Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава восьмая.

Так называемое затишье

Успех Керченско-Феодосийской десантной операции — это был, кстати сказать, крупнейший наш морской десант за всю войну — снял угрозу вторжения немецко-фашистских войск на Кавказ через Керченский пролив и изменил всю обстановку в Крыму.

К вечеру 2 января советские войска, высадившиеся на крымскую землю, продвинулись на 100–110 километров, очистив от гитлеровцев весь Керченский полуостров. Обеспечив себе, таким образом, важнейший оперативный плацдарм и исчерпав, как мы понимали, возможности наступления с ходу, они остановились немного западнее Ак-Монайских позиций. Фронт на востоке Крыма стабилизировался по линии от Киета на азовском побережье до Коктебеля на черноморском — примерно в ста километрах от Симферополя. На этот новый в Крыму фронт Манштейн перебросил из-под Севастополя пехотные и некоторые другие части, перенацелил туда почти всю поддерживавшую его армию авиацию. Боевое напряжение на севастопольских рубежах пошло на спад.

Мы жили в те дни надеждами на скорое деблокирование главной базы флота. Войска СОР, остро нуждавшиеся в восполнении потерь, готовились тем не менее поддержать решительное наступление армий Кавказского фронта (переименованного вскоре в Крымский). Активно содействовать наступлению в Крыму должен был и Черноморский флот в целом, оперативно подчиненный фронту.

Керченско-Феодосийская операция не обошлась для флота без потерь. Из крупных боевых кораблей серьезно пострадал крейсер «Красный Кавказ», который под вражеским огнем высаживал десантников в порту Феодосии, а затем был использован для срочной переброски туда зенитного артдивизиона{31}. Повреждения, полученные крейсером [220] (главным образом — при атаках фашистской авиации), были таковы, что корабль с трудом удалось довести до берегов Кавказа, где он надолго встал на ремонт. Там же, в Феодосии, мы потеряли при разгрузке несколько транспортов.

Между тем в порядок дня встали большие морские перевозки, связанные с наращиванием наших сил на Керченском полуострове и обеспечением их всем необходимым. Число судов, совершающих рейсы с Кавказа в Севастополь, пришлось резко ограничить. А корабли нужны были и для новых десантов.

К сожалению, в штабе фронта в то время, по-видимому, не вполне представляли возможности флота и Приморской армии, как и фактическую обстановку под Севастополем. От нас требовали, например, готовить одновременную высадку стольких десантов, на сколько не могло хватить высадочных плавсредств. Или — переходить в общее наступление с рубежей СОР в условиях, когда перед ними оставалась большая часть 11-й немецкой армии и сил недоставало даже на то, чтобы полностью восстановить севастопольский плацдарм, существовавший до декабрьского штурма.

Об этом говорит в своих мемуарах и Маршал Советского Союза Н. И. Крылов. И заключает: «Признаться, я был тогда рад, что мы (имеется в виду Приморская армия. — Н. К.) подчинены фронтовому начальству все-таки не непосредственно, а через командование Севастопольского оборонительного района. Ему и досталась нелегкая миссия объяснять штабу фронта истинное положение вещей и наши реальные возможности»{32}.

Все, что было в наших силах, разумеется, делалось.

«Выполняя настойчивые требования перейти в наступление под Севастополем, — отмечал Филипп Сергеевич Октябрьский в докладе на военно-исторической конференции в мае 1961 года, — мы делали частые попытки, но, кроме отбития у врага отдельных, правда, важных для нас высот, ничего не добивались, а потери несли большие, так как враг, сняв часть сил с севастопольского фронта, огневую мощь не ослаблял. Ни о каком общем решительном наступлении под Севастополем на Качу-Бахчисарай, как требовал генерал Козлов (генерал-лейтенант Д. Т. Козлов командовал Кавказским, а затем Крымским фронтом. — Н. К.), конечно, не могло быть и речи». [221]

Флоту недешево обошлись трудные январские десанты, общее назначение которых состояло в том, чтобы помочь фронту отвлечением и оковыванием сил противника и захватить новые плацдармы для расширения наступательных действий в Крыму. Верилось, что при достаточно быстром продвижении сухопутных войск от Ак-Моная к перешейкам (в районе Перекопа также планировался десант) удастся отрезать для армии Манштейна пути отхода на материк. «Не выпустить врага из Крыма!» — такой родился тогда лозунг.

5 января специально сформированный в Севастополе батальон морской пехоты под командованием капитана Г. К. Бузинова был высажен в порту Евпатории. В десант включили группу побывавших недавно в этом городе бойцов разведотряда во главе с капитаном В. В. Топчиевым.

Враг оказал десантникам сильное противодействие. Обстановку еще более осложнил разыгравшийся шторм. В самом начале боя погиб командир высадки, то есть непосредственный руководитель десантной операции капитан 2 ранга Н. В. Буслаев, в подчинении которого находились и участвовавшие в ней корабли — базовый тральщик «Взрыватель», буксир и семь сторожевых катеров. Несмотря на это, десантники, овладев портом и уничтожив несколько неприятельских батарей, успешно продвигались в глубь города. За несколько часов они заняли примерно половину Евпатории. К морским пехотинцам присоединялись поднявшиеся против оккупантов местные жители и скрывавшиеся у них советские бойцы из подразделений, попавших в окружение осенью. От фашистов очищался квартал за кварталом.

Тем временем стало известно, что готовившееся наступление наших войск с Керченского полуострова (к его началу был приурочен десант) откладывается. Как видно из немецких документов, гитлеровцы, ожидая наступления из района Феодосии, подтягивали туда резервы, которые теперь были брошены против десантников.

«Хотя обстановка на феодосийском участке была очень серьезной, — признает Манштейн в своих воспоминаниях, — командование армии вынуждено было все-таки решиться на то, чтобы повернуть первый же направлявшийся туда на автомашинах с южного фронта из-под Севастополя полк (105 пп) и послать его в Евпаторию с задачей возможно скорее уничтожить высадившиеся здесь войска... Находившиеся в распоряжении командования армии разведывательный батальон 22-й пехотной дивизии, несколько [222] батарей и 70-й саперный батальон уже ранее были направлены в Евпаторию»{33}.

Появление в городе 105-го немецкого пехотного полка с приданными ему танками и самоходными орудиями резко изменило соотношение сил в пользу противника, который и. до того имел численный перевес. Из-за шторма, оказавшегося, как назло, затяжным, мы не смогли доставить десантникам подкрепление (безуспешные попытки высадить его предпринимались в течение двух дней). У Евпатории погибли тральщик, поддерживавший высаженный батальон огнем, и два катера. Враг отрезал десант от порта и моря, связь с ним прекратилась.

Высадиться в районе Евпатории с подводной лодки и проникнуть в город для выяснения судьбы десантного батальона удалось лишь флотским разведчикам с рацией. Их донесения подтвердили, что морские пехотинцы более двух суток вели неравный бой, сражаясь до последнего человека. Судьбу героического батальона разделила и эта разведгруппа. Окруженные фашистами в одном из домов и потерявшие уже нескольких своих товарищей, разведчики передали открытым текстом, что будут отбиваться, пока есть патроны. Помочь им было невозможно. Потом вахтенный радист услышал голос возглавлявшего группу батальонного комиссара Ульяна Андреевича Латышева и записал его слова: «Мы подрываемся на своих гранатах. Прощайте!..»

После гитлеровцы объявили, что в Евпатории расстреляно 1308 «партизан». Вот каких масштабов расправу учинили оккупанты над жителями города — убили их почти втрое больше, чем пало в бою десантников.

В начале января в Севастополе вновь находился несколько дней заместитель наркома и начальник Главного политуправления ВМФ армейский комиссар 2 ранга И. В. Рогов. Он разделил с нами переживания, связанные с неудачным евпаторийским десантом.

Рогов побывал во многих частях СОР. Его интересовали состояние войск после отражения декабрьского штурма, настроение бойцов и командиров, их осведомленность о положении на фронтах, где Красная Армия нанесла врагу за последние недели ряд сокрушительных ударов. Сопровождая армейского комиссара, я был свидетелем его оживленных бесед с морскими пехотинцами, летчиками, артиллеристами. [223]

Помню, на 35-й береговой батарее краснофлотцы рассказали Рогову о том, что их товарищи, ушедшие в самые трудные дни декабря в морскую пехоту, сейчас сидят в окопах, отбитых у немцев. При этом был упомянут старший сержант Борис Мельник — он отличился в недавних боях, лично уничтожил больше двух десятков гитлеровцев в штыковых контратаках, а к тому времени уже командовал ротой.

— Мельник? — переспросил Иван Васильевич. — Это который борец? Как же, знаю его.

Артиллеристов обрадовало, что заместителю наркома известен их любимец, популярный среди черноморцев спортсмен. На батарее гордились его победами на флотских спартакиадах, а теперь и боевыми подвигами.

Много внимания уделил начальник Главного политуправления ВМФ опыту политической работы в дни декабрьских боев, тому, как показали себя в это время политорганы, комиссары, партийные и комсомольские вожаки. Геройскому военкому 7-й бригады морской пехоты Н. Е. Ехлакову он присвоил внеочередное воинское звание. В трудные декабрьские дни Николай Евдокимович Ехлаков был в бригаде и комиссаром и командиром, успешно справился с временно возложенными на него обязанностями раненого комбрига Е. И. Жидилова. А Василий Степанович Коптелов — недавно еще политрук, а теперь батальонный комиссар — был назначен вместо погибшего в Евпатории У. А. Латышева. В прошлом корабельный политработник, Коптелов, будучи политруком краснофлотского отряда, влитого в Чапаевскую дивизию, отлично зарекомендовал себя в боях под Одессой, а потом у Ишуньских позиций, был неоднократно ранен, имел уже орден Красного Знамени. Послав его в разведотряд, мы не ошиблись.

Полгода спустя, на состоявшемся в июле 1942 года совещании по вопросам политического обеспечения боевых действий флотов, И. В. Рогов отмечал:

«В период второго штурма Севастополя стало совершенно очевидным, что политработники не только сумели воспитать у краснофлотцев непоколебимую стойкость и дисциплину, храбрость и мужество, жгучую ненависть к фашистам и безграничную преданность партии, любовь к командирам, готовность пожертвовать собой, но и обеспечить выполнение боевого приказа. Политработники являли собой образец стойкости, храбрости и бесстрашия в бою». [224]

Осмыслив уроки высадки в Евпатории, Военный совет флота 10 января доложил командованию фронта, что малочисленные по составу морские десанты успеха иметь не будут, так как противник, учтя опыт Керчи и Феодосии, усилил оборону десантоопасных участков побережья и в состоянии уничтожить такие десанты до того, как они смогут соединиться с нашими войсками. Мы указывали также на нехватку кораблей (многие, поврежденные в боях, стояли в ремонте; из крейсеров оставались в строю два, из эсминцев — пять), на необходимость обеспечивать крупные перевозки в Крым, конвоирование транспортов. Ввиду всего этого Военный совет просил ограничить поддержку сухопутных войск с моря действиями корабельной артиллерии в ночное время, а дальнейшие десанты сейчас не планировать.

Наши соображения в какой-то мере были приняты во внимание, но полностью отказаться от тактических десантов в ближние тылы противника командование фронта не считало возможным. К некоторым уже велась подготовка, и об отмене их вопроса стоять не могло. На очереди был новый, уже второй, десант в районе Судака.

Первый удалось высадить там без особых осложнений еще в ночь на 6 января. Правда, из-за штормовой погоды пришлось, на ходу перестроив план, отказаться от использования сторожевых катеров. Однако командир эсминца «Способный», на борту которого находилось подразделение горнострелкового полка, капитан 3 ранга Е. А. Козлов нашел у мыса Чеканного достаточно защищенное от волн место, чтобы переправить десантников на берег на малом корабельном катере и шлюпках. Место оказалось выгодным и в том отношении, что гитлеровцы совершенно не ожидали там десанта. Передовой отряд 226-го горнострелкового полка майора Селихова — 218 человек — практически беспрепятственно проник во вражеские тылы. Это было редкой для тогдашней обстановки в Крыму удачей.

Высадка нового десанта в районе Судака была назначена на 16 января. На тот же день переносилось (намеченное ранее на 12-е) наступление наших войск с Керченского полуострова. Высадить предстояло остальные подразделения горнострелкового полка — 1750 человек с двумя батареями горных орудий. Полк должен был соединиться со своим передовым отрядом и — в интересах ожидавшегося наступления 44-й армии — захватить Судакскую долину с пересечениями дорог, связывающих Судак с Алуштой, Старым Крымом и Отузами. [225]

В корабельный отряд высадки, которым командовал начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В. А. Андреев (военкомом отряда был полковой комиссар П. В. Спиряков), входили крейсер «Красный Крым», два эсминца, канонерская лодка и сторожевые катера. В соответствии с директивой Ставки, требовавшей обеспечивать всякое наступление сосредоточением мощных артиллерийских средств, был сформирован также отряд корабельной поддержки, куда вошел кроме двух эсминцев и линкор «Парижская коммуна». Таким образом, в высадке и обеспечении десанта участвовали почти все действовавшие корабли эскадры. Управление отрядом поддержки взял на себя контр-адмирал Л. А. Владимирский.

Огонь кораблей был эффективен. В районе судакского пляжа, где высаживались основные силы десанта, после артподготовки осталось неподавленным лишь одно орудие немецкой противодесантной обороны. Эта пушка успела, правда, нанести некоторые повреждения приближавшейся канлодке, но затем была захвачена краснофлотцами первого подошедшего к берегу катера, которые перебили орудийный расчет в рукопашной схватке.

И на этом участке, и на двух соседних горные стрелки высадились без потерь. Претензий к морякам не было. Однако дальнейшее показало: если и существовала целесообразность высаживать здесь десант, то не тогда, а раньше. И при условии, что раньше началось бы и наступление войск фронта.

Гитлеровцы сумели упредить действия нашего сухопутного командования в Крыму. Усилив свою 11-ю армию и сосредоточив ударную группировку перед левым флангом наших войск, они сами перешли 16 января в наступление. В этих условиях высаженный под Судаком горнострелковый полк не смог выдвинуться на назначенные ему рубежи, вынужден был перейти к обороне на занятом плацдарме и вскоре оказался в тяжелом положении.

За этот плацдарм бойцы полка дрались геройски. А морская стихия разбушевалась так, что получали повреждения даже корабли, стоявшие в гаванях Новороссийска и Туапсе (там свирепствовал известный всем черноморцам зимний норд-ост, иначе — бора). Лишь через неделю, 23 января, эсминец «Бодрый» под командованием капитана 3 ранга В. М. Митина смог доставить десантникам боеприпасы и продовольствие, причем перевозка грузов шлюпками и транспортировка на корабль раненых потребовали огромных усилий. [226]

Только 25 января стало возможным высадить в этом районе подкрепление. Командование фронта направляло туда еще один горнострелковый полк, который поступал в подчинение командиру полка, высаженного раньше. Флот выделил 150 бывалых моряков в качестве отряда первого броска. Вплоть до соединения с войсками фронта подразделения двух полков во главе с майором Селиховым должны были действовать в тылу противника, установив контакт с партизанами.

Высадкой, как и в прошлый раз, командовал капитан 1 ранга В. А. Андреев. Ее производили и обеспечивали три отряда кораблей, куда входили крейсер «Красный Крым», три эсминца, тральщик, сторожевые катера. Полоса затяжных зимних штормов еще не окончилась. Шлюпки обледеневали на морозе, некоторые у берега опрокидывало волной. Все это очень затянуло высадку, и с наступлением рассвета ее пришлось прервать. Из десанта, насчитывавшего вместе с отрядом моряков более 1700 человек, около 250 бойцов осталось на кораблях. Боеприпасы были выгружены полностью, с берега снято 200 раненых.

Десантная группа майора Селихова, конечно, отвлекла на себя часть сил перешедшего к активным действиям противника, но, насколько мы могли судить, существенного влияния на положение дел на фронте не оказала. Корабли, подошедшие к району высадки три дня спустя с боеприпасами и продовольствием, обнаружили, что все побережье здесь снова находится в руках гитлеровцев, отрезавших десант от моря. Не дали они ему и соединиться с частями 44-й армии.

Тем временем на фронте в Крыму успели произойти и более значительные, но тоже совсем неотрадные события. Потеснив наши войска (их попытка начать наступление осталась безуспешной), противник 17 января вновь захватил Феодосию, освобожденную накануне Нового года.

Мы в Севастополе никак не ожидали этого. Сперва не хотелось даже верить сведениям, доложенным операторами. Связь с командованием фронта в тот момент была нарушена. Прервалась и связь между нашим запасным кавказским ФКП и старшим морским начальником в Феодосии. Посланный туда для выяснения обстановки эсминец «Сообразительный» был встречен при подходе к порту минометным огнем. (Командир эсминца капитан-лейтенант С. С. Ворков все же сумел принять на борт группу не успевших отойти берегом моряков и искавших спасения в порту жителей города.) [227]

Потеря Феодосии переживалась тяжело. Наши войска в Крыму перешли к обороне на Ак-Монайских позициях. Считалось, что это ненадолго. Ставилась задача вернуть Феодосию. Продолжалась подготовка к общему наступлению с целью освобождения всего Крыма. Но становилось все очевиднее, что время, когда условия для этого — в результате успеха Керченско-Феодосийской десантной операции — были особенно благоприятными, по-видимому, упущено.

Войска Крымского фронта предпринимали попытки начать наступление, однако без больших результатов — прорвать оборону укрепившегося противника не удавалось.

Снабжение находившихся на Керченском полуострове армий потребовало (хотя частично оно шло по льду Азовского моря и замерзшей северной части Керченского пролива) крупномасштабных морских перевозок. Месячный грузооборот, например, Новороссийского порта стал больше, чем был в мирное время. В рейсах из портов Кавказа в, Керчь и Камыш-Бурун с боеприпасами, продовольствием, фуражом, воинскими подкреплениями была занята большая часть черноморских транспортов, а боевые корабли конвоировали их. Другие корабли, в том числе и линкор, выходили по ночам на огневые позиции в Феодосийском заливе, выполняя заявки сухопутных войск, указывавших им цели.

Каждый раз, когда Крымский фронт собирался перейти в наступление, ставились наступательные задачи и войскам СОР, который оставался в подчинении фронта. Помимо улучшения позиций предусматривалась — для отвлечения сил противника — демонстрация частями второго эшелона наступления на Бахчисарай. Не раз планировались новые, согласованные с готовившимся наступлением сухопутных войск десанты, в частности, в районе Алушты. Однако до высадки их дело не доходило, поскольку фронт оставался на месте.

Главная же задача СОР по-прежнему состояла в том, чтобы прочно удерживать занимаемые рубежи. Осада Севастополя продолжалась. Были дни и даже недели, когда казалось, что с нею вот-вот будет покончено. Жизнь, однако, показывала, что говорить об этом рано.

После напряженнейшей боевой страды для севастопольцев настало время некоторого затишья. Так обычно характеризуют историки довольно длительный период обороны города между декабрем сорок первого и июнем сорок второго. Но затишье это было весьма относительным.

Бои на подступах к городу, носившие, правда, большей частью позиционный характер, не прекращались, Севастопольцы [228] ни на день не оставляли врага в покое. Постоянно действовали авиация и артиллерия, совершали вылазки в неприятельские тылы разведчики, высаживались небольшие десантные группы. В свою очередь гитлеровцы изо дня и день подвергали наши позиции и город бомбардировкам с воздуха и артиллерийскому обстрелу (вся их дальнобойная артиллерия, стянутая к Севастополю в ноябре — декабре, оставалась тут), предпринимали время от времени атаки, пытаясь хоть где-нибудь нас потеснить.

Но это врагу не удавалось. Мы же постепенно вернули себе часть территории к северу и северо-востоку от города, оказавшейся в руках противника в декабре. Был занят ряд опорных пунктов и тактически важных высот. Для усиления северного направления в четвертый сектор обороны (его возглавил новый командир 95-й дивизии полковник А. Г. Капитохин) командарм И. Е. Петров предложил — и Военный совет это одобрил — перебросить из второго сектора 172-ю дивизию полковника И. А. Ласкина, отлично себя зарекомендовавшую. А ее позиции заняла прибывшая с Кавказа 386-я дивизия, возглавляемая полковником Н. Ф. Скутельником и старшим батальонным комиссаром П. П. Медведевым.

В 386-й, как и в двух других дивизиях, прибывших на пополнение СОР, — 388-й и 345-й (да и в маршевом пополнении), было много бойцов из республик и автономных областей Кавказа и Закавказья, представителей самых различных национальностей. Некоторые из них почти или даже совсем не знали русского языка. Воспитательная работа в этих соединениях, к тому же укомплектованных в основном запасниками, только недавно призванными (причем некоторые впервые в жизни оказались за пределами своего района), требовала особой продуманности, учета национальных особенностей, обычаев.

Политотделу Приморской армии пришлось по-новому расставить часть политсостава. Так, начальник политотдела 95-й стрелковой дивизии старший батальонный комиссар М. С. Гукасян, владевший несколькими языками, был переведен на такую же должность в 386-ю дивизию. Получили новые назначения и другие товарищи. В подразделениях организовали занятия по русскому языку. Было проведено немало мероприятий, способствующих воспитанию воинов в духе нерушимой дружбы народов нашей страны. Политуправление Закавказского фронта по нашей просьбе обеспечило регулярную доставку газет на грузинском, армянском и азербайджанском языках, а ежедневный бюллетень новостей [229] на азербайджанском языке стал выпускаться и в Севастополе.

Сыновей Кавказа, прибывших защищать Севастополь, навещали делегации трудящихся из родных мест. Делегация из Азербайджана порадовала земляков привезенными им в подарок национальными музыкальными инструментами. А начальник политотдела 345-й дивизии батальонный комиссар А. М. Савельев проявил хорошую инициативу, завязав переписку как с семьями многих бойцов, так и с трудовыми коллективами, в которых те прежде работали. Патриотические письма из родных краев, наказы бойцам использовались в воспитательной работе, печатались в дивизионных и армейской газетах. Все это помогало воинам нерусской национальности быстрее освоиться в Севастополе, сплачивало многонациональный строй его защитников.

Раз продолжалась оборона, продолжалось и укрепление севастопольских рубежей. В этом нам оказала практическую помощь Москва: по решению Ставки, принятому в дни, когда отражался декабрьский штурм, в Севастополь была направлена оперативная группа инженерных заграждений во главе с начальником штаба инженерных войск Красной Армии генерал-майором И. П. Галицким, В группу входило 60 военных инженеров и курсантов выпускного курса Московского военно-инженерного училища. В том же составе они работали на подмосковных оборонительных рубежах, координируя действия инженерных батальонов. Группа привезла о собой 20 тысяч противотанковых и 25 тысяч противопехотных мин, 200 тонн взрывчатки. Для этого груза был сформирован специальный эшелон. О том, как он спешил к нам на юг, я прочел много лет спустя в воспоминаниях генерал-лейтенанта инженерных войск, а тогда полковника, начальника штаба оперативной группы Е. Ф. Леошени:

«Огненный эшелон» шел с редкой для того времени скоростью. Его путь пролегал местами всего в 30–40 километрах от линии фронта, и железнодорожники делали все от них зависящее, чтобы мы нигде не задерживались. Они понимали: попади такой состав под бомбежку — и все вокруг превратится в дымящиеся развалины. В Новороссийске нас уже ждал крейсер»{34}.

Крейсер «Молотов» благополучно доставил этот груз в Севастополь, и московская группа немедленно приступила [230] к работе вместе с инженерами СОР. Военный совет утвердил планы дополнительных взрывных заграждений, прибывших специалистов распределили по секторам обороны в качестве инструкторов. С саперами у нас, правда, дело обстояло неважно: в критические дни декабря саперные батальоны и роты вводились в бои как стрелковые и понесли потери. Пришлось готовить новых саперов по чисто практической учебной программе, рассчитанной на несколько дней.

Группа генерала Галицкого сделала много для повышения устойчивости нашей обороны. В дополнительных заграждениях широко использовались и мины, изготовленные в Севастополе на подземном спецкомбинате. Москвичи пробыли у нас до конца января, когда их перебросили на Керченский полуостров. Перед этим всех входивших в состав группы курсантов произвели на севастопольских рубежах в лейтенанты.

Несколько позже отозвали из Севастополя в Керчь и главного нашего фортификатора генерал-майора Аркадия Федоровича Хренова. Заместителем командующего районом по инженерной обороне стал военинженер 1 ранга В. Г. Парамонов, а начальником инженерных войск Приморской армии — подполковник К. И. Грабарчук. Его предшественник полковник Г. П. Кедринский был смертельно ранен осколками немецкой мины в один из дней продолжавшегося под Севастополем настороженного, тревожного затишья.

Обстановка все же позволяла уделить время и боевой учебе. В войсках СОР, пополнявшихся запасниками, изучали особенности боевых действий в горно-лесистой местности, специфику маскировки и окапывания на склонах высот, методы стрельбы через возвышенности и лощины.

Содержание боевой подготовки во многом определялось конкретной обстановкой, учитывалась тактика противника. Гитлеровцы любили, например, засылать к нам в тылы мелкие группы автоматчиков, которые прятались в кустах, у дорог и неожиданно поднимали пальбу с расчетом вызвать замешательство, панику. Когда изучили тактику фашистских лазутчиков, стало легче их обезвреживать.

В то же время мы сами начали посылать за линию фронта группы автоматчиков, но не из двух-трех человек, как делали немцы, а покрупнее и с более серьезными боевыми ведениями. Широко известны были боевые дела группы моряков-автоматчиков, организованной полковником П. Ф. Горпищенко и полковым комиссаром П. И. Силантьевым, командиром и военкомом заново сформированной 8-й бригады [231] морской пехоты. В январе и феврале эта группа, неоднократно проникая в расположение противника, истребила сотни гитлеровцев, уничтожила минометную батарею. Попутно добывались ценные разведданные.

А отряд разведчиков флота продолжал совершать более дальние вылазки в неприятельские тылы, обычно высаживаясь с катеров или шлюпок. И мы часто встречались с батальонным комиссаром В. С. Коптеловым, который был уже не военкомом, а командиром отряда.

Помню, однажды Коптелов, всегда спокойный и сдержанный, явился ко мне очень возбужденный и, предупредив, что обращается как коммунист к старшему политическому руководителю, заявил о своем несогласии с решением непосредственного начальника.

Дело заключалось в следующем. Действуя в тылу противника, группа разведчиков была вынуждена оставить своего тяжело раненного товарища у местного жителя, показавшегося надежным. Подобные случаи бывали и раньше, и советские патриоты самоотверженно укрывали моряков. Но тут хозяин дома оказался предателем. Через старосту он выдал краснофлотца гитлеровцам, и, как вскоре стало известно, боец был расстрелян. Коптелов считал, что предательство нельзя оставить безнаказанным и что полезно напомнить: Крым остается нашей землей. Однако, по мнению начальника разведотдела, новая высадка с моря в этом районе была неоправданно рискованной.

Выслушав все доводы «за» и «против», я поддержал Коптелова. Ему был предоставлен катер и разрешено взять десять бойцов отряда, которых он лично возглавил. Смелая вылазка обошлась без потерь. Два предателя были доставлены в Севастополь, предстали перед судом и понесли заслуженную кару.

* * *

В сводках «На подступах к Севастополю», публиковавшихся в местной печати, стало изо дня в день сообщаться, сколько гитлеровцев истреблено накануне снайперами. Цифры становились все внушительнее. Число снайперов росло, и многие имели на личном счету уже десятки уничтоженных врагов. Был проведен общесевастопольский слет снайперов, на котором лучшие из них поделились с товарищами опытом. Много поучительного рассказал старший сержант Ной Адамия из 7-й бригады морской пехоты, удостоенный впоследствии, к сожалению посмертно, звания Героя Советского Союза. Назначенный инструктором снайперского [232] дела, Адамия подготовил в своей бригаде 70 сверхметких стрелков.

Организуя слет, мы преследовали и такую цель — побудить командиров соединений и частей (их тоже пригласили участвовать в слете) лучше использовать снайперов, больше о них заботиться. Военный совет поддержал намерение командующего Приморской армией И. Е. Петрова самому выступить на слете, и Иван Ефимович убежденно доказывал, что при большем внимании к снайперам они смогут выводить из строя по батальону гитлеровцев каждый день. Батальон не батальон, но немного позже общий итог боевой работы снайперов за сутки нередко выражался трехзначной цифрой.

Самым знаменитым в Севастополе снайпером была, пожалуй, Людмила Павличенко, старший сержант из Чапаевской дивизии, в недалеком будущем — Герой Советского Союза, в недавнем прошлом — студентка, вступившая добровольцем в Приморскую армию в дни обороны Одессы. Диплом снайпера-истребителя, выданный ей командованием армии, удостоверял, что на 8 апреля 1942 года она уничтожила 257 фашистов.

Известно, что и в первую Севастопольскую оборону меткие русские стрелки наносили неприятелю серьезный урон одиночными выстрелами из весьма несовершенных по нынешним понятиям ружей. Советские снайперы за время боев под Севастополем истребили до десяти тысяч гитлеровцев, то есть вывели из строя почти дивизию. А ведь далеко не каждого снайпера мы могли снабдить винтовкой с оптическим прицелом!

Упомянув о Людмиле Павличенко, не могу не вспомнить другую девушку, доблестно сражавшуюся за Севастополь. И тоже — в рядах славной Чапаевской дивизии. Речь идет о сержанте Нине Ониловой, тяжело раненной в конце февраля и умершей в госпитале 7 марта 1942 года. Работница одесской швейной фабрики, она в августе 1941 года добровольно пошла защищать родной город, стала пулеметчицей. Под Одессой Нина была в первый раз ранена, эвакуирована в тыл и вернулась в свой полк, когда он воевал под Севастополем. По отзывам командиров, Онилова проявляла в бою редкие хладнокровие и выдержку. Из своего «максима» она уложила сотни гитлеровцев. Нину Онилову знали многие севастопольцы и любовно называли Анкой-пулеметчицей — по имени сражавшейся в той жз дивизии героини гражданской войны, знакомой всем по фильму «Чапаев». [233]

После смерти девушки в ее тетради нашли неотправленное письмо к актрисе, исполнявшей в фильме эту роль:

«Я незнакома Вам, товарищ, и Вы меня извините за это письмо. Но с самого начала войны я хотела написать Вам и познакомиться. Я знаю, что Вы не та Анка, не настоящая чапаевская пулеметчица. Но Вы играли как настоящая, и я всегда Вам завидовала. Я мечтала стать пулеметчицей и так же храбро сражаться. Когда случилась война, я была уже готова, сдала на «отлично» пулеметное дело. Я попала — какое это было счастье для меня! — в Чапаевскую дивизию, ту самую, настоящую. Я со своим пулеметом защищала Одессу, а теперь защищаю Севастополь. С виду я, конечно, очень слабая, маленькая, худая. Но я Вам скажу правду: у меня ни разу не дрогнула рука. Первое время еще боялась. А потом все прошло. Когда защищаешь дорогую, родную землю и свою семью (у меня нет родной семьи, и потому весь народ — моя семья), тогда делаешься очень храброй и не понимаешь, что такое трусость...»

Мне кажется, это письмо юной героини чрезвычайно много говорит не только о ней самой, но и обо всем ее поколении. Оно принадлежит к документам, показывающим, откуда взялись беспредельные мужество и самоотверженность советских людей, так часто ошеломлявшие врага и поразившие весь мир.

Нина Онилова погибла за Родину в двадцать лет. Награжденная при жизни орденом Красного Знамени, она посмертно была удостоена Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Так была оценена и доблесть сверстника Нины, молодого черноморца, о котором «Правда» написала в передовой статье: «История навсегда сохранит для потомства бессмертный подвиг краснофлотца катеров Ивана Голубца...»{35}.

Он совершил этот подвиг в один из тех дней, когда на фронте под Севастополем не происходило никаких крупных событий. Гитлеровцы просто подвергли город очередному артиллерийскому обстрелу. Снаряды падали и в районе стоянки сторожевых катеров в Стрелецкой бухте. Осколками был пробит борт одного из катеров, ошвартованных у причала, из его топливной цистерны вырвался бензин, и катер охватило огнем.

Старший краснофлотец Иван Голубец (до войны — черноморский пограничник) служил рулевым-сигнальщиком [234] на другом катере и оказался вблизи загоревшегося катера случайно. Но, увидев, что на борту команды нет, а в палубных стеллажах — полный комплект глубинных бомб, обладающих огромной взрывной силой, комсомолец Голубец понял: может быть, только он в состоянии спасти все, чему угрожал взрыв, — катера в бухте, плавучий кран, судоремонтные мастерские... И он не раздумывая бросился на горящий катер.

Сперва он попытался с помощью огнетушителя ликвидировать пожар, но это оказалось невозможным, и Голубец принялся освобождать катер от бомб. Прежде всего — от восьми больших, самых опасных. Механизм бомбосбрасывателя, очевидно поврежденный при разрыве упавшего у катера снаряда, не действовал. Тяжеловесные большие бомбы (в каждой — почти 170 килограммов) пришлось скатывать за борт вручную. Справившись с этим, моряк начал скидывать в воду малые бомбы. Они гораздо легче, но их было двадцать две штуки. На катере бушевало пламя, горели и на краснофлотце бушлат, брюки, его душил дым, и вряд ли он мог быть не ранен — рядом рвались снаряды в палубных кранцах. «Голубец, уходи!» — кричали с берега. Он сделал уже почти все, но хотел сделать все до конца и продолжал выхватывать из огня и бросать в воду последние бомбы. Их оставалось в стеллажах две или три, когда произошел взрыв. Теперь — уже ослабленный во много раз, и от него не пострадали ни другие катера, успевшие рассредоточиться, ни постройки и люди на берегу. Погиб лишь Иван Карпович Голубец.

Бесстрашный моряк навечно зачислен в списки одной из частей Краснознаменного Черноморского Флота. У бухты, где он совершил свой подвиг, стоит памятник с барельефным портретом героя. А вокруг — новые кварталы очень выросшего после войны, раздавшегося вширь Севастополя.

* * *

О том, как сблизились, породнились военные и гражданские севастопольцы, отражая общими усилиями первые натиски врага, я уже говорил. Не ослабевало общесевастопольское «чувство локтя» и в то время, когда всем в осажденном городе стало немного четче. А поскольку территория нашего плацдарма сократилась и передний край обороны на ряде участков, особенно на северном направлении, приблизился к городу, грань между фронтом и тылом стала еще менее заметной.

Помощь тыла фронту часто принимала формы, которые никто не смог бы заранее предусмотреть. Их подсказывала, [235] рождала общая жизнь в осаде, общая судьба бойцов и мирных людей. Рассказывать об этом — значит рассказывать прежде всего о женщинах, которые составляли теперь абсолютное большинство гражданского населения города.

Фронтовой матерью называли бойцы Марию Тимофеевну Тимченко. Потомственная жительница Севастополя, внучка участника его обороны в прошлом веке, мать трех сыновей-фронтовиков, стала приходить на ближайший к ее Керченской улице участок фронта — в окопы и землянки 172-й стрелковой дивизии. И не как гостья, а как рачительная хозяйка, везде находившая дело для своих неутомимых рук. Вскоре во дворе у Марии Тимофеевны был установлен при помощи бойцов котел, у которого она и ее соседки стирали солдатское белье. Они же шили маскхалаты разведчикам. Эта бригада немолодых женщин, сама собою организовавшаяся, выходила и на земляные работы по укреплению занимаемых дивизией рубежей.

Хорошо знали в Севастопольском оборонительном районе и Александру Сергеевну Федоринчик, одну из старейших учительниц города, которая также сколотила бригаду женщин, много сделавшую для фронта. В мае 1942 года А. С. Федоринчик была делегирована в Москву, на Всесоюзный митинг женщин — участниц Отечественной войны. Радио разнесло ее призыв, раздавшийся с трибуны Колонного зала Дома Союзов: «Советские женщины! Севастополь зовет вас к бою! Женщины всего мира! Севастополь показывает вам пример сопротивления...» С гордостью слушали севастопольцы, как горячо аплодировал ей зал.

Женских бригад помощи фронту, или бригад фронтовых хозяек, как начали их называть, становилось все больше. Они возникали и на окраинных улочках, жители которых не покидали своих домиков (фашистские бомбы падали здесь сравнительно редко), и в центре города, где значительная часть населения перебралась в подземные убежища. Своя бригада появилась почти в каждом крупном убежище.

При таком размахе этого движения уже не годилось, чтобы женщины, стремящиеся помочь фронту, сами искали себе дело, как было вначале. Городской комитет ВКП(б), куда они обращались за поручениями, возложил руководство женскими бригадами на секретаря Северного райкома партии по кадрам Е. П. Гырдымову. И распределение работы между ними наладилось в общегородском масштабе.

Прямо из бани (по ночам туда доставляли бойцов с передовой) развозили белье по убежищам, где были подходящие [236] условия для стирки. В других убежищах шили шапки и теплые рукавицы — на это пошли имевшиеся на флотских складах старые шинели и бушлаты. Где-то в городе нашлись запасы шерсти, и из нее стали вязать варежки с двумя пальцами — для стрелков, носки, теплые наушники (зима стояла совсем не крымская, холода долго не спадали). Некоторые бригады специализировались на ремонте обмундирования. Были и такие поручения, как, например, собирать для госпиталей книги, а также посуду — с Большой земли она не поступала, а госпитали разрослись. Женщины помоложе и посильнее помогали медперсоналу (зачастую под артобстрелом или бомбежкой) при массовых погрузках раненых на морские транспорты, а иногда и сопровождали раненых, нуждавшихся в непрерывном уходе, до кавказских портов. Всего, что делали добровольные помощницы вооруженных защитников Севастополя, не перечислить.

Из многих женщин, заменивших мужчин на производстве, запомнилась Ефросинья Ивановна Гуленкова. Проводив мужа в армию, она доказала, что способна занять его должность — электромонтера на подстанции в Новых Шулях. А потом стала работать там за троих монтеров. Новые Шули находились почти у самой линии фронта, и вчерашняя домохозяйка изо дня в день устраняла повреждения, наносимые разрывами снарядов и бомб. Ефросинья Гуленкова по праву была удостоена боевой награды наряду с отличившимися солдатами.

Орденом Красной Звезды наградил Военный совет молодую работницу Анастасию Чаус, имя которой облетело тогда всю страну. Еще в начале обороны, при одном из воздушных налетов, она лишилась руки. Но эвакуироваться из Севастополя отказалась и, выйдя из госпиталя, вернулась к штамповальному станку, стоявшему теперь в подземном убежище. И одной рукой выполняла на штамповке деталей для гранат по две нормы.

Не забыть и того, что севастопольские женщины отдали для спасения жизней раненых бойцов, для возвращения их в строй более 1200 литров своей крови. И это в условиях, когда питание населения становилось все более скудным. Довоенные запасы города иссякали, а подвоз продовольствия, как и любого другого груза, был сопряжен со всевозрастающими трудностями.

Севастопольцы не испытывали в осаде таких невзгод, какие выпали на долю ленинградцев. Никто в городе не голодал. Однако заболевания цингой, в том числе и в войсках, появились: не хватало витаминов. Для борьбы с цингой [237] наладили варку настоя из можжевельника — его много росло на Мекензиевых горах. Главное военно-медицинское управление прислало нам партию аскорбиновой кислоты, А с приближением весны были приняты меры, чтобы получить в максимально возможном количестве свежую зелень, ранние овощи.

Примечательно, что в те самые дни, когда проводился слет снайперов оборонительного района, в Севастополе проходил и слет передовиков сельского хозяйства. В узкой полосе между городом и передним краем обороны было немного настоящих земельных угодий. Однако пригодными для обработки оказались и пустыри, и склоны балок, и даже городские дворы. Был брошен лозунг: «Каждому двору — огородную гряду!» Посевы редиски и салата, грядки зеленого лука появлялись у огневых позиций батарей, у фронтовых землянок. Организатором этого важного дела в пределах города и гарнизона явился находившийся в Севастополе управляющий комбинатом «Массандра» Н. К. Соболев, агроном по образованию. Под его руководством были введены в действие все имевшиеся в пригородных совхозах теплицы и парники, и оттуда еще зимой поступала зелень в госпитали. Там же выращивалась рассада помидоров, баклажанов, капусты. По инициативе Соболева, знатока крымской флоры, освоили выработку витаминных экстрактов из диких растений.

В городе, уже месяцы отрезанном от Большой земли, возникало немало всяких проблем. На исходе зимы остро встал вопрос об угле. Основной его потребитель — СевГРЭС была своевременно переведена на жидкое топливо, а танкеры к нам время от времени приходили. Но для хлебозавода, для литейного цеха спецкомбината, для других жизненно важных предприятий требовался уголь. Рассчитывать же на его доставку в нужном количестве, пока не снята осада, не приходилось. Однако выход из положения был найден. В разных местах города, у заводов, складов, паровозного депо образовались завалы слежавшейся угольной пыли. В таком виде она служить топливом не могла. А вот брикеты, изготовленные из нее с кое-какими добавками, горели неплохо. На них, между прочим, ходил и наш бронепоезд «Железняков».

Замечу, что если вообще и существовали известные кому-то способы брикетирования угольной пыли, то в Севастополе никто их не знал. Все надо было придумывать заново. Технологию производства «севастопольского антрацита» разработали в железнодорожных мастерских. Там же сконструировали [238] прессы для брикетов, использовав вагонные тормозные цилиндры.

Инициатива умельцев — рабочих и инженеров выручала и во многом другом. Были освоены варка мыла, изготовление свечей для солдатских землянок. А сколько изобретательности, технической смекалки проявляли люди, чтобы производить больше оружия, обходясь в основном тем сырьем, которое имелось под рукой! На корпуса гранат пошел металл, из которого был построен ангар для гидросамолетов, разбомбленный фашистской авиацией. Стало не хватать для тех же гранат специальной калибровой проволоки — ее сумели заменить стальными нитями расплетенного корабельного троса. Олово добывали из старых консервных банок. Когда решительно не из чего стало делать некоторые детали миномета, инженеры спецкомбината № 1 предложили немного упростить его конструкцию и, как оказалось, — без ущерба для боевых качеств.

Спецкомбинат в Ново-Троицкой балке работал круглые сутки, выпуская каждый месяц десятки тысяч гранат и мин, сотню-полторы новых минометов. Много значил для фронта наладившийся восстановительный ремонт полевых орудий всех калибров. Весьма успешно действовал и второй, инкерманский комбинат, одевавший и обувавший бойцов.

Но работа шла уже не только в штольнях и других убежищах. Еще в январе на расширенном заседании Городского комитета обороны обсуждался вопрос: «О восстановлении предприятий городского хозяйства и культурных учреждений». Обстановка позволила впервые за долгое время собрать актив города не в подземелье, а в светлом зале с незашторенными окнами, за которыми царил погожий солнечный день. И заседание проходило с подъемом. Все находились под впечатлением последних событий: отбит был декабрьский штурм, наши десантные войска освободили Керченский полуостров...

Во исполнение принятых тогда решений было сделано очень многое. Больше стало действующих магазинов, парикмахерских. Вновь ходил трамвай — в нескольких километрах от окопов переднего края. Открылась городская библиотека и работала даже часть ночи, когда приходили книгоноши с передовой. Совершенно исключительным спросом пользовались «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, «Севастопольская страда» С. Н. Сергеева-Ценского.

Политуправление флота и горком партии приступили к созданию Музея второй обороны Севастополя. Начало ему [239] положила выставка, развернутая в помещении городской картинной галереи. В ее экспозицию входили портреты героев, образцы боевой продукции севастопольских предприятий, трофейное оружие. Привлекал внимание прибуксированный сюда подбитый немецкий танк. Каждый день выставка принимала сотни посетителей.

Воздушные налеты на город, хотя и не такие, как в ноябре — декабре, и артиллерийский обстрел не прекращались. Но как только они ослабевали — временами это бывало, — многих севастопольцев, переселившихся в подвалы, тянуло домой, в уцелевшие квартиры. Людям хотелось верить, что самое тяжелое для них уже позади.

Да, казалось, и имелись для этого основания. На востоке Крыма сосредоточились и продолжали наращиваться силы, способные, как мы все надеялись, раньше или позже нанести армии Манштейна сокрушительный удар и освободить весь полуостров. Но время шло, и все чаще приходилось слышать — и от моряков, и от армейцев, и от гражданских людей — тревожный вопрос: почему же все-таки войска Крымского фронта так долго не наступают? Ответить на это так, чтобы спрашивающий был удовлетворен, успокоился, было нелегко.

Попытки развернуть наступление с плацдарма, захваченного при высадке десанта и расширенного в первые после этого дни, предпринимались, как уже говорилось, не раз. Во всех случаях приморский фланг фронта поддерживался силами флота, а войска СОР также начинали активные действия для сковывания противника.

Большие надежды возлагались у нас на успех наступления, которое готовилось командованием фронта на конец февраля.

Для огневой поддержки войск было выделено 14 кораблей эскадры, и в том числе линкор. В тылу противника, в районе Алушты, с целью отвлечь часть его сил высадился — с тральщиков и сторожевых катеров при артиллерийской поддержке эсминцев и крейсера «Красный Крым» — демонстративный десант (разгромив в ночном бою фашистские подразделения, оборонявшие этот участок побережья, десантный отряд, как и предусматривалось, вновь погрузился на корабли и вернулся в Севастополь). Получив от командования фронта право самостоятельно планировать отвлекающие действия с плацдарма СОР, мы начали их за сутки до назначенного на 27 февраля наступления двух армий с Керченского полуострова. Части второго сектора атаковали врага с задачей улучшить позиции в районе Нижнего [240] Чоргуня — на большее здесь не хватало сил. На следующий день повели наступление общим направлением на заданной части третьего и четвертого секторов. Гитлеровцы оказывали упорное сопротивление. Продвижение даже на сотню метров давалось нелегко. Мы напряженно ждали вестей с Ак-Монайских позиций: каковы-то дела там?..

Самые первые известия показались обнадеживающими: наступление началось в назначенный срок, войска, хотя и медленно, продвигались вперед, особенно на правом крыле фронта, где действовала 51-я армия генерал-лейтенанта В. Н. Львова. Стало известно о захвате нескольких десятков немецких орудий и других трофеев. Но развить наступление опять не удалось. Как нам сообщили, теперь помешала распутица — после сильных снегопадов резко потеплело. Последовал приказ, касавшийся также и Приморской армии, — закрепиться на выгодных рубежах и прекратить наступательные действия до особого распоряжения.

Затем мы получили директиву командования фронта, требовавшую от войск быть постоянно готовыми к наступлению. Флоту и СОР подтверждалась задача прочно оборонять Севастополь и предписывалось подготовить демонстративное наступление на Дуванкой.

Ожидание больших перемен в Крыму, которым СОР мог лишь содействовать, продолжалось.

* * *

Затишье на сухопутных севастопольских рубежах отнюдь не сопровождалось чем-либо похожим на морских путях, связывающих СОР с кавказским тылом. Наоборот, боевое напряжение на море возрастало. Враг явно задался целью парализовать наши коммуникации, пресечь снабжение Севастополя. Против наших конвоев использовались бомбардировщики и торпедоносцы, подводные лодки (несколько позже — также и торпедные катера), мины, на подходах к бухтам их встречала огнем дальнобойная артиллерия. И не каждый рейс заканчивался благополучно.

С начала войны до марта 1942 года на Черном море погибло около 40 транспортов, и это были потери невосполнимые: пока шла война, сколько-нибудь крупные суда не могли поступить на наш театр ниоткуда. А поврежденные транспорты подолгу простаивали в ремонте и в очереди на него — возможности в этом отношении сократились, задерживался и ремонт боевых кораблей. Между тем помимо снабжения Севастополя надо было обеспечивать перевозки гораздо большего объема на Керченский полуостров. [241]

Трудности в транспортировке грузов для Крымского фронта явились одной из причин, по которым в начале марта И. В. Рогов потребовал, чтобы я побывал на Кавказе. Мне было приказано проверить организацию перевозок, сделать все, что окажется необходимым, для ее улучшения, а затем доложить о принятых мерах представителю Ставки на Крымском фронте армейскому комиссару 1 ранга Л. З. Мехлису и командованию фронта.

В кавказских базах флота мне еще не приходилось бывать с начала войны, что вряд ли было правильно, хотя мы и называли эти базы тыловыми. Поскольку отлучиться из Севастополя предстояло примерно на три недели, с Кавказа был вызван, чтобы заменить меня, дивизионный комиссар И. И. Азаров.

Пошел я на эсминце «Бдительный». Новороссийск встретил трудовым гулом большого, напряженно работающего порта, в разных концах которого одни суда загружались боеприпасами, продовольствием, другие принимали на борт орудия или воинские подразделения. Этот порт являлся основной базой питания осажденного Севастополя, а с января Новороссийская военно-морская база обеспечивала вместе с Керченской также и перевозки для армий Крымского фронта. В Новороссийске базировалась значительная группа боевых кораблей эскадры и других соединений.

Командир базы капитан 1 ранга Г. Н. Холостяков (вскоре ставший контр-адмиралом) пользовался на флоте авторитетом, особенно среди подводников. В подплаве он прослужил много лет. Обязанности командира военно-морской базы Георгию Никитичу пришлось осваивать уже во время войны, но и с ними он справлялся неплохо. Неизменно бодрый и деятельный, Холостяков спокойно, как на учениях, принимал ответственные решения, умело использовал кадры, хорошо знал подчиненных.

Под стать командиру был военком базы полковой комиссар И. Г. Бороденко, в прошлом армеец-конник. Как и Холостяков, он участвовал в гражданской войне, прошел большую жизненную школу. Приятно было видеть дружную работу командира и комиссара, убеждаться в глубоком взаимопонимании между ними. Со стороны могло показаться, будто им все дается легко. Приходилось даже слышать суждения, что это, мол, оттого, что база — тыловая, настоящая война от нее далеко. Но должен сказать, что и потом, когда фронт подступил к Новороссийску вплотную, Холостяков и Бороденко, как и возглавляемый ими большой боевой коллектив моряков, показали себя с самой лучшей стороны. [242]

А трудностей у них было вдоволь и в то время, о котором идет речь сейчас.

Для перевозки всего, что требовалось Крымскому фронту, нередко просто не хватало судов. В частности, судов, пригодных для транспортировки танков. Ни в Новороссийске, ни в Керчи и Камыш-Буруне не было портальных кранов такой мощности, чтобы опустить тяжеловесный КВ в трюм, а потом поднять его оттуда. Перевозить танки стали на канонерских лодках и двух не особенно больших, но широких азовских транспортах. Их верхние палубы покрыли настилом из железнодорожных шпал, трюмы загрузили для остойчивости балластом. Погрузка-выгрузка была несложной: КВ своим ходом переползал с причала на палубу и так же сходил с нее. Однако эти импровизированные танковозы, как говорится, тянули из последних сил, давно нуждаясь в ремонте, и поддержание их в рабочем состоянии доставляло базе немало забот.

Настойчиво и смело решали в базе и другие необычные задачи. Понадобившиеся на Керченском полуострове паровозы сумели доставить туда в буксируемом плавучем доке. Это была довольно рискованная транспортная операция: громоздкий, медленно движущийся док представлял хорошую цель для вражеской авиации и не мог, как корабли, уклоняться от воздушных атак маневром.

Хотя и считалось, что Новороссийск — пока в тылу, условия плавания становились все сложнее и здесь. В самой его гавани, огражденной каменными молами, шла непрестанная борьба с минами, сбрасываемыми с фашистских самолетов. Еще в сентябре 1941 года в этой базе разоружили неконтактную немецкую мину неизвестного тогда типа, а при попытке вскрыть другую погибли флагманский минер базы старший лейтенант С. И. Богачек и инженер Б. Т. Лишневский.

Мы обсудили с командованием базы, за счет чего еще можно лучше, быстрее выполнять задания фронта по перевозкам. Исходили при этом из того, что в ближайшем будущем обстановка на море вряд ли станет более благоприятной. Миновало лишь время свирепых зимних норд-остов, которые в тот год бушевали с редкостной силой, делая подчас невозможными какие-либо работы в порту.

Я побывал на базировавшихся в Новороссийске кораблях — на линкоре, крейсерах, эсминцах. Почти все они приходили в Севастополь с подкреплениями или для огневой поддержки войск, но стоянка там сокращалась до предела и морякам бывало не до разговоров. Здесь же смог побеседовать [243] и с командирами, и с политработниками, и с краснофлотцами, узнать разные подробности последних боевых походов, не попавшие в донесения. Как всегда, дорога была возможность почувствовать настроение людей.

На крейсере «Молотов», переходившем в Туапсе, отправился в эту, соседнюю с Новороссийской, военно-морскую базу. Моряки крейсера поделились пережитым во время жесточайшего шторма, разыгравшегося в конце января. В Туапсе ураганный ветер и перекатывавшиеся через портовый брекватер волны срывали суда со швартовых и якорей, Лопнули и стальные тросы, удерживавшие у пирса крейсер, оборвалась якорь-цепь, на корме вырвало стальной кнехт, несколько человек было ранено, один старшина — смертельно. Чтобы избежать тяжелой аварии, командир корабля капитан 1 ранга Ю. К. Зиновьев решил посадить крейсер носовой частью на грунт, затопив дифферентные отсеки. Экипаж отстоял свой корабль в борьбе со стихией, но на нем, как и на других кораблях, потребовалось многое ремонтировать.

Очевидцы рассказали, что произошло тогда же с одним катером-охотником. При подходе к воротам Туапсинского порта его развернуло бортом к волне, и накатившийся вал поднял катер над каменным волноломом. Все, кто это видел, с замиранием сердца ждали, что в следующее мгновение маленький кораблик будет разбит в щепки. Однако этому кораблику посчастливилось: мощный водяной вал стремительно внес его в гавань невредимым. Заглохший было двигатель заработал. Просто чудом уцелели и катер и его команда, кроме одного краснофлотца, смытого волной.

Вот что творилось на море в те дни, когда у Судака уже высадился первый десант, и было так трудно, а сперва совершенно невозможно, доставить ему боеприпасы и продовольствие.

Капитан 1 ранга Зиновьев уже знал, что командует крейсером «Молотов» последние дни. Этому бывалому моряку, участнику Октябрьской революции и гражданской войны Военный совет решил вверить линкор — там возникла необходимость заменить прежнего командира. Юрий Константинович не скрывал ни гордости назначением на флагманский корабль флота, ни того, как нелегко ему расставаться с крейсером, который он вводил и в строй, и в первые бои. Его чувства были мне очень понятны. Крейсер «Молотов» принимал капитан 1 ранга М. Ф. Романов, уже упоминавшийся в этих записках. [244]

Порт Туапсе входил до недавнего времени в состав Новороссийской базы. Новая военно-морская база была создана тут после оставления Одессы, и сюда получили назначение многие одесские товарищи. Командовал Туапсинской базой бывший командир Одесской контр-адмирал И. Д. Кулишов. Одесские моряки были людьми обстрелянными, с боевым опытом. В новом операционном районе они, судя по всему, освоились.

Хорошее впечатление оставляли эвакуированные в Туапсе основные производственные подразделения севастопольского Морского завода имени Серго Орджоникидзе (некоторые другие разместились в Поти). Директор завода М. Н. Сургучев и секретарь парткома А. М. Городнин, старые знакомые, провели меня по своим четырем туапсинским площадкам — территориям, отведенным судоремонтникам в разных концах города. К концу февраля — началу марта удалось полностью ввести в действие вывезенное сюда оборудование. Выступая перед рабочими, я подчеркивал, какое огромное значение имеет это для действующего флота. Ведь Морзавод являлся предприятием, способным возвращать в строй корабли, получившие серьезные боевые повреждения.

Надо сказать, что этот завод, хотя и подчинялся не флоту, а наркомату судостроительной промышленности, всегда был для нас «своим» — работал-то он на флот! Директор Михаил Николаевич Сургучев регулярно наведывался в штаб флота — к флагманскому инженер-механику, в техотдел, да и к командующему. А Филипп Сергеевич Октябрьский и я испытывали такую же необходимость бывать в цехах Морзавода, как и посещать корабли.

В Туапсе рабочие заверяли и просили передать всем морякам, что ремонт кораблей пойдет теперь быстрее. И в каждом цехе спрашивали: «Как там у нас в Севастополе?» Большинство морзаводцев составляли коренные, потомственные севастопольцы/Разлученные войной с родным городом, они душою были с ним, стремились помочь ему, чем могли.

Вскоре Военный совет флота наградил орденами и медалями первую группу рабочих и инженеров Морзавода, отличившихся на ремонте боевых кораблей.

В план моей поездки входило также ознакомление с работой нашего кавказского ФКП и штаба флота, основной состав которого располагался с ноября под Туапсе, в корпусах санатория «Молодежное».

Для начальника штаба контр-адмирала И. Д. Елисеева «перебазирование» на Кавказ означало расширение его обязанностей, повышение ответственности. На него легло руководство [245] от имени командующего кавказскими базами и перешедшими сюда корабельными соединениями, а также Азовской флотилией, то есть управление всеми сосредоточенными здесь силами флота. Он нес персональную ответственность за питание осажденного Севастополя, за морские перевозки для Крымского фронта, ведал организацией поддержки войск на Керченском полуострове кораблями и флотской авиацией.

Нередко указания и распоряжения из Наркомата ВМФ или от командования фронта, касавшиеся действий флота за пределами СОР, адресовались прямо в Туапсе. И уже сам Елисеев в необходимых случаях направлял в Севастополь проекты приказов командующего, решений Военного совета. Такая практика, в принципе не наилучшая, обусловливалась особенностями обстановки.

О штабе флота нельзя не сказать главного: работая в условиях, осложняемых той же обстановкой, он справлялся со своими задачами, и в том числе со многими добавочными, непредвиденными. В этом, несомненно, играли большую роль личные качества контр-адмирала Елисеева.

Известно, что он имел хорошую штабную подготовку и досконально знал Черноморский театр, а по складу ума принадлежал к людям, схватывающим как бы на лету суть любого задания или назревшего вопроса. Но, думается, не меньше значило само поведение Ивана Дмитриевича, его отношение к подчиненным, сочетавшее требовательность с неизменным уважением к младшему. Не знаю случая, чтобы он на кого-то повысил голос при каких бы то ни было обстоятельствах. Вокруг него даже в очень трудное время возникала будто сама собой атмосфера спокойствия и уверенности, побуждавшая каждого с полной отдачей сил делать свое дело. Такую атмосферу застал я и в штабе, передислоцированном под Туапсе.

С самого начала войны поддержание морских коммуникаций между Крымом и районом Одессы, между Кавказом и Севастополем потребовало от флота больших усилий. С января 1942 года главными по объему, да и по степени ответственности за них стали воинские перевозки для армий, высадившихся на Керченском полуострове. На Кавказе особенно чувствовалось, с каким напряжением связана переброска туда огромной массы людей и боевой техники, всякого рода грузов. И хотя по этой части к морякам предъявлялись иной раз претензии (нередко без учета наших реальных возможностей), думается, будет справедливым сказать, что штаб флота делал все возможное для четкой организации [246] перевозок такого масштаба по маршруту, включавшему трудный в навигационном отношении мелководный Керченский пролив, через полуразрушенные, оставшиеся без нормального оборудования порты, а также и защиты всей трассы от вражеской авиации и мин.

Отдел обеспечения морских коммуникаций возглавлял в штабе капитан 2 ранга И. М. Нестеров. Но вопросами перевозок для фронта, как делом наиважнейшим, постоянно занимался и сам контр-адмирал Елисеев, державший тесный контакт с портами, отправлявшими суда, и с армейцами.

Ждали меня на Кавказе и кадровые вопросы — те, которые тут затруднялись решить. Один из них касался довольно большой группы командиров, мобилизованных из запаса.

Начальник отдела кадров командного состава флота капитан 1 ранга Г. А. Коновалов доложил, что прибыло около двухсот запасников, подлежащих согласно военно-учетным данным назначению командирами взводов или рот в морскую пехоту. Предложения об их распределении по частям уже подготовлены — комсостав такой категории требовался везде. Однако начальника отдела смущало слишком уж большое несоответствие между тем, что делали эти товарищи до мобилизации, и возможным использованием их на флоте. Коновалов просил познакомиться с их личными делами, а лучше всего — с ними самими. Командиры, ожидавшие назначения, находились в Геленджике.

Что ж, поехали в Геленджик. Поговорил сперва со всей группой, рассказал о положении в Севастополе — об этом все равно спросили бы, да и направить предполагалось большую часть именно туда. Настроены были люди хорошо, хотели поскорее попасть в части, и чувствовалось, постарались бы там не подкачать, хотя давненько не держали в руках оружия, и вообще-то следовало пропустить их хотя бы через краткосрочные курсы.

Но вот дошло дело до индивидуального знакомства, и оказалось: один — главный инженер автозавода, другой — видимо, опытный, со стажем, инженер предприятия, изготовляющего артиллерийские орудия, в том числе и морские... Остальные тоже были на такой работе в промышленности оборонного значения или на транспорте, с какой обычно на фронт не посылают. Они стали специалистами высокой квалификации, руководителями крупных участков производства, а для военкоматов оставались, по чьему-то недосмотру, запасными командирами взводов. Как выяснилось при расспросах (сам об этом никто не заявил), некоторые знали, что на них просто не успели оформить броню. Словом, начальник [247] отдела поступил разумно, немного задержав этих запасников в резерве.

Ну а что было делать мне? Самое спокойное — запросить Москву, наркомат. Но скоро ли придет ответ? И если согласятся с мнением, к которому я приходил, вернуть людей из действующих частей будет уже труднее. Решил, не теряя времени, взять на себя ответственность за немедленную их демобилизацию. Как ни дорог был в морской пехоте каждый комвзвода, эти товарищи могли больше сделать для победы над врагом на своих гражданских постах.

* * *

По пути на Керченский полуостров, в штаб Крымского фронта, завернул, как и было намечено, в станицу Приморско-Ахтарскую на восточном побережье Азовского моря, где с октября находилась главная база Азовской военной флотилии. Побывать у азовцев следовало бы давно, да все мешало напряженное положение под Севастополем. А дорога к ним сделалась неблизкой — только через Кавказ.

До войны мы никак не думали, что на Азове понадобится боевая флотилия. Казалось, это сугубо внутреннее теперь море, на котором некогда гремели пушки петровских кораблей и где сражались моряки в гражданскую войну, больше уже не станет районом военных действий. Никаких баз флот здесь не имел, сюда заходили лишь суда гидрографической службы. Правда, в принципе допускалось, что корабли противника, появись они на Черном море, могут предпринять попытку прорыва на север через Керченский пролив, чтобы нанести удар по крупным заводам, особенно металлургическим, на азовском побережье (опасения насчет этого высказывал, как мне известно, И. В. Сталин). Дабы исключить такую угрозу, у пролива были поставлены достаточно мощные береговые батареи, способные его перекрыть. Предположить же, что враг подойдет к Азовскому морю, как и к Крыму, по суше, мы тогда не могли.

Однако первые недели войны заставили считаться с подобной возможностью. Во второй половине июля последовало решение Государственного Комитета Обороны о формировании в составе Черноморского флота Азовской военной флотилии, а готовиться к этому нарком ВМФ приказал нам еще раньше. Кораблей, специально построенных для флотилии, не было. Она создавалась из мобилизованных судов Азовского и Черноморского пароходств, а также и рыболовецких. Их надо было переоборудовать, вооружить орудиями и пулеметами, укомплектовать экипажи. [248]

Мне приходилось в конце июля 1941 года бывать в Камыш-Буруне, где сосредоточивались отобранные суда. Тогда я застал самый разгар этой работы. Секретарь Керченского горкома ВКП(б) Н. А. Сирота оказал нам большую помощь, мобилизовав для ремонта и переоборудования судов все местные ресурсы. К середине августа вступили в строй и перешли в Мариуполь, назначенный тогда главной базой флотилии, три канлодки, несколько сторожевых кораблей и катеров-тральщиков и флагманский корабль «Севастополь», переоборудованный из пассажирского парохода. Через месяц флотилия насчитывала 35 различных кораблей, потом их стало больше. Флотские ВВС передали азовцам две эскадрильи истребителей.

Флотилия, возглавляемая тогда капитаном 1 ранга А. П. Александровым и бригадным комиссаром А. Д. Рощиным, начала боевые действия, еще не закончив формирования. Она поддерживала части 9-й армии Южного фронта, а затем 51-й Отдельной, вела бои с фашистскими танками, пытавшимися прорваться в Крым по Арабатской стрелке, прикрывала эвакуацию из приазовских городов, которым угрожал враг, обеспечивала перевозки между Ростовом и Керчью.

В ноябре Азовская флотилия пополнилась кораблями расформированной к тому времени Дунайской. (А два с половиной года спустя, весной сорок четвертого, на основе Азовской флотилии, будет возрождена Дунайская, с тем чтобы победоносно двинуться на запад, в глубь Европы.)

Вершиной первой кампании азовцев явилось их активное участие в Керченско-Феодосийской десантной операции — высадка на северный берег Керченского полуострова частей 51-й армии. Фронт высадки был широким, и командование флотилии ввело в действие кроме своих основных кораблей десятки рыболовных сейнеров и более мелких судов. Пока позволяла ледовая обстановка, азовцы перевозили в Крым подкрепления и военные грузы. На зимовку корабли расставили так, что их артиллерия создавала вместе с береговыми батареями огневую основу узлов обороны у тех участков побережья, которые считались уязвимыми с моря.

В марте оно еще было сковано льдом. Батареи флотилии, «достававшие» до северного, занятого противником берега, вели огонь по разведанным там целям. Небольшие подразделения моряков систематически проникали — по льду, через Таганрогский залив — в неприятельские тылы, минировали дороги, выводили из строя вражескую технику, нарушали связь. В конце февраля успешно прошла более крупная вылазка [249] на Кривую косу (западнее Таганрога, в районе Буденновки), проведенная совместно с 56-й армией — участвовало двести моряков и двести армейцев. Внезапным налетом сводного отряда был фактически ликвидирован размещенный на косе фашистский гарнизон, уничтожены две артиллерийские и две минометные батареи, радиостанция.

Командующего флотилией контр-адмирала С. Г. Горшкова я в Приморско-Ахтарской не застал: он находился в штабе Южного фронта, согласовывая планы ближайших боевых действий. Как сложится на Азовском море новая летняя кампания, было пока неясно, это зависело прежде всего от положения в Крыму. В любом случае пора было думать об организации партийно-политической работы, связанной с обеспечением приближавшихся боевых походов кораблей. Я предложил военкому флотилии полковому комиссару С. С. Прокофьеву вместе послушать, какие на этот счет соображения и планы у начальника политотдела батальонного комиссара В. А. Лизарского, как учитывается прошлогодний опыт, особенно — приобретенный в Керченско-Феодосийской операции. Доклад начальника политотдела подробно обсудили, разговор получился полезный.

Корабли, на которых побывал, были в основном готовы к плаваниям, ремонт механизмов заканчивался. Радовало боевое, уверенное настроение экипажей. Азовцы уже убедились, что и на этих не грозных на вид судах, еще недавно бороздивших спокойное внутреннее море с мирными грузами или ловивших на нем рыбу, можно успешно воевать.

* * *

Из Тамани, где меня встретил командир Керченской военно-морской базы контр-адмирал А. С. Фролов (перед назначением сюда он в сентябре — ноябре 1941 года командовал Дунайской флотилией), идем на катере к крымскому берегу. Керчь трудно узнать — так много тут разрушено. Я впервые вижу город, побывавший в руках врага, и зрелище это страшное. А сколько его жителей погибло, замучено за сорок дней фашистской оккупации!.. Хозяйка уцелевшего домика под горой Митридат, где меня устроили на ночлег, рассказывала о пережитом, о рве за городом, заполненном телами тысяч расстрелянных керчан.

Выбитые из Керчи гитлеровцы изо дня в день бомбили ее с воздуха. Особенно частым налетам подвергался порт. Но, несмотря на все разрушения, он действовал, и обработка прибывающих судов все ускорялась. Увидев, в каком состоянии находится портовое хозяйство, я еще лучше понял, как [250] много значило освоить перевозку тяжеловесной техники, в том числе танков и самоходных орудий, на палубах небольших, но остойчивых судов, разгрузка которых обходилась без сложных средств механизации.

В штаб Крымского фронта, размещавшийся в селении Ленинское, я отправился, убежденный, что для выполнения. заданий по морским перевозкам делается сейчас все возможное. Впрочем, доказывать это кому-либо не понадобилось.

За километр или полтора до Ленинского мне предложили остановить машину и следовать далее пешком. Начальник контрольно-пропускного пункта доложил, что таков порядок, установленный товарищем Мехлисом. С этого момента я то и дело слышал ссылки на его решения, приказы, указания.

Член Военного совета фронта дивизионный комиссар Ф. А. Шаманин, встретивший по-товарищески тепло, признался в откровенной беседе, что завидует Военному совету Черноморского флота, имеющему, насколько ему известно, большие возможности самостоятельно вырабатывать и принимать решения без постоянной опеки над собой. Тут, по его словам, дело обстояло иначе. Армейский комиссар 1 ранга Л. 3. Мехлис, прибывший на Крымский фронт в качестве представителя Ставки, во многом помог командующему и Военному совету, однако постепенно стал подменять их, решая все сам.

Что это, кажется, действительно так, подтвердила последовавшая затем встреча с командующим фронтом генерал-лейтенантом Д. Т. Козловым. Как-то незаинтересованно, будто мало его касающееся, выслушал он сообщение о положении СОР, о ходе морских перевозок, о том, какая помощь нужна Севастополю. А потом прямо сказал, что по вопросам, которые я ставил, следует обратиться к товарищу Мехлису.

Вечером армейский комиссар пригласил меня вместе с Шаманиным. Здороваясь, Мехлис спросил, как я доехал и где оставил машину. Последнему он придавал большое значение. Мне было объяснено, что его приказание оставлять машины за пределами населенного пункта дало много — противник не бомбит Ленинское и, следовательно, не знает, что тут штаб фронта (как показали дальнейшие события, немцы, к сожалению, это знали).

Мой доклад о севастопольских делах, об огневой поддержке фронта кораблями, о положении с перевозками Л. З. Мехлис слушал очень внимательно. Он детально интересовался работой командования Приморской армии и сообщил, что в нее направляется членом Военного совета опытный [251] кадровый политработник дивизионный комиссар И. Ф. Чухнов, а бригадный комиссар М. Г. Кузнецов останется в армии членом Военного совета, ведающим вопросами армейского тыла.

Ободренный вниманием к севастопольцам, я изложил нужды СОР (мы с Ф. С. Октябрьским тщательно продумали, какой конкретно помощи следует просить, чтобы получить самое необходимое). Почти все просьбы, касавшиеся войсковых подкреплений, вооружения, поставок боеприпасов, представитель Ставки обещал удовлетворить, тут же поручив дивизионному комиссару Шаманину взять под контроль исполнение.

Не был решен лишь вопрос о танках — мы просили выделить для СОР 25–30 машин, и я сказал, что они будут очень нужны, когда севастопольцы пойдут на соединение с войсками Крымского фронта. Мехлис спросил, как мы доставим танки в Севастополь, не скрыв опасения, что для этого пришлось бы отвлечь суда, перевозящие танки на Керченский полуостров. Я ответил: перевезем на боевых кораблях, может быть, на линкоре. Почему-то это Мехлису не понравилось. Подумав, он сказал:

— Севастопольцы уже достаточно навоевались. У Крымского фронта хватит сил разгромить врага, и от войск СОР большого боевого напряжения в наступлении не потребуется. А пока держите крепко оборону.

Отвечая на мой вопрос о планах освобождения Крыма, армейский комиссар познакомил с тем, как развернуты войска фронта. Попутно рассказал, как он отклонил предложение командующего и штаба иметь две армии на Ак-Монайских позициях, а третью — в резерве и приказал расположить ее непосредственно за теми двумя. Он показал по карте направление намечаемого удара на Симферополь и на Бахчисарай, где планировалось соединение с частями СОР.

— До скорой встречи в Бахчисарае! — сказал Л. З. Мехлис на прощание.

Скоро я снова был в Новороссийске, где готовился к очередному походу в Севастополь лидер «Ташкент». На нем собрался, идти также контр-адмирал И. Д. Елисеев — командующий вызывал начальника штаба, чтобы обсудить положение на морских коммуникациях и накопившиеся вопросы по кавказским базам.

Командир корабля капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко доложил, что на лидер просятся пассажирами два работника наркомпищепрома, имеющие командировки от своего наркомата. Заинтересовало, по какой надобности направляются [252] товарищи в осажденный город. Оказалось, что их командировка связана... с Инкерманским шампанским.

Когда враг подступал к Севастополю, завод, выпускавший шампанское, закрыли. Директор, отбывая на Кавказ, показал флотским хозяйственникам, где хранилось шампанское различных стадий готовности, — используйте, мол, по своему усмотрению, вывезти все равно невозможно. Работники тыла, как положено, оприходовали вино (его было около миллиона бутылок) и стали отпускать в госпитали — для раненых, а также и в части — вместо полагавшейся бойцам и командирам водки. Освобождавшиеся бутылки шли на заправку горючей смесью и становились оружием. В наркомате же, которому принадлежал завод, тем временем дознались, что шампанское, слава богу, фашистам не досталось и в море в критический момент не вылито. Ну а раз так, решили представить счет тому, кто его получил. Пришлось флоту перевести наркомпищепрому довольно крупную сумму. Тогда мы еще не знали, какой драгоценностью сделаются остатки Инкерманского шампанского в страдные дни третьего штурма, как будут утолять им жажду в частях, отрезанных от источников воды.

«Ташкент» был самым быстроходным кораблем Черноморского флота. Выйдя во второй половине дня из Новороссийска, он мог к исходу ночи быть в Севастополе.

Воздушная разведка противника не обнаружила лидера в море, уклоняться на переходе от атак ему в тот раз не пришлось. Но, когда уже приближались к Севастополю, начальник штаба СОР предупредил по радио: ночью фашистские самолеты сбрасывали мины. С тральщика, дежурившего у входа на основной фарватер, передали, что он временно закрыт.

Командир «Ташкента» застопорил машины. Мы втроем — Ерошенко, Елисеев и я — посовещались в рубке. Ждать, пока уточнят минную обстановку, означало входить потом в бухту при свете дня, то есть под неизбежным обстрелом неприятельской артиллерией. Было решено идти немедленно. На тральщик передали приказание — быть ведущим. Мы положились на то, что командир дежурного тральщика сейчас лучше, чем кто-либо, представляет, как идти по сомнительному фарватеру.

Оба корабля прошли по нему благополучно. В предутренних сумерках «Ташкент» ошвартовался в Южной бухте. На календаре было 1 апреля. [253]

Дальше