Волховский фронт
Мы прилетели на полевой аэродром Гремячево, немного южнее железнодорожной станции Будогощь. Перелет проходил поэскадрильно, так что наша 1-я эскадрилья раньше других оказалась на новом месте, и мы наблюдали за посадкой наших товарищей из 2-й и 3-й эскадрилий.
Слышим, Коля Озорнов кричит:
Что он делает, растяпа?! Там же ров!
Когда заходили на посадку, я видел этот противотанковый ров на краю аэродрома.
И вот теперь какой-то, как видно, молодой пилот умудрился приземлиться за пределами аэродрома, еще до противотанкового рва.
Эх! Сейчас разобьется! закричал Коля. [44]
Так и случилось: самолет, еще на скорости, добежал до насыпи на краю рва, подпрыгнул, перескочил через ров, колесами ударился о насыпь на противоположной стороне рва и, напрочь отбив колеса, на фюзеляже «проехал» метров сто, после чего остановился.
Все побежали к покореженному самолету. Возле него с поникшей головой стоял сержант Хозин. Так нелепо угробить драгоценную машину!..
Смотрим, на пусковых установках под плоскостями полный комплект подвешенных реактивных снарядов РС-82 с ввернутыми взрывателями, причем половина из них ударного действия.
Командир полка отдал приказ: срочно снять реактивные снаряды с самолета и отбуксировать его на стоянку.
Техник по вооружению 3-й эскадрильи прежде всего принялся выворачивать взрыватели. Все шло благополучно, но когда он взялся за последний снаряд, случилась беда: ветрянка у взрывателя дистанционного действия свернулась и упала на землю.
Разбегайтесь! не своим голосом закричал техник.
Но все и так уже бросились врассыпную, потому что знали: максимум через 22 секунды произойдет взрыв.
Несколько человек, и я в том числе, не побежали, а спрятались за броней самолета.
Раздался взрыв.
Я выглянул из-за своего укрытия и прежде всего увидел техника: крикнув нам «ложись», сам он ни лечь не успел, ни отбежать далеко; он стоял метрах в десяти от самолета, повернувшись к нему спиной и подняв воротник меховой куртки.
Ну и удивились же мы, когда узнали о результате взрыва! Никто не получил ни царапины, даже техник отделался испугом, лишь в крыле самолета зияла большая дыра.
Любопытные стали расходиться, пошли к себе в эскадрилью и мы с Игорем Брылиным и Колей Озорновым.
Это что же получается? недоумевал Игорь. Нас [47]
(Отсутствуют страницы 45–46)
квадрате № 7 разрешаю. Будьте внимательны, над целью истребители противника.
«Родина», «Родина»! Я «Сокол-10», вас понял: работать разрешено, в воздухе истребители противника.
После этого командир обращается к нам:
«Соколы», «Соколы»! Я «Десятый», приготовиться к атаке, усилить наблюдение за воздухом!
Теперь я передаю по СПУ самолетному переговорному устройству:
Покровский! В воздухе истребители противника, смотри внимательно, веди прицельный огонь, докладывай мне воздушную обстановку.
Вас понял, командир!
Группа с противозенитным маневром вышла на цель. По радио команда:
Я «Десятый», в атаку за мной!
Неподалеку от цели артиллерийских позиций я заметил на опушке леса штабеля зеленых ящиков и понял, что это склад боеприпасов.
Вслед за ведущим перевожу самолет в пикирование, прицеливаюсь, открываю огонь из РС, пушек и пулеметов по артиллерийским позициям, а весь запас бомб сбрасываю на склад боеприпасов.
Раздается сильнейший взрыв склад взлетает на воздух.
При выходе из атаки я отстал от ведущего метров на 300–400.
Командир, раздается в СПУ голос Покровского, группу преследуют истребители!
Валера, открывай прицельный огонь!
Я повел самолет по прямой.
Уверенный в Покровском и его пулемете, я подумал: «Пусть бы немцы атаковали не ребят, а меня!»
Моя мысль как будто передалась фашистским летчикам: справа и слева от меня засверкали снаряды, они пробивали обшивку центроплана и плоскостей. [48]
И тут я понял, что, летя по прямой и тем самым создавая хорошие условия для стрельбы Покровскому, я создаю еще лучшие условия для атаки моего самолета истребителями противника, а огонь их в шесть раз мощнее огня воздушного стрелка.
Но что такое? Почему замолчал пулемет?
Валерий! кричу в СПУ, почему не стреляешь?
В ответ молчание.
«Убит», решил я.
Стрельба по моему самолету прекратилась, но я, как ни старался догнать ведущего, заметно от него отставал: двигатель был поврежден, разбиты масляная система и система охлаждения. Через некоторое время двигатель заклинило, машина начала стремительно терять высоту.
Что делать? Единственный путь к спасению прыгать с парашютом. Но как я могу покинуть самолет: что, если Покровский не убит, а ранен?.. Надо попытаться сесть.
С каждой секундой земля все ближе и ближе.
Впереди показалась большая снежная поляна. Я произвел посадку на фюзеляж, Ил, пропахав снег, прополз метров триста и, уткнувшись в сугроб, остановился.
Выскакиваю из кабины, сбрасываю парашют и первым делом в кабину Покровского. Смотрю, он лежит на полу. Убит? Ранен?
Как же я был поражен, когда стрелок заворочался и поднялся живой и невредимый.
Товарищ командир, Покровский отвел виноватый взгляд, пулемет отказал.
Не может быть!
Проверили оказалось, слишком густая смазка на морозе еще больше загустела.
Почему же ты перед вылетом не проверил, как смазан твой пулемет?! закричал я.
Да вроде бы проверил... промямлил стрелок.
Такая меня в ту пору взяла злость, что готов был тут же его пристрелить, но я взял себя в руки. [49]
Ладно, вперед тебе наука... Скажи, сколько было истребителей?
Два «фоккера».
Кого еще, кроме нас, они атаковали?
Больше никого, только нас. Один зашел сзади сверху, другой сзади снизу. Стреляли с малой дистанции. Особенно приблизился верхний самолет: при выходе из атаки чуть не столкнулся с нами. Из атаки он выходил вправо вверх на малой скорости, тут его сбил Королев. А нижнего стервятника сбил Озорнов.
Так вот кому мы обязаны жизнью Королеву и Озорнову! Боевые друзья выручили...
Жаль, самолет угробили, сказал я. И что теперь с ним делать? Если мы на немецкой территории, придется его сжечь...
Но хорошенько поразмыслив, я пришел к выводу, что мы на нейтральной полосе. Кроме того, здесь, в Синявинских болотах, сплошной линии фронта не было, а если бы немцы и обнаружили наш самолет, вывезти его отсюда практически невозможно.
Я решил не сжигать машину.
Берем парашюты, часы, радиоприемник, ракетницу и бортпаек, распорядился я.
Мы сориентировались по компасу и двинулись на восток.
Идти пришлось по глубокому рыхлому снегу, и хотя стоял мороз градусов под тридцать, нам вскоре сделалось жарко. А тут еще поднялся сильный ветер, и началась пурга. Местами снежный покров достигал полутора метров, мы тонули в нем, и для того, чтобы как-то передвигаться, приходилось впереди себя класть на снег сумку с парашютом, опираться на нее руками и таким образом подтягивать то одну, то другую ногу. Мы были обуты в собачьи унты с широкими голенищами, в них набился снег, он таял, и скоро в унтах захлюпала вода.
Тому, кто шел вторым, по проторенному следу, было [50] намного легче. Я долго шел первым, а когда выбился из сил, пустил вперед Покровского. Метров через полтораста двести он остановился:
Командир, с трудом переводя дыхание, прохрипел он, больше не могу...
Вижу: в самом деле не может. Наверное, с детства был изнежен.
Ладно, сказал я, иди за мной, только не отставай.
Я опять пошел впереди, время от времени останавливаясь, давая Покровскому возможность меня догнать.
В эти короткие минуты отдыха я возвращался к одной и той же мысли: «Почему фашистские истребители из всей группы выбрали для атаки именно наш самолет? Ведь я не был замыкающим, да и воздушный стрелок, если бы Покровский не оказался таким раззявой, представлял для них опасность... Им же проще было атаковать одноместные Илы, которые замыкали группу... Ответ, видимо, один: они проверяли боеспособность нового двухместного самолета Ил-2, и по вине Покровского им удалось нас сбить.
Между тем большая поляна, на которой мы приземлились возможно, это было замерзшее болото, осталась позади, мы оказались в лесу. Тут снега было меньше, и идти стало легче, но мы уже настолько обессилели, что не могли сделать ни шагу. Неподалеку от опушки лежало поваленное ветром дерево. Мы присели у его вывороченного огромного корневища и тут, в некотором затишке, едва прикрыв глаза, сразу же заснули.
Проснулся я от холода: вода в унтах превратилась в лед. Я разбудил Покровского:
Пошли, пошли, Валера... Не будем двигаться пропадем.
Только через двое суток добрались мы до расположения одной из наших воинских частей. Тут мы обсушились, обогрелись и отоспались, а потом старший лейтенант командир этой части по нашей просьбе отправил нас на [59]
(Отсутствуют страницы 51–58)
мы танцевали с нею и танго, и вальсы, а потом я проводил ее за околицу нашей деревни: дальше она пошла с подругами. На прощание я, задержав руку девушки в своей руке, спросил:
Завтра вечером увидимся?
Она смущенно кивнула и побежала догонять девчат.
В отличном настроении лег я спать, торопя приход завтрашнего дня и не подозревая, что он будет одним из черных дней в моей жизни.
В нашу задачу входило нанести штурмовой удар по немецким позициям в главной полосе обороны на западном берегу реки Угра, неподалеку от деревни Сос. Фашисты, используя рельеф местности, в частности берега реки, поросшие лесом и кустарником, построили там мощную оборону.
В общей группе я летел в последней паре с ведомым младшим лейтенантом Бобриченко. Мне было дано дополнительное задание: сфотографировать результаты боевых действий эскадрильи и передний край обороны противника в данном районе.
Еще при подходе к цели группа подверглась сильному огню артиллерии. С противозенитным маневром мы вышли на цель и с пикирования приступили к уничтожению.
Мы с моим ведомым обстреляли вражеские артиллерийские позиции реактивными снарядами, а также из пушек и пулеметов, потом сбросили бомбы на группу танков.
Я стал выводить самолет из пикирования в горизонтальный полет и уже собирался включить фотоаппарат, как вдруг раздался взрыв, сильнейший удар и в глазах у меня потемнело. Но, по-видимому, продолжалось это какой-то миг (иначе не писать бы мне этих воспоминаний!), я почувствовал, что меня перевернуло вниз головой самолет падал с отбитым правым крылом и сорванным фонарем кабины.
Первая мысль выброситься с парашютом! Я оттолкнулся от кабины и повис на привязных ремнях... Отстегнул [60] ремни, вновь оттолкнулся от кабины, выждал немного, чтобы оказаться на безопасном расстоянии от самолета, и дернул за вытяжное кольцо. Парашют раскрылся полностью как раз в то мгновение, когда я коснулся земли нотами. Секундное промедление и было бы слишком поздно... Секундное... Но вот жив!
Жив, но, похоже, ранен в голову: правый глаз заливает кровью.
Я быстро сбросил с себя парашют и шлемофон, выхватил из кобуры пистолет и огляделся...