Золотой фонд коллектива
На заводе в тяжелые военные годы работали замечательные люди. О жизни и счастливой судьбе, трудовом подвиге некоторых из них хотелось бы рассказать в этих воспоминаниях.
Варвара Абрамовна Никольская, Любовь Филипповна Трутанова, Мария Алексеевна Ростова... Трех женщин роднила биография поколения. Безрадостное тяжелое детство в бедных крестьянских семьях. Батрачили, жили «в людях», были прислугами, нянчили чужих детей.
Неграмотные, из разных деревень Саратовской губернии, пришли они в Саратов в поисках заработка. Биржа труда. Случайные поденные работы.
На окраине Саратова началось в те годы строительство завода комбайнов. Пошли на стройку чернорабочими. Вечерами после тяжелого рабочего дня занимались в школе ликвидации неграмотности. Уже в солидном [158] возрасте по буквам слагали слова, учились читать, писать, считать.
Заводу нужны были квалифицированные кадры. Создаются различные школы, кружки. Пошли и эти женщины на курсы, чтобы получить рабочую специальность. В. А. Никольская стала строгальщицей, Л. Ф. Трутанова револьверщицей, М. А. Ростова слесарем, а затем сварщицей. Изготовляли детали для комбайнов, затем самолетов. На заводе вступили в ряды Коммунистической партии. В дни войны уже квалифицированные, умудренные опытом работницы трудились за двоих, обучали молодых, делясь с ними своими знаниями, богатым житейским опытом.
В 1942 году в числе первой группы награжденных были и наши героини. В. А. Никольская первой на заводе была награждена орденом Ленина, Л. Ф. Трутанова орденом Трудового Красного Знамени, М. А. Ростова медалью «За трудовую доблесть».
Семен Васильевич Копов один из славных ветеранов завода. В прошлом батрак, пастух. После службы в Красной Армии в 1931 году пришел на завод. Был чернорабочим, нагревальщиком, а вскоре самостоятельно начал работать на штамповочном молоте. Дело спорилось. С каждым днем увеличивалось количество отштампованных штифтов деталей для зерновых комбайнов. В середине 30-х годов, первым в Саратове включившись в стахановское движение, С. В. Копов вызывает на социалистическое соревнование штамповщиков запорожского завода «Коммунар» и Ростовского завода сельскохозяйственных машин. 21 ноября 1935 года С. В. Копов отштамповал 7015 штифтов при норме 2600, побив все существовавшие рекорды в сельскохозяйственном машиностроении.
Изо дня в день Семен Копов увеличивал выработку. В апреле 1936 года за смену отштамповано 14200, а в августе 14800 штифтов. Это был всесоюзный рекорд. Но Копов не остановился на достигнутом. Он довел выпуск до 18500 деталей в смену.
Когда страна посылала своих представителей на VIII Чрезвычайный съезд Советов для утверждения Основного Закона Советского государства Конституции СССР, делегатом был избран С. В. Копов. Потом ему, бывшему батраку, рабочему-штамповщику, было оказано новое доверие: он был избран депутатом высшего [159] органа власти республики Верховного Совета РСФСР.
Учеба в промышленной академии прервана войной. С. В. Копов возвратился на родной завод. Был заместителем начальника, а затем длительное время начальником одного из основных цехов заготовительно-штамповочного. Работал не щадя своих сил. Честный, принципиальный, требовательный к себе и людям коммунист С. В. Копов был на передней линии борьбы за обеспечение фронта боевыми самолетами-истребителями.
Один из наших ветеранов В. Карев начинал работать еще на сталелитейном заводе, построенном в начале века на территории, где расположены корпуса авиационного завода, русским акционерным обществом. Много рассказывал старый рабочий молодежи о тяжелых условиях труда по 10–12 часов в низких, темных, душных цехах, о штрафах и вычетах, которые за малейшую ошибку и провинность накладывались на рабочих, о стачках, революционных выступлениях в 1905 году. В ремесленном училище В. Карев стал работать мастером и готовил кадры для родного завода.
Гордость завода, его золотой фонд кадровые рабочие, инженеры и техники, те, кто отдал ему лучшие годы жизни, кто своим трудом, участием во всей многогранной жизни коллектива способствовал росту и процветанию завода, множил его трудовую славу.
Пройдя в заводском коллективе в годы войны суровые испытания, закалились, выросли, стали Героями Социалистического Труда Николай Яковлевич Мирошниченко, Михаил Федорович Храмов, Николай Семенович Денисов, был удостоен звания Героя Советского Союза Семен Дмитриевич Головачев, избирались депутатами Верховного Совета СССР Анна Григорьевна Поляницына, Владимир Михайлович Михайлов, Василий Петрович Силантьев.
Многое можно было бы рассказать о тех, кто работал на заводе с первых дней его пуска и ушел отсюда на заслуженный отдых, кто продолжает и по сей день работать несмотря на то, что уже далеко позади пенсионный возраст, тех, кого нет среди нас, но кто отдал заводу лучшие годы своей жизни. Хотелось бы рассказать и о подростках-ремесленниках и выпускниках школ ФЗО, детдомовцах, которые в военные годы пришли на завод и прошли здесь суровую школу жизни. [160]
Благородное дело сделал бы созданный музей трудовой славы, его актив, комсомольцы завода, если бы собрали материалы об этих людях. Они, безусловно, достойны того, чтобы о них знали сегодняшнее и будущие поколения.
Все дальше и дальше отделяет нас время от военных лет. Но мы помним и никогда не забудем тех, кто с оружием в руках защищал свою Родину. Наш заводской коллектив послал на фронт сотни своих лучших работников. Многие члены и кандидаты ВКП(б), комсомольцы ушли на фронт добровольно.
Когда фашистские полчища рвались к Сталинграду, ушел сражаться с врагом диспетчер механического цеха, лучший нападающий заводской футбольной команды потомственный волжанин Николай Аврорский, Он прошел тяжелыми дорогами войны большой путь. В числе первых в ночь на 1 августа 1944 года подразделение капитана Н. Аврорского форсировало реку Вислу и закрепилось на небольшом клочке земли. Немцы обрушили на смельчаков огневой шквал, пытались танковыми атаками сломить сопротивление мужественных воинов, но ничего не смогли сделать.
Трое суток отбивали атаку за атакой советские воины, уничтожили 80 вражеских солдат и офицеров и удержали плацдарм до переправы основных сил своей дивизии.
Воспитаннику завода Николаю Ивановичу Аврорскому за успешное форсирование Вислы и умелое руководство боем по захвату и расширению плацдарма в районе Сандомира было присвоено звание Героя Советского Союза.
Героем Советского Союза стал начавший трудовой путь на заводе Александр Дмитриевич Путин, бесстрашный, мужественный летчик, старший лейтенант, командир 624-й штурмовой авиаэскадрильи, участник 150 штурмовых ударов по войскам противника.
Бывшему слесарю инструментального цеха Виктору Александровичу Кондакову, гвардии майору, за 160 штурмовых ударов по скоплениям живой силы и техники противника, 5 лично сбитых вражеских самолетов, проявленные доблесть и мужество было присвоено звание Героя Советского Союза. [161]
Звание Героя Советского Союза присвоено (посмертно) бывшему рабочему заводского отдела капитального строительства Василию Александровичу Рогожину, младшему лейтенанту, командиру звена истребительного авиаполка, за 124 боевых вылета, во время которых он сбил лично 11 и в составе группы 5 самолетов противника.
Бывший слесарь завода Иван Агафонов стал пулеметчиком. В ходе боя за освобождение Бреста командир полка приказал подразделению прорвать оборону противника. Два часа шла артиллерийская подготовка. Не выдержав мощного натиска, немцы стали отступать. Но в 20 километрах за городом немецкая часть перешла в контрнаступление. Красноармеец Агафонов со своим пулеметным расчетом был на правом фланге, когда разорвавшимся снарядом смертельно ранило командира взвода. Приняв командование на себя, Агафонов повел бойцов на врага... Внезапно пуля попала ему в плечо. Превозмогая боль, под градом пуль он ползком пробрался вперед и из пулемета стал разить вражеские ряды. Атака была отбита. На поле боя лежали груды трупов немецких солдат и офицеров. Тяжело раненный боец сдал позицию подошедшим частям и был отправлен в госпиталь. После возвращения из госпиталя с боевыми наградами вернулся Иван Агафонов на свой родной завод.
Возвратились в коллектив Е. К. Соловьев, дошедший с боями до Берлина, В. А. Дьяконов и многие другие воины-победители.
На завод часто приходили такие письма.
«Этим письмом мы выражаем горячую благодарность вашей комсомольской организации, воспитавшей рабочего, комсомольца Михаила Осиповича Петрова храбрым, доблестным патриотом социалистической Родины.
В боях за одну высоту старшина Петров первым ворвался во вражеские траншеи, гранатами уничтожил 6 и расстрелял из автомата 11 гитлеровцев, захватил в плен немецкого офицера. Увлекая за собой роту, которая штурмом овладела высотой, пошел вперед.
Рота закрепилась и под командованием старшины Петрова отбила за этот день четыре яростных контратаки противника. Правительство высоко оценило подвиг доблестного воина, наградив его орденом Красного Знамени. [162]
Еще раз благодарим за умелое воспитание таких комсомольцев, как Петров».
«Ваш комсомолец, бывший слесарь-сборщик Борис Александрович Вавилов, за время войны участвуя во многих ожесточенных боях за освобождение городов Ромны, Харькова, Киева и других, показал себя бесстрашным, храбрым советским патриотом.
Имя Вавилова известно далеко за пределами части. Он стал опытным грамотным командиром.
Коллектив части выражает благодарность вашему коллективу за такие кадры, за воспитанную в них преданность Родине.
Комсомол может гордиться своим сыном Борисом Вавиловым.
Командир части Засечкин».
Здесь приведено только два письма, а за годы войны их пришло на завод сотни.
Смертью храбрых погибли на фронтах Великой Отечественной войны более 300 работников завода. Сейчас на его территории воздвигнут обелиск в память о тех, кто отдал жизнь за счастье, свободу своего народа. Навечно на мраморной доске высечены их имена и имена погибших при защите завода в ночь налета фашистской авиации.
На митинге, посвященном открытию памятника-обелиска, секретарь парткома завода, ныне первый секретарь Саратовского ГК КПСС, Ю. П. Кочетков сказал:
Построенный на средства, заработанные рабочими и служащими в субботние и воскресные дни, он будет отныне вечно стоять на этом месте как символ нашей бесконечной благодарности и преклонения перед светлой памятью лучших людей завода, сложивших свои головы за счастье будущих поколений.
Вместе с этим он будет служить еще одним ярким свидетельством героической истории нашего завода, коллектив которого в грозные годы Великой Отечественной войны был на переднем крае, бесперебойно снабжал Красную Армию боевой техникой и оружием.
Памятник-обелиск в центре завода стал священным местом для коллектива. Он служит призывом к тем, кто работает сегодня и кто будет работать завтра, любить свой завод, беречь его, умножать его трудовые традиции, быть всегда готовым отдать все свои силы, знания и опыт на выполнение заданий партии и правительства. [163]
В годы войны в единой дружной семье на заводе работали разные по возрасту представители 36 национальностей: русские и украинцы, белорусы и узбеки, грузины и армяне, евреи и испанцы, татары и таджики... Всех их объединяли и сплачивали призыв ленинской партии «Все для фронта, все для победы!», понимание своего долга и ответственности за судьбу Родины.
Огромный вклад в работу коллектива внесли женщины. Многие из них с первых дней войны пришли на смену ушедшим в армию. Они трудились в цехах, отделах, детских учреждениях, на фабрике-кухне, в совхозах и одновременно воспитывали детей, вели домашнее хозяйство.
Имена строгальщицы В. А. Никольской и фрезеровщицы В. А. Ягодинской, револьверщицы Л. Ф. Трутановой, сварщицы М. А. Ростовой, технолога А. Г. Поляницыной, конструктора Н. А. Глазуновой, клепальщицы М. И. Ефремовой и сотен других с большой теплотой произносят на заводе. Многие женщины отмечены правительственными наградами, значком «Отличник социалистического соревнования». Спасибо им, скромным труженицам, матерям, женам, сестрам! Большое спасибо!
Тысячи парней и девушек, подростков получили на заводе специальность, рабочую закалку, начали трудовую биографию. Нелегко им было осваивать специальности токаря, фрезеровщика, слесаря, клепальщика, столяра, работать по 11–12 часов, а зачастую и больше, выполнять напряженные нормы военного времени. Недоедали, жили зимой в плохо отапливаемых общежитиях. Немало было слез. Были и отдельные случаи самовольного оставления производства и возвращения с «повинной». И всегда приходили на помощь молодым кадровые рабочие. Выполняя свои повышенные задания, они вместе с тем учили молодежь.
Партийной, комсомольской, профсоюзной организациям, руководству цехов пришлось много поработать в те годы: убеждать настойчиво и терпеливо новичков, воспитывать у них гордость за принадлежность к коллективу, обеспечивающему фронт боевыми истребителями, ответственность за выполнение своего священного долга перед Родиной. С этой очень важной работой по воспитанию молодежи они успешно справились. Юноши и девушки упорно, настойчиво овладевали профессиональным [164] мастерством, задорно, неутомимо трудились. И труд молодежи сыграл решающую роль в обеспечении фронта боевыми истребителями, автоматами ППШ, корпусами гранат, зенитными установками.
Многие юноши и девушки впоследствии окончили организованные на заводе вечерние школы рабочей молодежи, а затем техникум, институт, стали руководителями цехов и отделов, мастерами, конструкторами, технологами.
С большой теплотой я вспоминаю боевую сплоченную комсомольскую организацию завода, подлинного вожака молодых тружеников. Она создала десятки комсомольско-молодежных, фронтовых бригад, воспитала более 20 комсомольцев-тысячников, молодых многостаночников, рационализаторов, изобретателей. На ее счету рейды «легкой кавалерии», шефство над выпуском сложных агрегатов и обеспечением потоков деталями, строительство жилых домов, общежитий, интернатов, детских садов. Комсомольцы были запевалами в художественной самодеятельности и жарких спортивных схватках на стадионе.
Сотни комсомольцев завода добровольцами ушли на фронт и были награждены боевыми орденами и медалями.
Добрым словом хочется вспомнить всех, кто пришел на завод из разных районов нашей Родины, временно оккупированных врагом, всех саратовцев, кто помогал нам выпускать боевые истребители и кто оказал помощь в тяжелые дни восстановления завода после налета вражеской авиации.
На нашем пути было немало трудностей. Но отличительной особенностью работы в военные годы было то, что, сталкиваясь с трудностями, люди всякий раз искали и находили пути их преодоления. Война учила самостоятельности, учила быстро решать большие и сложные задачи. Брать больше ответственности на себя. Не ждать решений и указаний сверху, готовых рецептов и ответов.
Успехи в работе не приходили легко, просто. Они становились результатом огромного, напряженного труда многотысячного коллектива, итогом преодоления трудностей, ошибок и недостатков. [165]
Сплоченность, дружная работа всего многотысячного коллектива стали главным, определяющим условием в борьбе за выполнение заданий партии и правительства. И в этом основная заслуга партийной организации завода.
Огромная ответственность в суровые военные годы легла на плечи заводских коммунистов. И когда сейчас, спустя много лет, вспоминаешь пройденный путь, хочется сказать: успехи коллектива обеспечила крепкая партийная организация авиастроителей.
Коммунисты не имели никаких льгот, преимуществ. Они были на самых трудных участках, возглавляли решающие цехи и отделы, показывали образцы стахановского фронтового труда на рабочих местах.
Коммунисты и комсомольцы были организаторами всех патриотических начинаний: социалистического соревнования, движения двухсотников и тысячников, поточно-конвейерной сборки самолетов. Они возглавляли фронтовые бригады, руководили командами противовоздушной обороты, стояли у пушек и пулеметов в самые тяжелые для завода дни. В цехах и отделах, на аэродроме, на полях совхозов, на лесосеках, где шла заготовка леса, и в сланцевых шахтах коммунисты и комсомольцы показывали образцы труда. Они вели огромную воспитательную работу среди авиастроителей, были пропагандистами и агитаторами.
Партийной организации необходимо было постоянно учитывать моральное состояние тех, кто оставил на оккупированной врагом территории своих родных, годами нажитое имущество, понимать тревогу людей за своих близких, находившихся на фронтах, настроение тех, кто получил горестные похоронки или встретил дорогих людей, вернувшихся с тяжелыми ранениями.
Об авторитете и организующей роли партийной организации свидетельствует тот факт, что 1381 человек вступил на заводе в партию в годы войны. Среди них более половины рабочих.
Парторг ПК партии на заводе А. П. Золотов вспоминает:
«Члены парткома всегда были в курсе всех трудностей в работе завода. Для их преодоления партком вместе с тт. Левиным, Тер-Маркаряном, Пивоваровым, Мирошниченко, Арсоном, Морозовым, Пчелинцевым, Портновым и многими другими руководящими работниками [166] завода принимали необходимые меры для достижения поставленных перед коллективом задач. На выполнение основной производственной задачи увеличение выпуска самолетов-истребителей была мобилизована вся партийная организация завода...
Парторг и его заместители большую часть времени находились в цехах среди рабочих. С утра мы отправлялись в цехи по заранее разработанному плану. Вели работу не только с секретарями парторганизаций, начальниками цехов и отделов, но больше всего с рабочими на местах, где было самое напряженное положение с выполнением плана.
Решая разносторонние производственные вопросы, партийная организация завода вела большую работу по политическому воспитанию коллектива.
Наши партийные собрания отличались деловитостью и целеустремленностью. Не было лишних слов. Обсуждались конкретные вопросы жизни заводского коллектива. Здесь царили прямая, деловая критика, требовательность, направленные на устранение недостатков, на товарищескую помощь отстающим или ошибающимся. Все это шло на благо общего дела.
Партийная организация завода была сплоченной, и поэтому все мероприятия, проводимые парткомом, находили поддержку в коллективе. Целеустремленная воспитательная, разъяснительная работа доходила до каждого коммуниста, каждого рабочего, помогала осознать, чего ждут от него партия и советский народ.
За работой завода следили не только наркомат, но также Центральный Комитет и обком партии. Спрашивали не только с директора, но и с парторга ЦК на заводе. Поэтому ежедневно нужно было знать состояние производства так же, как знал его директор.
Нашу агитационную и пропагандистскую работу оценивали положительно. Мне приходилось письменно докладывать в ЦК партии, как мы ее организовали, по заданию горкома выступал на собраниях коммунистов саратовских заводов.
Партийный комитет и руководство завода работали слаженно, по всем вопросам, которые возникали в коллективе, мы находили согласованное решение. Это способствовало сплочению коллектива и особенно партийной организации завода»{33}.
Мне остается к этим словам добавить, что не всегда [167] мы соглашались друг с другом: директор с парторгом ЦК ВКП(б), начальники цехов с директором, главный инженере главным технологом, начальник производства с работниками снабжения. Бывали горячие споры. В пылу спора иногда кому-то не хватало выдержки, терпения, трезвой оценки наших возможностей.
Но мы всегда находили правильные решения, а приняв их, работали дружно, целеустремленно, стараясь не дублировать, не подменять друг друга. Нас постоянно объединяло чувство советского патриотизма, ответственности перед Родиной, долга, упорство в достижении поставленной цели все то, что воспитала в нас ленинская партия.
Наш партком умело использовал все формы массово-политической работы. Коммунисты проводили повседневные разъяснительные беседы в коллективе, информировали о принимаемых партией и правительством решениях, воспитывали у работников завода веру в победу.
В цехах, отделах завода, общежитиях, клубе часто выступали руководители парткома и завода, секретари обкома, горкома и райкома партии.
Секретарь Саратовского обкома партии П. Т. Комаров вспоминает:
«Саркомбайн, как его тогда называли, имея в своем составе многотысячный дружный коллектив рабочих, хороший состав коммунистов и комсомольцев.
Коллектив завода, его партийная организация заслуженно пользовались большим уважением горожан Саратова, его районных, городской и областной партийных организаций.
Заводская партийная организация показывала пример ведения партийно-политической работы в условиях войны. Этот опыт распространялся на другие парторганизации.
Руководство и партийная организация завода активно содействовали приобретению колхозами и колхозниками на свои сбережения боевой техники фронту по почину Ферапонта Головатого.
В тяжелые военные годы коллектив завода оказывал большую помощь Саратовской областной парторганизации, колхозам области в проведении весеннего сева, уборке урожая и заготовках хлеба. Выделялись агитаторы, рабочие бригады, транспорт, ремонтировалась техника, изготовлялись запчасти»{34}. [168]
Хочется назвать фамилии некоторых работников парткома, секретарей партийных, комсомольских организаций, председателей профсоюзных комитетов цехов и отделов, сыгравших немалую роль в успешном выполнении коллективом заданий Родины: А. И. Бережной, Б. Г. Фаломеев, Н. С. Папков, В. И. Воронов, К. М. Конюхов, И. В. Суксов, К. П. Сперанский, И. И. Дьяченко, Н. Н. Гольцов, П. Н. Архипов, И. Ф. Палагин, Л. Д. Хабинская, Д. С. Лесков, С. И. Рубин, А. И. Костин, Л. Я. Миславский, И. Г. Подольская, Н. Д. Заруцкий, В. П. Сорокин, В. Ф. Пеня, С. И. Гайнуддинов, А. Н. Комчатов, А. М. Катеригин.
Успехи коллектива во многом результат внимания к нам со стороны Центрального Комитета партии. Секретари ЦК, аппарат ЦК имели полное представление о состоянии дел на заводе и, если требовалось, всегда оказывали необходимую помощь. В трудную минуту давали нужные советы, помогали словом и делом И. А. Власов, П. Т. Комаров, Е. П. Калушинский, П. Н. Алферов, В. И. Киселев, П. П. Попович, А. Ф. Федоров, Ф. С. Перепелкин, В. И. Ракушкин и другие руководящие работники обкома, горкома и райкома партии.
Мы повседневно чувствовали огромную заботу о коллективе со стороны нашего наркомата. В самые тяжелые для завода периоды к нам приезжали нарком А. И. Шахурин, его заместители П. В. Дементьев и П. А. Воронин. Большую помощь саратовским авиастроителям всегда оказывали аппарат наркомата и отраслевые институты.
В достижениях коллектива большая заслуга конструкторского бюро Александра Сергеевича Яковлева. Мы работали вместе, работали дружно, согласованно, решая важнейшую задачу дать фронту боевое, современное, надежное оружие, способное поразить и уничтожить врага. Немало сделали для этого представители главного конструктора: К. В. Синельщиков, В. Г. Григорьев, конструкторы ОКБ В. В. Шилепчиков, В. А. Алексеев, К. В. Фролов, С. Н. Ширяев, В. А. Стаурин, А. Д. Павлов, И. П. Ильин, Н. Н. Соловьев и другие.
Орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, Знамя Государственного Комитета Обороны, переданное заводу на постоянное хранение, так Родина оценила и отметила труд коллектива завода в годы Великой Отечественной войны. [169]
За годы войны в борьбе с трудностями набирались опыта, закалялись наши руководящие кадры, росла их политическая зрелость, техническая и профессиональная квалификация. Мы имели трудолюбивых, преданных делу, грамотных командиров производства. С чувством глубокого уважения и благодарности я вспоминаю своих помощников и заместителей, товарищей, с которыми работал бок о бок эти трудные годы.
С мая 1940 года главным инженером завода был Артем Никитич Тер-Маркарян. Ему пришлось вести большую работу по перестройке производства в начале войны. Имея самые разносторонние знания, он прекрасно разбирался в вопросах проектирования и производства, был всегда там, где наиболее сложно, где необходимо грамотно и быстро принять решение. Его слово было авторитетным для всех. Это был добрый, отзывчивый человек. В конце 1941 года он был переведен на один из заводов Сибири. В настоящее время профессор, работает в одном из столичных институтов.
Его сменил Г. Н. Пивоваров. Григорий Натанович прошел большую школу на ряде авиационных заводов. Был технологом, начальником цеха, главным контролером качества, начальником производства. Инженер высокой квалификации, собранный, деятельный, трудолюбивый, способный досконально разобраться в сложных вопросах. В первый же месяц войны, зная Григория Натановича с 1928 года, я дал ему рекомендацию для вступления в партию и не ошибся. В июне 1944 года Г. Н. Пивоваров был переведен на тбилисский завод, где более 30 лет работал главным инженером.
Главным инженером нашего завода был тогда назначен Василий Васильевич Бойцов. Начав свою трудовую деятельность в 1925 году штамповщиком, он окончил техникум, затем Высшее техническое училище имени Баумана. Это ему пришлось налаживать на заводе поточное производство самолетов Як-3, а впоследствии, сразу после окончания войны, учебно-тренировочных самолетов. Высокоэрудированный инженер, прекрасный организатор, он умел увлечь людей на решение сложных задач, научить творчески дерзать, проявлять инициативу. В начале 1947 года В. В. Бойцов был назначен первым заместителем наркома.
Доктор технических наук профессор В. В. Бойцов с 1963 года работал председателем Госстандарта СССР. [170]
Избирался депутатом Верховного Совета СССР ряда созывов.
Заместителем директора завода по материально-техническому снабжению и финансам был Иван Александрович Титов член партии с 1927 года, опытный организатор, приветливый, душевный человек. В сложные военные годы, когда снабжение во многом определяло работу коллектива, он умел организовать аппарат снабжения, найти выход из, казалось бы, тупикового положения. Он мог найти подход к любому работнику как нашего, так и других наркоматов. Всюду он пользовался большим авторитетом, Я не помню, чтобы Иван Александрович когда-либо повышал голос. Только в трудную минуту краснеет и слегка притормаживает речь.
Сейчас персональный пенсионер И. А. Титов находится на заслуженном отдыхе, но не прерывает связи с заводом, живет интересами его коллектива.
Павел Андреевич Святославов один из старейших работников и коммунистов завода, коренной саратовец. Человек с твердым, настойчивым характером, инициативный, организованный. Он возглавлял ряд сложных участков был начальником цеха, заместителем главного технолога, заместителем директора по социально-бытовым вопросам, по капитальному строительству. И всюду с присущим ему чувством партийной ответственности выполнял порученное дело. Ему присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР». Ныне персональный пенсионер П. А. Святославов ведет большую общественную работу, возглавляет совет ветеранов завода.
Одним из первых авиационных инженеров, прибывших на завод в 1937 году, когда предстояло перейти с производства комбайнов на изготовление самолетов, был Николай Яковлевич Мирошниченко. Вскоре он назначается главным инженером завода. Под его руководством проводилась коренная реконструкция завода, переподготовка кадров, освоение первых самолетов. Около десяти лет Николай Яковлевич работал главным технологом, а с 1947 по 1968 год снова главным инженером завода.
Человек глубоких знаний, высокой технической культуры, с чувством нового, передового, он прекрасно знал производство, технологию, проектирование и изготовление оснастки, инструмента. Не только на работе, но и в короткие часы отдыха он был как бы в постоянном творческом [171] поиске наиболее эффективных методов производства. Николай Яковлевич внес неоценимый вклад в технический рост завода, обеспечение страны передовой авиационной техникой, воспитал сотни молодых инженеров и техников. Он пользовался большим авторитетом в коллективе завода и среди работников промышленности. Николай Яковлевич стал одним из первых на заводе Героев Социалистического Труда. С чувством большого уважения помнят на заводе его имя и дела.
Вспоминая подвиг коллектива завода, совершенный в годы суровой опасности, нависшей над Родиной, хочется назвать тех, кто сплачивал, организовывал, вел за собой людей: парторгов ЦК ВКП(б) Алексея Петровича Золотова, Ивана Дмитриевича Дрюченко, Павла Петровича Яковлева; председателей заводского комитета профсоюза Павла Петровича Пчелинцева, Михаила Павловича Шаброва; секретарей комитета ВЛКСМ Константина Михайловича Кудряшова, Николая Константиновича Родионенко, Николая Ивановича Федулова; главных специалистов, начальников цехов и отделов Виктора Семеновича Абрамова, Михаила Вульфовича Аграновича, Льва Давыдовича Арсона, Николая Осиповича Бабкина, Ивана Фомича Бернадского, Рувима Соломоновича Вайнштейна, Василия Александровича Волковского, Николая Васильевича Востокова, Бориса Михайловича Воронова, Константина Андреевича Грачева, Ивана Семеновича Доронина, Павла Исааковича Журбина, Анатолия Михайловича Зиневича, Павла Александровича Иванова, Николая Филипповича Кабелевского, Наума Абрамовича Клебанова, Валентина Ивановича Комарова, Семена Васильевича Копова, Ивана Фирсовича Лагутина, Александра Савиновича Лукичева, Георгия Васильевича Марчевского, Александра Степановича Милохина, Юрия Павловича Молчанова, Владимира Николаевича Оралова, Михаила Васильевича Петрова, Михаила Васильевича Петриченко, Петра Тимофеевича Пономарева, Виктора Владимировича Попкова, Анатолия Семеновича Портнова, Андриана Алексеевича Попова, Василия Ивановича Ружьева, Ивана Карповича Решетняка, Александра Яковлевича Слуцкого, Ивана Владимировича Суксова, Николая Павловича Уланова, Виктора Феофилактовича Федорова, Виктора Ивановича Чернова, Валентина Леонидовича Шрайбера, Самуила Моисеевича Энтина, Алексея Матвеевича Янкина. [172]
С благодарностью вспоминаю всех товарищей, с кем мне посчастливилось работать вместе на заводе.
Многие из тех, кто прошел суровые испытания войны, были выдвинуты на руководящие должности, с честью оправдали и оправдывают оказанное доверие.
Более 20 лет директором завода работал бывший конструктор, секретарь парторганизации серийно-конструкторского отдела, а затем секретарь парткома завода Николай Семенович Денисов. Он удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, избирался депутатом Верховного Совета СССР, делегатом ряда съездов партии.
Заканчивая свои воспоминания, я сознаю, что в них не удалось достаточно полно, как хотелось бы, рассказать о всей многогранной и сложной жизни коллектива в военные годы, о всех товарищах по совместной работе. Это дружный, сплоченный усилиями коммунистов коллектив Саратовского авиационного завода. Это тысячи тружеников, награжденные правительством медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Я не пытался приукрасить события, обойти молчанием недостатки и ошибки, ставя перед собой задачу правдиво показать людей, труд коллектива, его вклад в победу советского народа над гитлеровской Германией. Читая эти записки, ветераны вспомнят прошлое, а молодежь узнает, как работали и жили их деды, отцы, матери в грозные военные годы.
Этими воспоминаниями я хочу еще раз выразить свою глубокую благодарность друзьям и товарищам, с кем рядом работал и жил, с кем делил горести и радости, с кем прошел самый творческий, самый активный период своей жизни, и в первую очередь партийной организации, которая умело сочетала принципиальную требовательность, резкую справедливую критику недостатков и упущений с деловой повседневной помощью в работе на нелегком директорском посту.
Хочется сказать сердечное спасибо И. В. Суксову, С. Д. Лосину и другим ветеранам завода, которые очень помогли мне при работе над книгой, выразить глубокую признательность руководству завода и его партийному комитету. [173]
Свои воспоминания я посвящаю молодому поколению, труженикам завода 80-х годов, тем, в чьих руках его будущее. Вы можете с полным правом гордиться принадлежностью к славному коллективу, который за 50 лет своего существования внес значительный вклад в социалистическое переустройство сельского хозяйства, в победу советского народа в Великой Отечественной войне, в освоение современной техники и ныне находится на переднем крае технического прогресса, укрепления экономического могущества нашей Родины.
Можете гордиться традициями своего коллектива, который, опираясь на большой опыт борьбы за качество, выступил инициатором системы бездефектного труда в сдачи продукции с первого предъявления. Эта система получила одобрение Центрального Комитета партии, нашла широкое применение в стране, стала одной из основ перехода к научному управлению качеством. Построенные трудолюбивыми руками саратовских авиастроителей пассажирские самолеты несут на своих крыльях в разные уголки страны и за рубеж доброе имя завода.
Обращаясь к тем, кто сегодня трудится в цехах и отделах, хочется пожелать: храните, умножайте славные традиции героев фронта и тыла Великой Отечественной войны! Высоко несите славу родного завода!