Коломна фронту
Перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, коломенцы, оставшиеся в тылу рабочие, инженеры и техники, пожилые люди и подростки, дали священную клятву: днем и ночью ковать оружие для Красной Армии, использовать все возможности заводов, фабрик, мастерских для производства вооружения и боеприпасов.
С первых дней войны промышленность и транспорт Коломны были переведены на работу для нужд фронта. Перестройка не вызвала резких колебаний в выполнении планов. Наоборот, крупнейшее предприятие города паровозостроительный завод имени В. В. Куйбышева помимо выполнения плановых заданий стал давать боеприпасы и вооружение. Патефонный и ремонтный заводы в кратчайшие сроки освоили производство боеприпасов. Местная промышленность также перешла на выполнение заказов для Красной Армии. Особенно напряженно трудились работники железнодорожного и водного транспорта.
В октябре 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о введении осадного положения [532] в Москве и прилегающих к ней районах. Городской комитет обороны был создан и в Коломне. На меня, как на первого секретаря горкома партии, были возложены обязанности председателя этого комитета. В его состав вошли руководители городских организаций А. М. Хаперский, А. И. Коробков, Смирнов. Комитет обороны объединил Коломенский, Луховицкий, Зарайский, Озерский, Малинский, Егорьевский, Воскресенский и Виноградовский районы Московской области. Главные его задачи заключались в том, чтобы создать истребительные батальоны, организовать службу МПВО, работу по строительству оборонительных сооружений, формировать партизанские отряды и подпольные партийные организации на случай вторжения гитлеровцев в пределы этих районов. Комитет взял на себя руководство промышленностью, производством вооружения для Красной Армии.
Когда враг стоял на подступах к Москве, крупные заводы Коломны по решению ГКО эвакуировались на восток. Это был напряженный момент в работе городской парторганизации. Коммунисты и беспартийные не покидали предприятий и не прекращали работу даже в часы налетов вражеской авиации. В общей сложности было отгружено с заводов и направлено в глубь страны 4400 вагонов, или 72 тысячи тонн различного оборудования и материалов. Вся эта огромная работа была проведена всего за 40 дней. Только благодаря упорному труду и высокой организованности коломенцам удалось выполнить боевое задание по эвакуации предприятий.
Мы хорошо понимали, что там, на востоке, налаживать производство военной техники придется в трудных условиях. Для этого надо было своевременно обеспечить эвакуированные заводы квалифицированными рабочими, инженерами и техниками. В середине ноября 1941 года Коломенский городской комитет обороны решил считать задачу скорейшей эвакуации квалифицированных рабочих и мастеров делом особой государственной важности. На призыв Государственного Комитета Обороны откликнулись партийные и советские организации. Это и обеспечило успех.
Тысячи рабочих, инженеров и служащих со своими семьями уехали на восток. Но ни на один час не останавливалась работа на оставшихся в Коломне предприятиях. [533] В опустевших корпусах налаживалось производство боеприпасов, ремонт вооружения. Вожаками в этом деле были коммунисты.
На заводе имени Куйбышева члены партии И. Л. Курбатский, М, М. Матвеев и другие стали инициаторами создания фронтовых бригад, выполнявших самые важные задания городского комитета обороны. Куйбышевцы разыскали и отремонтировали старые станки, некогда выброшенные за негодностью,
В восстановлении производства на заводе имени Куйбышева приняло участие все население города. По инициативе городского комитета партии устраивались воскресники. Трудящиеся Коломны рабочие, работники промысловых артелей, домохозяйки, учащиеся помогли куйбышевцам возродить предприятие и обеспечить непрерывный рост производства.
Одна из самых серьезных трудностей состояла в обеспечении заводов и фабрик рабочей силой. Вместо ушедших на фронт и уехавших на восток пришли домохозяйки, юноши и девушки, впервые вставшие на рабочие места. Кроме того, не хватало оборудования, материалов, топлива. Порой казалось, что все эти трудности невозможно преодолеть. Но правило коммунистов: начатое завершать победой оставалось неизменным. Трудились героически, по-фронтовому. Не отходили от станков до тех пор, пока полностью не выполняли задания. Опытные работники учили молодых.
В обеденный перерыв угрюмый пожилой токарь говорил мастеру раздельно, непреклонно:
Я не уйду, пока не сделаю и не сдам всю партию.
Но ты ведь, Иван Семенович, уже целые сутки работаешь, больше трех норм дал!
Еще столько же буду работать, если не кончу всю партию! Ведь я делаю детали для восстановления своего завода!
Токарь ушел отдыхать только тогда, когда сдал последнюю деталь. Он проработал подряд 34 часа.
В дни войны в цехе, где начальником был Н. П. Титов, возникла новая форма соцсоревнования по профессиям. Новизна этого вида соревнования и его значение заключались в том, что токарь соревнуется с токарем, бригадир с бригадиром, мастер с мастером. [534]
Городской комитет партии одобрил новое начинание. Оно получило большой размах. На заводе имени Куйбышева все участники соревнования выполняли сменные задания не ниже чем на 200 процентов, а многие давали по 300 процентов и более.
После разгрома гитлеровцев под Москвой вопросы промышленного производства и увеличения выпуска военной продукции продолжали оставаться в центре внимания городской парторганизации. Восстановительные работы шли днем и ночью. Заводы восстанавливались в предельно сжатые сроки. Так, в течение 10 дней (с 20 декабря 1941 по 1 января 1942 года) был заново пущен ремонтный завод. Вступив в строй, он обеспечил подготовку тракторного парка МТС Московской области к первой весенней посевной кампании военного времени.
В годы войны были введены в строй новые предприятия: завод «Вторчермет», шиноремонтный завод, городской пищепромкомбинат, артель «Труд быт» и др.
На коломенских предприятиях выросли тысячи передовиков производства. В промышленности и на транспорте насчитывалось более 5500 стахановцев, 3 тысячи ударников. Самоотверженно трудилась молодежь. В городе организовалось 312 комсомольско-молодежных бригад, из которых 123, прославившиеся трудовыми успехами, завоевали звание фронтовых.
Коломенцы по праву гордились старым рабочим завода имени Куйбышева И. И. Скорняковым, инициатором подготовки новых кадров непосредственно на производстве. И. И. Скорняков взял шефство над дочерью фронтовика М. Мальзиной. В предельно короткий срок юная работница овладела строгальным станком. Партийная организация завода поддержала эту замечательную инициативу. Вскоре более 130 кадровых рабочих взяли шефство над молодыми. Этот почин нашел отклик на других предприятиях.
Подлинный трудовой героизм проявили коломенцы в строительстве бронепоездов. Все началось с решения городского комитета обороны о строительстве двух бронеплощадок, предназначавшихся для охраны железнодорожных мостов через Оку и Москву-реку. Возглавить строительство было поручено руководителям предприятий Н. Н. Смелякову, А. Т. Моисееву и М. Д. Парцвания. Секретари горкома [535] партии С. Н. Гасилин и А. М. Платонов, установили контроль над работой всех предприятий, привлеченных к этому делу.
Работа, подобная этой, в Коломне еще никогда не проводилась. Поэтому инженеры и техники выехали в Подольск для знакомства с технологией сборки поездов и процессами закалки броневых плит.
Две четырехосные платформы были оснащены боевой техникой и облицованы броней. После окончательной сборки бронеплощадок городской комитет обороны принял новое решение. В нем указывалось на необходимость постройки бронированных вагонов и площадок, которые войдут в состав бронепоезда под названием «Коломенский рабочий». В депо Голутвин был взят для этой цели паровоз серии ОВ; его отремонтировали рабочие А. П. Безруков, М. К. Махоткин и И. В. Воробьев под руководством мастера К. К. Шлыкова.
Бронепоезд был создан самоотверженным трудом работников паровозостроительного завода: начальника цеха П. В. Лохматова, мастеров С. М. Карцева, К. Н. Семенова, Н. В. Макашина, К. К. Шлыкова, А. П. Безрукова, слесарей И. С. Шаронова, М. А. Щукина, электросварщика Л. М. Комарова и многих других.
Одновременно по инициативе горкома партии и городского комитета обороны среди жителей Коломны начался массовый сбор средств на постройку бронепоездов. Вскоре было собрано 1 157 973 рубля. Помимо этого, жены комсостава всего за три дня собрали и сдали в фонд обороны 150 тысяч рублей. Верховное командование Красной Армии выразило им за это благодарность.
Бронепоезд «Коломенский рабочий» отправился на фронт, но в первом же бою вражеский снаряд разрушил его заднюю орудийную площадку. После ремонта поезд снова был отправлен на выполнение боевых заданий в район Тула Мценск.
Коломенцы, из которых состояла поездная бригада, поддерживали с нами постоянную связь. Жители нашего города возили на фронт подарки бойцам и командирам бронепоезда. Последняя встреча с его командой состоялась под городом Мценском.
Бронепоезд «Коломенский рабочий» участвовал в боевых операциях до самого конца войны. Некоторые члены его экипажа были убиты, многие вернулись домой. Бывший комиссар бронепоезда А. Е. Казенкин и политрук А. Н. Хасаинов живут и трудятся сейчас в Коломне.
Десятки тысяч коломенцев стали воинами в годы Великой Отечественной войны. Они сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском, участвовали в освобождении Варшавы, Будапешта, Праги, штурмовали Берлин. Многие из них награждены орденами и медалями.
Яркий боевой путь прошел воспитанник завода имени Куйбышева коммунист Василий Александрович Зайцев. В годы войны он командовал авиационным полком, сбил сам 34 фашистских самолета и 19 вместе с другими пилотами, а два вражеских истребителя посадил на наш аэродром. За мужество и геройство В. А. Зайцев дважды был удостоен звания Героя Советского Союза.
Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены коммунисты коломенцы Н. И. Зайцев, С. И. Захаров, С. И. Шершавин. Легендарный подвиг Александра Матросова повторил воспитанник грамзавода Александр Фанягин: он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
Много коломенцев были бойцами истребительных батальонов и партизанских отрядов. Коломенский городской комитет обороны, горкомы и райкомы партии создали в районах несколько истребительных батальонов. Командиром коломенского батальона (250 бойцов) был назначен капитан пограничной службы Городков. Укомплектована была эта часть преимущественно рабочими паровозостроительного завода имени В. В. Куйбышева. Они круглосуточно дежурили в городе и районе. Часто по тревоге прочесывали леса Озерского, Каширского, Коломенского районов. Бойцы батальона оказывали помощь милиции в борьбе с дезертирами, спекулянтами, бандитами, следили за соблюдением светомаскировки.
В декабре 1941 и январе 1942 года бойцы коломенского истребительного батальона неоднократно ходили в тыл врага для выполнения специальных заданий. Они участвовали, в частности, во взятии Вереи. В боях за этот город погибли начальник отдела Коломенского паровозостроительного завода Ф. П. Январев, слесари завода Ф. М Полянкин и М. В. Андреев, рабочие сталелитейного цеха П. С. Фирсов, И. Д. Каргалин и Куралин, Вера Журавлева и другие. [537]
После встречи в Московском Комитете партии, состоявшейся в конце октября 1941 года, руководители партийной организации Коломны созвали совещание, на котором обсуждены были мероприятия по организации партизанских отрядов. К 7 ноября 1941 года коломенцы создали партизанские отряды и базы для них. Таких баз было организовано три: первая в лесу за деревней Карасево, вторая между полигоном и Луховицами, третья в лесу между селениями Негомож и Городец.
В то время гитлеровцы подошли к Серпухову и готовили обход с юго-запада и захват Москвы. По призыву партии советский народ делал все, чтобы остановить врага. Многие коломенцы сменили в те дни станок на винтовку.
15 ноября наша группа партизан выехала в Лопасненский (ныне Чеховский) район. Здесь в селе Муковкине был исходный рубеж для переброски партизан в тыл врага. Они должны были помочь угодско-заводским партизанам. Перед выходом на операцию состоялась встреча руководителей диверсионных групп Москвы и Коломны, а затем совещание с командиром партизанского отряда Угодско-Заводского района В. А. Карасевым (ныне Герой Советского Союза). Партизанам предстояло решить важную боевую задачу разгромить штаб корпуса немецко-фашистских войск, расположившийся в центре Угодско-Заводского района. По данным разведки, в штабе и его подразделениях насчитывалось до 4 тысяч солдат и офицеров.
На сводный отряд советских патриотов общей численностью 320 человек возлагалась задача произвести нападение на гитлеровцев и разгромить их.
21 ноября 1941 года отряд незаметно перешел линию фронта и за двое суток по лесным тропам совершил 100-километровый марш, избежав соприкосновения с противником. В 8 10 километрах от центра Угодско-Заводского района отряд, соблюдая необходимые предосторожности, расположился на отдых в густом дубовом лесу.
Разведка подтвердила место расположения служб штаба вражеского корпуса, численность его подразделений и характер охраны. Штаб тщательно охранялся до 2 часов ночи. Позднее фашистские молодчики несли караульную службу довольно небрежно. [533]
Обобщив данные разведки, командир сводного партизанского отряда 24 ноября распределил своих людей на девять групп, поставив перед каждой особую боевую задачу. Чтобы лучше опознавать в темноте командиров групп, на головном уборе и левом рукаве каждого из них были прикреплены белые повязки. Паролем было священное для нас слово «Родина», отзывом «Москва».
Налет был назначен на 2 часа ночи. К этому времени группы заняли исходные рубежи и ждали сигнала. Коломенский диверсионный отряд, пополненный партизанами Угодско-Заводского района, имел задание напасть на помещения бывшей сберкассы, отделения НКВД, базар, склады с горючим.
Под прикрытием темноты отряд небольшими перебежками приблизился к населенному пункту и залег. Соседями справа оказались партизаны отряда, руководимого В. А. Карасевым. Наконец в небо взметнулись две зеленые ракеты. Это был сигнал к действию. В ход пошли противотанковые гранаты и бутылки с горючей смесью, потом застрекотали автоматы, защелкали пистолеты и винтовки.
Задача по уничтожению вражеских гнезд и поджогу объектов противника была выполнена полностью. Когда В. А. Карасев был ранен, коломенцы помогли его группе добить фашистов, оказавших ожесточенное сопротивление.
В ходе боя, продолжавшегося около 2 часов, гитлеровцы были частично уничтожены, частично обращены в бегство. Был захвачен портфель с важными документами, переданными немедленно советскому командованию.
Наши потери 18 убитых и 8 раненых. Коломенский отряд потерял в этом бою С. М. Таслюка бывшего работника коломенского отдела милиции.
После выполнения задачи предстоял обратный путь. Все понимали, что он будет нелегким. Партизаны и бойцы диверсионных отрядов не имели продовольствия. Тот, у кого оставался хоть один сухарик, делил его на троих-четверых.
Перейдя линию фронта, наш отряд добрался до шоссе Серпухов Москва, а затем на автомашинах был доставлен на отдых в Коломну. Наиболее отличившиеся в этой смелой операции были представлены к правительственным наградам. [539]
Помощь коломенцев фронту была самой разнообразной. Они активно участвовали в незабываемой эпопее строительстве оборонительных рубежей на подступах к столице. Оперативно решали вопросы секретарь ГК ВКП(б) А. М. Платонов, директора заводов Н. Н. Смеляков, А. Т. Моисеев. На них городской комитет обороны возложил руководство всеми работами по сооружению укреплений.
По левому берегу Москвы-реки от Коломны до Люблина был создан оборонительный рубеж протяженностью 132 километра. Руками коломенцев были вырыты сотни километров противотанковых рвов, построены эскарпы и контрэскарпы, установлены противотанковые надолбы, противопехотные препятствия, оборудованы пулеметные и артиллерийские огневые точки.
...Идут годы. Стареют отцы и матери, но они передают эстафету молодежи и вместе с нею продолжают великое дело, начатое в дни их суровой юности. Это дело защита Родины и строительство коммунизма.