Предисловие
После Великой Отечественной войны издан ряд исторических исследований и мемуаров, в которых обстоятельно освещена боевая деятельность авиационных командиров, политорганов и штабов, широко показаны мужество и славные дела летчиков, штурманов, инженерно-технического состава. Но вот о самоотверженном труде авиационных связистов в годы минувшей войны самостоятельных произведений нет.
Полковник Е. В. Кояндер в значительной степени восполняет этот пробел. Им написана интересная и поучительная книга, посвященная связистам ВВС Западного фронта и 1-й воздушной армии, людям, принимавшим активное участие в обеспечении ряда крупнейших фронтовых операций. Это рассказ о большом ратном труде авиационных связистов, об их преданности Родине, героизме и изобретательности, направленных на создание устойчивой и надежной связи между командирами и их штабами на земле и экипажами самолетов с наземными пунктами управления. На многочисленных примерах автор убедительно показывает, как от четкой, хорошо продуманной организации связи, умелого использования всех ее возможностей непосредственно зависело боевое управление авиацией в годы войны.
Через всю книгу красной нитью проходит совершенно справедливая мысль о том, что без связи нет управления войсками, а без управления невозможно достижение победы. Эта непреложная закономерность постоянно учитывалась командованием ВВС Западного фронта и 1-й воздушной армии, проявлявшим серьезную заботу о развитии и совершенствовании связи в соединениях, о повышении профессиональной выучки ее специалистов. Вместе с тем Е. В. Кояндер не проходит и мимо фактов, когда отдельные военачальники уделяли мало внимания связи, недостаточно знали ее технические возможности и в результате [4] утрачивали управление подчиненными, не могли добиться наиболее эффективного выполнения боевых задач.
Автор убедительно показывает, какие жесткие требования выдвинула война перед авиационными командирами и штабами по разработке и внедрению принципиально новых форм и методов управления боевыми действиями авиации в борьбе за господство в воздухе, при обеспечении наступательных операций наземных войск и осуществлении тесного взаимодействия с ними непосредственно на поле боя. На командные пункты командиров общевойсковых соединений, находившихся в боевых порядках своих частей, стали выделяться авиационные представители и наводчики самолетов, располагавшие собственными радиосредствами. При управлении авиацией в воздухе резко возросло значение радиосвязи. Она превратилась в основное средство управления авиагруппами на поле боя. Большая заслуга авиационных связистов заключалась в том, что они оказали авиаторам огромную помощь в быстром освоении технических средств связи, умело маневрировали ими в самых различных условиях фронтовой обстановки.
Наиболее ярко все это показано при описании боевой деятельности 1-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации Т. Т. Хрюкина. В то время я командовал 240-й истребительной авиадивизией, участвовавшей в составе армии в обеспечении Белорусской и Восточно-Прусской наступательных операций 3-го Белорусского фронта, и не помню ни одного случая отказа или перерыва связи с командованием воздушной армии. Связь всегда готовилась своевременно, была надежной и устойчивой.
Практическая деятельность автора в основном проходила в войсках, среди летчиков на аэродромах, в штабах авиационных соединений и частей, на приемных и передающих радиоузлах связи; он был организатором связи на командных пунктах и ВПУ, находясь в составе оперативной группы командующего воздушной армией, и поэтому всегда хорошо знал развитие событий на фронте; был лично знаком со многими связистами и летчиками, со всеми командирами дивизий и полков, авиапредставителями и авиационными наводчиками. Благодаря этому в воспоминаниях Е. В. Кояндера мы встречаем много [5] известных и неизвестных героев Великой Отечественной войны, стойких, политически зрелых, хорошо знающих свое дело, влюбленных, как и автор, в свою профессию, отдающих все свои силы и знания достижению победы над врагом.
Автор с большой человеческой любовью раскрывает перед читателями образы и характеры, наклонности и душевное состояние своих боевых соратников, их достоинства и слабости. Многие из упомянутых в мемуарах не дожили до нашей великой Победы, многие ушли из жизни в послевоенные годы. На страницах книги все они предстают живыми, деятельными, вдохновенными, по-прежнему шагающими с нами в ногу.
Хорошо известно, что при подготовке и особенно в ходе проведения операций нередко возникали сложные конфликтные ситуации, участниками и свидетелями которых бывали и связисты. Нередко для них складывалась невероятно тяжелая обстановка, и автор конкретно показывает, что связисты, как правило, находили выход из самых трудных условий. Все это придает книге объективность и занимательность, вызовет несомненный интерес у массового читателя.
Несмотря на то что мемуары написаны о прошлом, они заставляют думать о настоящем и будущем связи, потому что научно-технический прогресс в последнее время привел к созданию совершенно новой военной техники связи, более сложной, обладающей значительно большими возможностями для повышения эффективности управления авиацией во всех ее организационно-структурных звеньях. Я думаю поэтому, что книгу Е. В. Кояндера с интересом прочтут и убеленные сединой ветераны связи, и юноши, намеренные посвятить ей жизнь. В этом отношении она особенно ценна для преподавателей и курсантов военных училищ связи, слушателей академий, авиационных командиров и специалистов их штабов, командного и инженерно-технического состава войск связи всех степеней.
Герой Советского Союза маршал авиации Г. В. Зимин,
доктор военных наук, профессор [6]