Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Меняем стиль работы

После избрания демократическим путем немецких местных органов власти стало необходимым определить отношение к ним со стороны сотрудников УСВАТ и комендатур, так как это были уже принципиально новые, облеченные доверием народа органы, а не назначенные приказами СВА, которые существовали до выборов. [132]

Как говорилось выше, по этому вопросу в УСВАТ был разработан специальный инструктивный доклад, одобренный нашей партийной организацией, а затем и Главноначальствующим СВАГ. Нужно было довести его содержание и дать необходимые разъяснения всем сотрудникам управления и комендатур. Для этого 10 января 1947 года в клубе УСВАТ состоялось совещание.

При разъяснении создавшейся в связи с прошедшими выборами немецких органов самоуправления новой обстановки в земле, мне пришлось особенно подчеркнуть то обстоятельство, что эти органы, опираясь на прогрессивные силы населения и чувствуя поддержку и помощь советских оккупационных властей, должны активизировать борьбу народа за строительство демократической Германии, широко проявлять инициативу в руководстве хозяйственной, политической и культурной жизнью Тюрингии. А это обязывает нас решительно изменить отношение к ним, отказаться от мелочной опеки над ними и всячески поощрять их самостоятельность и инициативу во всех сферах жизни. На нашей ответственности целиком оставались контроль за завершением денацификации всех учреждений и организаций и решительная борьба с противниками строительства демократического порядка в земле.

К этому времени в Тюрингии около 800 000 человек взрослого населения было объединено в политические партии, профсоюзы, Союз свободной немецкой молодежи, в антифашистские комитеты женщин, Культурбунде, и все эти организации, помимо органов самоуправления, играли довольно важную роль в общественной жизни и в перевоспитании населения в демократическом духе.

Мы, конечно, не были настолько наивными, чтобы считать, что после проведения ряда демократических реформ демократизация в Тюрингии уже завершена, так как знали, что еще не до конца были искоренены остатки нацизма, особенно в сознании большинства населения. Да и среди руководящих кадров в промышленности, торговле, в учреждениях имелось еще свыше 50 тысяч бывших членов нацистской партии, многие из которых, надо думать, только внешне проявляли лояльность к происходившим демократическим преобразованиям в земле.

Назрела острая необходимость коренного изменения нашего отношения к СЕПГ, руководящая роль которой в сложном и трудном процессе демократизации земли уже явно обозначилась, и ее общепризнанная роль в искоренении нацизма во всех сферах жизни населения была налицо. [133]

В отношениях к буржуазным партиям требовалось отказаться от административного вмешательства в их внутренние дела и стараться приблизить их к общему процессу строительства демократического порядка в Тюрингии. И с противниками этих преобразований пусть разбирается теперь руководство партий, а не комендатуры и советская военная администрация.

Промышленному отделу УСВАТ было указано на необходимость отказаться от приказаний и распоряжений фирмам относительно выполнения обязательных поставок материалов, сырья и от роли «толкачей» в изыскании этих материалов. Было запрещено вызывать руководителей фирм в УСВАТ и в комендатуры для отчетов, объяснений и дачи различных указаний, так как все эти функции полностью передавались в ведение управления министерств промышленности и сельского хозяйства, бургомистров городов и ландратов районов. В связи с этим я распорядился немедленно передать немецким правительственным органам все сырье и материалы, металлолом и полуфабрикаты, хранившиеся на наших складах, для использования в промышленном производстве по их усмотрению.

Разработку планов промышленного производства, планов обеспечения предприятий сырьем, материалами, рабочей силой, электроэнергией также было решено передать в ведение немецким промышленным органам. Отдел торговли и заготовок должен был полностью освободиться от оперативного руководства соответствующими немецкими органами и передать эти вопросы на решение органов самоуправления как в земле, так и на местах, оставив за собой контроль за их деятельностью в этой области. Плановый отдел УСВАТ должен был также оставить за собой только контроль за деятельностью немецких планирующих органов, которые должны были полностью отвечать за планирование развития экономики Тюрингии.

Сельскохозяйственному отделу УСВАТ было предложено не вмешиваться в практическую деятельность немецких органов самоуправления по осуществлению ими агротехнических мероприятий, механизации сельского хозяйства, ветеринарных мероприятий, а также разбирательство ими жалоб крестьян. За этим отделом оставался контроль за выполнением планов сельскохозяйственных работ (посевные площади, освоение новых земель, улучшение сельскохозяйственных угодий, выделение семян), а также выполнение плана животноводства, лесозаготовок, лесовывозки, мероприятий по закреплению земельной реформы, по укреплению [134] сельскохозяйственной кооперации и комитетов крестьянской взаимопомощи.

Аналогичные предложения были даны и сельскохозяйственным отделениям военных комендатур.

Что касается постановки сельскохозяйственного образования, то контроль за ним возлагался на отдел народного образования УСВАТ, а за научно-исследовательскую работу в этой области — на бюро по науке и технике УСВАТ.

На совещании сотрудников УСВАТ и руководящих работников военных комендатур были подвергнуты критике некоторые коменданты, которые не осознали изменившейся политической обстановки, создавшейся в Тюрингии после демократических выборов органов самоуправления, того, что эти органы выступают уже в совершенно новом социальном и политическом качестве как избранная демократическим путем тюрингскими избирателями народная власть, признанная нами правомочной решать самостоятельно все вопросы строительства новой германской государственности.

Обсуждение инструктивного доклада было очень активным. Участники совещания показали свою политическую зрелость и единодушно соглашались с предложением о необходимости коренным образом изменить свой стиль работы, чтобы помочь немецким демократическим силам, и прежде всего СЕПГ, полностью овладеть инициативой в руководстве борьбой за успешное построение антифашистско-демократического порядка в Тюрингии. Но это зависело не только от осознания нами изменившейся политической обстановки после происшедших демократических выборов в органы самоуправления. Нужно было, чтобы и руководящие немецкие деятели, которым в ходе выборов было выражено доверие народа, тоже глубоко осознали свою ответственность за строительство нового германского демократического государства в соответствии с Потсдамскими решениями держав антигитлеровской коалиции.

Чтобы поговорить об этом с руководителями правительства Тюрингии и ландтага, было решено пригласить их в начале февраля 1947 года в управление и изложить детально нашу позицию в отношении их дальнейшей самостоятельной деятельности и вообще об их новых взаимоотношениях с сотрудниками УСВАТ и комендатур.

На это совещание были приглашены в УСВАТ президент ландтага, его заместители, весь состав правительства земли, руководители фракций ландтага, руководители демократических партий и редакторы газет. [135]

В моем докладе были подведены итоги нашей почти двухгодичной совместной работы по восстановлению хозяйства Тюрингии, демократизации и денацификации органов самоуправления, проведению ряда социальных реформ. Я напомнил, что при проведении выборов в органы самоуправления каждый кандидат в депутаты давал письменное согласие баллотироваться в одном из этих органов и тем самым добровольно брал на себя ответственность перед народом честно служить его интересам и нести полную ответственность за управление делами общины, района и Тюрингии в целом. Поэтому никто из депутатов не может теперь сказать, что он назначен оккупационными властями и отвечает только перед ними за свою деятельность. Все избранники народа несут уже полную ответственность за руководство хозяйственным, общественным и культурным развитием земли в первую очередь перед своими избирателями.

Достигнутые результаты демократического развития земли законодательно закреплены принятой ландтагом 21 декабря 1946 года конституцией Тюрингии, и я только высказал ряд пожеланий и предложений правительству и ландтагу земли относительно их дальнейшей работы и взаимоотношений с УСВАТ и комендатурами, которые сводились к следующему.

Новым органам власти, демократическим партиям, общественным организациям и работникам прессы следует глубоко осознать свою ответственность за дальнейшее демократическое строительство Тюрингии и начать самостоятельно, не прикрываясь оккупационными властями, давать отпор реакции и остаткам нацизма, которые пытаются вредить строительству антифашистско-демократического порядка. Следует также с полным чувством ответственности за будущее немецкого народа возглавить плановое экономическое развитие земли, проявляя широкую инициативу в изыскании возможностей ускорения такого развития.

Короче говоря, были изложены пожелания о задачах ландтага, правительства, партий и общественных организаций по широкому кругу вопросов развития промышленности, сельского хозяйства, автодорожного дела, снабжения населения, народного образования, здравоохранения, финансовой политики. При этом подчеркивалось, что УСВАТ оставляет за собой только функции контроля за решением всех этих вопросов в интересах населения.

Президент ландтага А. Фрёлих от имени всех присутствовавших выразил удовлетворение и признательность советской [136] военной администрации за оказанное ландтагу, правительству и органам самоуправления на местах высокое доверие возложением на них ответственности за руководство всеми хозяйственными и общественными делами и заверил, что это доверие будет оправдано неутомимой работой всех органов власти по дальнейшему демократическому строительству Тюрингии. Одновременно он выразил надежду, что УСВАТ и дальше будет дружески помогать своими советами и выявлением недостатков во всех сферах жизни и деятельности тюрингских граждан и обращать внимание на эти недостатки правительства и местных органов власти, чтобы ускорить их устранение.

Краткая речь Фрёлиха была одобрена аплодисментами всех присутствовавших, и на этом наше совещание закончилось.

Должен признаться, однако, что наши надежды на то, что после избрания демократических органов власти получит широкое развитие инициатива этих органов в руководстве хозяйственной и общественной жизнью земли, сбывались очень медленно. Сказывались прививавшиеся многие годы привычки к беспрекословному повиновению приказам свыше. «Фюрер повелевает — мы исполняем» — это правило, видимо, вжилось многим немецким, особенно буржуазным, деятелям в плоть и кровь. А таких насчитывалось в органах самоуправления немало и многие из них даже считали себя антифашистами. В силу этих привычек в первые годы нашей деятельности в Тюрингии мы наблюдали завидное рвение многих сотрудников и руководителей органов самоуправления в выполнении приказов УСВАТ. Поэтому мы не удивлялись, когда представители немецких органов самоуправления и организаций по-прежнему обращались к нам за советами, в которых мы им никогда не отказывали, а также за помощью по самым незначительным, мелочным вопросам.

Мне, например, хотелось в новой обстановке как можно меньше издавать приказов, но Пауль по-прежнему просил меня об издании приказов по проблемам, которые правительство могло решать без нашего вмешательства. «Приказ есть приказ» — неизменно твердил он, убежденный, что ни принятый ландтагом закон, ни обязательные постановления правительства не имеют такой силы, какая заключена в приказах советских военных властей. Пришлось идти на уступки и издавать еще приказы, но это уже были письменные документы, которые начинались словом «предлагаю» вместо «приказываю», позже стали употребляться выражения [137] «считал бы необходимым» и, наконец, даже «прошу». Однако хочу заметить, что немецкие товарищи с одинаковой добросовестностью выполняли не только приказы, но и предложения УСВАТ.

Но, повторяю, приходилось еще издавать и приказы главным образом по вопросам сельского хозяйства и лесоводства, снабжения населения, трудоустройства, оказания помощи переселенцам, да и то в случаях, когда нужно было устранить серьезные недостатки, ошибки или явный саботаж, обнаруженные нашими сотрудниками. Забота о нуждах трудящихся никогда не упускалась из поля зрения УСВАТ.

Вот некоторые примеры.

Так как снабжение населения всегда являлось одной из важнейших задач органов самоуправления, то было решено, чтобы отдел торговли и снабжения УСВАТ организовал проверку работы ряда пекарен в районах Бад-Зальцунген, Арнштадт, Майнинген, Эйзенах с участием в ней представителей районных правлений СЕПГ. Было обнаружено отступление от норм в смешении пшеничной и ржаной муки, значительные отклонения от установленных норм припека, а также недопустимые нарушения требований санитарии и гигиены. Выяснилось также, что ни ландраты, ни бургомистры ни разу не заглядывали в пекарни.

Пригласив в УСВАТ Р. Пауля, я познакомил его с материалами проверки и предложил принять срочные меры по устранению выявленных недостатков. Но и на сей раз Пауль просил издать приказ, мотивируя это тем, что отвечающий за работу пекарен министр торговли и снабжения Гроссе является членом другой партии (ХДС) и если поставить вопрос о пекарнях на заседании правительства, то может возникнуть только бесплодная дискуссия, а меры приняты не будут. Что ж, приказ так приказ. И приказ был издан в адрес Пауля и Гроссе с подробным перечислением выявленных проверкой безобразий в пекарнях и с указанием, что, кому и к какому сроку предпринять, чтобы навести в них порядок, а также кого и за что наказать в назидание другим владельцам пекарен.

А когда сотрудники отдела торговли и снабжения УСВАТ проверили, что делается на молочных фермах, то оказалось, что там недостатков, а точнее преступлений еще больше, нежели в пекарнях. В Эйзенахе руководитель фирмы «Курбадмолькерай» Гейнц Рардер и ее владелец Генрих Мительштадт незаконно, по завышенным ценам продавали населению молочные продукты и за несколько месяцев успели расхитить свыше четырех тонн масла. Снова приказ, [138] и оба спекулянта и вора были преданы криминальному суду.

Но подобные явления имели место и на других молочных фермах. Поэтому когда повторной проверкой было установлено, что приказ УСВАТ о привлечении к ответственности ряда руководителей молочных предприятий за расхищение масла не выполнен, то руководитель объединения «Райфанзенгеноссеншафт» Келлерман был снят с должности и предан суду военного трибунала, а Паулю было вменено в обязанность в течение двух недель привлечь к уголовной ответственности виновных в расхищении молочных продуктов, предназначенных для снабжения населения по карточкам.

Мы решили проверить, нет ли злоупотреблений в распределении продуктовых карточек, которые печатались и распределялись в районах. Оказалось, что и здесь не обошлось без жуликов и нарушителей установленного порядка. Так, в Эрфурте в отделе изготовления и распределения карточек руководитель отдела Бекман и его заместитель Кляйншмидт самовольно систематически завышали категории снабжения отдельным фирмам и лицам. Например, 133 работника транспортной фирмы «Марбах» получали карточки первой категории и 58 человек второй категории; работникам фирмы «Коленбах» вместо положенных карточек третьей и четвертой категории выдавались карточки второй категории. Карточками первой категории снабжались руководитель театра, его секретарша, контролер театра. Такие же нарушения были обнаружены в Гере и других городах. Виновных, конечно, наказали, незаконно выданные карточки изъяли и заменили на положенные в общинах, где также обнаружены случаи незаконного снабжения крестьян, карточки были изъяты, а с министром торговли и снабжения Гроссе мне пришлось иметь нелицеприятный разговор.

Человеку, незнакомому с существовавшим в то время положением, видимо, трудно понять, почему представитель советских оккупационных войск в беседе с министром выступал в роли защитника тюрингского населения, его продовольственных интересов, а министр торговли и снабжения немецкого правительства Тюрингии всячески пытался оправдать вскрытые нами недостатки и преступления и даже самих преступников, обворовывавших население.

Это был наш долг, обязанность и задача, вытекавшие из Потсдамских решений и приказов Главноначальствующего СВАГ. [139]

К сожалению, министра Гроссе я не мог отстранить от работы своей властью — это было бы попранием демократии. Но был другой путь избавления от таких деятелей — через ландтаг.

После деликатного намека об этом Гроссе сразу переменил тему разговора.

— Я не могу работать, когда за мной следят даже на квартире, — заявил он.

— Кто же за вами следит?

— Думаю, что полиция.

— Какие у вас основания так думать?

— Против моей квартиры стоит трехэтажный дом и в нем на чердаке из слухового окна все время кто-то смотрит в бинокль в мою квартиру.

— Вы видели того, кто смотрит в бинокль?

— Нет, но в солнечный день оттуда что-то блестит, думаю, что это стекла бинокля.

— А я думаю, что вы глубоко заблуждаетесь, но все же проверю, интересуется ли вами полиция. Впрочем, вы пользуетесь депутатской неприкосновенностью и вам нечего бояться слежки полиции, которую придумала ваша фантазия, так что можете исполнять спокойно свои министерские обязанности, но нужно все же навести порядок в органах торговли и снабжения. Это сейчас главное.

Министр Гроссе соглашался с моими предложениями, обещал все сделать, что надо, однако, ничего не делал и, наконец, сбежал в американскую оккупационную зону. И это в условиях, когда надо было не только нормально обеспечивать население продовольствием, но и с каждым годом улучшать снабжение, особенно жирами и мясопродуктами, что составляло одну из важнейших задач нашей оккупационной политики.

И так как все познается в сравнении, то есть необходимость показать, как постепенно улучшалось обеспечение населения Тюрингии продуктами питания. Если суточный рацион рабочего особо тяжелого труда (подземные работы в рудниках, угольных шахтах) в 1945 году составлял 1896 калорий, то в 1946 году уже 2747, а в 1947 году — 3900. Но это никого не успокаивало, и заботы по дальнейшему повышению уровня продовольственного снабжения трудящихся продолжались как по линии СЕПГ, так и по линии СВАГ.

Кроме открытия базаров, где крестьяне, выполнившие обязательные поставки, свободно продавали городским жителям излишки своей сельскохозяйственной продукции, о [140] чем упоминалось выше, одним из источников добавочного снабжения населения являлась созданная государственная торговля в магазинах «Хандельсорганизацион», где можно было по повышенным ценам свободно покупать и промышленные, и продовольственные товары высшего качества.

Аппарат УСВАТ не в состоянии был силами своих сотрудников обеспечить систематический контроль за законным и бережным расходованием продовольственных товаров. Мало было надежд и на министерство торговли и снабжения Тюрингии, где не только сам министр Гроссе ничего не предпринимал для борьбы с расхитителями продуктов, но и его сотрудники, следуя примеру своего шефа, тоже на все проделки жуликов и саботажников смотрели сквозь пальцы. Пришлось поэтому привлечь к этому важному делу криминальную полицию. И так как она выполняла задание УСВАТ, то при вскрытии хищений продуктов в ряде городов не утаила и того, что неблаговидным делом разбазаривания и хищения продовольственных товаров в виде забора их без карточек занимались нередко и ответственные работники самоуправления. Вот только один пример.

В городе Гера полиция проверила городскую бойню и обнаружила неоправданную документами недостачу 400 центнеров мяса. Директор бойни был арестован и предан суду. В ходе следствия было установлено, что на бойне незаконно брали мясо (свыше 200 кг каждый) обербургомистр и бургомистр города, председатель районного суда, начальник отдела учета скота, начальник кассы городского управления, председатель и секретарь городского собрания депутатов, председатель районного правления профсоюзов и ряд других ответственных функционеров.

Полиция подробно информировала УСВАТ о результатах проверки и обнаружении хищений на городской бойне и о том, что собранный ею материал подлежит передаче в криминальный суд для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Информацию полиции слушали вместе со мной и сотрудники отдела торговли и снабжения, сельскохозяйственного отдела, отдела внутренних дел, информации, и все мы были очень довольны проделанной работой полиции Геры, которая принципиально, невзирая на лица, ставила вопрос о привлечении к суду ответственных функционеров, замаравших себя хищением продуктов, в которых так нуждалось население. Однако, поблагодарив начальника полиции за информацию и посоветовав ему поступить с собранными материалами по его усмотрению, я посоветовал земельному правлению [141] СЕПГ принять необходимые меры по наведению порядка на бойнях не только в Гере, но и в остальных городах земли.

Так постепенно решение важных вопросов мы передавали на усмотрение земельного правления СЕПГ или органов самоуправления, но чаще СЕПГ, которая в силу исторической необходимости становилась правящей партией как самая демократическая, самая прогрессивная сила немецкого народа.

Дальше