На истребителях девушки
Боевая деятельность женского истребительного авиаполка началась осенью 1942 года, когда фашистские орды рвались к Волге. С аэродрома, расположенного недалеко от Саратова, девушки летали прикрывать город, железнодорожный мост через Волгу и железнодорожные пути. Приходилось также бороться с разведчиками противника или сопровождать наши самолеты...
В ту памятную звездную ночь город был разбужен воем сирен, подававших сигналы воздушной тревоги. Дежурные истребители поднялись в воздух.
Грохотали зенитки, по небу метались лучи прожекторов. Но вот в скрещенных лучах появился силуэт «юнкерса». И сразу же светлая полоса трассирующей очереди прочертила небосвод.
Для Леры Хомяковой это был первый воздушный бой. Экзамен на боевую зрелость она выдержала блестяще, победив в единоборстве немецкого воздушного аса, на груди которого было несколько железных крестов.
Лера стала первой летчицей, сбившей самолет противника в ночном воздушном бою.
Вскоре нашу женскую эскадрилью перевели на Сталинградский фронт. Возглавляла подразделение Рая Беляева, бывшая работница одной из фабрик Ленинграда. Она пришла в полк из Осоавиахима. Научилась летать в аэроклубе, а потом неоднократно участвовала в авиационных парадах.
Перед вылетом, у самолетов, провели партийно-комсомольское собрание. В этот день вооруженец Соня Тишурова получила письмо, в котором сообщалось о гибели ее родителей, зверски замученных фашистами. [83]
Когда узнали об этом, девушки поклялись беспощадно мстить гитлеровцам за кровь советских людей.
На новом месте работали с полевых аэродромов, лежавших в заволжской степи.
На западе все время стояло черное зловещее облако, иногда ветер доносил оттуда тучи пепла. Горел Сталинград. Фашисты с тупой методичностью почти непрерывно бомбили город. В воздухе то и дело разгорались жаркие схватки.
2 октября старший лейтенант Беляева в паре с младшим лейтенантом Будановой патрулировали в районе село Житкур озеро Эльтон. Встретили двенадцать Ю-88 и смело атаковали их. Спасаясь, фашисты сбросили смертоносный груз в поле. Рая Беляева в этом бою сбила истребитель Ме-109 из группы, прикрывавшей бомбардировщиков.
В другой раз с такой же группой немецких самолетов встретилась Катя Буданова. Девушка вступила в неравный бой и сбила вражеский самолет. Настойчивость ее неоднократных атак достигла цели: бомбардировщики повернули обратно, не дойдя до линии фронта.
Наступили первые морозы, бушевали шквальные ветры, а напряженность воздушных боев не только не снизилась, а даже возросла. В эти дни большая выдержка и стойкость потребовались от девушек-техников. Зое Мальковой, Нине Шебалиной, Соне Осиповой, Фаине Плешивцевой, Вале Краснощековой, как и всем их подругам, приходилось работать на морозе и пронизывающем ветру, а иногда и спать тут же на аэродроме, под открытым небом. Больно было смотреть на их красные обмороженные лица, на содранные в кровь руки. Но работали они самоотверженно, и наши самолеты всегда были готовы совершить по 7–10 боевых вылетов в сутки.
В начале марта 1943 года полк перебазировался к Воронежу. Здесь мы прикрывали с воздуха сам город, железнодорожные узлы Отрожки, Лиски, Касторное, а также мосты через реки Дон и Воронеж.
Вокруг виднелись свежие следы недавних боев: развороченный фашистский танк, вздыбленная бомбами и снарядами земля. За рекой виден Воронеж, когда-то красивый русский город. Теперь там остовы домов с [84] пустыми глазницами окон да короткие красноречивые надписи на стенах: «Разминировано сержант Иванов».
Аэродром, куда мы перелетели, был заминирован. Приходилось аккуратно садиться на узкую, свободную от мин полосу.
Мы поселились в полуразрушенном доме без окон, без дверей. Но ни холод, ни дождь, свободно проникавший к нам через худую крышу, ни частые бомбежки и снаряды, рвавшиеся прямо на аэродроме, не могли испортить нам настроения. У всех было состояние душевного подъема от сознания, что советские войска успешно продвигаются на запад.
Работа была напряженной. Вылеты не прекращались ни днем, ни ночью. Часто девушкам приходилось вступать в бой со значительно превосходящими силами противника.
19 апреля по сигналу боевой тревоги в воздух поднялась дежурная пара истребителей заместитель командира эскадрильи младший лейтенант Тамара Памятных и младший лейтенант Рая Сурначевская. С командного пункта полка их направили на перехват бомбардировщиков противника. Вскоре летчицы заметили свыше сорока ГО-88 и ДО-215. Самолеты шли к станции Касторное, где скопилось несколько наших воинских эшелонов.
Нельзя было допустить туда врага. Летчицы решили атаковать.
Два «юнкерса» сразу загорелись и пошли к земле. Остальные только сомкнулись плотнее и открыли ответный огонь.
Снова и снова два ястребка бросались в атаку сверху, сзади, с флангов. Запылал еще один фашистский самолет, затем другой. И тут враг дрогнул. Строй нарушился. Бомбардировщики стали сбрасывать свой груз и поворачивать обратно.
Девушки продолжали преследовать противника, который отчаянно отстреливался. Самолет Тамары Памятных загорелся, начал падать. Летчице все же удалось выброситься и спастись на парашюте.
А Рая одна продолжала нападать на самолеты врага. Но вот в кабину ворвался густой пар, брызнула горячая вода. Рая сразу поняла: перебита водосистема. [85]
Пришлось прекратить преследование и приземляться в поле.
К месту ее посадки из ближайших деревень уже спешили колхозники, наблюдавшие этот беспримерный бой двух советских истребителей против сорока самолетов противника. Каково же было их удивление, когда у самолета они увидели худенькую белокурую девушку в летной форме. Женщины плакали, качали головами и все твердили:
Родненькая наша, какая же ты молоденькая...
Весеннее небо над аэродромом часто хмурилось, затягивалось густыми облаками. Однажды в голубом просвете появился немецкий разведчик. Летчицы Ира Олькова и Оля Яковлева вылетели наперехват.
Встреча состоялась над аэродромом. Фашист изворачивался. Мы с земли затаив дыхание следили, как в разрывах облаков показывались то фашист, то преследовавшие его ястребки. Но вот самолет противника, объятый пламенем, круто пошел вниз.
Весна принесла с собой распутицу. Тяжело стало вытаскивать самолеты со стоянок на взлетную полосу.
Девушки выбивались из сил. А на отдых времени почти не было. Днем боевая работа, ночью латание пробоин и ремонт.
Хорошо еще механик С. Осипова не давала унывать. Она всегда была готова помочь подругам, ободрить их, шуткой разогнать печаль.
А когда становилось совсем невмоготу, мы пели. Рита Кокина, худенькая белокурая девушка, бывшая студентка педагогического института, сочиняла хорошие песни. Были у нее и шуточные, были и задушевные, в которых слышалась мечта о победе над врагом, о мирной жизни и дума о нерушимой фронтовой дружбе...
Не все всегда обходилось благополучно. В иные дни из полета не возвращался кто-либо из девушек. В одном из боев погибла Валерия Хомякова, были сбиты Клава Нечаева и Инна Лебедева. Не вернулась с боевого задания Тая Смирнова, и только позже узнали, что она тяжело ранена и находится в госпитале. Однажды во время боевого вылета погибла командир [86] эскадрильи Рая Беляева. Но все это не пугало девушек, наоборот, они еще решительнее громили врага.
Под натиском Советской Армии гитлеровские войска продолжали откатываться на запад. Наши наземные соединения преодолели Днепр и вырвались на Правобережную Украину.
Туманным утром 13 декабря армада фашистских бомбардировщиков под прикрытием истребителей рвалась к Киеву. Они надеялись, что в тумане смогут подойти безнаказанно.
Но, лишь только об этом стало известно, в воздух поднялась командир эскадрильи Ольга Ямщикова с ведомым Сашей Акимовой. За ними пошли все самолеты эскадрильи. И вот уже первая пара наших истребителей атакует фашистские самолеты. На подступах к переправе идет ожесточенный воздушный бой. Подняты в воздух истребители четырех полков. Боевой порядок врага расстроен. Бомбы беспорядочно сброшены в Днепр. В этом воздушном бою было сбито 17 самолетов противника. Сорван замысел врага переправа осталась цела.
Фронтовые дороги занесли полк в Венгрию. Шел 1945 год. Советские войска добивали фашистского зверя в его же берлоге.
Помню, стояли мы на аэродроме под Дебреценом. Вместе с нами базировались самолеты дружественной румынской армии.
Румынский летчик подошел как-то к нам и, улыбаясь, на ломаном русском языке говорит:
А знаете, как я из-за вас, девушки, пострадал, точнее вот из-за нее, и показал на Галю Бурдину.
Летчик рассказал, что во время воздушного боя над Корсунь-Шевченковским мимо него промчался краснозвездный истребитель, а летчик в нем, как он смог заметить, имел девичий профиль и выбивавшиеся из-под шлемофона каштановые локоны.
После боя он рассказал об этом своим товарищам, и те подняли его на смех:
Женщина-истребитель? Никогда такого не было и не будет!
Тебе и в воздухе начинают красотки грезиться? [87]
Совсем засмеяли парни.
А видите, я, оказывается, прав, сказал он Гале. И я уверен, что именно вы мне тогда встретились.
Румынский летчик действительно мог видеть Галю, ведь наш полк тоже участвовал в тех боях.
Летчицы 586-го истребительного авиационного полка прошли славный боевой путь от Волги до Дуная.
После войны они вернулись к мирному труду. Многие из них окончили институты, в которых учились до войны. Саша Макулина, бывший начальник штаба, теперь доцент университета, кандидат географических наук. Бывшие механики Антонина Горбунова, Нина Словохотова, Зоя Малькова тоже защитили диссертации. Александра Эскина, Валентина Скачкова, Фаина Плешивцева, Нина Шебалина инженеры, Марина Мужикова прокурор, Галина Бурдина, Олькова продолжают летать на самолетах Гражданского воздушного флота. Бывший командир эскадрильи Ольга Ямщикова еще недавно летала на реактивных самолетах, испытывала современные истребители. Сейчас она военный инженер. Бывший штурман полка Сеид Мамедова министр социального обеспечения Азербайджана.
Мы часто собираемся, чтобы вспомнить трудный путь, который прошли вместе. Вспоминаем и тех, кого нет больше с нами, кто героически погиб за счастье нашего народа. [88]