Воздушная тревога
Варьете. Блестящее общество фраки, бриллианты, декольте, шампанское, графы, князья, гризетки, музыка, веселье, смех, аплодисменты, гёрлс, вихрь цыганской пляски. Сирена!
Блестящий жуир, граф Валя Свидерский во фраке, в пожарной каске, с противогазом на посту №5.
Княгиня Ниночка Болдырева в бриллиантах, декольте, с повязкой Красного Креста спешит в распоряжение гризетки Пельцер, на санпост.
Князь Кедров эвакуирует публику в бомбоубежище. [10]
Барон Янет с лакеем Виктором Смирновым тащат пожарную кишку на пост № 2.
На крыше, в подвале, в кочегарке цыгане, баронессы, музыканты, графы, уборщицы, князья, рабочие, бароны все на своих боевых постах.
Отбой.
Немного румян, пудра, улыбка и... «О-ля-ля! Так я создана! О-ля-ля! Пой, танцуй!»
Сирена!
Все на своих боевых постах.
Восьмой раэ воздушная тревога.
Запись в боевом журнале: «Сегодня, 4 ноября 1941 года, спектакль «Сильва» в Ленинградском театре музыкальной комедии на ул. Ракова, 13, окончен не был»
Массированный налет продолжался всю ночь. [11]
Четвертый взвод
Дом офицеров. Годовщина снятия блокады. Ко мне подходит полковник, вся грудь в орденах. Шутливо становится во фрунт и рапортует: «Товарищ командир четвертого взвода, прибыл в ваше распоряжение». Вглядываюсь в смутно знакомые черты, вижу посеребренную голову... и на меня лавиной обрушиваются воспоминания того августовского дня сорок первого года...
Мне позвонили около двенадцати часов дня из театра и сказали, чтобы я явился на сбор добровольцев в Финансовый институт, что на канале [12] Грибоедова, неподалеку от Казанского собора. С собой ничего брать не нужно паспорт, и всё.
День был солнечный и жаркий. Я надел легкую шелковую рубашку с короткими рукавами, светлые брюки, светлые туфли, Даже надушился... и в этаком легкомысленном виде появился около Финансового института. Там я увидел большую пеструю толпу женщин. Одни стояли труппами поодаль, другие облепили чугунную решетку института. Во дворе была тысячная толпа мужчин, одетых примерно таким же образом, как и я...
Когда я с трудом протиснулся к воротам и хотел пройти, часовой меня остановил:
Ты куда?
Я доброволец, пришел на регистрацию.
Ага! промычал часовой. Паспорт есть?
Есть.
Ага! опять промычал часовой, рассматривая мой паспорт. почему так поздно?
Мне недавно позвонили, я и пришел. Часовой отдал мне паспорт и сказал:
Проходи.
Итак, я во дворе. Начал искать кого-нибудь из своих. Наконец увидел актера Павла Суханова из Театра комедии.
Слушайте, дорогой, где здесь можно зарегистрироваться?
Он смотрит на меня удивленно.
Вы давно здесь? спрашивает,
Только что пришел.
А я здесь с девяти часов утра. Тут такая неразбериха, сам черт ногу сломит. И главное, они никого [13] не выпускают отсюда. Я проголодался, и негде, черт возьми, купить еды.
Есть тут кто-нибудь из нашего театра? спросил я.
Видел тут Кедрова, Полячека, еще кого-то. Да, актеры вон там. В том углу базируются.
Я направился туда. Смотрю «знакомые всё лица». Актеры из Театра комедии во главе с Николаем Павловичем Акимовым, актеры из театра Радлова, Любашевский, тут же наши. Они уныло сидели на камнях и каких-то грязных ящиках.
Откровенно говоря, вся эта картина произвела на меня какое-то неприятное впечатление. На все мои вопросы я так и не получил ни одного вразумительного ответа. Все были усталые и раздражительные. И все хотели есть. Так как я был еще «свеженький», то не поддался этому унынию и энергично направился в штаб.
В штабе темно от папиросного дыма. У телефонного аппарата в расстегнутой гимнастерке с двумя шпалами сидит потный, красный, с взлохмаченными волосами полный человек. На столе лежит стопка бумаги и валяется груда окурков. Вокруг стоят люди, глядят на него и молча курят.
Я подошел и спросил:
Вы начальник?
Он поднял голову и исподлобья как-то злобно, на меня уставился. Не обращая внимания на его взгляд, я продолжал:
Люди хотят есть!
Знаю, я сам хочу есть, ответил он мне и отвернулся. [14]
Я почувствовал, что от него ничего не добьюсь, и подошел к сидевшему на подоконнике Полячеку. Гриша Полячек стал мне тихо рассказывать, что ждут звонка, распоряжения, как дальше действовать, что делать с людьми или распустить всех, или начать формирование. Телефон у начальства всё время занят. Вот и ждут... давно ждут. Полячек мне прошептал: «Вообще здесь что-то недодумано. Нам надо держаться всем вместе».
В это время раздался звонок. Все встрепенулись, и наступила гробовая тишина. Все впились в начальника, по выражению лица и по отдельным фразам стараясь понять, о чем идет разговор. Фразы были такие: «Так. Есть. Слушаюсь. Где накормлю? Так. Есть. Слушаюсь. Будет сделано». Начальник повесил трубку. Потом застегнул гимнастерку и подтянул пояс:
Писаря есть? Берите бумагу, карандаш. Пулеметчики есть?
Нашлось два пулеметчика.
Формируйте пулеметные бригады. Артиллеристы? А ты кто? обратился он ко мне.
Я моряк, артист.
Никакого флота пехота. Формируй, взвод. И он протянул мне лист бумаги.
Он отдавал распоряжения четко, точно и уверенно. Увидел молодого паренька: «Ты у меня будешь связным. Ты кто? Будешь командиром роты... А ты кто?.. А ты?..»
И закипела работа. Полячек шепнул мне: «Ты иди, а я еще здесь останусь».
И я побежал. Во дворе уже появились столы, [15] вокруг столов толпились люди. А я спешил туда, к ящикам.
Ну, ребята, давайте формироваться.
А как с едой?
Пока будем формироваться, а там видно будет.
В моей группе были примечательные люди: режиссеры, знаменитые артисты, лауреаты. Набралось уже человек тридцать, а я не знал, сколько бойцов полагается во взводе.
Когда нас оказалось уже около сорока, подбежал один паренек и спросил:
Вы взвод артистов? Возьмите меня.
А ты кто?
Я киномеханик.
Но при чем же здесь...
А кто вас показывает?. Кто вас не вырезает? Я. Ему на это посыпалось:
Кто портачит? Ты. Кто рвет киноленты? Ты.
В общем, парень был симпатичный и военной специальности не имел. Мы его взяли к себе, учитывая, что иметь своего киномеханика тоже неплохо.
Я не знаю почему, но к нам во взвод хотели записаться торговые работники, юристы, финансисты... Каждую кандидатуру обсуждали детально в смысле ее полезности. Литератор ага, стенная газета! Торговый работник ясно, снабженец. Финансового работника хотели взять бухгалтером, а потом выяснили, что бухгалтеров в батальоне нет. Но так как он был симпатичный и обаятельный, а это у актеров имеет чуть ли не первостепенное значение, его взяли... [16]
А вот по поводу юриста была дискуссия. Куда его определить? Иметь своего прокурора или судью? На военной службе и так хватает всякого начальства отставить!
И такой был потерянный вид у паренька, когда он увидел, что его не берут! Нам стало жалко его. Но надо было быть справедливым по отношению к тем, кому мы уже отказали. И вдруг кто-то предложил: «А может, взять его коком, кашеваром?» Это было сейчас главное, все были голодны, а иметь своего повара очень заманчиво, тем более снабженец есть.
Стали его экзаменовать умеет ли он готовить что-нибудь, кроме традиционных мужских блюд: яичницы и манной каши? И тут паренек развернулся. Он так вкусно и с таким аппетитом описывал блюда, которые он умеет готовить, что слюнки потекли. Юрист был принят единогласно шеф-поваром...
Наконец наступило долгожданное: «Становись!» Я поставил своих товарищей по ранжиру. Все выстроились и выжидательно смотрели на меня. Смогу ли я выполнять роль начальника? Не выскочка ли я? От моих первых, самых элементарных приказов и распоряжений будет зависеть мой авторитет...
Я подавил волнение (шесть лет на флоте что-нибудь да значили!) и зычным голосом скомандовал:
Равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайсь! На первый-второй рассчитайсь! Ряды сдвой! Равняйсь!
Все поняли: да, элементарный строй я знаю. После команды: «Вольно! С места не расходись!» я оглядел взвод. Он выглядел внушительно. [17]
К нам приближалась «свита» во главе с командиром дивизии или полка, я так и не понял. Это был тот человек с двумя шпалами. Подошел к нам, спросил:
Пулеметчики?
Он, вероятно, любил пулеметчиков...
Актеры, ответил я.
Он посмотрел на меня удивленно:
Кто?
Взвод актеров.
Ага!.. И он с любопытством пошел по фронту, разглядывая почти каждого. Я следовал за его «свитой».
Ну что ж, артисты так артисты. Стрелять умеют?
Кто умеет, а кто и не умеет...
Ничего, научатся. Разведчиков из них надо сделать! сказал начальник, обращаясь в сторону «свиты».
Человек средних лет этак ловко подбросил свой полевой планшет и записал. Видно, это был его адъютант.
Через некоторое время была подана общая команда: «Смирно!»
От «свиты» начальника отделялись люди. Они спешили к построенным подразделениям и сообщали номера батальонов, рот и взводов.
Мы стали четвертым взводом третьей роты. Наша «самодеятельность» на этом кончилась.
Командир нашей роты видимо, бывший строевик подозвал нас, взводных, к себе и стал записывать сведения. Дошла очередь до меня. «Как твоя [18] фамилия? Сколько людей? Почему так много? Какой состав взвода?»
Артисты!.. процедил он. А что я с ними буду делать? А ты кто? Артист? Тоже артист? Моряк?! Да... многозначительно произнес он, трудный у меня этот четвертый взвод. Артисты... Тут не театр, а война... И он отправился к начальству.
Мой взвод, несмотря на приказ не расходиться, сидел на ящиках, на камнях и бревнах. Актеры энергично жестикулировали и спорили друг с другом. Они спорили, какие создать бригады, что лучше взять классику или современную миниатюру? Где взять женщин? Почти в каждой миниатюре, от Чехова до Владимира Полякова, важную роль играют женщины. Кто-то даже предложил организовать мужской хор или ансамбль пляски...
В это время пришел наш командир роты, скомандовал: «Смирно! Направо... шагом марш!» и мы вышли из ворот Финансового института. Куда? Никто не знал.
Вышли на Невский. Батальон пошел в сторону Московского вокзала, а наша третья рота свернула налево по бывшей Михайловской улице, мимо Европейской гостиницы, и остановилась возле нашего Театра музкомедии. Первый взвод стал вливаться в помещение общежития Сельскохозяйственного института. Наконец дошла очередь и до нашего четвертого взвода. Было уже шесть часов вечера...
Мы разместились по комнатам. Ротный приказал разбить взвод на отделения и назначить командиров. Отделения составлялись по театрам. Самое большое отделение было Театра комедии, возглавляемое [19] администратором Ковяром, но Ковяр куда-то исчез. Николая Павловича Акимова и Любашевского тоже не было с нами, их еще днем отозвали в штаб.
Люди хотели есть. Но порядки в этом помещении были такими же, как и в сквере института, никого не выпускали. Начались передачи. Женщины нас подкармливали...
И конечно же, пошли недоразумения. В нашей роте оказался один ответственный товарищ, он пришел, так же как и все, налегке. Он думал, что скоро освободится. Его, оказывается, разыскивали по всему городу, у него хранились ключи от несгораемого шкафа, где были важные чертежи. Из-за этих чертежей целый цех завода простаивал. Наконец его нашли. Он должен был сам поехать на завод и открыть сейф. Обратились к ротному, но тот ответил, что отпустить не может, приказ! В конце концов, конечно, отпустили...
Ротный всё время сидел на телефоне и названивал в штаб. Он заботился о людях, да и сам был голодный. Уже в девятом часу влетел к нам администратор Театра комедии Ковяр. Нашел командира роты и вручил ему письменное распоряжение отпустить всех актеров Театра комедии. Наш взвод из самого большого становился самым маленьким.
Только ушли «комедийцы», пришел приказ построиться... и мы опять потопали по Невскому к Финансовому институту. Стало темнеть. Нам сказали, что нас накормят и потом поведут обмундировываться...
Я стоял в очереди за ложкой и котелком. Тут меня и «засек» [20] Полячек:
Я с ног сбился, ищу тебя. Иди в штаб. По дороге он рассказал, что Кедрова, его и меня до особого распоряжения отзывают в театр, завтра «Взаимная любовь», а играть некому. Я сдал ротному свой изрядно похудевший взвод, распрощался с товарищами и пошел в театр...
Через двадцать дней четвертый взвод влился в стальную массу батальонов и дивизий и вместе с другими остановил у порога родного города бронированный, зарвавшийся, хваленый блицкриг.
В этой стальной массе взводов, батальонов и дивизий были актеры. Они стали настоящими воинами, многие погибли с оружием в руках. Были среди них и Герои Советского Союза.
Актеры нашего театра Вастэн и Масленников сражались в Кировской дивизии, а Дима Гаев и Леша Смирнов дошли до Берлина...
Так кто же он, полковник? Человек с серебряной головой и обаятельной улыбкой? Вся грудь в орденах...
Это был бывший финансовый работник, которого мы хотели взять бухгалтером. Военную академию он прошел на практике. Дошел до Берлина. Был дважды ранен.
Видел вас на фронте в кино, улыбнулся он, и говорил своим товарищам: «Вот этот артист мой первый взводный».
А «шеф-повар» четвертого взвода?
А, юрист? Этот паренек был одним из лучших наших разведчиков...[21]
Синий платочек
Второй день войны, 23 июня 1941 года.
Перрон Московского вокзала. Эшелоны... эшелоны... Все на фронт, защищать Родину.
Днем и ночью, сменяя друг друга, актерские бригады тут же, на перроне, дают концерты.
...Протискиваясь через многочисленных зрителей, взмыленные, после восьмого выступления, спешат артисты балета Театра музкомедии Лидочка Лидина и Леня Бейзельман. Опоздали. Бригада Музкомедии только что кончила. Выступает бригада Большого драматического театра имени Горького.
Что же делать? спрашивают растерявшиеся артисты.
А вы оставайтесь, предлагают горьковцы, у нас нет балета.
А как же аккомпаниатор?
Тут есть гармонист, здорово играет. [22]
Подошел очередной эшелон. На погрузку!
Четко, быстро красноармейцы грузились по вагонам.
И вдруг... полились теплые, согревающие душу звуки знакомой песенки:
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч,
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Сидя на каком-то немыслимом сооружении из ящиков и досок, это играл на баяне и пел сипловатым тенорком паренек-железнодорожник.
Вскоре раздался свисток паровоза, залязгали буфера. Поезд тронулся. А песня всё лилась... Одна девушка подбежала к теплушке и повязала красноармейцу... синий платочек. А эшелон, набирая скорость, уносил с собой эту мелодию...
Перрон вокзала стал наполняться новыми зрителями.
Бригада готовилась к выступлению. Лидочка Лидина, спрятавшись за фанерный плакат, открыла чемоданчик и стала раскладывать театральные костюмы. Леня Бейзельман, разложив ноты эксцентрического танца оффенбаховской «Парижской жизни», напевал гармонисту.
Я не «нотник», я «слухач», чуть не плача, говорил паренек.
Да это же просто. Вы не волнуйтесь. Послушайте, вот здесь: там-там-три-тру-трам... напевал Леня. [23]
Ничего не выйдет, решительно заявил гармонист.
Что же делать?..
А вы станцуйте «Синий платочек», посоветовали драматические актеры, сымпровизируйте. Вы же только что видели, как это бывает в жизни. Вот хотя бы так: девушка приходит на свидание. Она ждет. Он почему-то долго не идет. И вдруг появляется... в солдатской форме. Он идет на войну. Это их последнее свидание. Прощаясь, она дарит ему синий платочек.
Это было коллективное творчество. В нем принимали участие актеры драмы, Леня, Лидочка, красноармейцы, зрители.
А как же быть с формой?
Для такого случая мы дадим, заявил кто-то из бойцов. А ну, ребята, кто по росту подойдет?
И тут же, за фанерным щитом, произошло переодевание.
И родился номер. Он имел грандиозный успех. Еще бы, ведь в нем принимал участие зритель!
Лидочка стояла взволнованная и плакала от счастья. Красноармейцы преподнесли ей синий платочек, и не один, их оказалось... десять.
Впоследствии дирижер театра Алексей Александрович Логинов переложил для аккордеона музыку, аккомпаниаторы Антонина Михайловна Логинова и Галя Каугер выучили ее. Разучил слова тенор Аркаша Серебряный, уточнили и отделали детали номера исполнители Леня Бейзельман и Лида Лидина. Но импровизация осталась: у моряков приходит на свидание моряк, у летчиков летчик...[24]
А десять синих платочков?
Они остались у героев: снайперов, подводников, катерников, летчиков, артиллеристов. Лидочка Лидина на бис (а номер всегда бисировался) шла к зрителю в зал и повязывала героям синий платочек.
Это было семьсот раз! [25]
Мы знакомимся с войной
Большая зеленая поляна аэродрома. Самолетов не видно, они укрыты в лесу. Артисты в светлых костюмах идут по поляне на концерт.
Вдруг команда: «Ложись! Укрыться!» На горизонте появилась группа самолетов...
Это кто? спрашивает певица Адицкая. Артист Михаил Михайлов, председатель шефской комиссии, как авиационный «спец», отвечает:
Это наши.
И вдруг изумленные артисты видят, как из самолетов горохом сыплются какие-то «бутылочки». Эти «бутылочки», приближаясь, всё увеличиваются и увеличиваются и, падая на землю, разрываются с грохотом (этаким шампанским брызжут огнем и пылью!). [26]
Николая Яковлевича Янета волной забросило в канаву. Оглушенный таким «шампанским», он немного полежал, но, отдышавшись, собрал все силы и прыгнул в сруб, обложенный сеном. Зарылся головой в сено, но вдруг сруб как загрохочет пулеметной очередью, Янет как шарахнется опять в канаву!..
Артист Толя Слонимский растерялся, сел на середине поля и сидит, а голову прикрыл портфелем, в котором были ноты.
Янет, лежа в канаве, кричит Слонимскому:
Толя, убери портфель! Переверни, черт, портфель! Застежки на нем блестят! Это же ориентир! Слышишь! Застежки блестят!
Слонимский ему в ответ:
Надень шляпу, у тебя лысина блестит, это тоже ориентир...
Потом долго смеялись над этим диалогом, забывая, что белые брюки и светлые платья были настоящим ориентиром на зеленом поле аэродрома.
Так мы знакомились с войной.[27]