Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Приложение 5. Краткие сведения о подводных лодках и судах обеспечения русского флота, упомянутых в тексте

АГ («Американский Голланд»). Лодки типа «602» американская фирма «Электрик боут компани» строила в Ванкувере, в 1915 г. был подписан контракт на поставку этих лодок России. В 1916 г. лодки типа АГ в виде отдельных секций морем были доставлены во Владивосток, а оттуда по железной дороге — в Петроград (пять лодок) и Николаев (шесть лодок). В том же году на Балтийском заводе были собраны и вступили в строй Балтийского флота подводные лодки АГ-11, АГ-12, АГ-14, АГ-15, АГ-16. В Николаеве к сборке лодок приступили в 1917 г. и успели в 1918 г. собрать АГ-21 и АГ-22. АГ-23 вступила в строй в сентябре 1920 г., а АГ-24 — АГ-26 были достроены уже после Гражданской войны.

АГ-14 не вернулась из похода в сентябре 1917 г. АГ-11, 12, 15, 16 3 апреля 1918 г. были уничтожены личным составом в Ганге во избежание захвата высадившимися в Финляндии германскими войсками. АГ-22 в 1920 г. ушла в Бизерту вместе с другими кораблями белого Черноморского флота. Остальные лодки этого типа, носившие с 1934 г. наименования А-1 (АГ-23), А-2 (АГ-24), А-3 (АГ-25), А-4 (АГ-26), А-5 (АГ-21) долго служили в составе Черноморского флота, участвовали в Великой Отечественной войне. А-1 была уничтожена личным составом накануне захвата Севастополя противником, А-3 погибла в боевом походе в октябре 1943 г. А-2, А-4, А-5 были исключены из списков флота в 1945–50 гг.

Подводные лодки этого типа были более совершенными, чем лодки типа «Барс» (ш.). Их отличали лучшие ходовые качества и живучесть. Прочный корпус лодок типа АГ водонепроницаемыми переборками был разделен на четыре отсека. Тактико-технические данные: водоизмещение 355/433 т; длина, ширина и осадка соответственно 45,8, 4,8 и 3,8 м; скорость хода 13/10,5 узла; рабочая глубина погружения 50 м; дальность плавания 1750/25 миль полным ходом; вооружение: четыре трубчатых (носовых) торпедных аппарата и одно 47-мм орудие.

«Акула». Заказ на постройку большой подводной лодки по проекту И. Г. Бубнова был дан Балтийскому заводу в феврале 1906 г., [579] постройка началась в декабре того же года. «Акула» стала второй в русском флоте после «Миноги» подводной лодкой с двигателями Дизеля. Спущена на воду 22 августа 1909 г., в октябре начаты заводские испытания. В сентябре 1911 г. вступила в строй. При организации в 1913 г. Бригады подводных лодок Балтийского моря вошла в состав 1-го дивизиона, а в сформированной в 1915 г. дивизии входила в 3-й дивизион. В 1914–1915 гг. совершила 17 боевых походов. 14 ноября 1915 г. пропала без вести с экипажем 33 человека (командир капитан 2 ранга Н. А. Гудим).

Тактико-технические данные: водоизмещение 370/468 т; длина, ширина и осадка соответственно 56, 3,7 и 3,4 м; скорость 10,65/6,39 узла; дальность плавания 1000/28 миль полным ходом, глубина погружения рабочая 50 м, скорость погружения 3 м.; вооружение: 4 трубчатых (по два носовых и кормовых) торпедных аппарата и 4 наружных аппарата Джевецкого. Во время Первой мировой войны дополнительно было установлено 47-мм орудие и два пулемета. В это же время был установлен русский образец устройства РДП — работы дизеля под водой («шнорхеля»), разработанный Н. А. Гудимом, командиром лодки с января 1915 г.

«Аллигатор». Четыре лодки («Аллигатор», «Дракон», «Кайман» и «Крокодил») строились на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге фирмой «Крейтон и К» по проекту и технологии С. Лейка. Из-за низкой организации работ, несоблюдения технологии и конструктивных недостатков лодки были построены с перегрузкой 10–13 т и оказались совершенно непригодны к эксплуатации. В результате работы специальной комиссии из четырех офицеров-подводников зимой 1910/11 г. на переведенных в Ревель лодках удалось устранить перегрузку и внести усовершенствования в конструкцию, что сделало лодки пригодными к боевому использованию.

Данные лодок оказались следующими: водоизмещение 409/480 т; длина, ширина и осадка соответственно 41, 3,7 и 4,9 м; скорость 8,4/7 узлов, глубина погружения 50 м, дальность плавания 660/22 мили полным ходом; вооружение: четыре трубчатых торпедных аппарата (два носовых и два кормовых) и два наружных аппарата Джевецкого. Во время Первой мировой войны дополнительно было установлено 47-мм орудие.

С 1909 г. подводные лодки типа «Аллигатор» входили в состав 2-го дивизиона, командование которым (как и 1-м дивизионом) оставалось за начальником Учебного отряда подводного плавания. С 1913 г. вошли во вновь организованную Бригаду подводных лодок Балтийского моря, а позже вместе с «Акулой» (см.) входили [580] в состав 3-го дивизиона дивизии подводных лодок. В годы войны совершили несколько боевых походов. В 1916 г. были исключены из состава флота.

«Барс». Подводные лодки типа «Барс» строились в рамках «большой» судостроительной программы 1912 г. по проекту И. Г. Бубнова, разработанного на основе проекта лодок типа «Морж» (см.). Вследствие поспешности утверждения проекта и экономических соображений проект унаследовал все основные недостатки лодок И. Г. Бубнова, главными из которых были малая скорость погружения и отсутствие водонепроницаемых переборок, на что обращалось внимание еще в период утверждения заданий на проектирование новых лодок.

Всего на Балтийском заводе и предприятии судостроительного общества «Ноблесснер» было заложено 18 лодок («Барс», «Вепрь», «Гепард», «Волк», «Львица», «Кугуар», «Леопард», «Пантера», «Рысь», «Тигр», «Тур», «Ягуар» для Балтийского флота и «Язь», «Форель», «Ерш», «Угорь», «Единорог», «Змея» для Сибирской флотилии), из которых удалось ввести в строй в 1915–1917 гг. 16 («Язь» и «Форель» не были достроены), причем «Ерш» достраивался по измененному проекту как минный заградитель. Лодки для Сибирской флотилии были оставлены на Балтийском море.

Несмотря на недостатки, которые усугубились установкой нештатных дизелей меньшей мощности на большинстве лодок из-за трудностей военного времени, лодки типа «Барс» качественно обновили подводные силы Балтийского флота, что позволило активизировать операции на коммуникациях противника. Наибольших успехов в боевых действиях добились «Волк» и «Вепрь». Из походов не вернулись «Барс» (май 1917 г.), «Львица» (июнь 1917 г.), «Гепард» (октябрь 1917 г.). «Единорог» погиб в результате аварии при эвакуации из Ревеля в феврале 1918 г.

Оставшиеся лодки вошли в состав РККФ, участвовали в боевых действиях против британского флота на Балтике в период Гражданской войны, неоднократно меняли названия (номера) и были исключены из списков флота в 1925–1935 гг., причем «№ 9» («Ерш») в 1931 г. и «Б-3» («Рысь») в 1935 г. погибли в результате аварий. Лишь «Пантера», прошедшая модернизацию в 1933–1935 гг., использовалась как опытовая подводная лодка, а затем как плавучая зарядная станция вплоть до 1955 г.

В феврале 1993 г. во время учений в Балтийском море шведский тральщик «Ландсорт» обнаружил на глубине 127 м в точке с координатами: 58 град. 21,033 мин. с. ш. и 19 град. 51,902 мин. в. д. русскую подводную лодку. Позже она была идентифицирована [581] как «Барс» (см. В. В. Лобъщын. Подводная лодка «Барс» на дне Балтийского моря //Подводный флот, №1, 1998, СПб.).

Тактико-технические данные: водоизмещение 650/780 т; длина, ширина и осадка соответственно 68, 4,47 и 3,94 м; скорость хода 9,7–16,6/7,7–8,6 узла (в зависимости от установленных двигателей); глубина погружения рабочая 50 м, скорость погружения 3 м.; дальность плавания 2400–3000/30 миль полным ходом; вооружение: торпедное — четыре трубчатых (по два носовых и кормовых) торпедных аппарата и восемь наружных решетчатых аппаратов Джевецкого-Подгорного, артиллерийское (неоднократно менявшееся) — одно-два 75 или 57-мм (некоторые лодки по одному 75 и 57-мм) и одно 37-мм орудие, пулемет. По проекту минного вооружения не предусматривалось, но осенью 1915 г. на «Барсе» было установлено опытное устройство минирования с восемью минами заграждения.

«Барс» послужил прототипом для шести подводных лодок типа «Лебедь», которые строились в Николаеве по «Программе спешного усиления Черноморского флота» в 1915–1917 гг.

Боткина лейтенанта подводная лодка — см. «Челим».

«Волхов». Спасательное судно-катамаран. Заложено на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге в ноябре 1912 г. как «специальный пароход для подъема подводных лодок». Спущено на воду в ноябре 1913 г., вступило в строй в июле 1915 г. В 1917 г. участвовало в подъеме аварийных подводных лодок АГ-15 и «Единорог». 31 декабря 1932 г. переименовано в «Коммуну». В 1940–1945 гг. использовалось как плавбаза (во время Финской и Великой Отечественной войн обеспечивало базирование подводных лодок Балтийского флота). До настоящего времени числится в составе Черноморского флота, являясь старейшим судном Российского флота, находясь в строю уже почти 90 лет.

Данные: водоизмещение 2400 т; длина, ширина и осадка соответственно 96, 13,2 и 3,7 м; скорость 10 узлов — максимальная и 6 — крейсерская; дальность плавания 4000 миль, экипаж 250 чел. На судне имелось приспособление для подъема подводных лодок водоизмещением до 800 т с глубины до 50 м.

«Дельфин». Строился по проекту И. Г. Бубнова, И. С. Горюнова и М. Н. Беклемишева в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1901–1903 гг. По характеристикам лодка оказалась близка широко известному в то время типу Холланда, превосходя его глубиной погружения и мощностью двигателей. Главными недостатками лодки, вызванными отсутствием опыта эксплуатации подводных судов, были неудачный способ заполнения и осушения цистерн [582] главного балласта, вентиляция цистерн внутрь корпуса, конструкция привода входного люка. Все это послужило основными причинами аварии 16 июня 1904 г., в результате которой погибли 25 человек. Зачислен в состав флота 14 сентября 1902 г. под названием «Миноносец №150». 7 октября 1903 г. зачислен в III ранг судов флота, 4 июня 1904 г. получил наименование «Дельфин» и с этого времени использовался как учебное судно для подготовки экипажей подводных лодок. В ноябре 1905 г. вместе с другими подводными лодками по железной дороге отправлен во Владивосток, где включен в Отдельный отряд миноносцев. В июне 1916 г. был перевезен в Котлас, откуда на барже доставлен в Архангельск. В июле того же года на буксире парохода «Сума» под конвоем ледокольного парохода «Вайгач» был приведен в Александровск-на-Мурмане. Исключен из списков флота 10 августа 1917 г. со сдачей Мурманскому порту, куда вскоре был отбуксирован корпус лодки. В 1932 г. корпус «Дельфина» был сдан на слом. Служба «дедушки русского подводного флота» продолжалась 15 лет: на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах.

Тактико-технические данные: водоизмещение 113/135 т; длина, ширина и осадка соответственно 19,6, 3,35 и 2,9 м; скорость 10/5–6 узлов, дальность плавания 243/28 миль; глубина погружения до 50 м, время погружения 12 м. — по «Судовому списку» 1914 г. и 10 м. — по аналогичному списку 1916 г.; вооружение — два «поворотных аппарата» (наружные торпедные аппараты Джевецкого).

Джевецкого лодки. Первую подводную лодку С. К. Джевецкий построил в 1878 г. на заводе Бланшара в Одессе по своему проекту и на свои средства. Вторая подводная лодка была построена в 1879 г. на Невском заводе в Санкт-Петербурге по заказу Военного ведомства для использования в целях прибрежной обороны. В 1881 г. в присутствии императора Александра III она успешно прошла испытания на Серебряном озере в Гатчине, в результате чего Военное ведомство заказало серию из 50 лодок.

Двадцать пять из них строились в 1881–1883 гг. в Санкт-Петербурге на заводах Лесснера и Невском, другие двадцать пять — в Париже на заводе Платто.

Лодка Джевецкого (третий вариант) имела водоизмещение 2,7 т и длину около 6 м. Ход лодки обеспечивался кормовым гребным винтом, приводимым в движение мускульной силой экипажа из четырех человек через ножной привод. Скорость лодки не превышала 0,5 узла.

Для удержания глубины на подводном ходу применялся передвижной груз, позволявший изменять дифферент и заставлявший [583] лодку всплывать или погружаться. На лодке была установлена система регенерации воздуха, состоящая из воздушного насоса с натриевым поглотителем и баллона с кислородом. Имелись также два перископа, позволявшие производить круговой обзор.

Вооружение состояло из двух всплывающих мин, помещенных в специальные углубления снаружи лодки.

После 1886 г. часть лодок Джевецкого была переделана в портовые бакены, а часть законсервирована в Кронштадте.

В четвертом проекте был использован электродвигатель, энергия к которому поступала от аккумуляторных батарей. Для его реализации две лодки третьего проекта были оборудованы электромоторами (с двумя вариантами движителя — водометом и гребным винтом), благодаря чему их скорость возросла до 3–4 узлов.

На лодках пятого проекта С. К. Джевецкий предложил установить наружные решетчатые аппараты собственной конструкции для стрельбы самодвижущимися минами (торпедами) Шварцкопфа. Это было реализовано в Порт-Артуре, куда в октябре 1900 г. на пароходе была доставлена лодка №35, на которой установили два торпедных аппарата.

Последний, шестой проект подводной лодки был разработан С. К. Джевецким совместно с А. Н. Крыловым и в 1892 г. представлен Морскому техническому комитету. В отличие от предыдущих вариантов это был проект не прибрежной, а мореходной подводной лодки водоизмещением до 150 т, с раздельными двигателями для надводного и подводного ходов и глубиной погружения до 20 м. Вооружение лодки составляли наружные торпедные аппараты конструкции С. К. Джевецкого для самодвижущихся мин Уайтхеда. Проект не был принят Морским министерством, считавшим предлагавшуюся изобретателем в качестве двигателя надводного хода паровую машину непригодной для этой цели. В 1896 г. проект был признан лучшим на международном конкурсе во Франции.

«Европа». Бывший американский товаропассажирский пароход «Стейт оф Калифорния». Куплен Морским ведомством в 1878 г. и зачислен в состав Балтийского флота как крейсер. После возвращения из Добровольного флота, куда был передан, в 1895 г. вновь зачислен в состав флота как транспорт. В 1909 г. как вспомогательное судно был придан 2-му дивизиону подводных лодок Учебного отряда подводного плавания. В апреле 1918 г. оставлен в Гельсингфорсе.

Данные: водоизмещение 2690 т, длина, ширина и осадка соответственно 93,6, 11,3 и 4,6 м; скорость хода 13,5 узла, вооружение: четыре 75-мм орудия. [584]

«Камбала». Подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» строились по проекту Р. Эквиллея на заводе Круппа «Германия» в Киле в 1904–1907 гг. После постройки своим ходом прибыли в Либаву, в 1908 г. по железной дороге были отправлены в Севастополь, где вместе с ранее доставленными лодками «Судак» и «Лосось» образовали Отдельный дивизион подводных лодок Черного моря.

Лодки типа «Камбала» были полуторакорпусными, их прочный корпус переборками разделялся на семь отсеков. Водоизмещение составляло 205/236 т, скорость хода 10,8/8,8 узла, рабочая глубина погружения 30 м. Дальность плавания 825/27 миль. Лодки были вооружены трубчатым (носовым) торпедным аппаратом, позже были установлены по два аппарата Джевецкого.

29 мая 1909 г. «Камбала» погибла, протараненная при ночной учебной атаке линкором «Ростислав». 28 августа того же года носовая часть разломившейся пополам «Камбалы» была поднята. Кормовую часть лодки предполагалось поднять летом 1910 г., но подъем не состоялся. Летом 1932 г. ЭПРОНом была сделана попытка отыскать утерянное местонахождение кормовой части «Камбалы», оказавшаяся безуспешной.

«Касатка». Головная в серии из шести подводных лодок, построенная по проекту И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева в 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметев» в сентябре того же года были испытаны в Финском заливе, а 2–4 ноября 1904 г. по железной дороге отправлены во Владивосток, куда прибыли 12 декабря. С марта 1905 г. выходили в море для несения боевой службы. «Окунь» (см.) и «Макрель» были оставлены на Балтийском заводе из-за отсутствия двигателей и подверглись серьезной модернизации. В 1915 г. «Касатка» и «Фельдмаршал граф Шереметев» (с августа 1917 г. «Кета») из Владивостока по железной дороге перевезены в Петроград и зачислены в 4-й дивизион Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1917 г. базировались на Аландских островах, осенью того же года для капитального ремонта были переведены в Петроград. Осенью 1918 г. после окончания ремонта, проводившегося под личным контролем председателя Совнаркома В. И. Ульянова (Ленина), «Касатка» вместе с тремя другими («Окунь», «Макрель», «Минога») была отправлена на Каспий. В ноябре 1925 г. исключена из списков Морских сил Каспийского моря и сдана на металлолом. «Кета» в 1918 г. была сдана на хранение в Петроградский порт и исключена из списков в 1925 г. «Скат» и «Налим» в 1915 г. из Владивостока были перевезены [585] в Севастополь и вошли в состав Черноморского флота. 26 апреля 1919 г. были затоплены на внешнем рейде Севастополя.

Тактико-технические данные: водоизмещение 140/177 т., размеры 33,53x3,66x3,28 м, скорость хода 8,5/5,5 узла, рабочая глубина погружения 50 м, скорость погружения 4 м., вооружение — четыре решетчатых аппарата Джевецкого.

«Кета». Проект лодки лейтенанта СА. Яновича был рассмотрен Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования в феврале 1904 г. Помимо выделения средств на ее постройку, С. А. Яновичу был передан корпус одной из лодок С. К. Джевецкого. Лодка строилась в Санкт-Петербурге на заводе Лесснера («Акционерное общество машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода Г. А. Лесснера»). Ее надводное водоизмещение составляло 8 т, система погружения представляла собой две балластные цистерны, глубина погружения достигала 8 м, длина — 7,5 м; на лодке был установлен бензиновый двигатель мощностью 14 л. с. , причем дополнительный запас бензина мог приниматься вместо балласта. Лодка была снабжена складной выхлопной трубой для работы двигателя в погруженном состоянии — прообразом современного устройства РДП. Вооружение лодки состояло из двух самодвижущихся мин конструкции С. А. Яновича в наружных аппаратах.

В июне 1904 г. были произведены испытания, после чего ее должны были отправить в устье Амура для боевых действий по защите Николаевска-на-Амуре. Перед отправкой на лодке были установлены более мощный двигатель (24 л. с. ) и 37-мм орудие. 26 марта 1905 г. лодка, доставленная в Николаевск-на-Амуре и получившая название «Кета», была зачислена в состав флота. Исключена из списков флота в 1911 г.

«Кефаль». В апреле 1904 г. по проекту «Протектора» американской фирме «Lake Torpedo Boat Co.» были заказаны пять лодок («Кефаль», «Бычок», «Палтус», «Плотва», «Сиг») с условием постройки в течение пяти месяцев для последующей перевозки на Дальний Восток. Лодки строились в Бриджпорте (штат Коннектикут) по проекту С. Лейка и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где собирались в построенных фирмой временных мастерских. Головная «Кефаль» была готова 22 апреля 1905 г. и первой из четырех отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла в начале августа 1905 г. Первое погружение состоялось 12 октября, а с 14 октября лодка уже выходила в море. К началу Первой мировой войны лодки этого типа, находившиеся во Владивостоке, были сданы в порт. «Сиг» был оставлен в Либаве, [586] где в декабре 1905 г. начал формироваться Учебный отряд подводного плавания. Входил в состав отряда до 1913 г., после чего был исключен из состава флота и сдан в порт. В начале Первой мировой войны, 2 августа 1914 г., «затоплен для закупорки» прохода в Порт Императора Александра III.

Тактико-технические данные: водоизмещение 153/187 т; длина, ширина и осадка соответственно 22, 3,6 и 3,7 м; скорость 8/4 узла; дальность плавания 250/17 миль полным ходом, скорость погружения 7 м., глубина погружения до 30 м; вооружение: три торпедных аппарата (два носовых решетчатых и один кормовой трубчатый).

«Краб». Построен по проекту М. П. Налетова «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве» в 1909–1913 гг. Зачислен в состав флота в класс подводных лодок с присвоением наименования «Краб» 9 августа 1912 г. После многочисленных конструктивных переделок в Николаеве и Севастополе, куда «Краб» перешел в июле 1913 г., Постоянная комиссия по испытаниям судов военного флота под председательством контр-адмирала А. А. Белоголового лишь в июле 1915 г. сочла «возможным признать подводный минный заградитель «Краб» годным к приему в казну». Тем не менее, приказом по флоту и Морскому ведомству в состав действующего флота «Краб» зачислялся с 25 июня 1915 г.

Тактико-технические данные на 1915 г.: водоизмещение 533/736,7 т; длина, ширина и осадка соответственно 52,8, 4,3 и 4 м; глубина погружения 36,6 м (фактическая по испытаниям 1915 г.), время погружения 12 м.; скорость 11,78/7,07 узла; дальность плавания 1236/19,6 мили полным ходом; вооружение: два трубчатых носовых торпедных аппарата, 60 мин заграждения, позже было установлено 37-мм орудие, замененное в марте 1916 г. на 70-мм, и два пулемета.

В июне 1918 г. «Краб» остался в Севастополе. 26 апреля 1919 г. вместе с другими русскими подводными лодками был затоплен англичанами на внешнем рейде Севастополя. Поднят ЭПРОНом в октябре 1935 г., после чего был разобран на металл.

«Крокодил». См. «Аллигатор».

«Лосось». См. «Судак».

«Макрель». См. «Окунь».

«Минога». Первая в русском флоте подводная лодка с двигателями Дизеля. Строилась на Балтийском заводе по проекту и под непосредственным наблюдением И. Г. Бубнова в 1906–1909 гг. Спущена на воду 11 октября 1908 г., в октябре 1909 г. вошла в состав [587] Морских сил Балтийского моря. Накануне Первой мировой войны входила в состав 1-го дивизиона Бригады подводных лодок Балтийского моря, в сформированной в 1915 г. дивизии состояла в 4-м дивизионе. В ноябре 1918 г. была передана красной Астрахано-Каспийской военной флотилии и с 1919 г. находилась на Каспии, входя в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а затем Морских сил Каспийского моря. В ноябре 1925 г. была сдана в т. н. отдел фондового имущества для разборки на металл.

Тактико-технические данные: водоизмещение 123/152 т; длина, ширина, осадка соответственно 32,6, 2,75 и 2,75 м; скорость 11/5 узлов; дальность плавания 900/25 миль, глубина погружения рабочая 30 м, скорость погружения 3,5 м.; вооружение: два трубчатых (носовых) торпедных аппарата и пулемет. Во время Первой мировой войны было установлено 37-мм орудие.

«Морж». Проект подводной лодки 600 т водоизмещением был разработан И. Г. Бубновым в 1909 г. По нему с небольшими изменениями было решено построить три лодки из шести предусмотренных программой усиления Черноморского флота 1911 г. Лодки («Морж», «Нерпа» и «Тюлень») строились Николаевским отделением Балтийского завода и вступили в строй в начале 1915 г. Лодки обладали значительной дальностью плавания, сильным вооружением, имели сравнительно надежные механизмы и системы. Главными их недостатками были: отсутствие водонепроницаемых переборок, длительное время погружения, неудачное расположение решетчатых аппаратов, неудобство управления горизонтальными рулями. Кроме того, вместо заказанных в Германии дизелей с началом войны пришлось установить нештатные дизели меньшей мощности.

В период Первой мировой войны лодки типа «Морж» приняли активное участие в боевых действиях на морских коммуникациях противника, одержав значительное число побед.

«Морж» не вернулся из боевого похода в район Босфора в апреле 1917 г. (командир старший лейтенант А. С. Гадон, 41 человек экипажа). В 1996 г. на территории летней резиденции Российского генерального консульства в Стамбуле в честь подводной лодки «Морж» был установлен памятный знак. Лодка найдена английскими аквалангистами в августе 2000 г. на глубине 90 м в точке с координатами: 41 град. 22,45 мин. с. ш. и 29 град. 15,81 мин. в. д. (см. Алексеев И., Гончаров А., Заблоцкий В. Тайна черноморского «Моржа»// Судоходство, №4–9, 2001, Одесса). «Тюлень» в 1919 г. вошел в состав белого флота, в 1920 г. ушел в Бизерту, где разделил участь других кораблей Русской эскадры. «Нерпа» (с 1922 г. «Политрук» №11) числилась в составе РККФ до 1931 г. [588]

Тактико-технические данные: водоизмещение 630/758 т; длина, ширина и осадка соответственно 67,06 4,47 и 3,91 м; скорость 10,8/7,8–9,2 узла; дальность плавания 2500/28 миль полным ходом, глубина погружения рабочая 50 м, скорость погружения 3 м.; вооружение торпедное: 4 трубчатых (по два носовых и кормовых) торпедных аппарата, 8 наружных аппаратов Джевецкого-Подгорного, артиллерийское: одно 57-мм и одно 47-мм орудия на «Нерпе» и «Морже», одно 76-мм и одно 57-мм на «Тюлене».

«Окунь». Подводная лодка типа «Касатка» конструкции И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева была спущена на воду 31 августа 1904 г. вместе с однотипной «Макрелью» оставлена на Балтийском заводе из-за отсутствия двигателей, поставка которых задерживалась. Лодки около двух лет простояли у достроечной стенки и были модернизированы. Вместо предусмотренных проектом трех бензиновых двигателей внутреннего сгорания на них был установлен один дизель завода «Л. Нобель» мощностью 120 л. с. , спаренный с динамомашиной, питание с которой подавалось на гребной электродвигатель (в надводном положении таким образом работали все три агрегата). Остойчивость лодок уменьшилась, а надежность энергетической установки оказалась очень низкой. Летом 1909 г. включен в Учебный отряд подводного плавания, а при формировании в ноябре того же года бригады подводных лодок вошел в состав 1-го дивизиона. При организации в 1913 г. Бригады подводных лодок Балтийского моря продолжал входить в состав 1-го дивизиона, а при преобразовании бригады в 1915 г. в Дивизию подводных лодок Балтийского моря был включен в состав 4-го дивизиона. В ноябре 1918 г. «Окунь» и «Макрель» были переданы красной Астрахано-Каспийской военной флотилии и с 1919 г. находились на Каспии, входя в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а затем Морских сил Каспийского моря. В ноябре 1925 г. были сданы в отдел фондового имущества для разборки на металл.

Тактико-технические данные: водоизмещение 140/177 т, длина, ширина и осадка соответственно 33,5, 3,35 и 3,4 м; скорость 8,5/5,5 узла; дальность плавания 700/30 миль, глубина погружения рабочая 50 м, скорость погружения 5 м.; вооружение: четыре наружных аппарата Джевецкого.

«Осетр». Бывшая подводная лодка «Протектор» была заложена в 1901 г. на судостроительной верфи фирмы «Lake Torpedo Boat Co.» в Бриждпорте по проекту С. Лейка. Спущена на воду в ноябре 1902 г. и служила рекламным образцом фирмы. В мае 1904 г. [589] официально приобретена у фирмы российским Морским ведомством.

В мае-июне 1904 г. на борту норвежского грузового парохода «Фортуна» перевезена из Бриджпорта в Кронштадт. Зачислена в списки судов русского флота как миноносец «Осетр». В марте-апреле 1905 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток и 12 мая спущена на воду в заливе Петра Великого.

Во время русско-японской войны совершила несколько выходов в море для несения дозора и ведения разведки. В марте 1906 г. переклассифицирована в подводную лодку, продолжала службу в Сибирской флотилии. Из списков судов исключена 5 августа 1913 г., в марте 1914 г. сдана в порт «для усиления бокового заграждения».

«Пескарь». См. «Судак».

«Почтовый». Опытная лодка, построенная по проекту С. К. Джевецкого на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге в 1906 г. на пожертвования служащих Почтового ведомства (отсюда и нехарактерное для подводных лодок название). На «Почтовом» была впервые успешно реализована идея единого двигателя как для надводного, так и для подводного хода. В подводном положении работал один из двух бензиновых двигателей внутреннего сгорания, воздух для работы которого поступал от баллонов (всего 45 шт.), заполняемых в надводном положении компрессорами. Кроме того, имелся пневматический двигатель, который приводил в действие газовый насос, откачивавший отработанные газы бензинового двигателя за борт из полости надстройки через отводные трубы, выведенные под киль лодки. Главными недостатками лодки были чрезмерная сложность управления механизмами, их низкая надежность, а также крайне плохая обитаемость (сильные перепады давления внутри лодки в подводном положении, теснота и сырость).

Зачислена в состав флота как опытная подводная лодка 30 сентября 1908 г. и до 1913 г. состояла в Учебном отряде подводного плавания в Либаве. В 1913 г. была передана Балтийскому заводу для использования ее в различных испытаниях. В период Гражданской войны находилась в Кронштадтском порту на стенке. В 1924 г. разобрана на металлолом.

Данные лодки: водоизмещение 134/146 т, длина, ширина и осадка соответственно 36, 3,2 и 2,7 м; скорость хода 11,6/6,16 узла, глубина погружения 21,3 м (70 футов), время погружения 7 м.; дальность плавания 350/28 миль; вооружение: четыре наружных торпедных аппарата Джевецкого. [590]

«Святой Георгий». Строилась в Италии на судостроительном заводе «ФИАТ-Сан-Джорджио» в г. Специя, приобретена Россией в 1916 г. для Флотилии Северного Ледовитого океана. 7 мая 1917 г. на лодке, получившей имя «Святой Георгий», был поднят Андреевский флаг. 13 июня 1917 г. лодка под командой старшего лейтенанта И. И. Ризнича вышла из Специи и 9 сентября того же года, совершив героический переход вокруг Европы, прибыла в Архангельск. В марте 1920 г. оставлена при эвакуации белой Северной армии из Архангельска, в апреле того же года включена в состав Морских сил Северного моря, в мае переименована в «Коммунар». С июля 1921 г. находилась на хранении в порту, в июне 1924 г. передана ЭПРОНу для использования в качестве понтона.

Тактико-технические данные: водоизмещение 260/313 т; длина, ширина и осадка соответственно 45,1, 4,2 и 3 м; скорость 13,4/9,5 узла; глубина погружения рабочая 45 м; скорость погружения 2 м.; дальность плавания 700/21 миля полным ходом; вооружение: два трубчатых (носовых) торпедных аппарата, 47-мм орудие.

«Сиг». См. «Кефаль».

«Стерлядь». См. «Судак».

«Судак». Заказ на постройку шести подводных лодок по проекту Холланда («Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак» и «Щука») был выдан Невскому судостроительному и механическому заводу в Санкт-Петербурге ровно через два месяца после начала русско-японской войны, 26 марта 1904 г. Кроме того, в июне 1904 г. Морским ведомством была приобретена у фирмы Холланда головная подводная лодка этого типа «Фултон», получившая в русском флоте название «Сом». Лодки этого типа строились серийно в нескольких странах. Кроме «Сома», до окончания войны в строй удалось ввести и отправить во Владивосток только «Щуку». После достройки в 1907 г. подводные лодки «Судак» и «Лосось» направили на Черное море, где они стали ядром Отдельного дивизиона подводных лодок. Оставшиеся на Балтийском море «Белуга», «Пескарь» и «Стерлядь» входили в состав Учебного отряда подводного плавания. В январе 1915 г. «Сом» и «Щука» были отправлены по железной дороге сначала в Севастополь, а в августе 1915 г. на Балтийское море. В мае 1916 г. «Сом» погиб в боевом походе. «Белуга», «Стерлядь», «Пескарь» и «Щука» зимой 1917/18 г. находились в ремонте в Ревеле, в феврале 1918 г. захвачены германскими войсками и отправлены в Германию для разборки на металл. В апреле 1919 г. «Судак» и «Лосось» [591] были затоплены англичанами на внешнем рейде Севастополя. Подняты ЭПРОНом летом 1932 г. и сданы на металлолом.

Технические данные: водоизмещение 105/125 т, длина, ширина и осадка соответственно 20, 3,5 и 2,9 м; скорость хода 9,5–10/6,5 узла; глубина погружения до 30 м, дальность плавания 500/30 миль; вооружение: один носовой трубчатый торпедный аппарат.

«Форель». Построенная в 1903 г. по проекту Р. Эквиллея лодка имела водоизмещение 17/18 т, длину 12,5 м и ширину корпуса 1,65 м; высота с рубкой составляла 2,4 м. Глубина погружения достигала 30 м. На лодке был установлен электродвигатель мощностью 60 л. с. как для подводного, так и надводного хода. Дальность плавания составляла 20 миль, скорость надводного хода — до 4,5 узла. Вооружена лодка была двумя съемными трубчатыми торпедными аппаратами.

В мае 1904 г. перевезена по железной дороге из Киля в Санкт-Петербург как строго секретный груз под названием «передвижной предохранительный буй». 24 мая лодка с экипажем четыре человека под командой лейтенанта барона Т. Л. фон-дер Рааб-Тилена перешла в Кронштадт. 21 августа 1904 г. была зачислена в состав флота под названием «Форель», а 25 августа по железной дороге отправлена во Владивосток. 17 мая 1910 г. затонула в Японском море в районе бухты Новик, идя на буксире подводной лодки «Плотва», тогда же была поднята и ввиду полной непригодности для боевых целей исключена из списков флота.

«Хабаровск». Бывший товаропассажирский пароход Добровольного флота, построенный в 1895 г. в Англии. Куплен Морским ведомством в 1902 г. и зачислен в состав флота в качестве транспорта. В 1905–1909 гг. относился к классу учебных судов.

Технические данные: водоизмещение 2760 т, длина, ширина и осадка соответственно 76,2, 11,0 и 4,4 м; скорость 9,8 узла, дальность плавания 1500 миль; вооружение: две 75-мм пушки, два 47-мм орудия и два пулемета.

«Челим». Лодка лейтенанта А. С. Боткина была достроена в 1904–1905 гг. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на средства Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. В ее строительстве принимал участие французский инженер-кораблестроитель Боше. Лодка имела «особые приспособления для ныряния», глубина ее погружения регулировалась двумя балластными отсеками вместимостью одна тонна каждый. Водоизмещение с балластом составляло 14 т, длина — 8,7 м и диаметр корпуса — 1,9 м. На лодке был установлен «керосиномотор» [592] (двигатель внутреннего сгорания системы Кертинга) мощностью 14 л. с. Скорость хода в зависимости от глубины погружения 4–7 узлов. Вооружение — два наружных решетчатых аппарата для стрельбы самодвижущимися минами Шварцкопфа с кормы «назад».

В августе 1905 г. лодка совершила переход в Кронштадт, где произвела пробную стрельбу. Сразу после этого по настоянию А. С. Боткина она была отправлена по железной дороге во Владивосток, где производилась ее опытная эксплуатация. Боевая ценность лодки А. С. Боткина была признана незначительной, в состав флота она не включалась и официального имени не имела. Ее неофициальным «авторским» названием, которое сохранилось в истории подводного кораблестроения, было «Челим» — по названию т. н. водяного ореха, растущего на поверхности, но способного погружаться в воду. Использовалась во Владивостоке для доставки грузов в близлежащие бухты. В конце 1905 г. мотор с лодки был снят и установлен на портовом катере, а сама лодка — разобрана.

Использованная литература

Трусов Г. М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963.

Подводное кораблестроение в России 1900–1917: Сборник документов. Л., 1965.

Корабли и вспомогательные суда советского ВМФ (1917–1927): Справочник (руководитель авторского коллектива С. С. Бережной). М., 1981.

Залесский Н. А. «Краб» — первый в мире подводный заградитель. Л., 1988.

Аллилуев А. А. Подводные лодки «Кета» и «Форель». Судостроение, №4, 1990, Л.

Русские подводные лодки. История создания и использования 1834–1923. T. I, ч. 1,2. Спб.,1994.

С. С. Бережной. Корабли Отечества. Вып. I. Подводные лодки. Часть I (1903–1917). Харьков, 1996.

Аллилуев А. А. Подводные лодки в Порт-Артуре. СПб., 1997.

Бережной С. С. Подводные лодки и крейсера: Справочник. 1999 (рукопись, хранящаяся в фондах Научно-исследовательской исторической группы ВМФ).

Андриенко В. Г. Подводная лодка «Святой Георгий». Судостроение, №8, 1991. [593]

Грибовский В. Ю. Подводные лодки типа «Морж». Судостроение, №2, 1991.

Грибовский В. Ю. Подводные лодки типа «Барс». Судостроение, №4, 1991.

История отечественного судостроения (под ред. И. П. Спасского). СПб., 1996. т. 2, гл. 21; т. 3, гл. 6, 11, 17.

Рассол И. Р. Подводная лодка «Дельфин». СПб., 2000.

Рассол И. Р. «Почтовый» — подводная лодка с единым двигателем. Гангут, № 27/2001.

Санкт-Петербург — родина подводного кораблестроения России: Сб. исторических материалов. ЦКБ МТ «Рубин». СПб., 2003. [594]

Подстрочные примечания