Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Строители

Биографии изобретателя и инженеров, собиравших в Либаве подводные лодки, оказались вполне в американском духе.

Симон Лэк, давший свое имя подводным лодкам этого типа, был исключен из школы за неуспешность в науках. Его отец, владевший слесарной мастерской, махнул на сына рукой, отвел ему место у верстака и заставил работать простым рабочим. Днем Лэк слесарничал, вечером ходил на специальные курсы для рабочих, а также посещал воскресную школу.

Знаменитый роман Жюля Верна «80000 километров под водой» решил его дальнейшую судьбу, ибо пятнадцатилетний мальчик задумал построить подводную лодку. Разрешить эту задачу удалось только через тринадцать лет; причем за неимением средств лодка была построена из дерева с баллоном из-под содовой воды, а вместо резервуара для сжатого воздуха — самодельным деревянным же воздушным насосом и другими приспособлениями в таком же роде.

Несмотря на примитивность всего устройства, первый опыт прошел весьма удачно, после чего Лэку удалось построить еще несколько вариантов подводных лодок и даже основать небольшую компанию для коммерческой эксплуатации последнего типа, но из этого ничего не вышло.

Тогда он решил приспособить свое детище для военных целей, поставив на нем три трубчатых минных аппарата и предложив его северо-американскому Морскому министерству.

К этому времени подоспела русско-японская война. В ночь на 27 января 1904 года неожиданной атакой японских миноносцев на порт-артурском рейде были выведены из строя три наших лучших корабля, ремонт которых сильно затруднялся отсутствием в порту подходящих доков. Это заставило русское Морское министерство принять меры для скорейшего усиления нашего флота. Балтийскому судостроительному заводу в Петербурге было заказано шесть подводных лодок по чертежам корабельного инженера Бубнова и капитана 2 ранга Беклемишева (до того построивших [26] первую современную русскую подводную лодку «Дельфин»), у САСШ были куплены «Протектор» (Лэка), «Фультон» (Голланда), и каждому из них заказали еще по пять лодок того же типа. Кроме того, на верфи «Германия» в Киле заказали три подводные лодки, и наконец, в начале 1905 года тому же Лэку дали наряд на постройку еще четырех лодок по 410 тонн водоизмещением каждая. Так было положено начало русскому подводному флоту...

Главный корабельный инженер Пикок, собиравший лодки в Либаве, в молодости торговал спичками. Первоначальное образование он получил на вечерних курсах для рабочих; был приказчиком, клерком и еще кем-то. Как-то ему удалось пройти курс наук, выдержать экзамен на звание корабельного инженера и заняться работой по специальности...

Главный механик был единственным, в полном смысле слова, образованным человеком из всех американцев, зато его ближайший помощник Вильсон являлся совершенно первобытной фигурой. Лицо отставного ковбоя было изуродовано ударом револьверной рукоятки, свернувшей ему нос на сторону. Познания Вильсона были весьма невелики, так как лишь только бензиномоторы начинали капризничать, он, ничтоже сумняшеся, хватал молоток и начинал нещадно лупить по цилиндрам, помпочкам, по чему попало, совершенно так же, как раньше хлестал лошадей, когда они замедляли бег.

Наиболее колоритным был, без сомнения, сдаточный командир Смит, обучавший наших офицеров управлению подводной лодкой. Это был маленький, квадратный, неимоверно плотный и жилистый человек, с багрово-красным лицом и огромными ручищами. На каких-то состязаниях в Америке он побил всех конкурентов, спустившись на глубину 30 сажен (55 м. — Ред.) в обыкновенной водолазной рубахе. Этого было совершенно достаточно, чтобы водолаза Смита пригласили командовать подводной лодкой, хотя между водолазным делом и подводным плаванием нет решительно ничего общего, кроме погружения под воду. Подводной лодкой Смит управлял хорошо, но, кроме схемы погружения, ничего объяснить не мог.

Русский личный состав состоял из добровольцев (офицеров [27] и матросов), так как Морское министерство, признавая тяжесть и своеобразие службы на подводных судах, не считало возможным назначать кого-либо против его желания, и такой порядок сохранялся до последних дней Империи (и до сих пор применяется на флотах всего мира). Занятий с командой не было, ибо, работая на постройке наравне с рабочими, матросы имели возможность легко, быстро и основательно изучить устройство и своих судов, и механизмов. Офицеры же с утра до вечера с неослабным интересом и увлечением лазали по подводным лодкам, забираясь во все углы и щели.

Инженер-механиков не полагалось. Каждый из строевых офицеров (командир и его помощник) должен был не только знать свой корабль и уметь управлять им при всех видах плавания, но и твердо знать устройство механизмов до главных бензиномоторов включительно.

Офицеры отлично понимали, что в случае аварии под водой никто не придет на помощь, никто даже не посоветует — каждый будет предоставлен своим силам и способностям, потому и не теряли времени даром, тем более что, получив элементарные сведения от американцев, во всем остальном должны были доходить своим умом. [28]

Дальше