Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1} Метрические выписки о рождении А.Н. Крылова, о восприемниках, о женитьбе и т.п. (Арх., оп.2, №1). В брак он вступил 11 ноября 1888 г с Елизаветой Дмитриевной Драницыной.
{2} П.Ф. Филатов сообщает, что имение Теплый Стан названо так Иваном Грозным, который останавливался там во время похода в Казань (Псовая и ружейная охота, 1905, №6, стр.70 и сл.). Теперь село входит в состав Горьковской области и называется Сеченове.
{3} Настоящий очерк напечатан впервые в Морском сборнике (1941, №1), где имел подзаголовок «Из воспоминаний пассажира».
{4} О школьных годах Н.А. Крылова в его очерке «Кадеты 40-х годов, личные воспоминания» (Исторический вестник, 1901, №9, стр.943–967).
{5} Другие подробности о Л.Н. Толстом по воспоминаниям Н.А. Крылова в его «Очерках из далекого прошлого» (Вестник Европы, 1900, №5, стр.135–188).
{6} Об этом у Н.А. Крылова в его очерках «Воспоминания мирового посредника первого призыва» (Русская старина, 1892, №4 и 6).
{7} Имеемся в виду очерк Н.А. Крылова «Накануне великих реформ» (Исторический вестник, 1903, №9, стр.786–821).
{8} Свидетельства и аттестаты А.Н. Крылова из Морского училища (Арх., оп.2, №3 и 4). Среди них документ, в котором Учебно-воспитательный совет училища удостоверяет, что гардемарин фельдфебель Алексей Крылов при выпуске из училища 30 сентября 1884 г по всем предметам получил высший балл 12, по артиллерийскому ученью выказал способности хорошие, по фронтовому ученью очень хорошие, по стрельбе в цель из орудий и ружей посредственные. В фехтовании А.Н. Крылов был слаб, в исполнении служебных обязанностей очень исправен, к практическому морскому делу очень способен и в занятиях очень старателен.

В автобиографическом очерке А.Н. Крылов сообщает, почему он после окончания Морского училища не мог стать фронтовым моряком. Усиленные занятия математикой сверх корпусной программы, непрестанное чтение книг н статей с формулами и значками отразились на его зрении. Оп стал близорук, а этот недостаток препятствует службе на корабле (см. статью «Математика и корабли», Костер, 1941, №4).

{9} Об этой работе Гаусса доклад А.Н. Крылова в Институте истории науки и техники Академия наук СССР от 28 декабря 1932 г. (Архив Института..., 1934, в.III, стр.183–192).
{10} Первая появившаяся в печати работа А.Н. Крылова «О расположении стрелок в картушке компаса» (Морской сборник, 1880, т.214, №5, стр.1–40). Названная и тексте статья А.Н. Крылова «Вычисление делений...» напечатана в Записках по гидрографии (1887 г, в.II, стр.64–81); до нее А.Н. Крылов напечатал в разных изданиях пять статей (см. «Список трудов А.Н. Крылова» в кн.: С.Я. Штрайх, Академик Алексей Николаевич Крылов, очерк жизни и деятельности (М.-Л., Военно-морское изд-во НКВМФ, 1944, стр.280–324), где перечислено 320 названий книг и статей А.Н. Крылова, написанных с 1885 по 1944 г).
{11} Это первая печатная работа А.Н. Крылова (см. предыдущее примечание).
{12} Эта работа А.Н. Крылова была удостоена Государственной премии.
{13} Об этих занятиях имеется пять печатных работ А.Н. Крылова, выполненных совместно с В.М. Сухомелем: «Поверительные расчеты эмеритальной кассы горных инженеров» (Горный журнал, 1888) «О состоянии эмеритальной кассы горных инженеров» (Горный журнал, 1889, №2)

«Расчеты к положению кассы служащих Волжско-Камского банка» (СПб., 1889) «Расчет эмеритальной кассы горных инженеров» (Горный журнал, 1890, №3) «Расчеты по пересмотру положения об эмеритальной кассе Департамента уделов» (СПб., 1897)

{14} Статья «Корабельный инженер-самоучка» (о П.А. Титове) напечатана впервые в Морском сборнике (1940, №8, стр.87–92).
{15} Статья А.Н. Крылова «О равновесии шаровой мины на течении» напечатана в Известиях по минному делу (1909, №4, стр.84–108).
{16} О подводных лодках С.К. Джевецкого (с их чертежами и портретом Джевецкого) в книге: Д. Голов, Подводное судоходство. История развития и современное состояние (СПб., 1904). А.Н. Крылов написал две записки: 1) «Расчеты и объяснительная записка к проекту подводной лодки С.К. Джевецкого» (1892); 2) «Расчеты и объяснительная записка к проекту водобронного миноносца С.К. Джевецкого» (1898); обе в делах Морского технического комитета.
{17} А.Н. Крылов напечатал рецензии на I и II тома этой книги в Морском сборнике (1891, №3 и 12); они вышли в Париже в 1890 и 1891 гг.
{18} А.Н. Крылов совместно с академиками В.М. Стекловым и А.А. Марковым редактировал первый том Собрания сочинений А.Н. Коркина (СПб., 1911).
{19} 5 сентября 1944 г академику А.Н. Крылову был поднесен диплом почетного члена Английского общества корабельных инженеров. Диплом вручен на торжественном заседании Научной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Председатель Общества В.С. Кеменов и британский посол в СССР сэр Арч. Керр произнесли при этом речи о научных заслугах А.Н. Крылова и о влиянии его идей на развитие мировой техники ( «Вестник Академии наук СССР», 1944, №11–12, стр.142–143).
{20} Выло напечатано в журнале Море (1905, №40) с заявлением от редакции, что очерк помещается как отклик на опубликованные в №№42–43 материалы по вопросам морского образования.
{21} Записка представлена в Морской технический комитет 20 апреля (2 мая) 1898 г опубликована в Ежегоднике Союза морских инженеров (1916, т.I стр.44–48).
{22} Через несколько дней после опубликования приказа о назначении А.Н. Крылова в Опытовый бассейн он сообщал С.О. Макарову, что в качестве заведующего Бассейном он получит возможность более основательно заняться исследованиями остойчивости судов на имеющихся там моделях (письмо от 12 января 1900 г; Арх., оп.3, №158). В ответ адмирал С.О. Макаров поздравил А.Н. Крылова с назначением. В своем письме он писал: «Вы в это живое дело внесете правильные основания, и работы Бассейна потеряют их теперешний случайный характер. С обеими моделями «Виктории» и «Ермака» вы можете делать все, что вы хотите... Желаю вам полного успеха во всем, прошу верить моему глубокому уважению» (письмо от 23 января 1900 г; там же). Благодаря адмирала за поздравление, А.Н. Крылов указывал, что теперь «персонал Бассейна будет иметь возможность практиковаться в применении методы» С.О. Макарова по «исследованию боевой остойчивости», а затем он ознакомит «с применением ее на деле и слушателей академии».
{23} Статья А.Н. Крылова «Наблюдения над крепостью льда и сопротивлением его движению ледокола «Ермак». Записка заведующего Опытовым бассейном» напечатана в книге С.О. Макарова «Ермак во льдах» (П., 1901, гл.21, стр.418–435).
{24} Это очерк «Вице-адмирал Макаров» (М.?Л., Военмориздат, 1944, 56 стр). Имеются еще следующие очерки А.Н. Крылова: «Адмирал Макаров (боевые традиции русских флотоводцев)» (Красный флот, №13 (1580) от 15 января 1944 г); «Вице адмирал С.О. Макаров» (Морской сборник, 1944, №4, стр.26–43); «С.О. Макаров» (Известия Военно-морской академии РКВМФ, 1939, в.II, стр.217–221).
{25} Доклад А.Н. Крылова в Кронштадтском морском собрании на тему «О плавучести и остойчивости корабля, имеющего пробоину», состоялся 5(18) марта 1903 г.
{26} В газете Русь (№№62 и 67 от 11 (24) и 16 (29) марта 1905 г) напечатаны за подписью А.Н. Крылова статьи под заглавием «Наше кораблестроение» с пометками III и VI. Заглавие относится к серии статей, из которых пометку I имеет «Письмо в редакцию» генерал-лейтенанта Н.Е. Кутейникова. Оно названо в «Воспоминаниях» А.Н. Крылова «Официальным опровержением...» Имя Крылова в «Письме» Кутейникова не названо, но для читателей всей серии статей было ясно, что упоминаемый генералом Кутейниковым профессор Морской академии А.Н. Крылов.

27Материалы о плавании А.Н. Крылова на судне «Океан» (Арх., оп.2, №166). В рапорте 28 мая 1903 г, №76 А.Н. Крылов сообщает начальнику Морской академии, что он командируется в плавание для исследования напряжения связей корабля при качке на волнении, что этот предмет «целиком относится» к его курсу, а время командировки совпадает с летним перерывом занятий в академии (Арх., оп.2, №65, стр.467).

{28} Этот очерк и два следующих были первоначально напечатаны вместе в Морском сборнике (1939, №15–16, стр.49–72) под названием «Отрывки из давних воспоминаний».
{29} Бой 28 числа в Желтом море сражение первой Тихоокеанской эскадры с японским флотом 28 июля (10 августа) 1904 г, когда эскадра сделала смелый выход из Порт-Артура для прорыва во Владивосток.
{30} В Морском сборнике была указана дата: «24 марта 1912 г» и пометка: «вручено морскому министру».
{31} В копировальной книге с заглавием «Заметки по теории корабля» приписка А.Н. Крылова: «Этот доклад был мною написан по поручению министра И.К. Григоровича и прочтен им от своего имени в Государственной думе. Знатоки думских дел предсказывали, что из 400 голосующих за ассигнование будет большинство в 6–10 голосов. На деле оказалось: подано голосов 412, из них за 288, против 124. Большинство 164. И.К. Григорович при докладе о результате голосования получил от Николая II звание генерал-адъютанта. В ближайшее производство я был «за отличие по службе» произведен в генерал-лейтенанты, пробыв в чине генерал-майора всего 3 года. А. Крылов». Вслед за этим в книгу вложен первоначальный, черновой, карандашный текст доклада со многими поправками (Арх., оп.1, №155). Согласно Послужному списку, А.Н. Крылов произведем в генерал-майоры 8 сентября 1908 г, в генерал-лейтенанты 6 декабря 1911 г. (Арх., оп.2, №5). В «Беседе с офицерами...» (1943) так рассказано о происхождении этого доклада:

«Как-то, в 1912 должно быть году, Иван Константинович (Григорович) звонит ко мне и просит приехать. Приезжаю. Он говорит:

— В Думе будут дебаты по поводу ассигнования 500 млн. на флот. Я поручил Генеральному морскому штабу составить мне этот доклад. Они составили, но доклад слишком механический. Думе будет непонятно, и она нам тогда в этом откажет. Составьте мне этот доклад.

Я говорю:

— Позвольте, я обдумаю, завтра принесу вам примерно, что нужно в Думе говорить; если вы одобрите, то я послезавтра напишу нам готовый доклад.

Так и было сделано» (Арх., оп.1, №382).

{32} А.Н. Крылов и Н.М. Яковлев. «Опыт изложения способов уничтожения девиации компасов», издание литографированное, 1887, 85 стр. и 9 чертежей, изд.2-е, 1889, 96 стр.
{33} «Беседы о способах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдений» напечатаны в Известиях Морской академии за 1911 год (в.I); тогда же выпущены в свет отдельным изданием (161 стр); включены в т.VI Трудов А.Н. Крылова (1936).
{34} Эта работа составила книгу: «Ис. Ньютон. Математические начала натуральной философии. Перевод с латинского с примечаниями и пояснениями флота генерал-лейтенанта А.Н. Крылова». Книга I напечатана в Известиях Морской академии, 1915, в.4, 6 + 276 стр); книга II там же (1916, в.5, 1 + 344 стр); весь перевод включен в т.VII Трудов А.Н. Крылова (1936). К тексту Ньютона академик А.Н. Крылов дал 207 пояснений от примечания в две строки до очерка объемом больше печатного листа. Кроме названных здесь и в предыдущем примечании работ о Ньютоне, академик Крылов написал ряд очерков о различных сторонах его творчества; некоторые из них включены в т.VI Трудов А.Н. Крылова (1936); общий очерк на эту тему в книге: «А.Н. Крылов. Ньютон и его значение в мировой науке. 1643–1943» (М.?Л., Изд-во Академии наук СССР, 1943, 39 стр).
{35} Названный здесь труд впервые напечатан под приведенным в тексте названием в Известиях Морской академии (1913, в.2, 4 + 364 стр); вторым изданием выпущен в 1932 г (4 + 472 стр); третьим изданием в 1933 г (объем тот же).
{36} Имеются следующие издания названного труда А.Н. Крылова: 1) «Курс теоретической механики. Отдел II. Кинематика». Изд. Студенческой библиотеки Института инженеров путей сообщения (СПб., 1911, 108 стр); 2) «Курс и т.д. Ч. III. Динамика материальной точки. Лекции, читанные на III семестре Института...» (СПб., 1912, 167 стр); «Курс и т.д., читаемый в Институте... Отдел IV. Динамика системы точек» (СПб., 1912, 194 стр).
{37} Названные здесь работы относятся к 1913 и 1915 гг.

{38 С темами настоящего очерка связано несколько специальных статей автора: «О цистернах Фрама для умерения качки судов» (1913); «Теория успокоительных цистерн Фрама» (1920); «Успокоительные цистерны Фрама» (1931); в исследовании «О дифференциальных уравнениях» (1933, глава I, п.22); в исследовании «Качка корабля» (1938); в исследовании «О боковой качке корабля» (1942).

{39} В изданиях Академии наук А.Н. Крылов начал печатать свои работы с 1903 г. Тогда в Известиях Академии наук было опубликовано исследование Алексея Николаевича о планиметре-топорике. В 1904 г в изданиях Академии была напечатана его работа об интеграторе. Следующий труд А.Н. Крылова из области астрономии был напечатан в Известиях Академии наук лишь в 1915 г. Но еще до этого Алексей Николаевич был избран в члены-корреспонденты Академии наук.

12 ноября 1914 г группа академиков подала в ФМО АН заявление об избрании А.Н. Крылова членом-корреспондентом. Записка об ученых трудах А.Н. Крылова была составлена акад. Б.Б. Голицыным и подписана, кроме того, академиками А.М. Ляпуновым, В.А. Стекловым и М.А. Рыкачевым. Записка напечатана в официальных Протоколах Общего собрания Академии наук как приложение к п.726 протокола XV заседания ФМО от 29 ноября 1914 г (стр.303 и сл.).

Выборы в ФМО состоялись на заседании 29 ноября, и А.Н. Крылову был вручен диплом члена-корреспондента (№1425). А.Н. Крылов послал президенту Академии наук письмо с благодарностью «за высокую честь и высокое отличие» (ДАН, т.9, 1915, №6, стр. 469; Арх., оп.2, №10–12). В качестве члена-корреспондента Академии наук Алексей Николаевич принимал участие в работах различных академических комиссий.

В ноябре 1915 г Н.Е. Жуковский сообщил Алексею Николаевичу, что группа профессоров Московского университета решила предложить Совету университета возвести его в степень доктора «honoris causa» (почета ради).

Составленная Н.Е. Жуковским и подписанная другими профессорами Физико-математическоро факультета записка была заслушана в Совете Московского университета 13 февраля 1916 г. На основании ст.489 «Свода законов». (1898, ч. I, т. II) Совет «возвел в степень доктора прикладной математики заслуженного профессора Николаевской Морской академии Алексея Николаевича Крылова, приобретшего учеными трудами почетную известность, без испытания и представления диссертации».

Еще раньше, чем А.Н. Крылову был присужден докторский диплом, акад. Б.Б. Голицын сообщил ему, что в ФМО АН поднят вопрос об избрании его в действительные члены (ординарным академиком). А.Н. Крылов, благодаря Голицына, заявил, что выдвижение в академики считает «для себя великой честью», и согласился подвергнуться баллотировке (письмо от 19 января 1916 г; Арх., оп.2, №12).

Предложение об избрании А.Н. Крылова в ординарные академики было зачитано акад. В.А. Стекловым в заседании ФМО 20 января 1916 г, и Отделение назначило заседание Выборной комиссии на 3 февраля. На этом заседании Алексей Николаевич был избран единогласно (из 17 членов Отделения присутствовало 16 человек; Арх. АН, ф.1, оп.1а, №163).

Сообщение об этом было заслушано 6 февраля в Общем собрании, которое назначило на 5 марта баллотировку кандидата (там же). Так как в Общем собрании 5 марта не было положенного по уставу числа академиков, пришлось перенести баллотировку на 2 апреля. На это заседание явились 31 академик, законное число избирательных голосов составляло 22. А.Н. Крылов был избран большинством в 29 голосов (там же).

Дело пошло по инстанциям на утверждение.

3 июня непременный секретарь Академии сообщил А.Н. Крылову, что приказом по флоту и морскому ведомству от 2 июня 1916 г за №248 он утвержден, согласно избранию, ординарным академиком с 5 марта с оставлением профессором Морской академии (Арх., оп.2, №12).

В качестве ординарного академика Алексей Николаевич работал в нескольких комиссиях: постоянной центральной, сейсмической, магнитной и др. (ИАН, т.10, 1916, №13, стр.1160; №14, стр.1224; т.11, 1917, №2, стр.68 и др.). В 1916 г А.Н. Крылов был назначен директором Главной физической обсерватории, а уже в конце января 1917 г А.Н. Крылов подал в Общее собрание Академии рапорт об освобождении его от этой должности ввиду отсутствия у него соответствующих знаний и загруженности работой по подъему броненосца «Императрица Мария». Письмом от 16 февраля непременный секретарь Академии наук акад. С.Ф. Ольденбург сообщил А.Н. Крылову, что Общее собрание Академии «с глубоким сожалением выслушало» его заявление об отказе от должности директора Главной физической обсерватории и «с глубоким прискорбием согласилось освободить» его от этих обязанностей (Арх., оп.2, №9; ИАН, т.11, 1917, №12, стр.897).

По Академии наук А.Н. Крылов в рассматриваемый период исполнял одновременно обязанности непременного секретаря. Как представитель Академии паук он был тогда же членом Химического комитета Главного артиллерийского управления (ИАН, т.13, ч.2, 1919, №12–15, стр.523; т.15, 1921, стр.93 и сл.).

В протоколе январского заседания ФМО АН за 1919 г записано заявление А.Н. Крылова как председателя Организационного отдела Института экспериментальных исследований о том, что при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) учрежден специальный Научно-технический отдел. В задачи отдела входит сближение науки и техники с практикой производства. Поэтому названный Организационный отдел преобразован в Бюро научной комиссии Высшего совета народного хозяйства. Для связи практической деятельности последнего с наукой следует избрать представителей от Академии в названное Бюро. ФМО согласилось с этим заявлением, в состав Бюро был избран А.Н. Крылов (ИАН, т.13, 1919, №8–11, стр.320 и сл.).

{40} Перевод А.Н. Крылова «Теоретической астрономии» Гаусса впервые издан в 1919 г, затем включен в «Собрание» его трудов (т.VI, 1936).
{41} Очерк «Гибель линейного корабля «Императрица Мария» написан в 1916 г; впервые напечатан в сборнике Эпрон (в.3–5, 1934, стр.190–201) под заглавием «Заключение о гибели» и т.д. Здесь очерк состоял из двух частей: 1) Картина гибели линкора «Мария»; 2) Соображения о подъеме линейного корабля «Императрица Мария». В таком же виде очерк включен в 1-е издание книги «Некоторые случаи аварий и гибели судов» (1939). Во 2-м издании названной книги (1942) помещена только первая часть очерка, включаемая и в настоящее издание Воспоминаний. В сноске к подзаголовку очерка в предшествующих публикациях сообщалось от автора: «Ниже прилагаемое «Заключение Следственной комиссии по делу о гибели линейного корабля «Императрица Мария» было написано мною и по докладу принято единогласно для дальнейшего направления». К заголовку была сноска автора: «Не могло быть напечатано в свое время по цензурным соображениям».
{42} При включении очерка во 2-е издание книги «Некоторые случаи...» (1942) к нему были присоединены «Примечания» автора, взятые из его же сообщений в заседаниях Следственной комиссии, напечатанных в ее протоколах. Здесь А.Н. Крылов, между прочим, писал, что за время с начала войны 1914 г «по причинам, оставшимся неизвестными», взорвались в своих гаванях три английских и два итальянских корабля: «Если бы эти случаи были комиссии известны, относительно возможности «злого умысла» комиссия высказалась бы более решительно».
{43} Во время службы в Российской железнодорожной миссии Алексей Николаевич, наряду с множеством других работ, выполнил также сложную работу по организации перевозки турбин для Волховстроя первенца советской электрификации страны.
{44} Сборник, названный в сноске к тексту, издан в 1923 г Российской железнодорожной миссией в Берлине. В тексте цитируется помещенная в сборнике статья Э.А. Мронговиуса «Выбор способа перевозки». Там же помещена статья А.Н. Крылова «Суда, перевозившие паровозы» (стр.67–132).
{45} К настоящему очерку примыкает статья А.Н. Крылова «Пароходы Норвежско-русского общества» Лесопромышленное дело, 1925, №4, стр.10–12.
{46} С этим текстом связана заметка А.Н. Крылова, напечатанная в газете Красный флот от 27 января 1944 г под названием: «По поводу одного снимка».
{47} Об этом пожертвовании А.Н. Крылова записано в протоколе заседания Физико-математического отделения Академии наук от 10 мая 1917 г (Известия Академии наук, 1917, т.XI, №13, стр.900); см. рассказ об этом академика А.Е. Ферсмана в статье «В.И. Ленин и изучение производительных сил СССР» (Вестник Академии наук СССР, 1940, №4–5, стр.65).
{48} Руководя постройкой во Франции наших нефтеналивных судов, А.Н. Крылов учел возможность их мобилизации для нужд военно-морского флота. Для этого, как сообщил он, делаются на них соответственные «приспособления, которые не потребуют никаких добавочных расходов».

К тому же периоду относится деятельность А.Н. Крылова, связанная с возвращением в нашу страну богатейшего собрания подлинных рукописей А.С. Пушкина и ценных материалов к изучению творчества великого русского национального поэта. Почти накануне Февральской революции 1917 г русский эмигрант А.Ф. Онегин (Отто), проживавший в Париже, запродал России свой знаменитый Пушкинский архив и музей. В годы гражданской войны, под влиянием агитации белогвардейцев, он воздерживался от передачи собранных культурных ценностей представителям нашей Академии. Долго велись с ним переговоры. Советское правительство перевело в Париж крупную сумму золотом, а архив оставался на месте. Наконец, письмом к акад. С.Ф. Ольденбургу от 8 августа 1927 г из Парижа Алексей Николаевич мог сообщить Академии наук, что дело устроено. При этом он просил ускорить высылку ему нотариальной доверенности на принятие и отправку в Ленинград Онегинского собрания (Арх., оп.2, №97).

{49} См. «Очерк истории установления основных начал механики. Вступительная лекция к курсу теоретической механики в Морской академии» (Успехи физических наук, 1921, т.II, в.2); включено в книгу А.Н. Крылова «Мысли и материалы о преподавании механики» (1943, стр.5–21).
{50} «Основания теории девиации компаса» (Изд-во Академии наук, 1940, стр.71), включена в т.II Трудов А.Н. Крылова (1943); «О теории гирокомпаса Аншютца, изложенной проф. Геккелером» (Известия Академии наук, серия геогр. и геофиз., 1940, №4, стр.429–474), включена в Труды, т.II; «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля» (Известия Академии наук, серия геогр. и геофиз., 1938, №5–6, стр.439–475; Известия Военно-морской академии, 1939, в.II, стр.145–197). Государственная премия присуждена А.Н. Крылову за эти работы в 1941 г (см. Вестник Академии наук, 1941, №4, стр.2). В 1939 г А.Н. Крылову присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники. Тогда же он получил высшую награду СССР орден Ленина. В 1943 г ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». В 1944 г имя академика А.Н. Крылова присвоено Центральному научно-исследовательскому институту №45 Народного комиссариата судостроительной промышленности. В 1945 г А.Н. Крылов снова награжден орденом Ленина.
{51} Очерк представляет собою доклад, прочитанный в заседании Отделения физико-математических наук Академии наук 20 октября 1920 г; напечатан в Протоколе XIII заседания Отделения (стр.147–150); перепечатан в Вестнике Академии наук (1932, №6, стр.7–12) с таким примечанием: «Доклад остался неизвестным вне стен Академии, и, так как он является актуальным в наши дни, редакция печатает его с разрешения автора».
{52} Этот очерк-сообщение, сделанное в Отделении технических наук Академий наук СССР в 1938 г; напечатан тогда же в Вестнике Академии наук (№7–8, стр.20–31). В сноске к заглавию очерка ( «О курсе и постановке преподавания математики во втузах») указано, что раньше он был прочитан в Ленинградском кораблестроительном институте под нынешним заглавием. Это был доклад, сделанный 25 апреля 1935 г и напечатанный тогда же в журнале Судостроение (№7–43, стр.3–8).
{53} См. Очерк А.Н. Крылова «Галилей как основатель механики» (сб. Галилео Галилей, 1564–1642, под ред. академика С.И. Вавилова, Изд-во Академии наук СССР, 1943, стр. 56–67); в переработанном виде включен в «Очерк истории установления основных начал механики» (в книге А.Н. Крылов, «Мысли и материалы о преподавании механики в высших технических учебных заведениях СССР», Изд-во Академии наук СССР, 1943, стр. 5–21).
{54} Этот очерк был предметом выступления А.Н. Крылова на заседании Президиума Академии наук СССР 1 октября 1941 г; раньше был зачитан на собрании профессоров Ленинградского кораблестроительного института 14 июня 1941 г; напечатан в Вестнике Академии наук (1941, №9–10, стр.76–77) с таким примечанием: «Помещая выступление академика А.Н. Крылова, Президиум Академии наук СССР считает вопросы, выдвинутые академиком А.Н. Крыловым, имеющими общее значение и заслуживающими особого внимания».
{55} Настоящий очерк представляет собою выступление А.Н. Крылова в Комиссии, избранной Отделением математических и естественных наук Академии наук в январе 1938 г. для ознакомления с работами академика П.П. Лазарева (1878–1942), в составе академиков: А.Н. Баха (председатель), А.Н. Крылова и Л.А. Орбели.
{56} Очерк разрабатывался в течение многих лет. Первоначальный набросок опубликован в 1928 г в виде предисловия к книге С.Т. Яковлева «Кораблеустройство и трюмное дело». Затем этот набросок был расширен и напечатан в 1932 г в журнале Судоходство и судостроение (№4–5). В своей настоящей редакции и под нынешним названием был сообщен на II пленуме Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроителей 22 ноября 1933 г; напечатан в Трудах общества за 1934 г (т. I, в. I); наконец, включен в книгу «Теория корабля» (1934), являясь, таким образом, сжатым введением в главный и основной труд полувековой научно-исследовательской и преподавательской деятельности академика А.Н. Крылова.
{57} Очерк «Физика в морском деле» не был включен в текст «Воспоминаний» А.Н. Крылова, изданных незадолго до его смерти в 1945 г. Впервые опубликован в Журнале Российского физико-химического общества, 1914, т. 46, вып. 1.
{58} «Рассказ о моей жизни» напечатан в газете Красный флот (№23, от 16 февраля 1939 г).
{59} Кружок Н.Н. Шелгунова вел среди моряков широкую социал-демократическую пропаганду. Подробности см.: М.А. Брагинский, «Из воспоминаний о военно-революционной организации 1884–1880 гг». (сб. Народовольцы 80–90-х годов». М., 1929, стр.113 и сл.).
{60} Сестры Фигнер: Вера Николаевна (Филиппова, 1852–1942); Лидия Николаевна (Стахевич, 1853–1920), Ольга Николаевна (Флоровская, ум. в 1919), Евгения Николаевна (Сажина, 1858–1931).
Список иллюстраций