Содержание
«Военная Литература»
Мемуары
Друзьям-авиаторам, живым и погибшим, посвящаем.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
преодолеть пространство и простор...».

В этих словах известного в нашей стране «Марша авиаторов» выражена цель жизни людей, преданных небу. Для этого были рождены и авторы настоящей книги — авиационный инженер Тамара Кожевникова и летчик-испытатель Марина Попович.

«Песнь высоты» — так называется их книга. Читатели увидят, как однажды пересеклись и через много лет сошлись в жизни пути авторов: первая встреча состоялась на дорогах войны, когда ехавшая на фронт авиационный инженер Тамара Оденова заметила на обочине дороги маленькую девочку Марину Васильеву и помогла ей и ее матери уехать в тыл; вторая — в послевоенное время, на аэродроме. Марина Попович, уже летчица ДОСААФ, готовилась к параду, а Тамара Кожевникова, как инженер, проверяла готовность к параду авиационной техники. Но не этим поразительным фактом объясняется то, что авторы решили выступить с общей книгой. Главная причина заключается в том, что летчик и инженер — это единое звено, обеспечивающее полет самолета. И хотя задачи у инженера и летчика разные, цель одна — достижение высоты.

«Небо начинается с земли» — это убедительно доказывает в своей части книги Т. Кожевникова. Во фронтовых записках Тамара Оденова (Кожевникова), представитель старшего поколения авиаторов, вынесшего на своих плечах все тяготы Великой Отечественной войны, просто и искренне рассказывает о службе инженера авиационного истребительного полка, о своих товарищах и подчиненных, о летчиках и авиационных специалистах, о трудном и долгом пути к победе над гитлеризмом.

Марина Попович начала летать после войны. Теперь она — известный всему миру летчик-испытатель, единственная в нашей стране женщина, занимавшаяся испытанием самолетов. [6]

Главное, что их объединяет, — это любовь к небу, стремительному полету, высоте. «Взлетная полоса» их не была гладкой. И той и другой не сразу удалось добиться разрешения заниматься таким сугубо мужским делом. Однако их безудержное стремление к выбранной цели победило. Это говорит о многом: во-первых, о неукротимой энергии девушек, их огромной любви к небу, а во-вторых, о том, что только в нашей стране любому человеку открыты все дороги. «Дерзай, выдумывай, пробуй!»

Вчерашние школьницы с головой окунулись в учебу, тренировки. И оправдали высокое доверие. Т. Б. Кожевникова — гвардии подполковник-инженер в отставке, кавалер четырех орденов и десяти медалей, ветеран Великой Отечественной войны, а М. Л. Попович — полковник-инженер запаса, кандидат технических наук, летчик-испытатель первого класса. Ей принадлежит тринадцать мировых и двадцать шесть всесоюзных рекордов, она удостоена пяти Больших золотых спортивных медалей СССР и четырех международных наград: дипломов Поля Тиссандье, Юрия Гагарина, Золотой медали имени С. П. Королева, высшей награды ФАИ — Большой золотой медали; она имеет пять правительственных наград и звание заслуженного мастера спорта СССР.

Т. Кожевникова получила напутствие в авиацию от великого К. Э. Циолковского. Она современник тех знаменитых летчиков, которые «делали сказку былью», — В. Чкалова, М. Громова, М. Водопьянова, В. Коккинаки, В. Гризодубовой, М. Расковой. М. Попович — сверстница людей новой эры в развитии авиации — реактивной и космической.

Но, несмотря на то что авторы книги принадлежат к разным поколениям, у них очень много общего. Мужество, воля, твердость характера, непреклонное стремление к выбранной цели — главные их черты. [7]

Способность совершить подвиг, мне кажется, заложена в каждом советском человеке, этому содействует и сам образ нашей жизни. И все-таки к совершению подвига людей непосредственно готовит прежде всего армейская среда. Среда суровая, где главное — твердый характер, дисциплина, строгая служба. А каково было в этой среде им, женщинам! Одной — пройти по всем фронтовым дорогам, а другой, вступив в ряды авиаторов реактивного века, работать на самой новой технике, испытывая на себе сверхдопустимые перегрузки. Но они с честью преодолели все трудности и достигли своей высоты.

Первая часть книги переносит читателя на фронтовые аэродромы. Дни и ночи напряженной боевой работы, яркие эпизоды воздушных сражений, тяжелейшие будни военных лет... Надо ли говорить, насколько важен и ценен этот опыт для нашего молодого поколения!

Во второй части книги, которая называется «Автограф в небе», рассказывается о мирных днях страны, о спокойном небе и о сложнейшей авиационной технике, которую необходимо осваивать, чтобы наше небо всегда оставалось чистым.

В книге прослеживается преемственность поколений наших славных авиаторов, передача традиций героизма и беззаветной преданности Родине.

Нельзя обойти вниманием и такой факт: оба автора, несмотря на их высокие звания и награды и на то, что большую часть своей души они отдали служению любимому делу, остаются обаятельными женщинами, заботливыми женами и любящими матерями. Меня глубоко трогает эта чисто женская забота о муже, о детях, об их счастье. Это ли не прекрасно: быть героиней и одновременно простой земной женщиной! Вот с кого надо брать пример нашей молодежи.

Мне припоминается такой факт. Однажды на встрече с нашими летчицами французские летчики из полка «Нормандия — Неман» сказали: «Если [8] бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».

Я полностью присоединяюсь к этому высказыванию и отношу его как ко всем женщинам-авиаторам, прославившим и прославляющим нашу Родину, так и, прежде всего, к авторам этой книги.

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н. П. Каманин

Дальше