II. Успехи европейцев в Китае. Проведение железных дорог. Пароходство. Торговля. Разработка минеральных богатств.
Прошло полвека после первых попыток борьбы китайцев против влияния европейцев срок времени, вполне достаточный, чтобы достигнуть успехов и придти к взаимному пониманию и мирному сожительству. В отношении успехов, достигнутых Европой для распространения своего политического влияния и могущества, для обогащения своих подданных богатствами Китая, успех получился действительно выдающийся.
Таинственная завеса, столько столетий закрывавшая Китай от пытливых взоров Европы, снята окончательно. Двери, бывшие запертыми перед Европой, раскрыты были настежь и в них стали входить новые силы, предъявлявшие Китаю неотступно новые для него требования. [38] Китай удовлетворил требования, которые ему были предъявлены Европой в отношении открытия новых портов для торговли и проведения железнодорожных линий. Благодаря упорядочению пошлин, исчезал произвол при взимании их, удешевилась доставка товаров и развивалось речное грузовое пароходство. Европейцы получили в Китае концессии на проведение громадной сети железных дорог, которые прорезывали эту богато-наделенную страну по всем главным направлениям. Всего более получили немцы и франко-бельгийский синдикат. Первые должны были провести целую сеть железных дорог на Шандуне, а второй проводил линию между Ханькоу и Пекином. Англичане хотя и получили меньше железнодорожных путей, но за то почти вся река Ян-цзы и долина ее находилась в руках Англии. Большая часть железнодорожных линий была бы окончена, если бы в Китае не произошли непредвиденные политические перевороты, к 1905–1906 году. К этому времени старый Китай в сущности перестал бы и существовать, так резко должна была измениться вся его экономическая жизнь. Но сила пара, грохот и шум машин, свет электричества могли ли бы вдохнуть в его организм новые силы, а если и вдохнули бы, то каковым возродился бы в отношении Европы новый Китай? Возродился ли бы он [39] в сознании своего единства или закончил бы свое политическое существование расчленением? Каков бы ни был естественный исход, но мирное развитие Китая отодвинуто совершившимися событиями назад и взаимное положение европейцев в Китае стало худшим, нежели когда либо. Все успехи европейской цивилизации и энергичной деятельности, достигнутые с трудом в течение полувека, потерпели крушение в течение нескольких месяцев. Несвоевременно, конечно, ставить вопрос, кто должен взять на себя вину в таком грустном событии, но позволительно пожалеть, что Европа шла и несла свою цивилизацию не прямыми путями в Китай. Если бы Европа, помня себя, не забывала и китайцев, то успех был бы громадный и не один только материальный, но и духовный.
Вместе с открытием новых портов для торговли, открывалось и свободное пароходство по всем рекам, где только открыты эти порты, а порты оказались открытыми в 13 провинциях из 18 и особенно в самом населенном и богатом бассейне реки Ян-цзе-кианга. Это открытие свободного пароходства по рекам тотчас же расширяло и удешевляло все торговые обороты, увеличивало и ввоз и вывоз товаров.
Европейские суда могли нагружать и [40] разгружать свои товары близ центров их потребления, избегая совершенно непроизводительных до того времени расходов по перегрузке и перевозке внутрь провинций. Вместе с этим шло и коренное изменение во взимании внутренних пошлин с ввозимых внутрь страны товаров. Эти внутренние таможенные пошлины, ликин, взимались до этого времени китайскими чиновниками, почему взимание этих пошлин отличалось злоупотреблениями и составляло тяжкое бремя торговли. За последний же год, к величайшему благополучию как государственного казначейства, так и самих китайских купцов, взимание пошлин, ликин, перешло в руки чиновников-европейцев, состоявших на китайской службе в таможнях. Пошлины эти, поступая в китайские таможни, служили залогом уплаты государственного китайского займа, заключенного при посредстве английских и китайских банков. Помимо этого государственного значения, которое уже проявили новые водяные пути в открытых портах, постройка железных дорог вносила просвещение и в сознание китайского народа, которое так долго оставалось застывшим в формах жизни, оставленных ему в наследство много столетий тому назад.
В открытые для торговых сношений двери входили и новые люди, которые приносили с [41] собою и новые обычаи. Китайский народ начинал знакомиться не с одними только англичанами, но он узнавал характер немца, русского, японца, которые все имели много своих личных черт характера, более понятных китайцу, нежели характер коммерсанта-англичанина.
Коммерсант-немец, японец, русский уже изучают китайский язык; они являются в Китай самолично и, не имея комиссионеров, вступают лично в сношения с китайскими купцами. Обладая трудолюбием, знанием и пониманием интересов торговли, но чуждые того барства и пренебрежения, с которыми жил в Китае англичанин, немец, русский и японец гораздо скорее англичанина становятся в близкие отношения к китайцам, довольствуясь в то же время меньшими барышами и производя меньшие затраты на свое личное представительство. И китаец-купец, под влиянием того же переворота, который захватил и перевернул вверх дном всю его жизнь, скоро мог бы сбросить с себя всякую косность. Могло бы наступить то время, когда теперешний китаец компрадор стоял бы во главе китайских фирм и вел свое китайское торговое дело не только в Китае, но и в Европе. Китаец вообще представляет собою тип человека в высшей степени самобытного и первобытного; будучи крайне [42] односторонним, консервативным, неподвижным, он в то же время совершенно свободен от многих предрассудков: его идеал заключается в достижении материального достатка, соединенного с известным почетом, которое дает образование. Но так как для массы народа образование, дающее первую ученую степень, недоступно, то все его помыслы направлены на приобретение денег; китаец более чем кто-либо из людей ценит и любит деньги, как средство, дающее все блага жизни, в пользовании которыми он, однако, весьма не избалован. Китаец в высшей степени расчетлив, экономен, даже скуп, но в то же время очень любит удобства жизни, комфорт. Китаец не бросит денег попусту, ради блажи, но не пожалеет денег за вещь, которая ему полезна, хотя бы она и была привезена европейцами. Будучи до мозга костей пропитан своими национальными убеждениями, привязанный ко всему обиходу своей жизни, он в то же время охотно покупает все европейские товары, в пользе которых для себя убедился. Когда только решена была постройка железной дороги между Пекином и Тянь-цзином, то в народе и даже среди чиновников высказывалось много опасений и недовольства за это нововведение, которое грозило гневом и подземного дракона, чешую которого могли задеть, [43] обеспокоив его сон при производстве земляных работ, и гневом предков, которых беспокоил бы грохот, свист и шум поездов, проходящих мимо их могил. И что же? Как только прошли первые поезда и китайцы увидали, насколько это сообщение удобно и дешево, через три месяца был уже проложен второй путь, и число поездов увеличено с одного до трех в день. Китай имеет все, чтобы быть промышленной страной, т. е. громадные залежи каменного угля, железо, медь, глину высокого качества, руды и трудолюбивое население.
Проводимые железнодорожные линии в Китае захватывали громадные пространства и притом самые населенные и богатые. Линия Ханькоу Пекин на протяжении 500 верст должна была соединять две части империи: север и столицу Пекин с многомиллионным населением южной территории, с густо населенными городами Ханькоу, У-чан, Ханьян и другими, находящимися или по реке Ян-цзе и ее притокам, наиболее значительным, каков, например, Хань, или в местностях, имеющих богатую будущность в зависимости от разработки природных богатств. Город Ханькоу, знаменитый своими чайными плантациями, владеет к тому же выдающимся по доступности к нему со стороны реки положением: самые глубоко сидящие суда и наши пароходы-добровольцы [44] подходят свободно к городу. В Ханькоу многочисленная европейская колония и значительная община русских чаеторговцев, есть православная церковь, русское консульство, русский сетльмент, отведенный китайским правительством несколько лет тому назад для нужд русского населения. Линия Ханькоу Пекин должна была пройти по самым густо населенным провинциям Китая: Чжилийской, считающей до 18 миллионов населения, Хэнаньской, считающей до 22 миллионов и Хубэйской, считающей свыше 20 миллионов. В Шандунской провинции, с другой стороны Печилийского залива, немцы проводили также целую сеть железных дорог, которые должны были врезаться в самое сердце Китая и пройти по самым населенным и самым богатым горными минералами провинциям. Так как здесь местность состоит из ряда горных цепей, идущих внутрь страны и равнин, окружающих эти горы, весьма обширных и плодородных, то немцы и проводили здесь три железнодорожных лини, которые, составляя треугольник, окружали всю центральную гористую часть Шандуна и, исходя из начального пункта Цзяо-чжоу (Киао-чао), проходили через главный город провинции Цзи-нань, затем Ян-чжоу, шли к Желтой реке и возвращались обратно к Цзяо-чжоу. Торговое, промышленное и политическое [45] соперничество европейцев в Китае обострили отношения и между самими заинтересованными сторонами, вступавшими в борьбу за преобладание в той или другой области.
Соперничество в захвате в свои руки природных богатств Китая стало выдающейся чертой европейского влияния при полном бессилии китайцев. Германия, соперничая с Англией, пустила в китайские воды прекрасно устроенные грузовые и пассажирские пароходы. Грузовое пароходство немцев даже предупредило англичан; оно стало захватывать в свои руки большую часть работы по перевозке грузов по Ян-цзы, этой самой многоводной и полной кипучей жизни артерии Китая. Пассажирские немецкие пароходы, прекрасно устроенные, совершают уже правильные рейсы по линии Шанхай Гонг-Конг Коломбо Бомбей Александрия Неаполь. Немецкие грузовики-пароходы уже стали отбивать грузы в китайских водах у англичан, бывших до сего времени здесь полными хозяевами. Немецкие пароходы уже открыли правильные рейсы между Тянь-Цзином и Ню-Чжуаном, Тянь-Цзином Чифу Шанхаем и Чифу Цзяо-чжоу (Кияо-шау). Торговые немецкие фирмы размножаются, немецкие товары проникают все более и более внутрь Китая и завоевывают рынки, делая громадный подрыв английской торговле и английскому влиянию. [46]
Развитие путей сообщения как сухопутных, так и водяных, открытые двери, через которые входят в Китай новые силы, должны были произвести полный переворот во всей торговле страны. Англичане должны были потерять свое торговое владычество и стать в ряды простых коммерсантов, хотя до последнего времени англичане и были господами положения и не имели себе конкурентов. Богатые фирмы в Англии имели в Китае своих комиссионеров и агентов, через которых и вели свои торговые операции; но сами комиссионеры-англичане, будучи чужды Китаю, не зная и не желая изучать китайского языка, вели все торговые и деловые сношения с китайцами через посредников китайцев, так называемых компрадоров. Компрадор это необходимый сотрудник в каждом коммерческом или денежном предприятии в Китае вообще; без компрадора европеец шагу ступить не может в Китае, так как китайские торговые фирмы, вступая в торговые сношения с европейскими торговыми фирмами, ведут все дела и сношения только при посредстве таких компрадоров, т. е. лиц, облеченных доверием со стороны европейцев. Компрадоры это своего рода компаньоны каждой фирмы, получающие в свою пользу известный процент с оборотного капитала и с доходов фирмы; сами компрадоры [47] люди часто очень денежные, но в то же время не рискующие начинать свое собственное торговое дело. Если взглянуть на торговые обороты в Китае различных стран, то успех европейцев должен быть признан блестящим. Германия, Англия, Япония и Соединенные Штаты Америки имеют богатые рынки в Китае для сбыта своих произведений и широкое свободное поле для торгово-промышленной деятельности.
Таково было положение европейцев в Китае. Теперь все ниспровергнуто и разорение поразило не только китайский народ, но захватило также и коммерсантов европейцев.