Глава двенадцатая
Познакомившись с «Хреном», я убедился, что «Муся» правильно оценивает своих людей.
Перед оккупацией Крыма Виктор Кириллович Ефремов работал заместителем начальника станции по технической части и считался одним из лучших работников Сталинской железной дороги.
Накануне прихода немцев в город Ефремов до самого последнего момента отправлял в Севастополь эшелон за эшелоном людей, технику, ценные грузы. А потом с группой подрывников взорвал пути, пакгаузы, железнодорожный мост и мастерские.
На станции полыхал пожар, но немцы были уже на окраине города, и уйти из Симферополя Ефремову не удалось.
Три месяца Ефремов не выходил из дома, нигде не работал. Но 26 января к нему на квартиру явились гестаповцы, забрали его жену она была еврейка и расстреляли ее. А сам он получил приказ: под угрозой расстрела немедленно явиться на работу.
Я ломал голову... Что поделаешь! рассказывал «Хрен». Не хотелось умирать. И в конце концов решил: «Ладно, пойду работать. За все вам отработаю: за станцию, которую своими руками взорвал, за жену, которую вы расстреляли, за все...»
«Хрен» пришел на станцию, назвался сцепщиком вагонов и получил работу. Это было рискованно: а вдруг найдется какой-нибудь подлец и расскажет немцам, что он взорвал станцию и мост? Но знакомые рабочие и виду не подали, что знают «Хрена».
На работе «Хрен» особенно сблизился с высоким, широкоплечим сцепщиком вагонов Левицким и башмачником [210] Лавриненко, худым, юрким, с задорно бегающими, плутоватыми глазами.
Первым делом Ефремов принялся организовывать расхищение немецких грузов. Этому немало способствовала нужда, царившая в то время в рабочих семьях. Растаскивали целые вагоны продуктов, и немцы ничего не могли поделать. Не помогали ни обыски в рабочих домах, ни немецкие овчарки.
Однажды, перед пасхой, немцы намеревались отправить подарки своим войскам под Севастополь. Приготовленные к отправке вагоны с пасхами и крашеными яйцами не давали Ефремову покоя.
В пути на подъеме Анатровской ветки от состава вдруг оторвались три вагона и с большой скоростью по-катились назад, на станцию. Поднялся переполох. «Растерявшийся» Лаврйненко перевел стрелку на другой путь, где в это время шла погрузка войск и техники. Вагоны ударились о платформу с орудиями и разбились. Пасхи и яйца разлетелись в разные стороны. Покалечило несколько немецких солдат.
Началось следствие, но Ефремов, при помощи подставных свидетелей, отделался лишь штрафом в сто пятьдесят марок «за небрежное отношение к работе». Зато рабочие хорошо разговелись.
Однажды он сказал своим верным помощникам Левицкому и Лаврйненко: «Довольно нам быть узкими специалистами. Пора другие профессии осваивать. Вот хотя бы песок или стеклянный порошок полезный предмет в наших условиях, если его в буксы вагонов подсыпать».
Он связался и с некоторыми рабочими депо, которые начали портить паровозы: ломали смазочные трубки, клапаны, портили инжекторы, забрасывали металлические предметы в цилиндры.
У воинских эшелонов, выходящих со станции Симферополь, частенько стали загораться буксы вагонов, движение то и дело задерживалось, возникали аварии.
Прислали нового начальника станции, молодого немца, актера по профессии. За танцующую походку и кривляние рабочие прозвали его «Клоуном». Ничего не понимая в работе железнодорожного транспорта, но желая оградить себя от неприятностей, Клоун пустился на [211] хитрость. Узнав, что Ефремов специалист, он вызвал его к себе.
Назначаю вас начальником станции.
Вместо вас? удивился Ефремов.
Нет, брезгливо поморщился Клоун, Об этом вам, русским, нужно забыть. Управлять будем мы, немцы.
А что же я должен делать?
Вы будете русский начальник.
Что это значит?
Это значит, Клоун надменна растягивал слова, что формировать, отправлять и принимать поезда буду я, а вы будете следить за работой русских рабочих и отвечать за них.
Ефремов согласился и приступил к исполнению обязанностей «русского начальника станции».
Прежде всего ему нужно было окружить себя надежными людьми. При разборе конфликтов с русскими рабочими этим занимался сам Клоун большое значение имел переводчик. На должность переводчика Ефремов устроил старого советского педагога железнодорожной школы Надежду Семеновну Усову, патриотку из «Мусиной» группы.
В кладовщики Ефремов взял своего хорошего знакомого, члена партии Андрея Андреевича Брайера, тихого и незаметного старика, которому удалось скрыть от немцев свою партийность.
«Муся» рассказала мне, что на этой же станции Ефремов встретился с девушкой, которая стала потом его женой.
15 июля из Бахчисарайского лагеря военнопленных с группой моряков бежала участвовавшая в обороне Севастополя медсестра зенитного полка комсомолка Люда. Отец Люды двадцать пять лет работал помощником машиниста на Симферопольской железной дороге. Он был уже инвалидом и не вставал с постели.
Не имея документов, Люда некоторое время скрывалась у своих родителей. Но нужно было где-то работать; ей посоветовали устроиться на железную дорогу предприятие оборонного значения, по крайней мере в Германию не угонят.
Люда пошла к русскому начальнику станции, рассчитывая [212] встретить пожилого человека из «бывших», и была поражена, когда увидела Ефремова.
«Меня прямо зло взяло! рассказывала она потом. Такой молодой, как будто симпатичный, воспитан советской властью, а служит немцам».
Ефремов спросил девушку, что ей нужно.
Какую-нибудь работу.
Откуда вы?
Люда посмотрела на него вызывающе:
Из Севастополя.
Документы есть?
Никаких.
Ефремов все понял, и Люда начала работать переписчицей. Она получила удостоверение о работе, а затем и временный немецкий паспорт.
Люду тронуло отношение Ефремова, но она попрежнему не могла примириться с его ролью и как-то раз даже сказала ему:
Как вы можете служить немцам?
Неужели вы думаете, помолчав, ответил Ефремов, что я, у которого немцы расстреляли жену, буду честно на них работать?
Люда поверила ему. Они сначала подружились, а потом стали мужем и женой.
Люда помогала мужу в его опасной работе.
Ефремов целыми днями ходил по станции, якобы наблюдая за русскими рабочими, и упорно не замечал, как те часами просиживали в укромных уголках за разговорами, курением, всячески уклоняясь от работы.
Ефремов установил связь с врачом железнодорожной поликлиники. Вскоре невыходы на работу «по болезни» приняли такой массовый характер, что Клоун приказал геем больным до поликлиники проходить «освидетельствование» у него.
Тогда Ефремов стал ежедневно в два часа дня являться к Клоуну и передавал ему письменное донесение о том, что «все на работе и больных нет».
Большую помощь оказывала Ефремову переводчица Усова. По его указаниям она старалась переводить объяснения рабочих как можно запутанней. После долгих и утомительных разбирательств Клоун, ничего не понимавший в работе транспорта, вынужден был соглашаться с [213] доводами Ефремова, и виновные вместо тюрьмы отделывались штрафом.
Однажды Ефремов сказал Усовой, что можно было бы наделать немцам больше неприятностей, но нечем действовать. А как связаться с партизанами, он не знает.
Усова сообщила об этом Александре Андреевне Волошиновой. «Муся» очень заинтересовалась Ефремовым и назначила ему свидание.
От «Муси» Ефремов вернулся домой довольный и веселый.
Нашел, что искал! сказал он жене, выкладывая на стол четыре магнитные мины. Замечательная женщина! Сразу предложила организовать на станции диверсионную группу. Дала эти четыре штучки и обещала еще, сколько потребуется. Такая постановка вопроса мне нравятся.
Начали думать, куда девать Магнитки. Ефремов прятал мины в диван, в шифоньер, в сундук, в кладовку, но тут же вынимал обратно все места казались ненадежными.
Самое надежное здесь,; засмеялся он и положил мины под свою подушку.
Спал он неспокойно. Встал рано утром, положил мины в портфель и понес на квартиру к теще. Там снял с окна подоконник, выдолбил под ним отверстие, уложил мины и поставил подоконник на старое место.
Придя на работу, Ефремов начертил план станции, и Люда отнесла его Александре Андреевне.
В тот же вечер Ефремов позвал к себе домой Левицкого и Лавриненко.
Есть хорошие новости! Он усадил их за стол. До сих пор мы только покусывали немцев, а теперь можем рвать их на части. И показал им мину. Вот эта штучка очень хорошо прилипает к вашим вагонам. Нужно только выбрать эшелон с боеприпасами. Через три часа получится красивое зрелище.
Неужели от такой маленькой штучки может взорваться весь эшелон? спросил Левицкий, разглядывая мину.
Сама мина дает сравнительно небольшой взрыв, но от нее взрываются снаряды, вспыхивает горючее.
Куда лучше ее закладывать? [214]
А вот давайте подумаем. Если положить в хвост, немцы могут отцепить горящие вагоны и угнать остальной состав. Такая же история может получиться, если заложить мину в головной вагон. По-моему, надежнее всего закладывать на каждый состав по две мины: одну в голову, другую в середину состава. Начнутся взрывы в середине, загорится и хвост, а отцепить они не успеют. Прилеплять мины к вагону тоже не совсем надежно. Какой осмотрщик попадется, а то могут и заметить. Лучше залезть в вагон и положить мины прямо в боеприпасы.
Они условились о сигналах во время операций. Тогда же, по совету «Муси», Ефремов установил клички: сам он «Хрен», Лавриненко «Кошка», Левицкий «Мотя».
«Хрен» дал товарищам карбидный фонарик, две мины и показал, как с ними обращаться.
1 ноября вечером на станции готовили к отправке большой состав с боеприпасами. «Кошка» и «Мотя» работали уже вместе в ночной смене, следили за погрузкой снарядов и авиабомб. «Хрен» вышел из своего кабинета, обошел эшелон и, проходя мимо «Кошки», шепнул:
Дело хлебное. Валяйте!
Штучки под ватником, кивнул тот.
«Хрен» ушел. «Кошка» и «Мотя», крутясь около эшелона, выжидали удобный момент. Часовой немец прошел мимо них к паровозу, «Кошка» нырнул под эшелон, быстро взобрался с другой стороны в люк вагона, зарядил мину и заложил ее между ящиками со снарядами. Он ждал сигнала, чтобы вылезти, но получилась задержка. Дежуривший «Мотя», услышав шаги часового, стал ближе к поезду и навел фонарь в глаза немцу, показывая, что тут железнодорожники. Осматривая будто бы путь, «Мотя» два раза стукнул по рельсу. Это означало: «Опасно, не шуми».
Немец подошел к «Моте» и вместе с ним стал осматривать путь.
Гут, гут! произнес «Мотя», показывая на рельсы.
Я воль, яволь, гут! закивал немец и прошел дальше. [215]
Когда шаги затихли, «Мотя» стукнул три раза: «Спокойно, можно вылезать».
Они перешли к головному вагону. Таким же способом «Кошка» заложил в снаряды и вторую мину.
«Хрен» очень нервничал. Он ходил в своем кабинете из угла в угол. Вошел «Кошка» и доложил, что все сделано.
Стали с нетерпением ждать отправления поезда. Прошел час, другой, а поезд все стоит. «Хрен» волновался: «Чорт возьми! Если мины взорвутся на станции, немцы сразу бросятся искать диверсантов».
Прошло еще несколько томительных минут. Наконец эшелон тронулся на север, к Перекопу. «Хрен» облегченно вздохнул и не спеша пошел домой. Ночь была тихая, теплая.
Сегодня не будем спать что-то должно произойти, сказал он Люде.
Они вышли на балкон. Очень медленно ползло время... И вдруг раздался оглушительный взрыв. За ним другой, третий. Стекла в окнах зазвенели. На горизонте вспыхнуло зарево: Взрывы не смолкали в течение трех часов.
Утром в кабинет к «Хрену» пришел «Кошка».
Наша грохнула на станции Кара-Кият! сияя от радости, шепнул он и бросился целовать «Хрена».
Все в порядке, и пьяных нет, ответил «Хрен» своей любимой поговоркой. А где «Мотя»?
Ночью его отправили с вспомогательным поездом на место взрыва. Дежурный немец метался, как очумелый. «Партизан, партизан! кричит. Аллес капут!»
К Ефремову заглянул один из служащих:
Слышали ночью канонаду?
Нет, я спал, спокойно ответил тот.
Что вы! Как можно было спать! Говорят, красный десант выброшен в Сарабузе. И он выбежал из кабинета, «по секрету» сообщая о десанте всем встречным.
К вечеру вернулся «Мотя» и рассказал, что работал на расчистке путей. Взрывами уничтожен весь эшелон, разрушена станция Кара-Кият, путь испорчен и движение остановлено. С главной линией придется повозиться не меньше недели. Немцы очень взволнованы, а русские рабочие посмеиваются. [216]
На следующий же день «Кошка» удачно заложил, две мины в состав с бензином. Но погода была холодная, мины своевременно не взорвались, состав ушел на Перекоп, и результат действия этих мин установить не удалось.
12 ноября «Кошка» и «Мотя» минировали вагон с кислородными баллонами и горючим. Взрыв произошел в Джанкое на месте выгрузки. Вагон сгорел.
14 ноября подложили мину в вагон с патронами. На перегоне Богемка Воинка вагон взорвался. Два соседних вагона с продовольствием сгорели.
16 ноября «Кошка» минировал состав с горючим. Сгорели восемь вагонов с бензином.
В ту же ночь «Кошка» и «Мотя» заложили вторую мину в вагон с крупнокалиберными снарядами. Но на станции Сейтлер на этот же эшелон сбросил бомбы наш самолет, и диверсантам не удалось установить, от их мины или от авиабомбы сгорел состав.
17 ноября на перегоне Каранкут Джанкой взлетел на воздух состав с боеприпасами. Было уничтожено 27 вагонов, убито 10 и ранено 18 немцев и румын. Движение прервалось на двенадцать часов.
В местах, где происходили аварии, немцы тотчас арестовывали много русских. Но составы взрывались на глазах самих немцев, зачастую днем, и невиновность людей, случайно оказавшихся на месте аварии, была совершенно очевидной.
Тогда немцы пустились на хитрость. Они начали формировать эшелоны с боеприпасами скрытно от русских. Формировали «комбинированные» составы: два-три вагона с незначительным грузом и два-три с боеприпасами, несколько вагонов пустых, четыре-пять со снарядами.
«Хрен» и его помощники быстро разобрались, в чем дело, но теперь для взрыва эшелона требовалось больше мин.
При встречах со мной «Муся» волновалась и жаловалась:
Группа «Хрена» опять бездействует, нет мин. Понимаете, нет мин!
Я как мог «нажимал» на подпольный центр, но мин из леса присылали все-таки недостаточно. Мне приходилось делить мины между тремя диверсионными группами: [217] «Саввы» в Сарабузе, Васи Бабия в Симферополе и группой «Хрена» на железной дороге.
Самым важным был участок «Хрена». Поэтому я выделял ему мины в первую очередь.