Вступительная статья
...Все самое трудное, самое ответственное в войне в первую очередь ложилось на плечи коммунистов... Хотел бы сказать молодым людям: охотники до нашей земли и наших завоеваний по-прежнему есть и, думаю, долго еще не переведутся. П потому в любой момент надо быть готовым к суровому часу...
Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами.
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, четырежды Герой Советского Союза
Есть корабли и части, которые в истории Вооруженных Сил СССР занимают особое место. К ним относятся крейсер революции «Аврора», прославленная чапаевская дивизия.
За исключительную отвагу, высокое воинское мастерство, беззаветную преданность всего личного состава Родине, Коммунистической партии, народу вошел в историю Военно-Морского Флота и Первый гвардейский Краснознаменный Клайпедский минно-торпедный авиационный полк Краснознаменного Балтийского флота.
Биография полка по времени невелика: он создан в 1938 году, но уже во время советско-финляндской войны 1939–40 годов летчики покрыли славой его боевое знамя.
Полк достойно исполнил долг перед Отчизной. Третья эскадрилья стала Краснознаменной, а ее командиру Н. А. Токареву присвоено звание Героя Советского Союза. Командир другой эскадрильи Е. Н. Преображенский был награжден орденом Ленина. Орден Красного Знамени получил лейтенант И. И. Борзов, который по приказу командования привел с Тихого океана подразделение дальних бомбардировщиков, вступил в бой в составе особой группы полка. В одном из боевых вылетов Борзов своим самолетом прикрыл поврежденный ДБ-3 товарища и охранял его до самого аэродрома. Геройски сражался командир звена Н. В. Челноков, награжденный орденом Красного Знамени.
Эти четыре летчика-командира внесли достойный вклад в боевое становление полка на различных этапах от весны сорокового до весны сорок пятого года. Герой Советского Союза Н. А. Токарев командовал полком почти до начала Отечественной. В июле 1941 года полк возглавил Е. Н. Преображенский, с именем которого связана Операция по бомбардировкам Берлина в августе-сентябре 1941 года и организация борьбы с тяжелыми фашистскими батареями, обстреливавшими Ленинград. В сентябре 1943 года в командование вступил и водил полк в бой до февраля 1945 года И. И. Борзов. С именем И. И. Борзова в те годы связана атака вражеских судов в ночных рейдах «на лунной дорожке», комбинированные операции торпедоносцев и топмачтовиков, дерзкие атаки на акваториях военно-морских баз противника, полеты на отдаленные вражеские морские коммуникации.
Первый гвардейский уничтожил за годы войны более двухсот транспортов и боевых кораблей противника.
Полк дал Родине тридцать три Героя Советского Союза.
Когда задумываешься, в чем основа побед Первого гвардейского, приходишь к выводу, что главную роль в этом сыграли такие факторы, как отточенное мастерство, верность воинскому долгу, беспредельная преданность своей Отчизне. Ведущая роль в достижении боевых успехов принадлежит командному составу, коммунистам и комсомольцам. Командиры проявляли постоянную заботу о высокой дисциплине на земле и в воздухе, умело опираясь на партийную организацию, поощряли и развивали инициативу. Даже в самое напряженное время боевых действий командиры уделяли внимание боевому совершенствованию, умело обобщали опыт мастеров торпедной атаки и бомбовых ударов и делали этот опыт достоянием всего полка. Вместе с партийными и комсомольскими организациями они развивали активность всего воинского коллектива, берегли единство многонационального состава полка. Еще до войны полк занимал лидирующее положение в социалистическом соревновании, в новых формах оно продолжалось и на войне. Гвардейцы добивались поражения противника -первой торпедой, первой серией бомб, соревновались в усилиях быстрее уничтожить сотый, двухсотый фашистский корабль, быстрее ввести в строй вчерашних курсантов, заменявших погибших и раненых воздушных бойцов. Они больше жизни берегли самолеты. Так, в сорок первом И. И. Борзов спас горящий расстрелянный «мессерами» ДБ-3; в сорок третьем поврежденный торпедоносец сумел посадить на одно колесо на запасной базе. В такой же обстановке спасли свои боевые машины Герои Советского Союза А. В. Пресняков и Н. Д. Иванов, М. Ф. Шишков и И. Д. Бабанов, П. Ф. Стрелецкий и Н. Ф. Афанасьев.
Среди самых умелых и бесстрашных были коммунисты и комсомольцы. За годы войны в тяжелых боях полк потерял почти пятьсот гвардейцев. На смену им приходили вчерашние курсанты, школьники, молодые рабочие, которые с честью продолжали славу старших.
«Мы обязаны всегда помнить, говорил в своем выступлении на встрече в Министерстве обороны СССР с ветеранами Советских Вооруженных Сил Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов, что ветераны это наш золотой фонд, это люди, которыми гордится вся страна, весь советский народ».
Летчики восьмидесятых годов летают на других, современных самолетах, но своими делами они так же, как и гвардейцы Первого гвардейского полка, доказывают преданность Родине, народу, великой ленинской партии. Крылатая молодежь наследует его традиции, традиции ветеранов Отечественной войны.
Высокой оценки Министра Обороны Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова удостоились балтийские летчики на учениях «Запад-81», где они действовали, как в бою. Немало примеров подлинного мастерства и отваги показали они в повседневной боевой учебе. Как и для героев Первого гвардейского и других полков времен Великой Отечественной войны, главным, решающим для авиаторов восьмидесятых лет является их готовность и способность вести успешные боевые действия в любой обстановке.
Примеров боевого мастерства, патриотической зрелости наших летчиков много, однако еще большего предстоит добиться. И в боевой и политической подготовке, в укреплении дисциплины, в повышении бдительности, готовности дать сокрушительный отпор агрессорам мы также должны черпать опыт истории, опыт таких полков, как Первый .гвардейский. Никакого зазнайства, самоуспокоения, почивания на лаврах вот чему учит боевой опыт гвардии и что необходимо сейчас каждому авиатору ВМФ.
Думаем, к такому выводу придут и молодые читатели этой книги, те, кто служит в Вооруженных Силах и кто еще только готовится стать в ряды защитников Советской Родины. Автор знает о героических подвигах гвардейских торпедоносцев не только по документам военной поры и рассказам очевидцев. Михаил Львов сам участвовал во многих операциях. В составе экипажей торпедоносцев Героев Советского Союза В. Евграфова и В. Бударагина, М. Шишкова и Н. Иванова, П. Стрелецкого и Н. Афанасьева, А. Гагиева и Р. Демидова, И. Шаманова, М. Лорина и А. Рензаева, летчиков В. Меркулова, П. Сквирского, Н. Разбежкина, И. Головчанского и других М. Л. Львов летал воздушным стрелком на торпедные и топмачтовые удары, в дальнюю разведку и на бомбардировку, минирование военно-морских баз противника.
Маршал авиации И.И. Борзов отмечал: «Михаил Львов прекрасно знает работу торпедоносцев, он не только писал о нас, он жил вместе с нами и вместе с нами участвовал в крейсерских полетах на торпедоносцах. Он крепко сдружился с летно-техническим составом. В полку о Львове говорили: наш корреспондент...»
Первую книжку о балтийских летчиках «Петр Бринько» Михаил Львов написал в осажденном Ленинграде осенью сорок первого года. Она открыла серию книг Лениздата «Герои Отечественной войны». В дальнейшем вышли его книги о гвардейцах четвертого полка и комиссаре Сербине; о летчиках рассказали книги «Веление долга», «Все небо в наследство», «Боевой! Так держать!», «Задание выполнено» и другие. Его очерки о балтийских летчиках помещены во всех шести вышедших книгах эпопеи «Герои огненных лет».
Подполковник в отставке М. Л. Львов на всю жизнь остался верен Балтийскому флоту, авиации, военной теме, но прежде всего боевым друзьям, о чем свидетельствует повесть «Пароль Балтика».
Г. А. Кузнецов, Герой Советского Союза, командующий авиацией Военно-Морского Флота СССР, лауреат Ленинской премии, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации