Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Именные «яки» — фронту

Патриотический почин саратовских колхозников. — Встречи с маршалом Ворошиловым. — Подводим итоги. — Гибель Марины Расковой. — Помощь Сталинграду.

С первых дней войны развернулось всенародное движение по созданию фонда обороны. Работники заводов, учреждений, фабрик, совхозов, колхозники стали отчислять в этот фонд часть заработка, вносить облигации государственных займов, сдавать личные сбережения, обувь, одежду, продовольствие, устраивали массовые субботники, воскресники.

Еще в ноябре 1941 года в стране начался сбор средств на строительство боевой техники и вооружения. В Саратовском государственном банке открылся специальный счет № 514031. Вначале саратовцы собирали средства на строительство танковой колонны имени В. И. Чапаева.

В первых числах ноября 1942 года к нам на завод приехал секретарь обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района. Они собрали 150 тысяч рублей в фонд обороны и попросили продать им самолет в подарок [99] защитникам Сталинграда. Обком партии поддержал инициативу колхозников. «Покупателям» показали самолеты и стали обсуждать, кому вручить их самолет.

Во время пребывания на фронте я познакомился с командиром 291-го истребительного авиационного полка Героем Советского Союза майором В. И. Шишкиным. Мне очень понравился невысокого роста, коренастый, скромный русский парень. Запомнились беседы с В. И. Шишкиным о боевых качествах наших «яков» и его пожелания. Я предложил делегатам передать самолет В. И. Шишкину. Все согласились.

Мы связались по телефону с командующим 16-й воздушной армией генералом С. И. Руденко, передали ему просьбу колхозников. Генерал сразу оценил значение этого факта и обещал через два дня прислать на завод Шишкина. На борту самолета по желанию «покупателей» была сделана надпись: «Майору Шишкину от колхозников колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области».

Как и обещал генерал Руденко, майор Шишкин прибыл на завод. Его уже ждали представители колхоза, руководители областных и городских организаций. В сборочном цехе и на аэродроме возникали стихийные митинги. Теплые, дружеские напутствия, крепкие мужские объятия... Самолет облетан, укомплектован, готов к бою. Сделав круг над аэродромом, покачав на прощание крыльями, он взял курс на фронт.

Так на Сталинградском фронте в ноябре 1942 года появился первый именной самолет.

Весть о почине колхоза «Сигнал революции» быстро распространилась по городам и селам Саратовской области. Он был широко подхвачен колхозниками, рабочими и служащими.

11 декабря секретарь Саратовского обкома ВКТТ(б) П. Т. Комаров сообщил И. В. Сталину:

«Колхозники и колхозницы Саратовской области собрали на свои сбережения 33500 тысяч рублей на строительство боевых самолетов в подарок Сталинградскому фронту. Сбор средств продолжается».

На следующий день был получен ответ:

«Саратов, секретарю обкома ВКП(б) тов. Комарову.
Передайте саратовским колхозникам и колхозницам мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН»{17} [100]

Саратовские и тамбовские колхозники были первыми, кому Верховный Главнокомандующий от имени Советских Вооруженных Сил выразил благодарность.

Газета «Правда» 12 декабря 1942 года в передовой статье писала:

«Патриотическое начинание саратовских крестьян является ярким проявлением безграничной преданности колхозников нашей Родине, их помощи героической Красной Армии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Это еще одно свидетельство прочности советского тыла, нерушимой дружбы города и деревни, морально-политического единства всего советского народа.
Почин тамбовских и саратовских колхозников показывает, что колхозная деревня готова сделать все для фронта, все для победы.
Пусть же растет и ширится движение, поднятое колхозниками Тамбовской и Саратовской областей!
Пусть же наши танки и самолеты, построенные на средства колхозников... покажут проклятым фашистам силу нашу колхозную, богатырскую!»

Вслед за колхозниками Ворошиловского района на завод стали прибывать делегации из колхозов и совхозов всех районов нашей и соседних областей, представители заводов, фабрик, учреждений, театров.

Коллектив Саратовского подшипникового завода внес в Государственный банк на постройку самолетов 909 тысяч рублей, артисты оперного театра имени Н. Г. Чернышевского — 815 тысяч, научные работники института земледелия Юго-Востока (ныне НИИСХ Юго-Востока) — 500 тысяч, учителя начальных и средних школ области — 1122 тысячи рублей.

Коллектив нашего завода решил собрать средства на строительство эскадрильи самолетов. Авиастроители отчисляли 4–5–8-дневный заработок, перечисляли компенсацию за неиспользованный отпуск, вносили облигации государственных займов и наличные деньги.

Коллектив слесарно-сварочного цеха в своем решении, опубликованном в газете «Заводская правда», писал:

«Самолеты, построенные на наши трудовые сбережения, будут сбрасывать на головы фашистских людоедов боевые патроны и снаряды, начиненные не только взрывчаткой, но и всеуничтожающим народным гневом. Этот гнев будет нашей местью за разрушенные города и села, за смерть советских людей. [101]
Пусть знают фашистские изверги, что весь советский народ сплочен и могуч. Он ничего не пожалеет для победы. На крыльях самолетов, построенных на наши средства, наши герои-летчики понесут нашу ненависть к врагу, нашу волю к победе, нашу преданность Родине, партии и правительству».

Коллектив завода внес на постройку самолетов более 1 миллиона 400 тысяч рублей.

Нельзя без волнения вспоминать делегации колхозников, которые приезжали на завод покупать самолеты. Убеленные сединами старики, женщины интересовались состоянием дел на заводе, тем, какие мы выпускаем самолеты, как они ведут себя в бою, нравятся ли нашим летчикам.

Пораженные масштабами завода, четким ритмом производства, переходили из цеха в цех колхозные делегаты. Останавливались у станков, стапелей, прессов. С уважением смотрели на юных парней и девушек, подростков, изготовляющих детали, собирающих сложные агрегаты. А сколько подлинного восхищения вызывали у них конвейеры и потоки сборки крыльев, фюзеляжей и самолета!

Как правило, делегаты собирались для беседы в моем кабинете. И столько в этих беседах было тревоги и боли за наши неудачи первых месяцев войны, столько веры в безусловную нашу Победу! Почти у всех родные и близкие, дети и внуки были на войне, многим уже пришли похоронные. Эти люди были готовы отдать все, все свои сбережения для освобождения родной земли, для Победы.

Стихийно возникавшие митинги на заснеженном заводском аэродроме, где шла передача самолетов... Простые, идущие из глубины сердца слова, волнение, слезы...

В один из декабрьских вечеров 1942 года на беседе с колхозниками Дурасовского района присутствовал нарком А. И. Шахурин. Колхозники буквально засыпали его вопросами. Их интересовало все: как дела на фронте? Когда кончится война? Чьи самолеты лучше?

После беседы нарком дал указание выделить специальную группу товарищей для приема делегаций, сопровождения их по заводу, организовать их встречи с летчиками-фронтовиками. [102]

Хорошо запомнился мне этот день — 15 декабря 1942 года. В мой кабинет вошел высокий, крепко скроенный человек в черной поддевке, барашковой шапке. «Товарищ директор, хочу купить самолет».

Я спросил, кто он, из какого колхоза. Он ответил: «Ферапонт Петрович Головатый, из колхоза «Стахановец» Новопокровского района Саратовской области». Я вспомнил, что недавно мы продали этому колхозу три самолета, и подумал, что колхозники еще собрали средства и хотят пополнить свои подарки фронту. Но в беседе выяснилось, что самолет колхозник решил приобрести сам, на свои личные деньги.

Сказать откровенно, я как-то вначале немного растерялся. К тому времени на заводе перебывало много делегаций. Но чтобы кто-то единолично пожелал купить самолет — такого еще не было.

Пошли мы с Ф. П. Головатым в цех, где на потоке шла сборка. Ферапонт Петрович ходил от самолета к самолету, пробовал рукой обшивку, заглядывал в кабину, советовался с начальником цеха В. И. Комаровым, какой самолет лучше. Наконец выбрал и говорит: «Вот этот я покупаю». И тут же в цехе составили текст надписи: «Сталинградскому фронту от колхозника артели «Стахановец» тов. Головатого».

Через несколько дней состоялось вручение этого самолета командиру 273-го истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии майору Борису Николаевичу Еремину, бывшему токарю саратовского завода «Серп и молот».

В день приобретения самолета Ф. П. Головатый обратился с письмом к И. В. Сталину. Сталин в ответной телеграмме высоко оценил благородный патриотический поступок русского крестьянина.

Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях «На именных самолетах» Н. С. Шиманов — генерал-полковник авиации в отставке, бывший член Военного Совета Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

«В один из декабрьских вечеров 1942 года, когда я зашел по служебному делу к генералу А. В. Никитину, наш разговор прервал телефонный звонок. С Алексеем Васильевичем говорил директор Саратовского авиационного завода тов. Левин. Генерал внимательно выслушал его, сделал какую-то запись в свою рабочую тетрадь.
— Через пятнадцать минут дам вам ответ. [103]
Алексей Васильевич положил трубку и передал содержание телефонного разговора. Оказывается, в кабинете директора завода в этот момент находился колхозник из артели «Стахановец» Новопокровского района Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый. Он принес мешочек денег — 100 тысяч рублей — и просит продать ему новый самолет. Колхозник желает подарить машину своему земляку летчику Сталинградского фронта гвардии майору Еремину.
Впервые сталкиваюсь с таким вопросом. Что ответить? Стали думать, советоваться. И наконец составили такую телеграмму:
«Военный Совет ВВС КА сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в Госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить заводу. Выделить один из боеготовных облетанных самолетов «Як-1». Написать на фюзеляже то, что просит колхозник»{18}.

Много успешных боевых вылетов провел на именном самолете замечательный летчик. Когда машина отслужила свой срок, Ф. П. Головатый приобрел на заводе второй самолет и вручил его снова подполковнику Б. Н. Еремину, тогда уже заместителю командира гвардейской истребительной дивизии. На фюзеляже была сделана надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага». Б. Н. Еремин закончил войну в берлинском небе. 270 боевых вылетов сделал он на подаренных истребителях. Участвовал в 70 воздушных боях. Сбил лично 8 вражеских машин и вместе со своими боевыми друзьями уничтожил еще 15.

Кончилась война, и этот самолет, на борту которого 8 звезд (по числу сбитых Ереминым самолетов), был установлен в Саратовском областном краеведческом музее.

В письме ко мне генерал-лейтенант авиации Б. Н. Еремин писал:

«Первый самолет я перегнал в период боев под Сталинградом на аэродром Солодка, где был организован митинг по случаю получения фронтом дарственного самолета. Так же торжественно был встречен прилет на фронт второго самолета Як-3. Характерно, где бы я ни производил посадку на нем в период войны, вокруг собирались советские люди, задавали массу вопросов и даже брали обязательства, например откачать затопленную фашистами шахту, как это было в Донбассе. Интересные [104] встречи были в Венгрии, Чехословакии, Польше. Так этот самолет Головатого был «крылатым агитатором». Як-1 и Як-3 были замечательные самолеты» {19}.

Благородный почин саратовского пчеловода Ф. П. Головатого нашел огромный отклик во всей стране. Колхозница Куриловского района Саратовской области Анна Сергеевна Селиванова приобрела у нас три самолета и передала их в часть, где мотористом служил ее муж. Бригадир тракторной бригады Мокроусовской МТС Федоровского района В. И. Жиглов внес на постройку самолетов 310 тысяч рублей, тракторист этой МТС С. И. Тимофеев — 280 тысяч, Адонин из Ивантеевской МТС — 260 тысяч рублей. 44 колхозника Саратовской области внесли из своих сбережений на строительство боевых самолетов не менее 100 тысяч рублей каждый{20}. На средства саратовцев было построено 1520 самолетов и много другой боевой техники, только на средства колхозников области — 100 именных самолетов, их вручили прославленным советским летчикам{21}.

Приобрел самолет Главный конструктор А. С. Яковлев и передал его дважды Герою Советского Союза П. А. Покрышеву. Академик В. Н. Образцов на нашем заводском аэродроме вручил приобретенный самолет летчику А. Ф. Лавреневу. На этом истребителе Лавренев сбил 11 вражеских самолетов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Самолеты, танки и другие виды вооружения, построенные на средства трудящихся, были не только серьезной материальной помощью фронту, но и показателем величайшего патриотизма советских людей. С чувством особой ответственности перед народом принимали их советские воины. Вместе с именным оружием они получали тепло материнских рук, горячих сердец своих соотечественников. Бывая на фронтах, я видел, с какой бережливостью и любовью относились к подаренным самолетам летчики и техники, мотористы и вооружении. Как-то в адрес завода пришло письмо за подписью командира части Котова, заместителя командира по политчасти Столетова, секретаря партбюро Зубкова:

«Дорогие товарищи!
Трудящиеся вашего района г. Саратова на собранные средства приобрели 189 самолетов для Красной Армии. Пять самолетов, купленные на средства, собранные трудящимися вашего завода, переданы нашей части. [105]
Все ваши самолеты в полном порядке прибыли на, фронт. Мы вручили их лучшим боевым летчикам. Только на подступах к Сталинграду 71 фашистский стервятник нашел себе могилу от рук летчиков нашей части...
Сейчас, в решающий момент Великой Отечественной войны, мы заверяем вас от имени всех летчиков части, что будем бить подлого врага по-сталинградски. Будьте уверены, что боевые самолеты, приобретенные на средства народа, находятся в умелых руках, они понесут смерть подлому врагу и приблизят светлый, радостный день нашей победы!
Мы с гордостью и радостью следим за успехами коллектива вашего завода. От всей души желаем вам, дорогие товарищи, успехов в вашем труде во имя нашей Победы». Письмо было опубликовано в «Заводской правде».

Бывая на заводе, колхозники видели, в каких тяжелых условиях трудятся рабочие. Видели худых, истощенных людей, часто с опухшими ногами и черными кругами под уставшими от напряженной работы глазами, ребят-подростков и девчат, работающих у станков и прессов на подставках.

Летом 1942 года на завод стали приходить десятка красных обозов с продовольствием. Колхозники делились с рабочими, чем могли.

* * *

В 1942–1943 годах завод посетили руководители партии и правительства А. Н. Косыгин, А. И. Микоян. А. А. Андреев, В. А. Малышев. Летом 1942 года приехал. к нам вместе с секретарем обкома партии П. Т. Комаровым К. Е. Ворошилов.

Руководители завода рассказали маршалу о коллективе, о наших самолетах, а затем пошли в цехи. Весть о прибытии на завод легендарного полководца гражданской войны, любимого народом человека быстро облетела цехи. Везде мы шли среди плотных рядов рабочих, горячо приветствовавших Климента Ефремовича. Он шел по цехам, поднимая руку, затем снял фуражку, стал ею махать в знак приветствия.

Вошли в корпус, где шла сборка фюзеляжей. Пройти было трудно, тесным кольцом нас обступили рабочие. Откуда-то из толпы вынырнул маленький, весь в конопушках, вихрастый паренек лет 15, бодро подошел к [106] Клименту Ефремовичу, принял стойку «смирно» и еще не окрепшим голосом сказал: «Здравия желаю, товарищ Маршал Советского Союза!» Климент Ефремович взял его тонкую, почти детскую, ручонку, пожал ее, а затем подхватил парня, поднял его и крепко, крепко поцеловал. На глаза умудренного жизнью, боевым опытом старого солдата и государственного деятеля навернулись слезы. Крики «ура!». Вверх полетели фуражки. Так, переходя из цеха в цех, беседуя с рабочими, К. Е. Ворошилов обошел завод.

Маршал спросил, как у нас организована оборона завода. Мы доложили о формированиях МПВО, об установке пушек и пулеметов, о том, что в готовности № 1 на аэродроме дежурит звено самолетов.

Климент Ефремович захотел посмотреть аэродром, самолеты. Мы поехали. Подъезжая к аэродрому, я увидел, что на одном из дежурных самолетов в кабине нет летчика, верхний капот мотора открыт и внутри с чем-то возится моторист. Мне стало не по себе.

Пока мы осматривали стоявшие на другой линейке готовые к отправке на фронт самолеты, аэродромщики зачехлили мотор. Появился в кабине летчик. Все три самолета были в полной боевой готовности.

Подъехали к летному домику. Климент Ефремович поздоровался с дежурившими летчиками, стал их расспрашивать о боевых качествах истребителя. Шла мирная деловая беседа. Затем неожиданно громким, командирским голосом маршал крикнул: «Противник в воздухе!» Находящийся рядом начальник летно-испытательной станции С. С. Чеголя дал красную ракету, и три самолета за 42 секунды взлетели. Это понравилось маршалу.

Набрав высоту, самолеты стали барражировать вокруг завода и аэродрома. Шло время. Маршал с улыбкой спрашивает: «Ну, директор, и долго они будут утюжить воздух?»

Самолеты благополучно совершили посадку, летчики доложили маршалу о выполнении задания. К. Е. Ворошилов очень тепло поблагодарил летчиков и попросил меня объявить всем им благодарность.

* * *

По указанию Центрального Комитета партии осенью 1942 года на всех предприятиях страны прошли собрания [107] партийно-хозяйственного актива, на которых обсуждались пути экономии сырья, материалов, энергии, трудовых затрат.

12 октября состоялось такое собрание и на нашем заводе. К нему велась серьезная подготовка, анализировались затраты и пути их экономии. В докладе и выступлениях участников собрания были вскрыты факты небрежного, нерасчетливого хозяйствования. «Мы часто говорим о необходимости наращивания темпов выпуска самолетов, но очень редко считаем, сколько мы израсходовали металла, авиационного дерева, бензина, химикатов, электроэнергии, воды, газа, за сколько минут, часов изготовили деталь, узел, самолет, — говорилось с трибуны. — Мы часто сетуем на трудности с поступлением материалов, перебои с подачей энергии, но мало еще боремся за ее экономию, терпимо относимся к браку.

Тяжелая война требует суровых мер экономии, экономии во всем. Таково требование партии, требование времени. Бережливость в расходовании сырья, использовании материалов, людских резервов должна стать законом военного времени».

И на собрании приводились примеры, показывающие, какие имеются резервы. Узел 4120–50 — вес заготовки 2560 граммов, вес детали 610 граммов. Перевод детали 5512–04 со штамповки на сварку сократит расход металла в четыре раза. Внедрение холодной высадки болтов снизит расход металла в шесть раз.

Организация централизованного раскроя прутков, листового материала, фанеры, деревянных заготовок даст экономию материала на 15–20 процентов, сократит расход электроэнергии и затраты квалифицированного труда.

Большие резервы скрыты в переводе деталей на литье, уменьшении припусков, точной штамповке, чеканке, во внедрении пластмассы, сварки. Так, например, на изготовление ручки затрачивалось 8 часов. Вес детали — 2353 грамма. Перевод ее на литье уменьшил вес в три раза и сократил время обработки почти в четыре раза. Подсчитано, что работа вхолостую двух токарных станков ДИП-300 равна энергии, необходимой для освещения ста квартир.

Актив принял конкретные решения. Коллектив завода призывался к борьбе за экономию, бережливость, чтобы добиться выпуска большего количества высококачественных [108] истребителей с меньшими затратами труда, материалов и энергии.

* * *

Подошел к концу 1942-й тяжелый военный год. Мы подвели итоги работы коллектива в этих неимоверно сложных условиях. Досрочно, 11 декабря, выполнен годовой план выпуска боевых истребителей. В этом была огромная заслуга партийной и комсомольской организаций, сумевших сплотить людей для выполнения ответственного задания Родины.

Опытно-конструкторское бюро главного конструктора совместно с нашим серийно-конструкторским отделом за этот год провели большую работу по улучшению летно-тактических и эксплуатационных данных Як-1. Была внедрена поточно-стендовая сборка основных агрегатов. Трудоемкость изготовления самолета снизилась на 33 процента, в том числе за счет улучшения технологии — на 19,7 процента. Значительно сократились производственные циклы изготовления агрегатов. Заводскими рационализаторами и изобретателями за год было подано 3833 предложения. Годовая экономия от их внедрения в производство превысила 6 миллионов рублей.

Шла подготовка и переподготовка кадров. Учились вновь прибывшие. Учились и переучивались, овладевая новыми профессиями, смежными специальностями, многие кадровые рабочие и инженерно-технические работники. На заводе действовало 2489 стахановских школ.

Завод занял ведущее место по производству истребителей среди других авиационных заводов. Наши самолеты по затратам труда и по стоимости были самыми дешевыми. Себестоимость Як-1 к плану составила 99,3 процента. Производительность труда против 1941 года выросла на 32,9 процента. Несмотря на огромные трудности со снабжением, завод работал ритмично.

* * *

Пришел 1943 год. Начатое 19 ноября 1942 года наступление советских войск на Сталинградском фронте успешно развивалось. Гитлеровская армия несла значительные потери. Советские Военно-Воздушные Силы уже имели значительное превосходство.

С июня 1941 по 1943 год наша промышленность поставила фронту 29,9 тысячи боевых самолетов, а немецкая, [109] совместно с оккупированными государствами, выпустила в 1941–1942 годах 20,8 тысячи{22}. Одержанные на фронте и в тылу успехи позволили обеспечить превосходство в численности и качестве самолетов над гитлеровской авиацией. Были созданы необходимые предпосылки для окончательного завоевания советской авиацией господства в воздухе.

Наши «яки» были во всех воздушных армиях. С воздушными армиями, их командованием завод имел постоянную связь.

С первых дней нового года на заводе была объявлена Ленинская эстафета. «Лучшей памятью о великом вожде В. И. Ленине будет достижение новых производственных успехов на фронте труда, увеличение выпуска для фронта боевых истребителей Як-1 для быстрейшего разгрома фашистских полчищ», — говорилось в призыве партийного комитета.

Эстафета должна была выявить, кто первым и с лучшими качественными показателями выполнит программу января. Для победителей был учрежден вымпел. В его верхнем левом углу изображен орден Ленина, а в правом надпись: «Победителю Ленинской производственной эстафеты». Фамилии победителей заносились на заводскую доску Почета, им вручались Почетные грамоты и денежные премии. Коллектив завода самоотверженным трудом стремился подкрепить победы Советский Армии.

16 января 1943 года коммунисты завода собрались на партийную конференцию, чтобы подвести итоги работы за 19 военных месяцев.

Конференция отметила, что за период войны в три раза увеличился суточный выпуск истребителей Як-1. По сравнению с первым полугодием 1941-го во втором полугодии 1942 года завод дал продукции в шесть раз больше, а ее себестоимость снизилась на 50 процентов. В три раза выросла производительность труда, значительно улучшилось качество самолетов. В два раза увеличилось число стахановцев, в несколько раз — число стахановских и фронтовых бригад. Возросло количество двухсот-, трехсот-, пятисотников и тысячников.

Сотни лучших передовых рабочих и специалистов навсегда связали свою жизнь с партией, вступив в ее ряды. Выросли в способных руководителей десятки рядовых работников, в том числе много женщин.

За время войны заводской коллектив послал на [110] фронт более 1500 своих лучших сынов. Многие коммунисты, комсомольцы и беспартийные работники ушли в армию добровольно.

«Производственный подъем в дни Ленинской вахты, разнообразные формы помощи фронту еще раз свидетельствуют о нашей ненависти к врагу, о нашей непреклонной вере в победу», — заявили коммунисты.

Партийная конференция обратила внимание на недостаточный контроль со стороны партийного комитета и партийных организаций цехов и отделов за хозяйственной деятельностью, факты нарушений технологической и трудовой дисциплины, недостатки в планировании и учете, упущения в бытовом обслуживании коллектива.

Конференция потребовала от руководства завода, парткома и цеховых партийных организаций устранения этих недостатков. Она мобилизовала коммунистов, весь коллектив на решение стоящих перед заводом сложных, задач.

* * *

4 января 1943 года стало днем нашей большой скорби. При перелете на фронт в сложных метеорологических условиях близ Саратова потерпел катастрофу самолет Пе-2. Весь экипаж погиб. Посланный на поиск с нашего аэродрома самолет По-2 доставил на завод труп М. М. Расковой. Не верилось, что погибла эта героическая женщина. Марина Раскова часто прилетала к нам на завод, просила помочь с материалами, приборами, устранить неисправность либо досадную поломку. Или просто приезжала отдохнуть, провести несколько часов в нашей семье, побеседовать, поиграть на пианино, спеть любимые песни.

Это была замечательная, большой души, обаятельная женщина. С огромным увлечением она рассказывала о музыке, которую хорошо знала и любила, о прочитанных книгах. Вспоминала свой полет на самолете «Родина». Восторженно, тепло, с гордостью говорила о девочках-бойцах своего женского бомбардировочного полка.

И вот не стало Марины Расковой. Я позвонил в Москву, сообщил о случившемся. Через небольшой промежуток времени получил указание о том, что хоронить М. Раскову будут на Красной площади. Мне было приказано в составе комиссии под председательством академика С. Р. Миротворцева подготовить тело и ночью [111] отправить в Москву. Гроб с телом М. Расковой был установлен в фойе заводского клуба. Не было на заводе в этот день ни одного человека, который не отдал бы последний долг славной дочери советского народа. Тысяча жителей Саратова, воинские подразделения прошли мимо гроба Марины Расковой. Траурную вахту несли руководители области и города, командование Приволжского военного округа, летчики-фронтовики, личный состав полка, которым командовала Раскова, работники заводов и фабрик.

Поздно ночью в специальном вагоне, прицепленном к скорому поезду, тело М. М. Расковой было отправлено в Москву. С вокзала девушки полка, подруги и боевые товарищи приехали к нам домой. До рассвета сидели, вспоминали, с любовью и гордостью говорили девчата о своем погибшем любимом товарище, командире.

М. Раскову похоронили в Москве у Кремлевской стены, ее боевых подруг из экипажа — в братской могиле в Саратове.

* * *

Ленинская производственная эстафета с каждым днем набирала темпы. Но нас очень беспокоил аэродром, где скопились десятки необлетанных самолетов. Работу аэродрома обсудил партийный комитет завода. Руководство — А. Я. Слуцкий, И. С. Доронин, секретарь партбюро Голота были серьезно предупреждены.

Первыми о выполнении плана января доложили коллективы отделения Глазова (цех шасси), бригады мастеров Новикова (заготовительно-штамповочный цех), Коваленко (механический цех) и Солнцева (цех изготовления стабилизаторов и килей).

Каждый день радио приносило сообщения о победах нашей армии. Прорвана блокада Ленинграда. Успешна развивается наступление на Воронежском фронте. Закончена ликвидация немецко-фашистских войск, окруженных под Сталинградом. Вместе со всем советским народом мы ликовали, слушая приказ Верховного Главнокомандующего о разгроме и пленении армии Паулюса. Во всех цехах и отделах прошли митинги. На них выступали летчики — участники Сталинградской битвы, командование Приволжского военного округа.

Как было не радоваться нам — самолетостроителям, читая в газете «Правда» такие строки:

«В контрнаступлении [112] под Сталинградом Красная Армия разгромила одну из самых сильных группировок противника. В победу над врагом большой вклад внесла советская авиация. Завоевав и удерживая господство в воздухе, она способствовала успешному проведению стратегических операций»{23}.

Мы законно гордились: ведь в этой победе была доля труда коллектива нашего завода. Трудно передать словами чувство радостного волнения, которое я испытывая, когда командующий Приволжским военным округом вручил мне медаль «За оборону Сталинграда».

* * *

Комсомольцы-стахановцы крыльевого цеха Г. Барков, А. Тарасов, В. Михеев, М. Солдатова, И. Коростылев обратились к молодежи завода с призывом оказать помощь в восстановлении Сталинграда.

«Мы берем на себя обязательства из отходов производства изготовить 10 индивидуальных инструментальных ящиков, 100 столовых ножей, 5 столов, 50 полочек и 50 вешалок», — заявили инициаторы. Призыв был широко подхвачен.

Коллектив цеха окончательной сборки отчислил однодневный, теплосилового цеха — трехдневный заработок В фонд восстановления Сталинграда.

Комсомольцы одного цеха изготовили 50 кастрюль, собрали 100 книг. В комсомольской организации отдела, возглавляемой секретарем Матяшевским, было собрано много денег и различных вещей. Рабочий Шацков принес смену белья, ложки, тарелки, книги; Мухамедов — 200 рублей, Хитрова — 100 рублей и комплект детского белья, полотенец. Всего было собрано и отправлено в Сталинград 13236 бытовых предметов. В распоряжение Сталинградского обкома ВКП(б) было также отправлено оборудование, инструмент, материалы для трех МТС и 300 наборов различного инструмента.

На собраниях в цехах рабочие говорили: «Когда в Сталинграде, охваченном дымом и огнем пожаров, грохотали выстрелы, мы посылали туда вооружение, боевые самолеты. Сейчас, когда Сталинграду нужна помощь в восстановлении города, мы шлем необходимое для домашнего обихода и восстановления сельского хозяйства». [113]

Дальше