Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

От автора

Этой книгой я завершаю свой рассказ-хронику о самых трудных и грозных для нашей страны годах Великой Отечественной войны. Как и первые книги — «Июнь — декабрь сорок первого» и «Год 1942», новое повествование не является ни историческим исследованием, ни мемуарами в точном смысле этого слова. Не вдаюсь я и в разбор стратегических операций. Моя трилогия — это рассказ о суровом времени, рассматриваемом через призму творчества корреспондентов — писателей и журналистов — центральной военной газеты «Красная звезда».

В те годы в «Красной звезде» работали Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Илья Эренбург, Николай Тихонов, Константин Симонов, Василий Гроссман, Андрей Платонов, Евгений Петров, Валентин Катаев, Илья Сельвинский, Петр Павленко, Алексей Сурков, Евгений Габрилович, Иосиф Уткин, Семен Кирсанов, Евгений Воробьев, Александр Авдеенко и многие другие. В ту пору, в пору жестокого сталинского режима, когда было очень трудно, а порой и невозможно преодолевать препятствия цензуры и ее произвол, наши писатели и журналисты не все могли написать, а мы напечатать, но, люди мужественные, они не кривили душой, не шли против своей совести, старались рассказать о горькой правде войны, понимая, что только она, эта правда, могла «жечь глаголом» сердца, возвышать души людей, звать на подвиг во имя спасения Отечества. Такими они и остались в моей памяти, в моем сердце, об этом я и пишу.

В книге приводятся отрывки из очерков и статей писателей и журналистов, полководцев и рядовых фронтовиков, подчас краткие, порой более пространные. Я долго колебался: надо ли их так щедро цитировать? Но чашу весов склонили отклики на мои книги «Июнь — декабрь сорок первого» и «Год 1942» читателей, в том числе известного критика Анатолия Бочарова: «Какой сухой выглядит полоса давней газеты, когда читаешь ее сам. И как раскрывается перед тобой четырехполосный номер, когда его комментирует редактор, которому ведомы обстоятельства, позволившие или заставившие печатать тот или иной материал... Он охотно цитирует очерки, статьи, стихи. Но подлинность самих строк волнует и ныне, будто сам листаешь пожелтевшие страницы тех далеких и нестерпимо близких лет...

Скуповат, лаконичен комментарий Д. Ортенберга к газетным материалам, но какая стоит за этим сила знания! Неудивительно поэтому и полное доверие к сказанному: все это запечатлено на страницах газеты и, стало быть, не придумано, не расцвечено, не искажено аберрацией памяти. В разливанном море военной литературы (в которой так часто, особенно в последнее время, уже не разберешь, где подлинное, а где вторичное, отложившееся, а то [6] и скомпонованное из уже написанного ранее другими) книга Д. Ортенберга покоряет силой достоверности: вот перед вами газетная полоса, и тут уже, как говорил Твардовский, ни прибавить, ни убавить».

Я привел выдержки из статьи Анатолия Бочарова, надеясь, что меня не обвинят в самовосхвалении. Для меня важно, что мой замысел верно понят. Это и воодушевило продолжать рассказ-хронику. Так родилась книга «Сорок третий».

Надеюсь, что читатель не упрекнет меня за то, что в этой книге упоминаются имена, факты, материалы, о которых я уже рассказывал прежде: без них ему не все было бы понятно.

Хронологические границы книги — от сталинградской победы до завершения Курской битвы. Но этим мои воспоминания не заканчиваются. Послесловие все объясняет. [7]

Дальше