Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Часть вторая.

Хлеб и мир

Важный этап. Свободная торговля. Неотложные задачи. Битва за хлеб. Поиски нового. Опираясь на опыт. Верным курсом. Обмен опытом В мире предпринимателей. Вопросы, задачи, решения.

Важный этап

Сразу же после окончания войны, в мае 1945 г., возник вопрос об оказании продовольственной помощи населению Берлина, которое оказалось под угрозой голода. Нуждались в поддержке продуктами питания и жители городов Чехословакии и Венгрии. Руководствуясь гуманными целями, Советское правительство незамедлительно оказало им помощь. Для решения вопросов в Берлин выехали А. И. Микоян и А. В. Хрулев, а мне и М. С. Смиртюкову предложено было вылететь в Прагу и Будапешт.

В Праге нам бросилось в глаза праздничное настроение жителей. Советских воинов окружали толпы людей, выражавших чувства благодарности за освобождение их страны от фашистской оккупации. В витринах магазинов, на площадях, на домах оживленных магистралей висели портреты государственных деятелей Чехословакии и Советского Союза. Город выглядел нарядным. Много зелени, красивые дома, небольшие, но украшающие город площади, всюду цветы. В центре города на холме гордо возвышался Пражский кремль.

Встретивший нас В. Широкий, в то время работавший заместителем Председателя Совета Министров Чехословакии, рассказал, что кое-кому в правительстве Бенеша не совсем по вкусу проявление горячих симпатий жителей Праги к Красной Армии. Некоторые министры, прибывшие с Бенешем из эмиграции, работают с оглядкой на Англию. Продовольствия не хватает, а они предлагают отменить карточки. Идея сама по себе привлекательная, но практически к ее осуществлению страна не готова. Отмена карточек потребует дополнительных ресурсов продовольствия, которых нет. Нельзя упускать из виду и того, что отмена карточек приведет к спекуляции, повышению цен, а от этого в первую очередь пострадают рабочие. [186]

— Вот почему мы, члены правительства — коммунисты, — продолжал Широкий, — считаем, что такая мера преждевременна. Но чтобы не дать возможности демагогам играть на трудностях и разжигать недовольство людей, необходимо увеличить нормы снабжения, а без помощи продовольствием мы этого сделать не можем.

В. Широкий говорил откровенно, убежденно, с большим знанием политической обстановки в стране.

По просьбе Совета Министров Чехословакии мы приняли участие в подготовке предложений об увеличении норм выдачи продуктов городскому населению. При этом, конечно, принималась во внимание помощь продовольствием с советской стороны. При обсуждении в правительстве данного вопроса министры В. Майер, Г. Рипка и Я. Странски предложили отменить карточную систему. Свое предложение они обосновывали тем, что свободная торговля вызовет экономический подъем в стране, а за границей это будет воспринято как свидетельство силы нового, демократического строя. На вопрос — а где взять товары для свободной торговли? — они отвечали: «Надо проявить гибкость в их изыскании».

Предложение этих министров было отклонено. Большинством голосов членов правительства было принято решение о повышении норм продажи: хлеба — рабочим на 50%, а остальным категориям — на 30%; крупы и макарон — на 15%. А через некоторое время были увеличены размеры продажи сахара, жиров и других продуктов.

Последующие события показали, что Майер, Рипка, Странски и некоторые другие министры своими действиями пытались столкнуть страну на капиталистический путь развития. Но видя бесплодность своих усилий, они покинули родину. Позднее министр внутренней торговли Чехословакии Ф. Крайчир по этому поводу писал: «План реакционного заговора был, в частности, построен на стремлении вызвать экономический развал. В этом деле его инициаторы придавали решающую роль снабжению. Путем расхищения запасов и развития спекуляции они хотели нарушить тогда еще довольно слабое послевоенное карточное хозяйство. Контрреволюция всегда рассчитывает путем нарушения снабжения вызвать недовольство населения. За их предложениями о подъеме экономики скрывались намерения изменить направление политики Коммунистической партии. Эти планы были сорваны, заговор был уничтожен». [187]

В Будапеште мы видели большие разрушения. Мосты через Дунай были взорваны. Городское население страны и особенно Будапешта испытывало недостаток в продуктах питания. Хлеб, мясо, сахар, масло, крупы продавались по карточкам. Нормы выдачи были почти одинаковыми для всех групп населения.

У крестьян имелись излишки продуктов, но их скупали спекулянты. Побывав на центральном рынке, мы убедились в этом. Продукты продавали не крестьяне, а перекупщики. То были упитанные, холеные, хорошо одетые люди, многие в котелках. Из их жилетных карманов свисали массивные золотые цепочки для часов. Эта паразитическая «армия котелков», пользуясь недостатками в распределении, перепродавала мясо, муку, масло, овощи по недоступным для большинства населения ценам.

Оказанная Советским правительством помощь продовольствием и введение дифференцированных норм отпуска продуктов парализовали деятельность спекулянтов.

В ряде районов города прошли митинги, на которых рабочие выражали признательность Советскому правительству. На одном из многолюдных митингов бургомистр Будапешта сказал:

— Советское правительство оказало нам колоссальную помощь в самый тяжелый период для населения Будапешта, когда спекулянты хотели взять за горло население столицы. Народ Венгрии никогда не забудет этой помощи. Друг всегда узнается в беде.

После окончания митинга собравшиеся пели «Интернационал», раздавались возгласы «Да здравствует Красная Армия!».

В июне 1945 г. я получил указание вылететь в Варшаву и вступить в переговоры с польскими товарищами об условиях уборки урожая на землях вдоль новых западных границ Польши (Силезия, Познань). Дело в том, что польские крестьяне в то время не имели возможности своими силами убрать хлеб с больших площадей, а наступало время жатвы.

Варшава представляла собой груду развалин. Улицы и площади завалены кирпичом разрушенных домов. Люди бедно одеты. В сохранившихся магазинах на окраинах города пустые полки. Фашисты перед своим уходом уничтожали дом за домом, вырубали парки, не пощадили даже памятник великому Шопену. По данным [188] варшавян, в городе было убито около 200 тыс. человек.

Жители Варшавы с большим усердием расчищали улицы от завалов, прокладывали пути для трамваев и автомашин. Поляки, с которыми мне приходилось встречаться, с болью говорили о разрушенной Варшаве. Все они выражали готовность работать столько, сколько потребуется для восстановления столицы.

Позднее я не раз бывал в Варшаве и каждый раз удивлялся тому, как быстро возрождались кварталы жилых домов, служебные здания, восстанавливались парки, одевались в зеленый наряд площади. Мечта людей увидеть столицу во всей ее красе осуществилась. Над Вислой перекинулись новые мосты, отличающиеся от прежних, взорванных немцами, монументальностью, широтой пролетов. В центре города, в любимом горожанами парке Лазенки, вновь возвышается памятник гениальному композитору Фредерику Шопену.

Однако вернемся к 1945 г. Польскую сторону в переговорах представлял вице-председатель Комитета национального освобождения Миколайчик. Он создавал впечатление расторопного и волевого человека. Рыжеватый, лицо в веснушках, часто улыбался, по-русски не говорил. Переводчицей была его секретарша, высокая, пожилая женщина с острым взглядом. По стилю одежды, строгости и манере держаться, осанке она походила на игуменью. Секретарша владела многими языками, хорошо знала русский, переводила точно и, в отличие от своего шефа, за все время наших переговоров ни разу не улыбнулась. Вместе с Миколайчиком она прилетела в Варшаву из Лондона и, как верный страж, всюду его сопровождала.

Миколайчик отклонял наши условия по уборке хлеба и выдвигал неприемлемые предложения. Время шло. Дни стояли жаркие, сухие. Тучные колосья пшеницы и ржи клонились к земле. Промедление с уборкой было опасно — зерно могло осыпаться.

Вечером я встретился с Болеславом Берутом. Он принял меня в Бельведере. В то время комнаты, коридоры, лестницы этого красивого дворца нуждались в капитальном ремонте. Беседа состоялась на балконе, выходящем в парк. Я рассказал о переговорах с Миколайчиком. Берут рассмеялся.

— От него всего можно ждать, — сказал он. — Ловкач. Тянет время, вроде бы под предлогом больше получить, [189] а в действительности ведет дело к тому, чтобы потерять урожай. Кому это выгодно? Нашим врагам.

Со стороны парка веяло вечерней прохладой, вдали между деревьями шагали часовые, охранявшие резиденцию первого председателя Крайовой Рады Народовой.

— К сожалению, — продолжал после небольшой паузы Берут, — есть еще люди, которые видят в Миколайчике борца за демократию. А ведь он весь с потрохами продался англичанам. Черчилль даже не скрывает, что Миколайчик — его человек и что буржуазия возлагает на этого «борца» большие надежды. Много трудностей создает нам и церковь, — как бы отвечая на свои мысли, сказал Берут. — Ее влияние в народе, особенно среди крестьян, еще велико. Этим пользуются наши враги. Но ничего, справимся. Одолеем и Миколайчика, и всех за ним стоящих.

Берут широко улыбнулся. От его слов веяло оптимизмом, глубокой верой в победу новой, социалистической Польши. Мы расстались довольно поздно.

На следующий день переговоры с Миколайчиком пошли успешнее, хотя внешняя любезность и улыбка у него исчезли. Он сосредоточенно диктовал секретарше условия соглашения.

Миколайчик, как подтвердили последующие события, был врагом народной Польши. Все его помыслы были направлены на то, чтобы с Советским Союзом вновь граничила капиталистическая Польша. Миколайчик был своего рода «троянским конем» в правительстве республики: внешне вел себя лояльно, а на деле исподволь готовил захват власти. Он делал ставку на зажиточных крестьян, объединял элементы, враждебные народной власти. Миколайчик призывал их держать ружья на прицеле против соотечественников, сражавшихся за новую Польшу. Но ему не удалось долго мешать наступательному движению демократических сил. Он был разоблачен и изгнан из Польши.

А теперь, читатель, вернемся из зарубежных стран в свою и рассмотрим некоторые проблемы, которые встали перед ней во весь рост после окончания войны. Одной из них была проблема перехода от нормированной продажи к свободной. Но прежде чем рассказать о решении ее, надо вернуться к 1944 г. Именно в этом году, еще в ходе боевых действий, закладывались основы для отмены нормирования. [190]

Карточная система принесла с собою не только рациональное и экономное расходование продовольствия, но и имела отрицательные стороны. Одной из них было то, что многие люди, имевшие деньги, не могли приобрести на них нужную вещь без карточек. Тем самым снижалась заинтересованность людей в заработке. Восстановить равновесие между доходами, получаемыми трудящимися, и их расходами было необходимо. А вот как это сделать при крайне ограниченных товарных ресурсах, никто не знал. Ломали голову, искали выход. Некоторые товарищи высказывались за увеличение отпуска товаров для высокооплачиваемых рабочих, специалистов, но при этом предлагали установить цены выше пайковых за ту часть товаров, которая будет превышать установленные нормы выдачи по карточкам. Были и другие предложения, но они не помогали решить проблему, а лишь усложняли механизм снабжения.

После рассмотрения всех вариантов остановились на одном — открыть коммерческие магазины. Само по себе такое решение не было новым, коммерческая торговля применялась и раньше. Кому принадлежала идея вернуться к ней, не берусь утверждать, но впервые об этом я услышал от А. И. Микояна в январе 1944 г. на совещании, в котором участвовали наркомы А. Г. Зверев, В. П. Зотов, П. В. Смирнов, А. А. Ишков, А. В. Любимов и руководящие работники Госплана.

Микоян сказал, что в ЦК партии состоялся обмен мнениями о том, что наряду с нормированным снабжением следует открыть коммерческие магазины и рестораны. Вначале в виде опыта в Москве, а затем, если он окажется удачным, и в других городах. Цены в этих магазинах должны быть установлены примерно на уровне цен колхозных рынков. Выпуск товаров, направляемых в коммерческую сеть, необходимо сосредоточить на лучших фабриках, где есть возможность изготовлять вещи высокого качества, в удобной и привлекательной упаковке. Коммерческие магазины должны быть крупными, иметь подсобные помещения для хранения товаров. Для работы в них следует подбирать квалифицированные кадры продавцов и кассиров. Коммерческая торговля позволит гражданам, получающим высокую зарплату, покупать товары у государства, а не у частника на рынках.

Наркомы поддержали предложение Микояна. Зверев добавил, что было бы желательно открыть такие магазины не только в Москве, но и в других городах. Зотов, [191] Смирнов, Ишков высказали опасение, что в короткий срок промышленность не сумеет накопить нужные запасы товаров и для начала следует открыть коммерческую торговлю только в Москве. С их доводами участники совещания согласились. Вскоре было принято решение Совета Народных Комиссаров СССР об открытии магазинов по продаже товаров по коммерческим ценам.

15 апреля 1944 г., т. е. примерно за год до окончания войны, в Москве открылись первые 20 продовольственных магазинов, где без карточек продавались рыбные изделия, мясо, колбаса, масло, вино и другие товары. На таких же началах были открыты и некоторые рестораны.

По состоянию ресурсов государство не могло направить большое количество товаров в коммерческую сеть. Поэтому цены на них были установлены довольно высокие: килограмм сахара-песка стоил 75 руб., масла животного — 100 руб. за 1 кг, говядины — 45 руб. Даже при этих ценах желающих купить продукты оказалось больше, чем предполагали.

Через три месяца, вслед за Москвой, были открыты такие же магазины в Ленинграде. Свободная торговля для этого города имела особое значение. У людей, переживших блокаду, заполненные продуктами магазины вызывали радость. Каждый ленинградец хотел лично убедиться: действительно ли, как говорят соседи, в магазинах есть мясо, масло, даже свежие фрукты. Вскоре открыли коммерческие магазины и рестораны в Киеве, Свердловске, Челябинске, а в конце года — еще в 25 городах страны. С июля 1944 г. началась продажа по коммерческим ценам и промышленных изделий, вначале в виде опыта в столице, а затем и в других городах. Свободная торговля постепенно приобретала все больший размах. К началу 1946 г. продажа продовольственных товаров осуществлялась в 130 городах, а промышленных изделий — в 40. Коммерческая сеть ресторанов и чайных была в каждом городе.

Коммерческая торговля позволила полнее удовлетворять запросы людей, снизить цены на колхозных рынках, усилить воздействие на промышленность и побудить ее производить изделия, выпуск которых в годы войны был прекращен, улучшать качество товаров и их упаковки. Имело значение и то, что коммерческая торговля дала возможность увеличить поступление доходов в государственный бюджет на 5 млрд. 200 млн. руб. за 1944–1946гг. [192]

Аккумулирование в государственной казне дополнительных средств помогало Советам депутатов трудящихся восстанавливать разрушенные врагом предприятия и жилые дома. Коммерческая торговля значительно облегчила последующий переход от нормирования к развернутой свободной торговле. Были у этого вида торговли и отрицательные стороны. Одна из них заключалась в том, что разрыв между ценами на товары, продаваемые свободно и по карточкам, был чрезмерным. Если хромовые мужские ботинки по карточке стоили 100 руб., то такие же ботинки в коммерческих магазинах продавались в 12 раз дороже. Или, скажем, шерстяные ткани. Один метр бостона соответственно стоил 170 и 1450 руб. (в ценах 1945 г.). Не все люди могли покупать вещи по таким ценам. Чтобы устранить образовавшийся разрыв, требовалось некоторое время.

По мере того как увеличивался объем ненормированной торговли, возникла необходимость в специальном руководстве новым делом. В Наркомторге СССР было образовано Главное управление — Главособторг, во главе которого был поставлен заместитель наркома торговли СССР А. И. Смирнов. Он имел большой опыт торговой деятельности и многое сделал для развития коммерческой сети, оснащения магазинов оборудованием и создания системы заказов по изготовлению товаров промышленностью.

Оборот по продаже товаров Особторгом в 1946 г. превысил 6 млрд. руб., что составляло 24% общего товарооборота страны. Однако карточки по-прежнему оставались основной формой снабжения населения. Продукты и промышленные товары, получаемые по ним, продавались по твердым низким ценам.

Поступление товаров в торговую сеть постепенно увеличивалось. Уже во втором полугодии 1945 г. торговля получила от промышленности сахара, кондитерских изделий, мясных и рыбных товаров на 30% больше, чем в первом полугодии. Рост поставок хлопчатобумажных тканей, одежды, обуви был еще больше. Заводы и фабрики стали выпускать радиоприемники, патефоны, гарнитурную мебель, металлическую посуду. Эти изделия во время войны почти не вырабатывались, а потребность в них была велика. Все это позволило оживить торговлю и довести объем товарооборота до 16 млрд. руб. в 1945 г. Таким образом, самый низкий уровень товарооборота (1942 г.) был превышен в два раза. Но довоенного [193] уровня — 18 млрд. руб. (в ценах 1940 г.) мы еще не достигли, хотя, как помнит читатель, он был невысоким — 92 руб. на одного жителя в год. Многое предстояло сделать.

Однако не успели люди после войны убрать с полей мины, предать земле убитых и хоть немного забыть пережитые ужасы войны, как вновь подул ледяной ветер войны. В Фултоне в марте 1946 г. Черчилль произнес речь, в которой призвал своих сторонников к борьбе со странами социалистического лагеря. Его призыв находит отклик в правящих кругах империалистических государств. Началась «холодная война», порой грозившая перейти в открытое военное столкновение. Враги нашего государства преднамеренно создавали очаги конфликтов в разных частях света, не стесняясь при этом облыжно обвинять Советский Союз, фальсифицировать его внешнюю политику. Об этом я напоминаю лишь для того, чтобы полнее передать атмосферу, в которой приходилось нашему народу восстанавливать разрушенную войной экономику.

В марте 1946 г. в Кремле открылась сессия Верховного Совета СССР. Депутаты обсуждали пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг. Они приводили факты и цифры материального ущерба, нанесенного врагом в оккупированных районах. Ни одна страна ни в прошлом, ни в период второй мировой войны не имела таких потерь и разрушений, какие выпали на долю нашей страны. Чтобы восстановить хозяйство, требовалось многое и прежде всего переключить сотни крупнейших промышленных предприятий с производства военной продукции на изготовление товаров для рынка. Надо было перераспределить рабочую силу, основные и оборотные фонды между отраслями, создать условия для накопления средств, без чего немыслимо развитие промышленности и сельского хозяйства.

Принятый сессией Верховного Совета пятилетний план имел важное значение в решении новых экономических задач. Военные расходы на 1946 г. были уменьшены на 43% по сравнению с предшествующим годом. Конечно, ускоренное восстановление городов и сел требовало еще большего сокращения военных расходов, но нельзя было не считаться с тревожной международной обстановкой.

На сессии было принято также решение об отмене в [194] ближайшее время карточной системы и замене ее свободной торговлей. С переходом от военной экономики к мирной распределительная система стала тормозить производство, особенно в сельском хозяйстве.

Для выполнения принятых сессией решений требовалось напряжение физических и духовных сил населения. Обстановка повсеместно была тяжелой, но наибольшие трудности испытывали люди в районах, освобожденных от оккупантов. Материальные ресурсы были истощены, рабочих рук не хватало. Жилые дома редко где уцелели. Скот и даже семена были съедены. Техники для обработки земли не было.

В начале 1946 г. мне пришлось быть в селах ряда областей, находившихся какое-то время под властью оккупантов, и видеть везде одну и ту же печальную картину. Так, в селе Касторном Курской области осталась лишь треть дворов от того, что было перед войной. В уцелевших избах кое-как ютились женщины, дети, старики, а некоторые семьи жили в землянках. Многие женщины еще ждали не вернувшихся с фронта мужей, сыновей. Наступила весна 1946 г., надо пахать землю, а на чем? Кому удалось сохранить корову, пахали на ней. А то и так: несколько женщин впрягались в плуг, которым правил подросток четырнадцати-пятнадцати лет, и подымали тонкий слой земли. Так было всюду, куда ступал сапог оккупанта. Кругом не хватало самого необходимого. И все же люди не приходили в отчаяние. Все их помыслы были направлены на то, чтобы как можно быстрее залечить раны войны. Решения сессии Верховного Совета СССР поднимали настроение и вселяли уверенность в том, что жизнь скоро улучшится.

Начало 1946 г. предвещало хороший урожай. Но в мае — июне появились тревожные признаки засухи. Ни одного дождя. Засуха охватила ряд областей европейской части страны. Стихия опрокинула все прежние расчеты на хороший урожай. Потребовалась безотлагательная помощь колхозам продовольствием, фуражом, семенами. Число людей, снабжаемое по централизованному плану хлебом, в третьем квартале 1946 г. достигло 87,8 млн. против 77,1 млн. в январе 1945 г. За полтора года контингента, принятые на снабжение хлебом, возросли более чем на 10 млн. человек.

Наркомат торговли, областные и городские Советы ослабили контроль за выдачей карточек, что привело к повышенному расходованию хлеба, хотя неурожайный [195] год обязывал быть особенно экономным в расходовании хлебопродуктов. Когда об этом узнал И. В. Сталин, он потребовал создать комиссию и расследовать, кто виновен в раздувании контингентов, получающих централизованное снабжение, и наказать виновных.

Комиссия пришла к выводу, что контингента увеличены по вине Министерства торговли СССР и его органов на местах{41}. За вольное отношение к расходованию хлеба предлагалось снять Любимова с поста министра. При обсуждении выводов комиссии в Совете Министров СССР Любимова подвергли резкой критике, но предложение об освобождении его было отклонено.

Чтобы свести концы с концами, обеспечить хлебом городское население и оказать помощь колхозникам, пострадавшим от засухи, потребовались крутые меры по экономии хлебопродуктов. Уменьшили расход зерна на промышленную переработку (на спирт, комбикорма). Сократили продажу хлеба, крупы, макарон в коммерческой сети. Повысили нормы припека хлеба. Выработку сортовой муки свели к минимуму. С централизованного снабжения хлебом сняли 24 млн. человек, главным образом работающих в сельской местности. Эта мера была особенно болезненной. Те, кто не получал карточек, были вынуждены прибегать к рынку. При крайне малых запасах зерна жесткая экономия в расходовании хлеба и его распределении была неизбежна и оправданна.

Строгие ограничительные меры привели к уменьшению расхода муки с 2910 тыс. т в третьем квартале 1946 г. до 1780 тыс. т в четвертом квартале того же года. Расход крупы — соответственно вместо 183 тыс. т до 85 тыс. т.

Преодолевая трудности, порожденные войной и засухой, Центральный Комитет партии, правительство продолжали вести подготовку к свободной торговле. Наряду с намечаемой отменой карточек было решено осуществить и денежную реформу. Война 1941–1945 гг. была неизмеримо тяжелее прежних. Расходы на военные нужды потребовали выпуска большого количества денег, к тому же на захваченной врагом территории Советского Союза выпускались фальшивые деньги. Изъять излишки денег через товарооборот оказалось невозможным. Продажа товаров в годы войны была ничтожно [196] мала. Даже в 1946 г., когда товарооборот возрос до 24,7 млрд. руб., он составлял только 55% уровня 1940 г. (в сопоставимых ценах). А денежное обращение за годы войны возросло в 2,4 раза.

Уместно вспомнить, что в дореволюционной России денежное обращение за годы первой мировой войны увеличилось в 14 раз. В результате к 1917 г. разразилась денежная катастрофа, усугубив и без того тяжелое кризисное состояние экономики{42}.

В период войны денежное хозяйство в нашей стране, опирающееся на твердые государственные цены, оставалось сравнительно устойчивым. Но избыточность денег давала о себе знать. И прежде всего это проявлялось в повышенном спросе на предметы потребления, который не уравновешивался достаточным предложением товаров. В результате снижалась материальная заинтересованность людей. Требовались особые и срочные меры по укреплению покупательной силы рубля.

Подготовительная работа к денежной реформе проводилась кропотливо, каждая строка будущего закона многократно обсуждалась, взвешивалась. Отмена нормирования и денежная реформа были тесно связаны между собой, одна мера дополняла другую.

Подготовка нового закона осложнялась тем, что на одни и те же товары действовали, как мы уже знаем, разные цены — карточные и коммерческие. На продукты и промышленные изделия, продаваемые по карточкам, цены были низкие, и они давно перестали соответствовать возросшим за годы войны затратам на их производство. Но правительство не повышало цен, чтобы не ущемлять бюджет рабочих, хотя это и стоило государству очень больших средств. С отменой карточек надлежало установить единую цену. Но на каком уровне? Нельзя было допустить, чтобы спекулятивные элементы, накопившие крупные суммы денег, получили возможность при свободной торговле скупать товары и перепродавать их. Спекулянты, подобно саранче, при благоприятных для них условиях быстро размножаются. Чтобы избежать такой опасности, нужно было уменьшить разрыв в ценах.

После неоднократных обсуждений и расчетов было решено в качестве переходной меры перед отменой карточек [197] с 16 сентября 1946 г. снизить коммерческие цены на все товары и повысить пайковые цены на некоторые виды продовольствия. Для возмещения потерь, связанных с увеличением цен на продукты, рабочим и служащим, получавшим невысокую заработную плату, была установлена надбавка к зарплате.

Так на пути к отмене карточек и проведению денежной реформы был сделан крупный шаг. Хотя и сохранялись две цены на одни и те же товары, но разрыв между ними был уже не столь большой. Требовалось еще некоторое время, чтобы ножницы окончательно сомкнулись.

В подготовку закона о денежной реформе много усилий вложил министр финансов СССР А. Г. Зверев. Руководствуясь указаниями ЦК партии, он предусматривал такие меры, чтобы как можно меньше затронуть трудовые сбережения людей. Денежные вклады граждан в сберегательных кассах переоценивались на льготных условиях — вклады до 3 тыс. руб. (в старом масштабе цен) приравнивались к одинаковой сумме в новом исчислении — рубль за рубль. При обмене наличных денег 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю. Наибольшие потери при обмене денег понесли лица, накопившие крупные суммы нечестными путями, державшие деньги в «кубышках».

Здесь хотелось бы сказать об Арсении Григорьевиче несколько подробнее. Он был выдвинут на пост наркома финансов СССР в 1938 г. До этого Зверев работал на различных должностях в финансовых органах и лишь несколько месяцев был заместителем наркома финансов. Арсений Григорьевич с честью оправдал высокое доверие партии многолетней работой на беспокойном посту министра финансов. Он проводил твердую, нередко жесткую линию в налоговой политике, стремясь сбалансировать государственный бюджет. Он прилагал немало усилий к тому, чтобы развитие производительных сил всегда обеспечивалось финансированием.

А. Г. Зверев не закрывал глаза перед правдой, какая бы она ни была. Высказывал ее и отстаивал. Особенно если это касалось крупных государственных дел. В конце 1952 г. Звереву позвонил И. В. Сталин и спросил, как велики доходы колхозников. Зверев доложил, что при действующих заготовительных ценах на сельскохозяйственные продукты доходы незначительны, во многих колхозах хозяйство ведется убыточно. [198]

Сталин полушутя-полусерьезно сказал ему:

— Достаточно колхознику курицу продать, чтобы утешить Министерство финансов.

— К сожалению, товарищ Сталин, это далеко не так — некоторым колхозникам, чтобы уплатить налог, не хватило бы и коровы, — ответил Зверев.

Сталину ответ не понравился, он оборвал министра и сказал, что он, Зверев, не знает истинного положения дел. Колхозы, причем многие, стали миллионерами, и их надо обложить дополнительным налогом. Сказал и повесил трубку.

Вступать в спор со Сталиным дело нелегкое. Надо не только быть абсолютно уверенным в правильности своей точки зрения, но и обладать мужеством ее защищать. Зверев представил докладную записку, где привел данные о доходах колхозов и колхозников, и вновь высказал убеждение о неоправданности дополнительного налога. Иначе, доказывал Зверев, у людей пропадет интерес работать в колхозах.

Занятая Зверевым позиция, как и следовало ожидать, вызвала раздражение Сталина. У него сложилось мнение, что доходы колхозников, особенно южной зоны страны, превышают заработную плату рабочих, а это, по его мнению, есть нарушение социалистического принципа распределения по труду. Была образована комиссия, которой поручалось подготовить предложения о введении дополнительного налога на селе.

Большинству членов комиссии было ясно, что о дополнительном налоге не может быть и речи, но были и такие, которые колебались, высказывали сомнения в правильности данных о доходах колхозов. В подтверждение своей точки зрения они ссылались на личные наблюдения и приходили к заключению, что многие хозяйства можно обложить дополнительным налогом.

Комиссия поручила министру сельского хозяйства СССР И. А. Бенедиктову и А. Г. Звереву основательно изучить положение дел, после чего подготовить проект решения и записку на имя Сталина.

Зверев и Бенедиктов были твердо уверены в необоснованности повышения налога, тем не менее они со всей тщательностью проанализировали сведения о доходах, финансовые отчеты колхозов подверглись основательной проверке. Представленную ими записку рассматривали в ЦК партии. Доходы оказались далеко не такими, как представлял их Сталин. О повышении налога не могло [199] быть и речи. Более того, после обсуждения было решено снизить сельскохозяйственный налог на одну треть{43}.

Зверев умел правильно оценивать факты, руководствуясь при этом не только бюджетными соображениями. В первые послевоенные годы товарные запасы в розничной сети государственной торговли составляли всего лишь 32 дня. Но так как ассортимент товаров был крайне ограничен, то все проходило более или менее гладко. По мере насыщения рынка товарами запасы в розничной сети росли. Не имея достаточного финансового норматива, торговые организации стали испытывать трудности в оплате счетов за поступающие товары. Создалась угроза сокращения производства товаров, и это в то время, когда особенно нужно было развивать товарооборот. Повторялась неприглядная история 1939 г.

При встрече с А. Г. Зверевым я рассказал ему, что установленный норматив мал и сдерживает развитие торговли. Думать, что небольшой норматив будет побуждать работников торговли к ускоренной продаже товаров, — значит иметь ошибочное представление о торговле. Продажа товаров в магазинах осуществляется без ограничения. Чем полнее ассортимент, тем оживленнее идет торговля. Урезанный же норматив приводит к обратным результатам. Зверев, выслушав меня, сказал:

— Согласен, торговые предприятия должны иметь устойчивые запасы. Только при наличии их можно создать удобства покупателям в выборе вещей. Но для увеличения норматива нужно выделить из бюджета несколько сот миллионов рублей, а где их взять? — Он задумался и добавил: — Ну хорошо, будем искать деньги.

Вскоре, в начале 1954 г., по предложению Министерства финансов норматив для государственной торговли был увеличен до 56 дней, а в 1960 г. — до 63 дней, что ощутимо сказалось на улучшении хозяйственной деятельности торговых предприятий. Оборачиваемость товаров возросла.

Находясь на посту министра финансов СССР более 20 лет, Зверев многое сделал для совершенствования финансовой системы. При его непосредственном участии [200] был создан четкий механизм получения доходов и установлен строгий контроль рублем за хозяйственной деятельностью предприятий. Мероприятия, предусматриваемые планами народного хозяйства, финансировались все годы своевременно и в полном объеме.

В 1960 г. А. Г. Зверев заболел и вынужден был по состоянию здоровья уйти на пенсию. Но он не прекращал творческой деятельности. Его перу принадлежат книги «Национальный доход и финансы СССР», «Проблемы ценообразования и финансы». Последняя его книга «Записки министра» увидела свет уже после смерти автора. [201]

Дальше