В батальоне
Радужные надежды не покидали меня по пути в Москву. На запад шли эшелоны.
Я прожила почти год в глубоком тылу, в городе, удаленном [196] от основных транспортных магистралей страны. И хотя мы, конечно, читали о том, что перемешенные на восток предприятия с каждым днем выпускали все больше боевой техники, только сейчас поняла я, увидела собственными глазами, как велика мощь моей Родины.
Шли эшелоны с танками и орудиями. Шли санитарные поезда, поезда-бани. Мощные паровозы тянули составы с продовольствием и обмундированием для фронта. «Зеленая улица» семафоров открывалась перед нами. Вспомнились слова комиссара Хромченко: «Сколько бы техники ни выставили фашисты, все равно мы дадим больше...» Преисполненная гордости, я чувствовала и себя небольшой единицей мощного пополнения, которое непрерывно доставлялось в действующую армию. Надо, однако, признаться, что в управлении кадров при появлении такого «пополнения» просто растерялись: что же со мною делать? Я попыталась подсказать: отправить на фронт командиром взвода, как сказано в аттестации училища. На меня только рукой замахали: «Что вы? Что вы? Разве можно?!»
Вот тебе и на! Добивалась, добивалась, училась, закончила училище, думала: «Сбылась мечта», а тут пожалуйста: «Разве можно?!» Что же тогда можно?
На штабную работу, пожалуйста, ответили мне.
Ну уж нет, училище я окончила командиром взвода, вот взвод мне и давайте, настаивала я.
Но ничего не вышло. Начальник управления кадров тоном, не допускающим возражений, заявил, что, поскольку он считает, что мое будущее все же штабная работа, от просто рекомендует подучиться штабному делу на практике.
Через несколько дней я сидела в маленькой комнатке дощатого домика и принимала дела от прежнего помощника начальника штаба танкового батальона. Батальон формировал танковые части. Работа в батальоне была трудной и ответственной. Он был одним из каналов, питающих армию жизненно необходимым для победы воинами и техникой. Каждый раз, закрывая очередной список сформированной части, мы гордились этим: еще один могучий организм танковая часть создан волей командования. Части уходили на фронт. Читая приказы Верховного Главнокомандования и находя знакомые фамилии командиров, мы поздравляли друг друга: и наша доля труда есть в боевой славе части, получившей благодарность!
На новом этапе военной службы самым трудным было установить правильные взаимоотношения с людьми. И это было совсем не просто для девятнадцатилетней девушки, хотя за плечами у нее уже имелся двухлетний стаж военной службы, много [197] месяцев боев, училище, наконец, она носила погоны офицера. То, что могла делать и говорить девушка-санинструктор и даже курсант училища, неприемлемо было для офицера.
Предстояло научиться командирской выдержке, научиться управлять людьми, говорить с подчиненными языком командира, а главное завоевать их уважение и доверие. По долгу службы я начальник не только для солдат, но и для части офицеров батальона. Нет, не просто, совсем не просто было поставить себя так, чтобы офицеры забывали, что перед ними девушка-командир...
Комбат майор Любезнов, когда я обратилась к нему за разъяснением по неясному для меня вопросу как-то сказал:
А вы позовите командиров рот и уточните все вопросы. И не стесняйтесь: если что неладно, взгрейте как следует.
Вызвать к себе было нетрудно. Но когда в комнату вошел высокий, широкоплечий старший лейтенант и подчеркнуто четко отрапортовал: «Товарищ лейтенант, командир первой роты прибыл по вашему приказанию», признаться, я немного растерялась. Я уже начинала привыкать, что мне докладывают солдаты и сержанты, но офицер, да еще старше меня по званию, это было неожиданно. Я не знала, как начать разговор, мучительно искала нужные слова, а офицер ждал.
У вас с расписанием не все в порядке, проверьте, пожалуйста, а остальные вопросы я решу с вашим старшиной; он потом вам доложит. Пришлите его ко мне, вышла я, наконец, из положения.
Разрешите идти? щелкнул он каблуками.
Да, да, пожалуйста!
После этого случая недели две я старалась поддерживать отношения с ротами через старшин.
Старшины, народ со смекалкой, быстро сообразили, в чем дело. Стоило мне только начать «распекать» какого-нибудь старшину, как он, сделав самую невинную физиономию, говорил: «Так это ротный все, вы командиру роты скажите».
Вспоминая первый свой неудачный разговор со старшим лейтенантом, я продолжала избегать разговоров с командирами рот. В особо затруднительных случаях прибегала к помощи комбата. Он вызывал офицеров, я старшин, и все шло как будто нормально. Но майор Любезнов быстро раскусил мою тактику.
Так не годится, лейтенант! сказал комбат. Если хотите стать настоящим командиром, вы должны научиться управлять подчиненными вам людьми независимо от того, солдаты это, старшины или офицеры. Обращайтесь к офицерам, а старшин [198] пусть учат командиры рот. Я вовсе не обязываю вас сегодня же громовым голосом отдавать команды. Жизнь, я уверен, сама придет вам на помощь и научит.
И комбат приказал мне на следующий день быть на подъеме в первой роте. Я пришла в роту за четверть часа до подъема. Навстречу поднялся дневальный. Не спеша застегивал он ворот гимнастерки. Офицеры и сержанты, которые должны были вставать за пятнадцать минут до общего подъема, отсутствовали. Они появились в ту минуту, когда горнист сыграл подъем. Солдаты одевались долго, зарядка прошла вяло. Я поискала глазами старшину, чтобы сделать замечание, но он куда-то исчез.
Командир роты старший лейтенант Мозгов доложил:
Рота построена на завтрак.
Непорядок у вас в роте, товарищ старший лейтенант, с неожиданной для себя твердостью сказала я. На зарядку опоздали на четыре минуты и на завтрак опаздываете. Вот почему ваша рота часто задерживается с выходом на занятия.
Всего четыре минуты!.. возразил он.
То есть как «всего»? вскипела я. А если, получив боевое задание, вы и ко времени атаки опоздаете на четыре минуты, вы тоже будете считать это нормальным? Потрудитесь не опоздать с ротой на занятия и доложите о выполнении приказания командиру батальона!
Есть не опоздать на занятия и доложить командиру батальона! сразу подтянувшись, отчеканил Мозгов.
«Как-то нехорошо получилось, думала я, направляясь к штабу и вспоминая разговор с Мозговым. Ну что это за слова «потрудитесь не опоздать...»? Так и несет за три версты бюрократизмом...»
Пожалуй, надо было не так сухо, повежливее, закончила я свой доклад комбату.
Вы правильно поступили, лейтенант, не извиняйтесь. Мозгов хороший и грамотный офицер, но он спит и видит тот день, когда попадет на фронт, мелочи тыловой жизни кажутся ему несущественными. А это ведь не так. Сами знаете. Вот и займитесь им. С сегодняшнего дня первая рота находится под вашим особым наблюдением.
Целую неделю Мозгов терпел мое «шефство», стараясь всячески доказать, что рота у него лучшая: помкомвзвода щеголяли четкими командами, старшина как бы невзначай останавливал у входа в казарму солдата и долго распекал за пыльные сапоги, чтобы обратить мое внимание на чисто вымытый пол, в канцелярии роты вывесили заново переписанное расписание, [199] появился даже извлеченный из архивов журнал учета проведенных занятий. Но я не снижала требовательности.
Раз уж они щеголяли передо мной образцовой чистотой в казарме, считая, видимо, что меня, как представителя женского пола, это должно особенно пленить, то попутно с вопросами учебы я обращала внимание и на тщательность уборки.
Оглянув чисто отдраенный пол, я раскапывала за печкой залежи мусора и, указывая на него, старалась не рассмеяться при виде обескураженной физиономии старшины. За своей спиной слышала его громкий шепот: «Погоди, вот лейтенант уйдет, ужо я тебе покажу уборку!..» На следующий день сам Мозгов повел меня к печке, но я нашла грязь в углу под нарами, и снова сзади донесся яростный шепот, теперь уже Мозгова: «Уж я тебе!..»
В роте был заведен строжайший учет занятий, распорядок дня соблюдался до минуты, а я продолжала донимать Мозгова:
Почему командиры взводов и отделений докладывают вам не по уставу? Что за доклад: «Все в норме, старшой»?
Распустились, черт их дери! И Мозгов так выразительно посмотрел на меня, что я поняла: для него лучше было бы, если б «черт подрал» меня и вообще унес куда-нибудь подальше. Смотрел он на меня в эти минуты с такой неприязнью, что я пугалась: «А не перегнула ли палку?» Но комбат только улыбался, слушая мой ежевечерний доклад.
Ничего, лейтенант. Мозгов умный командир, поймет. Он и сейчас злится не на вас, а на себя: как это он сам раньше не замечал того, на что ему сейчас указывают. Вы еще с ним друзьями будете!
К концу недели комбат поднял ночью по тревоге батальон, и первой пришла рота Мозгова.
Зайдя после тревоги в кабинет комбата, я застала там Мозгова. Он поморщился при моем появлении. Комбат бросил быстрый взгляд на командира роты, кивнул мне и низко склонился над столом, скрывая улыбку.
Садитесь, лейтенант, вы нам не помешаете. Не помешает? спросил комбат Мозгова.
Старший лейтенант вдруг добродушно усмехнулся и махнул рукой.
Чего уж там!.. Шеф мой. Товарищ майор, разрешите? Он шумно вздохнул и заговорил, как человек, сбросивший, наконец, тяжелый груз. Снимите вы с меня опеку, понял все: не очень правильно службу нес. Подтянул и роту и сам подтянулся.
Подтянули? Ну, что же: раз он утверждает, что роту подтянул [200] и, главное, сам понял, лейтенант теперь ротой Коренева займется.
Ох, не завидую я Кореневу! засмеялся Мозгов, выходя из кабинета.
Товарищ майор, взмолилась я. Этак меня весь батальон возненавидит! Что я, инспектор какой, что ли?
Ну, там совсем другое дело. У Коренева сами многому можете поучиться. Вы должны знать, чем живет весь батальон, а не одна рота. Чаще бывайте в ротах, учите людей тому, что знаете сами, учитесь и у них. Только запомните: делая подчиненному замечание, заявляя: «Не так», вы должны всегда быть готовы ответить на вопрос: «Что надо сделать, чтобы было так, как должно?»
Была еще одна непреодоленная трудность: как сочетать простые товарищеские отношения с офицерами и официально-служебные?.. На фронте я была санинструктором, да к тому же самой младшей по возрасту. Хотя по службе с меня спрашивалось не меньше, чем с других, мне разрешалось многих солдат и офицеров называть просто по именам, а старших по имени и отчеству, да и меня никто не называл старшиной. В училище так уж само собой повелось курсанты больше обращались друг к другу по фамилии, а с кем больше дружили, по имени, а к командирам и преподавателям никому и в голову яе приходило обращаться иначе как по званию. Теперь все оказалось сложнее. В столовой, например, все офицеры батальона встречались за одним столом, разговаривали по-товарищески запросто, шутили. А через полчаса, когда являлся кто-нибудь из офицеров и, щелкнув каблуками, докладывал, называть его нужно было не «Степаном Сергеевичем», а «товарищем лейтенантом».
Но жизнь сама научила. Спустя две недели такая «официальщина» уже не казалась мне обидной. Комбат научил меня разговаривать языком командира и с офицерами.
Число солдат и сержантов переменного состава нашего батальона порой измерялось весьма значительными цифрами. Из самых различных пунктов и мест к нам приходили танкисты, стрелки, шоферы, ремонтники. Бывалые солдаты из госпиталей и пересыльных пунктов приносили старенькие, но начищенные котелки, аккуратно скатанные, видавшие виды шинели. С такими было и легко и трудно: легко потому, что они умелые и знающие солдаты; трудно потому, что заслуженно гордясь своим боевым опытом и ранами, они держались уж очень самостоятельно. Приходило и новое пополнение из военкоматов: в гражданских пиджаках и кепочках, с портфелями, сумками, даже [201] авоськами. Такими они бывали до первой бани, откуда выходили неузнаваемыми: стриженными, в новеньком обмундировании. Новички сразу становились как-то очень похожими друг на друга, притихшими и очень дисциплинированными.
Всех этих людей надо было разместить по ротам, вымыть, одеть, накормить. Нужно было выявить специальность, степень обученности каждого. День уходил главным образом на организацию и проведение занятий, на знакомство с людьми. После отбоя начиналась ночная работа штаба. Мы исписывали горы бумаги. За каждой бумажкой, заполненной по соответствующей форме, за каждым документом, выдаваемым нами, стояли живые люди, решалось их будущее. Направив человека в ту или иную часть, не раз подумаешь: правильно ли поступил? Ничто так не воспитывает командира, как сознание ответственности за человеческие судьбы. А батальон наш был действительно школой воспитания кадров.
Спать приходилось не более трех-четырех часов в сутки. Иногда же сутками не удавалось даже прилечь: дремали сидя, «по возможности» выбирая свободные минутки.
Мы все понимали, что находимся на очень важном и ответственном посту. Но шел тысяча девятьсот сорок третий год год, начало которого ознаменовалось великой Сталинградской победой, а лето дальнейшими успехами Советской Армии. Мы понимали необходимость нашей работы, но все равно стремились в действующую армию. Там, на фронте, каждый день был событием: с каждым днем очищалась наша земля от фашистских захватчиков, и все наши желания сводились к одному быть непосредственными участниками развертывающихся победных боев. Упреком звучали и письма друзей.
«Я очень завидую тебе, писал Толок. Ты стала офицером намного раньше меня. Однако я не понимаю, почему ты до сих пор находишься в тылу? Ты требуй, чтобы тебя послали на фронт, твое место место строевого командира-танкиста здесь, а то в тылу все перезабудешь. Или ты уже отвоевалась?» укоризненно спрашивал он.
«Хорошо ему говорить: «Требуй отправки на фронт», а если на всех моих рапортах только одна резолюция: «Отказать», думала я с горечью и писала очередной рапорт.
Насчет того, что здесь я все перезабуду, Толок, конечно, ошибался. Командирские занятия, повседневная работа с людьми с каждым днем пополняли и расширяли знания. Нет, здесь ничего не забудешь, здесь, в батальоне, я почувствовала себя, как мне казалось, настоящим командиром. Ну, конечно, я далеко не все постигла, что должен уметь и знать командир, работая [202] с людьми, это приходит с многолетним опытом, а иногда и вместе с сединой.
На своих рапортах я видела все ту же резолюцию: «Отказать» и уныло выслушивала наставления комбата:
Успеете, лейтенант, и ваше время придет. Большему научитесь лучше будете бить врага. Я и сам поехал бы на фронт, хотя бы командиром роты, да вот нельзя...
Я тяжело вздыхала и шла в свой кабинет, где, возвращая такие же рапорты офицерам, повторяла скрепя сердце слова комбата: «Успеете, и ваше время придет...»
Однажды на партсобрании командир третьей роты капитан Коренев заявил:
Всех нас пора сменить, и нам надо снова на фронте побывать. Как мы после войны будем смотреть в глаза фронтовикам? В тылу, скажут, отсиживались.
Его поддержал старший лейтенант Мозгов:
Может, мне кажется, но я замечаю: косятся на нас солдаты, особенно фронтовики: хорошо, дескать, вам здесь в тылу, учить-то, а вы там бы попробовали, где взаправду стреляют!
Когда взял слово комбат, у всех, знавших о заветной мечте майора Любезнова попасть в действующую армию, мелькнула мысль: «Сейчас нас майор поддержит, и все будет в порядке».
Почетна и сурова служба солдата и офицера на фронте, повторяю, сурова и почетна, заговорил комбат. Но если кто-либо скажет мне, что служба в таком батальоне, как наш, менее почетна, я отвечу ему: «Ты не прав, товарищ!» На фронте ли, в тылу ли все мы служим единому делу, ждем к одной цели к победе. Партия, командование, доверив нам распоряжаться судьбами многих советских людей, требуют от нас стойкости и твердости на своем посту не меньшей, чем от бойца на фронте. Вы все молоды, и я понимаю: вам спать не дают подвиги, которые каждый из вас может совершить. Но война это не одни героические подвиги, война это тяжелый труд многих миллионов людей. Героизм и подвиги это результат честного отношения к своему воинскому и гражданскому долгу, к своей работе на том посту, куда нас поставили: в тылу ли, на фронте ли.
Майор говорил сухо, жестко, отчеканивая каждое слово. Мы молчали. Офицеры прятали глаза.
Много интересных людей прошло через наш батальон, бывали и любопытные встречи. Как-то меня вызвал комбат. В кабинете стояли два удивительно похожих друг на друга солдата: пожилой и молодой. Молодой чуть повыше ростом, да новенькая гимнастерка сидит на нем ловчее и [203] ремень затянут потуже. На погонах нашивки младшего сержанта.
Этих товарищей, сказал мне майор, надо направить в одну часть: или отца к сыну, или сына к отцу, как вам будет удобнее по документам.
Вы в какие команды зачислены?
Ответил сын. Я чуть замешкалась: обе команды сформированы и рано утром должны уходить. Документы на них готовы. Значит, все надо переделывать заново.
Я думаю, что это не очень трудно будет сделать, а просьбу надо удовлетворить, сказал майор.
«Еще как трудно!» подумала я, представив себе гору бумаг, которую надо переписать писарям, и сколько часов нам придется сидеть, проверяя правильность новых списков: нам категорически запрещалось зачеркивать в списках фамилии или вписывать между строк новые. Значит, надо было полностью переделывать документы обеих команд. Но отказать в просьбе отцу и сыну, стремившимся попасть на фронт вместе, было невозможно.
В другое время кто-нибудь из писарей пробормотал бы что-нибудь вроде: «Дня мало, и так все ночи работаем...» но на этот раз не было сказало ни слова, хотя мы не спали всю ночь.
Перед отправкой команды пришел старший солдат, отец сержанта.
Разрешите поблагодарить, товарищ лейтенант. За беспокойство извините.
Не за что: служба у нас такая... Воюйте хорошенько да напишите нам в батальон о ваших семейных боевых успехах.
Не обходилось и без курьезов. Однажды старшина по фамилии Полковников, которого все называли просто «Полковник», доложил, что прибыл духовой оркестр в полном составе.
Они с трубами и барабанами, даже скрипка есть. Что будем с ними делать: разобьем или целиком, как музейную редкость, хранить будем?
А откуда они появились с оркестром-то? спросила я, отрываясь от бумаг.
Кто их знает, пожал плечами Полковников.
В отчете у меня не сходились горизонтальные и вертикальные итоги, а тут оркестр...
Распределить по частям, распорядилась я, снова принимаясь за ведомость.
«Полковник» пошел к выходу, но в дверях замялся:
Жалко разгонять: играют больно хорошо, там один на скрипке «Кошечку» играет... заслушаешься!..
«Кошечку»? Я удивленно подняла глаза от бумаг, и, точно [204] из тумана, выплыл занесенный снегом уральский городок, холодный дощатый зал клуба и на большой пустой сцене солист нашего училищного оркестра Миша Нейман, маленький, гибкий, черный, как галчонок. Его маленькая фигурка в обмундировании не по росту (все на нем от ботинок до пилотки было, по крайней мере, на два номера больше) казалась забавной, но, когда он начинал играть, все забывалось. Мы видели только глаза Миши и пальцы, перехватывающие изогнутый гриф скрипки. Она была послушна этому скрипачу в солдатском обмундировании не по росту. Послушен был ему и весь зал.
На «бис» Миша всегда играл «Кошечку»; скрипка очень мило мурлыкала и говорила «мяу», вызывая бурный восторг слушателей...
Старшина Полковников, приняв мою минутную задумчивость за колебание, осторожно потянул меня за рукав:
Пойдемте, вот увидите оркестр, самим понравится, правда же, товарищ лейтенант... Пойдемте-ка... Я их тут рядом построил... с трубами...
Ладно, иду, сказала я, по опыту, как и все в батальоне, зная, что от «Полковника», раз он что в голову взял, ни за что не отвяжешься.
Закрыла сейф и вышла на крыльцо. Солнце сразу ослепило. Вдруг грянул туш, бодрый, радостный, с барабаном и тарелками. Я сделала шаг вперед туш перешел в знакомую, родную мелодию:
Эй, сталинградцы! Ни шагу назад!Я уже поняла все, я бежала вперед, глаза застилали радостные слезы, а навстречу мне милая Мишина скрипка пропела: «Мяу-мяу». Родные мои!..
Оркестр был из нашего Сталинградского училища. Ребята решили всем оркестром идти на фронт, и их прислали к нам. Оркестр, конечно, сохранили, как «музейную редкость», и в полном составе передали в формируемое соединение.