Боевое братство
В августе 1943 года наш Степной фронт, находившийся в начале битвы на Курской дуге в Резерве Главного командования, был введен в действие на своем направлении. Позднее это направление нам станет известно в подробностях: Харьков — Полтава — Кременчуг — Кировоград... А тогда нашей главной задачей было помочь пехотинцам, артиллеристам, танкистам овладеть ключом от всей Левобережной Украины — городом Харьковом.
Эти ночи мне особенно памятны. 19 августа состоялось мое «боевое крещение».
На первое боевое задание я полетел со штурманом звена Иваном Дубовиченко, ставшим уже лейтенантом. Задача — бомбить скопления живой силы и техники противника в Мерефе.
Взлет, набор высоты — все вроде в порядке.
— Нормально, — подтверждает и Дубовиченко в переговорное устройство.
Разворачиваю самолет, курс — на цель. Учел поправку на ветер, снос и даже девиацию компаса. Об этом подумал еще на земле.
— Нормально, — снова слышу голос Ивана.
Приближаемся к линии фронта. Впервые наблюдаю ее с высоты птичьего полета. Пожары. Горят прифронтовые деревни и села... Светящиеся трассы пулеметных очередей прорезают воздушное пространство ниже нас. То тут, то там вспыхивают осветительные ракеты... Вспоминаю: белые ракеты в сторону противника — «Мы свои войска». Ожидал, что по нашему самолету на передовой немцы откроют сильный огонь, но заметил лишь редкие желтые строчки, проходившие далеко в стороне. Стреляли, но не по нас. Скорее всего на земле шел жаркий бой, и в его грохоте не было слышно тарахтенья нашего «кукурузника».
Прямо по курсу показался темный массив, в котором то и дело прорезывались вспышки света. Стал заглядывать за борта — влево, вправо. Дубовиченко [261] понял, наверное, что я волнуюсь, — конечно же, волнуюсь! — и спокойно сообщил:
— Подлетаем к Мерефе
В стороне, чуть слева, прочертили чернильную темноту ночного неба пять желтых пунктиров. За ними еще такая же строчка. Это била немецкая автоматическая зенитная пушка «эрликон». Хотя огненные трассы прошли метрах в пятидесяти, я чуть было не рванул рули вправо. Инстинкт самосохранения: показалось, что снаряды вот-вот заденут консоль крыла.
— Это далеко, — как-то по-домашнему сказал мне Иван и добавил: — За «молоком»...
Вдруг справа вспыхнул луч зенитного прожектора. Пошарив по темному небу, он скользнул по правому крылу самолета. Я успел нырнуть влево-вниз, как учили. Когда выровнял машину, сказал штурману:
— Гляди-ка, шутит фриц, — и, вспомнив недавние тренировки, добавил: — Как в Киржаче.
— Он тебе такой Киржач покажет... — Дубовиченко не закончил фразы. — Смотри, справа по борту автоколонна.
Я повернул голову и увидел на земле движущиеся световые точки. «Вот они как выглядят с высоты, автомашины!»
— Доверии чуть вправо! — командует штурман. — Еще чуть-чуть... Так держать! Сейчас будем бомбить.
Все мое внимание сосредоточилось на выдерживании боевого курса. Стреляют зенитки — конечно, страшно. Но разве покажешь свой страх, когда за твоей спиной сидит такой же, как ты, человек и ему такая стрельба — семечки. На то она и война.
Почувствовал, как отделились бомбы от самолета — облегченную машину немного приподняло рывком. А вот и бомбы рванули — взрывной волной нас подкинуло еще выше...
Пришли домой — я словно заново родился. Почувствовал себя необычайно сильным. Меня просто распирало от радости.
Затем были полеты куда сложнее. Я уже не шарахался от далеких разрывов снарядов. Ползет этакая красная строчка к мотору — даешь рулей чуть вправо или влево, и уходит она под хвост, в сторону. Были и очень интенсивные обстрелы зениток. Случалось, брали [262] мой самолет в слепящее перекрестье вражеские прожектора... Так это же со всеми бывало. И довольно часто.
Лечу на боевое задание с новым штурманом — Иваном Чернышевым, моим земляком, горьковчанином. Оба молчим. Я поставил самолет на курс к цели, на капоте показалась яркая звезда. Моя звезда. Стараюсь держаться за нее. Картушка компаса не шелохнется.
— Иван, погляди, какие звезды сегодня. Смотри, как они мерцают! Помнишь, у Лермонтова...
— Ты на звезды-то поменьше засматривайся, — одернул меня Чернышев. — На задание летим, а не на танцы.
Замолкаем до самой цели.
Выходим на станцию Новая Водолага. Сбрасываем САБ.
— Бомбим с крутого планирования! — дает указание штурман. — Боевой курс...
Цель просматривается очень хорошо. Ввожу самолет в крутое планирование. Скорость нарастает. Земля все ближе. Но вот машину слегка тряхнуло — бомбы отделились.
— Выводи! — кричит Чернышев.
Бомбы легли точно в цель. На путях начался пожар. В это время на восточной окраине железнодорожной станции вспыхнул прожектор. Он пошарил по ночному небу и выхватил из темноты наш самолет. Пикирую под луч. Но тут заработали еще два прожектора...
Как знать, чем бы все это для нас кончилось, только неожиданно все три луча сразу погасли.
Мы, как полагается, засекли время бомбежки и повернули на свой аэродром. Прилетаем, подробно обо всем докладываем.
— Вас, должно быть, дальние бомбардировщики выручили. Они в это время пролетали над нашей целью, — высказал предположение начальник штаба.
А часом позже мы узнали, что из огня нам выйти помогли наши боевые друзья — командир первой эскадрильи Сергей Дозмаров и его штурман Василий Доманов. Они на бреющем расстреляли прожектора. Так мы с Чернышевым в первый раз познали, что такое боевое братство... [263]
Как всегда, когда нам предстояло выполнять наиболее сложный боевой приказ, полк выстраивался у командного пункта, а из штаба знаменосцы выносили Красное знамя.
— По-олк, слушай приказ! — привычное «вступительное слово» начальника штаба. — Командир дивизии приказал: «С 20.00 7 сентября до 4.00 8 сентября бомбардировочными действиями одиночных самолетов с интервалом в 10—15 минут уничтожать авиацию противника на аэродроме Карловка. Напряжение — 30 самолето-вылетов».
Весь день 7 сентября летчики и штурманы — участники налета на вражеский аэродром, тщательно изучали район полетов в полосе: справа — Харьков, Полтава, Кременчуг, слева — Балаклея, Павлоград, Днепропетровск. Особое внимание при этом обращали на характерные ориентиры района цели в радиусе 50 километров.
Штурман полка майор Иванов, до войны преподававший навигацию в Роганьской военной школе, определил по фотоснимкам и картам-километровкам направление захода на цель и дал точку прицеливания каждому экипажу в отдельности. Он втолковывал нам азы навигации, словно курсантам в школе. И казалось, с губ у него вот-вот сорвется: «Каждого лично проверю» Мы знали из плановой таблицы, что наш флаг-штурман тоже полетит на выполнение этого боевого задания. Летчиком экипажа был назначен комиссар полка майор А. Д. Шрамко.
Для целеуказания и надежности в ориентировке во время полета службой ВНОС{3} были выставлены светомаяки. Один западнее Харькова, второй — в километре западнее Сороковки.
Перед самым вылетом наш комэск майор Дозмаров собрал экипажи у своего самолета, чтобы еще раз уточнить план налета на аэродром.
— Нашей эскадрилье первой в полку выпала честь открыть счет уничтоженных самолетов противника! — сказал комэск с какой-то торжественностью в голосе. — Подчеркиваю: открыть счет уничтоженным самолетам врага. Не посрамим же этой чести! [264]
Он рассказал о своем плане бомбежки вражеского аэродрома:
— Мы со старшим лейтенантом Домановым выйдем на цель первыми и постараемся отвлечь на себя все зенитные средства. Через пять минут после нас вылетят Ивановский с Дубовиченко, далее с интервалом в десять минут — Ершов с Коновницыным, Щукин с Чернышевым, Даев со Склеменовым...
Договоримся об одном, — продолжал Дозмаров. — Когда нас с Домановым схватят прожектора, а они обязательно схватят, то идущие за нами Ивановский и Дубовиченко постараются их погасить. Мы сбрасываем две или три САБ при первом заходе на цель. А Ершов с Коновницыным поджигают «каэсами» самолеты на стоянках. На эти ориентиры выходят все экипажи полка.
— По самолетам! — раздалась команда.
— По самолетам! — как эхо, повторил нам комэск.
Загудели моторы, и У-2 один за другим ушли в ночное небо.
Зенитчики противника словно специально ждали визита «русс-фанер». Прожектора сразу же поймали самолет Дозмарова. Но экипаж был начеку. Доманов тут же сбросил одну за другой две светящиеся авиабомбы, нейтрализуя действия прожекторов, а Дозмаров ловким маневром вывел самолет из слепящего перекрестья. В это время Ивановский и Дубовиченко устремились в пикирование на световые точки. Серия осколочных бомб — и прожекторы погасли.
Но в другом месте они вспыхнули вновь. Самолет Дозмарова снова попал в их цепкие щупальца: он ныряет под лучи, виражит, снова ныряет, стремясь увести прожектористов за собой, подальше от аэродрома.
А в это время остальные экипажи эскадрильи делали свое дело. Возник пожар на стоянках самолетов, вверх взметнулся столб огня... Все смешалось в воздухе: треск пулеметов и грохот пушек, свист бомб и вой моторов.
Осколком снаряда ранило Василия Доманова. Но он молчит. Только когда самолет оказался уже в относительной безопасности, Доманов проговорил в переговорное устройство:
— Командир, кажется, меня немного зацепило. Дозмаров привел самолет на аэродром и посадил так, словно он вез хрусталь. Доманов вылез из кабины, [265] лицо в крови. Тем не менее Василий нашел в себе силы пошутить:
— Вот, черт побери, как теперь на свидание пойдешь?
Пока первая эскадрилья на своей базе пополняла боезапас и заправлялась горючим, вторая и третья были уже над целью. Боевая работа продолжалась.
В конце сентября 1943 года полку пришлось буквально догонять быстро удаляющийся фронт. За декаду мы сменили один за другим три пункта базирования. В Хорошеве, пригороде Харькова, находились лишь двое суток. Не успели даже как следует приглядеться к поселку, в котором, по рассказам местных жителей, когда-то размещалась знаменитая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского. На день больше задержались в Еленовке, близ Краснограда. А в Паучках под Полтавой и суток не простояли; днем 29 сентября приземлились на местном аэродроме, а к вечеру уже перелетели в Павловку, что около города Кобеляки. Отсюда до Днепра — всего несколько минут лета.
В те сентябрьские дни Степной фронт, переименованный во 2-й Украинский, стремительно вышел на Днепр, а передовые его части с ходу переправились на правый берег, зацепившись за несколько небольших участков земли.
В октябре и ноябре наш полк вместе с другими частями 312-й авиадивизии выполнял боевые задания в интересах наземных войск по расширению плацдарма на правом берегу Днепра. Направления: Кировоград, Кривой Рог, Черкассы.
Майор Чухно зачитывает летному составу боевое задание на ночь. Полку предстоит отдельными экипажами вести разведку войск противника за Днепром. Другой группе самолетов — «дежурить» над наведенной переправой. Задача — подавлять артиллерийские и минометные батареи гитлеровцев, обеспечив тем самым нашим войскам переход через Днепр на «пятачок».
Павел Ивановский с Иваном Дубовиченко сейчас над селом Домоткань. За ними взлетаю и я с Михаилом Киреевым. Не доходя до Днепра, видим близ переправы разрывы бомб. С левого берега ночное небо разрывают огненные трассы. Это по самолетам противника бьют наши зенитные пулеметы. [266]
— Так недолго и своими подбитым оказаться! — возмущается Киреев.
— Ничего, Миша, — успокаиваю его, — своя пуля не тронет.
И верно: идем буквально сквозь рой светящихся пуль, и ни одна нас пока не зацепила.
— Ты бы повнимательнее глядел за правым берегом, — напоминаю штурману нашу главную задачу.
— Смотрю, смотрю, — бросает он в ответ.
Через некоторое время штурман докладывает, что обнаружил артиллерийскую батарею противника:
— Вон, посмотри, справа по борту — огненные вспышки. Бьют по нашей переправе.
Михаил командует, куда довернуть, чтобы точнее отбомбиться по артиллерийским позициям врага.
А на земле уже видны разрывы бомб. Это, вероятнее всего, атакуют вражеские позиции Ивановский и Дубовиченко. Туда же направляем смертоносный груз и мы. Нас сменяют другие экипажи. И так работаем всю ночь, до утренней зари.
А однажды, в одну из таких вот ночей, старший лейтенант Ершов и лейтенант Токарь без штурманов подняли свои самолеты в небо. Они повезли за линию фронта, на Правобережье, девушек-разведчиц. Где-то в районе Александрии девчата расстались с нашими летчиками, покинув самолеты с парашютами. Это была своеобразная «заявка» на дальнейшее наступление войск фронта на Правобережье. Позднее мы узнали, что разведчицы получили задание внедриться в обслуживающий персонал немецких авиационных гарнизонов, чтобы иметь возможность сообщать оттуда командованию фронтом о местах дислокации частей и намерениях летчиков люфтваффе.
Рядом с переправой у села Домоткань появилась переправа у села Мишурин Рог. Там, где был батальон, появился полк. За полком — дивизия. И вот уже пояса «Восточного вала» прорваны танкистами генерала Ротмистрова. Танки с пехотными десантами на броне неудержимой лавиной двинулись в степи Правобережной Украины... И вдруг...
— На плацдарме за Днепром у танкистов 5-й ударной армии на исходе горючее, — сообщает выстроившимся у командного пункта летчикам полка начальник [267] штаба. — Наша задача — доставить топливо танкистам. И сделать это надо так, чтобы немцы ничего не заметили.
Первым на выполнение этого рискованного задания вылетел комиссар полка майор Шрамко. Он нашел колонну танков, сел рядом с ними, передал ценный груз. Затем на выручку танкистов полетели другие экипажи. И танки, получив столь долгожданное горючее, вновь двинулись в глубь Правобережья.
А передовые наземные части, зацепившись за правобережный пятачок, уже требовали поддержки с воздуха. Необходимо было нанести удар по дальним тылам противника: по железнодорожному узлу Кривой Рог и по другому крупному опорному пункту — станции Знаменка. Продолжительность полетов по три часа каждый, на предел возможного.
Тихая безветренная октябрьская ночь. Мы летим бомбить Кривой Рог. С первого вылета вернулись все довольные — поработали хорошо. На второй пошли, как говорится, уже по проторенной тропе.
Возвращались домой на утренней заре. Она уже алела впереди по курсу. Над Днепром вдруг заметили, что левый берег почему-то не просматривается. Дальше — больше. Выяснилось, что вся низина на Левобережье окутана мощным слоем тумана.
На свой аэродром вышли по приводному маяку и по коротким «дугам», образуемым осветительными ракетами над туманом. Смекаем: если ракета, выстреленная из ракетницы вертикально, поднимается метров на шестьдесят-семьдесят, а дуги от ракет — метров десять-пятнадцать, то толщина тумана не менее пятидесяти метров.
Пятнадцать экипажей собрались на «коробочке». И никто пока не решается идти на посадку. Надо пробить эту ватную толщу, а кто гарантирует, что вовремя увидишь землю, вовремя выберешь самолет из угла планирования, сумеешь посадить машину и не столкнешься с каким-нибудь препятствием? А садиться все-таки надо: в бензобаках горючее неуклонно идет к нулю.
Вот кто-то решился: нырнул в серое месиво и словно растворился в нем. Ходим по кругу, ждем сигналов с земли. Наконец зеленая ракета: все в порядке.
Ушли с интервалом р. несколько минут второй, третий, четвертый самолеты. Решаемся и мы с Михаилом испытать свое счастье. Договорились: идем на посадку [268] с курсом взлета. Я веду самолет на планировании по приборам, а штурман во все глаза смотрит за землей. Как увидит огни — сразу кричит: «Земля!» Тогда я стану выбирать самолет из угла планирования в зависимости от яркости света. Свет же на посадочной зажгли очень яркий. Он просматривался даже сквозь туман. Как позднее мы узнали, руководитель полетов распорядился сделать на посадочной линию костров из САБ.
Выхожу на огни. Киреев кричит: «Земля!» Выбираю рули высоты и чувствую, как машина «сыплется» — того и гляди плюхнется с большой высоты, и тогда непременно подломаются шасси. Инстинктивно прибавляю газ — самолет увеличивает скорость и плавно касается земли. И вот я уже чувствую, что кто-то подхватывает наш У-2 за консоли крыльев. Мы спасены.
Остальные экипажи также приземлились благополучно.
Опыт посадки в тумане в дивизии одобрили. Получил он положительную оценку и в воздушной армии. Но пока еще нельзя было сказать, что мы, как гоголевский Вакула, схватили черта за хвост. Вскоре подобная ситуация повторилась, и тогда все окончилось далеко не так гладко.
26 октября полк первым из авиачастей 5-й воздушной армии перебазировался на правый берег Днепра, на маленький «пятачок» плацдарма, регулярно обстреливаемый немцами.
Большое село Попельнастое раскинулось по балке на несколько километров. Посадочная площадка здесь была мало приспособлена для посадки даже такого самолета, как наш По-2. Вверху, прямо по улице, расходящейся веером от центра к окраине, расположился каш аэродром. На взлете или посадке тут нельзя было уклониться даже самую малость: сразу врежешься в хату. Примечательным являлось и другое: всего в 5—7 километрах от нас находилась линия фронта...
Беспокойные, тревожные дни и ночи...
В одну из таких октябрьских ночей полк совершил очень удачный налет на крупный вражеский аэродром близ Березовки, что севернее города Александрии. Как позднее стало известно, в ту ночь мы уничтожили пятнадцать самолетов противника. [269]
В налете на аэродром Березовка отличилась третья эскадрилья. Первыми на цель вышли командир эскадрильи Алексей Дорошенко со штурманом Павлом Закревским. Хотя аэродром был сильно защищен, летчики сумели прорваться через огненную завесу и точно сбросили бомбы. На стоянках самолетов возник пожар. Он стал хорошим ориентиром для выхода на цель остальным экипажам полка. С интервалом в 5—10 минут летчики-комсомольцы заходили на боевой курс и, пробившись сквозь зенитный огонь, бомбили аэродром.
В самолет Петра Жарликова и Василия Муратова угодил зенитный снаряд, взрывом повредило руль поворота и тросы управления. К тому же штурман Муратов был ранен. Но экипаж действовал самоотверженно. Едва перетянув линию фронта, летчик повел самолет на вынужденную посадку. Когда приземлились, Жар-ликов вытащил раненого друга из кабины и перевязал ему раны. А потом подлатал и боевую машину. Тросы управления «подстраховал» брючным ремнем. Помогли летчику и оказавшиеся поблизости наши минометчики.
Дождавшись рассвета, Жарликов поднял самолет в воздух и полетел на свою базу.
Самоотверженно действовал над целью также экипаж Николая Шмелева и Николая Ланцова. С первого захода штурман не сбросил бомбы, попросил летчика зайти еще раз.
— Ты что же мух-то ловишь, — упрекнул было его Шмелев. — Разве не видишь, как стреляют...
— А кто говорил, чтобы каждую бомбу в цель ложить? — заметил Ланцов. — Не пулять же нам в белый свет... Заходи еще раз! — уже скомандовал штурман.
— Есть заходить еще раз!
На втором заходе и схватили их в перекрестье шесть прожекторов. Целое море света. Однако перед этим комсомолец Ланцов уже отбомбился — бомбы угодили точно в капонир, вызвав очаг пожара.
Но и нашим смельчакам досталось. Тремя прямыми попаданиями продырявило фанеру, разорвало перкаль. Ранило Ланцова...
Утром, сразу после памятной ночи, о подвиге экипажей Жарликова и Шмелева знал уже весь полк. В специально выпущенном бюллетене все увидели фотографии отличившихся в ночном бою летчиков, смогли узнать подробности ночной операции. [270]
...А нас уже ждала другая цель, другая очень важная боевая задача — вывести из строя крупный железнодорожный узел — станцию Знаменка.
Знаменка, Знаменка... Знаменка-1, Знаменка-2. Очень уж вы памятны для летчиков нашего полка да и всей 312-й ночной авиадивизии. Недаром после освобождения этого крупного железнодорожного узла дивизии присвоили наименование «Знаменская».
Сам город Знаменка — небольшой. Во всяком случае, гораздо меньше, чем Кировоград, областной це«тр. Но стратегическое значение этого города трудно было переоценить. Крупный железнодорожный узел, Знаменка питала весь фронт боеприпасами, техникой, войсковыми резервами. Отсюда четырьмя лучами расходились «железки» — на север, в Черкассы, на юг, к Кривому Рогу, на восток, к Днепропетровску, и на северо-восток, к Кременчугу. Застопорится движение на станции Знаменка — худо придется немцам на всех четырех направлениях.
Значение Знаменки для обороны «Восточного вала» было огромно. И потому гитлеровцы сосредоточили здесь мощный зенитный заслон — множество прожекторов, зенитных пулеметов и скорострельных автоматических пушек. Знаменку как цель мы порой узнавали не по обилию железнодорожных путей, а по сильному зенитному огню, по свету прожекторов.
Тут в самый раз сделать маленькое «лирическое» отступление. В то время в полк пришло распоряжение направить одного офицера на учебу в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. Прекрасно! Значит, дела у нас пошли хорошо, коль с фронта людей на учебу направляют. Кому же отдать предпочтение? Командование полка почему-то остановило свой выбор на моей персоне. Мне говорили: «Ты — молодой летчик, но с техническим образованием. А академия — военно-инженерная. Более подходящей кандидатуры в полку нет».
Предложение, если судить с нынешних позиций, перспективное, многообещающее.
Но тогда было над чем поразмыслить. Сделаны первые полсотни боевых вылетов. Случалось, и туго приходилось. Уйти от трудностей — что обо мне тогда подумают мои боевые товарищи?
Однажды подошел ко мне штурман Петр Погорецкий, или Граф, как мы его прозвали еще в ЗАПе. [271]
— Ну как, летчик, не надоело еще летать? — с долей иронии спросил он. — Теперь знаешь, какой горький хлеб мы едим. Это тебе не в приборах ковыряться.
Что можно было ответить на это? Признать, что наш самолет самый беззащитный из всех, что поднимаются в небо, что при обстреле над целью каждая пуля может стать твоей? Так я знал, на что шел. И, пожалуй, не меньше Графа.
— По себе, что ли, судишь? — вырвалось у меня.
— Ну мы-то уже к этому привыкли, — высокомерно ответил он.
— Так то вы, а мы-то — простые смертные...
И вот выбирай, молодой летчик, куда держать курс-Можешь сегодня сказать: «Согласен!» И завтра: «До свиданья, друзья боевые. Здравствуй, столица!» Думай, голова, картуз куплю.
Боевая дружба, фронтовое братство взяли верх. Твердо ответил: «Нет, не время сейчас для меня теорию зубрить, учиться в академии. Свой путь я уже избрал».
— Правильно! Одобряю! — сказал по этому поводу комэск Дозмаров.
На Знаменку мы летали почти каждую ночь. И часто партизаны и регулярные наземные войска подтверждали эффективность наших бомбовых ударов, бомбардировочных действий всей 312-й ночной авиадивизии. Не раз важный железнодорожный узел выходил из строя на сутки, а то и на двое-трое.
Порой нам приходилось очень трудно.
...Ночь с 6 на 7 января 1944 года. Полк получил боевое задание — бомбить железнодорожную станцию Знаменка-2. Напряжение вылетов — максимальное. В ночное небо поднялись все находящиеся в строю экипажи. Погода — мороз и несильный ветер — не предвещала никаких осложнений. Но без них не обошлось. Они нагрянули как снег на голову.
Наша эскадрилья вылетела, как обычно, первой. На подходе к линии фронта, когда самолет еще не набрал необходимой высоты, Миша Киреев проинформировал меня, что потерял землю, ничего не видит.
— А ты разуй глаза-то, — шучу, — может, и увидишь что-нибудь.
— Да вроде как облаком затянуло, — совершенно серьезно говорит штурман. [272]
Мы стали детально изучать обстановку. Спустились пониже — землю все равно не видно. Еще ниже — самолет оказался в облаках И никакого просвета. Что же это? Неужели туман? Чтобы не испытывать судьбу дальше, решили отбомбиться по запасной цели и быстренько вернуться домой.
К аэродрому подошли на высоте всего 300 метров. Землю не видно: туман. Наземные службы быстро сориентировались и, как на аэродроме в Павловке, выложили посадочную линию из костров САБ-3.
Что ж, надо садиться в тумане, благо опыт такой посадки у нас уже есть. Приземлились удачно. Вслед за мной с Киреевым сели Иван Даев с Алексеем Склеменовым, командир эскадрильи Сергей Дозмаров с Василием Домановым, Виктор Щукин с Иваном Чернышовым, Александр Анисимов с Сашей Костровым, Виктор Тягунов с Николаем Ефремовым... Нас провожают уже в столовую. Но какой тут ужин, когда над аэродромом в сплошной пелене тумана гудят на разных «голосах» самолеты твоих товарищей, твоих боевых друзей. Трудно, очень трудно приземлиться Аэродром-то — улица села. Малейшее отклонение от посадочных знаков и...
Гудят и гудят над аэродромом моторы. Но вот раздается глухой взрыв, затем еще один... Уж не подорвался ли кто на своих же бомбах? Нет. Как позднее выяснилось, это экипаж Сергея Безбородова, чтобы не рисковать, сбросил бомбы в болото, выйдя на него по расчету времени.
Но вот «голоса» в небе затихли. Экипажи, словно сговорившись, ушли искать для посадки другое место.
Проявил находчивость летчик Николай Шабалин. Поставив самолет по ветру, чтобы быстрее обогнать туман, он пошел на левобережье Днепра на аэродром одного из полков нашей дивизии. Но тот тоже оказался закрыт туманом. Полетел дальше искать счастья. И нашел. Над одной поляной небо оказалось чистым, и Николай удачно посадил самолет, подсветив себе фарой и осветительной ракетой. Площадка оказалась вполне сносным естественным аэродромом Шабалин нашел на ней скирду соломы и поджег ее. Вскоре первый По-2{4} уже заходил на посадку... Вслед за ним приземлился второй, третий, а всего летчик на ту площадку посадил [273] пять экипажей. Позднее мы все отметили эту точку на картах, назвав ее «аэродромом Шабалина».
А вот для командира звена Николая Карповича Белогубцева и штурмана эскадрильи Ивана Павловича Семина эта ночь стала последней в их жизни.
Николай был отличным пилотом, обладал безупречной техникой пилотирования. Скольких летчиков в ЗАПе он подготовил к ночным полетам! Он даже говорил, что сможет посадить По-2, глядя на хвост. Но в Попельнастом Белогубцеву не повезло. Мы, находившиеся на КП, не раз слышали «голос» его самолета, то приглушенный, когда машина вот-вот должна была коснуться лыжами посадочной площадки, то мощный, рокочущий, когда летчик уходил — в который уже раз! — на очередной круг.
Самолет Белогубцева врезался в нежилой дом примерно в километре от КП полка. Для летчика смерть наступила мгновенно. А штурман... Его силой инерции выбросило из кабины вместе с привязными ремнями метров на десять от самолета. При падении Семину поломало ноги и руку. Он не мог ни встать, ни даже ползти. И, чтобы привлечь внимание, стал стрелять из пистолета. Но за повисшим над аэродромом гулом моторов никто не слышал его выстрелов.
Утром 7 января, когда рассеялся туман, экипаж нашли. Но жизнь Ивану Павловичу Семину спасти не удалось. Николая и Ивана похоронили со всеми почестями на территории колхоза «Червоний партизан» Александрийского района Кировоградской области. А в село Николо-Пестровку Пензенской области, на улицу Ворошилова, 2, отцу Семина — Павлу Григорьевичу, а также в город Борисоглебск Воронежской области, на родину Николая Карповича Белогубцева, были отправлены печальные письма — похоронки.
Больше месяца прошло уже с тех пор, как экипаж Григория Усольцева и Василия Тимошкина не вернулся с боевого задания. Летали Гриша с Васей тогда вместе со всеми в основном на уничтожение живой силы и техники противника в Знаменке. Многие экипажи видели, как немецкие прожектористы вели одинокий «кукурузник», а светящиеся трассы пулеметных очередей и барашковые шапки разрывов зенитных снарядов, будто рой мошкары, облепили высвеченный самолет. А когда [274] после возвращения домой узнали, что нет только двоих, все поняли, что именно Усольцев и Тимошкин попали в прожекторный капкан. И все-таки мы не хотели и не могли поверить, что их жизни оборвались. Какое-то шестое чувство подсказывало, что летчик и штурман живы, что надо набраться терпения и ждать.
В маленькой казарме на кроватях друзей, как всегда аккуратно заправленных, лежали стопочкой гимнастерки с чистыми подворотничками, выходные брюки и фуражки с «крабами».
Предчувствия друзей не обманывают. Остались живы Усольцев и Тимошкин. Но встретиться с ним вновь пришлось лишь через долгих сорок два дня.
Да, конечно же, это их самолет не сумел вырваться из цепких щупалец шести прожекторов над самым центром Знаменки. Усольцев не мог маневрировать скоростью: одним из снарядов разбило пропеллер, и мотор работал вхолостую. Израненную машину вряд ли бы удалось посадить, но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. В мощных лучах прожекторов — несколько миллионов свечей! — летчик хорошо разглядел землю и приземлился на северной стороне станции, у лесополосы.
Вокруг все сразу преобразилось — прожекторы выключились, огненные трассы исчезли, и стало совершенно темно Наступила тишина. Только где-то вдали, слева от наших летчиков, слышались голоса — немецкая речь.
Первое, что предстояло сделать ребятам, — уйти как можно дальше от места приземления. Они подожгли самолет и подались в сторону от доносившихся голосов. Немцы почему-то так и не организовали преследование. Грише и Васе повезло.
Утро 31 октября 1943 года застало летчиков на поле колхоза села Пантазиевки. Там и обнаружили ребят местные жители. Дали им хлеба, напоили молоком. Рассказали, где есть немцы, а где их нет. Посоветовали идти на хутор Червона Зирка и там найти Федора Ефимовича Шевченко.
День летчики провели в лесу, чтобы не попадаться на глаза посторонним. С наступлением сумерек отправились в хутор Червона Зирка. Возле околицы увидели работающего мужчину. Подойдя ближе, спросили:
— Где живет Федор Ефимович?
— Здорово, хлопцы, заходьте...
Узнав, что перед ним те самые летчики, которые [275] прошлой ночью были сбиты над Знаменкой, Шевченко оказал им самый радушный прием. Переодел в гражданское платье и «зачислил» на котловое довольствие в свою семью.
Через пару дней в Червону Зирку пришел Вася Кальниш, представитель партизан. Несколькими днями позже партизанский связной снабдил летчиков документами, по которым Григорий Усольцев и Василий Тимошкин стали числиться сельскохозяйственными рабочими и местными жителями. Как стало потом известно, эти документы были получены в Знаменке, в немецкой комендатуре, куда был внедрен наш человек.
С хутора Червона Зирка летчики один раз ходили с местными партизанами на боевое задание. А однажды Усольцев и Тимошкин участвовали в бою с полицаями, которые по приказу своих хозяев собирались перед отступлением учинить расправу над мужским населением хутора. Требовалось отбить обреченных на смерть и покарать фашистских прихвостней.
Операция «Освобождение» прошла успешно. В том бою Григорий из своего пистолета ТТ убил одного полицая и завладел его оружием.
Так проходил партизанскую закалку наш Гриша Усольцев. А Васе Тимошкину уже давно была знакома жизнь народных мстителей, еще по калининским, смоленским и белорусским лесам.
8 декабря 1943 года войска 2-го Украинского фронта освободили Знаменку, а 12-го Усольцев и Тимошкин возвратились в родной полк.
За активные боевые действия в помощь наземным войскам, и прежде всего за бомбовые удары по железнодорожным станциям Знаменка-1 и Знаменка-2, нашей 312-й авиадивизии приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почетное наименование «Знаменская».
Летчики Комсомольского полка по праву могли гордиться тем, что с честью справились с поставленной перед ними нелегкой боевой задачей.