Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Из истории гвардейского Берлинского Краснозаменного ордена Богдана Хмельницкого истребительного авиаполка

Личный состав авиаполка за период Великой Отечественной войны, с 22.06.41 г. по 9.05.45 г., внес весьма существенный вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск:

— произведено всего 23883 боевых вылета, в том числе в составе гв.авиадивизии — 15464;

— проведено 1197 воздушных боев, в которых сбито 729 самолетов противника, в том числе в составе гвардейской авиационной дивизии — 503;

— свои потери — 82 летчика;

— в полку выросло 22 Героя Советского союза, из них 2 летчика — Василий Александрович Зайцев и Виталий Иванович Попков — удостоены этого высокого звания дважды.

В условиях нарастающей опасности и нападения на Советский Союз со стороны фашистской Германии, с 5 по 25 мая 1940 г., в г.Орша Белорусской ССР под №129 был сформирован истребительный авиаполк.

Командиром авиаполка был назначен (майор) Вихров Тимофей Григорьевич, военкомом был батальонный комиссар Рулин Виктор Петрович, начальником штаба авиаполка -Бондаренко Андрей Павлович.

С 10 февраля 1941 г. авиаполк входил в состав 9 смешанной авиадивизии.

Грозные и трагические дни начала войны — 22 июня 1941 г. авиаполк встретил на аэродроме Тарново вблизи г.Белостока. Командиром авиаполка был в то время Беркаль Юрий Михайлович, начальником штаба — Русанов Д.А., военкомом — Рулин Виктор Петрович.

В авиаполку имелось 62 летчика, летавших на самолетах типа МИГ-3 и И-153 (Чайка/.

Без объявления войны, в нарушении ранее заключенного договора, фашистская Германия, рано утром, 22 июня 1941 г. начала военные действия против Советсткого Союза на обширном участке фронта.

Первый день войны был встречен личным составом полка организованно, и уже в четыре часа утра, 22 июня 1941 г., летчики 129 авиаполка вступили в бой с немецкими самолетами: л-т Соколов и л-т Дыбенко сбили по одному немецкому самолету Ме109. В 4 часа 25 мин. лейтенант Николаев сбил немецкий бомбардировщик Хенкель-111.

Но на стороне немцев был явный перевес в численности и боевой мощи авиации.

В 4 часа 50 мин. 22 июня немецкая авиация нанесла массированный бомбовый удар по аэродрому 129 авиалолка, при котором была уничтожена большая половина всех самолетов.

Налеты немецкой авиации по аэродромам и автодорогам продолжались непрерывно. Отражая налеты немцев, авиаполк с оставшимися самолетами из 27 МИГ-3 и 11-И-16, вместе с линией фронта, отступал в направлении г. Смоленска. Это было очень тяжелое время для многих советских людей. Только лично прочувствовавшему на себе человеку первые дни войны, и особенно непосредственно на фронте, под обстрелом и бомбежками, в условиях отступления наших войск, можно оценить и представить ее морально-трагическую тяжесть с ничем не сравнимыми страданиями для жизни и судеб многих людей.

Каким-то особым, трудно объяснимым, тяжелым грузом нависла в те дни война своей коварной неизвестностью, бедствиями и угрозой смертельной опасности для миллионов живущих людей.

Какую силу характера и мужества нужно было иметь советским людям в тылу и на фронте, чтобы сохранить веру в силу России, в неизбежность победы над врагом и не поддаться ошеломляющему шоку от неудачи первых дней войны и перехода от мирной жизни к войне! Вера в победу над фашизмом сохранялась и у самых простых советских людей.

Мне запомнились слова пожилого рабочего в первые дни войны в г. Ленинграде. Наблюдая воздушный бой наших истребителей с немецкими самолетами над городом, он сказал: «Да, схватились между собой два богатырья... Но наш русский богатырь обязательно победит немецкого, и эту победу я чую душой своего» Подобные мысли и слова были в то время обычными.

Мне довелось быть в Ленинграде с начала войны, включая весь декабрь 1941 г. и познать тяжесть блокадных дней с бомбежками и пайком из 175 гр. сухарей (и ничего более/, так хорошо и полно отраженных в трех первых сериях кинофильма «Блокада» писателя А.Чаковского.

С начала военных действий личный состав авиаполка передвигался и действовал с аэродромов гг. Смоленска, Брянска, Орла, Тулы и только 27 июля прибыло в полк первое пополнение из 9 самолетов МИГ-3 с командиром группы Желваковым.

8 августа прибыла в полк вторая группа летчиков с самолетами МИГ-3. В нее входили летчики: Нюнин И.М., Лавейкин И.П., Песков П.И., Мочалов Ф.П. и другие.

В то же время, на аэродром совхоза Дугино прибыла группа летчиков в составе Зайцева В.А., Штоколова Д.К., Мещерякова И.И. Истомина, Горюнова С.Т.

20 августа летчиками авиаполка был одержан значительных боевой успех: действуя с аэродромов Луховицы и Дугино, в воздушных боях было уничтожено девять немецких самолетов. Особую отвагу и мастерство в воздушных боях проявили летчики Зайцев В.А. и Нюнин И.М.

21 августа, в сложном бою, совершив беспримерный подвиг, погиб летчик Ковач П.С. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В сентябре 1941 г. летчик Зайцев В.А. назначается заместителем командира 129 авиаполка.

В июне и августе 1941 г. 129 авиаполк входил в состав 47 смешанной авиадивизии, базирующейся на аэродроме Шликовка [Шайковка???].

В условиях холодной и снежной зимы, в ноябре-декабре 1941 г. авиаполк, действуя с полевых аэродромов Залазино, Луковники, Красное на Западном и Калининском фронтах, наносил противнику ощутимые удары. До 6 декабря 1941 г. на боевом счету авиаполка уже было сбито в воздушных боях 62 немецких самолета и 20 самолетов уничтожено на вражеских аэродромах. Было произведено 1793 боевых вылета с налетом 1980 часов.

Приказом Наркома Обороны №351, подписанного И.В.Сталиным, 6 декабря 1941 г. полку присвоено звание Гвардейского Истребительного авиаполка.

Командиром авиаполка с июня 1941 г. по май 1942 г. был Беркаль Ю.М. Заместителем командира авиаполка — Зайцев В.А.

С мая 1942 г. по март 1944 г. командиром авиаполка был Зайцев В.А.

С начала октября 1941 г. по 31 октября 1942 г. авиаполк участвовал в боях на Калининском фронте.

12 декабря 1942 г. 5-й гв.ИАП перебазировался под Сталинград на аэродром Троицкое и вошел в состав 207-й истребительной авиадивизии (позднее переименованной в гвардейскую авиадивизию/. Авиадивизия входила в состав 3-го смешанного авиакорпуса под командованием генерала В.Аладинского и 17 ВА под командованием генерала Красовского Степана Акимовича. Прибывшие на Сталинградский фронт в декабре 1942 г. авиаполки дивизии имели на самолетах пушечное вооружение и по своим боевым характеристикам и маневренности не уступали немецким Ме-109. Авиаполк был укомплектован самолетами Ла-5. 106 и 107 авиаполки также были полностью укомплектованы самолетами ЯК-9б и другими.

Командование гвардейской Днепропетровской краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Истребительной авиадивизии:

командир дивизии — А.П.Осадчий

начальник штаба — Н.Г. Шевяков

начальник политотдела — Н.М.Рассохин

начальник связи — А.П.Слухарев

пом.нач.связи — П.М.Ожимков

В составе гвардейской авиадивизии наш авиаполк участвовал в боях на Сталинградском фронте за освобождение Донбасса и г.Днепропетровска, а также на юге Украины (ст.Раздельная) и г.Луцка, в освобождении Польши и на территории Германии, до самых последних дней Победы над фашистской Германией.

После краткого описания истории авиаполка предоставим очередь и место основной теме воспоминаний — о хорошо знакомых мне однополчанах.

Вспомним их боевые дела, помянем добрым словом, и пусть положительные стороны и штрихи из их жизни на фронте послужат полезным примером для воспитания нашей молодежи.

Первые очерки посвящаю прославленным начальникам авиаполка: дважды Герою Советского Союза В.А.ЗАЙЦЕВУ и бессменному комиссару В.П.РУЛИНУ.

Дальше