Обмен опытом
1
Работники внутренней торговли социалистических стран до 1953 г. мало общались между собой. Это было упущение. Известно, что каждая страна имеет что-то свое, представляющее интерес для других. Без обмена опытом новое, передовое внедряется медленно. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, говорит народная мудрость. Когда мы начали обмениваться опытом, побывали друг у друга на предприятиях, то и мы и наши друзья приобрели немало поучительного и полезного для себя.
С 1954 г. торговые организации социалистических стран стали осуществлять взаимный обмен товарами. В каждой стране имеются изделия, которые пользуются небольшим спросом на внутреннем рынке, но на них есть спрос за пределами страны. Внешнеторговые объединения не всегда имеют возможность вовлечь такие товары в оборот. И вот здесь им на помощь приходят работники внутренней торговли. Хорошо зная конъюнктуру рынка, они приобретают те изделия, на которые есть спрос, в обмен на свои товары, имеющиеся в излишках.
Начало развитию этой гибкой формы обмена положил бывший министр внутренней торговли Чехословакии Ф. Крайчир. Он неоднократно приезжал в Советский Союз, изучал практику нашей работы, охотно делился опытом. В один из очередных приездов в СССР Крайчир рассказал, что в Чехословакии накопились большие запасы обуви. Внутренний рынок не может полностью реализовать имеющуюся обувь, а экспорт ее ограничен.
Хорошо было бы, предложил министр, если бы советские торговые организации отобрали у нас на складах ту обувь, которая пользуется спросом на вашем рынке, в обмен на товары, которые имеются у вас в избытке.
Его предложение нас заинтересовало. В начале 1955 г. была достигнута договоренность о поставке 14 млн. пар [296] обуви, большого количества хрусталя и швейных машин из Чехословакии в обмен на наши товары. С тех пор подобные операции успешно развиваются не только с Чехословакией, но и с другими социалистическими странами. Из ГДР завозятся фарфоро-фаянсовая посуда, музыкальные инструменты, мебель; из Болгарии фрукты, помидоры, табак; из Венгрии мебель, обувь, фрукты. Торговые организации СССР поставляют часы, фотоаппараты, электробытовые изделия, лесоматериалы и другие товары.
За 1975–1980 гг. товарообмен между Советским Союзом и странами социалистического содружества превысил 2000 млн. руб., что явилось дополнительным вкладом во внешнеторговый оборот. Такого рода обмен товарами способствует вовлечению в оборот изделий, пользующихся ограниченным спросом внутри страны, а это, в свою очередь, положительно отражается на хозяйственной деятельности торговых и промышленных предприятий.
Товарообменные операции осуществляются через внешнеторговые объединения и под их контролем. Принцип монополии внешней торговли ни в какой мере не нарушается, но привлечение компетентных лиц и организаций внутренней торговли к внешнеторговым операциям приносит большую пользу для народного хозяйства.
Обмен товарами одна из практических мер общения работников внутренней торговли со своими коллегами за рубежом. Ознакомление с постановкой торгового дела внутри другой страны приносит обоюдную пользу. Ведь обязательно найдешь что-то новое, дающее толчок мысли. Международные ярмарки, выставки служат не только местом купли-продажи, но и побуждают торговых работников внедрять то или иное новшество у себя в стране.
Наибольшую популярность в коммерческом мире приобрела Лейпцигская ярмарка. С весны 1950 г., спустя несколько месяцев после того, как образовалась Германская Демократическая Республика, в Лейпциге был создан ярмарочный центр, ставший местом сосредоточения торговых сделок социалистических стран. В последующие годы к этой ярмарке потянулись купцы из капиталистических государств, интересуясь выставленными на ней товарами и имея желание продать собственные. Лейпциг стал крупным центром встречи торговых представителей [297] двух миров. Обширный ассортимент товаров, поступающих из многих частей земного шара, делает ярмарку местом притяжения торговых и промышленных кругов.
В 1958 г. на Лейпцигской ярмарке наша делегация, осматривая павильоны ГДР, обратила внимание на предметы домашнего обихода. Из огнеупорного стекла сделана посуда различных форм, в ней можно варить, жарить, печь. Интересными для нас были такие новинки, как сковороды, на которых пища не подгорает; посудомоечные машины, небольшие и удобные для дома; маленький, размером в две спичечные коробки, каточек, который без усилий рыхлит мясо для приготовления бифштексов; чайник, на носике которого держался стакан для заварки чая; ручка и крышка у такого чайника стеклянные, но они полностью изолированы от нагрева. Нужные для повседневного обихода вещи, сделанные удобно и красиво, свидетельствовали о том, что промышленные предприятия ГДР живо реагировали на потребности рынка и старались создать вещи, облегчающие и украшающие быт людей.
Заинтересовали нас также изделия текстильной промышленности. Белье изготовлялось из полотна, отличавшегося красивым узором и оригинальностью рисунков. Широко представленные трикотажные изделия из искусственного шелка радовали глаз цветовой гаммой. Позднее при помощи заместителя председателя Госплана РСФСР В. М. Спорышева, крупного специалиста-текстильщика, на ряде наших фабрик было налажено производство тканей из синтетических материалов. Вслед за этим в магазинах стали продаваться модные по тому времени женские блузки, пошитые из новых легких тканей. А вот изготовления хозяйственных вещиц так и не удалось добиться. Промышленные предприятия ссылались на то, что их выпуск не предусмотрен планом, а чтобы изготовлять хозяйственные мелочи по договорам с торгующими организациями, нужны материалы. Из отходов сковороду, на которой не подгорает пища, не сделаешь, а Госснаб не выделяет нужных материалов, потому что их производство в плане не записано. Предусмотреть же в общегосударственном плане развития народного хозяйства выпуск мелких предметов обихода невозможно. Поэтому проблема «мелочей» не была решена.
В Лейпциге у нас состоялась встреча с министром внешней торговли ГДР Генрихом Рау. Он высказал [298] удовлетворение тем, что почти половина внешнеторгового оборота ГДР приходится на Советский Союз. Лейпцигские ярмарки, говорил он, в скором времени станут еще более популярными, как только будут решены транспортные проблемы.
Порт Росток, сказал тогда Рау, главные морские торговые ворота ГДР, ограничен, через него переваливается всего 700–800 тыс. т грузов. Это сдерживает торговлю. Правительство республики намечает коренным образом этот порт реконструировать и построить новый, океанский, доведя грузооборот до 6–8 млн. т в год, а также усовершенствовать сеть водных и железнодорожных путей.
Говорил Рау с увлечением, обнаруживая хорошее знание экономики страны.
В 1965 г. вновь построенными и реконструированными портами ГДР было обработано 6 млн. т грузов, а в 1972 г. их грузооборот достиг 13 млн. г. Рау своей неутомимой деятельностью многое сделал для развития внешней торговли ГДР и упрочения Лейпцигской ярмарки как международного торгового центра.
Посещение ярмарки, обстоятельное ознакомление с ней, беседы с руководителями и специалистами ГДР помогли нам в последующей работе. По окончании осмотра ярмарки мы получили возможность изучить опыт коммерческой деятельности торговых предприятий Лейпцига, Берлина, Дрездена. Работники торговли ГДР расспрашивали нас, как в Советском Союзе осуществляется продало товаров, какие есть нововведения. Интерес их был обусловлен тем, что с весны 1958 г. в ГДР было полностью отменено нормирование продажи товаров и наши друзья осуществляли переход к свободной торговле. Наш опыт был для них поучителен, но и мы немало увидели во время этой поездки. Нам показали только что открытые магазины с заманчивым названием «1000 мелочей». Оригинальность их была в том, что они торговали исключительно изделиями хозяйственного обихода. Покупатели могли приобрести предметы ухода за садом, огородом, кухонный инвентарь, инструменты, крючки, пуговицы, разные вещицы для рукоделия, все необходимое для рыбной ловли. Такие магазины создавали много удобств людям, давали им возможность купить нужные мелкие предметы в одном месте без лишней траты времени на их поиски.
Обратили мы внимание и на то, что в универмагах [299] торговое оборудование изготовлено из дерева и пластика, покрашено в привлекательные пастельные тона. На специальных тросах подвешены ковры больших размеров. Такой способ показа удобен для покупателей и в то же время позволяет рационально использовать торговую площадь. В крупных универмагах демонстрировалась складная и надувная мебель диваны, кресла, подушки, новые предметы домашнего обихода и бытовой химии. Покупатели могли сами оценить достоинства приобретаемых вещей. Одежда с фабрик или оптовых складов доставлялась в магазины в специальных контейнерах на вешалках. Данный способ завоза обходится дороже, но он позволяет избежать утюжки изделий в магазинах и сразу выставлять их на продажу.
В Дрездене на крупной оптовой базе мы спросили ее директора:
Имеются ли случаи, когда в магазинах нет, к примеру, мясорубок, утюгов или каких-либо других предметов, а на складах их полно?
Да, ответил директор, но только там, где заведующий магазином не сумел поставить как следует учет движения товаров. Если желаете, добавил он, я покажу вам магазины, где перебоев в продаже никогда не было ни по одному предмету, имеющемуся на оптовой базе.
Через час мы были в посудохозяйственном магазине. В подсобном помещении, откуда идет пополнение товаров в зале, каждая вещь лежала на специально отведенном месте. А это само по себе уже важно, поскольку наглядно показывает, много или мало осталось тех или иных предметов. Кладовщик ведет тетрадь, в которой записывает, сколько и каких вещей отпущено в зал для продажи. При таком учете завмаг знает, к примеру, что у него осталось, скажем, 200 утюгов. Если среднедневная продажа равна 80 штукам, то нетрудно сделать вывод о необходимости своевременно завезти утюги с оптовой базы. И так по каждому товару. При соблюдении этих несложных, но обязательных правил срывов в продаже товаров, имеющихся на оптовых складах, не должно быть.
В Берлине состоялась наша заключительная встреча с министром внутренней торговли Куртом Вахом и его заместителями. Мы откровенно говорили друг другу о своих впечатлениях, выразили желание перенимать друг у друга новое, передовое. Было подписано соглашение [300] по товарообмену на крупную сумму. Договорились также о предоставлении каждой стороной технической документации на строительство торговых предприятий и изготовление оборудования.
Вернувшись на родину, мы старались применять на практике все то новое, что видели в ГДР. В Москве, а затем и в других городах открыли магазины «1000 мелочей». К сожалению, они еще не предоставляют покупателям широкий выбор нужных вещей. Причиной тому, как это ни покажется странным, в значительной мере являются торговые помещения: они узки и неудобны, разместить в них оборудование для открытой выкладки товаров нельзя. Это ограничивает число изделий для продажи. И все же магазины «1000 мелочей» приобрели большую популярность у покупателей.
2
В Чехословакии в тот период торговля характеризовалась довольно разветвленной сетью магазинов и предприятий общественного питания. Магазины были небольшими, и потому ассортимент товаров в них был ограничен. В условиях крупных городов маленькие предприятия неэкономичны и не создают удобств для покупателей. За последние 20 лет в Праге и других городах республики открыты крупные магазины самообслуживания. Рестораны рассчитаны на 100–150 мест, много столов на открытых площадках, горожане предпочитают в летнее время завтракать, обедать на открытом воздухе. Предприятия общественного питания привлекают людей своим уютом. Их услугами пользуются многие семьи. Обслуживание в ресторанах строится по такому принципу. Одни официанты подают первые блюда, другие вторые, третьи десерт, напитки. Деньги с посетителей получает старший официант. Первые блюда подаются в чашках или специальных узких мисках, их помещается на подносе вдвое больше, чем тарелок, а это ускоряет процесс обслуживания.
Кафе «Автомат Коруна» в Праге пользуется популярностью как в Чехословакии, так и за ее пределами из-за разнообразия блюд и хорошо поставленного самообслуживания. Это кафе в тот период имело дневную выручку в 3 раза большую, чем кафе такого же размера, но с традиционной системой обслуживания с помощью официантов. [301] Изучение опыта работы кафе «Коруна» лишний раз подтвердило обоснованность своевременного перевода у нас в стране столовых, закусочных на самообслуживание.
В Венгерской Народной Республике мы знакомились с опытом работы в условиях хозяйственной реформы, применяемой с 1968 г. Венгерские экономисты считали, что реформа позволит превратить предприятия в полнокровные хозяйственные единицы, повысит личную заинтересованность трудящихся в увеличении количества материальных благ, лучшем удовлетворении общественных потребностей. Здесь мне хочется коснуться системы управления в области торговли и общественного питания.
Розничные цены по новой системе определялись по четырем группам товаров. К первой группе были отнесены многие продукты питания, некоторые промышленные изделия, уголь. На них устанавливались твердые цены, изменение которых находится в компетенции только правительства. Доля этих товаров составляла около 20% в розничном товарообороте страны.
Во вторую группу включались многие виды одежды, обуви, некоторые изделия пищевой промышленности, большая часть строительных материалов. На них распространялись предельные цены, но они могли быть и ниже установленных, если у предприятий имелись для этого возможности.
К третьей группе были отнесены товары, подверженные частым изменениям моды, такие, как некоторые виды одежды, обуви, мебель, галантерея, а также многие виды продукции химической, текстильной и деревообрабатывающей промышленности. Цены на эту группу товаров правительство не устанавливало; они определялись промышленными предприятиями по договоренности с торговыми организациями и могли меняться в ту или другую сторону в определенных размерах.
Четвертая группа товаров это вина, фрукты, некоторые изделия фарфоровой и стекольной промышленности, культтовары, предметы роскоши. Цены на эти предметы устанавливались промышленными предприятиями по их усмотрению в зависимости от рыночного спроса и предложения.
По данным Министерства торговли Венгрии, новый порядок установления цен способствовал увеличению выпуска государственными предприятиями, артелями, кустарями гончарной и фаянсовой посуды, мебели, предметов [302] хозяйственного обихода, расширению пошива одежды. Отрицательными моментами нового порядка являлось то, что множество цен осложняет контроль над их соблюдением, многие вещи по качеству трудно отличить одни от других, хотя цены на них различные. В новых условиях по третьей и четвертой группам товаров не исключается рост цен.
Областные отделы торговли подчинены только местным Советам, двойное подчинение упразднено. Министерство торговли республики дает указания органам торговли через местные Советы. В хозяйственном отношении торговым организациям и предприятиям предоставлена широкая самостоятельность, они ответственны за результаты своей деятельности перед местными Советами. Руководство оптовыми предприятиями осуществляет Министерство внутренней торговли.
Многие фабрики не получают детальных заданий сверху какие товары производить. Сами предприятия планируют выпуск товаров, сообразуясь со спросом населения. Они стремятся наиболее полно использовать мощности для изготовления тех товаров, на которые имеется повышенный спрос. На наш вопрос министру внутренней торговли И. Сурди, не приведет ли широкая самостоятельность промышленных предприятий к тому, что они в погоне за прибылью перестанут выпускать вещи, менее прибыльные, но нужные потребителю, министр ответил, что такая опасность есть. Но, пояснил он, до реформы права предприятий были слишком ограниченны, что приводило на практике к сдерживанию производства ряда товаров. В новом положении говорится, что за нереализованную продукцию предприятие прибыли не получает. Эта мера должна заставлять предприятия организовывать производство в соответствии с потребностями рынка. На наш взгляд, в реформе есть принципы, позволяющие стимулировать труд людей, занятых на предприятиях, работающих на рынок.
Прошло более 12 лет с тех пор. Реформа в целом оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Принятые экономические меры повысили заинтересованность работников в росте производства. Все больше сельскохозяйственных продуктов поступает с приусадебных участков. Прилавки магазинов заполнены товарами, удовлетворяющими самым взыскательным вкусам.
В Венгрию ежегодно приезжает более 10 млн. туристов. Их привлекает не только красота долин или озеро [303] Балатон, но и венгерская кухня. Разнообразные блюда и венгерские вина пользуются широкой популярностью. Цены в ресторанах на одни и те же блюда различные. Первоклассные рестораны применяют наценки до 150% и более. План товарооборота предприятиям общественного питания не устанавливается. Персонал столовых, ресторанов заинтересован в увеличении оборота, так как часть полученной прибыли остается в распоряжении их коллектива.
Немало интересного и полезного имеется в методах торговли в других братских странах. Обмен опытом помогает совершенствовать формы торговли в каждой стране, благоприятно сказывается на изготовлении и применении торгового оборудования, строительстве магазинов, убранстве витрин, выкладке товаров, проведении оптовых ярмарок.
3
Сотрудничество между министерствами, хозяйственными организациями и предприятиями социалистических стран приносит не только экономические выгоды, но и помогает укреплять дружбу и доверие между народами.
Исходя из опыта своей работы, а также знакомства с деятельностью моих коллег-министров, я убедился, что личные контакты есть наилучший способ установления деловых отношений. Только безнадежные бюрократы могут избегать встреч и откровенных разговоров.
С чувством большого удовлетворения работники советской торговли вспоминают встречи с министром внутренней торговли Болгарской Народной Республики П. Таковым. Мне неоднократно приходилось слушать выступления Такова на больших собраниях в Болгарии. Говорил он просто, чистосердечно, тепло рассказывал о нашей стране, о том, каких успехов мы достигли в улучшении жизненного уровня народа. Его выступления нередко заканчивались восторженными возгласами присутствующих в честь нерушимой братской дружбы народов Болгарии и СССР. П. Таков многое сделал для установления дружеских отношений между работниками торговли наших стран.
Не могу не рассказать и о бывшем министре внутренней торговли Венгрии коммунисте Янош Таусе, с которым у нас до сих пор сохранились самые добрые [304] дружеские отношения, о его поведении в дни разгула контрреволюционных элементов в Венгрии в 1956 г.
Враги и предатели революции в Будапеште и некоторых других городах республики осенью 1956 г. стали активно осуществлять меры, направленные на дезорганизацию хозяйственной и политической жизни страны. Им удалось остановить ряд заводов, прекратить подвоз продовольствия в столицу. Цель врагов была ясна вызвать голод, разруху, поднять население на борьбу против рабочей власти с целью восстановить капиталистическую форму правления. Прибывшие из СССР по просьбе венгерского правительства поезда с продовольствием для населения Будапешта не разгружались. Обстановка накалялась. За теми, кто активно боролся с контрреволюцией, была установлена слежка. Яношу Таусу не один раз угрожали, звонили по телефону, присылали предупреждения по почте, но ничто не могло сломить волю и убежденность коммуниста. В один из тех нелегких дней Таус едет на товарный двор вокзала, собирает грузчиков, служащих железной дороги и тут же, во дворе, среди большой толпы произносит речь:
Советский Союз как верный друг венгерского народа прислал нам продовольствие, чтобы жители Будапешта могли нормально питаться, а вам говорят: «Не разгружайте вагоны, не развозите продовольствие по магазинам». Как можно расценить поступки тех, кто хочет, чтобы ваши семьи были обречены на голод?
Его речь прерывалась свистками, криками, руганью, но большинство внимательно слушало смелое и правдивое слово министра.
Кому дороги интересы республики, продолжал Таус, кто уважает себя, любит семью, должны сегодня же приступить к работе. Каждый час дорог. Не поддавайтесь провокаторам.
На другой день началась частичная разгрузка вагонов. Контрреволюционеры убили двоих рабочих, перевозивших грузы с вокзала в магазины. Однако решимость рабочих не была поколеблена, разгрузка вагонов продолжалась. Объезжая склады, магазины, мы видели, с каким напряжением трудились работники торговли. Несмотря на опасность, они стойко охраняли предприятия от громил. Полученное из Советского Союза продовольствие было сохранено и продано жителям Будапешта. Помощь, оказанную в тяжелый для венгерского народа час, хорошо помнят и ценят по сей день в Венгрии. [305]
Советские люди оказывали моральную и материальную поддержку революционным силам в Венгрии, помогали им организовать отпор реакции, сплотиться вокруг рабоче-крестьянского правительства.
Многое изменилось в Венгрии по сравнению с теми годами, о которых идет речь. Отрадные перемены произошли во всех областях жизни. Находясь в Венгрии в 1968 г., я невольно вспомнил декабрь 1956 г. Многие дома тогда были разрушены, транспорт дезорганизован. Всюду ощущался острый недостаток товаров. Покупательная возможность венгерской денежной единицы форинта упала до минимума. Западные радиостанции не уставали призывать население Венгрии покинуть ее пределы.
В это время в плохо освещенном здании парламента председатель Революционного рабоче-крестьянского правительства Янош Кадар отвечал на многочисленные вопросы западных журналистов.
То, что вы видите, говорил Кадар, есть результат действий контрреволюции. Шесть недель промышленность не работала, это привело к инфляции и недостатку товаров.
А почему вы распустили центральный рабочий совет, тогда как у Ленина сказано «Вся власть Советам», прерывая Кадара, задал вопрос какой-то журналист.
Верно, спокойно ответил председатель, у Ленина есть такие слова, но они были сказаны в 1917 году, когда государственная власть в России принадлежала буржуазии. В Венгрии же в ноябре 1956 года существовала пролетарская власть и было бы неправильно, если бы она признала «рабочие Советы», находящиеся в руках контрреволюции. Наша работа, продолжал Я. Кадар, не имела бы успеха, если бы нас не поддерживали широкие массы населения. Именно благодаря им нам удалось разгромить врагов революции и восстановить порядок.
Последующие события неопровержимо подтвердили справедливость этих слов. [306]