Что ты сможешь один!
К вечеру у Евгения разболелась голова. Но он все же по привычке подсел с какой-то книжкой поближе к «катюше» (коптилке, сделанной из пушечной гильзы) и начал читать. К нему подошел Ипполитов, сел рядом и спросил:
Чего это ты все читаешь? Не надоело? Сегодня чуть не убили. Зачем тогда тебе эти книги? Там институтов нет, учиться дальше не будешь.
Евгений был взят в авиацию с первого курса института. Он не хотел было отвечать, но увидел, что к разговору прислушиваются остальные летчики.
Эх ты, голова як казан, а розуму ни ложкы! ответил он украинской поговоркой. Я помирать не собираюсь. Еще поживу.
Ты что, серьезно думаешь живым остаться?! удивился Иван.
Евгений даже привстал от неожиданности. Конечно... А если и убьют, так что?
Зачем тогда голову забивать?
А что, с пустой головой мертвому легче жить?
Время зря теряешь...
Н-да... Логика у тебя железная. Даже булыжная. По-твоему, выходит, вообще читать, учиться не стоит. Даже и без войны. Все равно, мол, умрешь когда-нибудь.
Ну, когда войны нет, людей не убивают каждый день. А тут не знаешь, будешь ли завтра жить или нет. [91]
От тебя самого зависит, будешь завтра жить или нет. Смотреть нужно, правильно маневрировать, быстро принимать решения...
Ипполитов не дал ему развить свою мысль.
Говорить-то ты мастер смотреть, маневрировать, решение!.. А сам сегодня чуть не сыграл в коробочку. Чего ж не смотрел?
Иногда о себе некогда думать. Многие сознательно жертвуют собой. Вон Букчин закрыл Гулаева. А Матросов? Гастелло? Талалихин? Нельзя же только о себе думать.
Кто же о тебе подумает, если не сам?
Ипполитов долго работал инструктором, постоянно твердил курсантам, что нужно надеяться только на себя. «Нянька с вами летать не будет. Сами должны отлично пилотировать», не раз говорил он курсантам. В конце концов Иван и для себя решил, что в этом главное. И лишь на фронте ему пришлось столкнуться с необходимостью взаимодействия, взаимной выручки. Он и раньше, конечно, знал о такой необходимости. Теоретически. Летать ему приходилось сравнительно мало, и применить теорию на практике оказалось не так просто. Говорят, привычка вторая натура. И привычка к одиночным полетам давала себя знать на каждом шагу.
Евгений даже растерялся было, но на вопрос Ипполитова тут же ответил:
Все. Ведущий, другие летчики. Все, кто участвует в бою.
Много они о тебе сегодня подумали...
Бобров-то сбил «шмита» у него в хвосте, заметил Виктор. А то, может, Женьке и конец был бы...
Да дело и не в этом... Евгений встал, подошел к печке и продолжал: У тебя получается так: все равно убьют, думать ни о чем не надо, учиться не надо, читать тоже... [92] Так и живешь. Даже умываться не хочешь. Ходишь в столовую, на аэродром, летаешь, когда берут, вечером выпиваешь свои сто граммов, и доволен. Как же, еще один день прожил!
Ну-ну, ты это брось! обиделся Ипполитов, но Евгений продолжал:
Вот недавно хронику показывали. Ленинград, блокада, а там школы работают, пацаны учатся. Их артиллерия обстреливает, бомбят, есть нечего, а они учатся... В газете как-то читал: там в самое трудное время, в самый голод на заводе вечернюю школу организовали. Рабочие учиться захотели. С завода не уходили сил не было, люди на улицах умирали от голода, а учились. А потруднее, чем у нас, было.
Он помолчал немного, что-то вспоминая, пошарил в карманах и заговорил снова:
Что там говорить! Вот письмо получил из дома. Если хотите, послушайте. Живут они там не очень-то хорошо. Паршиво живут. А они работают и учатся...
За столом в небольшой покосившейся избушке собралась вся семья. Еще недавно многочисленная пять сыновей! она сейчас состояла всего из трех человек. У стола сидели мать и два младших сына Павел и Дима. Старший, если жив, то, наверное, на оккупированной территории, под Одессой, где они все раньше жили. Еще двое учились в институтах, но перед войной были взяты в армию, и теперь оба служат в авиации один штурманом в бомбардировочной, второй истребитель. [93] Писали раньше, что находятся далеко от фронта, в запасных полках. Недавно лишь написали, что на фронте, но по некоторым примерам, известным только матерям, по денежным аттестатам, переводам, по отдельным словам в письмах мать давно догадалась, что они в действующей армии, воюют. Что с ними будет? Идет такая война... В гражданскую воевала, куда проще было... А теперь с каждой почтой в поселок похоронные приходят...
Перед ней за столом два младших. Они еще не доросли до боев, но, оказывается, выросли, чтобы управляться у станков. Павел работает токарем на заводе. Тяжело ему, а он еще и учится вечерами. Дима в ремесленном. Подкормить бы их, худые, светятся.
На столе все запасы небольшой кусок хлеба пополам с мякиной и несколько штук конфет, выменянных в орсе на ягоды и грибы. Хорошо хоть лес помогает. Грибы и ягоды растут, будто и нет войны. Рыбу ребята иногда приносят, если удается выбраться на рыбалку на Вятку или на Широкий Аркуль. Жаль, времени свободного у них нет. Все взрослые ушли на фронт, у станков остались старики, женщины да ребята. А план выполнять нужно...
Мать разделила хлеб, конфеты, отложив себе кусочек поменьше, налила детям по большой кружке кипятку, заваренного вместо чая поджаренной морковью.
Ешьте.
Павел посмотрел на стол, на кусочки хлеба, проглотил слюну и спросил:
Чего ж ты себе мало оставила?
Мне хватит... Я тут дома как-нибудь, а вам работать. [94]
Да-а, протянул Дима. Помрешь с голоду что мы без тебя будем делать?
Все трое принялись за свою более чем скромную трапезу. Некоторое время длилось молчание. Потом Павел вспомнил, видно, что-то веселое, улыбнулся и спросил у матери:
«Мама, чего ж ты теперь палку не берешь, что бы хорошо ели? Помнишь, раньше, в Ананьеве, заставляла?
Вот я сейчас палку возьму, чтобы не ели!
Евгений читал письмо, и перед его взором ярко вставала картина жизни матери, братьев. Но вот и последняя строчка. Письмо дочитано. Он аккуратно сложил листок, спрятал его в карман гимнастерки.
Ну и что же тут такого? Везде сейчас плохо живут. Все для фронта, для победы, после небольшого молчания отозвался Ипполитов.
Как «что такого»?! Пацаны ведь, голодные все время, учатся, работают... для победы, для тебя. Они там всех фронтовиков героями считают... Убьют... Разве герои о смерти думают?
Герой!.. процедил Ипполитов.
Ну, не герой. Зато думаю о жизни, а не о смерти. Если бы Гулаев думал о смерти, то не сбил бы тридцать два самолета. А Кожедуб? Видел, как он над аэродромом «хейнкеля» рубанул?
Они тогда на пять минут опоздали прилететь, напомнил Бургонов.
Против примеров из жизни полка Ипполитов ничего возразить не мог. Он попытался, однако, поспорить еще о жизни в тылу. [95]
Учатся они там! Знаю я, как учатся. Заставляют их, вот и учатся. Нас тоже заставляли в училище учить разные ортодромии, локсодромии{5} . Сильно они нужны тебе сейчас!
Летчики в этом споре были на стороне Евгения. Они органически не могли принять мрачную «философию» Ипполитова. А сейчас спор принял принципиальный характер нужно ли человеку знать то, что не пригодится сегодня, немедленно. Первым вмещался Трутнев. Он обычно молчал, но на этот раз не выдержал.
Тебе уже и ортодромии не нужны! Что же нужно? Только за ручку держаться? Так ты больше нас всех вместе за нее надержался. Значит, все? Больше тебе ничего не нужно?
Трутнева поддержал Королев.
Шоферы и то изучают теорию двигателя, автомобиль. Механики изучают аэродинамику, хотя и не летают. А ты-то летчик!
А он как Митрофанушка, улыбнулся Лусто. Извозчик, мол, довезет. Да, а кто же их там заставляет учиться, по-твоему? спросил он Ипполитова. Работать, может, заставляют. Война... А учиться?
Под таким напором Ипполитов стушевался, даже стал как будто меньше ростом.
Да что, да я так просто... он попытался обратить все в шутку, никак не ожидая, что все летчики ополчатся против него. [96]
Кто их заставляет... вместо Ипполитова ответил Мише Евгений. Сами учатся. И читают то, что проходят в старших классах. Вот послушайте еще одно письмо...
«На днях работал у станка и так устал, в сон клонит, писал Павел брату на фронт. Глаза слипаются, деталь на станке крутится, все сливается, того и гляди уснешь, сам в станок вместо заготовки попадешь... Думал, упаду. И вдруг почему-то вспомнил «Войну и мир», «Анну Каренину» читаю сейчас, когда время есть. Представил себе Стиву Облонского и Пьера Безухова в Английском клубе. Сидят они там, обедают... Аж в животе заурчало, слюнки потекли. Вот бы, думаю, их на наши харчи посадить. То-то бы полакомились!
Даже смешно стало. Ребята повыключали станки, смотрят на меня, как на сумасшедшего. Чего это, мол, ему смеяться охота пришла.
Ты чего смеешься?
Да вот представил: обедают Облонский с Безуховым в Английском клубе. Перед каждым по кусочку нашего хлеба, по кружке морковного чая, вместо сахара клюква. Едят и похваливают, запивают кипятком. Любезности друг другу говорят...
Ребята ржут, за животы берутся.
Это что ж, кипяток вместо шампанского?
А мякина устрицы?
Конечно, похваливать будут!
Добавки попросят!
Вот бы их после обеда сюда в цех, к станку! Вместо моциона! Чтобы подагры не было!..
Опять все смеются. А я представил себе Пьера возле своего станка куда и сон делся! Будто сам в том клубе по-настоящему пообедал досыта. И кажется, тычется Безухов туда, сюда, не знает, как к станку подступиться, что с ним делать, посматривает на соседний станок, а там так же Облонский мучается. Я у них за мастера. Показываю, что и как делать. Работа идет... [97]
Так и приладился с тех пор. Как тяжело станет, вспоминаю их, заставляю работать... Безухов у меня уже заправским токарем стал он поближе, на моем станке работает. А у Стивы что-то не ладится еще. За ним все следить приходится. А то брак дает. Но исправляется потихоньку...»
Летчики от души смеялись над этим письмом. Вот ты, сквозь смех заговорил Бургонов, обращаясь к Ипполитову, посади вместо себя в кабину Безухова или Болконского, заставь его воевать. А сам только командуй, подсказывай, что и как делать. Со стороны-то виднее. Тогда и ты живой останешься!
А что, Безухов и Болконский тоже смелые были, поддержал его Виктор. Дурные только. Ну чего Андрей ждал, пока снаряд взорвется, не лег?
Учить нужно!
Да как же он его посадит в кабину? возразил Лусто. Он же не знает, кто такой Безухов. Не читал ведь?
Ну ладно, сразу посерьезнел Виктор. Смех-то смехом, а тебе, Иван, крепко подумать нужно... Сейчас не так дерутся, как бывало раньше: встречались два самолета и вели бой. Какой летчик лучше пилотировал, тот и побеждал. Теперь большие группы встречаются, на одной технике пилотирования не выедешь. Если тебе товарищи не помогут, ничего не сделаешь. И сам всегда товарищам помогай... Привык инструктором летать, всегда один... Все в группе должны как один действовать, друг другу помогать... [98]