Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1} Каганович Лазарь Моисеевич (1893–1991) — партийный и государственный деятель. В 1935–1944 гг. — народный комиссар путей сообщения, руководил рядом других наркоматов. С 1938 г. — заместитель председателя СНК СССР. Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 1930 по 1956 год. — прим.ред.
{2} Народный комиссариат Военно-Морского Флота упразднен 25 февраля 1946 года в связи с образованием Народного комиссариата Вооруженных Сил СССР.
{3} Н.Г.Кузнецов занимал должность Главкома ВМС — заместителя министра Вооруженных Сил СССР до 19 февраля 1947 года.
{4} Н.Г.Кузнецова на посту Главнокомандующего ВМС — заместителя министра Вооруженных Сил СССР сменил адмирал Юмашев Иван Степанович (1895–1972). В 1950–1951 гг. был военно-морским министром СССР, в 1951–1957 гг. — начальником Военно-морской академии.
{5} В конце 1946 года И.В.Сталин поручил комиссии под руководством Маршала Советского Союза Л.А.Говорова (1897–1955) проверить деятельность Главного морского штаба. Адмирал Ю.А.Пантелеев вспоминал впоследствии, что «проверяющих особенно интересовала деятельность Кузнецова и, что в акте проверки от 13 февраля 1947 г. было много несправедливых и неверных обвинений в адрес Николая Герасимовича и других адмиралов» (см. Красная звезда. 1990. 16 июня).
{6} Н.Г.Кузнецов в феврале 1947 года был назначен в Ленинград начальником управления военно-морских учебных заведений, находился на этой должности до ноября того же года.
{7} 28 марта 1947 г. ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР (по записке А.А.Жданова) приняли совместное постановление «О судах чести в министерствах и центральных ведомствах СССР», в котором отмечалось, что суды чести создаются в целях содействия «делу воспитания работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам советского государства... Для борьбы с проступками, роняющими честь и достоинство советского работника». На суды чести также возлагалось «рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных проступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств и центральных ведомств СССР, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке». Суды чести избирались сроком на один год в составе 5–7 человек из числа работников министерств и ведомств «тайным голосованием на собрании руководящих, оперативных и научных работников». Суды чести имели право объявлять следующие виды наказаний: общественное порицание, общественный выговор, передача дела следственным органам для направления в суд в уголовном порядке. Решение суда чести обжалованию не подлежало. Суды чести функционировали до конца 1949 года.
{8} Кулаков Николай Михайлович (1908–1976) — вице-адмирал, с 1939 г. член военного совета Северного флота, в 1940–1943 гг. — член военного совета Черноморского флота, в 1944–1946 г. — начальник Высших военно-политических курсов ВМФ, с 1946 г. — член военного совета — заместитель главкома ВМФ по политчасти, с 1950 г. — член военного совета Черноморского флота, в 1956–1971 гг. — начальник политотдела Кронштадтской крепости, Ленинградской военно-морской базы и военно-морских учебных заведений Ленинграда.
{9} Чепцов А А. — генерал-лейтенант юстиции, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР (1958).
{10} 31 января 1948 г.
{11} 2 февраля 1948 г.
{12} Вот как комментирует данное решение Ф. Д. Титов (ныне — генерал-майор), являвшийся в то время начальником организационно-инспекторского отдела Военной коллегии Верховного суда СССР:

«Учитывая большие заслуги Кузнецова Николая Герасимовича перед Союзом ССР в деле организации Военно-Морского Флота как в данный период, так и особенно в период Великой Отечественной войны. Военная коллегия Верховного суда, руководствуясь ст. 8 УК РСФСР, постановила не применять к Кузнецову Н.Г. уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия Верховного суда СССР постановила ходатайствовать перед Советом Министров Союза ССР о снижении Кузнецова Н.Г. в воинском звании до контр-адмирала». (Личный архив Н.Г.Кузнецова. Воспоминания. Автограф.) (Левченко Гордей Иванович (1897–1981) — адмирал, в 1938–1939 гг. командующий Балтийским флотом, в 1939–1941 гг. и в 1944–1960 гг. заместитель наркома ВМФ и заместитель главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке.

{13} Данный фрагмент воспоминаний Н.Г.Кузнецова написан в 1964 году, когда В.А.Алафузов и Г.А.Степанов были еще живы.
{14} Имеются в виду Н.С.Хрущев, Н.А.Булганин, Г.К.Жуков.
{15} Малиновский Родион Яковлевич (1898–1967) — Маршал Советского Союза, 1947–1955 гг. главнокомандующий войсками Дальнего Востока и Дальневосточного военного округа. В 1957–1967 гг. министр обороны СССР.
{16} О том, как приняли Н.Г.Кузнецова на Дальнем Востоке, видно из его письма жене Вере Николаевне от 23 августа 1948 года: «...Вчера вернулся на Сахалин. Ходил морем на корабле и получил большое удовольствие... Встретился со многими флотскими людьми, и здесь я нашел исключительно теплый и дружеский прием… Чувствуется, что для многих мое новое звание роли не играет, а поэтому охотнее называют меня по имени и отчеству, без звания. ...Мне кажется, что с флотскими людьми мне будет работать нетрудно. Очень хорошо меня встретили на корабле матросы... Ну, вот этому я рад больше всего, т. к, это я считаю плодом моей работы, невзирая на все события...»
{17} В бумагах того периода имеется следующая запись рукой Н.Г.Кузнецова: «...больным вопросом на флоте тогда был вопрос о целесообразности иметь гарантийные сроки для вновь сдаваемых промышленных кораблей. Сталин считал, что в наших условиях этого уже не нужно. Все воскресенье я не раз возвращался к обдумыванию этого очень принципиального для флота вопроса. Как ни примерял и ни критиковал сам себя, приходил к одному и тому же выводу, что гарантийный срок необходим как с чисто флотской, так и с государственной точки зрения. Я решил высказать это свое мнение. Как бы не отвергая в принципе точку зрения Сталина, я сказал, что мне кажется, что гарантийный срок отменять преждевременно. Сталин поднял голову, но не возразил и продолжал чертить что-то на бумаге».
{18} Н.Г.Кузнецов в данном случае имеет в виду В.С.Абакумова.
{19} Официальный документ гласил:

«Постановлением пленума Верховного суда Союза ССР от 11 мая 1953 года приговор Военной коллегии Верховного суда Союза ССР от 3 февраля 1948 года в отношении Кузнецова Н.Г., Галлера Л.М., Алафузова В.А., Степанова Г.А. отменен и дело за отсутствием в их действиях состава уголовного преступления производством прекращено.

12 мая 1953 г.».

Председатель Верховного суда СССР А. Волин

{20} Народный комиссариат Военно-Морского Флота СССР образован в соответствии с постановлением СНК СССР от 30 декабря 1937 года.
{21} Среди записей Н.Г.Кузнецова имеется следующее пояснение: «А.А.Жданов, как секретарь ЦК, был введен перед войной в состав военного совета Военно-Морского Флота и тогда считал своим долгом вникать в обстановку на флоте. Сам решений он принимать не мог и не принимал, но от него многое зависело, и он оказывал помощь в тех случаях, когда знал, что это делается по поручению Сталина и в духе его указаний. В предвоенный период я несколько раз был с ним на флоте, а один раз — на учениях в большом походе Балтийского флота. Он взял на себя текущую работу с директорами заводов (особенно в Ленинграде) по строительству кораблей. Бывая там, он охотно ездил по городу, рассказывал мне о своих планах. Но это продолжалось недолго. После начала войны флотскими вопросами он уже не занимался (кроме Балтики, находясь в Ленинграде). После войны я обратился к нему за советом, и он дал мне понять, что занят другими делами и «едва ли у него руки дойдут до флотских вопросов».
{22} Имеются в виду последние полгода до смерти И.В.Сталина, последовавшей в марте 1953 года.
{23} Тевосян Иван Федорович (1902–1958) — с 1939 г. — нарком судостроительной промышленности, в 1949–1953 гг. и 1954–1956 гг. — заместитель Председателя Совета Министров СССР.
{24} С мая 1937 г. по сентябрь 1938 г. на флоте были сняты с должности 4 командующих флотами, многие командиры соединений и кораблей. Почти весь руководящий состав флотов находился в стадии перемещения и замены.)
{25} 25 февраля 1946 г. был упразднен Наркомат ВМФ, после чего Н.Г.Кузнецов до 19 февраля 1947 года являлся заместителем министра Вооруженных Сил СССР — Главнокомандующим ВМС.
{26} К.Е.Ворошилова на посту наркома обороны сменил 7 мая 1940 года С.К.Тимошенко, которому в этот же день было присвоено звание Маршала Советского Союза.
{27} Донесение командующего Ф.С.Октябрьского о том, что ПВО Черноморского флота отражает налет фашистской авиации на Севастополь, поступило Н.Г.Кузнецову по телефону в 3 ч 15 мин.
{28} Або — шведское название финского города Турку на побережье Балтийского моря.
{29} Жуков Г.К. являлся министром обороны в 1955–1957 гг., кандидатом и членом Президиума ЦК КПСС в 1956–1957 гг.
{30} 10–21 марта 1939 г.
{31} Ванников Борис Львович (1897–1962) — в 1939–1941 гг. нарком вооружения, в 1942–1946 гг. нарком боеприпасов. Генерал-полковник (1946). Трижды Герой Социалистического Труда (1942, 1949, 1954). Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897–1968) — с августа 1940 г. начальник Генерального штаба, с января 1941 г. — заместитель наркома обороны СССР. В годы Великой Отечественной войны командовал войсками ряда армий и фронтов. Маршал Советского Союза (1944 г.). Герой Советского Союза (1940). Рокоссовский Константин Константинович (1896–1988) — советский военачальник, командовал войсками ряда фронтов. Маршал Советского Союза (1944 г.). Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).
{32} Кожанов Иван Кузьмич(1897–1938) — флагман флота 2-го ранга. В 1931–1937 гг. командующий Черноморским флотом. Репрессирован. Посмертно реабилитирован.
{33} Паулюс Фридрих (1890–1957) — генерал-фельдмаршал германской армии, командовал 6-й армией, окруженной и капитулировавшей под Сталинградом.
{34} Крымская (ялтинская) конференция глав правительств трех союзных во второй мировой войне держав (СССР, США и Великобритании). Проходила в Ялте с 4 по 11 февраля 1945 г.
{35} Потсдамская (Берлинская) конференция глав правительств главных держав-победительниц во второй мировой войне (СССР, США и Великобритании). Проходила в Потсдаме с 17 июля по 2 августа 1945 г.
{36} Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874–1965) — премьер-министр Великобритании в 1940–1945, 1951–1955 гг. Рузвельт Франклин Делано (1882–1945) — 32-й президент США (с 1933) от демократической партии.
{37} Монтгомери Аламейнский Бернард Лоу (1887–1976) — английский фельдмаршал. В 1944–1945 гг. командовал 21-й группой армий в Нормандии, Бельгии и Северной Германии.
{38} Трумэн Гарри (1884–1972) — 33-й президент США (1945–1953)
{39} Коккинаки Владимир Константинович (1904–1985) — заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1938 и 1957). 27–28 июня 1938 г. совершил беспосадочный полет Москва-Владивосток за 24 ч 36 мин.
{40} Смушкевич Яков Владимирович (1902–1941) — советский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1937 и 1939), генерал-лейтенант авиации (1940). В 1941 г. расстрелян.
{41} Вознесенский Николай Алексеевич (1903–1950) — советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР (1943). С февраля 1941 г. — кандидат в члены, а с 1947 г. — член Политбюро ЦК ВКП(б).
{42} Н.Г.Кузнецов пытался освободить Н.И.Николайчика, но ни успел.
{43} При этом погиб один человек.
{44} Командиром корабля был Горшков С.Г. — будущий Главком ВМФ. За эту катастрофу его намерены были судить военным трибуналом.
{45} Воронов Николай Николаевич (1899–1968) — Главный маршал артиллерии. Герой Советского Союза. В 1941–1945 гг. — начальник Главного управления ПВО страны, начальник и командующий артиллерией Советской Армии, представитель Ставки ВГК на различных фронтах. В последние годы — президент Академии артиллерийских наук и начальник Военно-артиллерийской командной академии.
{46} Всего 17 дней — прим. Н.Н.Амелько
{47} В письме к жене Вере Николаевне из Ялты от 20 октября 1955 года Николай Герасимович писал: «Пишу тебе потому, что на душе так много скопилось горечи, что в письме не изложишь, да и хочется сначала все это пережить... Дело снова в том же, что никто не находит времени по-деловому переговорить со мной, а между тем чувствую, что мною недовольны. Насколько мне удалось понять, министр хочет иметь своего нового Главкома, но объяснить это желает чем-то серьезным и поэтому скрывает от меня. Хоть я, как ты знаешь, готов был всегда уступить свое место, если это нужно для дела. Ну пусть делают как хотят, я со всем буду согласен. Я настолько устал, что, по-моему, не в состоянии даже доказывать свою правоту...»
{48} Заслуживает внимания читателя та образная характеристика, данная трем знаменитым полководцам, о которых идет речь в настоящем фрагменте, прозвучавшая на вечере в ЦДЛ в 1987 году в выступлении полковника в отставке Н.С.Фрумкина: «Известно, что маршал Г.К.Жуков является мастером фронтового прорыва, маршал К.К.Рокоссовский — мастером войскового маневра, адмирал же Н.Г.Кузнецов проявил себя выдающимся организатором взаимодействия флота с сухопутными войсками».
{49} В ночь на 29 октября 1955 г. Бывшее итальянское судно «Джулио Чезаре»
{50} С 02.08.1951 по 12.07.1955 г.
{51} Горшков С.Г. — с 12.07.1955 г. — первый заместитель Главкома ВМС (во время болезни Главкома ВМС исполнял его обязанности), официально назначен главкомом 05.01.1955 г.
{52} На запрос Н.Г.Кузнецова об истинных причинах катастрофы 5 июля 1962 г. адмирал флота С.Г.Горшков ответил: «...каких-либо новых выводов сделать нельзя, а также не оказалось заслуживающей внимания информации. Исторический опыт свидетельствует, что в отдельных случаях истинные причины событий остаются неизвестными. Примером может служить гибель «Императрицы Марии» в 1916 г. Соображения, изложенные в Вашем письме, понятны, однако ничего нового сообщить Вам по существу этого вопроса в настоящее время не имею возможности. С.Горшков» (Письмо из личного архива Н.Г.Кузнецова. Автограф).
{53} В ряде публикаций о гибели «Новороссийска» (см.: Черкашин Н. // Правда. 1988. 14 мая; Смена. 1988, № 11. С. 229–237, № 12. С. 231–233; Медведев Р. // Огонек. 1989, № 13) упорно проводится мысль, что Н.Г.Кузнецов был снят с должности, уволен и разжалован исключительно из-за гибели «Новороссийска». Однако эта версия опровергается аргументами из воспоминаний Николая Герасимовича. Кроме того, Н.Черкашин пишет («Дружба народов», с. 238), что во время работы комиссии ее председатель В.А.Малышев якобы обратился к члену комиссии Н.Г.Кузнецову и передал ему список к награждению. Однако Кузнецов членом комиссии не был и, не будучи главкомом, решать наградные дела не мог. К сожалению, авторы публикаций допускают многочисленные неточности и домыслы.
{54} Большой интерес в этой связи представляет исследование Б.А.Коржавина (Коржавин Б.А. Тайна гибели линкора «Новороссийск». — СПБ.: Политехника, 1991), строго опирающееся на подлинные документы, хранящиеся в ЦВМА в Гатчине под грифом «совершенно секретно». В 1988 году автор впервые познакомился с документами правительственной комиссии и установил следующие факты:

1. 16 ноября 1955 года, еще до доклада правительственной комиссии о гибели линкора «Новороссийск», состоялось заседание Президиума ЦК КПСС в полном составе. Выступил Г.К.Жуков. Назвал виновных, указал ошибки бывшего командующего Черноморским флотом, однако упор, как на главного виновного, сделал на бывшего Главкома ВМС, своего заместителя. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова. Решение Президиума было кратким: предложили никого из лиц Черноморского флота к судебной ответственности не привлекать. (Протокол от 16.11.55. ЦВМА, ф. 14. Оп. 52. Д. 476. Л. 105)

2. 17 ноября 1955 года Н.С.Хрущев и Н.А.Булганин отправились с визитом в Индию.

3. 17 ноября 1955 года был подписан и отправлен в ЦК КПСС и Совмин СССР официальный доклад правительственной комиссии. В нем говорилось, что «...причиной подрыва линкора является немецкая донная мина... нельзя полностью исключать, что причиной подрыва является и диверсия». Претензий к Н.Г.Кузнецову правительственная комиссия не предъявляла. Министру обороны поручалось подготовить доклад в ЦК КПСС и Совмин СССР о гибели линкора «Новороссийск». Доклад об оценке обстоятельств и причинах гибели линкора готовился начальником ГМШ ВМФ вице-адмиралом В.А.Фокиным — (ЦВМА. Ф. 14. Оп. 52. Д. 476. Л. 149–150.)

4. 24 ноября 1955 года этот доклад направлен в секретариат министра обороны.

5. 29 ноября 1955 года министр обороны Маршал СССР Г.К.Жуков направил этот доклад в ЦК КПСС и Совмин СССР. О Н.Г.Кузнецове там сказано: «...Руководство ВМФ находится в неудовлетворительном состоянии. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов Н.Г. неудовлетворительно руководил флотом, неправильно оценивал роль флота в будущей войне, допустил ошибки во взглядах и разработке направлений строительства и развития флота и упустил подготовку руководящих кадров...»

6. 8 декабря 1955 года принято постановление Совмина СССР о гибели линкора «Новороссийск». К выводам правительственной комиссии было добавлено: «За неудовлетворительное руководство ВМ флотами снять с занимаемой должности Главкома ВМ Флотом Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова и зачислить его в распоряжение министра обороны. Назначить первым заместителем министра обороны и Главнокомандующим ВМФлотом т. Горшкова С.Г. — командующего Черноморским флотом. — (ЦВМА. Ф. 14. Оп. 52. Д. 476. Л. 105)

7. 17 февраля 1956 года Н.Г.Кузнецов был понижен в воинском звании до вице-адмирала и уволен в отставку без объявления причин и без права работать во флоте. — (Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 17.02.56. и Указ Президиума Верховного Совета СССР.)

{55} После отставки маршала Г.К.Жукова.
{56} Доклад Председателю Совета Министров СССР от 1.09.1951 г., доклад в правительство (июнь 1952 г.), который рассматривался на заседании бюро Президиума Совета Министров СССР 7.08.1952 г.
{57} Сохранился текст выступления Н.Г.Кузнецова на совещании конструкторов в октябре 1946 года, свидетельствующий, что он уже тогда смотрел на проблемы флота далеко вперед: «Мы живем в переломную техническую эпоху, в том числе и в отношении военных действий на море, в том числе и в отношении состава военно-морской силы, а стало быть, и в отношении военного кораблестроения. Отсюда нам надо делать все выводы.

Надо учитывать также, что наука и техника в настоящее время развиваются с такой быстротой, настолько ускоряют темпы общего технико-экономического развития, в том числе темпы развития Вооруженных Сил, и в частности кораблестроения, что упущение нескольких лет может оказаться действительно «смерти подобным».

Если эпоха гребного флота в истории человечества длилась несколько тысяч лет, а эпоха развитого парусного флота — несколько сот лет, то эпоха парового флота длилась всего сто лет и на наших глазах начинает сменяться новой эпохой.

Основные вопросы новой техники, влияющей на состав военно-морской силы, а стало быть, на новое кораблестроение, это — атом, ракета, новая энергетика и новые средства наблюдения, связи и управления. (Для справки: академик И.В.Курчатов осуществил в СССР впервые цепную ядерную реакцию, доказав возможность практического использования ядерной энергии, 25 декабря 1946 года. — прим. сост.)

По большинству этих вопросов еще не наметились окончательные выводы и предложения, которые можно было положить в качестве достаточно разработанного материала в основу строительства нового флота и прежде всего проектирования. Можно полагать, что необходимая полная ясность в этих вопросах создастся у нас не раньше, чем через год, через два, тогда только и можно будет говорить об окончательном переходе на постройку новых кораблей.

Однако само собой понятно, что переход на постройку новых кораблей и на новое проектирование представляет собой громоздкую и сложную задачу, требующую большого времени на предварительное продумывание и подготовку, а также на так называемое перспективное проектирование.

Было бы совершенно неправильно, если бы наши конструкторы уже сейчас не работали бы над этими вопросами, а занялись бы ими только тогда, когда все будет приведено в окончательную ясность. На этом мы потеряли бы много времени. Наоборот, конструкторы должны непрерывно быть в полном курсе происходящих коренных изменений в науке и технике — и прежде всего сами должны над этими вопросами работать. Наша же обязанность держать вас в курсе результатов тех, хотя бы и начальных сейчас, исследований, которые ведутся собственно морскими силами и Министерством судостроительной промышленности в их научно-исследовательских органах.

Такая информация и такая самостоятельная ваша работа необходимы для того, чтобы уже сейчас:

- вы могли начать, и серьезно, заниматься перспективным проектированием, в котором поначалу, конечно, будет много ошибок, много детских болезней, и которое может привести нас к каким-то серьезным выводам не раньше, чем через год-два. Именно поэтому этим делом надо заниматься сейчас;

- во-вторых, это необходимо для большего и лучшего вашего участия в научно-исследовательской работе по основным вопросам, которые в итоге должны составить основную расчетную базу для нового кораблестроения;

- в-третьих, это необходимо также для максимально возможного учета (в тех пределах, в которых это возможно) в ваших работах по текущему проектированию.

Учтите, что вопросы проектирования кораблей тесно связаны с вопросами оружия, так как не оружие для корабля, а корабль для оружия. Поэтому компоновка новых кораблей может идти только на основе последовательного анализа возможностей, представляемых новым оружием. Отсюда необходима ваша тесная связь с представителями оружия и соответствующими институтами, представители которых также на этом совещании присутствуют и мнение которых на настоящем совещании весьма желательно выслушать.

Вы услышите здесь пока что, конечно, не слишком подробные и полные доклады, но услышите выводы, которые, так или иначе, научно-исследовательским органам Военно-Морских Сил удалось сделать до сих пор по новой технике и возможному перспективному ее влиянию на кораблестроение. Весьма желательно, если вы, со своей стороны, внесете необходимые добавления и предложения, как работать над этой новой техникой, как лучше заниматься научно-исследовательскими вопросами и как лучше увязать эту работу с перспективным проектированием и всей вашей работой. Желаю вам успеха в вашей работе». (Личный архив Н.Г.Кузнецова — стенограмма. Авторизованная машинопись.)

{58} Данный фрагмент воспоминаний был написан Н.Г.Кузнецовым в 1957 году.
{59} Первая послевоенная программа судостроения начала реализовываться в это время и вовсе не в том духе, как ее отстаивал в спорах и докладе правительству Н.Г.Кузнецов. Судостроители, не имея возможности быстро изменять технологию, сумели отстоять строительство старых проектов. Со стороны же моряков с ними уже никто не спорил.
{60} Имеется в виду доклад от 31 июня 1952 года.
{61} Речь идет об Указе Президиума ВС СССР 1967 года.
{62} Николай Герасимович получал обычную (не персональную) «генеральскую» пенсию в 300 рублей.
{63} Автор имеет в виду рискованные шаги, предпринятые по блокаде Берлина в 1948–1949 годах, а также при Н.С.Хрущеве.
{64} Имеется в виду известная реплика Фамусова из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
{65} Л.С. — Толоконников Лев Сергеевич — сосед по даче в поселке Новь рядом с Барвихой.
{66} Захаров — прим.ред
{67} Горшков — прим.ред.
{68} На самом деле такая бумага существует — прим. Н.Н. Амелько
{69} В 1969 году Николаю Герасимовичу была установлена пенсия Героя Советского Союза в связи с вышедшим в 1967 году Указом Президиума ВС СССР о персональных пенсиях Героям Советского Союза в 380 рублей, однако персональным пенсионером он так и не стал.
{70} Будучи в отставке, Николай Герасимович состоял на партийном учете в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР, где вел политсеминары с его сотрудниками.
Содержание