Константинов Дмитрий Васильевич
Записки военного священника

Сайт 'Милитера' ('Военная литература'): militera.lib.ru и militera.org
Издание: Константинов Д.В. Записки военного священника. — Канада, 1980.
Оригинал: D. Konstantinow. Zapiski voennogo swiashchennika (Notes of an army chaplain). Canada, 1980
OCR и правка: Nina & Leon Dotan
Дополнительная обработка: Hoaхer (hoaxer@mail.ru)
{1} Так помечены ссылки на примечания.
Константинов Д.В. Записки военного священника. Канада, 1980. ≡ D. Konstantinow. Zapiski voennogo swiashchennika (Notes of an army chaplain). Canada, 1980
Hoaxer: Эта книга как бы продолжает ранее вышедшие в Аргентине мемуары Константинова ("Я сражался в красной армии»). Лейтмотив всё тот же -- Карфаген должен быть разрушен, а я подскажу, как лучше это сделать. Здесь автор описывает свою жизнь после пленения и совершения им предательства. Как раз размышлениями на тему предательства он и начинает книгу. Цель его ясна -- оправдаться. Не получается. Аргументация такого рода: 'Когда-то, во времена Наполеона, представители французской политической эмиграции, стремясь к свержению Бонапарта, служили в армии императора Александра I-го и в войсках остальных союзных держав. И, тем не менее, никто не называл их 'изменниками родины», ибо они воевали с режимом, а не со своей страной [Ложь. Во Франции их кроме как “изменниками” и не называли — Hoaxer]. Они служили в войсках неприятеля, но было ясно, что они рассматривали последнего лишь как силу уничтожающую Наполеона, но отнюдь не стремящуюся закабалить французский народ». Мол, немцы тоже хотели уничтожить Сталина, а русских вовсе не хотели закабалить, нет-нет... Отвратительное лицемерие. Про власовцев он пишет: 'Они вооружились не для того, чтобы поддерживать Германию или сражаться с демократическими странами, странами (этого в своей массе они не желали), а для того чтобы поднять знамя гражданской войны в России за освобождение ее от тоталитарно-коммунистического ига, за освобождение от страшного рабства и за включение ее в общую семью народов всего мира». Мало того, что риторика ничем не отличается от схожих коммунистических заклинаний, только знак поменять (недаром Довлатов говорил, что равно противны ему коммунисты и антикоммунисты... Точно: два проявления одной болезни, две язвы на теле здравого смысла), так ещё и чушь несусветная. 'Не хотели», но тем не менее делали это. Какая разница, чего они хотели, главное, что они делали. А делали они следующее: с оружием в руках выступили против своих соотечественников во время войны. Рядовых бойцов РОА ещё можно понять, и выборочно простить -- тех, кто не совершал преступлений (хотя бы даже 'не ведают, что творят»). Но как понять офицеров-добровольцев, которые, попав в плен, просто-напросто совершили клятвопреступление? И своим примером соблазняли малых сих, которые не ведали, что творят? Чёрт с ними, с этими предателями. Они все враги, хуже самих немцев. Немцы нас не предавали. Тем не менее, хотя я считаю взгляды и поступки лично г-на Константинова недостойными, а его псевдохристианское демагогическое пустословие, превалирующая надо всем жалость к себе и даже примеривание себя ко Христу и вовсе считаю кощунством... тем не менее, я последую его просьбе: 'Поэтому мы просим всех, кто будет читать нашу работу, подходить к ней как к документу, передаваемому теперь нами будущим историкам и исследователям»; -- и пусть свершится саморазоблачение.
Содержание