Ожившая Мельпомена
Возможно, не все знают, что в сентябре 1944 года нацисты закрыли все театры Германии, в том числе и национальный театр в Веймаре. Его театральная труппа распалась. Годные к службе в вермахте артисты были мобилизованы в армию, остальные разбрелись по стране в поисках работы вне сцены. В октябре того же года концерн «Сименс и Гальске» приспособил здание театра для производства вооружения.
9 февраля 1945 года американские бомбардировщики налетели на Веймар, в числе разрушенных объектов оказался и театр. Уцелел только стоящий перед его зданием памятник великим немецким поэтам Гете и Шиллеру.
Со вступлением советских войск в Веймар магистрат города стал издавать «Информационный листок районного города Веймар», в котором под рубрикой «Веймар под русской оккупацией» сообщалось, что «город Гете и Шиллера должен как можно скорее снова иметь регулярную театральную культурную жизнь. Интендант немецкого национального театра должен немедленно представить коменданту план постановок для получения на них разрешения и список актеров. Разрушенные культурные объекты города и прочие поврежденные важные городские постройки и здания нужно сфотографировать и затем ускорить их восстановление».
Инициативу восстановления Веймарского немецкого национального театра проявили руководитель отдела народного образования немецкого земельного управления В. Вольф и артисты театра. Эти инициаторы во главе с В. Вольфом и режиссером Куртом Берче посетили наше управление и заявили, что все артисты труппы уже с 10 июля начали подготовку к постановке некоторых гуманистических пьес, чтобы осенью 1945 года открыть театральный сезон. Но так как [128] здание театра разрушено, то они просят отдать им городское здание Веймархалле, которое быстро можно подготовить и оборудовать так, чтобы оно соответствовало потребностям театра...
Конечно, эта просьба была удовлетворена, и осенью 1945 года театр начал свою деятельность.
При расчистке города от развалин, естественно, были убраны руины и возле здания Веймарского немецкого национального театра. В этом нелегком деле активную помощь населению города оказали воины советского гарнизона, выделенные по распоряжению генерал-полковника В. И. Чуйкова специально для очистки города от развалин а мусора.
Прежде чем допустить театральную труппу к возобновлению ее сценической деятельности, полагалось этот коллектив, как и все другие организации и учреждения, очистить от бывших активных нацистов. И тут мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дело в том, что по распоряжению земельного правления профсоюзов работников искусств большая часть оркестра, хора, солистов, а также руководящего состава подлежали исключению из театральной труппы, как бывшие члены нацистской партии. Среди подлежавших исключению были опытные артисты, певцы, музыканты, которые были только номинальными, но не активными членами НСДАП, и недопущение их к театральной деятельности было бы определенным ущербом для национального искусства.
Но нельзя было игнорировать и требование профсоюза, хотя для сотрудников УСВАТ, занимавшихся оказанием помощи немецким органам в восстановлении театрального и других видов искусств, было ясно, что наша немецкие друзья немного перегибают палку.
Вскоре это подтвердилось. В. Вольф и Г. Шнайдер высказали свою озабоченность тем, что Веймарский национальный театр мог бы начать свою деятельность, но он ставит не только драмы и комедии, но и оперы, оперетты, дает концерты. Поэтому ему нужен главный дирижер. На мой вопрос, кого они сами рекомендовали бы на эту должность, был назван Герман Абендрот, но с добавлением, что он состоял членом нацистской партии.
Что же он делал в этой партии? поинтересовался я.
Мы выяснили, что ничего не делал, только исправно уплачивал членские взносы, делал пожертвования и всю жизнь занимался только музыкой, главным образом классической, в том числе и русской. [129]
Нельзя ли подыскать главного дирижера театра из музыкантов-антифашистов?
Мои собеседники о чем-то посоветовались между собой.
Такая возможность сейчас исключена, ответил Г. Шнайдер. Многие музыканты погибли в концлагерях и тюрьмах, многие из них эмигрировали и еще не вернулись домой, и у нас сейчас никакого выбора нет...
Как артисты относятся к Абендроту? спросил я.
Как раз сами артисты просят нас назначить к ним Абендрота, признался Г. Шнайдер. Но мы без вашей санкции не можем удовлетворить их просьбу.
Прежде чем решить, можно ли назначить Абендрота главным дирижером театра, я высказал пожелание познакомиться с ним. Дирижер явился ко мне на следующий день.
Передо мной сидел человек чуть выше среднего роста, уже несколько отяжелевший, спокойный в движениях и в разговоре, он напряженно вслушивался в перевод моих вопросов к нему, видимо не зная, зачем он мне понадобился. О своем происхождении, учебе, работе Абендрот говорил охотно, но, когда я стал выяснять, чем он занимался, будучи в нацистской партии, он немного смутился, однако, подтвердил то, что мне было известно из разговора со Шнайдером и Вольфом.
Из беседы мне стало ясно, что Абендрот являлся только номинальным членом нацистской партии, поэтому я без обиняков спросил его, смог ли бы он взять на себя ответственнейшую должность главного дирижера Веймарского национального театра. Не скрывая волнения, он поспешно ответил:
О, за такое доверие ко мне я буду стараться изо всех сил, сделаю все, что от меня зависит, чтобы восстановить былую славу этого театра.
И Герман Абендрот стал главным дирижером. Руководимый им оркестр являлся одним из лучших в Германии.
После того, как открылся театральный сезон и артисты театра под руководством главного режиссера К. Берче и главного дирижера Г. Абендрота, начали давать представления в зале Веймархалле, который больше приспособлен для проведения собраний, митингов, конференций, нежели для театральных постановок, стал вопрос о необходимости восстановления здания театра. В этом особенно были заинтересованы сами артисты. Они 25 февраля 1946 года создали рабочую группу по восстановлению театра, к ней присоединился художник профессор доктор Курт Гемерлинг, который изготовил комплект почтовых марок с портретами [130] Гете, Шиллера, Листа, Виланда и с изображением фасада Веймарского национального театра, обозначив стоимость всего комплекта 7,5 рейхсмарок, и вся эта группа явилась ко мне с просьбой разрешить артистам распространять почтовые марки среди населения для сбора средств на восстановление театрального здания.
Конечно, таким путем собрать достаточные средства для оплаты больших строительных и ремонтных работ было бы невозможно, но сама по себе инициатива артистов заслуживала внимания, так как распространение почтовых марок содействовало мобилизации общественного мнения в пользу восстановления театра и, по существу, приобщало к этому делу многих горожан.
А потребность в такой мобилизации была налицо, так как определенная часть жителей города, узнав о ходатайстве артистов перед УСВАТ относительно восстановления здания театра, открыто выражали недовольство. Отражая настроения веймарских обывателей, газета «Абендпост» дважды выступила против инициативы артистов. Первый раз она заявила, что с инженерно-строительной точки зрения затея с восстановлением театра бессмысленна, а второй раз заявила, что когда, мол, многие жители нуждаются в квартирах, особенно переселенцы, народу не до театра. Но так как против восстановления выступала лишь одна беспартийная газета, а остальные не включались в обсуждение этого вопроса, то мне и моим сотрудникам казалось, что блок партий не солидаризуется с мнением «Абендпост», да и общественные организации молчали. Чтобы проверить, правильно ли мы оцениваем позицию партий и общественных организаций, я встретился с В. Эгератом и Г. Гофманом. Они оба высказались за обязательное восстановление театра, считая, что те обыватели, которые сейчас настроены против этого важного дела, позже будут благодарить всех, кто причастен к этой работе, за заботу об удовлетворении их духовных запросов.
Вскоре магистрат Веймара начал восстановительные работы, поручив их ведение инженеру Юнкеру. Он встретился с большими трудностями из-за нехватки строительных материалов, рабочей силы, денежных средств. Из-за этого нельзя было развернуть предусмотренный планом фронт работ, и восстановление протекало очень медленно. По плану реставрацию предполагалось завершить в 1948 году, но уверенности у Юнкера в этом не было, так как город не обеспечивал поставок необходимых материалов и рабочей силы, а заказы на механизмы для сцены предприятия Саксонии [131] не хотели принимать без распоряжения советской военной администрации провинции. Было ясно, что потребуется наше вмешательство. Приказом УСВАТ ответственные лица, возглавлявшие отделы по обеспечению всяких строительных работ материалами, рабочей силой и транспортом, были обязаны оказать необходимую помощь Юнкеру.
И сразу строительные работы пошли быстрее. Однако размещение заказов на механизмы для сцены (поворотный круг) затягивалось. Даже после моих переговоров с начальником УСВА Саксонии генералом Дмитрием Григорьевичем Дубровским, который распорядился не препятствовать размещению заказов для Веймарского театра, и даже после размещения этих заказов принявшие их предприятия изготавливали узлы механизмов свыше года.
А тем временем театральная труппа продолжала работать в Веймархалле, и если поначалу она ставила немецкие драматические и оперные произведения, то в 1946 году в ее репертуаре появились и произведения русских классиков, в первую очередь А. П. Чехова. Его инсценированные рассказы «Медведь», «Свадебный договор», «Лебединая песня» вызывали большой интерес у зрителей. В 1947 году театр поставил пьесу А. Арбузова «Таня» и комедию В. Катаева «День отдыха». На второй постановке присутствовал сам автор. Он сидел рядом со мной в первом ряду и на протяжении всей постановки от души смеялся, а в зале неоднократно раздавался гомерический хохот. Занятые в комедии артисты знали о присутствии в зале В. Катаева и, видимо, поэтому особенно старались, чтобы заслужить его одобрение.
В перерыве уже после первого действия Катаев сказал мне:
Знаете, я даже не думал, что эта комедия получится такой веселой в постановке немецкого театра.
Лучшей похвалы артистам не придумаешь!
В дальнейшем произведения русских и советских драматургов очень часто появлялись на сцене театра, особенно после восстановления театрального здания.