Эпилог
В день празднования 30-летия Победы над фашистской Германией — 9 мая 1975 года — тысячи заводчан, жителей города и гостей стали участниками открытия мемориала-памятника героям Великой Отечественной войны.
Мемориал занял центр большой площади на пересечении самых оживленных магистралей: широкого шоссе и красивого проспекта, в который превратилась дорога, ведущая к заводу.
В центре мемориала — штурмовик Ил-2, взлетающий с многометровой взлетной полосы. Самолет во всеоружии: на своих местах пушки и пулеметы, реактивные снаряды и бомбы. И по-прежнему он стремителен, красив.
Сотни умелых рук сегодняшнего поколения рабочих нашего завода с любовью потрудились над восстановлением былого облика машины, прибывшей из Карелии. Специалисты приняли меры к ее предохранению от атмосферных воздействий.
На мемориальной доске монумента золотом высечено:
«Ил-2 установлен 9 мая 1975 года в честь боевых и трудовых подвигов горожан в Великую Отечественную войну».
Много вариантов памятника было просмотрено архитекторами и заводчанами, прежде чем остановились на этом. Он прост, величествен и впечатляет, откуда бы на него ни смотреть.
Интересные, я бы сказал, знаменательные встречи состоялись на торжествах открытия памятника.
Из Москвы прилетел прославленный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки. В свое время он испытывал в воздухе опытный экземпляр Ил-2, дал ему путевку в жизнь.
В числе других встречал знаменитого гостя заводской летчик-испытатель, Герой Советского Союза Константин Константинович Рыков, которому довелось испытывать первый, а за ним и многие сотни серийных «илов», провожать их на фронт.
Из Новосибирска прилетел и тот летчик-штурмовик, чей самолет сегодня был поднят на пьедестал,— Константин Михайлович Котляревский. Он теперь заместитель директора одного из заводов.
Было что вспомнить ветеранам, о чем рассказать на торжественном митинге.
Бывшие руководители нашего и соседних заводов-участников массового строительства штурмовиков, воины бывшего 828-го штурмового авиаполка и других воинских частей, руководители областных и городских организаций в своих горячих речах были единодушны в оценке события.
Открытие мемориала-памятника с взлетающим «илом» явилось тем совершенно необходимым элементом, который достойно завершил замечательные дела талантливых создателей этого самолета, [175] его беззаветных тружеников-строителей и отважных летчиков-штурмовиков.
Для моего родного завода стремительно взлетающий «ил» стал символом трудового подвига, получившего высочайшую оценку. Она дана на странице 463 пятого тома «Истории Коммунистической партии Советского Союза»:
«Авиационная промышленность, особенно ее передовые предприятия — завод № 18 (директор А. А. Белянский, парторг ЦК Л. Н. Ефремов), № 21 (директор С. И. Агаджанов, парторг ЦК А. В. Агуреев), № 26 (директор В. П. Баландин, парторг ЦК Д. И. Голованев), № 153 (директор В. Н. Лисицын, парторг ЦК А. И. Шибаев), полностью обеспечивала фронт самолетами... Достижения авиационной промышленности сыграли решающую роль в том, что советская авиация, завоевав в 1943 году господство в воздухе, надежно удерживала его до конца войны».
Москва,
1971-75 гг.