой долг работников сферы обслуживания — создать максимум удобств советскому человеку, полнее удовлетворять его запросы. И это можно и нужно делать при любом состоянии рынка.

5

Одним из важных завоеваний нашей плановой экономики является сохранение стабильных государственных розничных цен на основные предметы потребления и снижение их по мере создания необходимых условий и накопления товарных ресурсов. Стабильность цен на основные товары массового потребления сохраняет уровень доходов советских людей, укрепляет их уверенность в завтрашнем дне. Однако это вовсе не означает, что цены на все товары должны оставаться неизменными. Здесь мне хотелось бы высказать ряд соображений по данному вопросу.

В государственной торговой сети цена на картофель едина, независимо от его качества. Крупный, чистый, сортовой картофель в одной цене с мелким, величиной с грецкий орех, несортовым. Единая цена удобнее для целей учета, при ней меньше возможностей для злоупотреблений в торговой сети. Но если исходить из того, что потребительская ценность продукта различна, то единая цена неоправданна. [354]

В зарубежных странах картофель продается по самым разным ценам, в зависимости от сорта, размеров и даже от того, в каком грунте выращены клубни.

В Стокгольме я спросил владельца овощного магазина, оправданно ли множество цен на картофель? Он ответил:

— На каждый сорт есть свой покупатель. В продаже надо иметь все сорта.

— Можно иметь, но зачем так много — более восемнадцати цен? — заметил я.

— А как же иначе? Есть высокоурожайные сорта, есть малоурожайные. Для каждого сорта требуются свои условия для посадки и разные затраты на обработку земли. Если не предусмотреть все особенности, то мы потеряем многие сорта картофеля.

Такого же мнения придерживались и официальные лица из министерств торговли и сельского хозяйства. У нас, где производителем картофеля являются не мелкие разрозненные хозяйства, а крупные совхозы и колхозы, нет необходимости иметь множество цен. Вместе с тем экономически выгодно и для тех, кто выращивает картофель, и для тех, кто его покупает, существование трех-четырех цен.

Дифференцирование, причем значительное, закупочных и розничных цен в зависимости от качества продукции экономически оправдано. Единая цена, не учитывающая потребительские свойства картофеля, в известной мере приводит к потере высших сортов, в том числе и такого превосходного сорта, как лорх. Потребителю нужен картофель крупный, вкусный, крахмалистый, а производителю — высокоурожайные устойчивые сорта, способные к длительному хранению. Естественно, что выращивание их связано с затратами, и прежде всего на отборные семена, улучшение агротехники и т. д. А раз так, то производитель должен и получать более высокую цену за картофель высокого качества при массовых поставках осенью или зимой.

Ведь не секрет, что многие горожане предпочитают покупать картофель на колхозных рынках при наличии более дешевого в магазинах. Почему домохозяйка прибегает к рынку и переплачивает за килограмм 15–20 копеек? Она выигрывает в качестве. Крупный, сухой картофель выгоднее для потребителя даже при повышенной цене.

Разговаривая с владельцем овощного магазина в [355] Стокгольме, я заинтересовался и таким вопросом: где и в каких условиях он хранит картофель зимой?

— Мы не храним, — последовал ответ, — а даем заказы фермерам, с которыми имеем дело. Они доставляют продукцию своим транспортом в нужном нам количестве.

— А как часто происходит завоз?

— Примерно через каждые две недели.

— Кто несет расходы за хранение и доставку картофеля?

— Мы платим цену в зависимости от сезона. В зимнее и весеннее время цена выше.

Попрощавшись с владельцем магазина, я подумал: а ведь неплохой порядок во взаимоотношениях торговли с фермерами. Исключаются многие перевалки, клубни не бьются, потерь нет или очень мало. В наших условиях такой порядок полностью применить, видимо, нельзя. Объемы заготовок и продажи и расстояния, на которые приходится возить картофель и овощи к местам потребления, нельзя сравнивать с теми, которые характерны для Швеции. И все же опыт подсказывает: чтобы избежать больших потерь и непроизводительных затрат труда и средств, которые ежегодно несут торговые организации, можно и нужно часть клубней хранить в местах их производства и по мере необходимости доставлять прямо в магазины. Такая практика позволит избежать завоза осенью многих миллионов тонн картофеля в города, часто в дождливое время, исключить закладку на хранение сырых клубней с комками земли, сократить многие перевалки, от которых клубни бьются и портятся при хранении.

Образованное в 1980 г. Министерство плодоовощного хозяйства, надо надеяться, сумеет поставить дело так, чтобы качество поступающих в торговую сеть картофеля, овощей, фруктов было хорошим.

С 1971 г. предельные розничные цены на овощи и фрукты по зонам их выращивания и периодам утверждались Советами Министров союзных республик. Для такой республики, как РСФСР, с ее просторами и климатическими особенностями, указанный порядок нельзя было признать удачным. Урожай овощей не везде и не всегда одинаковый: в одних областях обильный, в других — плохой. В таких случаях и спрос различный. Колхозный рынок тут же улавливает что к чему и соответственно реагирует. А государственная торговая сеть применяет цены, [356] утвержденные за год до получения урожая. Зачем человеку покупать, скажем, яблоки в сезон их вызревания в магазинах по 30 коп. за килограмм, если на рынке их можно купить по 10 коп.? Это отрицательно сказывается на размерах продажи в государственной торговле, сдерживает приемку овощей и фруктов от колхозов и совхозов. Особенно заметно это на примере ранней капусты, летних сортов яблок, огурцов. В конечном счете проигрывает производитель.

Этот порядок жизнь заставила изменить. С 1980 г. предельные розничные цены на овощи и яблоки стали дифференцироваться по группам областей, близких друг другу по климатическим условиям. Кроме того, облисполкомам дано право изменять сроки применения предельных розничных цен, утвержденных Советом Министров РСФСР, на 15–30 дней в зависимости от вида овощей. Это во многом улучшило дело, но не решило полностью проблему. Если потребуется по условиям погоды или в зависимости от урожая изменить цену, скажем, на помидоры или огурцы в период после истечения «льготного» срока, то местным организациям надо опять-таки обращаться в Москву и ждать решения органа, который первоначально установил цену. На рассмотрение просьбы, согласование вопроса с рядом заинтересованных организаций требуется время, а фрукты и овощи не переносят такой длительной процедуры, они вянут и портятся.

Сторонники установления централизованных цен на свежие овощи, несомненно, исходили из желания не допускать их необоснованного повышения на местах. Однако эта мера нередко приводит к большим потерям продукции. Практика убеждает, что на сезонный продукт, такой, как овощи и некоторые виды фруктов, правильнее устанавливать цены в масштабе области, края, автономной или союзной республики, не имеющей областного деления. Чем ближе к производству, тем легче определить цену, сообразуясь со сроками вызревания, урожаем того или иного вида овощей и фруктов.

Хотелось бы высказать также некоторые замечания о качестве товаров. Выполнение государственных планов в нашей стране имеет силу закона. Оно является долгом каждого советского человека. Но нельзя считать за благо такое выполнение плана, когда потребитель, ради которого работают фабрики и заводы, остается недовольным. Ему нужен не вал, а вещи, которые отвечали бы [357] его желаниям и вкусам. Однако нередко на складах торговых организаций оседает немалое количество товаров, которые, чтобы продать, надо предварительно уценить.

А вот кто виновен в выпуске товаров, не пользующихся спросом, в ряде случаев трудно установить. Торговые работники обвиняют завод, руководители завода — министерство, а оно — Госплан. В самом деле, кто был повинен в том, что часть железоэмалированной посуды в свое время прочно осела на складах, а торговая сеть в этот же период не могла обеспечить спрос населения на многие виды этой посуды? Причина была в том, что промышленные предприятия руководствовались не заказами торговли, а утвержденным им сверху планом. План же был установлен не по трудоемкости изготовления того или иного вида посуды, а по весу. И как ни парадоксально, но, чем тяжелее предмет, тем выгоднее он для завода. Не говоря уже о том, что при таком подходе совершенно нерационально расходуется металл, пользоваться такой посудой в домашнем хозяйстве крайне неудобно.

Электроламповые заводы долгое время поставляли в торговую сеть лампочки преимущественно большой мощности, хотя потребители предъявляли спрос на другие, имеющие меньшее число ватт. И таких примеров, к сожалению, было, да и сегодня есть еще, немало. По существующему порядку за ассортимент и качество продукции отвечают промышленные предприятия. Но всегда ли от них зависит выполнение заказов торговых организаций? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Приведем еще пример, чтобы лучше разобраться в этой запутанной ситуации.

На полках магазинов в свое время можно было видеть большое количество обуви из свиного хрома, но обувь не привлекала покупателей своим видом. Расцветки тусклые, однообразные, кожа жесткая. Те же фабрики могли шить добротную красивую обувь из свиного хрома, если бы кожа была соответствующим образом обработана. Для этого требовались дополнительные трудовые и материальные затраты, но их в плане не всегда предусматривали. Может ли само предприятие решить этот вопрос за счет использования внутренних резервов? Далеко не всегда. Вещь создается на заводе, фабрике, но не всегда ее качество зависит только от самого предприятия. Одно время Сходненский мебельный комбинат выпускал [358] привлекательную на вид мебель, но через 3–4 месяца после покупки шкафы перекашивались, стулья рассыпались. На заседании коллегии Министерства торговли директору комбината было высказано немало горьких упреков по поводу его продукции. Отвечая на критику, директор сказал:

— Мы изготовляем мебель из недостаточно просушенного дерева. Комбинат неоднократно просил увеличить запасы пиленого леса для его естественной сушки, но каждый раз получал отказ.

Слушая директора, я вспомнил эпизод, который произошел в городе Лахти. Осматривая фабрику, которая поставляла мебель в СССР, мы обратили внимание, что большая площадь, примыкающая к фабрике, заполнена штабелями пиленого леса. Доски были аккуратно сложены, доска от доски отделялась прокладками. На штабелях, находившихся под навесами, висели таблички с указанием, в каком году уложены доски. Многие штабеля имели пятилетний срок хранения.

— Почему так долго хранятся доски? — спросил кто-то из членов нашей делегации главного инженера предприятия.

— О, это необходимо для изготовления высококачественной мебели, — последовал ответ.

Все, что нужно для добротного изделия, предусматривается до того, как приступают к его изготовлению. Наше законодательство никому не позволяет допускать вольности с качеством товаров и за счет его нарушения разрешать хозяйственные трудности. Но законодательство тогда действенно, когда им строго руководствуются и те, кто производит товар, и те, кто распределяет сырье и материалы, и те, кто планирует труд и финансы. Стоит только в каком-то звене отступить от объективных требований производства, и качество изделия неминуемо ухудшится.

В нашей торговой деятельности мода и цены были мало связаны друг с другом, а между тем мода серьезно корректирует план продажи товаров и создает на какое-то время благоприятные условия для любителей легкой наживы.

Мода — «дама» властная и капризная, она может отвернуться от полюбившейся ей когда-то вещи, скажем, от кримпленовых костюмов, и проявить свою благосклонность к джинсовым изделиям. Потребитель, считаясь с модой, предъявляет спрос на новые костюмы, а их в продаже [359] мало. Создаются очереди, появляются перекупщики.

Подобные изменения в спросе требуют быстрого увеличения производства соответствующих тканей и пошива костюмов, отвечающих моде. А вот прямой заинтересованности промышленных предприятий в этом деле как раз и не хватало. Действовавшая надбавка на модные изделия, до 10% к розничной цене на один-два года, не стимулировала ускоренную перестройку производства.

Промышленные предприятия, изготавливающие вещи в соответствии с требованиями моды, должны располагать не только правами, но и ресурсами для перестройки производственного процесса. А кто должен компенсировать фабрикам дополнительные затраты, которые неизбежны в таких случаях? Ответ может быть один — те, кто покупает модные изделия, причем компенсация должна быть в таких размерах, чтобы окупить полностью расходы промышленности.

С конца 1981 г. на модные изделия розничные цены устанавливаются на основе долгосрочных договоров торговых предприятий с промышленными. Новый порядок должен положительно сказаться на производстве высококачественных, красивых, модный вещей и увеличении размеров их продажи.

6

Для сельских покупателей немалое значение имеет размещение торговых предприятий. Нередко из-за отсутствия магазинов вблизи колхозов и совхозов жители сел вынуждены отвлекаться от работы в общественном хозяйстве и совершать поездки в города для приобретения тех или иных вещей.

Рост денежных доходов сельских тружеников, расширение и обогащение их потребностей делают особенно актуальной задачу правильного размещения торговых предприятий, мастерских, ателье на селе. Они должны строиться как на центральных усадьбах колхозов и совхозов, так и в отдаленных деревнях.

В этом направлении немало сделано потребительской кооперацией. Однако значительную часть средств она продолжает расходовать на строительство магазинов в городах. Около 30% товарооборота потребкооперации [360] приходится на долю городов и рабочих поселков, а это приводит к распылению средств и обеднению ассортимента товаров на селе.

Можно ли изменить создавшееся положение? Обратимся к истории.

В 20-х и начале 30-х годов потребкооперация в крупных городах страны имела обширную сеть торговых предприятий. Позднее вся торговая деятельность потребкооперации и ее торговая сеть в городах перешли в ведение государственной торговли. С тех пор прошло много лет. Качество обслуживания городского и сельского населения не пострадало от этой меры. Уменьшились расходы на содержание управленческих штатов. Сегодня вполне можно было бы передать сохраняющуюся еще в ряде городов торговую сеть потребкооперации в ведение государственной торговли. Освободившись от торговли в городах, кооперация могла бы полностью сосредоточить свою хозяйственную деятельность на селе.

Колхозы повсеместно перешли на гарантированную оплату труда. Произошли изменения и в укладе жизни колхозников. В частности, сократилось хлебопечение в домах сельских тружеников. Они покупают печеный хлеб в магазинах. Процесс этот закономерен, но он сдерживается недостаточностью пекарен. Это приводит к тому, что взамен печеного хлеба сельскому населению все еще продается большое количество муки. Продажа муки невыгодна по многим соображениям. Выпечка хлеба на дому отнимает у сельских жителей много времени. К тому же не во всех домах имеются печи для выпечки хлеба. Широко поставленное хлебопечение по линии потребительской кооперации позволило бы облегчить ведение домашнего хозяйства, обеспечить сельских тружеников не только хлебом, но и другими видами хлебобулочных изделий, избавить их от поездок в город за хлебом.

Заготовки кожевенного и мехового сырья, шерсти, пуха, пера, плодов, ягод, грибов осуществляет кооперация. Эта сторона работы потребительских союзов, как показывают данные о заготовках, больше всего нуждается в улучшении. При значительном увеличении поголовья птицы в стране количество заготовляемого пуха и пера почти не меняется. Дикорастущих плодов, ягод заготовляется ничтожно мало.

Даже в магазинах потребкооперации, имеющих привлекательную вывеску «Дары природы», покупатель редко [361] может купить дичь, мед, клюкву, бруснику. Если бы деятельность потребкооперации сосредоточивалась только на селе, то потребительские союзы могли бы значительно увеличить заготовки многих видов сырья.

7

Торговых предприятий в стране насчитывается более миллиона. Их успешное функционирование, оперативное решение возникающих вопросов во многом зависят от активного участия партийных организаций и советских органов власти.

В Ленинграде с помощью горисполкома были освобождены многие торговые помещения, занятые в свое время учреждениями; в них открылись рестораны, отличающиеся друг от друга не только внутренним убранством, но и кухней. Руководство города придает важное значение внедрению новых форм торговли. Когда вышло постановление Совета Министров РСФСР о строительстве универсамов в крупнейших городах республики, Ленинградский Совет депутатов трудящихся одним из первых принял решение об отводе лучших площадок под строительство новых типов магазинов в густонаселенных жилых массивах. За ходом их сооружения был установлен строгий контроль. В сентябре 1970 г. были открыты два универсама. Это почти на два года раньше, чем в других городах.

Член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь обкома партии Г. В. Романов, секретари горкома партии, руководящие работники Ленгорисполкома уделяли пристальное внимание строительству универсамов, многое сделали для развертывания новых методов обслуживания покупателей.

— Покупатель доволен универсамом, а раз так, то почему не построить таких магазинов больше, — говорил Г. В. Романов при открытии универсама в Калининском районе. И ленинградцы нашли средства и силы и в короткий срок построили еще 14 универсамов и более ста крупных промтоварных и продовольственных магазинов, применяющих новые формы продажи. Открыли уютные кафе, закусочные, рестораны. За небольшой промежуток времени сделано больше, чем за ряд предшествующих лет.

Поддержка, оказываемая партийными организациями [362] и советскими органами торговле, требовательность к кадрам, занятым в этой важной отрасли, благоприятно отражаются на результатах хозяйственной деятельности торговых предприятий. Культура обслуживания в ленинградских магазинах и предприятиях общественного питания выше, чем во многих других городах, хотя и здесь есть еще немало упущений.

Пример по Ленинграду я привел как иллюстрацию деятельности органов власти на местах в руководстве торговлей. Но было бы ошибкой недооценивать значение самих работников торговли в деле обслуживания людей. От их инициативы зависит не только судьба плана товарооборота или внедрение передовых форм продажи, но и оказание многих услуг покупателям.

Я не знаю такого учреждения или такой области деятельности, где бы грубость была оправданна. А в торговле она совершенно нетерпима. Покупатели чувствительны, доброе слово, приветливая улыбка ими особенно ценятся. Стоит продавцам, кассирам, администрации ослабить внимание к обслуживанию людей — и передовые формы продажи окажутся неэффективными.

В торговую сеть на работу ежегодно приходит более 100 тыс. юношей и девушек по окончании средней школы. Молодежь, не имея опыта обращения с покупателями, нуждается в помощи. Опытный директор с первых же шагов их работы помогает молодым продавцам взять правильный тон. Он прививает им любовь к профессии, навыки вежливого обращения с покупателями, помогает овладевать знаниями продавца. «Когда человек любит то дело, которым он занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда», — говорила Н. К. Крупская.

Молодежь должна иметь правильное представление о торговле в нашем обществе, о ее социальной роли в улучшении быта людей не только по учебникам и официальным материалам, но и по художественным произведениям. Они призваны раскрыть молодым людям лучшие черты человека торговой профессии, поднимать престиж ее. Люди, занятые в торговле, вправе ожидать от писателей, драматургов, других работников искусства более глубокого отображения их внутреннего мира, нравственных качеств, высокой социальной значимости труда в торговле. [363]

От тех, кто работает в этой отрасли, требуется многое: обладать живым характером, испытывать чувство беспокойства за обслуживание людей, сохранять ровное настроение, искать гибкие формы продажи товаров. Там же, где кадры подбираются из людей равнодушных, с наглухо закрытым сердцем, там нельзя ждать хорошего обслуживания покупателей.

* * *

Когда я оглядываюсь назад, вспоминаю этапы пройденного пути — от предвоенных лет до наших дней, меня неизменно переполняет чувство гордости за нашу партию, под руководством которой советский народ осуществил великие исторические преобразования, сделал страну могучей и несокрушимой, построил общество развитого социализма.

Поколение, которое пережило немало испытаний, внесло свой вклад в развитие нашей экономики, постепенно уходит от активных дел — годы берут свое. На смену ему приходят молодые люди. Они только по рассказам старших и по книгам знают о прошлом нашей страны, о первых годах становления Советской власти, о героизме советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Рассказывая о путях и методах борьбы за хлеб в далекие трудные годы, я прежде всего обращаюсь к нынешнему поколению советской молодежи, нашей достойной смене. Блага, которыми мы пользуемся сегодня, не пришли сами собой, они завоеваны в тяжелой борьбе. И чтобы сохранить достигнутое и приумножить имеющиеся материальные, культурные и моральные ценности, нужно, чтобы у молодежи было такое же горение в работе, какое было у старшего поколения. Напомню прекрасные строки из стихотворения Н. Бараташвили:

И тот не человек,
И сердце в том мертво,
Кто жил, и для людей
Не сделал ничего.

Некоторые взгляды и рекомендации, изложенные в книге, могут вызвать возражения, и я отдаю себе в этом отчет. Но высказывая их, автор руководствовался единственным желанием — найти пути устранения изъянов в хозяйственной деятельности предприятий, помочь поднять обслуживание людей на уровень, диктуемый [364] современными требованиями, побудить искать новое, передовое.

Может возникнуть и такой вопрос — не много ли говорится о трудностях в книге. Возможно, но в этом я ничего плохого не вижу. Все новое, растущее имеет свои трудности, такова его участь. А мы народ живой, созидающий общество, которого никогда не было в истории. И на этом пути возникают трудности, проблемы, которые мы решаем. Люди видят плоды своего труда, знают и верят, что добьются всего, к чему стремятся. С тем мы и идем к новым берегам нашей жизни.

Примечания