В этих словах известного в нашей стране «Марша авиаторов» выражена цель жизни людей, преданных небу. Для этого были рождены и авторы настоящей книги авиационный инженер Тамара Кожевникова и летчик-испытатель Марина Попович.
«Песнь высоты» так называется их книга. Читатели увидят, как однажды пересеклись и через много лет сошлись в жизни пути авторов: первая встреча состоялась на дорогах войны, когда ехавшая на фронт авиационный инженер Тамара Оденова заметила на обочине дороги маленькую девочку Марину Васильеву и помогла ей и ее матери уехать в тыл; вторая в послевоенное время, на аэродроме. Марина Попович, уже летчица ДОСААФ, готовилась к параду, а Тамара Кожевникова, как инженер, проверяла готовность к параду авиационной техники. Но не этим поразительным фактом объясняется то, что авторы решили выступить с общей книгой. Главная причина заключается в том, что летчик и инженер это единое звено, обеспечивающее полет самолета. И хотя задачи у инженера и летчика разные, цель одна достижение высоты.
«Небо начинается с земли» это убедительно доказывает в своей части книги Т. Кожевникова. Во фронтовых записках Тамара Оденова (Кожевникова), представитель старшего поколения авиаторов, вынесшего на своих плечах все тяготы Великой Отечественной войны, просто и искренне рассказывает о службе инженера авиационного истребительного полка, о своих товарищах и подчиненных, о летчиках и авиационных специалистах, о трудном и долгом пути к победе над гитлеризмом.
Марина Попович начала летать после войны. Теперь она известный всему миру летчик-испытатель, единственная в нашей стране женщина, занимавшаяся испытанием самолетов. [6]
Главное, что их объединяет, это любовь к небу, стремительному полету, высоте. «Взлетная полоса» их не была гладкой. И той и другой не сразу удалось добиться разрешения заниматься таким сугубо мужским делом. Однако их безудержное стремление к выбранной цели победило. Это говорит о многом: во-первых, о неукротимой энергии девушек, их огромной любви к небу, а во-вторых, о том, что только в нашей стране любому человеку открыты все дороги. «Дерзай, выдумывай, пробуй!»
Вчерашние школьницы с головой окунулись в учебу, тренировки. И оправдали высокое доверие. Т. Б. Кожевникова гвардии подполковник-инженер в отставке, кавалер четырех орденов и десяти медалей, ветеран Великой Отечественной войны, а М. Л. Попович полковник-инженер запаса, кандидат технических наук, летчик-испытатель первого класса. Ей принадлежит тринадцать мировых и двадцать шесть всесоюзных рекордов, она удостоена пяти Больших золотых спортивных медалей СССР и четырех международных наград: дипломов Поля Тиссандье, Юрия Гагарина, Золотой медали имени С. П. Королева, высшей награды ФАИ Большой золотой медали; она имеет пять правительственных наград и звание заслуженного мастера спорта СССР.
Т. Кожевникова получила напутствие в авиацию от великого К. Э. Циолковского. Она современник тех знаменитых летчиков, которые «делали сказку былью», В. Чкалова, М. Громова, М. Водопьянова, В. Коккинаки, В. Гризодубовой, М. Расковой. М. Попович сверстница людей новой эры в развитии авиации реактивной и космической.
Но, несмотря на то что авторы книги принадлежат к разным поколениям, у них очень много общего. Мужество, воля, твердость характера, непреклонное стремление к выбранной цели главные их черты. [7]
Способность совершить подвиг, мне кажется, заложена в каждом советском человеке, этому содействует и сам образ нашей жизни. И все-таки к совершению подвига людей непосредственно готовит прежде всего армейская среда. Среда суровая, где главное твердый характер, дисциплина, строгая служба. А каково было в этой среде им, женщинам! Одной пройти по всем фронтовым дорогам, а другой, вступив в ряды авиаторов реактивного века, работать на самой новой технике, испытывая на себе сверхдопустимые перегрузки. Но они с честью преодолели все трудности и достигли своей высоты.
Первая часть книги переносит читателя на фронтовые аэродромы. Дни и ночи напряженной боевой работы, яркие эпизоды воздушных сражений, тяжелейшие будни военных лет... Надо ли говорить, насколько важен и ценен этот опыт для нашего молодого поколения!
Во второй части книги, которая называется «Автограф в небе», рассказывается о мирных днях страны, о спокойном небе и о сложнейшей авиационной технике, которую необходимо осваивать, чтобы наше небо всегда оставалось чистым.
В книге прослеживается преемственность поколений наших славных авиаторов, передача традиций героизма и беззаветной преданности Родине.
Нельзя обойти вниманием и такой факт: оба автора, несмотря на их высокие звания и награды и на то, что большую часть своей души они отдали служению любимому делу, остаются обаятельными женщинами, заботливыми женами и любящими матерями. Меня глубоко трогает эта чисто женская забота о муже, о детях, об их счастье. Это ли не прекрасно: быть героиней и одновременно простой земной женщиной! Вот с кого надо брать пример нашей молодежи.
Мне припоминается такой факт. Однажды на встрече с нашими летчицами французские летчики из полка «Нормандия Неман» сказали: «Если [8] бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».
Я полностью присоединяюсь к этому высказыванию и отношу его как ко всем женщинам-авиаторам, прославившим и прославляющим нашу Родину, так и, прежде всего, к авторам этой книги.
Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н. П. Каманин