Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Шестнадцать часов победы

Несмотря на то, что фашисты яростно обстреливали и непрестанно бомбили порт, Николай Александрович Колтыпин все же надеялся к полуночи закончить разгрузку бензина, мин и снарядов. Выйти в обратный рейс хотелось затемно. Команда работала без отдыха несколько часов, люди валились с ног от усталости. Но каждый думал только об одном: скорее бы в море, в спасительную темноту ночи, подальше от этого огнедышащего места, где в любую минуту тебя может настичь нелепая смерть.

Все было готово, оставалось промыть балластную цистерну, в которой находилось горючее, провентилировать воздух, и можно отчаливать. Колтыпин отдавал последние распоряжения, когда в центральном будто гром ударил: взорвались пары бензина. Каких-либо значительных повреждений лодка не получила, но пострадало несколько человек; получили ожоги. Пришлось задержаться. Подвезли группу раненых и женщин с переднего края. Их надо было доставить на Большую землю.

Между тем уже наступило серое утро. Колтыпин связался со штабом, и там сказали ему, что выходить в открытое море поздно, враг может расстрелять лодку на фарватере. Поэтому самое разумное было, не [131] обнаруживая себя, выбрать удобное место, залечь на грунт и дожидаться наступления ночи.

Колтыпин так и сделал. Выйдя из бухты за несколько кабельтовых, М-32 опустилась. Грохот фронта сюда почти не доносился, лишь изредка слышались отдаленные взрывы. Лодку надежно прикрывала толща воды в тридцать шесть метров, и люди чувствовали себя в безопасности. Но тишина была обманчива, спокойствие зыбкое. И Колтыпин, и его помощник Иванов, парторг Сидоров хорошо понимали, что их ждет впереди. В течение всего дня, а это почти шестнадцать часов, «Малютка» не сможет подняться на поверхность для очистки воздуха от паров бензина, потому что сразу же будет атакована. Придется держаться, терпеть.

Вместе с парторгом Колтыпин пошел по отсекам. День только начинался, трудности были впереди, а многие уже впадали в беспамятство, стали заговариваться, нелепо размахивали руками. Старший инженер-лейтенант Медведев силился открыть крышку люка. Его пробовали успокоить, оттягивали в сторону. Но он, казалось, утратил способность что-либо понимать. Электрик Кижаев бессвязно выкрикивал какие-то стихи, жестикулировал, ничего не замечая перед собой.

В четвертом отсеке тоже творилось невообразимое: одни пели, другие пробовали танцевать с камбузными ножами. Отравление было почти всеобщим. А ведь на подлодке находились женщины, раненые. Для них этот воздух был и вовсе губительным. Что было делать? Как помочь людям? Николай Александрович чувствовал себя совершенно беспомощным.

Из них троих, на которых лежал груз ответственности за судьбы людей, первым стал слабеть помощник командира Иванов. Да и Колтыпин, чувствуя головокружение, поспешил к себе в каюту.

Явился Пустовойтенко. Капитан-лейтенант, с трудом выдавливая из себя каждое слово, сказал главстаршине: [132]

— Николай Куприянович, видимо, мне пока не подняться. Доверяю тебе корабль и людей. Обойди отсеки, помоги кому требуется, подбодри. Ты ведь пока держишься... А я тем временем отдохну. Разбудишь меня в двадцать ноль-ноль. Если случится так, что я не буду в состоянии подняться, всплывай самостоятельно... Но раньше двадцати одного подниматься запрещаю. Ясно? — проговорил почти шепотом.

Пустовойтенко, выйдя из каюты, наткнулся в проходе на Сидорова.

— Слава богу, вы в форме! — обрадовался старшина и быстро сник: Сидоров раскачивался, держась за переборки, будто под ним шатался пол. «Одному мне придется командовать...» — подумал Пустовойтенко, увидев, что Сидоров, примостившись на разножке, забылся тяжелым сном.

Как и было приказано, главстаршина обошел все уголки, где находились члены команды и пассажиры. Картина была угнетающая: люди находились в тяжелом, болезненном забытьи, многие бредили. После обхода Николай Куприянович зашел в каюту командира: может, ему надо чем-то помочь. Колтыпин открыл глаза и еле слышно проговорил:

— Держись, Пустовойтенко!

— Стараюсь, — ответил главстаршина.

Но командир, видимо, уже не расслышал этих слов. Пустовойтенко расстегнул ему воротник кителя, обтер лицо влажным полотенцем. Потом направился в центральный пост: надо сделать записи, чтобы все было как положено. Сидоров сидел все в той же позе, уронив стриженую голову на грудь.

Пустовойтенко, чувствуя, что и им начинает овладевать предательская сонливость, стал потихоньку напевать:

Утро красит нежным светом... [133]

Ему казалось, что он пел, но он едва шевелил губами. Как медленно тянулось время... Может, что-то стряслось с часами? Почему-то не мог разобрать, где минутная и где часовая стрелка. Обе казались длинными, обе отливали красным отблеском пожара, потом вдруг начали расплываться и вскоре совсем исчезли, остался один белый диск с двумя мутными ободками.

Утро красит нежным светом...

Он силился вспомнить следующую строчку. Но в виски билась фраза: всплывать в двадцать один ноль-ноль... Потом откуда-то появилась мысль: он пришел в центральный, чтобы сделать запись в журнале вахтенного. Пустовойтенко зажал пальцами карандаш, вдруг отчего-то сделавшийся кривым и словно бы квадратным, так что его неудобно было держать в руках. Изловчившись, он стал выводить какие-то крючки. Каким длинным и трудным оказалось написать слово «осмотрено»... Он хотел еще добавить: «всплывать в двадцать один ноль-ноль», но вдруг почувствовал, что проваливается в какую-то бездну.

Неизвестно, сколько времени он пролежал, прежде чем пришел в сознание. Боли никакой не ощущал и попытался подняться. Из второго отсека доносились стоны женщин, и Пустовойтенко подумал, что надо бы пойти успокоить, приободрить людей. Сказать, что ждать осталось недолго. «Недолго? — подумал он. — А сколько же времени прошло?» Часы в центральном показывали девятнадцать тридцать. До всплытия оставалось еще полтора часа.

Во втором стихли голоса, но в трюме продолжали бить кувалдой, методично, назойливо: у-о-о-х! У-о-о-х! Это падали капли на пол, а ему чудилось, будто бьют молотом. Пустовойтенко попробовал приподняться — и снова перед глазами поплыли разноцветные круги. Чтобы успокоить себя и как-то скоротать время, он начал считать.

Один удар — две секунды, тридцать ударов — минута. Он утомился, сбился со счета и незаметно уснул. [134]

Очнулся, глянул на часы и не поверил своим глазам: до всплытия оставалось всего восемь минут. Он собрал все свои силы и стал медленно и осторожно передвигаться: надо было первым делом попытаться разбудить командира. Но растормошить Колтыпина не удалось. С горем пополам Пустовойтенко смог перетащить в центральный Медведева. Инженер-механик ворочал головой, бормотал что-то невнятное, однако встать на ноги не мог. Командира тоже надо было перенести в центральный, чтобы после всплытия помочь ему быстро выбраться наверх. Но Николай Куприянович с горечью вынужден был признаться себе: на большее у него не хватит сил.

Помутневшим взором смотрел он вокруг, не зная, что же предпринять, как помочь капитан-лейтенанту. И тут услышал, как кто-то сказал:

— Послушай, главстаршина, я, пожалуй смогу помочь тебе... Я хоть и нетвердо ступаю, но все же передвигаюсь и сила в руках есть.

Позже Пустовойтенко узнал, кто был тот человек, пришедший ему на выручку в трудную минуту: начальник инженерного отдела флота полковник И. А. Лебедев. Несмотря на ранение, полковник стойко выдержал непривычные для него испытания и оказал большую помощь Николаю Куприяновичу.

Пустовойтенко продул балласт, «Малютка» начала тихо всплывать. Сначала она словно бы отказывалась подчиняться, но потом зашевелилась, ожила.

И вот уже главстаршина вместе с полковником нажали защелку, откинулась тяжелая крышка люка, гулко ударив в ограждение мостика. Рвануло с такой силой, что Николая Куприяновича буквально вынесло наверх. Он шагнул по скобтрапу на мостик, но не удержался, упал, опьяненный свежим влажным воздухом. Главстаршина вскочил, крепко вцепился в магистрали. Над бухтой стояла ночь. До города рукой подать, четко видны плоские стены разрушенных зданий, светлеющие проемы улиц. [135]

Небо рассекали трассирующие пули. «Выстоял Пустовойтенко, не сплоховал!» — чувствуя необыкновенный прилив сил, подумал о себе Николай Куприянович. «Малютку» слегка толкало, слышался скрежет железа. «Мать честная! — пронеслась в голове. — Да ведь это нас течением отнесло к скалистым берегам! Это ж Херсонесский маяк, и тут можна застрять навсегда... Скорее действовать!»

Поняв, какая угроза нависла над лодкой, Пустовойтенко бегом спустился в центральный пост и включил вентиляцию. Вместе с полковником Лебедевым они вынесли командира на мостик, затем помощника Иванова, электрика Кижаева, инженера Медведева. Электрик вскоре очнулся, и главстаршина отправил его на вахту в электростанцию. Наконец пришел в себя и Колтыпин.

— Почему звезды? — первым делом спросил он.

— Я всплыл, как было приказано, — доложил Пустовойтенко. И продолжил с тревогой: — Нас снесло к маяку, надо срочно принимать меры.

Командир распорядился приготовить дизель. Включили большие обороты. «Малютка» задрожала всем корпусом, медленно поползла по камням и вышла на чистую воду. Звезды тускнели, восток яснел. Николай Александрович взглянул на часы: половина третьего, а ему показалось, что сейчас где-то около одиннадцати.

На душе было спокойно. Пережили трудные шестнадцать часов, без потерь, что называется. Команда на своих местах, пассажиры в добром здравии. Лодка по меньшей мере три часа могла идти в надводном положении, не опасаясь быть обнаруженной. Колтыпину хотелось поговорить с Николаем Куприяновичем. Как же это он смог выстоять, справиться со всеми сложностями!

Но старшина группы мотористов сейчас был занят. «Ладно уж, доберемся до Новороссийска — поговорим, оглянемся назад, на то, что пережили. И нужно воздать должное отважному моряку...» — подумал командир. [136]

Марш победителей

Видно, Михаил Васильевич Леонов не сумел расположить к себе мичмана Нижнего: тот отвечал на вопросы нового командира подлодки сухими анкетными фразами, как человек, которого оторвали без надобности от дела в самую горячую минуту.

— Родом из Проскуровской области... По профессии кузнец. Родители до революции батрачили, теперь трудятся в колхозе... Служил на подлодке АГ-23, взысканий не имел...

Так и не получилось душевного разговора. Поднимаясь на мостик, Михаил Васильевич окликнул помощника Иванова. Павел Карпович, ветеран Щ-202, знает всех и каждого.

— Послушайте, старший лейтенант, — обратился командир. — Этот дядя Вася, старшина, он что — всегда такой нелюдимый?

— Такой он по характеру, — ответил Иванов. — Но вообще-то мичман Нижний отличный специалист, прямо профессор в своем деле... Знаете, как-то в походе они с матросом Бобровым отремонтировали воздуходувку за три часа. В другой раз, тоже во время похода, случилась неприятность: оторвался лючок на палубе. А стук этого лючка мог нас выдать — навести вражеские катера на лодку. И снова выручил мичман. Да, в том походе досталось нашей «Щуке». «Юнкерс» тогда продырявил нам надстройку и трубы вентиляции, повредил антенну. И тоже... без мичмана плохо бы пришлось. Так что не сомневайтесь, товарищ командир, человек он верный. А что неразговорчив, беда небольшая.

Щ-202 вспарывала крутую морскую волну, уходя все дальше на запад. По небосклону громоздились синие тучи, то открывая, то закрывая тоненький серп луны. Рядом с Леоновым кто-то остановился. Оглянувшись, Михаил Васильевич увидел мичмана. [137]

— Что, решили подышать перед погружением? — обратился к нему Леонов.

Нижний щелкнул каблуками:

— Не спится, товарищ командир...

По тону мичмана чувствовалось, что его тянет поделиться чем-то сокровенным. Помолчав, он начал рассказывать о своем родном крае, Подолии, про весенние ночи, когда вовсю заливаются соловьи, состязаясь в пении с девушками...

— Слыхали, товарищ капитан-лейтенант, город мой Проскуров {8} вчера освободили, — неожиданно закончил он доверительным тоном.

Вот оно что! Может, потому и был мичман при первом знакомстве сдержанно суров и молчалив? Шли бои за его родную землю, где жили его мать, жена, дети...

— Кто вам сообщил?

— Парторг. Поздравлял меня. Москва салютовала...

— И я вас поздравляю, Василий Семенович, — протянул руку капитан-лейтенант. — От души рад за вас...

Наступал рассвет. По команде Леонова вахтенный офицер старший лейтенант Осипенко выполнял маневр по срочному погружению. Это была проверка боеготовности, учеба на позиции. Командир дивизиона Гуз одобрил инициативу Леонова, лично следил за действиями экипажа. Особой похвалы заслужили мотористы во главе с мичманом Нижним. Они научились так погружать лодку, чтобы не оставлять на поверхности пятна.

Шестые сутки Щ-202 вела поиск, не встречая даже захудалой шхуны. На седьмые Леонов заметил на горизонте смутные силуэты. В кильватерном строю шло несколько судов, оставляя за кормой едва заметный дымок. Машина заработала. Леонов скомандовал:

— Приготовиться к четырехторпедному залпу!

Это была первая в его жизни боевая атака. Не по [138] мишеням, как было на Тихом океане, — по живым целям. Чувство уверенности не покидало командира до тех пор, пока он видел пенистые борозды, тянувшиеся на юго-запад. Но как только след стал исчезать, размываемый мелкой волной, Леонова охватила тревога. А что если промах?

Тугая воздушная волна вдруг ударила, оглушила, под ногами задрожало, и Леонов, не слыша собственного голоса, крикнул во всю мощь своих легких:

— По-о-о-беее-еда!

— Победа! — откликнулись отсеки. Четыре взрыва один за другим прокатились эхом над морем.

Была отдана команда на погружение, но Леонов на какое-то мгновение задержался, чтобы собственными глазами увидеть тонущий корабль, зафиксировать.

Лодка стремительно погружалась, а сверху уже шныряли вражеские катера, забрасывая глубинными бомбами. Сыпалась высохшая краска, подрагивал стальной корпус. Катера отставали, снова приближались. Леонов изменил курс, увеличил скорость, чтобы обмануть противника.

Всплыли в трех милях от места взрыва. В поле зрения два корабля из трех. Значит, пустили на дно судно водоизмещением 2600 тонн. Оповестили экипаж. Леонову показалось странным, что теперь не было того ликования, какое наблюдалось при взрыве. В центральном посту его встретили молчанием. Инженер-механик Амплеев, помощник Иванов, офицер-минер Осипенко и мичман Нижний при появлении командира потупились, словно были в чем-то виноваты. Оказывается, взрывом глубинки повредило правую носовую муфту и сцепление линии вала. Предстоял сложный ремонт, работа, какая возможна лишь в заводских условиях. Справятся ребята или придется возвращаться в базу?

Всю ночь Леонов с комдивом не спали, прислушиваясь к стуку в дизельном отсеке, поминутно справляясь, как идут дела. [139]

Наутро в каюту командира стремительно вошел инженер-механик Амплеев и, вытирая ладонью пот с лица, доложил:

— Мы в полной готовности, товарищ капитан-лейтенант!

Особо инженер подчеркнул заслуги мичмана Нижнего. Без него ремонтная бригада не справилась бы в короткий срок. В заключение сказал, что предлагает представить старшину мотористов к награде за образцовое выполнение ремонтных работ в боевых условиях.

Старший лейтенант Осипенко подал заявление в первичную партийную организацию подлодки Щ-202 о приеме его в кандидаты партии. Были мнения отложить рассмотрение вопроса до возвращения в базу, но парторг Петр Блюдо сказал:

— Если поступило заявление, мы обязаны рассмотреть его. Партийная работа не должна прекращаться ни в каких условиях. Вот так.

После обеда собрались в кают-компании. Парторг зачитал заявление, биографию Осипенко. Затем слово предоставили старшему лейтенанту. Он поднялся, растерянный, смущенный.

— Ну что ж, — подсказал парторг. — Расскажи, как собираешься дальше воевать, громить врага. Ты ведь минер...

Осипенко задумался. Действительно, Щ-202 ходит на боевые позиции с первых дней войны, экипаж подобран опытный, в чем же тогда причина неудач «Щуки», преследовавших ее так долго? Ясно, что и он не оставался равнодушным к такому положению дел. М-62 потопила транспорт с войсками, М-35 — транспорт с вооружением и боеприпасами, «Малютки» трудятся на победу, одна только Щ-202 продолжает безрезультатные поиски...

Так обсуждение кандидатуры Осипенко перешло в [140] разговор о наболевшем, о том, что было их общей обязанностью, их долгом.

С приходом нового командира ситуация изменилась, есть уже первые радостные результаты, однако успокаиваться рано, вообще успокаиваться нельзя, тем более коммунистам. Надо извлекать уроки из прошлых ошибок, чтобы не повторять их вновь, — говорили выступающие. Отмечая личную дисциплинированность, трудолюбие старшего лейтенанта, указывали также на его недостатки. Хорош не тот командир, который старается все сделать сам, но который учит подчиненных отлично выполнять свой долг.

Выступил и Леонов.

— Скажу откровенно; мне приятно служить с таким образованным, знающим офицером, каким является старший лейтенант Осипенко. Да и вся команда — дружная семья преданных партии и народу бойцов. Но хочу подчеркнуть: коммунисты должны быть всегда впереди, быть образцом в любом деле.

Суровым наказом и отеческим напутствием прозвучали речи выступавших. Осипенко, слушая товарищей, старался разобраться, где и в чем допускал ошибки. Перед ним, словно на киноленте, проходила вся его недолгая жизненная дорога, по которой он шел твердо и уверенно. Еще раз сказал словами своего заявления: «Если потребует Родина, партия, не пожалею своей крови и самой жизни...»

Председатель поставил вопрос на голосование. Старший лейтенант Осипенко был единогласно принят собранием первичной партийной организации подводной лодки Щ-202 кандидатом в члены ВКП (б).

...До заступления на вахту оставалось около двух часов Осипенко взялся было за книгу, но мыслями он все еще был на собрании, вспоминая пережитое. Сбылось то, о чем мечтал. Надо по возвращении в базу написать домой, родным, жене. Он улыбнулся, подумав, что пока [141] воюет, подрастут его маленькие сыновья, и он будет рассказывать им, как его принимали в партию в Черном море, на глубине пятидесяти метров...

В таком приподнятом настроении он и заступил на вахту. Мысль работала четко, глаза видели малейшую точку на горизонте. Осипенко оторвался от перископа, подозвал Иванова:

— Ваше мнение, Павел Карпович?

— Вижу «юнкерс»... — сказал помощник командира. — Круто пошел вниз... Приводняется.

— Рибку обнаружили? — поинтересовался комдив Гуз. Как все коренные одесситы, Роман Романович выговаривал слова мягко; риба, пиль, мило...

Гуз проследил по карте за маршрутом вражеского самолета и пришел к заключению, что он охраняет конвой, который идет где-то там, за горизонтом. Поэтому пока особой опасности нет, можно держать глубину в шесть метров, чтобы дальше видеть.

Но Осипенко не согласился с таким предположением. Он утверждал, что самолет из противолодочного дозора, а приводнился для того, чтобы слушать пеленгатором.

— Он может навести на нас свою подлодку, — закончил Леонид Гаврилович.

— Для того есть акустики! — бросил Гуз. Осипенко и это учел. Сменившегося было с вахты отличного командира отделения акустиков матроса Галиченко он предусмотрительно возвратил назад. Сейчас нужен самый опытный, чтобы не ошибиться.

— Это вы правильно сделали, — одобрил комдив. — Я все-таки убежден, что... — он не договорил, так как из акустической Петр Галиченко доложил:

— Отчетливо слышу работу винтов подводной лодки. Немедленно было отдано распоряжение погрузиться на тридцать метров. Но «Щука», словно ее кто сдерживал, погружалась медленно. И тут Леонов услышал тревожный крик командира отделения акустиков: [142]

— Лодка противника выстрелила торпедой!

— Глубже, еще глубже! — скомандовал Леонов. Звук винтов торпеды слышался настолько ясно, что у Михаила Васильевича холодок побежал по спине. Он схватился обеими руками за поручни. Стрелка глубиномера валилась вправо: одиннадцать, пятнадцать, восемнадцать метров... Кажется, пронесло.

— Пронесло! — в ответ на немой вопрос Леонова послышался голос Галиченко.

Но враг не оставил «Щуку» в покое. Вслед за первым последовал еще выстрел. Торпеда ушла в сторону, шум ее винтов вскоре утих.

В центральном Леонов застал Осипенко и Гуза. Они о чем-то мирно беседовали. Увидев Михаила Васильевича, комдив улыбнулся и, кивнув на Осипенко, сказал:

— Парень с характером, умеет на своем настоять... Молодец.

Леонов ознакомил Романа Романовича с полученной радиограммой: из Севастополя курсом на юг выходит конвой. Приказано спешить на перехват врага.

Вахтенный сигнальщик Зайцев волновался больше других: сколько раз приходилось стоять на вахте и ни разу не посчастливилось первым поднять на ноги экипаж:

— Вижу силуэт!

А сегодня сам командир Леонов предупредил:

— Цель обязательно появится, нельзя упустить! И матрос старался. Усталость давила плечи, одолевала сонливость. Зайцев наклонялся вперед, стараясь размять тело. Лунная тропа отодвинулась влево, стала гаснуть, расплываться. Вокруг тишина. И в этот момент у самой кромки горизонта показалась и вмиг растаяла темная точка. Матрос буквально вцепился в нее глазами, боясь обмануться. Вот точка снова вынырнула, стала расти, увеличиваться в размерах. И тогда Зайцев набрал полную грудь воздуха, четко объявил:

— Силуэт, двадцать градусов справа! [143]

По отсекам пошла команда. Леонов, неотрывно следя за движением цели, похвалил Зайцева:

— Молодец парень, не подкачал!

Конвой состоял из двух десантных кораблей. Они шли в сопровождении охраны — противолодочных катеров. Сколько их там — установить трудно, и потому Леонов всегда проявлял исключительную осторожность. Катера — самый коварный враг подводных лодок.

Дали залп двумя торпедами из носовых аппаратов. Кипящие тропки, расходясь веером, устремились вперед.

Все было выполнено по правилам. «Щука» сразу же ушла за корму конвоя, чтобы не обнаружить себя. Леонов отсчитывал время, ожидая взрыва. Цель была поражена. Яркая вспышка осветила полнеба, выхватила из ночи горящие корабли.

— Все вниз! — прозвучала команда.

Леонов шагнул к люку, успев заметить, как валится набок мачта головного судна. Дело сделано. Теперь на глубину, подальше от катеров, которые сейчас начнут преследование.

Раз, второй и третий запросил акустиков. Сигналы были успокоительные, и Леонов отнесся к этому с недоверием. Между тем глубиномер отсчитывал метры, лодка запутывала следы, уходя от преследования. Пока не было слышно ни одного взрыва.

Подняли перископ. Уцелевшее судно поспешно отходило. Катера подбирали тонущих. Они даже и не пытались преследовать советскую подлодку, им было не до нее.

«Видно, не тот стал противник... — подумал Леонов, — Надломлен хребет, сбита спесь и на земле, и в воздухе, и на воде. Правда, чем меньше остается силенок у фашистов, тем большей будет их ярость, но справимся, по всему видно — справимся! Вот и с Черного моря улепетывают без оглядки, караваны тянутся на юго-запад даже без охраны...» [144]

Не сходя с мостика, командир продолжал всматриваться в горизонт. Сейчас сюда бы эсминцев да бомбардировщиков — добавить бы огонька!

По десантным баржам, обнаруженным вскоре после этой атаки, Леонов выстрелил с короткой дистанции, и одна из них пошла на дно. Вторая увернулась и стала спешно менять курс. Поход заканчивался.

Стоял ясный майский день, когда Щ-202 двумя холостыми выстрелами возвестила о своих победах. Набережная была усыпана людьми, слышались радостные возгласы. В парке на берегу оркестр играл «Марш победителей».

Последние залпы

Подводная лодка Щ-209 уходила в пятнадцатый, оказавшийся для нее предпоследним, боевой поход. Это были дни, когда и подводные, и надводные корабли Черноморского флота завершали операции по окончательному разгрому и изгнанию гитлеровских захватчиков, разбойничавших в водах Черного моря. Труженицу «Щуку», честно отвоевавшую свое, вскоре ждала тихая пристань, заслуженный покой.

Но пока она находилась в строю, как старый солдат, уставший после длительных боев. Щ-209 была не однажды ранена, попадала она и в противолодочные сети, из которых вырывалась с тяжелыми контузиями. Однако, несмотря ни на что, еще воевала!

Командовал ею новый командир — молодой капитан третьего ранга Николай Васильевич Суходольский. И помощник у него был такой же молодой и энергичный — старший лейтенант Хасан Сырхаев. Матросы и старшины — почти все они прибыли с Тихоокеанского флота — [145] тоже были как на подбор; полны неукротимой силы, задора, готовые умереть, но победить ненавистного врага.

Поход начался ранним туманным утром. Солнце еще не показалось из-за верхушек гор, впереди таинственно шепталось море, по правому борту едва просматривались зеленые склоны. Город отдалялся, растворяясь в прозрачной дымке, за кормой кипела и пенилась вода. Николай Васильевич не отрывал глаз от провожавшего лодку катера. Катер, словно не хотел расставаться со «Щукой», шел долго, обгоняя и снова разворачиваясь. Наконец в мегафон прогремело:

— Счастливого плавания! Желаем благополучного возвращения!

Подлодка погрузилась. Отвечая на приветствие, трижды подняла и приспустила перископ.

Все шло по раз и навсегда заведенному порядку. Вахты сменялись коротким отдыхом. В назначенный час кок приглашал команду поесть. Вахтенные с помощью глазастых биноклей обшаривали небо и морскую гладь, акустики прислушивались к малейшему шороху. Днем шли под перископом, ночью в надводном положении.

Давно скрылись из виду Кавказские горы, где-то правее оставался Крым, на западе была уже освобожденная Одесса.

«Щука» вела поиск. Долго, методично, настойчиво. На восьмые сутки плавания ее сердце забилось тревожно. Матрос Петелин, вахтенный сигнальщик, обнаружил транспорт.

Вышли в точку залпа, сблизились, прикинули курсовой угол.

— Стрелять придется с большой дистанции, — решил командир. — Пока будем догонять, судно уйдет.

Привычное дело, и все же Суходольский волновался: пальцы подрагивали, по вискам скатывались холодные капельки пота. Вот линия визирования коснулась носа [146] корабля, и он отдал команду. Потянулись томительные секунды в ожидании докладов из акустической.

— Почему молчите? — не выдержав, запросил командир.

— Еще полминуты! — последовал ответ. Но время истекло, а взрыва так и не последовало. Значит, промазали... Транспорт противника изменил курс и увеличил скорость. Вскоре его потеряли из виду.

Подлодка всплыла. Над морем стояла глубокая южная ночь. Горизонт был чист. Дальнейший поиск оказался безрезультатным, и к утру снова ушли под перископ. Николай Васильевич как раз проверял записи в журнале, как вдруг услышал хрипловатый голос Хасана Сырхаева:

— Вижу мачты! Суходольский глянул в перископ:

— Кажется, зверь сам идет на охотника, — прошептал он.

Нетерпеливый Сырхаев предлагал всплыть и ударить из орудия, чтобы не расходовать торпеды на всякую «мелочь», как он выразился. Ох, этот беспокойный Хасан! Дай ему волю, пойдет на таран, только бы не упустить цель! Николай Васильевич тоже потирал руки в нетерпении, но у него было больше выдержки. А вдруг это окажется судно-ловушка, тогда придется круто...

Вскоре убедились: перед ними двухмачтовая моторная шхуна. Шла без охраны. С расстояния пяти кабельтовых произвели залп. Удар пришелся под киль. Над морем протяжно ухнуло, в воздух полетели куски дерева, обломки мачт.

Хасан горячо тряс руку командира:

— А у нашей старушенции есть еще порох в пороховницах!

Когда подошли к месту потопления, на поверхности плавали пустые деревянные ящики, доски, матрацы...

«Вот они, следы войны, — думал Николай Васильевич. — Ну что ж, те, кто ее развязал, получают сполна...» [147]

Суходольскому вспомнился старик-грузин, который схватил его за рукав на улице, просил выслушать. Показал фотографию сына... Красивый юноша в форме авиатора глядел со снимка, задорно улыбаясь. Стрелок-радист на самолете-штурмовике Ил-2.

— Он такой хороший, такой чудный мальчик, орденом награжден, — говорил старик. — Но скажи, дорогой, ты военный, скажи мне, что могло случиться: я ему пишу, а он не отвечает... Уже долго-долго нет писем. Ты тоже не отвечаешь родным? — не отступался старик, и скупые слезы таяли в его морщинах.

С высоты мостика командиру было видно, как танцуют в медленной пляске густые жирные пятна на воде — это было все, что осталось от белого корабля. Те, кто был на нем, наверное, тоже любили, смеялись, пили крымское вино и предвкушали радость встреч со своими семьями. И вот от них остались только маслянистые пятна на поверхности моря. Справедливая, святая месть за многих погибших наших солдат, за стрелка-радиста, от которого едва ли дождется ответа старый отец...

Николай Васильевич долго стоял на мостике и почувствовал, что продрог. Погода стала портиться, с севера потянулись тучи, ветер срывал хлопьями зеленоватую пену и швырял ее на лодку. Ветер злился, свирепел, валил с ног, надо было крепко держаться за поручни, чтобы не сбросило за борт. Пошли на глубину. Но и тут жестокая болтанка давала себя знать: лодка плохо слушалась рулей, волна словно хватала цепкими клещами за перископ и тянула «Щуку» наверх. Дрожала стрелка глубиномера, стучали металлические предметы.

Суходольский, напившись крепкого чая, отправился в центральный пост. Вахтенный старший лейтенант Рыбалко участливо посмотрел на командира: уж не болен ли? Выглядит плохо. Устал, чего удивляться. Они не успели перекинуться словом, как сигнальщик поднял тревогу:

— Шхуна! Курс ноль-ноль! [148]

Шхуна оказалась больше вчерашней и тоже без всякой охраны. Суходольский решил повторить уже проверенный маневр. Приблизился, выпустил торпеды. Одновременно объявили артиллерийскую тревогу, пошли вдогонку, ведя огонь. На судне противника загорелась корма, оно сбавило скорость, но стало разворачиваться, готовясь к ответному огню.

Очередной залп пушек «Щуки» заставил противника отказаться от своих намерений. Шхуна горела, слышались взрывы, корпус накренился, судно стало оседать, и вскоре черный дым скрыл корабль.

Приблизились, В воздухе стояли приторные запахи горелой краски. Невдалеке на волнах покачивалась перевернутая шлюпка.

— И эта отвоевалась... — тихо проговорил Рыбалко.

— Туда ей и дорога, — махнул рукой командир. «Щука» возвращалась. Всю обратную дорогу Суходольский думал о справедливом возмездии, о погибших товарищах.

На подходе к родным берегам установившееся было на лодке спокойствие вдруг было нарушено. Хасан Сырхаев заметил по курсу подозрительные силуэты. Была объявлена тревога. Поочередно рассматривали в бинокль, но никто пока не мог определенно сказать, что это: подводная лодка, катер или остов сгоревшего корабпя.

Изменили курс, пошли на сближение. А вдруг какими-то судьбами противника занесло сюда... Но это оказался наш буксир. Пыхтя и стреляя выхлопными трубами, он тащил тяжело груженную баржу. Вахтенный кричал что было сил:

— Наша, ребята, наша! На Новороссийск идет! Буксир прошел от них в полумиле, и все, стоявшие на палубе, отчетливо видели груз; трактора, грузовики, сеялки, горы мешков и ящиков... Груз был самый что ни на есть мирный. С буксира размахивали фуражками, ветер доносил обрывки фраз: [149]

— Привет подводникам! Слава победителям! И в ответ неслось дружное:

— Порядок! Выводите на поля машины, мы скоро приедем помогать!

За баржей наблюдали, пока она не скрылась в мутной предвечерней мгле.

Память

«Малютка» капитан-лейтенанта Дмитрия Ивановича Сурова ушла к западным берегам в один из тех памятных дней августа сорок второго, когда под Сталинградом только-только начинались оборонительные бои, а на Северном Кавказе немецко-фашистские войска подошли к Пятигорску, Краснодару, рвались к кавказским перевалам.

Команда подводной лодки отлично понимала, сколь трудна ее задача. Враг оккупировал Крым, его корабли и подводные лодки бороздят воды Черного моря, его самолеты висят в небе, выслеживая и забрасывая бомбами каждое советское судно.

Знала команда М-33, какие испытания ждут ее впереди, но шла топить, крошить, жечь врага, 24 августа М-33 достигла района Одессы. Командир радировал в штаб о том, что все идет нормально, экипаж чувствует себя хорошо и готов выполнять приказ Родины.

И с этого дня связь с лодкой прекратилась. Сколько ни вызывала ее Большая земля, «Малютка» не отвечала. Что произошло с ней в тот августовский день сорок второго года, стало известно много позже, и не по свидетельствам очевидцев, участников этого похода — их никого не осталось в живых, — а по сохранившимся документам. Автор этих строк много занимался расследованием [150] причин катастрофы, вместе с водолазами-подводниками, инженерами, врачами был на месте происшествия. Теперь представляется возможность рассказать все, как было.

...Отходя под перископом от мыса Большой Фонтан, командир подлодки Суров рассчитывал всплыть с наступлением темноты, чтобы продолжать надводный поиск. Но лодка столкнулась с миной. Взрыв нанес серьезное повреждение «Малютке». Однако положение было не настолько безнадежным, чтобы М-33 не могла уйти своим ходом в безопасное место. Трагедия разыгралась позже, а пока экипаж принимал меры для спасения лодки.

Когда Суров отдавал распоряжение старшине торпедистов Чуркину, раздался взрыв. Дмитрия Ивановича оглушило, контузило, и когда он очнулся, то увидел себя сидящим на настиле. В приоткрытую дверь врывался огонь, пол заливало водой.

Поднявшись, он с трудом добрался в центральный пост. Команда уже занимала места по аварийной тревоге. Инженер-механик Куприн, взъерошенный, без пилотки, надрывно кричал:

— Мина! Напоролись на мину!

Суров приказал установить степень повреждения лодки и немедленно начать работы по заделке пробоин. Говорить ему было невыносимо тяжело, острая режущая боль во всем теле заставила его снова сесть. Он напрягал слух, стараясь уловить распоряжения вахтенного командира.

Старшина Сидорычев и акустик Калашников задраивали во втором отсеке переборку, доступ воды вскоре прекратился. Но в первом отсеке Чуркин и двое его товарищей-торпедистов Крамик и Антипов выбивались из сил, прилаживая аварийный брус и доску к пробоине. Вода сбивала их с ног. Они били кувалдой, надавливали плечами, падали, отплевываясь от соленой воды. Она между тем дошла уже до шеи. Ребята надели маски, не сдавались, [151] продолжали бороться. Через глазок переборки было видно, каких невероятных усилий стоит морякам укротить бешеный напор воды. Суров приказал пустить насос. Но вода из отсека не убывала. Вскоре умолк стук кувалды, затихли слабые голоса... Моряков за перегородкой уже не было видно. На секунду показалась голова Чуркина. Захлебываясь, он успел проговорить:

— Проща-а-а... — и все замерло. Только в центральном жалобно подвывал насос.

Собрались на совет. Всплывать с затопленным отсеком — задача сложная. Предстояло обсудить, какие именно принимать меры. Сняв головные уборы, постояли минуту в молчании. Троих из первого отсека нет в живых. Главстаршина Чуркин, матросы Крамик и Антипов боролись до последнего и погибли как герои.

Обменявшись мнениями, решили подойти задним ходом к берегу и попробовать заделать пробоину из-за борта. Если удастся, можно будет открыть люк, выбросить за борт баки первой группы аккумуляторов, чтобы облегчить лодку.

— Если возникнет опасность захвата лодки противником, — закончил Суров, — взорвем ее, а сами будем пробиваться в катакомбы, к одесским партизанам.

И вот объявлена боевая тревога, вахта заняла свои места. Суров и Куприн с замиранием сердца следили за поведением лодки.

«Малютка» силилась, сколько могла, преодолевая тяжелую контузию. Затопленный нос тянул ее вниз, корма задиралась. Тогда оттащили с носовой части все, что можно было, перекачали часть топлива, пресную воду, продули носовые цистерны. И все же лодка не выравнивалась, отказывалась подчиняться. В это время и произошел второй взрыв. «Малютку» с огромной силой швырнуло на грунт, вышли из строя все жизненно важные центры лодки, был отрезан доступ в центральный пост, где находился командир Суров с группой товарищей. [152]

В шестом отсеке во время взрыва пострадали трюмный Крупа, рулевой Поротиков и старшина первой статьи Хомутенко. Придя в себя после страшного удара, Хомутенко оказал помощь товарищам, потом стал стучать в дверь пятого отсека. Через глазок по ту сторону переборки он увидел бледное лицо старшины Бувалко. Тот знаками просил налечь на дверь и впустить его. С трудом открыли заклиненную дверь. Вместе с Бувалко вошли еще трое; краснофлотцы Зацаринный и Кравченко, курсант инженерного училища Филоненко, проходивший практику на М-33.

Старший по званию и более опытный, Хомутенко взял на себя обязанности принимать дальнейшие решения. Он объявил, что группа по одному будет выходить наверх через люк. После всплытия каждый добирается вплавь до берега и там уже действует согласно указаниям капитан-лейтенанта Сурова: пробираться в катакомбы. Старшина напомнил инструкцию, которая предусматривает в подобных случаях порядок выхода, установил очередность. Всех тревожила судьба командира Сурова и его шести помощников. «Может, их выбросило взрывом наверх?» — думал Хомутенко. Он что было силы стучал кулаками в переборки. Никто не откликался.

Начали готовиться. Вскрыли аварийные бачки с провизией, поели, надели теплое белье, гидрокомбинезоны. Опробовали спасательные аппараты, запаслись шоколадом: до берега неблизко, а силы надо поддерживать. Хомутенко завернул в бланк боевого листка свой партийный билет и спрятал за магистраль — самое надежное место. Затем еще раз оглянул всех и скомандовал включить аппараты. После этого трюмный заполнил отсек. С шумом врывалась вода, шипел сжатый воздух. Угасли электрические лампочки, и только бледный пучок света от фонарика метался, выхватывая из темноты то прибор, то маску. Старшина придирчиво проверял, правильно ли выполнены его распоряжения. [153]

Вода между тем поднималась все выше. Стрелка глубиномера подошла к нулю, и это означало, что давление в отсеках сравнялось с забортным.

Крупа перекрыл клапан затопления и показал жестом: готово!

Первым ушел старшина Бувалко. Спустя несколько минут послышались глухие удары кувалдой по люку. Стук вскоре затих, но провод не натягивался, и красно-белый буек, освещенный бледным светом фонарика, продолжал спокойно плавать в отсеке. Это говорило о том, что люк не открыт. Бувалко свалился вниз в совершенном изнеможении.

Хомутенко, однако, не показал своего беспокойства. Он снял маску и проговорил с укором:

— Как же это ты... Слабак. Давай, твоя очередь, — показал рукой на Филоненко. Тот вмиг исчез под водой. Но и его попытка закончилась плачевно. И тогда старшина понял, что люк заклинило взрывом. Будто на тренировочных занятиях, стараясь казаться как можно более спокойным, Хомутенко стал объяснять, как надо отбивать люк, куда вращать краник, чтобы стравить возможное давление, куда бить кувалдой, как дышать, чтобы экономить физические силы.

Настала очередь идти Крупе. Он не торопясь еще раз проверил свое снаряжение и глуховатым голосом обратился к Хомутенко:

— Давай, главстаршина, на всякий случай попрощаемся. Может, я все-таки отобью этот треклятый люк. А может, конечно, как все они, упаду назад. Ну, адрес моих родных ты знаешь... Черкни матери. Так, мол, и так, погиб в бою. А подробностей не надо, зачем тревожить старушку...

Хомутенко долго считал его удары, устал и не заметил, как стук утих. Неудача. В душе старшины все-таки теплилась еще надежда... Он на миг представил себе, как его вынесет на поверхность. Вот он сбрасывает с себя [154] лишний груз, широко взмахивает руками, волна ласково подхватывает его тело. Вдали отчетливо виден пустынный берег. И вот уже он распластался на песке, отдышавшись, ползет в кустарники. Дальше дорога известна. Партизаны...

Хомутенко написал записку и спрятал ее туда же, где уже лежал его партбилет. Скомандовал себе:

— Пошел!

Когда старшина поднялся по трапу, то прежде всего ощупал клин кремальеры{9}, потом начал стучать по рукоятке. Сколько прошло времени, он не ощущал, сознание его слабело. Ему оставалось только нажать защелку, чтобы откинуть крышку, но у него не хватило сил. Он потерял сознание и свалился вниз, на тела своих товарищей.

Первыми спустились на глубину водолазы, за ними специалисты и офицеры-подводники. Нас было несколько человек. Мы ходили по палубе, держась за скользкие поручни, осматривали и ощупывали холодный, мертвый металл. Не вызывало никаких сомнений: это была М-33, которой командовал капитан-лейтенант Дмитрий Иванович Суров.

Предстояло восстановить подробности гибели «Малютки». Шаг за шагом мы фиксировали положение механизмов, клапанов, приборов, нашли останки погибших членов экипажа, собрали оставшиеся личные вещи моряков.

Часы в первом и втором отсеках остановились в 20.16. Значит, в это время и произошел первый взрыв, когда трое моряков во главе со старшиной Чуркиным погибли, спасая корабль. Потом до полуночи экипаж был занят ремонтом, пытался всплыть. Как подтверждают документы, в ноль-ноль часов сорок семь минут произошел второй [155] взрыв противолодочной мины. В надстройке найден ее взрыватель. Так «Малютка» окончательно была выведена из строя и потеряла ход. Именно в это время погибли все, кроме семи человек, находящихся в пятом и шестом отсеках. С палубы затонувшего корабля была видна через пробоину радиорубка и останки командира отделения радистов Тихона Дворецкого. Радист как сидел, держась правой рукой за ключ передатчика, так и застыл на месте.

Были найдены партийный билет Хомутенко и его записка. Она почти полностью сохранилась, и из этих нескольких карандашных строк встает картина, полная трагизма и беспредельного мужества, непреклонной воли советских военных моряков бороться до конца, до последнего вздоха. Хомутенко рассказывает, с чего началась. трагедия «Малютки», описывает подробности героического подвига Чуркина, Крамика, Антипова. Вот последние строки:

«Кроме пятого и шестого, все затопило, все погибли. Погас свет. Кормовой люк не открывается. Выходя, задохнулись шестеро. Остался я один. Под водой мы уже больше суток. Душно. Очень хочется жить. Прощайте!»

По заключению врачей, принимавших участие в работе комиссии, семеро моряков во главе с Хомутенко не смогли выбраться на поверхность через кормовой люк и погибли вследствие отравления углекислотой и кислородного голодания. Остальные, судя по всему, были убиты при взрывах мин.

Так мы узнали о подвиге героев-подводников Черноморского флота. Их останки похоронены с воинскими почестями на аллее Славы в Одессе. Когда корабли проходят мимо мест гибели «Малюток», они приспускают флаги и протяжно гудят, воздавая почести верным сынам Отчизны. [156]

Примечания