Вместо послесловия
Время летит стремительно, многое уходит в прошлое, но в памяти человечества остаются боль, горе тех лет. Страницы истории, написанные кровью и слезами миллионов сражавшихся за свободу и независимость Родины, перечитываются вновь и вновь.
Испокон веков живет в ветеранах потребность рассказать потомкам о прожитом и пережитом, передать им крупицы своего опыта, приобщить к боевым традициям, предостеречь от ошибок и промахов, чтобы память о тех, кто навсегда остался на полях сражений, не погибла.
Каждый год 9 мая, в День Победы, мы собираемся в Москве на нашу традиционную встречу. На одной из таких встреч было принято решение поставить памятник друзьям-однополчанам в Керчи, ибо за весь период войны нигде так долго не сражалась 230-я Кубанская штурмовая авиационная Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени дивизия. Бои здесь были очень тяжелыми, кровопролитными. Мы штурмовали артиллерийские позиции и скопления вражеских танков, поддерживали десантников Эльтигена, сражались в небе Керчи. В боях погибли наши товарищи, молодые, красивые.
На открытии памятника 9 мая 1968 года бывший командир дивизии генерал-майор С. Г. Гетман вложил в нишу две капсулы: со списком погибших летчиков и с завещанием людям 2000 года. Из многих городов страны ветераны и родственники погибших привезли с собой землю и высыпали ее к корням платанов, посаженных рядом.
На двух плитах, закрывающих нишу в южной стенке, надписи: "Памятник сооружен на средства ветеранов Великой Отечественной войны, семей погибших и благодарных граждан г. Керчи"; "Воинам-авиаторам 230-й Кубанской штурмовой авиационной Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени дивизии, павшим в боях за Родину в 1941 1945 гг. Товарищи по оружию". И стихи:
Ваш грозный строй летит в века,Такова символическая братская могила без малого тысячи воздушных бойцов дивизии, павших на воздушных дорогах войны Украины, Северного Кавказа, Крыма до самого Берлина.
Основанием памятника служит возвышенная площадка, на северной стороне которой выступает пятиконечная звезда. На нее опираются пять стилизованных крыльев самолета. Их пять, по числу полков, входивших в 230-ю дивизию:
7-й гвардейский штурмовой авиационный ордена Ленина Краснознаменный полк;
43-й гвардейский штурмовой авиационный Волковысский Краснознаменный полк;
103-й штурмовой авиационный Гродненский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени полк;
210-й штурмовой авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова 3-й степени полк;
979-й истребительный авиационный Волковысский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени полк.
Нет, наверное, ни одного фронтовика, который бы не сказал [142] доброго слова о штурмовиках, ибо Ил-2 был незаменимым самолетом авиационной поддержки наземных войск. "Работали" эти самолеты-солдаты без перерывов из-за непогоды или из-за неполадок. От первого и до последнего дня войны они были воздушным тараном для взламывания вражеской обороны, истребителями танков, достойными помощниками наземных войск.
Война это ежедневная, без выходных, тяжелая работа. Смерть неизбежный спутник войны. В душе каждого воина искрилась надежда, что она его минует. Он верил в победу. Верил, что эта война будет последней в жизни человечества. И погибал во имя веры. Будем же достойны памяти стоявших насмерть.