Учусь летать
Клевцов! в комнату, где я готовил уроки, заглянул Толя Понкратов. Тебя вызывают в комитет комсомола.
Зачем?
Не знаю. Сказали: позови, скажи, что срочно!
В комитете комсомола было людно; я, как только вошел, сразу же обратил внимание на незнакомого человека в военной форме. Остальные студенты нашего техникума.
Клевцов, проходи скорее, садись, сейчас начинаем, сказал секретарь комитета и постучал карандашом по графину с водой: Тише, товарищи! Внимание! Слово представителю аэроклуба товарищу Важнову. (Дима Важнов погиб в 1942 году.)
Поднялся военный и заговорил четким, командирским голосом: [17]
Товарищи студенты! Всем вам, здесь присутствующим, предоставляется возможность поступить в аэроклуб с тем, чтобы пройти соответствующую подготовку и в дальнейшем поступить в военные летные училища. Занятия в аэроклубе вечерние, без отрыва от учебы в техникуме. До весны вы пройдете теоретический курс и сдадите экзамены. После этого у вас будет наземная подготовка у самолетов и на самолетах под руководством инструкторов. В мае начнутся практические полеты. Всем поступающим в аэроклуб необходимо пройти медицинскую и мандатную комиссии. Заявления можно подать мне прямо сейчас.
Поднялся шум: ребята обсуждали услышанное друг с другом, задавали вопросы военному, он отвечал им, но я, ошарашенный открывшейся возможностью, не вникал ни в вопросы, ни в ответы.
Мне живо вспомнилось, как над лесом у Ласточкина гудели в небе аэропланы («там летчики», говорил дядя Митя; «нечистая сила», со слов своей матери уверял меня приятель Мишка). Вспомнился и другой, не такой давний случай: я учился в Алнашах, когда однажды над селом появился самолет. Снизившись, он сделал круг и неожиданно мы не поверили своим глазам сел на луг за околицей села. Забыв про урок, мы со всех ног бросились туда. Пока добежали, вокруг самолета уже собралась плотная толпа, но мне все-таки удалось протиснуться вперед. Вот он, самолет, совсем рядом, я даже осмелился протянуть руку и потрогать крыло. А вот и летчик молодой парень, с гордым, как мне показалось, недоступным выражением лица. Я был потрясен его видом. Это уже потом, много позже, я узнал, что был он одет, как и положено летчику того времени: в кожаном реглане, в шлеме с очками на лбу, на руках краги, через плечо ниже колен на тоненьком ремешке висит планшет с полетной картой. Это потом, а в тот день я и слов-то таких не знал и только завороженно смотрел на этого человека...
И вот теперь мне предлагают стать летчиком! [18]
Подняв голову, я вдруг увидел свое отражение в стекле книжного шкафа, возле которого сидел. На меня смотрел деревенский парнишка, одетый в старый, латаный пиджак с отцовского плеча. И это будущий летчик?! Мыслимое ли это дело?.. Нет, нет, не для меня все это, даже не знаю, для чего меня сюда позвали.
Клевцов! вдруг услышал я свою фамилию. А ты что же? Будешь подавать заявление? секретарь комитета комсомола, словно желая пробудить от сна, потряс меня за плечо. В аэроклуб, говорю, будешь вступать?
Не буду, я поднялся со стула.
Почему?
Какой из меня летчик!
Важнов услыхал наш разговор.
Погоди, парень, сказал он. Ты не прав. С чего ты взял, что из тебя не получится летчик? Было бы желание...
Но я только безнадежно махнул рукой и пошел к двери.
На другой день в коридоре техникума я встретил нашего профорга.
Здравствуй, Клевцов! На ловца и зверь бежит: я тебя искать собрался. Зайдем ко мне, разговор есть.
Зашли в его кабинет.
Ты, я слышал, отказался поступать в аэроклуб. Почему?
Так...
Это не ответ. Должна же быть какая-то причина!
Причина такая, что не получится из меня летчика.
Да что это ты себе в голову вбил? Учишься ты хорошо, парень, по всему видать, смекалистый. Если здоровье позволяет учись! А не получится отчислят, только и всего, ты ничего не потеряешь.
А вот и потеряю! возразил я. Я живу на стипендию, а если из-за вечерних занятий в аэроклубе стану плохо учиться в техникуме, меня лишат стипендии. Что тогда? [19]
Об этом не беспокойся: тем, кто будет заниматься в аэроклубе, стипендия во всех случаях обеспечена... Признаться, ты меня, Клевцов, удивляешь: неужели тебя не увлекают подвиги наших всемирно прославленных летчиков? Ты газеты читаешь? Радио слушаешь? Знаешь про них?
Конечно! Кто ж про них не знает?
В то время еще гремела слава участников челюскинской эпопеи летчиков, первыми в стране получивших звание Героя Советского Союза Ляпидевского, Водопьянова, Леваневского, Каманина, Молокова, Слепнева, Доронина. Экипаж Чкалова, а за ним экипаж Громова совершили беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Три замечательные девушки-летчицы Гризодубова, Раскова и Осипенко прославили советскую авиацию, пролетев без посадки по маршруту Москва Дальний Восток. Портреты этих героических людей не сходили с газетных страниц, их показывали в кино, о них пели песни... «Куда мне до них!..» подумал я, так и сказал вслух:
Куда мне до них!
Понятное дело, не всем быть такими героями! Но, по-моему, и у рядового летчика завидная судьба, хотя дело это нелегкое и даже опасное... Ну, как знаешь, я тебя уговаривать больше не стану.
Уговаривать меня не надо: я еще раз хорошенько подумаю.
Подумал и на другой день записался в аэроклуб.
Учиться там оказалось очень интересно. Мы изучали теорию полета, штурманскую службу, разбирали конструкцию самолета и двигателя.
На зимние каникулы я поехал в Подгорное соскучился по дому. Родители обрадовались мне, обрадовались и младшие ребята сестренка Вера, братья Петя, Георгий и Юра, хотя я и не привез им никаких гостинцев: денег у меня было в обрез, только на обратный билет. [20]
Отец первым делом стал расспрашивать меня, скоро ли я вернусь насовсем.
Вряд ли я вернусь в Подгорное: кончу техникум меня пошлют куда-нибудь на работу.
Небось тяжело учиться, живя впроголодь? сокрушенно вздохнув, спросила мать.
Нелегко, признался я. Особенно теперь, когда стал учиться в две смены: я ведь поступил в аэроклуб.
Это что ж за клуб такой?
Я, как мог, рассказал о занятиях в аэроклубе, пытался даже растолковать отцу устройство самолета, но он плохо меня понимал, а мать только спросила:
Ваня, а не боязно тебе?
И сам, мама, не знаю: ведь мне еще не приходилось летать.
Каникулы подошли к концу, пора было возвращаться в Сарапул.
Снова начались занятия. Как я ни старался, просиживая над учебниками иной раз ночи напролет, экзамены в аэроклубе, проходившие весной 1939 года, сдал довольно посредственно.
В конце апреля нас определили по летным группам. Я попал в группу, которой руководил инструктор Василий Васильевич Попович. Он преподавал нам теорию полета. (Во время войны Попович был летчиком-истребителем, в 1959 году уволился в запас в звании подполковника, сейчас живет в Винницкой области.)
Товарищи учлеты, обратился он к нам с сильным украинским акцентом, с завтрашнего дня вы будете заниматься не в классе, а непосредственно на аэродроме: на практике познакомитесь с самолетом и пройдете курс летной подготовки. Он оглядел наш строй и шутливо добавил, кивнув на левый фланг: Глядите, хлопцы, не ударьте в грязь лицом: будет стыдно перед дивчиной!
На левом фланге стояла Вера Красноперова единственная девушка в нашей группе. [21]
Нам достался самолет с уже выработанным ресурсом двигателя. Под руководством прикрепленного к группе техника мы разобрали мотор на составные части и после тщательной чистки снова собрали, смонтировали на самолет и опробовали.
Следующий этап отработка посадки в самолет. Тут все имеет значение, все подчинено строгим правилам: как подходить к самолету перед посадкой, куда и как ставить ноги, за что можно браться руками, как сесть в кабину и пристегнуться ремнями. Потом, сидя в кабине, мы долго тренировались в распределении внимания: куда надлежит смотреть во время взлета, в полете и при посадке.
Так поэтапно мы отрабатывали все, что нужно для эксплуатации и пилотирования самолета.
Учебный самолет имел двойное управление, то есть им мог управлять инструктор, располагавшийся в передней кабине, а мог и учлет из задней кабины.
Дождавшись своей очереди, подхожу к самолету и докладываю:
Товарищ инструктор! Учлет Клевцов. Разрешите садиться в кабину.
Попович поворачивает голову, внимательно оглядывает меня с ног до головы.
Садись.
Быстро сажусь, осматриваю приборы, проверяю сектор газа, исправность работы рулей управления, отсутствие препятствий для выруливания и рапортую:
Товарищ инструктор! Учлет Клевцов к полету готов! Разрешите выруливать.
Инструктор отвечает в рупор:
Выруливай.
Сидя в самолете, неподвижно стоящем на земле, последовательно выполняешь работу летчика, как если бы все происходило на самом деле: вот самолет «взлетает», вот он «летит» (ты докладываешь по рупору о своих действиях, Попович слушает молча, значит, все делаешь правильно! [22] ), теперь пора «идти на посадку», осталось «зарулить на стоянку». Все!
И так по многу раз, пока не появится полный автоматизм движений, пока ты окончательно не сроднишься с машиной.
Тут уместно сказать несколько слов об учебном самолете У-2, на котором не одно поколение летчиков осваивало летное мастерство. Создатель его замечательный советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов (позднее У-2 в память о нем был переименован в По-2), Промышленный выпуск У-2 начался еще в 1928 году и вплоть до 50-х годов обучение в аэроклубах проходило именно на этих самолетах. Во время Великой Отечественной войны У-2 использовались для боевых действий как легкие ночные бомбардировщики. Многие летчики и штурманы, летавшие на У-2, удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Этот самолет использовался и для связи, так как мог сесть на площадку ограниченного размера.
В середине мая Попович сказал, что у нас начинаются вывозные полеты, это означало, что тренировки на земле закончились, завтра в воздух! Первым, как наметил инструктор, полетит старший нашей группы Кудрявцев. Моя очередь четвертая.
Никогда еще не был я так взволнован, даже ночью не мог заснуть. Хотя я и был хорошо подготовлен, но одно дело чувствовать себя уверенно в кабине самолета, стоящего на зеленой травке аэродрома. А вот когда он оторвется от этой травки и взмоет в небо каково будет тогда?..
Я поднялся до рассвета и сразу же пошел на аэродром. По пути нагнал Кудрявцева.
Волнуешься? спросил он.
Очень!
Я тоже волнуюсь. Мне ведь первому лететь...
У-2 с инструктором и Кудрявцевым поднимается в [23] воздух. Мы с замиранием сердца следим за ним. Всего несколько минут и вот уже самолет снова на земле, а Кудрявцев с несколько растерянным видом вылезает из кабины.
Мы бросились к нему, засыпали вопросами:
Валентин, все нормально?
Как там, в воздухе?
Он, еще не опомнившись от пережитого, только и мог сказать:
Хорошо там, ребята. Весь город видно...
Подошла моя очередь. Стараюсь подавить волнение, сажусь в кабину самолета, делаю все, чему меня учили. Я знаю, что инструктор зорко следит за каждым моим движением и даже за выражением лица у него в кабине зеркало.
Попович сам вырулил на старт, поднял левую руку, что означает: «Разрешите взлет». В ответ стартер поднял белый флажок и опустил его в направлении взлета: «Взлет разрешен». Мою левую руку, державшую сектор газа, потянуло вперед: это инструктор увеличил до максимальных обороты двигателя. Самолет задрожал и стронулся с места.
Чувствую, правая моя рука вместе с ручкой управления самолета пошла вперед.
Поднимаем хвост, говорит Попович, обрати внимание на положение капота относительно естественного горизонта.
А самолет катится все быстрее-быстрее, и вдруг толчки прекратились. Я понял, что мы взлетели.
Инструктор продолжает комментировать свои действия:
Скорость самолета достаточна, набираем высоту... Высота четыреста метров... Делаем круг над аэродромом.
Я глянул вниз. Мне открылась такая красота, о какой я и не подозревал там, внизу. Я разом увидел и город, и железнодорожную станцию, и Каму в зеленых берегах. [24]
Но долго любоваться открывшейся передо мной картиной не пришлось, до меня донесся приказ инструктора:
Клевцов, принимай на себя управление самолетом.
До этого я лишь мягко держался за ручку управления, теперь я с силою сжал ее, потому что Попович поднял вверх обе руки, показывая, что он и в самом деле доверил мне самолет.
Я осторожно попробовал отклонить ручку управления влево, вправо, от себя и на себя. Самолет повиновался! Это было ни с чем не сравнимое чувство...
Вскоре слышу голос Поповича:
Пролетели над стартом, беру управление на себя, сейчас по «коробочке» по стандартному кругу будем заходить на посадку. Внимательно смотри, когда и как надо выполнять развороты, чтобы правильно построить «коробочку»... Теперь я уменьшаю обороты двигателя и планирую в расчетную точку.
Земля приближалась так быстро, что мне показалось, будто самолет падает. Но какое-то время он летел низко над землей и плавно сел на три точки около посадочного «Т», выложенного из белых полотнищ. Немного пробежав, машина останавливается, тогда инструктор увеличивает обороты двигателя и рулит в отведенное место. Зарулив и выключив мотор, Попович первым вылез из кабины. Я за ним.
Ну, Клевцов, как себя чувствуешь? Понравилось летать?
Очень!
В этот день я впервые по-настоящему поверил в себя, в то, что я смогу стать летчиком.
Однажды после очередного контрольного полета Попович, вылезая из самолета, сказал:
Сейчас полетишь с проверяющим.
Он ушел на командный пункт, а я в сильном волнении остался у самолета. [25]
«Еще никто из учлетов не летал на проверку, почему начинают с меня? Вдруг меня забракуют?»
Между тем инструктор уже возвращался вместе с проверяющим. Когда я увидел, что рядом с Поповичем сам начальник аэроклуба Сергеев, у меня и вовсе перехватило дыхание. Михаил Васильевич Сергеев участвовал в боях на озере Хасан и был награжден орденом Красного Знамени.
Попович, видимо, заметил мое состояние, потому что, подойдя, сказал негромко:
Спокойно, Клевцов. Главное не волнуйся, представь себе, что летишь со мной.
И начальник аэроклуба меня подбодрил:
Считай, что это обычный полет. Инструктор докладывает, что ты уже достаточно подготовлен для самостоятельных полетов.
Едва запустили мотор и я стал выруливать для взлета, как забыл обо всем на свете, кроме своего дела.
Прилетев в заданную зону, одну за другой выполнил фигуры высшего пилотажа и повернул к аэродрому. Начальник аэроклуба не проронил ни слова и только над самым аэродромом внезапно убрал обороты двигателя и сказал:
Клевцов, у тебя отказал мотор, производи посадку без мотора!
Поскольку прежде Попович неоднократно ставил передо мной такую задачу, я и на этот раз выполнил правильный заход, произвел точный расчет, совершил хорошую посадку и зарулил на заправочную стоянку.
Начальник аэроклуба вылез из кабины.
Ну как, Клевцов, не устал? спросил он.
Нет.
Тогда оставайся в кабине: полетишь самостоятельно.
Гляжу, техник загружает в переднюю кабину мешок с песком для балансировки, после чего Попович запустил мотор, пожелал мне счастливого полета и...
И я полетел! [26]
Летел один, самостоятельно никто меня не инструктировал, не подстраховывал, не проверял летел, как взаправдашний летчик!
Я представил себе, что в деревнях, над которыми я сейчас пролетаю, босоногие ребята, задрав голову, смотрят на мой самолет и не знают того, что ведет этот самолет такой же деревенский мальчишка...
Я ликовал в душе, а между тем спокойно и уверенно выполнял все, что требуется, и, пролетав положенное время, произвел посадку точно у знака «Т», зарулил на стоянку и выключил двигатель.
Первым меня поздравил инструктор, за ним пожал мне руку начальник аэроклуба, а там уж подбежали ребята, стали меня теребить, что-то говорили, о чем-то спрашивали... Я только улыбался в ответ, больше всего мне хотелось убежать куда-нибудь, остаться одному, чтобы еще раз мысленно пережить ни с чем не сравнимое чувство самостоятельного полета, свыкнуться с мыслью, что я почти летчик!..
Приближался конец учебного года, надо было готовиться к зачетам и экзаменам в техникуме. Сейчас диву даешься, как могли мы выдерживать такие нагрузки! Вставать приходилось в два часа ночи, полеты продолжались до восьми утра. Прямо с аэродрома шли в техникум, с девяти часов начинались занятия. Сидишь, бывало, на лекции, изо всех сил стараешься вникнуть в смысл того, что говорит преподаватель, но глаза сами собой закрываются, и сколько ни три их кулаками все равно клонит в сон. Толку от таких занятий было, разумеется, мало, но я упорно сидел над учебниками, благополучно сдал все зачеты и экзамены и был переведен на второй курс.
На летние каникулы студенты разъехались по домам, а 12 человек учлетов остались в Сарапуле, чтобы тренироваться в полетах.
Летом у нас появилось свободное время, мы могли [27] отоспаться всласть. И все бы хорошо, если бы не безденежье: многие ребята, подобно мне, не получали из дома никакой материальной поддержки.
Однажды к нам в общежитие заглянул студент старшего курва Петров.
Ну, ребятишки, признавайтесь, кто хочет подзаработать? бодро спросил он. Как говорят в школе, поднимите руки!
Поднялось сразу десять рук.
Я только что с пристани, узнал, что там можно наняться грузчиками: нагружать и разгружать баржи. Возьмемся?
Возьмемся!
Назавтра, вернувшись с аэродрома после полетов, мы отправились на пристань. Нам предстояло разгрузить баржу с солью.
У меня за плечами надета колодка. Двое ребят поднимают мешок с солью весом в сто с лишним килограммов и укладывают его на колодку. Мешок, кажется, вот-вот придавит меня к земле, я с трудом удерживаюсь на ногах.
Пошел! командует Петров: он у нас за бригадира.
Делаю шаг, другой... Идти надо в гору, сначала по дощатому настилу, потом по ступенькам. От баржи до склада 300 шагов: кто-то из ребят заранее вымерил расстояние. Идешь на подгибающихся ногах и невольно считаешь шаги: сорок семь... девяносто четыре... сто тридцать два... Эх, сбросить бы мешок!.. Нет, нельзя... Сто восемьдесят один... Перед глазами какие-то яркие круги.. Ничего-ничего: перевалило на последнюю сотню... Другие же идут, дойду и я... Двести двадцать три... Двести девяносто девять... Дошел! Уф!
Обратно иду медленно, чтобы дать отдых спине, унять дрожь в коленках. И снова:
Пошел!
И так все лето: с аэродрома на пристань. [28]
Так как я первым в аэроклубе был допущен к самостоятельным полетам, то и программу этих полетов закончил раньше других. Попович, видя, с каким рвением отношусь я к делу, часто подсаживал меня в первую кабину к другим учлетам.
Вместо мешка с песком, шутил я, но, конечно, понимал, что делал он это для того, чтобы я в случае чего помог растерявшемуся товарищу: на меня наш инструктор, как видно, крепко надеялся.
...17 августа, накануне Дня авиации, подходит ко мне на аэродроме Попович и подает районную газету.
Взгляни, говорит он с улыбкой. Узнаешь?
Я глянул и обомлел: в газете мой портрет!
Молодец, Иван! сказал инструктор. Тебя отметили как отличника летного дела. Газету возьми на память, а завтра, в 16 часов, приходи в городской клуб: будет торжественное собрание, посвященное Дню авиации. Приходи обязательно: ты будешь сидеть в президиуме.
Я молча кивнул, потому что не мог найти слов, чтобы выразить охватившее меня чувство удивления и одновременно радости: со мной ли все это происходит? Сказать родителям не поверят!..
Придя в общежитие, я первым делом развернул газету.
«Лучшие комсомольцы-учлеты Сарапульского аэроклуба», прочел я. Кроме моего, в газете были помещены портреты еще троих: Вали Ивановой, Вениамина Глушкова и Алеши Савиных. Тут же была напечатана небольшая заметка Вали и Глушкова о том, что благодаря упорству и настойчивости они осуществили свою мечту и теперь летают на самолетах; они призывали юношей и девушек района поступать в аэроклуб.
Все следующее утро я не находил себе места. Застенчивый от природы, мучился мыслью, что сегодня мне предстоит оказаться под взглядами сотен людей...
Умылся и причесался с особой тщательностью, почистил свой видавший виды пиджак и вместе с ребятами, [29] студентами нашего техникума, к четырем часам отправился в клуб. Там уже было полным-полно народу. Я поискал глазами Поповича, но его нигде не было видно.
«Вот и хорошо, подумал я с облегчением, сяду с ребятами в зале».
Но тут меня окликнули:
Клевцов!
Это был Сергеев, начальник аэроклуба. Я подошел, поздоровался.
Ну, Клевцов, как настроение? спросил он и сам ответил:
Ясное дело: бодрое, праздничное!.. Пойдем со мной в президиум.
Пошел за ним ни жив ни мертв. Мне казалось, что все, кто есть в клубе, смотрят на меня.
Сергеев взошел на трибуну и сделал небольшой доклад об успехах советской авиации, деятельности нашего аэроклуба. Когда он начал говорить, я скосил глаза в зал и понял, что все смотрят не на меня, а на докладчика. Вздохнул свободнее и тоже стал слушать доклад.
В заключение начальник аэроклуба сказал:
Сегодня, в честь праздника Дня авиации особо отличившимся учлетам объявляется благодарность. Тут все в зале захлопали. Кроме того, продолжал он, они получают премии. Учлет Клевцов Иван Васильевич... он взял со стола большой сверток и выжидательно посмотрел на меня.
Меня снова кинуло в жар, но хочешь не хочешь пришлось подойти к трибуне.
Учлет Клевцов Иван Васильевич, улыбаясь, повторил начальник аэроклуба, премируется осоавиахимовским костюмом!
Он протянул мне сверток, и все снова приветственно захлопали.
От души поздравляю тебя с премией, Клевцов, желаю дальнейших высоких показателей в летном деле.
Большое спасибо! Я вернулся на свое место. [30]
Премирование отличившихся учлетов продолжалось, а я, прижимая к себе сверток, с благодарностью думал, что от внимания начальника аэроклуба не ускользнуло, как плохо я одет, и что наконец-то я смогу сбросить свой латаный-перелатаный пиджак.
Вскоре после праздника из Ижевска приехал инструктор-парашютист Иван Макарович Николаев, и мы под его руководством начали изучать парашютное дело. Приняв от нас экзамен, инструктор сказал:
Завтра, если позволит погода, будете прыгать.
И снова почти бессонная ночь... Я думал о том, что в кабине самолета чувствуешь себя уверенно: он досконально знаком и уже привычен, к тому же ты надежно привязан ремнями. А тут... Это только сказать легко, а каково шагнуть в пустоту с километровой высоты!..
Погода утром оказалась как по заказу: солнечная, безветренная. Инструктор выстроил нас на летном поле, проверил нашу готовность.
Первым прыгнул Миша Плотников, ставший в последнее время моим близким другом. Я с волнением следил за его прыжком и был очень рад, когда он благополучно приземлился.
Подошла моя очередь...
Очутившись в воздухе, я, чтобы отвлечься от тревожного ожидания, стал разглядывать хорошо знакомую местность, но все вокруг виделось мне как бы в тумане.
Слышу команду летчика:
Приготовиться к прыжку!
Есть приготовиться!
Осторожно вылезаю из кабины на крыло самолета, парашюты основной за спиной и запасной на груди затрудняют движения. Выпрямившись, стою на крыле, левой рукой держусь за борт кабины. Глянул вниз сердце зашлось от страха.
Прыгай! [31]
Не раздумывая, прыгнул и провалился в бездну.
Я вырвал вытяжное кольцо для раскрытия парашюта и внезапно ощутил сильный удар по лицу. В то же мгновение меня рвануло, я повис на стропах.
Какая красота открылась передо мной! Мне подумалось, что, сидя в кабине самолета, не увидишь ничего подобного, а тут все как на ладони. Вижу ребят на аэродроме, они машут мне руками. Помахал им в ответ, и тут с удивлением заметил, что рука в крови.
Земля стремительно приближалась. Я изготовился к приземлению, ударился полусогнутыми ногами о землю и, в отличие от Миши (наполненный воздухом парашют протащил его по земле), устоял на ногах. Потянул нижние стропы, чтобы погасить парашют, отстегнул лямки.
Ко мне подбежал взволнованный врач.
Клевцов, что случилось? У тебя лицо в крови!
А я стою и улыбаюсь: рад-радехонек, что совершил свой первый в жизни прыжок.
Ничего страшного, успокоил я врача, притронувшись рукой к носу, из которого сочилась кровь задело фалом. (Фал веревка для раскрытия парашюта без участия парашютиста, на тот случай, если учлет растеряется. Одним концом фал крепится к самолету, другим к вытяжному кольцу.)
Домой мы отправились вместе с Мишей Плотниковым и всю дорогу делились впечатлениями от первого прыжка.
Осенью 1939 года мы полностью закончили программу летной подготовки. Но оказалось, что нам еще рано считать себя летчиками. Вася Попович прямо так и сказал:
Аэроклуб это лишь первоначальное обучение летному мастерству. Сегодня к нам приехала комиссия из Пермского военного авиационного училища. Училище готовит летчиков бомбардировочной авиации. Завтра вы продемонстрируете перед комиссией технику пилотирования. Лучших из вас отберут для училища. [32]
К этому времени я уже осознал одну особенность своего характера: как бы я ни волновался в ожидании какого-то события, как только доходило до дела, брал себя в руки, и волнение улетучивалось, словно его никогда и не было. Это свойство всегда служило мне хорошую службу.
Так было и в тот раз. Я занял место в кабине самолета, привычно вырулил на старт, получил разрешение на взлет и полностью отключился от всего, что не было непосредственно связано с полетом. Не думал ни о комиссии, ни о летящем со мною инспекторе, ни об училище («примут не примут?»). Только самолет, только ощущение своей власти над машиной и над окружающим меня пространством!..
За этот полет я получил высший балл и был включен в состав группы, отправлявшейся в Пермское училище. Я радовался за себя и за Мишу Плотникова, который тоже оказался среди лучших.
Но наша радость оказалась преждевременной: мы побывали в Перми, прошли там медицинскую и мандатную комиссии, но тут выяснилось, что несколько человек в том числе и нас с Мишей не приняли в училище по возрасту. Пришлось нам, как говорится, не солоно хлебавши вернуться в Сарапул и продолжать занятия в техникуме.
Но доучиться в нем нам так и не довелось: в начале апреля райвоенкомат направил нас в Балашовское военно-авиационное училище летчиков.